пятница, 5 июля 2013 г.

Эпизод занимательной релаксации

      
       
       Какое - то время назад... Пожалуй, даже не какое - то, а довольно давно... я написала пост о своём разработанном занимательном психологическом аутотренинге.  Очень приятно, что некоторым он понравился, привлёк внимание. Кристина, если Вы читаете этот пост, то он для Вас в особенности, так как это мой отзыв на Вашу давнюю просьбу. Его концепция, для тех, кому интересно, но ещё с ним не знаком, представлена здесь. Я провожу цикл из десяти занятий - это 2 недели  ежедневно (кроме, конечно, выходных). Кристина когда - то попросила меня более подробно описать один из эпизодов этого занимательного тренинга. Теперь уходим от "воды" слов и приступаем к конкретике.
    Я не буду описывать минуты, позы... "вхождения" - всё представлено в описанной концепции. Напишу сразу о сказке - путешествии. Сразу оговорюсь, что это будет путешествие в свой мозг. Паузы я буду обозначать многоточием. Итак...


       Педагог - психолог: Дети, мы с Вами оказались в знакомой нам долине. Представьте, что вы лежите на мягкой, нежной траве... Посмотрите вверх: над вашими головами голубое небо с белыми, пушистыми, мягкими облаками... (напоминаю для педагогов - психологов, что речь должна быть размеренной, плавной, с паузами - чтобы дети имели время на представление, создание визуальных образов) Каждое облако, дети, посмотрите, похоже на что - то... Найдите рыбку..., корабль..., черепаху... А это какое интересное облако...   Что оно вам напомнило?...  Запомните его... Вам очень приятно лежать на мягкой..., душистой траве... Вдох (через нос), выдох (через рот)... (повторение 3 раза). Вставайте... Посмотрите вокруг... Как много красивых порхающих бабочек, как много вокруг звуков... Не торопитесь... понаблюдайте... прислушайтесь... Предлагаю вам немного прогуляться...  вы идёте медленно..., рассматриваете всё вокруг... По краю долины течёт река, впадающая в глубокое синее море..., оглянитесь вокруг..., какие высокие, красивые горы... Вы идёте медленно, ваши ноги и руки лёгкие... Каждый шаг приносит удовольствие... Вы идёте по тропинке... И там, вдали, вы видите красивый, величественный лес... Вы идёте по направлению к лесу... медленно..., вы дышите свежим, чистым воздухом:  вдох (через нос), выдох (через рот)... (повторение 3 раза). Пока вы шли по тропинке, лес становился всё ближе и ближе... пока высокие кроны деревьев на его опушке не закрыли небо над головой... Посмотрите наверх... Как красиво сквозь листву пробиваются солнечные лучи... Оглянитесь вокруг себя... сколько жучков, птичек... А вот и Лисёнок Фред с Маленьким гномом, который любит шоколадные конфеты (авт.: эти образы взяты из занятий с детьми, проводимых ранее и предложены самими детьми, поэтому в Вашем случае это могут быть совершенно другие персонажи, имеющие непосредственное отношение к опыту и фантазии детей. ) Они вам приветливо улыбаются, машут вам, предлагая отправиться на прогулку по лесу... Подойдите к ним, улыбнитесь... улыбка делает мир вокруг ярче, помогает  дружбе быть крепче... Лисёнок Фред  приглашает вас на прогулку в глубь леса...  Возьмите его за лапку... Маленький гном, который любит шоколадные конфеты, тоже рад погулять по лесу с вами... Вы идёте по заколдованному лесу, вокруг вас столько интересного... И вот вы оказываетесь возле маленького пруда.... Вода в нём чистая - чистая и немного светится... Вы заглянули туда и вдруг увидели нечто  удивительное... Запомните это... Вы идёте по тропинке в самую глубину чудесного леса... И видите перед собой пещеру, увитую зелёным плющом... Лисенок Фред и Маленький гном, который любит шоколадные конфеты, предлагают вам зайти в пещеру... и разгадать её тайны и загадки... И вам предстоит пойти туда одним, так как загадка откроется только самым - самым смелым... Вы уже были здесь, а потому вам совсем не страшно... Но чтобы страх совсем прошёл, зажгите у себя в ладошках волшебный огонёк... заставьте его гореть настолько ярко, чтобы он помог осветить вам путь... Окрасьте его в любимый цвет... Прикоснитесь этим волшебным огоньком к груди, там, где у нас бьётся сердце... Почувствуйте, как смелость, сила, храбрость наполняют вас... А теперь сделайте первый уверенный, смелый шаг в пещеру... Тёплый воздух окутал вас, словно пуховым одеялом...