воскресенье, 4 ноября 2012 г.

Что может для психолога значить праздник Хэллоуин?...

     
       Педагогу - психологу по роду своей профессии необходимо заниматься определённой просветительской деятельностью. Часто некоторые её формы представляют собой совмещение теории и практики. Те педагоги, которые работают в детском саду, меня поймут - как необходимый атрибут выступают разнообразные "открытые" показы деятельности. Уж так устроен дошкольный мир :).....  Меня, как психолога, это несколько смущает всегда, так как любая психологическая помощь, даже в просветительском контексте,  - для меня это что - то, что должно происходить "под занавесом". Так же признаюсь, что когда в голове возникла идея тематического досуга по профилактике и коррекции страхов, мой внутренний мотиватор дал сбой - оказалось больше минусов подобного проведения, чем плюсов.  Но вот, что удивительно - один мой очень хороший знакомый любит часто повторять, что Вселенная всегда идёт нам на встречу, пытаясь максимально осуществить наши желания - мне уже как две недели попадалась разнообразная информация о празднике Хэллоуин. В целом, это и понятно, так как празднуется он 31 октября. Посмотрела, почитала... Своеобразный праздник... и, наверно, хорошо, что он не отмечается у нас...
       И поймите меня правильно: дело в том, что сам праздник удивительный, и я воспользовалась его преимуществами максимально (об этом ниже :)), однако, неоспорим на сегодняшний день тот факт, что во время этого праздника в Америке возрастает число преступлений. Действительно, надел маску, и никто тебя не узнает... Тем не менее я посчитала, что он, при хорошей подаче, может служить замечательной ареной для психопрофилактической работы по страхам. Материал я брала в сети: часть - традиции Хэллоуина, часть - игровая терапия по работе со страхами. Получился интересный досуг - родителям понравилось, дети - те были просто в восторге!!! А я, как психолог, внутренне радовалась тому, что нашла интересную арену для того, чтобы говорить о детских страхах с юмором и смехом..., потому что они сами способны были перевести их в эти категории. Итак, делюсь своим опытом, который на практике оказался весьма положительным. В этом году уже поздно, а вот в следующем обязательно проведите!

Сценарий тематического досуга по коррекции страхов
 для детей старшего дошкольного возраста
"Добро пожаловать на праздник Хэллоуин!"
На праздник приглашены родители детей. Несколько детей одеты в костюмы и раздают приглашения на праздник. 


После того, как розданы приглашения и все сели на свои места.


Воспитатель: Мы забудем скуку —
Наступил ХэллоуИн!...
Раздаются шум и смех,
Кто-то прыгнул выше всех,
А за ним — еще прыжок,
Прокричим мы поздравок,
Чтоб его все услыхали,
Веселее заплясали!
Сидеть тихо не хотим!
Ведь на то — ХэллоуИн!
Педагог - психолог: Сила злая, ты не злись,
Не дурачься, не дерись,
Мы с тобой дружить не будем,
Не нужна ты добрым людям!

Маски наши — лишь игра,
Нам дурачиться пора,
Попугать и посмеяться,
Силе темной не сдаваться!

Выходи к нам, друг, играть,
Будем бегать, догонять!
Добро пожаловать, дорогие гости и ребята, на праздник ХЭллоуИна! Вы спросите, что же это за праздник? Пожалуй, я вам о нём немного расскажу.
Хэллоуин, пожалуй, один из самых непонятных праздников, и воспринимается он чаще всего как чисто американский. Однако его корни лежат глубже, чем кажется на первый взгляд. Хэллоуин восходит к языческому празднику урожая, который отмечали в Европе.
Как правило, в этот день собирали последний урожай. Впереди ждали долгие зимние месяцы.
В этот момент включают запись видеоролика (видеоролик представляет собой зрительный ряд образов праздника Хэллоуина: тыквы, дети в костюмах и т.д….)
В Хэллуин принято наряжаться в костюмы страшных существ, героев ужастиков, пугающих персонажей, и это неспроста. Еще древние кельты переодевались в звериные шкуры. Делалось это для того, чтобы отпугивать настоящих призраков, в которых они верили!
Сегодняшний обычай «Trick or Treat» («Розыгрыш или угощение!») возник в  Америке. По сути, он очень похож на колядование: так же дети ходят по домам, и им дают заранее приготовленное угощение. Но «trick or treat» в день Хэллоуина существует только в Америке.
Изначально из тыквы вырезались страшные рожицы, и получался фонарь (демонстрируется тыква со свечой внутри – в группе в этот момент выключают свет).

Сегодня Хэллоуин - просто ночь, когда дети, переодевшись в разные костюмы, собирают сладости. В ночь с 31 октября на 1 ноября всякие страшные существа, герои мультфильмов, резиновые маски знаменитостей наполняют улицы и места гуляний в Америке, ожидая сладкое вознаграждение. С криками «Заплатите, иначе мы пошутим над вами» дети всех возрастов несут коробочки различного размера и объема, скрывая результаты своей ночной охоты. Все это называется Хэллоуин!

