вторник, 2 октября 2012 г.

Левша или правша? Нужно ли переучивать?

   Содержание статьи
  • Вопрос на родительском собрании...
  • Признаки, по которым люди делятся на праворуких и леворуких...
  • Что важно знать специалисту при определении ведущей руки! - специалисту - педагогу
  • Как определить ведущую руку в домашних условиях! - родителю малыша
  • Проблемы, связанные с переучиванием
  1. Чем опасно переучивание?
  2. Когда выявляется леворукость?
  3. Как помочь школьнику - левше?
  4. Психологическая поддержка
 Вопрос на родительском собрании...
  
    Необходимость этого сообщения назрела сама собой. В конце прошлой недели я выступала на родительских собраниях в 2-х группах, которые посещают малыши 3-4-х лет (II младшая). Очень понравились обе аудитории родителей. Сразу скажу, что присутствовали только мамы, но так уж повелось, как говорится... Слушали внимательно, но, что понравилось, задавали и вопросы - люблю активных родителей. В одной группе с разной вариацией прозвучал вопрос о правшах и левшах. Интересовало, как определить и необходимо ли переучивать?
      Что касается переучивания... Однозначно для каждого конкретного человека на этот вопрос ответить нельзя. С одной стороны, в мире, в котором мы живём, многое устроено под правшей - с этой позиции, конечно, родителям хочется подготовить малыша к жизни так, чтобы ему было максимально комфортно. Однако я сама, будучи левшой, не испытывала сильного дискомфорта. Всё, что приносило досаду, так это испачканная кисть руки, так как при написании я рукой проводила по ещё не высохшим чернилам - с приходом гелевых ручек проблема пропала (Другими словами, в век индивидуальностей, что характеризует наше время, прогресс даёт простор комфортной жизнедеятельности и для левшей). Что касается обучения игре на фортепиано, вязанию, владению компьютерной мышкой - у меня даже не возникло стремления обратиться к своей ведущей руке. Более того, например, играя на пианино или, как сейчас, набирая на компьютере текст, я точно могу сказать, что большему сознательному контролю подвергается левая рука, так как она чаще "ошибается" по сравнению с виртуозом - правой. Так от чего же зависят эти удивительные индивидуальные особенности? Почему одни легко могут освоить  обе руки и переучивание для них не будет большой проблемой, а другим переучивание противопаказано? Попробуем разобраться...
      Итак, Ваше желание, например, определить ведущую руку у ребёнка и, в случае если всё - таки он левша, рассмотреть возможность переучивания. Как и во врачебной практике, прежде чем "оперировать", необходимо "проанализировать".  А для того, чтобы не создалось путаницы в голове, во - первых, хотя бы обзорно разберёмся, что такое "левша" и "правша" и на какие степени (виды) их разделяют, во - вторых, рассмотрим вопросы определения ведущей руки и наиболее распространённые тестовые упражнения, в - третьих, познакомимся с теми видами проблем, с которыми есть вероятность столкнуться при переучивании. 
        
