воскресенье, 16 сентября 2012 г.

Психологический занимательный аутотренинг



  Психологический занимательный аутотренинг проводится в нашем детском саду уже лет пять. Сразу скажу, что это не гипноз, который вызывает столько спорных чувств, но это средство, способное предупредить психоэмоциональное напряжение в особых для дошкольников периодах. Такими периодами я считаю начало учебного года, а также подготовку к различным мероприятиям. Конечно, взрослый берёт на себя всю нагрузку. Однако дети - это своеобразный индикатор "атмосферного" комфорта. Они не говорят, как взрослые, об усталости, но то, что они устают, взрослый должен понимать, так как любая деятельность даже при условии, что она захватывает и приносит удовольствие - в результате выражается в усталости. Другое дело, что она может так же иметь своё "настроение".

    "Аутогенная тренировка — наиболее популярный метод современной практической психологии. О нем слышали все, читали — очень многие. И все больше становится тех, кто ощущает настоятельную потребность в практическом овладении аутотренингом. Созданная полвека назад для нужд медицины, сегодня аутогенная тренировка шагнула далеко за пределы врачебных кабинетов. На производстве создаются комнаты психологической разгрузки, специалисты по регуляции психического состояния появляются в спортивных командах, аутогенная тренировка становится общепризнанной и незаменимой, "психогигиеной обыденной жизни". Связано это прежде всего с тем, что задачи аутотренинга, такие как снятие нервно-психической напряженности, быстрое восстановление сил, управление своими эмоциональными состояниями и др., должны решаться сегодня в самых различных сферах деятельности". (Источник)
      Тренинг разрабатывала я сама, основываясь на психотехнических методах предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей, представленных специалистами В.Г. Алямовской и С.Н. Петровой (рекомендовано к применению практическим психологам, работающим с детьми 3-7 лет).
   Основные положения аутотренинга:
  • По своей сути является здоровьесберегающей технологией.
  • Разработанный комплекс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
  • Цикл состоит из 10 занятий, непрерывно регламентируемых в режиме дня ДОУ в течение 2-х недель - я их провожу после прогулки перед обедом в первой половине дня.
  • Аутотренинг направлен на предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
  • Способствует развитию умения управлять своим эмоциональным состоянием.
  • Способствует освоению умения регулировать недовольство собой, свой сон, корректировать вредные привычки; освоив форму цели, ребёнок так же способен регулировать с их помощью некоторые отклонения в своём здоровье.
       Как я уже написала выше об основных напряжённых моментах режима ДОУ для детей - занимательный психологический аутотренинг был проведён в начале учебного года. В этом учебном году я начала его за неделю до начала занятий.
         Концепция аутотренинга:
         Итак, с чего начать. Первое, что, к сожалению, я не запечатлела на фотоаппарат, -  это обучение технике дыхания и объяснение позы. Для этого необходимо освоить упражнение "Геометрические фигуры" В.В. Коноваленко - это упражнение приводится в цикле на развитие произвольного запоминания (думаю, это руководство иметь место быть у каждого психолога, но если его нет, а материал вас заинтересовал, то напишите в комментариях, и я опубликую подробно само упражнение и несколько других, которые я так же применяю в данном тренинге). Главное, научиться контролировать вдох и выдох, вдох  - через нос, выдох через рот. С этого упражнения начинались три занятия. Затем дети ложились на ковёр. Для организации пространства я использовала обручи - спасибо за мысль инструктору по физкультуре нашего ДОУ - Маргарите Алексеевне Галаниной. Подобная организация позволяет детям быстро позиционировать себя - а ведь делают они это исключительно по собственному желанию. Я говорю только, что ноги - ступни - должны быть направлены к обручу.
     Для освоения позы беру её самый, пожалуй, распространённый вариант, - позу лёжа: дети лежат на спине на коврике, их руки свободно располагаются ладошками вверх вдоль туловища, ноги слегка разведены. Дошкольники уже на первом занятии быстро это усваивают, на последующих - лишь отдельные напоминания. [Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. - М.: ООО "Издательство Скрипторий 2000", 2002. - с. 65 - 67]
      Считаю обязательным музыкальный компонент - спокойная, располагающая к релаксации, музыка. Для того, чтобы дети хорошо "ориентировались" в моей речи, особенно с закрытыми глазами, - я применяю счёт до 5. 
