четверг, 4 октября 2012 г.

Знакомы ли Вы с графическим тестом "Звёзды и Волны" У. Аве - Лаллемант?


           
      У каждого психолога в ходе его практики появляется ряд любимых методов - стратегий для диагностики того или иного явления психической жизни. Я всегда с большим интересом наблюдаю за той психической реальностью, которую дети показывают в психологических рисунках. Одной из самых интересных тестовых методик считаю тест "Звёзды и Волны" автора Урсулы Аве - Леллемант. Применяя его на практике уже не один год, убедилась в его большой информативности относительно таких моментов, как обследование на наличие нарушений в психическом развитии и обследование эмоциональной сферы ребёнка. Предлагаю и Вам познакомиться с ним.




Для выполнения теста «Звезды и Волны» (теста «ЗВ») необходимо в очерченной рамке нарисовать звездное небо над волнами моря.
Тест «ЗВ» относится к экспрессивным графическим и проективным тестам. Он опирается на методологию, развивающуюся, с одной стороны, в характерологии и науках, изучающих экспрессию человека, а с другой стороны, в глубинной психологии. С этой точки зрения он является инструментом диагностики личности и предназначен, прежде всего, для использования в практике психологического консультирования. Но  тест «ЗВ» можно использовать и как тест развития высших психических функций, при помощи которых диагностируются определенные интеллектуальные достижения и школьная зрелость. Поэтому он оказался особенно ценным для ранней диагностики развития детей.
Экспрессивные проективные методы направлены на регистрацию индивидуальных особенностей поведения человека, которые проявляются в мимике, жестах, голосе и графических изображениях. Экспрессивный след грифеля в виде почерка или рисунка фиксируется на бумаге. Это позволяется рассматривать и основательно изучать индивидуальные особенности экспрессии и проекцию личности в отсутствии автора. Для диагностики важна оценка индивидуальных отклонений от разработанных стандартов; например, в почерке – от школьной нормы правописания, в графических тестах – от инструкций и образцов. При этом проявляются личностные особенности автора и его состояние на момент обследования (отсутствие или наличие нарушений психики). Это отражается в особенностях оформления графических образов, в следах движения карандаша, а также на пространственном расположении элементов картины. Соответственно, это также отражается в оформлении графического образа звезд, в следах от движения руки при рисовании волн, а также в расположении отдельных элементов рисунка на стандартном бланке теста. Эти три основные характеристики письма, которые в почерке сплетены воедино, в тесте «ЗВ» выступают в относительно чистом виде. Таким образом, тест «ЗВ» близок к психологической графологии с ее диагностическими возможностями и выстроен на ее опыте.
При создании индивидуального рисунка на заданную тему проецируется содержание переживаний, способы интерпретаций, которые похожи на способы, развитые в глубинной психологии. Достигнутое таким образом расширение диагностических возможностей теста привело к тому, что анализ почерка и анализ рисунка стали применяться в качестве дополнения друг друга. Если в почерке отражаются индивидуальные черты личности, то рисуночный тест посредством инструкций провоцирует отражение переживаний, относящихся к скрытым глубинным слоям психики.
В глубинной психологии используется метод толкования снов с интерпретаций их спонтанных, неосознанных проекций и символов, а также проективные тесты, которые посредством различных стимулов (провокационных слов, предъявления картинок) должны пробуждать неосознаваемые ассоциации и побуждать к разговору. В роли стимульных картинок могут быть использованы рисунки, как это происходит, например, в тесте Феттера на сообразительность или в тесте Кормана «Черная нога». В отличие от других эти тесты являются к тому же проективными гештальт-тестами. В них неосознаваемая проекция проявляется одновременно с индивидуальным исполнением задания теста и как таковая сразу же становится понятной психологам. Глубинные области переживания, из которых рождаются ассоциативные образы, проявляются по-разному, в зависимости от темы и стимульного материала. При выполнении теста «ЗВ» это происходит благодаря инструкции рисовать «звездное небо над волнами моря» и стандартному бланку с рамкой, в которой заданная тема должна быть представлена в виде картины.
В тесте «ЗВ» автор рисунка изображает не себя в окружающем мире, а не осознавая того, изображает свой мир, свой опыт восприятия природы, окружающего мира, первичных символов пространства. В рисунке «Семья» проявляется его опыт взаимодействия с одной конкретной группой людей, тогда как в тесте «ЗВ» тестируемый отображает опыт своего отношения к миру.
