четверг, 18 июля 2013 г.

Непоседа и песок

     

        Перечитывала за последнее время много - много постов о том, чем можно заняться с малышами :). Где удивилась, где искренне улыбалась и смеялась (так малыши непоседливы, интересны), где брала на заметку (пожалуй, везде )))) - для развивающих занимательных моментов. Сама я являюсь мамой уже 3-х летней малышки. И какое - то время назад меня даже очень занимала мысль завести отдельный блог - дневник. Ведь мы с Маришкой много - много чего делаем интересного. Однако мысль отпустила - я, признаюсь, интроверт и по отношению к семье. Но иногда так хочется рассказать  - ведь это радость общения, а радостью хочется поделиться :).  К тому же вдруг поняла, что только с появлением своего ребёнка именно восприняла этот возраст: ведь мой приоритет, как специалиста, и до сих пор - это старшие дошкольники.  Но тем не менее страничку в блоге по раннему возрасту заполнять буду всё же с опорой на свой личный опыт, который приобрела и дома, и на работе.

         Для меня трудно, как специалиста, было консультировать родителей, так как приходилось много читать и литературы, и практиков в сети. С одной стороны, мнение не предвзято, а с другой, ощущала себя астрофизиком, рассказывающем о явлениях, которые наблюдала только при моделировании на компьютере. И вот, наконец, опыт - опыт - опыт :)... Моя кроха крайне непоседлива. Когда говорю эти слова другим, то слышу: "Все дети такие". Да, такие...:) Но пообщавшись  с моей малышкой, многие задают мне вопросы наподобие: "А ходить она умеет?" (так как у нас - это всегда бег :)) А сколько она шалит и балуется!... Совсем недавно были в деревне, так соседи и гости сразу назвали её не просто "Машенькой", а с троекратным увеличением. Что и говорить, .... Представляете (!!!!!), только что сейчас бегала за ней на детскую площадку, открыла дверь и ушла... Моё сердце стучит бешено - бешено...:)))) (Как муж сказал: "Успокойся, сейчас - то всё позади и в порядке").  И вот к чему я как раз веду...  Мне часто приходится придумывать не просто "развивашки", а то, что можно сделать на бегу, в прямом смысле этого слова, как работать над формированием самоконтроля у такого маленького ребёнка. У меня даже назрела идея о том, чтобы составить эдакий сборник тематических занятий для малышей, к которым часто применяют термин "гиперактивный". Конечно, это будут не занятия (конкретизирую для особо строгих критиков :)), а игры с занимательно - познавательным "сюжетом". А то, что они необходимы, я убедилась: из - за чрезмерной подвижности Мариши порой я совершенно растеряна, какие представления сформированы в голове у моей крохи. А в детском саду воспитатели часто именно таких детей считают "педагогически запущенными", хотя при обследовании они выдают даже ВЫСОКИЕ результаты. К примеру, в прошлом учебном году у нас таких малышей появилось двое. Меня это сильно заинтересовало, так как поведение малышей повлияло на отношение и оценочное суждение взрослых, а значит, создаёт препятствие к эффективному взаимодействию во всех моментах воспитательно - образовательного процесса, нарушает формирование базовых качеств личности, адаптивных способностей детей.
          В одном из последних постов у Марии в блоге "Учимся играя" я прочитала о том, как она провела одну из прогулок со своей девочкой. Как ответственная мама (коей я себя считаю :)), я тоже стремлюсь, чтобы прогулка прошла для малышки плодотворно.  Чтобы во время своего постоянно бега она что - нибудь вынесла для себя нового и интересного. Хочу поделиться этим и с точки зрения педагога - психолога, так как увидела, что эффект был!!! Итак...
ОДНА ПРОГУЛКА ПОДВИЖНОГО РЕБЁНКА...
        Люблю гулять на природе. Одна из причин моей сегодняшней любви к таким прогулкам - это возможность дать моему маленькому двигателю набегаться без постоянных "будь осторожна", "машина едет", "не выбегай на дорогу" - моих обычных восклицаний во время прогулок в городской среде.  До парка Мариша ехала на велосипеде довольно спокойно: у нас это вроде ритуала - обещания, что она хорошо усвоила, о том, что потом она сможет бегать так много, как ей захочется. Таким образом, появляется очень важное составляющее в воспитании очень подвижного ребёнка со слабым самоконтролем: чередование деятельности и обязательно в течение дня найти для них возможности реализовать свой "пыл". Если этому придать некоторую режимность, как я уже выше написала "ритуал", то такой малыш способен пойти на уступку взрослому и в определённые моменты даже хорошо себя вести..., ну, так, как надо нам, взрослым :)))
         Вот на таком расстоянии я обычно созерцаю свою малышку... "Крупные" фотокадры, как правило, удаются в основном только благодаря техническим возможностям фотоаппарата.
      На первых этапах свободной прогулки Маришка только и делает, что бегает, останавливаясь вдалеке, самостоятельно что - то исследуя и наблюдая. По мере приближения взрослых, она срывается с места и бежит до чего - то другого, интересного из окружающего. Так мы дошли до местного маленького, живописного пруда. Многие местные жители давно перестали ценить его красоту (сужу по высказываниям), однако, мне это место очень нравится!
        Отношение к воде особое: сразу хочется залезть и плескаться. Маришку останавливают только предостерегающие высказывания взрослых, а то бы... Впрочем, маленькую игрушечную мышку так и не спасли :). И это не столько хулиганство, сколько интерес: в последнее время мы активно изучаем возможности различных предметов в сочетании с водой и особенно "тонет - не тонет". И вот вам упущенная возможность: если бы знала :), сделала бы несколько различных корабликов и из бумаги, и из коры, но... Всё - таки есть огромная потенциальная польза в планировании!