вдох (через нос), выдох (через рот)... (повторение 3 раза)... Пора в путь... Сегодня вы идёте по главному тоннелю, большому и широкому... Вы идёте спокойно, не торопясь, волшебный огонёк освещает вам путь... и, наконец, вы подходите к очень красивой двери... Попробуйте толкнуть её... Дверь легко открылась и, о, чудо... какая же красота открылась перед вами... Высокие шкафы, столики, на которых стоят, лежат книги, вазы, древние карты, маски индейцев, большой глобус, картины... Оглядитесь вокруг себя... Найдите самую красивую вещь в комнате... То, что вам больше всего понравилось... Запомните её... Обратите внимание, сколько в комнате книг, они собраны со всего света... Прочитав их, можно открыть столько тайн и загадок, которые есть во вселенной... В самом центре комнате стоит стол... Подойдите к нему... Вы видите? На столе лежит огромная книга заклинаний... Добрый волшебник оставил её здесь... Вам интересно? Тогда загляните в неё... Перед собой вы видите красивые листы в обрамлении затейливых узоров, каждая буква словно маленькая картина, написанная рукой художника... Буквы складываются в слова... а слова в заклинание... Прочитайте его: (здесь психолог читает стихотворные строки об уме, я выбрала на своё усмотрение  стихотворные строки Юсуфа   Баласагуни, XI век,  из поэмы «Наука быть счастливым») Хороший ум, старанье мастеров... Мир создают – мир счастья и даров!...Кто волю закаляет и умён, ... Трудиться любит – мир им покорён! ... Теперь вы стали ещё смелее, ещё умнее, ещё трудолюбивее... Как бы не было интересно в комнате, но пора возвращаться, возле пещеры ждут Лисёнок Фред и Маленький гном, который любит шоколадные конфеты... Вы проходите по тоннелю и выходите из пещеры... Волшебный огонёк тихонько прижмите к сердцу, пусть он и дальше согревает вас своим волшебным теплом и освещает вам путь к добрым и смелым поступкам... Лисёнок Фред и Маленький гном, который любит шоколадные конфеты, провожают вас до самой опушки... Им немного грустно расставаться с вами, но вы им обязательно улыбнитесь..., ведь  улыбка делает мир вокруг ярче, помогает  дружбе быть крепче... Поблагодарите их за интересное путешествие... И вот настала пора выйти из зачарованного леса и отправиться в путь по тропинке к тому месту, откуда началось ваше путешествие... Вы идёте легко, свободно... Горный воздух долины такой свежий, прохладный...вдох (через нос), выдох (через рот)... (повторение 3 раза)...Вот вы и пришли... Ложитесь на мягкую, душистую траву... Сейчас я посчитаю до 5, и вы вернётесь обратно в детский сад...
     Вот собственно и весь эпизод. Дальше дети, как я написала в самой концепции, играют в игру "Замедленное кино", чтобы "не растерять" состояние спокойствия. Мы садимся в круг и я задаю вопросы: о том, какие облака видели, что интересного увидели в пруду, в какой цвет сегодня окрасили волшебный огонёк, что интересного было в пещере, насколько большую книгу увидели, почувствовали ли, что стали умнее, трудолюбивее, для чего им эти качества, и самое главное: догадались ли дети о том, на что похожа комната, если сравнивать пещеру с нашим телом.
      Обычно рефлексия проходит оживлённо, даже весело. Всем малышам хочется высказаться, рассказать о своих  фантазиях, поэтому мы сидим на ковре в кругу и говорим по цепочке.  В заключении я напоминаю детям, что когда они вечером будут ложиться спать, то можно, закрыв глаза, придумать свои путешествия с Лисёнком Фредом и Маленьким гномом, который любит шоколадные конфеты. На следующий день порой получаю  несколько очень выразительных сказочных историй :).

