суббота, 20 июля 2013 г.

Какой же выбрать метод для изучения цветов с детьми?

      

       Об изучении цветов с детьми написано очень много. И это (несмотря на то, что глаза просто разбегаются)  - замечательно! Работая с детьми изо дня в день, понимаешь, насколько они разные. Для одних достаточно предметного окружения и ненавязчивого не многократного (!) повторения, для других необходимо петь, третьим рисовать, а четвёртым придумывать цветовые тематические недели, пятым только в стихотворной форме запоминается... И это, конечно же, не предел!
          Сначала восприятие, а затем знание с обозначением слов - основной принцип, которого я придерживаюсь в работе. Разнообразие методов, применяемых при изучении цветов, проистекает вероятнее всего из - за индивидуальных особенностей наших анализаторов, их системного взаимодействия при ощущениях и восприятии окружающего. В силу этого именно в раннем возрасте уделяется такое большое внимание развитию мануального интеллекта. 

        Полученный чувственный опыт, сенсорные эталоны - это первые базовые знания. Стоит подумать над тем, насколько они важны! Ведь не все дети начинают разговаривать в одно и то же время (а ведь знания малыша родители часто рассматривают именно через призму речевого развития), но многие "не говорящие" дети довольно рано уже знают цвета и формы, активно манипулируют с предметным миром, а порой делают такое, что сильно удивляет взрослого! А когда сенсорный опыт велик, то возникает и естественное стремление маленького ребёнка его обозначить словесно.
        Хочу поделиться своей опытной базой. Думаю, она как раз представляет интерес потому, что  это опыт изучения цветов с ребёнком, у которого речевое развитие проходит нестандартно: говорит много, но на своём "птичьем" языке, а повторение на "понятном" языке стало возможным лишь какое - то время назад, так как прежние попытки - это ярко выраженный протест. Да - да, с изучением цветов с Мариной, моей крохой, пришлось  быть настойчивой и изобретательной ))). Кроме того, у меня в детском саду есть несколько детей уже 4-х лет, с которыми так же пришлось изучать цвета довольно долго, продумывая каждый шаг, и трижды менять общее направление и методы и средства работы. Так, оказалось, что для двух детей просто необходимо было изучать каждый цвет отдельно по неделе. Результат был, однако, не закреплённый. Придётся ещё раз приложить усилия :).
         Охватить всё - всё за один раз довольно сложно, поэтому я поделюсь актуальной для меня на сегодняшний день информацией: что применила и чем пользуюсь в настоящий момент при изучении цветов с детьми.

      1.  Сортировка и группировка.  Существует огромное количество игровых заданий, пособий данного направления. А мне ещё очень понравилась идея, предложенная Лизой Арье, со скотчем.
       Этот способ мне очень понравился ещё и потому, что Маришке трудно усидеть на одном месте, поэтому цветные классики оказались очень кстати: можно и попрыгать (мы успевали сделать это даже в экстренные моменты быстрого сбора в детский сад), и группировать разнообразные предметы по цветам.
    2. "Цветные дорожки и игры с транспортом". Ещё Лиза рассмотрела возможность использования цветного скотча при организации игровых моментов с машинками (думаю, это будет особенно интересно для мальчишек :)). Через несколько месяцев после игры в классики я  попробовала, и это нашло отклик в заинтересованности ребёнка.  Правда, сделала по упрощённой схеме, да, ещё и на "быструю руку", но ведь это дело фантазии и, прежде всего, желания взрослого :).
      3. Цветовая палитра предметно - развивающей среды. Этим средством развития цветового восприятия и изучения цветов я стараюсь оперировать активно. Так, перед глазами ребёнка, то появляясь, то исчезая, находятся разнообразные объекты, игровые пособия, акцентирующие внимание на основных цветах. Безусловно, всё доступно для игры, опытов, исследования.


Кстати, за идею трэка из бутылок я снова благодарна Лизе Арье. Мы и шарик катаем и в ванной наблюдаем за потоком воды :).
     А сейчас хочу представить особенный момент оформления стены с ребёнком. Метод, конечно, давно известный, но у нас он получился совершенно спонтанно в виду баловства Марины. А поскольку этот творческий момент мне очень понравился, хочу поделиться. Ребёнку всегда мало альбомного листа при исследовании своих возможностей: пространство подвергается мощной атаке детского творчества. Вот и у нас сначала Марина удивила всех карандашными рисунками ))), а потом мы вместе с ней (жаль, было быстро расставаться) добавили на стену роспись ладошками. Теперь перед сном мы время от времени подставляем ладошки, ищем цвета, а недавно даже немного пофантазировали: Мариша обнаружила (после поездки в деревню) в отпечатках образ курицы :). В общем, полезная получилась роспись в интерьере. Поэтому рекомендую дома организовать нечто похожее.

