воскресенье, 13 мая 2012 г.

Общее родительское собрание "Защита прав и достоинств ребёнка " 2011 год.




Общее родительское собрание

Защита прав и достоинств ребёнка

Выступление педагога - психолога 
Екатерины Андреевны Беловой

Право на сохранение своей индивидуальности

 Здравствуйте, уважаемые родители!  Сегодня для обсуждения озвучена очень актуальная тема: "Защита прав и достоинств ребёнка". Я постараюсь осветить для Вас один из её аспектов - право на сохранение своей индивидуальности.
Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, установила первым принципом то, что "Права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства". В этих словах изначально контекстом мы слышим признание за ребёнком собственной индивидуальности.
Конвенция ООН о правах ребёнка:
    1. Ребёнок имеет право на имя и на приобретение гражданства - Статья 7 Конвенции о правах ребенка.
  2. Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи - Статья 8 Конвенции о правах ребенка
Помимо этого право ребёнка на индивидуальность включает в себя целый ряд более простых правомочий, в частности право знать (насколько это возможно) своих кровных родственников, включая кровных родителей, свое этническое происхождение, родной язык, свою религию, культуру и т.п. Это право самым тесным образом связано с другими личными правами, входящими в специальный правовой статус ребенка, с такими, как право жить и воспитываться в семье, которая наилучшим образом по сравнению с детскими воспитательными учреждениями способна сохранить индивидуальность ребёнка. Право на индивидуальность также тесно связано с правом выражать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его интересы
Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность – это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано – уже в первый месяц жизни. Ребёнок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта… Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека.  Как ни странно, именно сопротивление такому принуждению – и есть проявление индивидуальности!
Правда, осознается это самим ребёнком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем и в словах «Я сам». И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное «Я сам!» – ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее. 
В связи с вышесказанным я хочу посоветовать Вам познакомиться с книгами, пособиями и, в целом, с системой воспитания и обучения детей замечательного, выдающегося итальянского педагога - практика Марии Монтессори
 Работая с детьми, она постепенно вывела основной принцип своей педагогической системы: "Ребёнок сам является творцом своей личности, что в нём самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого - только помочь ребёнку действовать самостоятельно" [Монтессори М. Дети - другие/Пер. с нем./Вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2004. - 336с. - (Педагогика детства)]. Для осуществления данного подхода необходима специально подготовленная среда (безопасная и снабжённая пособиями и предметами для возможного самостоятельного использования их детьми) и, как она особенно отмечает, подготовленный учитель, уважающий личность ребёнка. 


Жаль только, что само определение профессионализма педагога проистекает из установленного факта, что уважение к ребёнку во взрослом человеке необходимо взращивать и трепетно оберегать. Жаль то, что не в каждом взрослом имеет место быть осознанное отношение к праву ребёнка на индивидуальность.
У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять её. С момента рождения этим правом на индивидуальность владеют родители ребёнка, которые уже прошли этот известный жизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этого права человека – быть самим собой. Как они его пережили?
Не для какого не секрет, что ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрёка в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются – мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос – ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводу идёт? Разве мы этому его учили? Дело в том, что он просто не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.
Самая важная составляющая индивидуальности – способность вставать на точку зрения другого человека. Через её развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.
Уже в детстве через чувства взрослых ребёнок начинает воспринимать неоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребёнок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать её в качестве градусника. В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь – например, надел ребенок специально носок на руку и смеётся, доволен своей шуткой.
Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать «я – врач» или «я – мама» и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.
В более позднем – младшем школьном – возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействием на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т.к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.
Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т.к. рост самосознания способствует формированию у человека особенного представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого.
Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству.
К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим – зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве.
Способности дарованы ребенку при рождении, их развитие проходит по своим четким законам. Нельзя ускорить процесс развития, если способности спят и не востребованы. Нет неспособных детей (принимаются во внимание интеллектуально полноценные дети), есть нераскрытые способности и нетерпение взрослых. Одни способности развиты более, другие менее. Отсюда и деление детей и взрослых людей на гуманитариев и аналитиков. Деление условное, просто в определенный момент у ребенка были замечены способности к анализу, и они в большей степени развивались и поощрялись, а склонность к художественному восприятию не принималась во внимание, акценты были расставлены в пользу математических возможностей.
Возможности включают в себя способность самостоятельно решать собственные проблемы, ранний опыт и успехи, приносящие ребенку активность и заинтересованность, уверенность и осознание себя как человека уверенного и компетентного.
Однако детский характер может претерпевать некоторые изменения под благоприятным или неблагоприятным воздействием окружающего мира. Индивидуальные черты характера в силу определенных условий могут быть ослаблены, но не изжиты вовсе. Поэтому, как правило, стремление изменить характер ребёнка терпит неудачи. А если попробовать найти другой подход?
Не переделывать и искоренять, а понять и пойти на компромисс. Поиск и выработка решений способствуют укреплению взаимопонимания, устраняют изнурительные трения, способствуют развитию способностей и активизируют процесс познания. Родители и дети могут обладать разными характерами, но это не должно мешать их общению.
Чтобы ребёнок чувствовал свою индивидуальность, нужно принять его таким, какой он есть. Нельзя его любить только за его достижения. Нужно верить в благородство его мотивов и поступков, понимать его стремления и позицию, дать реализовать себя.
Вспомним табличку, висящую над дверью Винни – Пуха в отечественном мультфильме, сама табличка – это юридический момент, а вот сам Винни – Пух – воплощение индивидуальности. Табличка – безлика, а Винни – Пух – личность.



Сообщение составлено на материалах, представленных в сети Интернет.

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!