суббота, 6 октября 2012 г.

Пятница...размышления о неделе...


      
Вот и  наступила пятница... Для кого - то это день полон надежд на скорый отдых, для кого - то - многочисленные планы повидать родных, посетить кино, театр или что - то другое... Но что мне всегда было интересно, так это "пятничные" разговоры во второй половине дня. Очень часто человек, не задумываясь, делает самоанализ своих успехов и поражений за целую неделю! Фразы "тяжёлая неделька", "богата на события",  "успел столько всего", "что ни день, то событие" - я услышала только сегодня! Наблюдаю это явление давно, а вот осознала только сегодня. Гороскоп задом - наперёд )))! А ведь именно качественный самоанализ позволит построить "лесенку успеха" на следующую неделю - надо только в согласии с самим собой конструктивно разрешить мысленно все проблемы.  Порой это сложно. Я не исключение... 

      Вся неделя - это вереница малышей, у которых необходимо обследовать память, мышление, воображение, внимание... Наконец, в привычку, без сложностей, вошло заполнение протоколов! Раньше без дополнительной тетради не могла обойтись :)! Она и сейчас рядышком: для того, чтобы записать нестандартные выражения и обороты детей, но и только :). Оказывается, заполнить быстро протокол - это целое искусство!!! Что помогло? Первое - изучила опыт коллег, спрашивала, какими "ёмкими" фразами можно описать то или иное явление психической жизни. Второе - тщательно изучала инструментарий и каждый протокол заполняла с использованием той терминологии, которая была представлена в тестовой методике. Третье - делала вывод, применяя те слова, в которых отображалась цель методики. 
     Экспресс - диагностику провожу по Н.Н. Павловой и Л. Г. Руденко. Очень нравится!!! В этом году приноровилась делать выводы и рекомендации в соответствии с новыми ФГТ. Перестраиваться ведь пришлось даже специалистам с их казалось бы определённой конкретикой! Поначалу, признаюсь, несколько испугалась - осилю ли я этот объём? Но здравый смысл помог успокоиться, а трезвый анализ различных организационных мелочей сразу привёл всё в норму. Разработка авторов уже тем хороша для начинающих, что прописаны фразы, которые уместно употреблять в протоколе и в примечании. В рекомендациях я пишу примерно так:
       Рассмотрим старшую группу:
         Пример1:
   Наташа, в целом, легко идущая на контакт, проявляет признаки застенчивости: при разговоре нервно теребит одежду; улыбается, но при этом отводит глаза; не решается отвечать сразу. Поэтому рекомендуется посещение занятий малой групповой формы по преодолению застенчивости, развитию паралингвистических средств общения, развитию межличностного доверия, снижению психоэмоционального напряжения.
     В рамках образовательной области "Познание (формирование целостной картины мира)" рекомендованы занятия в малой группе по расширению представлений о профессиональной деятельности взрослых; по расширению и уточнению представлений о природе, согласно возрастным требованиям, представленным в Образовательной программе ДОУ.
  В рамках образовательной области "Познание (формирование элементарных математических представлений)" рекомендованы занятия в малой группе по развитию и уточнению представлений о форме (согласно возрасту и Образовательной программе ДОУ).
   В рамках образовательной области "Коммуникация" рекомендованы занятия в малой группе по формированию и расширению словаря, грамматического строя речи, связной речи (составление рассказа по последовательности картинок с правильным отражением причинно - следственных связей).
    В рамках образовательной области "Социализация" в индивидуальном режиме уточнить представления о своей семье, учитывая особенности семейной ситуации.
     Также рекомендованы занятия в малой группе по развитию вербального и невербального воображения. 
     Пример 2:
     Его я полностью приводить не буду относительно образовательных областей. А вот с психологической точки зрения, исходя из наблюдения во время самого обследования одного из детей, я сделала следующий вывод:
   Исходя из наблюдения за характером деятельности в рамках обследования и поведения в группе, рекомендованы занятия в малой группе по развитию самоконтроля (снижение импульсивных реакций). Во фронтальном взаимодействии с воспитателем и детьми рекомендованы подвижные игры с правилами при наличии чётких инструкций, организованная трудовая деятельность, где ребёнку представляется роль "ответственного лидера".
       
     Отдельно в тетради сразу себе отмечаю в табличном варианте графы - столбцы, где обозначаю те области, в которых были мною выявлены проблемы у детей и записываю под каждой имена  (делаю это только для себя - видно сразу, по каким направлениям необходимы психокоррекционные занятия. Набралось 6 детей, например, у которых занижены показатели по воображению - создаём цикл занятий по данному направлению):
 
       В общем, как - то так... Честно, помогает сильно. И очень советую такую примерно табличку завести с самого начала обследования - экономия времени колоссальная!!! Мне это очень помогло, надеюсь, и Вам будет полезно.
     А дальше я поясню, что значит "работа в малой группе". Для психолога это понятно. А вот для воспитателя я всегда делаю объяснение.  Кстати, коррекционную работу я разделяю по направлениям: что - то делаю сама, а там, где это возможно и более удобно, делают воспитатели во второй половине дня. Рекомендация "работа в малой группе" означает, что воспитателю не обязательно заниматься с ребёнком индивидуально - он (и ребёнок, и воспитатель) вполне может справиться в группе из 6 человек.
    Вот как - то так я приноровилась справляться с объёмом психолого - педагогического обследования. Единственно, что сейчас произошла накладка - не уложилась из - за болезни со старшими детьми, а родители малышей (II младшая группа) уже через неделю будут ждать результатов! Постараюсь успеть!
        А ведь в следующую неделю мы со старшими ребятами будем работать по мини - проекту "Дом с улыбкой" - своё маленькое исследование и надо вплотную продумать организацию открытого показа для родителей на старшей группе, и составить план мероприятий Недели психологии, которая планируется в I половине ноября. К этому добавим начало занятий для тех из малышей, у которых пройдёт обследование в первой половине недели и которым будут рекомендованы занятия по познавательному развитию (занимаюсь по В.Л. Шарохиной). Добавим индивидуальное консультирование педагогов "Психологический настрой перед аттестацией" - у меня, прямо, "бум" по этой проблеме - и работу по индивидуальным семейным запросам - уже намечено 3 внеплановых обследования эмоциональной сферы малышей с оптимизацией семейной атмосферы. 
         И как это я написала в начале :)? Гороскоп задом - наперёд ))))... "Богатая на события" будет неделя! А у Вас?

 

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

5 комментариев:

  1. Катя,я почти закончила обследование детей средней группы по Павловой-Руденко. Эти рекомендации ты пишешь в протоколе? А для воспитателей-пишешь отдельно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, для воспитателей отдельно стоит оформить (всё - таки это именно протокол, а это конфиденциально). В "Монологе об индивидуальных программах сопровождения" (http://psychologistsgarden.blogspot.ru/2013/05/blog-post.html) я привела в пример аналитическую справку по результатам обследования. Она, конечно, чуть более подробная, нежели следует информировать воспитателей, но рекомендации для сопровождения группы строятся по такому же алгоритму.

      Удалить
    2. Спасибо!! я только что читала твою аналитическую справку( третий раз уже)-зачиталась!))

      Удалить
    3. :)))), там такой шрифт получился, что скорее вчитывалась... :))) - всё никак не доберусь до нормального форматирования. Время... :)

      Удалить
    4. )))))) ага,агент-007,агент 008)))))))

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!