            Признаки, по которым люди делятся на праворуких и леворуких
         Сначала разберемся, какие признаки делят людей на праворуких и леворуких.
        Обычно мы обращаем внимание исключительно на то, какая рука у человека ведущая, хотя это не самый надежный критерий по которому можно судить, кем является человек. Для того чтобы определить, кем является человек в условиях быта, обычно используют сочетание руки, которая ведет, ноги, глаза, а так же уха.
       Только в том случае, если человек все время, всю работу выполняет, используя ту или иную руку в роли ведущей, начинает шагать или бегать с одной и той же ноги, разговаривая по телефону, прикладывает трубку, постоянно к одному и тому же уху, а когда нужно, что-то рассмотреть, прищуривает определенный глаз; а все эти части тела располагаются на одной из ведущих сторон, только в этом случае мы с уверенностью можем сказать, кто перед нами – левша или правша.
       Человек, который использует не все время, какую либо из сторон тела, а иногда пользуется и другой стороной и органами которые на ней находятся, можно говорить, что он либо левша, либо правша. Одним словом  определять нужно не по руке, а по ведущей половине тела.
       Выделяют пять разных видов людей, исходя из половины тела, которая является ведущей.
   1.Правши в чистом виде. Очень редкое явление. Ухо, глаз, нога – правые и являются ведущими. Если они выполняют действия при участии левой стороны, то они лишены ловкости, когда правая рука повреждена, левая не может работать полноценно. Переучить такую правшу невозможно. Или это будет сопряжено с различными нарушениями психического развития.
  2. Правши. Большинство людей, населяющий Земной шар, очень активно используют правую сторону, однако при тестировании четко выраженная доминация отсутствует, или же  используется часть левой стороны и ее органы, или  не только правую сторону, но и левую. Когда правая рука травмирована, левая  может без проблем заменить поврежденную правую руку. Если возникнет необходимость, всегда можно научиться работать левой рукой.
     3. Амбидекстры. Можно встретить в редких случаях. Как таковая, ведущая сторона тела не определена. Управляют как левой, так и правой стороной, без особого труда. В обычной жизни пользуются правой рукой, не потому что так удобнее, а потому что многие инструменты были ориентированы на праворуких. Не редкость, что такие люди могут осознанно определить, какая сторона за что отвечает.
    4. Левши. Их можно встретить довольно часто. По ошибке принимают за леворуких. Больше  используют левую сторону. При использовании тестов четкой  и полной доминации нет. При травме левая рука без проблем заменит правую руку. Легко можно переучить.
   5. Чистые левши. Довольно редкое явление. Ведущей стороной можно считать левую сторону тела. При травмировании левой стороны правая сторона не сможет выполнить все функции правой. Переучить таких людей невозможно. Или это будет сопряжено с различными нарушениями психического развития.
     Помимо вышеперечисленных разновидностей, имеется скрытая праворукость и леворукость. Тесты, которые проводятся, определяют ведущей стороной – одну, а тесты на мозге – другую.
     Подобные случаи имеют место быть у людей, которые по какой либо причине в детстве, переучивались, пользоваться той стороной, которая не была заложена в них природой. В подобных случаях нужно, в первую очередь разобраться, по какой причине возникло несоответствие, после чего решить, нужно ли переучивать этого человека более активно использовать  ту или иную сторону тела.
    Даже если имеется  много систем тестирования, чтобы определить ведущую сторону, прежде чем переучить ребенка, с правши на левшу или наоборот, нужно посоветоваться, со специалистом, потому что есть вероятность, что он может быть не левшой, а скрытым правшой. [Источник]
       Исходя из вышеизложенного, переучивать ребёнка в принципе возможно, однако, нежелательно, так как учесть все составляющие мозаики весьма сложно! Например, как без специального оборудования определить скрытую праворукость или леворукость?
    Почему всё же необходимо определить ведущую руку? Во-первых, потому, что переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребёнка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Во-вторых, потому, что за год—два до школы можно помочь ребёнку преодолеть "навязанное правшество".
        Что важно знать специалисту 
при определении ведущей руки! - специалисту - педагогу
    По мнению немецкого исследователя Ф. Кречмера, для определения рукости "необходимо попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: как он поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т. д. Предпочитаемая рука может быть определена в рисовании, при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов". Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и движения выполняются легче и точнее, то ребенок левша. Однако использовать описываемые Ф. Кречмером задания для тестирования рукости не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где ребенок, как дается инструкция. Ниже представлена сокращенная батарея тестов, которую вы можете использовать для определения рукости ребенка.
   Эти тесты содержат игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Взрослый должен сесть напротив ребенка (лучше за столом), но не сбоку. Обстановка вашего обследования должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете рукость. Начать можно следующими словами: "Сейчас мы с тобой поиграем" или "Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить". Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
      Первое задание. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею", "У меня не получится". Можете успокоить его: "Я знаю, что это трудно, нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся", подбодрить, сказать, что он делает все верно. В этом задании учитывается не только, какой рукой ребенок  работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнения рисунка.
    Второе задание. Ребенку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает) .
      Третье задание. «Построй колодец из палочек (спичек)».
      Четвертое задание. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч несколько раз.
   Пятое задание. Вырезание ножницами по контуру рисунка любой открытки (вырезать цветок, зайчика. Чебурашку и т. п.).
     Шестое задание. Нанизывание бисера (или пуговиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или нитку с проклеенным кончиком. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.
   Седьмое задание. Выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2—3) с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.
     Восьмое задание. Развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
   Девятое задание. «Построй из кубиков дом, ограду и т. п.». Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики.
       Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.
     При выраженном предпочтении левой руки ставится знак «плюс» (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «плюс» ставится в графу «Обе руки».
Фамилия, имя ____________
Дата тестирования_________
Возраст_________
Тесты Левая рука Обе руки Правая рука
1. +
2. +
3. +

