среда, 31 июля 2013 г.

"Где растут у реки, наклоняясь берёзы. Я большую ромашку, сорвал на бегу..." или Ромашка для Маринки

           


       Сегодняшний пост будет о таком удивительном цветке, как ромашка, и о нашем с Маришкой его изучении ! "И что же в нём такого удивительного?"  - спросите Вы. А разве не удивительно то, насколько природа просто создала такую красоту: желтая серединка, белые лепестки - нежный контраст, так и притягивающий внимание :). Ни один из живописцев: и слова, и кисти - не может обойти ромашку вниманием. А что и говорить о том, что именно с ромашки часто начинается  одно из первых знакомств с миром цветов у детей. Вот и у нас с Маришкой именно ромашка уже два месяца фаворит.



        Стоит немного подсобраться и попробовать выстроить хронологию нашего повествования (а чем не художественное произведение?). Стоит и название придумать... :)? Первая мысль пусть и будет названием и путеводной нитью моего рассказа - "Ромашка для Маринки".
Ромашка для Маринки
        Всё началось просто с наблюдения: и в лесу, и в полях... И даже тогда, когда наши поездки носили чисто спортивный характер.
      Смотрю, вспоминаю... :) Как же это здорово: лето, солнце, речка, лес или луг... Мы рассмотрели ромашку со всех сторон: серединка, лепестки... Сравнили с солнышком - ведь потом решили, что надо обязательно ромашку нарисовать, значит, необходимо определить, с чего начать. И оказалось, что всё просто и мы уже всё умеем, ещё не начав: круг и лучики :). 
         Конечно же, собрали небольшой букет, полюбовались его красотой, обратили внимание на то, что цветы имеют разную форму, цвет. Сравнили красоту цветов в букете и на лугу. И я попробовала Маришке дать представление о луге, как о большом букете (вот и обратили внимание на понятия "большой" и "маленький" :)) Как маленькое примечание хочу сказать несколько слов об экологическом воспитании. Будь Маришка чуть старше, я обязательно сказала бы ей о том, что ромашка лучше всего смотрится именно на лугу или в поле, что в вазочке она в скором времени завянет, в то время как в поле она будет радовать своей красотой ещё долгое время... Но сама я очень люблю, когда в вазе стоит красивый букет и вообще очень люблю это искусство, при этом и цветы, и другие растения отзываются на мои "руки" - сужу по опыту :). Поэтому, думаю, что над вопросом сочетания бережного и прекрасного ещё стоит поразмыслить и, видимо, скорее всего это будет не радикальное решение, а  компромисс.
Наше тематическое занятие о ромашке
        Провели мы и небольшое тематическое занятие. Оно не было сложным, скорее таким, чтобы Маринка лучше "схватила" образ этого милого цветка. 
             Каждый раз задумываюсь над тем, с чего начать: загадка (ну, конечно, это для более старших и, тем более, разговорчивых детей - жаль, но пока не слишком хитрую метафору Маринка не поймёт - а жаль, ведь так бы я могла поработать над ассоциативным восприятием, воображением - придётся чуть позже). Выбираем: "коробка - сюрприз", пальчиковая игра, стихотворение... Что такое коробка - сюрприз? ))) Можно коробку, а можно и просто кулачки за спиной. Главное, привлечь внимание. А в нашем случае это просто необходимо сделать как - то неожиданно, игриво и с улыбкой, как будто превращая предыдущую игру в новую весёлую затею. Вообще отмечу, что ещё год назад Маришка с интересом реагировала на слово "заниматься", в большинстве случаев с охотой садилась передо мной, и процесс начинался на фоне её внимательных ушек и глазок (подмечу, что для нас "заниматься" - это узнавать что - то новое и, конечно, играть). Но вот наступил у нас кризис 3-х лет. Я написала наступил )))?  Нет, он с буйством влетел и ураганом будоражит всё окружение! Часто я так устаю, что, анализируя, подозреваю, что нахожусь в состоянии постоянного стресса :). Считаем в такие минуты осознания до 10 и... двигаемся дальше :). Но как же трудно теперь Маришке преподать это что - то новое, обратить её внимание!
      Для начала я переодела Маришку в платье ситцевое, да, ромашковое :)...   Я спрятала кулачки за спиной, подошла в надежде к Маришке... О нет, она не дождалась пока я покажу свои ладони, а смеясь, пыталась забежать за спину и посмотреть. Хоть я и посмеялась, но каждую минуту пыталась не давать волю возрождающемуся чувству раздражения ))). Интересно, когда же она успокоится или как же её переключить на более спокойную деятельность без оговорки (всё - таки всегда твержу себе, что если уж с чужими детьми в рамках профессиональной деятельности не позволяю себе "ничего лишнего", то свой ребёнок достоин такого же ещё в большей степени)? Всё случилось как - то само собой: ведь взяв в руку объект, ребёнок по меньшей мере хотя бы на короткое время застынет на месте, чтобы посмотреть. Вот и Маринка занялась тем, что начала потихоньку отрывать лепестки (будь она постарше, обязательно продемонстрировала бы ей и стихи про ромашку - гадалку и даже гадание "любит - не любит" - наберёмся терпения :))...
           Вдохновлённая новой надеждой, я продекламировала:

На лугу цветёт ромашка
Скромный беленький цветок,
Что из жёлтого кармашка
Уронила лепесток.    (Н. Нехаева)

      К моему маленькому занятию я подготовила - заучила два четверостишия (часто я использую маленькие шпаргалки - к каждому такому занятию просто нет времени учить всё наизусть (думаю, так делают почти все), но здесь подумала, что образ ромашки я изучаю так же в детском саду с детьми, а, значит, стоит и для собственной же пользы знать некоторые стихотворения наизусть :)). 
        В общем Маринка, отрывая лепестки, расставила в моей голове приоритеты и помогла определиться именно в пользу данного маленького, но милого стихотворения Н. Нехаевой. В ответ мне - улыбчивое личико (думаю, из - за частоты подобного педагогического хода у Маришки могли возникнуть такие мысли, как "ну, мама, что у тебя там снова" ))) - уж очень выразительный взгляд она запустила в то место, куда я обычно ставлю стол для наших занятий :). Однако заинтересовано отправилась к столу и села... Теперь было главное - не упустить :)...
          Всегда к месту пальчиковые игры. У нас с Маринкой, правда, прямо проблема: с охотой повторяет движения, но в речевом плане отказывается повторять ритмичные строки. Однако я стараюсь не отчаиваться, так как знаю о том, что в мозге человека зоны, отвечающие за развитие мелкой моторики и речь находятся рядом: стимулируя одну, оказываем влияние на другую (зона "Брока", отвечающая за речь; рядом с ней, кстати, находится и зона "Вернике", отвечающая за понимание речи). Стоит также помнить и о том, что развитие мелкой моторики, в целом, влияет на интеллект. Ведь, помимо зон, отвечающих за речевое развитие, рядом с зоной "Брока" расположены зоны, отвечающие за внимание и концентрацию, память, образное и пространственное мышление и не только... Цель каждой пальчиковой гимнастики - это развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, другими словами, мы таким образом воздействуем на зону "Брока" и, как следствие, на целый ряд других зон, влияя на развитие интеллекта.
        В смысловом плане выбранная пальчиковая гимнастика тоже очень подходила, так как изучение цветов в летний период, как мне кажется, просто невозможно без наблюдений и изучения насекомых. Помню, как мы приехали на опушку леса, погуляли и решили перед отъездом сорвать один цветок, чтобы поставить дома в нашу вазочку. Но так у нас это и не получилось: под лепестками каждого цветка на ночь пристроилось какое - нибудь насекомое. Зато появился отличный повод объяснить Маринке, что цветы - это дом для насекомых и что мы "на ночь глядя", ну, никак не можем их выгнать из дома :).