Рамки, имеющиеся на тестовом бланке «ЗВ», роднит этот тест с известным рисуночным тестом Вартегга. Стандартный тестовый бланк методики Вартегга содержит 8 квадратных рамок или полей, в которых размещены разные для каждого поля графические знаки, стимулирующие тестируемого человека создать с их помощью более сложные изображения. Конкретные формы и темы создаваемых рисунков не определяются. Лишь индивидуальная реакция на стандартные стимулы образует материал диагностики.
Итак, тест «ЗВ» находит свое место среди других  рисуночных тестов, так как у него, также как и в тесте Вартегга, имеется стандартный стимульный материал, а также определенная тема, которую требуется воплотить в рисунке.
Сила экспрессии образов, спонтанное проявление стимулов жизненно важной для индивида тематики могут быть как-то связаны со своеобразием природы звездного неба и морских волн. Мифы древних культур рассказывают нам о значении для человека звезд и моря, неба и воды. Если небо было пространственным символом верха (понимаемым здесь как в ценностном, так и в организационном смысле), то вода была символом низа еще в большей степени, чем земля. Ибо и на земле, вода стремиться в глубину, к источнику всего сущего. Если небесное светило было воплощением заранее заданного, лишенного частностей «вечного порядка», непостижимого постоянного «Сверх – Я», то вода была постоянно меняющейся, в буквальном смысле, неуловимой жизнью, первичной материей всего сущего. В христианском искусстве небо, а также золотой фон, по которому распознаются священные изображения, стали символом вечности. Вода, напротив, стала символом жизни, рождения, а также возрождения при крещении и воспринималась как нечто сущее, объемлющее земной диск морями, и представляющее собой постоянно обновляющуюся могучую силу.
В символике снов звезды и свет  являются символами духа. Вода – символом души. Волны – символом душевной подвижности, а водяные валы – символом сильного возбуждения. Однако если для людей мифы о созвездиях и воде были реальной действительностью, то сейчас звезды и волны воспринимаются как символическое выражение глубинных переживаний. Они могут появляться в картинах, снах, их изображение можно встретить в произведениях искусства, они могут появляться при создании рисунков во время тестирования. В качестве личностной методики тест «ЗВ» чаще всего используют в комплексе с другими методами диагностики.
Инструкция к тесту: «Нарисуйте, желательно карандашом, звездное небо над волнами моря».
Инструкцию теста легко понять. Несложная формулировка задания способствует тому, что тест «ЗВ» выполняется удивительно непринужденно, в соответствии с имеющимся опытом. При относительно узком и очень конкретном стандарте инструкция теста предоставляет широкие игровые возможности для развертывания темы. Чаще всего рамка теста заполняется охотно и спонтанно. Звезды и волны – самые простые из всех мыслимых образов природы. Для того, чтобы их изобразить, не нужны глубокие и долгие размышления, поэтому одно и то же задание может быть предложено и молодому и старому, и умному и глупому, европейцу, азиату, африканцу, американцу, австралийцу. Звезды и волны представляют собой стандартные объекты. Это подтверждается практикой работы автора с молодежью четырнадцати национальностей из четырех разных частей света. Помимо этого, тест совершенно не зависит от способностей к рисованию, что может помочь рисующему освободиться от столь часто встречающейся вначале нерешительности.
Важно, чтобы тест «ЗВ» был выполнен простым карандашом. Следует заметить, что это желательно при выполнении любых графических тестов.
Необходимо предоставить испытуемым возможность самим выбирать карандаш. В их распоряжении должна быть также точилка. Для того, чтобы привести легкий и четкий штрихи, требуется иногда повторять заточку карандаша. Рядом постоянно должен находиться ластик, чтобы им можно было воспользоваться в любой момент.
Выполнение данного теста не должно быть ограничено во времени, как это происходит при выполнении тестов интеллекта.
После того, как рисунок теста выполнен, к нему сразу можно дать какую-то первичную интерпретацию. Однако она не требует глубокого продумывания, так как впоследствии могут быть выявлены и другие проекции, что особенно рекомендуется  делать при интерпретации рисунков детей. Критерии оценки теста «ЗВ» соответствуют критериям, используемым при анализе почерка и других графических тестов.

Изложено по У. Аве – Лаллемант.  Графический тест «Звезды и Волны».