    Последний, но очень важный этап работы — выяснение, имеются ли у ребенка родственники-левши (братья, сестры, родители, бабушки, дедушки). Этот вопрос выясняется в беседе с родителями (если тестирование выполняет педагог). При наличии семейной леворукости заносится знак "плюс" в графу "Левая рука".
      Леворуким считается ребенок, получивший больше плюсов в графе "Левая рука". Если такой ребенок берет ручку в левую руку и пытается писать ею, нецелесообразно его переучивать и заставлять писать правой рукой. Переучивание отрицательно сказывается на формировании функциональных систем развивающегося мозга. Но даже если ребенок получил больше плюсов в графе "Правая рука", но рисует левой рукой и качество рисунка выше, чем при рисовании правой рукой, не следует принуждать его писать правой рукой (в том случае, если он сам пытается писать левой).[Источник]
Как определить ведущую руку в домашних условиях?- родителю малыша
    
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
  • Ребенку предлагают открыть и за­крыть несколько пузырьков с отвинчи­вающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, а не ве­дущая держит пузырек. Результат фик­сируется: П - правая, Л - левая.
  • Ребенка просят развязать несколь­ко узлов на шнуре средней толщины. Ведущей считается рука, которая развя­зывает узел, не ведущая рука держит. Результат фиксируется: П, Л.
  • Ребенку предлагают протереть что-нибудь из мебели (стол, шкаф и т.п.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука. Результат фиксиру­ется: П, Л.
  • Ребенку кидают небольшой мячик или мягкую игрушку и просят поймать одной рукой. Бросающий стоит посере­дине по отношению к малышу. Та рука, которая ловит, - ведущая. Результат фиксируется: П, Л.
  • Ребенка просят похлопать в ладо­ши. Ведущая рука обычно - сверху. Ре­зультат фиксируется: П, Л.
  • Ребенка просят погладить игруш­ку, которую он держит в руках. Обычно гладит ведущая рука. Результат фикси­руется: П, Л.
  • Ребенку предлагают указательным пальцем одной руки нарисовать круги на ладошке другой. Рисует ведущая ру­ка. Результат фиксируется: П, Л.
  • Ребенку протягивают часы и про­сят их завести. Обычно неведущая рука держит часы, а ведущая - заводит. Ре­зультат фиксируется: П, Л.
  • Родители кладут что-нибудь на пол, например небольшую игрушку, и просят ребенка поднять предмет. Веду­щая рука обычно поднимает. Результат фиксируется: П, Л.
  • Ребенка просят переплести паль­цы обеих рук. При этом сверху оказыва­ется большой палец ведущей руки. Ре­зультат фиксируется: П, Л.
  • Родители просят ребенка вдеть нитку в иголку. Обычно ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а не-ведущая рука держит иголку. Результат фиксируется: П, Л.
      На основании проведенных проб ро­дители могут определить, какая рука у ребёнка является ведущей. [Источник]
      
     Проблемы, связанные с переучиванием
   И последнее, что необходимо знать всем, это проблемы, к которым может привести переучивание.
      
   Насильственное переучивание левши на правшу нарушает гармоничное взаимодействие обоих полушарий мозга. В дальнейшем это влияет на восприятие и обработку информации, внимание, мышление. Такие дети, как правило, хуже занимаются и чаще не успевают по многим предметам.