Ромашки белые цветки –                (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)
Как пальцы маленькой руки.
И вот слетаются жуки                    (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)
Считать ромашки лепестки.
         После этого мы сравнили цветок ромашки с изображением. А в блоге "Учимся играя" Мария рассмотрела не просто изображение ромашки, а сделала подборку репродукций художников - прекрасный вариант для детей постарше (кстати, там и подборка заданий интересная для детей среднего и старшего дошкольного возраста)!  Подрастём немного и обязательно воспользуемся этим вариантом.
        После пальчиковой гимнастики я предложила Маришке комплексное игровое задание "Ромашковый чай" (собственного сочинения :)):
1. Дидактическое задание "Помоги бабушке сделать чай из ромашки"
           Карточки готовила сама - эдакий коллаж: бабушка, три ромашки (по - разному обращаю внимание Мариши на это число, так как исполнилось три года, а мне так хочется, чтобы Маринка научилась для своего возраста давать о себе полную информацию), чайник с изображением природы (для того, чтобы зацепить в разговоре тему о том, где ромашку мы видели и куда необходимо отправиться, чтобы заготовить для такого чая ромашки), и чашка. 
        Считает пока Маришка только со мной и без желания, однако, радует, что без слёз и протеста. Видимо, математика - не наш "конёк". Эмоционально вспомнили поездку и ромашки (здесь уточню, что добавила просмотр фотографий на компьютере в течение дня) и перешли к тому, что "бабушке надо приготовить чай". "Для этого ей понадобится ______ ромашки (здесь мы считали), кипячёная вода из чайника".
             Затем Маришке была предложена карточка  для выполнения задания:
         а). Добавить из чайника воды - рисование карандашом (осваиваем рисование коротких ритмичных линий, сопровождающихся словесным "кап - кап" - синхронизируем действие сразу двух зон, отвечающих за развитие мелкой моторики и речи).
          б). Надо было приготовить чай из такого же числа ромашек, как и на образце (учим понятия "такой же", "столько же") - это аппликация. Уж что - что, а "художество" - это наша страсть - лепим, рисуем, делаем аппликации с большим удовольствием ))).


      2.  Дидактическое задание "Расставь чашки". Цель: развитие цветового восприятия, закрепление знаний основных цветов.
           Это задание Маринка выполнила быстро, хотя в обозначении пока ещё сильно путается, но я это связываю в большей степени именно с задержкой, в целом, речевого развития. Поэтому игры, задания из серии "Учим цвета" провожу ежедневно. К тому же, в своей практике в детском саду не раз встречала то, что дети иногда забывают или начинают путаться, если знания не закреплены, а взрослые забывают, что "повторение - мать учения" :).
           После этого задания я оставила Маринку в покое :). Но с умыслом ;)... Моё спасение - это любовь Маринки к игре, которая представляет собой уже достаточно развёрнутую ролевую игру.

       Когда Маринка наигралась, я ей предложила порисовать. Конечно, да ))) Правда, к рисованию цветными карандашами у Маринки быстро пропадает интерес, но мама просит мысленно и благодарит и за минуточку этого процесса ))).
            3. Рисование "Ромашки на лугу" цветными карандашами.
       Рисунок, конечно, получился не яркий, но цель была в другом :). Перед тем, как нарисовать круг, мы с Маринкой обвели его (круг из цветной бумаги) пальчиком (исследование тактильно формы очень рекомендуется), приклеили его в центре изображения ромашки (для того, чтобы убедиться в соответствии формы и образа).
            4. Дидактическая игра со шнуровкой "Ромашка".
          Игры этой серии я делаю самостоятельно. Как видно на фото, это совершенно просто. Собственно подготовка к занятию заняла всего 1 час (с разработкой карточек, алгоритма) и при наличии принтера все пособия можно сделать легко и быстро (отмечу, правда, что заправку цветного принтера я делаю шприцем дома, а то никакой бюджет не выдержит:)). 
           Маришка к играм этого типа относится своеобразно - они ей немного поднадоели :). Но она с удовольствием обучает с помощью них своих "детишек".
Для меня вообще спасением стали игры - подражания нашему обучению :)



И, безусловно, немного театра: образ "девочка - ромашка".


