воскресенье, 11 августа 2013 г.

Не проходите мимо Блоков Дьенеша!

           
   Сегодня на детской площадке я разговорилась с одной мамой... Мы делились тем, как развиваются наши детки, что мы делаем в тех или иных ситуациях. Как часто бывает, разговор, безусловно, коснулся таких важных моментов, как формирование и развитие представлений о цвете, форме и величине. И я тут же сказала о том, что для меня стало очень привычным: "А Вы возьмите Блоки Дьенеша". На мою реплику удивлённый взгляд: "А что это?" Работая в детском саду, мы уже настолько привыкли к использованию данного пособия, что непривычно было услышать, что кто - то о нём не знает. Впрочем, перебирая в памяти свои консультации, я тоже вспомнила о том, что когда демонстрировала в качестве рекомендации данное пособие, то родители зачастую о нём либо ничего не  слышали, либо не знали о его возможностях. А ведь действительно, когда перед глазами появляется коробочка с фигурами, то возникает первая мысль: "Ну, фигурки... И что?"  Нет, уверяю Вас, уважаемые родители, это не всё, а, ах, как много! Именно поэтому сегодняшний пост я хотела бы посвятить именно Блокам Дьенеша. Но давайте с самого начала: что и зачем. Или нет, давайте начнём с демонстрации уже приобретённого опыта. :)

       В 2008 году на базе нашего детского сада проходило методическое объединение по раннему возрасту. Разрабатывая сценарий, я будучи методистом в то время, не могла обойти вниманием Блоки Дьенеша, когда акцент был сделан именно на индивидуальной работе  с детьми раннего возраста по формированию элементарных математических представлений. Звучит, конечно, объёмно :), более просто - это первые математические представления малышей. Итак, вот опыт, представленный нашим замечательным воспитателем Ниной Петровной Власовой.



А вот чуть более сложный вариант...


       После этого мы довольно часто прибегали к этому инструменту детского развития. Его уникальность ещё и в том, что в пособиях к Блокам представлено столько образов животных, птиц, транспорта и т.п., что они органично вписываются в любой комплекс игровых заданий, целое занятие. В 2010 году на базе детского сада было проведено занятие по теме "Цирк" для детей старшего дошкольного возраста, совмещающее в себе музыку и математику.
 

       Итак, возможности Блоков Дьенеша очень велики. И великий их плюс ещё  и в том, что они великолепно подходят и для ДОМАШНЕГО обучения - разработана масса игровых заданий от 3 до 7 лет с разной степенью сложности. Более того, если Вы чего - нибудь конкретного не найдёте именно в самих пособиях (например, какого - нибудь именно Вам необходимого образа), то его разработать Вам не составить никакого труда!
        Если я Вас заинтересовала, тогда читаем дальше. :)


Варианты игр с логическими кубиками и блоками Дьенеша
       Описание материала: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков
(размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8)

       Педагогические возможности материала: логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.


     Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой синий круглый блок может стать прекрасным подарком блюдом для пирожных для Карлсона. Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр.
      Пусть, например, мы решили поиграть в «САДОВНИКОВ» и посадить красивые цветы на клумбах.
    Каждый «садовник» выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти : 3 больших, красных, не треугольных цветка.
          Возможно, клумба будет выглядеть так:
- большой красный круг,
- большой красный квадрат,
- большой красный прямоугольник.
        А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории....
        Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).

"УГОЩЕНИЕ ДЛЯ МЕДВЕЖАТ"
        Материал: 9 изображений медвежат , карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.
    Цель игры: развитие умение сравнивать предметы по одному - четырем свойствам, понимание слов: «разные», «одинаковые», подведение к пониманию отрицания свойств.
        Описание игры:
     1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат.
       Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
      А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам:

  • цвету и форме,
  • цвету и размеру,
  • форме и размеру и т. д.

       В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
         2 вариант с использованием карточек с символами свойств.
         Последовательность действий (алгоритм) игры:
• Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх.
• Ребенок вынимает из стопки любую карточку.
• Находит «печенье» с таким же свойством.
• Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством.
• Угощает мишку.
• «Записывает», как угощал мишку.
      Ребенок выбрал. Например: выбрана карточка «большой». Ребёнок выбрал логическую фигуру: большой, красный треугольник; второе печенье: маленький красный треугольник - печенье отличается по размеру.
          Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам.
•В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша.
•В играх можно использовать логические кубики, кроме цифровых.
•В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.