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

10 комментариев:

  1. Катерина! Замечательный пост! Для меня это очень актуально т.к. приходится работать с детьми с заиканием и такие вот релаксационные вещи очень полезны!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна,спасибо! А ведь зачатки, идеи психологического тренинга зародились именно при работе с заикающимися детьми. Кстати, с ними у нас беседа проходит немного иначе: я несколько по - другому ставлю вопросы, и дети с помощью невербальных средств общения выражают себя - так я решаю задачу оптимизации общения в период "шёпотной" речи. Впрочем, уже несколько лет именно с этой категорией детей не занималась - всё пыталась проработать и оптимально адаптировать тренинг. А вы, Алёна, прямо жаворонок - активны с раннего утра :)!

      Удалить
    2. Катерина, это сыночку спасибо - встал в 5-00! Я бы до обеда могла проспать - поздно ложусь я скорей СОВА

      Удалить
    3. О, я тоже сова! И у меня сегодня кроха протрубила ранний подъём ))))

      Удалить
  2. Катерина СПАСИБО, что ответили на мою давнюю просьбу!!!Прекрасное путешествие с Лисенком Фредом!!! А можно по подробнее узнать, как вы проводите работу с заикающимися детьми, в этом году, у меня тоже есть такие "клиенты", но к сожалению, опыта работы с ними у меня немного. Буду очень признательна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кристина, ну, никак мы с Вами не состыкуемся во времени написания комментариев.))) Я и так в блоге не часто, а сейчас совсем редко захожу, больше отдыхаю от этого занятия. :)
      Кристина, вот как - то так я провожу свои занимательные психологические аутотренинги. А с заикающимися детками я уже не занимаюсь активно 2 года. Если честно, то даже нашему учителю - логопеду пришлось довольно долго работать над алгоритмом работы с заикающимися детьми. Я 8 лет назад составила такую базовую программу - цикл из 10 занятий, основанных на совмещении сказкотерапии, арт - терапии и упражнений, разработанных специально для заикающихся. НО со временем требования к программам сильно усложнились: к процессу моделирования психологом программы сопровождения стали подходить с тех же позиций, что и к программам воспитателей. Это не совсем верно, так как сама деятельность и индивидуальные особенности ребёнка, например, диктуют необходимость уже в самом процессе видоизменять и корректировать цикл, а часто и подстраиваться и в процессе каждого конкретного занятия. В этом я вижу колоссальное противоречие и неправильное понимание нашей профессии.Тем не менее спорить с чиновниками бесполезно, пробовала - не очень помогает, поэтому я до конца этого года только обследую детей по запросу администрации и разрабатываю Рабочую программу, которой можно будет воспользоваться в следующем году. Подходы те же: сказкотерапия, арт - терапия и специальные упражнения, которые я согласовываю с учителем - логопедом (она в этом отношении мой рецензент и куратор). :) Основные задачи: научить общаться вербально и невербально, снизить тревожность, повысить уверенность, самооценку, развивать самоконтроль.

