среда, 11 июля 2012 г.

Мир похож на цветной луг , если рядом с тобой друг






Каждое мероприятие в детском саду овеяно ожиданием и надеждой на то, что это не будет скучно. Готовя к проведению тематический досуг, я постоянно думала о том, что сама тема не является новой, что она слишком часто упоминается любым педагогом в разговоре с родителями воспитанников, что крайне сложно  настроить взрослую аудиторию на сотрудничество без очевидного ожидания сдерживаемого ею зевка… Что такое «гнев», «раздражение», «радость»… Вроде многое понятно, но, с другой стороны, во взаимоотношениях уже маленьких детей и родителей закрадываются первые ростки недовольства друг другом. Являясь сторонником прикладной психологии, я не решилась избежать прямого взаимодействия с родителями воспитанников.
И как бы не было порой скучно на «званных» родительских вечерах, я думаю, родителям время от время необходимо отвлечься от дел и заглянуть в себя с вопросом «всё ли хорошо в моих взаимоотношениях с ребёнком». В конце концов, даря минуты общения своему малышу сейчас, мы закладываем фундамент часов внимания, когда мы, взрослые, будем в этом нуждаться в будущем. Слишком глобально? Думаю, лишь отчасти. Это жизненная линия, проверенная веками взаимоотношений детей и родителей. И очень жаль, что не все родители присутствовали. Да, у кого – то работа и масса неотложных дел оказалась – жизнь взрослого в современном мире – это бурлящий котёл со всякой всячиной. Однако были и такие, кто нашёл время  прийти и забрать малыша перед мероприятием, лишь бы не участвовать самому. Конечно, каждый сам решает, как воспитывать и сколько на это времени тратить. Однако в нашем обществе внимание родителей стоит обращать на то (уж в чём необходимо, так в этом) на отношение американских родителей к таким моментам. Для них пропустить совместный досуг с ребёнком – это дни извинений. И это не в одной семье, это родительских менталитет целой нации, пусть и в историческом плане молодой.
Вечер прошёл. Мне, как психологу, очень понравились реакции детей на присутствие родителей. И я благодарна тем родителям и близким родным, кто сделал вечер для малышей таким значимым. Ведь это словно выйти в свет и показать ему с чувством гордости свою любовь к Вам, а это дорогого стоит, так как пока это происходит непосредственно и без стеснения.
Тематический досуг
«Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг»
Цель: укрепление детско – родительских отношений через совместное знакомство детей и их родителей с миром эмоций и чувств и продуктивную творческую деятельность.
Место проведения: территория прогулочного участка группы.
Образовательные области:
·        «Познание (формирование целостной картины мира)»;
·        «Социализация»;
·        «Коммуникация»;
·        «Художественное творчество».
Подготовительная работа:
1.     Настольная игра «Домик настроений» - психолог.
2.     Аппликация с элементами оригами «Щенок и бабочка» - воспитатель.
3.     Конструирование из песка и воды в песочнице – воспитатель, педагог дополнительного образования.


4.     Работа с пиктограммами «Эмоции» - психолог, воспитатель.
Ход досуга:
I.                   Организационный момент
Педагог – психолог: Здравствуйте, дорогие дети и гости – наши уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам творчески увлекательно провести время.
II.                 Удивительный мир эмоций и чувств
Педагог – психолог: Ребята, я уверена, что у вас много – много друзей: и здесь, в детском саду, и во дворе возле дома. Но самые – самые близкие друзья – это наши родители: они нас понимают, помогают нам в трудную минуту, смеются с нами над шутками и фантазируют, глядя на облака.
Но случаются ситуации, когда вы ссоритесь, обижаете друг друга. В такие моменты необходимо подумать над своим поведением: может быть именно из – за него всё и случилось?
Очень часто обиды возникают из-за грубого слова, интонации в голосе, проявления гнева, раздражения. Может, вы и не хотели обидеть друг друга, но неправильно распознали настроение. Возможно, мама расстроилась из – за плохого сна, а вам показалось, что она раздражена и недовольна вами…
Как же распознать эмоции? (ответы детей и родителей) А вы знаете, что такое «гнев» (возможные ответы детей, родителей), «раздражение» (возможные ответы детей, родителей), «радость» (возможные ответы детей, родителей), «грусть» (возможные ответы детей, родителей), «страх» (возможные ответы детей, родителей).
Примечание: Учитывая сложность определений предложенных понятий, основной ориентир идёт на родителей воспитанников, однако, детской аудитории необходимо дать возможность высказаться и помочь подобрать слова – синонимы, определяющие эмоциональное состояние. В частности, это относиться к «гневу» и «раздражению».
Педагог – психолог:
Мы вечно в эмоциях, чувствах витаем,
Как калейдоскопом они перед нами,
Ведь мы то смеемся,  то грустим и страдаем
И чувства меняя, меняемся сами…
(Анна Бондаренко)
Сейчас я хочу пригласить вас в театр. Одним из главных профессиональных качеств актера является умение изображать различные эмоции и чувства. Я предлагаю вам посмотреть маленькие этюды с изображением эмоций, которые подготовили наши маленькие актёры.
Из – за театральной ширмы выходит ребёнок в шапочке – маске.
Вася Курочкин (заранее подготовленное выступление ребёнка): Ой, ребята, привет! А что я вам расскажу! Вот так история! Однажды я захотел выйти на улицу погулять, как вдруг… Представляете, я увидел, как бегает шляпа. Она была живая! У неё даже ножки выросли! Бегала шляпа очень быстро, из угла в угол. А я, конечно же, бегал за ней. Когда я попытался её схватить, то что ж я увидел?! Котёнка. Знаете, как я удивился? Вот так (показывает широко раскрытый глаза и рот).