Педагог – психолог:  Вот каков этот удивительный праздник! А сейчас я предлагаю Вам отправиться в путешествие в сказочную историю! Закроем глаза и проговорим: «Раз, два, три, скажем сказке: «Заходи»! (Дети проговаривают слова)


Ой, ребята, наше пугало оживает! И это злая волшебница! Она похитила зверушек! Их обязательно нужно спасти! Если вы этого не сделаете, она их спрячет, и вы их больше не увидите. Поможете их спасти?
Дети: Да, да, да! Спасем!
Педагог - психолог: Я вам дам листочек, на котором написано несколько заданий. Их необходимо выполнить. Тогда ведьма заинтересуется и, возможно, отдаст нам зверят. И сразу вас хочу предупредить, почти в каждом задании надо доказать, какие вы храбрые!

Игра первая «Жмурки» (педагог – психолог объясняет правила) без музыки (дети – водящие должны быть максимально сосредоточены на окружающих звуках)
Игра «Жмурки»:   Как вы, наверное, догадываетесь, эта народная игра помогает ребенку справиться со страхами темноты и замкнутого пространства. Правила ее всем известны, но если вы играете в помещении, то лучше внести в них некоторые коррективы.
Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: "Замри!" - им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего - найти всех участников. В случае если этот процесс затягивается, то можно помочь ему таким способом: все непойманные игроки начинают одновременно хлопать в ладоши. В следующем кону водящим становится тот, кто был найден раньше всех.
Примечание: Чтобы игра не приедалась, при последующих ее повторениях можно усложнить условия, расставив в комнате преграды из стульев и столиков. Если вы играете вдвоем с ребенком, то лучше сделать это сразу, а для поддержания игрового азарта время от времени издавать звуки (например, "Ха!", "Ух ты!" и т. п.). Задача водящего от этого не станет примитивней (ведь он должен будет не просто подойти к вам, а сделать это, миновав лабиринт препятствий).
К слову говоря, играли мы с детьми в эту игру не в – первые, поэтому она в этот раз сразу была с усложнением – со стульями. А водящего мы каждый раз выбирали с помощью считалки.
Считалка  №1:
Привидение летает,
Жертву тихо выбирает:
«Раз – два – три – четыре – пять,
Выходи со мной летать!»
Дети играют первый раз.
 

 Считалка №2:
Чёрный дом, чёрный дом,
Привиденья стонут в нём.
Кандалами все гремят,
Напугать тебя хотят.
Не боишься заходить?
Что ж, тогда тебе водить!

Дети играют второй раз.

Считалка №3:
Становится в доме темней и темней:
Вот время кошмаров и жутких теней.
К нам Призрак прокрался среди темноты.
Но кто этот Призрак? Конечно же, ТЫ!

Дети играют третий раз.
 После игры.
Педагог - психолог: Какие же вы, ребята, смелые и ловкие! А наша злая колдунья повеселела, однако, необходимо пройти ещё несколько испытаний. Готовы?... Но прежде я предлагаю вам немного отдохнуть. Надеюсь, вы не забыли мой рассказ о том, что ХЕллоуИн - ещё и праздник урожая? Предлагаю Вам послушать разговор овощей, который я подслушала на грядке.

Номер «Весёлая грядка»:

Воспитатель: Урожай на нашей грядке уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста,
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьёзный спор.
Кто из вас, из овощей, и важнее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Выскочил горошек, ну и хвастунишка!


Горошек (бойко): Я такой хорошенький,
Зеленый мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!

Воспитатель: От обиды покраснев, свёкла проворчала…

Свекла (размеренно):
Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свеклу надо для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай – лучше свеклы нету.
Капуста (перебивая): Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты сварят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Огурец (задорно): Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

Редиска (скромно): Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко – низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем.
Морковь (кокетливо): Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Сильным, крепким, ловким.

Воспитатель: Тут надулся помидор
И промолвил строго…

Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Лук: Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зеленый лук!

Картошка (скромно): Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала,
Но картошка так нужна
И большим и малым!

Воспитатель: Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно!

Овощи (хором): Всех нас помнит детвора:
Мы вам все полезны!

Педагог - психолог: Вот какая история! А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Собери урожай» (условия объясняет педагог - психолог).

Проводится игра – соревнование под весёлое музыкальное сопровождение (2 команды, 2 обруча, в которых лежат муляжи овощей – правило: кто быстрее соберёт урожай).




После игры.

Педагог - психолог:  Ай, да, молодцы! У злой волшебницы почти улыбка появилась! Ну, что? Двигаемся дальше!

Звучит «зловещая» музыка, в образе приведения выходит ребёнок.

(Эх, жаль, что на представленных фото нет той забавной рожицы, что мы изобразили на простыне - надо будет спросить у родителей, которые фотографировали)
Педагог - психолог обыгрывает ситуацию, где показывает детям, что это ребёнок над ними пошутил.
После предлагает игру – рисование «Испугай приведение» (правила объясняет педагог – психолог – «необходимо нарисовать то, чего дети боятся, на листе, а затем смять бумагу и бросить её в корзину" – упражнение – игра основано на методике по коррекции страхов А.И. Захарова).
К выполнению задания привлекаются родители детей.