"ХУДОЖНИКИ"
       Материал:
• «Эскизы картин» - листы большого цветного картона;
• дополнительные детали из картона для составления композиции картины;
• набор блоков.
       Цель игры:

  • развитие умения анализировать форму предметов;
  • развитие умения сравнивать по их свойствам;
  • развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).

        Описание игры:
      Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
       В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.


"МАГАЗИН"

          Материал: Товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.
     Цель игры: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства; развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
          Описание игры:
        Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры - «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
      Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)


 "ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД"

          Описание игры:
          В игре может участвовать вся подгруппа детей 9-12 человек.
      Педагог, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями.
     Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.
       Последовательность действий. Распределение команд по поездам.
• Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, 2<*<4, находит число, обозначенное * - это 3 , значит его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1 2 3 4). Таким образом, все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах)
       Перевозка груза:
• Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура: большой красный треугольник, в первом вагоне (от головы поезда он изменит величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета - наш груз маленький синий прямоугольник.
• Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом, слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания.
• Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза.
   
         Один из вариантов дальнейшего развития игры:
• Выбор пункта отправки и назначения груза (постройки объектов и т.д.).
• Оформление сопроводительных документов для груза (количество, вид(шифрование свойств).
     В период освоения игры первоначальное количество вагонов 1 - 2, затем количество вагонов увеличивается до четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволят проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).


"МОЗАИКА ЦИФР"
      Материал: 48 карточек с изображением символов и примеров; 12 числовых карточек; карточки с изображением предметов (цветом показана толщина); 15 предметных карточек; блоки Дьенеша.

   Цель игры: развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке; умение выбирать блоки по заданным свойствам; закрепление навыков вычислительной деятельности.
        Описание игры:
    Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый ребенок решает пример на своей карточке, «расшифровывает» ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.
     Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Например, ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-4), следовательно, блок он должен взять красный круглый маленький тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.


      В общем, перечислять можно ещё очень много времени, и оно того стоит, поверьте! А вот ещё небольшой зрительный ряд:



       Логические игры очень интересны и будут полезны не только старшим дошкольникам, но и МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ!


Если увидите в магазине - не проходите мимо!!!

Помогайте малышу решать логические задачки играючи!
Педагог - психолог Екатерина Белова  

 





Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

19 комментариев:

  1. Согласна на 100% - это супер материал! В нашем садике если что и есть, то это блоки Дьенеша и их очень много! Дети играют с удовольствием. Очень многофункциональное пособие и стоит не очень дорого, гигиеничное. В общем - клад!
    Спасибо, Катя, за подбор игр - сделаю папку для себя.

    ОтветитьУдалить
  2. Забыла написать. Вашему педагогу Нине Петровне - слова благодарности. Такой голос приятный, стиль общения с детьми мне импонирует!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, здравствуй, да, это пособие очень ценное: его небольшая стоимость, большой развивающий потенциал, гигиеничное, много разработанных сопровождающих пособий, широкий возрастной диапазон!.. И у нас в саду сначала появилась одна коробочка, потом 5, а затем 25 ))) + на каждой группе в уголок, посвящённый математике... У меня в кабинете их 2. :) Но я рекомендую иметь его обязательно среди домашних развивающих игр! А у Нины Петровны действительно удивительно приятный голос! Я вообще в восторге от воспитателей, которые работают у нас на группах раннего возраста: все, как на подбор, удивительно внимательные к малышам, всё с шутками и прибаутками. Меня всегда искренне приятно удивляет то, как дети, потом вырастая, всё равно их помнят!!! Это же просто непостижимо, если иметь в виду особенности детской памяти - многие быстро забывают этот период. Это как же надо зацепить детское восприятие!!! :)

      Удалить
    2. Катя, у меня этот пост не вышел в обновлениях - если бы сама в блог не зашла - не увидела. И это не первый раз.

      Удалить
    3. Алён, здравствуй! Действительно не в первый раз такое происходит. С чем связано - разбираюсь...