Педагог – психолог (обращаясь к детям - зрителям): Ребята, попробуйте изобразить удивление, покажите круглые глаза, открытый ротик.
Дети показывают эмоцию мимикой.
Педагог – психолог: А теперь я предлагаю вам показать родителям то, что вы подготовили для них утром.
Дети демонстрируют построенный утром в песочнице замок, дарят заранее подготовленный подарок – сюрприз: сделанную творческую композицию «Щенок и бабочка» со сладкой конфетой (подарки - сюрпризы спрятаны в макете пня).


Педагог – психолог: Ребята, посмотрите на лица своих родителей, какие эмоции отображены на их лицах? (ответы детей) Я согласна с вами, радость и удивление. Как вы думаете, почему проявляется эмоция «радости»? (ответы детей) А удивления? (ответы детей) Итак, наш опыт доказывает нам, что радость и удивление – положительные эмоции – можно вызвать, если сделать что – нибудь красивое, интересное, очень приятное и неожиданное. Как вы думаете, таким образом вы смогли бы поднять своим родителям настроение? А какие поступки можно назвать «приятной неожиданностью»? (ответы детей)
Все (и родители, и дети) рассаживаются на свои места.
Педагог – психолог: Предлагаю посмотреть второй театральный этюд.
Из – за ширмы «Замок» выходит ребёнок в шляпке – маске гриба короля Боровика и ребёнок, читающий стихотворную историю о нём.

Король Боровик (возмущённый, разгневанный): Да что же это такое?! Опять эти мухи! Ах, как я злюсь!
Педагог – психолог: Хотите узнать, что случилось с королём Боровиком? (ответы детей и родителей)
Ребёнок – рассказчик: Шёл король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи. (В. Приходько)
По ходу рассказа ребёнок, изображающий короля Боровика, мимикой и пантомимикой сопровождает историю.
Педагог – психолог: Ребята, а как вы себя ведёте, когда злитесь? Постарайтесь показать (Дети показывают.) А теперь, давайте попробуем позлиться так же, как король Боровик.
Педагог – психолог зачитывает стихотворение еще раз, а дети изображают злость.
Педагог – психолог: Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь королю Боровику, чтобы он перестал злиться?
Дети предлагают варианты, приходят к общему выводу с помощью родителей и педагога – психолога.
Педагог – психолог: А в каких ситуациях вы злитесь? Кто помогает вам успокоиться? Хочу открыть вам секрет, как можно успокоиться самостоятельно:
1.     Посчитать до 10.
2.     Посчитать свои шаги.
3.     Нарисовать огромный забор, где много дощечек.
Педагог – психолог: Как только вы успокоитесь, лучше всего сделать что – то такое, что поднимет ваше настроение.
1.     Постарайся улыбнуться.
2.     Возьми свою любимую игрушку, прижми к себе, поиграй с ней.
3.     Поиграй с друзьями.
4.     Крепко обними маму и папу и напомни им, как сильно ты их любишь.
5.     Вспомни о самом приятном на свете, например, о сладкой конфете.
III.              «Друг познаётся в беде» (русская народная пословица). Игра «Племя сладкоежек»
Педагог – психолог: Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Племя сладкоежек». Представим на минуту, что мы оказались в волшебной, необычной стране, которую населяют забавные гномы племени «Сладкоежки». Сладкоежки очень любят пастилу, мармелад, ириски, а еще леденцы и тянучки. Беда в том, что всеми конфетами и шоколадом заведует самый главный Сластёна. И для того чтобы получить от него хотя бы малюсенькую конфеточку, нужно потрудиться.
Представьте, что вы – забавные маленькие гномики, которые решили прогуляться по волшебному лугу с цветами. Посмотрите, эти воздушные шары очень похожи на цветы, а в них – ваши любимые конфеты. Если по шарику хлопнуть ногой, то можно добыть лакомство. Поскольку родители – это наши самые – самые большие друзья и всегда готовы помочь в самую трудную минуту, обязательно возьмите их с собой, чтобы пройти это испытание.
Примечание: Поскольку основная цель игрового момента заключается в снятии психоэмоционального напряжения, преодолении эмоции страха, укрепление детско – родительских отношений, следует оставить за ребёнком и родителем право на участие в игре, так как громкий хлопок шарика у тревожного ребёнка и родителя может вызвать отрицательные эмоции (если это происходит впервые). В следствие этого эмоцию страха следует рассмотреть заранее и попробовать в игровой ситуации полопать шарики, однако, ориентируясь на актуальное состояние ребёнка.