      Удалить
    2. Здравствуйте Екатерина!!! Во- первых хочу ещё раз поблагодарить за аутотренинг с Лисёнком ФРЕДОМ: давала открытое занятие по теме "психическое здоровье дошкольников", куда включила "путешествие в волшебный лес"- конечно небольшую часть ( т.к. в рамках САНПИНА занятие во времени строго регламентированно, но у нас всё впереди) родителям, педагогам и администрации очень понравилось, за что ВАМ отдельное СПАСИБО!!! А вот с заикающимися детьми мне работать до этого года не приходилось, у нас и логопед молоденькая девочка работает совсем недавно и помощи от неё нет никакой. Вот и приходится самой что-то искать , изучать. Очень переживаю сделать что-нибудь не так, не навредить. В своей работе тоже использую сказкотерапию, песочницу, песенки- попевки, артикуляционную гимнастику и конечно релаксацию.Полностью с вами согласна , что работу нашу не понимают, особенно когда работаешь индивидуально, приходится всё время быть в поиске. Это хорошо если встретится мудрый наставник ( к примеру как ваш логопед).Поэтому рада любой помощи со стороны коллег. Ещё раз спасибо за быстрый ответ!!!

      Удалить
    3. Кристина, наверно, для каждого, даже самого "маленького разработчика" особенно приятно, когда его детище потихоньку выходит в свет. ))) Спасибо!
      Кристина, зная наши трудности, всегда готова помочь тем, что сама узнала и что умею. К сожалению, нашу сферу часто низко финансируют, а потому мы лишены порой даже самого минимального и необходимого.((( Замечательно, что мы такие энтузиасты. :)
      А по поводу смелости в работе с ТАКИМИ малышами... Конечно, себя надо держать в тонусе знания, но принципиально нового для Вас в этой области ничего нет, есть только свои нюансы - я об этом просто села и почитала. Кристина, если хотите, то я Вам вышлю дипломную работу, которую делала на заказ в сентябре по заикающимся деткам. Делала я с логопедической точки зрения, а не с психологической, но для Вас она может быть интересна тем, что в практической части я описывала так организацию коррекционной работы, как это осуществляется у нас в детском саду. А как только, наконец, доделаю Рабочую программу психологического сопровождения, то тоже её Вам покажу, может, покажется полезной. Кстати, с такими детками ещё очень хорошо использовать автора Волкову - для меня она особый синтез психологии и логопедии (её основной "конёк" - игровая деятельность в реабилитационной работе). Пожалуй, куда не стоит лезть без необходимого кураторства, так это именно в логопедическую коррекцию (всё - таки это судороги речевого аппарата - необходимо понимать, что есть что), чтобы не навредить. А вот с психологической точки зрения, повторюсь, просто надо учесть свои нюансы. Кристина, удачи! :)

      Удалить
  3. С праздником ВЕСНЫ вас Екатерина! Спасибо за помощь!!! Буду искать , учить, советоваться. У меня тоже есть небольшой плюсик, я ещё работаю музыкальным руководителем ( стаж побольше , чем у психолога) и работаю с детьми логопедических групп, использую в своей работе логоритмику. Так вот артикуляционную гимнастику и песенки- попевки беру именно оттуда. Конечно практикую только то что проверено, но ещё раз повторюсь , что опыта работы с заикающимися детьми у меня нет. Вот поэтому и спрашиваю вашего совета. Если вы на самом деле можете отправить хоть небольшую часть вашей дипломной работы, буду очень вам благодарна!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кристина, и Вас с праздником поздравляю!
      О, это здорово, когда есть музыкальное образование - хорошее подспорье! По себе знаю: музыкального профессионального образования нет, но есть 7 лет музыкальной школы - помогает очень!!! Применение логоритмики - великолепное подспорье, я бы сказала, одно из лучших. Кстати, у Волковой, наряду с игровой деятельностью, есть концептуальные разработки с конкретными конспектами и по логоритмике.
      Диплом, конечно, вышлю. :) Кристина, только вот куда? ))) Вы мне тогда через форму обратной связи свой электронный ящик пришлите - будет известен только мне.

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!