  После выполнения игрового задания.
Педагог - психолог:  Наконец, злая волшебница развеселилась и разрешила забрать зверят.
Дети забирают зверей от ведьмы.

Педагог - психолог: Дети! Это еще не все! Ведьма не хочет отдать нам еще что-то, без чего мы не сможем праздновать дальше. Но сначала отгадайте что это:
Воспитатель загадывает загадку:
В огороде нашем мяч,
Не бежит он только вскачь.
Он как желтая луна,
И вкусны в нем семена.

Дети: Тыква!

Педагог - психолог: Молодцы! Теперь можно и угощение получить, и праздновать!
Детям раздаются конфеты и яблоки.


       
 Автор и организатор досуга: педагог - психолог Екатерина Андреевна Белова
         Примечание: Уважаемые коллеги, прежде чем проводить такое мероприятие, ознакомьтесь с разнообразной информацией о страхах. Например, как Вы поняли, игры, представленные в досуге, взяты неслучайно.... И, конечно, за несколько дней до самого досуга необходимо с детьми поговорить о предстоящем, разучить считалки... Важно, чтобы дети ЖДАЛИ этого праздника, ведь только большое желание и юмор со смехом способны победить страх!...
        Источники, использованные при разработке конспекта:





Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

10 комментариев:

  1. Хочется поблагодарить педагогов нашего детского сада: педагога-психолога Белову Е.А. и воспитателей старшей группы Гулий В.А. и Белову О.Н., которые подготовили и провели досуг "Добро пожаловать на праздник Хэллоуин!". Все присутствующие(и дети, и педагоги, и родители воспитанников) получили огромное удовольствие. С уважением зам. зав. по ВМР Кувшинова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана Евгеньевна! В свою очередь хочу сказать большое спасибо Вам за поддержку и помощь, которую Вы постоянно оказываете, в том числе и при подготовке к этому досугу!

      Удалить
  2. Екатерина, вот это новый для меня взгляд на этот праздник.
    Конечно, вообще от празднования Хэллоуина я не в восторге, но то как его преподнесли вы - вызывает восхищение! Спасибо и за информацию об истоках праздника, и как здорово у вас в сценарий вплелась тема урожая!!!
    Спасибо большое за участие в галерее "Осенью с детьми!"
    Ваши фотографии я также добавила в Pinterest на доску "Для детей"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия, спасибо огромное за отзыв и за возможность стать участником такой галереи! Обожаю осень, а потому всё, что с ней связано, вызывает у меня неподдельный интерес. :)

      Удалить
  3. Очень интересная идея :), отличный материал для работы с тревожными детьми. Екатерина, если вы не возражаете, возьму себе на заметку. В этом году придумаю что-то подобное!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Екатерина! Ставлю закладку и отправляю в соцсети. Буду рекомендовать Вашу статью в частную мини школу подмосковья, где даю мастер классы. Это замечательный тематический сценарий и коррекционный, и ознакомительный. Знать традиции и обычаи других стран и народов необходимо детям. Когда я в свое время начинала свою педагогическую деятельность, в государственных школах запрещали проводить такие тематические праздники, ссылаясь на то, что это не нужно советским детям. В конце девяностых я не смотря на запрет провела такой небольшой тематический праздник в одной из школ ближнего подмосковья и мне сделало выговор руководство школы, но за меня вступилась руководитель общества преподавателей иностранных языков, указав на то, что для развития кругозора детей знать традиции и обычаи других народов необходимо все же.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо Вам за опыт, за понимание и такое принятие! :) Действительно до сих пор вокруг, да около этого праздника у нас в России спорят много. Но ведь всё заключено в подаче: что и как, для чего. Это важно учитывать. Я тоже столкнулась с таким мнением сначала: кто - то заинтересовался очень идеей, а кто - то высказал отрицание. Однако мои сомнения и сомнения окружающих были развеяны после проведения этого досуга. Во - первых, о страхах действительно лучше говорить с юмором, а то, что говорить приходится, а не отворачиваться от этого, уже очень многие понимают. Даже родители с интересом вникали в суть праздника, знакомились не с внешней стороной (что нам часто преподносит телевидение и кино), а со смыслом традиций. И дети, несомненно, тоже погрузились в это. Я бы даже сказала, что не было в этом "американского" характера праздника - скорее интересный тематический вечер с культурной составляющей другой страны. Поэтому я только "за": такие мероприятия должны проводиться в контексте развития кругозора детей. :)

      Удалить
  5. А что празднование уже обязательно?Почему нужно приспосабливаться к мерзости?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, не обязательно. Об этом я и пишу. И особенно приобщаться к мерзости... Только не стоит так отзываться обо всём. Некоторые, если не многие, и Новый год стойко не любят... В моём видении и понимании - это хорошая платформа для профилактики детских страхов. И не обязательно придерживаться традиций Хэллоуина - профилактику детских страхов можно проводить в любой другой период, как того потребует необходимость. Я попыталась донести именно тот смысл, что если уж решились так знакомиться с англоязычной культурой, то перенимать то, что не только нравится и щекочет нервы, но и не нанесёт вреда...

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!