В соответствии со своим желанием родители и  дети участвуют в игре: ногами лопают шарики и достают конфеты. Остальные, кто не решился играть, стараются поддержать играющих.
В самом конце игры активным участникам вручается тотемный знак «сладкого племени», где подписываются имена детей для помещения в психологическом уголке группы как «Наши храбрецы».
Педагог – психолог: Вот так храбрецы! Прошли испытание с достоинством. А поддерживали и помогали нам наши бодрые улыбки и дружный смех.
Дети и родители рассаживаются на свои места.
IV.              Творческая продуктивная деятельность
Педагог – психолог: Что ж, а в нашем театре настала пора сказки. Я предлагаю вам её внимательно послушать, а потом по её мотивам создать всем вместе коллективную композицию.
Педагог – психолог рассказывает небольшую историю «Сказку про цыплёнка, который не умел дружить». На столах подготовлен разнообразный материал для творчества, фон для коллективной композиции.
После прочтения сказки дети и родители вместе выполняют творческую работу по мотивам сказки, выбирая объекты и инструменты для творчества самостоятельно, ориентируясь на своё воображение.

 
 

После завершения работы.
Педагог – психолог (обращаясь ко всем): Во время всего процесса работы я следила за вашими лицами: они выражали внимание, увлеченность, интерес, радость – я уверена, что положительные эмоции вызваны тем, что работали мы все вместе. Более того, вы сегодня (обращаясь к детям) творили вместе с родителями, своими самыми близкими друзьями.
Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
Воскресенье  Автор: Олег Бундур
V.                Самоанализ
Педагог – психолог: Настала пора подвести итог нашей встрече. Я предлагаю Вам с помощью забавного градусника определить Ваше настроение от полученных впечатлений.
Дети и родители с помощью цветных карандашей отмечают на градуснике своё настроение.


 
Педагог – психолог: Я надеюсь, сегодняшний вечер доставил удовольствие. До свидания.


Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

4 комментария:

  1. Как здорово!!!! Столько эмоций у деток! )Катерина, скажите пожалуйста, когда вы проводили такое замечательное мероприятие в детском саду, на какой возраст была ориентация? Или это мероприятие для всех желающих? Ка проходили орг.моменты?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кристина, я вообще всегда отдаю предпочтение именно таким формам контакта с родителями :)! Рада, что и у Вас это нашло такой отклик! Проводила я его летом (5 июля), перед Всероссийским днём семьи, любви и верности, который с 2008 года проводится 8 июля. Мероприятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста, однако, проводила я его с детьми средней группы, которым только предстояло перейти на эту ступень. Но я посчитала это возможным, так как большой уклон был сделан именно в пользу активности родителей. Хотелось совместить задачи своеобразного семинара - практикума, ориентированного на взрослую аудиторию, но и интересного тематического досуга для дошкольников. По сути, удалось :). Организационные моменты я всегда решаю очень оперативно. Первое, никогда не готовлюсь к мероприятиям слишком долго - всё проходит в пределах одной недели. Раздали стихи - этюды для детей, несколько раз с актёрами прорепетировали, но "не затёрли до дыр" - безумно хотелось ярких детских эмоций! Ведущая всегда я сама, а мои умнички - воспитатели всегда на подхвате. Мы обговариваем основные моменты: куда поставить, что сделать в тот - то момент и другое. Мероприятие проходило во второй половине дня, а утром на прогулке мы с детьми и воспитателем Верой Анатольевной сделали подарки - сюрпризы, песочный замок (правда, в обед я немного подкорректировала его архитектуру ))). Вот и всё! Я уверена, что готовить подобные мероприятия необходимо прежде всего у себя во "внутреннем" плане, а вот участникам преподносить "сюрприз" - переживания эмоций сиюминутного, неподготовленного характера. Это немного волнительно, но оно того стоит!!!

      Удалить
    2. Спасибо, думаю, что с удовольствием воспользуюсь подобным мероприятием, а может, возьму за основу ваше, если конечно позволите ) Спасибо ещё раз!

      Удалить
    3. Конечно, Кристина, пользуйтесь!

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!