воскресенье, 9 декабря 2012 г.

Стоит ли родителям немного готовить детей перед психолого - педагогическим обследованием?

          Вот  и подходит к концу период, когда проведено не только психолого - педагогическое обследование с детьми младшего дошкольного возраста, но и по его результатам - индивидуальные консультации с родителями воспитанников. Какие бы мне хотелось сделать выводы?
     Наши малыши, а, значит, и их родители  - молодцы! Детки замечательно в своей массе знают цвета, геометрические фигуры, собирают из частей картинки...  Однако некоторые моменты диагностики меня насторожили. Из - за одного из них мне даже пришлось несколько пересмотреть результаты по одному из субтестов. Дело в том, что в преобладающей массе малышей я отметила такой факт, как неумение расставить по росту, величине (в данном случае матрёшку). А когда дети собирали картинку пирамидки из двух частей, то многие из них не смогли опознать изображение и в начале - по частям, и в конце при самостоятельном составлении изображения на основе зрительного соотнесения (метод проб я сейчас даже не беру во внимание). Более того, некоторые малыши сказали, что такой игрушки у них дома нет, они в неё не играли...


     Попробуем синхронизировать эти два момента: неумение расставить по величине и незнание такой игрушки, как пирамидка. Признаюсь, этот факт меня расстроил. В ближайшую неделю после диагностики я даже прошлась по детским магазинам с мысленным вопросом о том, как расставлены в них игрушки, что бросается в глаза, а, значит, что же чаще покупают родители? Конечно, есть много родителей, которые не просто идут за покупкой новой игрушки, а думают, например, что она должна и развивать. Задаём ли мы этот вопрос перед покупкой: что развивает данная конкретная игрушка? Или ориентируемся только на её эстетическую ценность? К своему облегчению увидела, что дидактическим, атрибутам к сюжетно - ролевым играм, настольным и т.д. отведены свои отдельные, очень обширные порой пространства. "Замечательно",  - подумала я. Тогда в чём же дело?
     На этапе консультирования родителей я старалась выяснить, как  они проводят время с детьми, во что малыши играли и играют, чему отдаётся предпочтение. Конечно же, я напрямую сказала некоторым о том, что описала выше, если это касалось их малыша. И родители прежде всего с удивлением и растерянностью рассказали, что пирамидка присутствовала дома в нескольких вариантах, что детки - был период - играли с увлечением, получалось собирать правильно, но потом она надоела, и ребёнок больше не играл в неё. Как правило, игрушка исчезала из спектра домашних занятий.  И вот проходит период, малыш забывает и игрушку, и полученное в процессе игры с ней понимание величины.
       Конечно же, трёхлетнему ребёнку игра с пирамидкой уже скучна, не говоря уже о четырёхлетнем. Однако она является во многих тестах инструментом, на фоне которого исследуют понимание маленьким ребёнком величины. Именно поэтому я считаю, что перед самим обследованием родителям воспитанников необходимо посоветовать, чтобы они поиграли с детьми в ряд игр, вспомнили, например, ту же пирамидку. В конце концов, мы - практические психологи не проводим исследование, где констатирующий эксперимент должен проходить без вмешательства посторонних факторов, мы - специалисты, главная цель которых - развитие малыша. И чем организованнее будет психопрофилактическая работа, тем  лучше будут результаты психолого - педагогического обследования воспитанников. Однако не обязательно при подготовке к обследованию родителям играть именно в пирамидку - ведь важно усвоить понятие величины. Поэтому можно и нужно, как говорится,  именно соответственно возрасту подобрать игрушки, способствующие этому.

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

2 комментария:

  1. Не совсем согласна. Я тоже даю детям картинку с пирамидкой-сталкиваюсь с тем же. Мой собственный ребенок практически проигнорировал пирамидку как игрушку и она просто провалялась, мы не акцентировались на ней. Но тем не менее он четко знает, что это пирамидка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Спасибо за Ваше мнение. Но дело в том, что после обследования я провела почти с каждым родителем консультацию... И обязательно спрашивала об играх дома - выявила ПРЯМУЮ ЗАВИСИМОСТЬ: нет подобной игрушки дома, в речевом плане взрослый её не называет и на обследовании ребёнок показывает своё незнание. Я согласна с Вами в том, что у некоторых детей нет стремления играть с пирамидкой, но она была перед его глазами и он ЗНАЕТ, что эта игрушка называется именно пирамидка! И последнее. Понимаете, ведь по инструкции теста учитывается это знание или незнание, но только с точки зрения того, сумел ли ребёнок по частям "в голове" сложить и узнать изображение. Оценивая целостность восприятия, одновременно психолог пытается в совокупности с другими заданиями определить ориентацию ребёнка в предметном окружении. И вот вопрос: правильно ли оценивать то, что не ребёнок, а в своё время родители НЕ НАЗВАЛИ этот предмет. Вы, что очевидно, своему малышу показали и сказали. Потому даже не важно то, что игрушка его не заинтересовала (в конце концов, понимание величины можно формировать по - разному) - мама активно в речевом плане исследует с ребёнком предметную среду (можно сделать вывод: мама знает, что нужно её ребёнку и даёт это "нужно", ориентируясь на его познавательную активность). С другой стороны, если так обстоит с пирамидкой, является ли тест валидным? Ведь целостность восприятия и ориентация в предметном окружении даже в данном тесте измеряются разными заданиями. И как, повторюсь, делать вывод о целостности восприятия ребёнка, когда по сути (при таком раскладе) оценивается его ориентация в предметном окружении?

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!