 

       Чтобы сдержать активное желание малышки и вернуть ускользающее послушание, что может привести к нежелательным последствиям, я применяю переключение внимания. На моё счастье прилетели голуби..."Взлёт - посадка" - бег, интересная игра, наблюдение, да, ещё что - то и проговорить полезное успели.

       Немного передохнув и перекусив во время поездки на велосипеде, наконец, добрались до леса...

        Место, которое мы часто посещаем и очень любим, осталось, наверно, со времён, когда в этой зоне n - количество лет назад был санаторий, но и теперь это зона активного спортивного отдыха. Здесь можно и в лесу погулять, ягод поесть и побегать по горячему песку, как на море :)...

        И вот чем мы занимались....
      1. Закапывали в песок любимую овечку - очень радостно :), что после поездки в деревню интерес к определённым игрушкам у Маришки отражает то, что многое запомнилось и осталось в памяти.

      2. Рисовали на песке.

       3. Лазили по бревну.
     Кстати, здесь вышло немного комично, чуть - чуть страшно, но и познавательно. Маришка очень рано, благодаря влиянию папы, научилась разнообразным "акробатическим этюдам". Однако, сейчас (впрочем, как и всегда) это сопряжено с большой опасностью - кроха бесстрашно взбирается на высоты... Это бревно мы осваивали давно и в этот раз я решила не препятствовать: сначала она встала на ножки и довольно резво отправилась по нему, в кустах раздался звук падения, робкое "ой", а затем, аккуратное "выползание" на четвереньках )))). Урок усвоен!



    4. Играли в "Питера Пена". Это особая история. Любимый мультик, море слов и эмоций для повторения, но и "опасные" игры "на шпагах". Удивительно, как быстро "шалуны" узнают и применяют на опыте именно эти игры. Каждый раз играю и опасаюсь, что она повторит это в детском саду. С одной стороны, мне нравится, что её привлёк сюжет в мультике (ведь драться необходимо не просто так, а с возгласом "пит защищ" - "Питер Пэн, защищайся!"), а с другой стороны, как уберечь от возможных неосторожно нанесённых травм?
Это кроха как раз несёт две "шпаги". Себе оставила маленькую, а мне отдала довольно грозное оружие.


      5. Самое интересное и то, что вызвало море положительных эмоций ))). Бегали босиком по песку, изучали следы человеческие: большие (мамины) и маленькие (свои), - и собачьи, бегали, изображая собаку. И, конечно, валялись. Одно из самых важных правил с непоседой: поменьше обращать внимание на грязную одежду и всё, что из этого проистекает.




       А дальше... довольные и уставшие отправились домой... Кстати, добровольно и спокойно )))!
        За всё время прогулки я всего несколько раз смогла догнать и поцеловать свою Маришку :): всё на лету, всё на бегу, но СКОЛЬКО всё равно удалось!
Рецепт сладкого сна непоседы :)
   1. Непоседа - 1, но можно и больше.
    2. Взрослых  - по желанию и вкусу.
    3. Свежего воздуха (приветствуется парк, лес, луг)- как можно больше!
    4. Бег - по желанию и вкусу.
    5. Щепотка осторожности.
    6. Песок и вода - по вкусу и желанию.
    7. Фантазия и сообразительность взрослого - ориентируемся на компонент №1.
    8. Терпение взрослого - как можно больше!
    9.   Положительных эмоций - как можно больше! "Но без кофеина, чтобы не перевозбудить" )))
 Приятного аппетита :)!
 

       P.S.: Теперь можно построить довольно "живой" диалог с родителями малышей!