       Итак, как только дети приняли позу, я считаю до пяти - дети закрывают глаза. Важно инструкцию давать перед началом выполнения этапа. Например, "сейчас я досчитаю до 5 и вы закроете глазки". Затем предлагаю детям сконцентрироваться на ощущениях твёрдого пола с переключением на мягкий ковёр. При этом проговариваю, что сделать это необходимо и ногами, и руками, и спиной, и головой. Только после того, как мы таким образом поработали над восприятием, я снова проговариваю инструкцию и считаю до 5. Вторая инструкция - это обрисовывание зрительного ряда, который необходимо детям представить. Собственно именно тут и был осуществлён мной авторский подход в разработке тренинга.
         Каждое занятие - это сказка путешествие. Старт - откуда начинается путешествие и место, которое дети должны первоначально представить, - каждый раз одно и то же. Это долина, окружённая горами, на краю виднеется кромка леса, по краю долины течёт река, несущая свои воды до простора моря. Как только я проговариваю это первоначальное описание, я "иду" дальше. Предлагаю детям "почувствовать" нежную траву, "лечь" на неё, "понежиться" в лучах солнца, "понаблюдать" за облаками. Кстати, одним из компонентов тренинга являются упражнения на развитие воображения: например, через раз предлагаю детям не только обратить внимание на облака, но и посмотреть, на какие фигуры они похожи. "Лежа" на траве дети делают по инструкции ("давайте подышим свежим, горным воздухом долины") вдох и выдох так, как обучились до этого, с 3-х разовым повторением. Затем дети "поднимаются" и отправляются то к лесу, то к речке - каждый тренинг посвящается одному путешествию. 7 занятий - это путешествие в лес, а 3 занятия - к реке и морю. При этом концентрирую внимание детей на том, что "идём мы медленно, руки и ноги лёгкие, мы наслаждаемся прогулкой". Лес представляет собой нечто волшебное и удивительное. С самых первых занятий детей встречает на опушке Лисёнок Фред, впоследствии этот ряд обогащается животным - фантазией по инициативе детей (упражнение на развитие воображения) - в этот раз это получилось нечто похожее одновременно на лису, зайца и волка :))) - и гномом, который любит шоколадные конфеты. Когда дети "проходят через лес" - это замечательная арена для упражнений на развитие воображения. То, детям рассказываются лесные тайны - дети потом должны вербализовать - придумать "услышанное", то находят какое - то "лесное чудо" - каждый раз даётся только установка, например, "Лисёнок Фред рассказал вам на ушко большой - большой секрет", а какой - дети должны придумать сами. 
         В лесу дети всегда "идут" целенаправленно к "волшебной пещере". Как известно, пещера - место тёмное, а, следовательно, поработаем над страхами. Я предлагаю детям "зажечь" в ладошках маленький огонёк, который дети по инструкции окрашивают в тот цвет, который им больше всего нравится. Отмечаю, что воздух в пещере чистый и тёплый, а с огоньком - совсем не страшно. Только войдя в пещеру - дети делают упражнение на вдох и выдох (3 раза). Пещера - это метафора нашего тела. Я использую метафоры "главный туннель", "боковые туннель", "комнаты", "насосная комната", которые расширяю подробным описанием интересных деталей. Например, одна из комнат очень большая: здесь можно встретить статуэтки, книги, карты и много других разных предметов со всего мира - как поняли, это мозг. Соответственно "насосная комната" - наше сердце. Самое первое помещение - это большая пещера по пути от главного туннеля, где сидит Мудрость нашего тела на троне. Если идём по боковым туннелям - руки и ноги - то завершаются они пятью комнатами, в которых лежат пять волшебных камней. В комнате, олицетворяющей мозг, дети открывают большую книгу волшебных заклинаний. Каждый раз: "чтение книги", "приложение руки к камню" - это просьба - пожелание быть "здоровым, сильными, красивыми". Обязательно благодарим и отправляемся назад. На "обратном пути" я обращаю внимание детей на медленное, "наслаждающееся" движение. На опушке леса "прощаемся" с друзьями и идём к тому месту, откуда началось путешествие. Снова проговариваю инструкцию о том, что посчитаю до 5 и дети окажутся в детском саду, НО глаза не открывают. Снова работаем над переключением ощущений "твёрдый пол - мягкий ковёр". Только после этого считаю до 5, и дети открывают глаза. 
     Первые два занятия после непосредственно аутотренинга играю с детьми в игру "Замедленное кино" - это необходимо, чтобы дети вставали медленно, не торопясь, а игровой момент всегда вызывает улыбки. 
        После мы обязательно садимся в круг, и я задаю 2-3 вопроса. Например, какого цвета был огонёк, страшно ли было, догадались ли дети, для какой части нашего организма мы просили здоровье, какой секрет им рассказал Лисёнок Фред и т.п.