 Примеры из практики




Интерпретация графических  тестов «Рисунок семьи» и «Звезды и Волны» Максима З..
«Рисунок семьи»
Семья нарисована в полном составе – признак осознания эмоциональной сплоченности или её желания. Следует отметить, что ребенком нарисованы не только основные члены семьи, но и близкие родственные связи. В данном случае это двоюродные сестра и брат. Возможно, это партнеры по играм. С другой стороны, это может свидетельствовать и об определенной неудовлетворенности психологической потребности в равноправных связях. Если исходить из последней интерпретации, то здесь необходимо рассмотреть пространственное расположение изображенных фигур. Ребенок нарисовал себя очень маленьким, так, что изображение лица практически невозможно разобрать. Очень символично то, что фигуры матери и сестры не только окрашены в другую цветовую гамму, но и отделены от представителей мужской части семьи (отметим, также раскрашеных одним цветом) изображением дивана (который в проективном смысле может рассматриваться в качестве барьера или символа пленения). Себя мальчик нарисовал рядом с фигурой отца, который «закрывает» его рукой в жесте ограждающей защиты.
Цветовая гамма мужских фигурзеленый – состояние развития или ощущение новизны жизни, как в процессе выздоровления.
Цветовая гамма женских фигуркрасный и оранжевый – с точки зрения психологии, красный цвет может означать эмоциональное напряжение или опасность. Оранжевый в некоторых случаях отражает ситуацию с непонятным исходом, также может указывать на иссякающую энергию или благополучное разрешение угрожающей ситуации. Символично, что это фигура матери.
Руки – характерно, что руки в рисунке присущи исключительно мужчинам и отсутствуют у женских фигур.
Ноги – у всех фигур нарисованы лишь «слабым намёком», что свидетельствует об ощущении нестабильности, отсутствия основы.
Определенная стереотипность, «аморфность» фигур может быть признаком, с одной стороны, эмоциональной незрелости, а с другой стороны, напряженной домашней атмосферы.
Порядок рисования фигур – сестра, мама, папа, сам ребенок, брат. Исходя из подобного порядка рисования, можно сделать предположительный вывод об определенной значимой роли сестры для мальчика. Возможно, совмещая интерпретацию с другими оценочными показателями проективного смысла рисунка, эта роль не столь «положительна» в отношении мальчика.

Таким образом, рассмотрев символику и пространственное расположение объектов рисунка, мы можем свидетельствовать о явном эмоциональном неблагополучии для ребенка в семье. Внутренний конфликт связан так или иначе с фигурами матери и сестры, с определенным ролевым разделением между мужчинами и женщинами в семье. Рисунок, возможно, отражает также разницу в воспитательских позициях отца и матери.

Рисунок «Звезды и Волны»

Пространство рисунка гармонично. Небо и море имеют практически одинаковые пропорции, что свидетельствует об уравновешенности чувственности и контроле сознания. Правая и левая части изображения отличаются тем, что изображение звезд с правой стороны больше, нежели их изображение слева - это свидетельствует о хороших резервах духовного саморазвития ребенка. Волны выполнены расслабленным и легким маятниковым штрихом. Звезды - четким одиночным штрихом. Техника штриха, таким образом, снова свидетельствует о равноправии сознания и чувств.
Рисунок в целом выполнен гармонично, отсутствуют какие – либо дефекты штриха, следовательно, можно сделать вывод о сохранности психики ребенка.




Интерпретация графических  тестов «Рисунок семьи» и «Звезды и Волны» Саши З..
«Рисунок семьи»
На рисунке ребенка из неполной семьи и воспитывающегося матерью мы видим изображение только отца. Ситуация в семье крайне сложная, так как мать всячески препятствует возможности встречаться детям (у мальчика есть сестра) с отцом. Фигура отца нарисована большой, в ярких радужных тонах, создавая впечатление беззаботности, это с одной стороны. А с другой стороны, всё изображение свидетельствует об инфантильности. Широко открытые глаза выдают повышенную тревожность, а в совокупности с мускулистыми руками это можно расценивать в качестве признака тенденции к агрессии. Мы видим на рисунке только фигуру отца и никого из остальных членов семьи. Такое гиперболизированное выделение может свидетельствовать о сильном желании ребенка видеться и общаться с отцом. И, возможно, это желание настолько сильно, что отношения с другими членами семьи для ребенка отступают на задний план. Внутренний конфликт ребенка достаточно сильно влияет на его эмоциональный фон, т.к. ребенок за последние месяцы проявляет чаще замкнутость, хотя это, по оценке воспитателей, ему не свойственно.
Итак, рисунок ярко и образно свидетельствует о переживаниях ребенка по поводу невозможности встреч с отцом.