 

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

14 комментариев:

  1. Как все интересно! И живете вы в таком живописном месте! Катерина, я тоже совсем недавно стала описывать то, как я играю со своим сыном: считаю, что это хорошая иллюстрация приемов работы - в действии!
    Спасибо за столь объемный рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, места у нас действительно очень живописные! Однако не все это ценят ((( А по поводу эпизодов из личной жизни... Я и раньше изредка публиковала подобные посты. Когда прочитала в Вашем блоге о том, что не любите выставлять свою жизнь на показ - согласилась, но призадумалась... Я, например, никогда такого делать не стану в сетях наподобие "Одноклассники". Точнее в том виде, как я это часто наблюдаю у своих знакомых. Я это не осуждаю, но сама так делать не буду. Однако в блоге я пишу не о том, что мы сегодня обсуждали, например, с мужем или с мамой, скажем то, что является действительно очень личными семейными моментами, а о том, что имеет отношение к... наверно, самое правильное выражение: "к детям". Я понимаю, что в психологии есть этические принципы, особо акцентирующие внимание психологов - практиков на том, чтобы быть осторожным с проецированием. Однако, думаю, когда мы делимся именно этой частью жизни в блоге - это нечто иное, это необходимая часть доверительных отношений с теми, кто так или иначе ищет ответов или новых идейных находок при построении хрупкого мира взаимоотношений с детьми :) вне стен кабинета - думаю, там всё же другие нормы действуют.

      Удалить
    2. Катерина, мое желание показывать как я лично работаю со своим сыном вызвано было дискуссией на дружественных блогах о том, игра- не игра, "чужие дети" - свои и т.д. И я решила, что будет полезно показать, что я не только рассказываю о возможных вариантах игр с детьми, но и сама этим пользуюсь и тоже как и все часто испытываю трудности и приходится искать другой ход игры как-то так...

      Удалить
    3. Вот - вот, Алёна, и я об этом :). Содержание и оживлённые комментарии к посту Натальи прочитала тогда с большим интересом. А потом с удовольствием прочитала и Ваш последующий пост про игру с Иваном :). Думаю, от этого отношения с постоянными читателями стали только крепче. К слову говоря, я отметила, что всё большее число мам обращает на Ваш блог внимание. Поэтому некоторая открытость, отражающая Ваш профессионализм, Вашу любовь к работе, да, и вообще к детям, только в плюс :). Лично про себя скажу, что чтение того Вашего поста вызвало во мне по отношению к Вам, Алёна, ещё большую симпатию и как к коллеге, и как к человеку. Да что там говорить, когда мама делится своим опытом общения с ребёнком - для меня это гораздо полезнее, чем "абстрактные" статьи - ведь важно и общее и частное :).

      Удалить
    4. Катерина, приятно слышать теплые слова! Мне так хочется, чтобы наши с Вами коллеги психологи делились опытам на своих блогах, ведь от этого обогащаешься сам! Недавно открыла еще один интересный блог мамы (в архивах его есть очень интересные вещи) Вот ссылка. Елена - хозяйка блога.
      http://create-play.blogspot.ru/

      Удалить
    5. Алёна, со временем это обязательно будет, я думаю! А за ссылку спасибо большое!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Катерина! Какая же Вы умница!!! Такой подробный и оригинальный рассказ. Мне очень понравился! Спасибо за доставленное удовольствие и практическую ценность!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Николаевна! Вот ведь как часто в жизни бывает: сама она - автор интересных историй, достаточно порой только следовать за потоком - в отношении детей это особенно актуально :)!

      Удалить
  3. Да... моему бегуну в конце июля будет 10... Запасайтесь терпением... Читала и вспоминала, как все это было: бег вокруг площадок, валяние и ползание, ходьба по лужам... Ужасно переживала, как он будет учиться в школе, но Слава Богу мы выбрали отличного учителя, которая его поняла и приняла. Результаты учебы очень даже не плохие(это если учесть, что учится он в гимназии), а вот неусидчивость, постоянные лишние телодвижения... Иногда я чувствую, что ооочень устала, но беру себя в руки, понимаю, что без поддержки семьи сыну будет тяжело.
    Спасибо Вам, Катерина, за откровенность и увлекательное путешествие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жанна, за напутствие ))))) Ох, а я и правда, сильно переживаю. Вот перешли из раннего в дошкольное детство, новые воспитатели... адаптация только началась; как же хочется, чтобы проявили терпение :). И мне приходится каждый день себе говорить, что всё будет хорошо, Маришка непоседа, зато умница ))) Впрочем, воспитатели у нас очень хорошие, улыбчивые и, в целом, по отзывам, терпеливы :)