Чем опасно переучивание?

  Леворукость определяется доминирующим правым полушарием мозга. Само по себе оно не обуславливает никаких отклонений в развитии и проблем в обучении. Различные трудности возникают именно в процессе переучивания. Это могут быть сложности в формировании пространственных представлений, нарушение ритма речи и т.п.
Переучивание влияет и на психическое состояние ребёнка. Часто у детей нарушается сон и аппетит. Ребёнок может стать нервным и раздражительным. Следствием этого состояния нередко бывают головные боли, энурез, заикание, вялость. Такие случаи подтверждаются многочисленными примерами из врачебной практики.

Когда выявляется леворукость?

        У детей в возрасте до 4-х лет бывает сложно определить, какая рука является доминирующей, так как в разных случаях они действуют то правой, то левой рукой. К 5 годам уже полностью закрепляется главенство какой-либо руки. Исключение – дети с амбидекстрией, одинаково успешно владеющие обеими руками, но такие случаи очень редки.

Как помочь школьнику-левше?

         Уже в первом классе явно видно ребёнка-левшу, поэтому учителя должны сразу же обратить на него внимание. За партой такие детки должны сидеть слева от соседа, чтобы локти двух учеников не соприкасались при письме.
        Обустраивая рабочее место ученика дома, родители также должны позаботиться, чтобы ничто не мешало ребёнку в свободном передвижении левой руки. Необходимо позаботиться и о правильной освещённости: свет должен падать справа.
       У левши наклон в письме часто бывает влево. Особо старательные ученики иногда пытаются исправлять свой почерк. Для этого им приходится сильно наклоняться над тетрадкой. Задача родителей и учителей – следить за правильной осанкой ребёнка и вовремя делать замечания. Не ругайте левшу за, возможно, не очень красивые буквы: как показывает практика, добиться этого крайне сложно, а здоровый позвоночник и крепкая нервная система всегда важнее красивого почерка.
      Сейчас некоторые фирмы, выпускающих канцтовары, разрабатывают ручки и роллеры специально для леворуких людей: в них особые быстросохнущие чернила и удобные выемки для пальцев. Маленькому школьнику такая ручка поможет сформировать аккуратный, ровный почерк, без «прыгающих» по строчкам букв и размазанных чернил.

Психологическая поддержка

       Очень мнительные детки-левши, сознавая, что чем-то отличаются от сверстников, часто испытывают некий психологический дискомфорт. Родители и учителя обязаны сделать всё возможное, чтобы малыш не думал, что он в чём-то «неправильный». Никогда не заостряйте внимание на леворукости ребёнка, не сравнивайте его со сверстниками правшами, не обсуждайте возможные проблемы, связанные с этой особенностью, в присутствии ребёнка.
     Можно рассказывать малышу о великих учёных, художниках, артистах, полководцах, политиках левшах (Александр Македонский, Бетховен, Леонардо да Винчи, Моцарт, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Билл Гейтс и многие другие). Так вам удастся предотвратить у своего ребёнка возможный комплекс неполноценности и сформировать у него убеждение, что леворукость – это не болезнь и не аномалия, а отличительная особенность, которой обладали многие талантливые и успешные люди. [Источник]
  
       Ещё материал по теме:
     
    Источники: 
     

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

12 комментариев:

  1. У меня подруга левша. Правда обнаружил я это через год после знакомства, поскольку пишет она правой (переучили), а вот всё остальное, режет, есть и т.д. левой.
    Блог очень приятный по оформлению, домашний такой.
    Удачи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня в семье с мамой так получилось: всё делает левой, но стала писать правой. Правда, переучивание далось очень легко. Вероятно, она из тех людей, кому с лёгкостью даётся владение обеими руками.
      Я побывала у Вас в гостях... Всегда немного преклоняюсь перед людьми, умеющими каждой реалии жизненной найти метафору и рифму...