Рисунок «Звезды и Волны»

Рисунок создает впечатление напряженности. Хотя пропорции неба и волн одинаковы, изображение звезд, выполненных четким одиночным штрихом, акцентировано, что говорит об активизации функции контроля. Волны местами выполнены гармоничным легким маятниковым штрихом, а местами четким. Правая часть изображения волн акцентирована, что может свидетельствовать о наличии аффективной реакции. В отношении неба также можно отметить очерченную границу, выполненную четким маятниковым штрихом, свидетельствующую о повышенной тревожности.
Таким образом, по рисунку можно судить о наличии повышенной тревожности, определенных тормозящих сил для гармонизации духовного равновесия.


Интерпретация графических  тестов «Рисунок семьи» и «Звезды и Волны» Лизы Ш..

«Рисунок семьи»

На рисунке мы видим всех членов семьи, что является свидетельством ощущения эмоциональной сплоченности.

Отметим сразу порядок рисования фигур – маленький братик, сама девочка, мама, папа (отец не родной, однако воспитывает ребенка с двух лет – поведение его к обоим детям отличается эмоциональной привязанностью, теплотой). Себя девочка нарисовала между братом и мамой. Маленький братик – это частый и любимый партнер по играм. Мама, очевидно, является объектом повышенной эмоциональной привязанности (девочка делает попытку нарисовать протянутую руку, но зачеркивает её), мы можем констатировать в связи с этим повышенную тревожность.

В данном рисунке, также как и в рисунке Максима З., мы можем отчетливо видеть половую идентификацию ребенка, определенное ролевое разделение, что выражается в цветовой характеристике изображений: сама девочка и мама раскрашены красным и оранжевым (близкими по колориту цветами), а братик и отчим синим; прически также ярко отражают осознание ребенком половой идентификации.

Рисунок в целом свидетельствует о благополучной семейной атмосфере. Однако то, как девочка по нескольку раз пытается нарисовать руки, говорит об определенных проблемах в межличностных отношениях, особенно, как мы уже отметили выше, это связано с фигурой матери.


Рисунок «Звезды и Волны»
Рисунок выполнен ярко и образно и вместе с тем гармонично. Явно заметно, что ребенку свойственно чувственное, импульсивное поведение, о чем свидетельствует техника штриха: и волны, и звезды выполнены жирным штрихом. Изображение в небе облаков привносит в него особое настроение, однако, в данном случае здесь вряд ли можно усмотреть какое-то символическое содержание: скорее всего это игровые дополнения увлеченного рисованием ребенка. В рисунке присутствуют большие волны, однако, их изображение не отражает напряженности, таким образом, мы можем говорить не об аффективных переживаниях, а о проявляющейся в общении эмоциональности. Характерной особенностью данного рисунка является акцентирование двух звезд в левой части рисунка. Символичное содержание в данном случае можно рассматривать в качестве осознания ребенком своего особого положения в семье – «умницы и любимицы». Однако это может свидетельствовать и о повышенной тревожности так или иначе связанной с этим. Интересно, что выделено сразу две звезды, что отражает значимость для девочки еще какого-то человека. Если попробовать связать интерпретацию сразу двух графических тестов, то можно предположить, что подобным образом ребенок отразил свои переживания по поводу взаимоотношений с матерью.

  



Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

6 комментариев:

  1. Катя, я даже не слышала об этом тесте. Какой интересный. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, мне этот тест - книга попалась ещё в студенческое время. Очень понравилась, так как информативно рассматривается, в целом, характеристика проективного рисунка (я тогда писала диплом по проективному рисунку, поэтому искала, изучала и собирала всё, что с ним связано). Уже в практической самостоятельной деятельности какое - то время я проводила его просто: для изучения его возможностей и информативности. Накопилась приличная коллекция. Ты даже не представляешь, насколько вариации изображения звёзд и волн могут быть разнообразными!!! И, да, его возможности в качестве дополнительного инструмента обследования широки и информативны. Если хочешь, когда выйду на работу, то потихоньку отсканирую (всё в кабинете хранится). Я вот обещала тебе, а всё никак Саранскую не отсканирую :)...

      Удалить
  2. Лучше просто ссылку на книгу -название я ее куплю если она есть в продаже. Спасибо, Катя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, ну, с этим ты и сама справишься, без меня :)... Я набрала сейчас автора и название - выпало много "где и как", и даже встретились с первого раза ссылки на скачивание. Здесь не стала сейчас их приводить в пример, так как сама решишь, с какого файлообменника тебе будет удобно это сделать. :)

      Удалить
  3. http://fieldlove.com/data/documents/Ursula-Ave-Lallemant-Graficheskiy-test-Zvezdy-i-Volny-Praktikum-po-psihodiagnostike-2002.pdf

    ОтветитьУдалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!