      Удалить
  4. А Вы акцентируйте внимание других людей на способности Вашей дочери! Участвуйте вместе с ней в общественной жизни активно и тогда никто не упрекнет "Вот эта Мариша такая-разтакая...". Наоборот будете принимать приглашения на разные мероприятия и участия в них.Такие дети очень неординарные личности... Сколько раз моего сына наоборот выручала его гиперактивность и он получал дипломы "Самый очаровательный" или "Самому юному". ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО, КАТЕРИНА!
    P.S.Увидела ошибку, удалила. Исправила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жанна! Я родителям таких малышей говорю в том же ключе :). А сейчас внимательно смотрю на развитие способностей и интересов Мариши, чтобы помочь ей проявить себя. И Вы правы: активность может сыграть в плюс: у моей коллеги ребёнок - уже достаточно взрослый подросток - вызывает восхищение своей способностью переделать столько дел за день, что для другого человека представит большую трудность, а в детстве он доставлял много хлопот своей большой подвижностью. Безусловно, необходимо, как в психологии говорят, развивать компенсаторские способности, функции. Ещё раз спасибо, Жанна - ценю Вашу поддержку :)!

      Удалить
  5. Катерина, у вас такая очаровательная дочка, бегает, как ангелочек вся светится, во всем чувствуется счастье. Мне вообще нравятся активные дети и кто их назва "гиперактивными", кто измерил и вообще, как ее можно измерить?
    да, конечно удобно всем, когда ребенок сидит, стоит, как его положили и не доставляет хлопот, но разве это здоровый ребенок? Я бы обратила внимание больше на тихого ребенка (как специалист): вот кого нужно тормошить, да сидит тихо, но это не факт, что в его головке зародились пытливые мысли или он эффективно вас слушает и воспринимает информацию в полной мере. А активный ребенок воспринимает все, хотя кажется что он совсем ничего не слушает, вертится, бегает. У меня на занятиях некоторые даже под стол залезают и выполняют там задания, ну и что, я не очень обращаю внимание. Люби, говорит, меня таким какой я есть, а потом я вырасту и точно из под стола вылезу. А глаза у него живые, хитрющие:) Глаз горит - значит все будет!
    Главное, чтобы они наползались и набегались в дошкольном возрасте и окрепли физически, мышечный корсет чтоб сформировался в полной мере - это очень важно, а когда будет физическое здоровье, то и ученье в радость будет. Родителям таких детей всегда желаю найти креативного, живого, любящего учителя, который увидит, чего не хватает ребенку, почему он себя ведет нестандартно и даст ему то, в чем ребенок нуждается на данном жизненном этапе, а не повесит "ярлычок", и не станет загонять ребенка в уголок. Получив все необходимое (внимание, признание, уважение, любовь), ребенок сам войдет в нужные рамки.
    Я сама очень боялась за поведение своего ребенка, когда ему было 3, 4, 5 лет. Всегда думала, вот придем в гости, а он нахулиганит, но нет все обходилось, он всегда, на людях, как- то вел себя мудро:) Зато имеем 3 перелома руки:) Первый был в три года - очень тяжелый со смещением, делали операцию, но он даже не плакал, терпел без обезбаливающих целую ночь, затем еще один и еще и все в одном месте. Травматолог смеялся - хохотал, когда мы в третий раз пришли, а я рыдала. Уроки делаем где угодно, только не за столом, на коленях, около дивана, на полу, на кухне, но учится хорошо. Сейчас за него взялась покрепче, чтоб не забыл за лето ничего, главное сохранять спокойствие и режим и сильно любить. Это мне он сам сказал: "мама не ругай меня, люби, чаще обнимай". Сейчас ему 11 лет и он мне все рассказывает и много спрашивает, муж удивляется, как он мне доверяет, а это главное:)!
    У вас девочка, к школе будет просто умницей, а сейчас пусть бегает, плавает, зарывается в песок, гоняет мячик, ну а вы за ней:), потом вон как спит хорошо - растет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, огромное СПАСИБО за такое полезное, душевное дополнение !!! То, что не досказала - дописала, Вы удивительно точно облекли в слова... И прежде всего я с Вами абсолютно согласна, что порой совершенно неверно делают даже специалисты, относя некоторых подвижных малышей к гиперактивным. Ведь вопрос ещё и в том, кто испытывает трудности: ребёнок или взрослый?! :) А часто как (?): "МНЕ с ним тяжело, не могу уследить - ВЫВОД делаем, что гиперактивный... Хотя выводы стоит делать в таких случаях скорее о правильности восприятия взрослого.
      Ваша домашняя история развеселила. :)))) Хотя я представляю, какое волнение Вы пережили!!! :) Вот такие они непоседы... :)) Да, главное - любить, много - много любить, обнимать! Согласна на все 100%!

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!