           Когда прошло немного времени, мы с Маринкой сделали аппликацию на нашей "стене почёта".



             А ещё через какое - то время мы обобщили материал.
             В общем, у нас есть, что вспомнить зимними вечерами )))

Я ромашку белую
с желтой сердцевинкой
Спрячу  в книжку толстую
- засушу в картинках.
И за зимним чтением
под уютным пледом
Солнышко вдруг встречу
я, и запахнет летом! (У. Яварская)
         
         Ещё материал по теме:


         

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

16 комментариев:

  1. Катерина, как здорово! Я со своим сыночком столько не занимаюсь (слава богу есть бабушки...). Очень понравилась ваша ромашка большая! Ой, да все понравилось, даже не могу выделить что-то одно. Молодец. Катерина, буду брать пример!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, спасибо! Я вот "без бабушек" довольно сильно устаю. Результатом стала серьёзная усталость в конце года, сопряжённая с упадком духа. Депрессией бы я её не назвала, но было что - то похожее (ведь хочется и работу, и хобби, и дом, и семью)))..., но физически и морально так устаёшь...:). Приходится "останавливаться", что-то отодвигать во времени..., но при успокоении вот почему - то пришло разочарование (собственно на этом фоне и блог забросила на какое - то время - всего было не успеть). Но они у меня (бабушки) умницы: шьют, вяжут (удивительно талантливые рукодельницы (даже не стесняюсь, что могу похвастать :)), когда попросишь - помогут, но вот в занятиях - только я, а прогулки - и подавно - слишком Маринка подвижная, непослушная, озорная ))) И... у человека "не посвященного" запросто вызывает усталость и раздражение. К тому же появилась эта заметная проблема с речью. У нас, конечно, есть генетические предпосылки - папа и родной дядя поздно заговорили. Но мне казалось, что если я буду заниматься, то Маринка заговорит раньше. Правда, занятия я больше строила так, чтобы мотивировать Маринку на желание подражать (в речевом плане совсем отсутствовало) и на развитие мелкой моторики (в основном на базе художественного творчества). Поэтому и занятия сейчас строю более подробно и более регулярно. Однако при моей занятости помощь бабушек в этом вопросе была бы совсем нелишней :). И, Алёна, предлагаю переходить на "ты" )))

      Удалить
    2. Катерина, мне тоже не очень удобно на "вы" - поэтому я за "ты"!
      Мой Ваня не ходит в садик поэтому и сидит с бабушками и дедушками, а они так любят заниматься с ним - ну и пусть (только учить читать им не даю)! Я книжечки им подкидываю и так ненавязчиво что-нибудь подсказываю.
      Ване в 3 года ставили ОНР и дизартрию, но сейчас ему 3,8 все в норме стало. Очень быстро все как-то нормализовалось, хотя старший сын долго имел речевые нарушения. Я думаю, что самое главное, что помогло в речевом развитии - песок. Я очень много играла в песок дома (есть песочница и дома тоже - у меня их 3): тактильные игры. Возможно, это совпадение, но ничего больше не делала.
      Удачи тебе с доченькой (дочка- мечта любой мамы). Я буду ждать внучек...