       4. Как же можно обойти рисование?!


      5.  Выбор объектов для изучения из окружающей среды с определённой цветовой палитрой. Очень часто это сопутствующий элемент в других темах. Например, изучаем ягоды - делаем акцент на красном, обратили внимание на кузнечика - на зелёном... Ещё мне нравится использовать силуэты: подставляем и "окрашиваем" контурный образ наблюдаемого объекта в цвета - довольно распространённый игровой приём :).



         6. Не могу обойти вниманием Блоки Дьёнеша. При работе с дошкольниками в моём арсенале это, пожалуй, самый часто употребляемый метод активизации детского внимания к основным цветам: синему, жёлтому, красному - много игровых заданий, доступных и самым маленьким, и достаточно сложных для старших дошкольников, направленных на развитие логического мышления.
         
         7. Развивающее видео. Например, мне нравятся (и Марише) развивающие небольшие мультфильмы про цвета из серии "Учим цвета с Малышом". Это всего лишь пример, кому - то эта серия может понравиться, а кому - то покажется уж очень простой. Но мне нравится то, что Маринка с её неусидчивостью смотрит с удовольствием, проговаривает вместе со мной - по времени они совсем коротенькие, но ёмкие.


         8. В этом месяце  мы стали применять задания посложнее, связанные с опытами. А помогает мне в этом вот этот замечательный ресурс - сайт "Азбука ума". Попробовали опыт с молоком и пищевыми красителями - увлекает (!!!), особенно если у ребёнка большая тяга к экспериментированию ))). Интересно и для младших дошкольников, и для старших.
            9. Коллекционирование.  Есть определённое сходство с группировкой и сортировкой, однако, предполагает более вдумчивое, сознательное отношение ребёнка к процессу.  Здесь, например, подойдут с акцентом на цвете разнообразные искалки - находилки во время прогулки. Пример такого задания можно посмотреть в блоге "Учимся играя" (автор: Мария).
            И ещё важный момент: при коллекционировании собранное стоит бережное сохранить, а для этого важно завести альбом, сделать книгу (пример можно посмотреть в блоге педагога - психолога Алёны Валерьевны Решетовой - "Тактильная книга"), коробочки или какие - нибудь другие ёмкости. С Мариной я этот приём - в виду её постоянного очень активного движения на прогулке - так и не опробовала, но собираюсь в самое ближайшее время. У нас дома живёт черепаха, и именно поэтому, я думаю, Марине этот образ очень нравится. Я решила, что этим хорошо бы воспользоваться для привлечения её интереса, поэтому, поискав идеи в интернете, обнаружила вот это:

Не отметила, где взяла, поэтому прошу у автора прощение за демонстрацию и выражаю огромную благодарность за идею :).
      Сделаю четырёх цветов, приобрету крупный бисер, пуговицы и за дело :). А для улицы, пожалуй, лучше всего воспользоваться идеей "Тактильной книги".
     Мой небольшой рассказ подходит к концу. И хочу ещё раз отметить, что то, что я опробовала, нашла и представила Вашему вниманию, доступно для интересных игр с непоседливым, неусидчивым ребёнком с плохо развитой речью. А по мере освоения представленных заданий появляется возможность и для более сложных, таких, например, как я увидела в блоге "Учимся играя" (вообще очень его рекомендую!).
      
        А вот ещё материал, на который я обратила внимание:
1. "Про детей, песни и изучение цветов" (написано немного фривольно, что, конечно, дело автора, но представлен интересный способ изучения цветов)
8. "Изучаем цвета/ тест готовности и план для изучения цветов" (в блоге "Мама зануда" мудрого и ищущего родителя Екатерины)
      Впрочем, набрав в поисковике, Вы легко найдёте много полезного и интересного материала. Важная задача заключается в другом: найти для каждого конкретного ребёнка именно его "цветной" ключик для познания... :).
МИР ДЕТСКИХ ИГР

 

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

14 комментариев:

  1. Катерина, какая молодец! Вот это пост!!! Многим покажется, что цвет - это просто, ноя уж точно знаю и Ваш опыт Катерина, показывает, что не всем детям легко дается закрепление названий цветов. Работая дополнительно в логопедическом центре, мне приходится отмечать, что если у ребенка есть речевые нарушения, то трудности с усвоением категории "цвет" - это одна из проблем. Я благодарна, Катерина за столь разнообразные формы и приемы которые Вы так классно описали - многими не пользовалась, надо еще все изучить и вперед! Видела в одном из блогов из спичечных коробков сортер по цветам радуги - не помню где, но тоже понравился. Еще раз ОГРОМНОЕ спасибо!!!! И за теплые слова в мой адрес тоже....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алёна!!! Да уж, приходится порой изобретать! У меня как - то так получилось, что до прошлого учебного года я даже и не думала, что с усвоением знаний цветовой палитры может быть столько проблем! И вдруг наступил период, когда таких детей оказалось слишком много, чтобы оставаться к этому, скажем так, на прежней волне по отношению.

      Удалить
  2. Отличная получилась подборка, Катерина! Богатая и интересная и не только нам взрослым, но и ДЕТЯМ! СПАСИБО!
    Загляните ко мне в раздел "Дидактические игры", возможно, что и я смогу Вам чем-нибудь помочь (ну так, на всякий случай)...
    http://yellowchickens.blogspot.ru/search/label/%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо за Ваш материал! Обязательно внесу его ссылкой в сообщение! И попробую обязательно и дома, и на работе :).

      Удалить
    2. Ну вот - напросилась...
      А прияяятнооо!!!
      СПАСИБО!!!

      Удалить
    3. Жанна, за что спасибо )))? Это Вам СПАСИБО за интересный материал! Я, кстати, уже опробовала идею с Маришкой: закрепляем представление и использование в речи "жёлтого цвета" :). Маришка играет заинтересованно, а, значит, эффект уже есть :).

      Удалить
  3. Катерина, отличная статья и советы! Если вы позволите оставлю ссылочку (хотя очень не люблю этого делать :) ее можно удалить. если сочтете нужным) http://earlystudy.ru/dnevnik-dashi/igraem-s-tsvetami
    в этой статье я показывала и рассказывала как сделать карточки для игры с цветом, чтобы ребенку было интереснее и веселее.
    + мы еще изучали картины художников в определенном цвете. я распечатывала картины, вставляла их в альбом. рядом с ними вставляла надписи очень крупные с названием картины и зудожником.
    Когда Даша была совсем маленькая мы с ней устраивали дни определенного цвета и собирали все предметы этого цвета на ее столике, играли в цветные сказки

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, большое спасибо за ссылку на статью! Впрочем, я уже у Вас была и активно её проштудировала ))) Спасибо: материал, воплощение идеи замечательные!
      С картинами художников дома не пробовала - всё думала, что не время, так как удержать внимание Марины было (и до сих пор) трудно :). Однако спасибо, что напомнили (на работе, особенно на уроках рисования, я всегда уделяю внимание даже с малышами "разбору" цветовой палитры художественного произведения) - попробую прямо сегодня сделать подборку к жёлтому цвету. Мариша стала старше, а, значит, можно (ну, хотя бы немного )))) рассчитывать на её заинтересованность.
      Про дни определённого цвета... - вообще особый разговор (!) - я на фоне психолого - педагогической практики убедилась, что метод действует даже в сложных случаях: это хороший, ярко выраженный акцент в детских воспоминаниях - очень эффективно для запоминания!

      Удалить
    2. Катерина, если нужна будет подборка по цветам, я могу ссылочку кинуть, у меня на сайте она есть. чтобы время вам сэкономить ;)

      Удалить
    3. Мария, :) спасибо! А я уже воспользовалась Вашими материалами :)!!! Хочу Вам выразить слова благодарности за Ваш такой кропотливый труд! И можно я дам более подробные ссылки в данном сообщении на Ваши материалы? Я, конечно, продолжу писать обзорные посты о способах изучения цветов и об их эффективности - тем более скоро отпуск заканчивается и начнётся моя деятельность в детском саду... Однако уже сейчас хотелось бы поделиться с психологами и воспитателями материалами, представленными у Вас :).

      Удалить
  4. Катя, как я рада, что мои игры пригодились!!! Как здорово, аж дух захватывает!!! Спасибо огромное!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, Ваши идеи со скотчем просто потрясающие!!! Благодаря им были совмещены необходимые мне познавательные задачи и подвижность моего "моторчика" )))! Это Вам, Лиза, спасибо за находку!

      Удалить
  5. ААА! Вот это статья! Столько богатства и все в одном месте. Спасибо большущее!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирин, спасибо за такой яркий и тёплый отзыв! )))

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!