      Удалить
  3. Обожаем это пособие, оно у нас в одном ряду с квадратами Никитина и палочками Кюизенера стоит. Мне тоже всегда как-то странно. что о них кто-то не слышал :) Спасибо за игры! во многие играли, но некоторые пока еще не воплотили. Вот только на прошлой неделе заказала новые альбомы по блокам, в сентябре получим, будем играть!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, чудесно, что у Вас в ходу это пособие! Оно действительно великолепно, и я его тоже обожаю! :) Дашенька, видимо, именно поэтому так разносторонне развита, что дома такой подбор "развивалок"! Успехов Вам в освоении новых горизонтов! :)

      Удалить
  4. Я читала раньше про блоки Дьенеша, а благодаря вашей статье узнала о них еще больше. Только в наших магазинах я никогда их не видела.Наверное все-таки нужно их поискать. Тем более, что к ним оказывается столько много разных альбомов с заданиями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, здравствуйте! Рада, что заглянули! А пособие обязательно приобретите! Такой огромный спектр пособий с интереснейшими заданиями понравится и Вам, и Вашему ребёнку. Как уже написала в посте, их можно включить в разнообразные сюжетные игры. А как развивается логика! Думаю, не пожалеете! :)

      Удалить
  5. Екатерина, я присоединяюсь к группе любителей блоков Дьенеша))) Использую активно в работе, а найти их действительно не просто в "живых" магазинах, всё больше в интернет-магазинах. Я все новые для меня детские магазины с развивающими игрушками тестирую вопросом - у вас есть блоки Дьенеша, а палочки Кюизенера?))) И если я получаю утвердительный ответ, то дальше можно идти искать что-нибудь интересное, если продавцы округляют глаза, то можно смело игнорировать этот магазин)))
    За видео отдельное спасибо! очень интересно как с этим материалом работают другие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, про магазины - это отдельная тема иногда комического характера :)! Захожу в магазин канцелярии, смотрю на прилавок, вижу цветную мелованную бумагу с узором, прошу продавца..., а он не понимает, о чём я, хотя буквально произношу то, что написано на упаковке!!! Очень часто продавцы совершенно не знают и не хотят знать свой товар! И Вы совершенно правы в том, что такие магазины, где округляют глаза, стоит игнорировать. Удивляет, куда смотрят менеджеры и т.д., когда занимаются планированием и закупкой товара... Я полностью согласна с тем, что, уж, Блоки Дьенеша должны быть обязательно!!! :)

      Удалить
  6. Здравствуйте, Екатерина! Я тоже люблю и использую блоки Дьенеша. Очень ценное пособие- разнонаправленное и разновозрастное. В прошлом учебном году объясняла подготовишкам на блоках круги Эйлера.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, здравствуйте! А можно спросить? :) Вы круги Эйлера объясняете дошкольникам с каким "прикладным характером", какую тему объясняете? Меня сейчас этот вопрос интересует, так как немного модернизирую свою программу по подготовке к школе.

      Удалить
    2. Доброе утро! Мы готовились с детьми к конкурсу - одно из заданий было на основе кругов Эйлера. Дети оказались с ними совсем не знакомы. Поэтому я решила начать объяснять как можно нагляднее - с помощью блоков Дьенеша и пялец для вышивания ))) В основном задания были на классификацию. Потом усложнила - задания с картинками, также на классификацию и на анализ-синтез.

      Удалить
    3. Юлия, здравствуйте, теперь всё поняла. :) Меня просто несколько озадачила последовательность использования. Вроде как на основе кругов как раз и объясняются какие - то логические закономерности, а тут, оказывается, стоит и над пониманием сути самих кругов где -то работать. :)

      Удалить
  7. Здравствуйте, Екатерина! Блоки Дьенеша - очень интересный, многофункциональный материал. Очень здорово, что Вы сделали такой интересный пост, думаю, что многие, кто не знал об этом, заинтересуются и не пожалеют! Сама занимаюсь с детьми уже несколько лет. Очень нравится, тем более сейчас столько наглядности - яркой, привлекательной, что заниматься одно удовольствие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте! Несомненно, Блоки - это то пособие, которое непременно должно быть на полочке вместе с другими развивающими игрушками. Моя Маринка, когда была совсем ещё крошкой, был период, просила и самостоятельно играла в простейшие игры. Их игровой потенциал доступен для восприятия совсем маленьких детей! :) Чудесно, что и Вы в саду им активно пользуетесь. :)

      Удалить
  8. А у нас нет этого пособия. слышала о нем, а вот купить почему-то руки не доходили. похоже, надо исправляться))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, приобретайте! Масса удовольствия от процесса, сложность выполнения заданий на Ваше усмотрение, богатство игр и упражнений!... :) Я широко использую и в детском саду, и в домашних условиях.

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!