      Удалить
  2. Статья отличная! Спасибо большое за информацию и ссылки! У меня старший ребенок левша (ему 4,5 года), а информации о левшах на русском языке так мало :(.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна! Сама левша, поэтому интересуюсь этим вопросом активно. Хорошо, что информация пригодилась.

      Удалить
  3. Добрый день. Огромное спасибо за статью.
    Можно мне задать вам один, немного странный, вопрос, как специалисту? Если вам не сложно ответить.
    Моему сыну 4 года. Стремление все делать левой рукой у него было заметно, когда он еще учился держать ложку. Моя свекровь тайком все время пыталась переложить ему ложку в правую руку. Я была против переучивания, я - педагог и знаю, что это сейчас не приветствуют. Да и моя мама жаловалась, как долго и упорно ее в детстве переучивали (ведь не дай Бог в школе писать неправильной рукой), и она до сих пор вышивает и шьет левой, хотя рисует и пишет правой.
    Сын ест левой рукой, подает ее, когда здоровается, рисует и пишет. Обязательно проведу с ним еще и тесты.
    Но у него еще есть нарушение зрения и, как оказалось, после обследований, правым глазом в 2 года он почти не видел, у него монозрение и из-за этого косоглазие.
    Может ли нарушение зрения быть связано с ведущей рукой. Может стоило его все равно больше заставлять работать правой? Может он просто привык к левой руке, потому что маленькому ему лучше все было видно с левой стороны?
    Простите, окулист мне сказала, что это никак не связано. Но мне интересно ваше мнение.
    Еще раз огромное спасибо за статью. Будет теперь, во всяком случае что отвечать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте. :) Всегда очень жаль, когда у таких крох возникают проблемы со здоровьем... На Ваш прямой вопрос: "Может ли нарушение зрения быть связано с ведущей рукой?" - отвечу, что нет. Хотя я бы всё - таки обратилась за консультацией в данном случае не столько с вопросом к окулисту и ко мне, а к дефектологу - тифлопедагогу. Нарушенное зрение может стать причиной "многих неполадок психики". В моей практике я с таким не сталкивалась (такие детки сразу же переводятся в специальный детский сад с соответствующим направлением, где им оказывается соответствующая помощь). Только однажды одна мама поделилась, что ей ставили задержку психического развития, а потом выяснилось, что ребёнок просто очень плохо видит, а потому всего опасался и многого не мог сделать в силу своих физических особенностей.
      С другой стороны, кажется, что наблюдается определённая закономерность (и, возможно, это способствовало закреплению использовать именно левую руку). Однако левшество определяется межполушарной асимметрией головного мозга и только функция зрения не является значимым звеном. :)

      Удалить
  4. Вот это статья!!!! Беру себе в закладки...)))))))
    Екатерина, знаю, вы уже награждены, однако прошу, примите НАГРАДУ и от меня)))) Пусть она Вас не затруднит, просто знайте, что Ваш блог очень, ОЧЕНЬ нужный и интересный!!! :-)
    http://ievgeniiakress.blogspot.com/2015/02/d.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, спасибо! :)) Уже сбегала к Вам и поблагодарила - буду писать трактат. :))

      Удалить
  5. Екатерина, здравствствуйте ! Вы мне здорово помогли своей статьёй.дело в том, что в своей группе мы до сих пор не можем определиться с парой ребят, кто же они -левши или правши.Некоторые Ваши рекомендации показались мне решающими проблему.Попробую обязательно и, спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Анатольевна, здравствуйте. :) Задача эта всегда сложная. Надеюсь, что Вы действительно нашли решение или хотя бы ориентир. Главное, много наблюдать, но Вы и без меня это знаете... :)

      Удалить
  6. Мой ест левой рукой, 2года, если попросить переложить, то без труда и не споры подменяет руку, не заметно, что ему труднее есть правой, то же и кисточкой, карандашом. Но сам обычно берет в левую. Когда прпроводила несложные тесты: погладь котика, открути бутылку, возьми предмет - делает правой. Вот и не могу решить, перекладывает ложку в правую или нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олеся, думаю, что 2 года - ещё слишком рано для радикального вмешательства. Ещё есть время просто наблюдать. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!