        В заключение хочу сказать, что детям эти занятия очень нравятся. Упражнения на воображение вообще уникальны, так как дети сконцентрированы именно на этом процессе с минимальной концентрацией на желании движения телом.   А что и говорит о пользе подобных упражнений, когда первые недели нового учебного года всегда создают предпосылки к психоэмоциональному напряжению у всех участников образовательного процесса!

     P.S.:  Познакомиться с отдельным эпизодом представленного психологического занимательного тренинга можно здесь.
          P.P.S.: Публикую те дыхательные упражнения, что я использую в данном занимательном аутотренинге.

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

11 комментариев:

  1. Екатерина, очень приятно познакомиться с коллегой, открыла для себя ваш блог, буду заглядывать почаще, заходите и вы в гости на домики)) http://varegkinyradosty.ru

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья, побывала у Вас в гостях! Какой же Вы творческий человек!!! Да, ещё и мама! Очень рада знакомству - я у Вас теперь частый гость :)!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте,у вас был раздел "Тренинги для проблемных детей" (или как-то по другому называется).Куда он делся?Никак не могу найти(((((Очен помогал мне в работе.Нельзя ли его вернуть?

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте! Я очень рада, что мы с Вами оказались единодушны в своём мнении относительно программы И.С. Погудкиной. :) Однако я никогда не задумывалась ранее над тем, что если публикую, хоть и несколько видоизменяя, авторскую программу, то по крайней мере создаю существенные препятствия автору для её переиздания. Так, конечно, делать нельзя. На сегодняшний день я это пониманию, а потому материалы, основанные на авторах Погудкиной и Шарохиной, которые были размещены в блоге, я удалила. Но Вы можете мне написать на электронную почту (через "форму обратной связи"): я Вам вышлю исключительно для личного пользования и ознакомления. Правда, рекомендую Вам впоследствии её приобрести - не дорого, но крайне ценно. То, что я Вам пришлю, удобно применить в качестве бумаг для аттестации (рабочая программа).

    ОтветитьУдалить
  5. Екатерина, здравствуйте! Меня очень заинтересовала Ваша работа. Хотелось бы на практике реализовать Ваш проект. Прошу помощи: может подскажите, где посмотреть, почерпнуть информацию. Была бы очень благодарна. Искала в интернете упражнение "Горячие монеты" В.В. Коноваленко, безрезультатно. Помогите информацией, заранее благодарна Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. :) Мне очень приятно, что возник интерес к реализации на практике. :) Поскольку я так и не дошла до рецензентов (сказывается, что активно сейчас не практикую), то опасаюсь, что именно моя форма подачи ещё требует квалифицированной оценки. Но я хитрю, когда реализую свой подход. :) Так как основополагающие принципы организации я взяла у специалистов В.Г. Алямовской и С.Н. Петровой. Если хотите, то это можно выразить словами: их методологическая основа, а мои конспекты. :) Даю Вам ссылку на то, чтобы Вы могли себе скачать эту книгу и познакомиться (то, что касается непосредственно тренинга, во второй части книги): https://drive.google.com/file/d/0BwVgLRjzS3JfV09saGV3RE9SM0k/view?usp=sharing Как только я сама оформлю всё по необходимым формам, пройду рецензентов, то обязательно сообщу об этом в блоге.
      А по поводу упражнения - сегодня опубликую в конце данного поста. :)

      Удалить
    2. Вот пишу с чувством неловкости. Вы меня очень извините, но я название упражнения написала совсем не то, а, как следствие, Ваш поиск, конечно, не увенчался успехом... Его правильное название "Геометрические фигуры". Правда поисковик выдаёт его несколько другую вариацию, больше подходящую для логопедической работы. Поэтому я всё же опубликую. И ещё раз искренне извиняюсь за дезинформацию.

      Удалить
  6. Замечательный тренинг, делаю себе закладочку...

    ОтветитьУдалить
  7. Катюша, спасибо огромное! Попробую применить в своей работе!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, привет! :) Я когда у тебя увидела пост, то сразу всплыло моё - согласись: довольно близко. :) Только я никогда не использовала рефлексию так развёрнуто, как ты. Мне понравилось. :) Думаю, что теперь немного пересмотрю свою организацию. :)
      Это тебе спасибо! :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!