      Удалить
    3. Алён, а я мечтала о дочке Маринке ))) Спасибо, ты меня немного успокоила своими успехами, будем стремиться к цели и активному разговору :)! На сенсорное развитие упор делаю, однако, не целенаправленно, больше в спонтанной манере на природе (в январе отнесла ящики с мелкими камушками гречкой и пшеном в детский сад, а так играли дома).
      Сейчас зашла на блог Жанны, посмотрела, что и она рукодельница. И у меня, как у человека творческого, есть задумки по более сложному сенсорному панно, в интернете видела интересные идеи... - надо бы и для Марины (для сада же делаю) сделать. Очень хочется простимулировать развитие, избавиться от проблем :).

      Удалить
    4. Ооо! Такое более сложное панно у меня в таком долгострое!!! Вот год уже точно! Я то бросаю, то возвращаюсь к нему. Но все равно почему-то не идет... Чуть-чуть пошью - бросаю, уж очень кропотливый труд! Каждое мелкое яблочко, колёсико - столько времени и терпения нужно... Предпочитаю быстрые спонтанные проекты! Раз! И готово!
      А мечта - сшить своими руками шедевр! И любоваться, как малыши будут играть и радоваться!

      Удалить
    5. Про долгострой, Вы, Жанна верно сказали :). Казалось бы, и иголкой могу (хотя, признаюсь, это не сильно меня увлекает среди всех видов рукоделия - больше люблю клей и краски), и идея оформленная изнутри подтачивает :)... Но время - время... )))

      Удалить
  2. Катерина, здравствуйте! Как всегда увлекательно рассказываете, невозможно оторваться, хочется читать и читать... Вы не думали о более серьезном издательстве? Было бы замечательно, вот так взять Ваше пособие в руки и использовать: кто-то в работе, кто-то в домашних условиях...
    Успехов Вам с дочкой в обучении!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо, приятно! По секрету скажу, что кое - что пишу и составляю, однако, пока не получается писать системно, так что процесс затягивается :)

      Удалить
    2. Да уж, это сложновато... Наработок много, а систематизировать... Нужно время и тишина, и без отрыва от производства (как я это называю! Только стоит мысль поймать, вот только созрел поток, а тут... Мааам, пойдем на кухню, попьем... Мааам, почитай мне...)
      Так и живем, ни минуты покоя!
      Удачи!!!

      Удалить
    3. ))) "Покой нам только снится"!

      Удалить
  3. Какой замечательный блог. Вы, Катерина, еще и психолог. Я и не знала! Я всегда захожу на ваш другой блог, как педагога доп.образования. Теперь и сюда буду заглядывать. Какая вы молодец! Правильно Jeanne подметила, вам нужно издавать книги, так легко и увлекательно вы пишите. Здоровья вашей малышке, ну а Вам терпения и новых творческих находок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, здравствуйте! За похвалу отдельное спасибо, хотя я более скромного о себе мнения :). Однако всё равно приятно :). А в гости заходите - общению рада!

      Удалить
  4. Интересные занятия и очень насыщенный день получился. Вы молодец! Отличные и разнообразные игры получились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное, хорош был развивающий эффект! Спасибо :)

      Удалить
  5. Замечательный ромашковый день. И удивительно, как много вы делаете с малышкой в три года. Она у вас молодец, что со всем справляется)Думаю моей дочке в 4 года тоже будет интересен такой ромашковый день.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, здравствуйте! И спасибо за отзыв! :) А делать необходимо и хочется... Мне как раз кажется, что делаю не всё, что надо бы ))) Но, думаю, это "кажется" касается почти всех мам: боязнь что - то упустить :). А поскольку я практикующий детский психолог, то волей - неволей себе покоя не даёшь...))) Обязательно заходите ещё: накопилось много, чем хотелось бы поделиться, особенно по теме домашних игр - занятий. Правда, в своих постах стараюсь рассматривать все ходы именно с профессиональной точки зрения. Ведь мало выполнить задание - важно понимать, что при этом развивается. А понимание помогает спланировать, выстроить дальнейшую индивидуальную программу по развитию ребёнка. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!