понедельник, 5 августа 2013 г.

"Мех ползёт среди травы. Это гусеница, вы?"

          
      Раз начав, уже невозможно остановиться, рассказывая о вопросах развития, да, ещё и на собственном опыте домашнего воспитания :). Ну, как тут не вспомнить присказку: "У кого что болит, тот о том и говорит".  И вот ещё одна история. Она о том, как мы с Маришкой изучали ГУСЕНИЦУ. 
      Как и всегда всё очень просто и доступно: то, что можно сделать буквально "на бегу". Начало осознанного изучения этого длинного насекомого было положено ещё год назад. А мне бы очень хотелось собрать в  "единую коллекцию" все наши занятия домашней тематической недели про насекомых, которые можно использовать с детьми раннего возраста. Они представляют собой опыт достаточно спонтанного проведения досуга с малышом, когда времени на раздумывание совсем нет, мама уставшая, а используемый материал: всё, что найдётся под рукой и немного технического компонента (я имею в виду наличие принтера и сайта - шпаргалки с картинками).
       Однако для начала я Вам покажу то, что мы наблюдали с Маринкой на прошлой неделе. В своей жизни я такой красавицы и не встречала, а может, просто не приглядывалась :)...


 Маришке, напомню, сейчас 3 года :)


      Наблюдение за этой гусеницей заставило Маринку увлечься на ощутимое количество времени. А у меня часто с собой вот на такие  лесо - парковые прогулки эспресс - пакет картинок... С более старшими детьми можно (да, и нужно!) сделать зарисовки. Но мы и сейчас, когда нам исполнилось 3 года (впрочем, при сообразительности малыша мама вместе с ним может всё это проделывать и раньше), приучаемся к такому активному виду наблюдений. При этом следует помнить, что самым развивающим рисованием будет то, где можно с помощью пальчиков обследовать форму наблюдаемого объекта, обвести карандашом. Применяем мы метод зарисовок не каждый раз, но время от времени, как например, с шишкой, майским жучком у нас вышло.


...........
А вечером того дня...)))
       А сейчас отмотаем временную ленту на год назад... 
      Маришке 2 года, к тому же она  - это ребёнок с повышенной подвижностью. Все задания, как я уже написала выше, просты, но соответствуют возрасту.  Так же отмечу, что в силу возрастного фактора занятие - игра не должно превышать 10 мин. Поэтому и речь идёт чаще всего именно о тематических днях и неделях, когда игровые задания можно предлагать ребёнку без риска его переутомления, т.е. деля во времени, ориентируясь и на возраст ребёнка, и на его актуальное состояние - в общем, осуществляем индивидуальный подход.  Поскольку первые три занятия домашней тематической недели про насекомых содержали в себе такую художественную продуктивную деятельность, как аппликация, то на фоне гусеницы я решила применить лепку из пластилина. Я, в целом, в тематическом планировании, исходя из положительного опыта работы в детском саду с этой точки зрения, стараюсь придерживаться принципа чередования в художественной изобразительной деятельности и конструировании. Впрочем, если ребёнок увлечётся каким - нибудь одним видом материала, думаю, лучше всего будет дать ему возможность наиграться.
        Наш комплекс состоял из следующих заданий:
1. Обязательно найти и понаблюдать за гусеницей.

 Объект мы нашли на одном из любимых прогулочных мест. Зелёная красавица... но брать в руки её всё равно было страшновато...:)

Не забыла и про стихотворную шпаргалку:
      Следует отметить, что в раннем возрасте проза в большинстве случаев не подходит, если только у малыша или малышки есть явная склонность к её восприятию. Отмечу, что в детском саду при организации занятий её стараются избегать. Самое оптимальное - это стихотворение (важен ритм речи) по теме и просто беседа - диалог, дабы мотивировать любознательность ребёнка.
      Если ребёнок более старшего возраста, то будет здорово вспомнить какую - нибудь сказку про гусеницу. Я, кстати, отметила, что сказки про гусениц часто немного грустные, так как её образ представляют некрасивым, страдающим. Лишь в конце она становится счастливой и красивой, но...ведь это уже не гусеница, а бабочка :) (?)...  
       ... Впрочем, почему сразу бабочка?... :) Как правильно подметила ниже, в комментарии,  Жанна Витальевна, гусеница в самом начале поста  - будущий жук - короед.
 2. Собрать мозаику (развиваем целостность восприятия). 
      Когда ребёнок совсем маленький, а уж тем более проявляет к этому виду игровых заданий слабый интерес, то лучше всего не покупать, а сделать самому (вот то, что надо, в магазине ещё ни разу не видела). Изображение необходимо подобрать предметное (например, в данном случае это гусеница), исключая какие - нибудь сюжетные вкрапления. Развивая умение составлять из частей целое, давая толчок к развитию, в целом, комбинаторных способностей, не стоит на первых порах перегружать внимание. В конце концов, очень сложное задание может очень быстро отбить к нему интерес на длительную перспективу. Кстати, здесь могут великолепно подойти кубики в картинках.
      Как правило, такую  мозаику мы с Маришкой собираем дважды: в начале знакомства с темой и в конце - для закрепления.

     Моя Маришка довольно терпеливо относится к моему предложению составить изображение, однако, без радости, это точно :) ("Давай отгадаем, что изображено на картинке?"  - "Что надо сделать?" - "Соединить кусочки. Правильно". (отмечу, что в 2 года Маришка во время игр - занятий больше пользовалась жестами и движением, а не речью)).
 3. Пальчиковая гимнастика по теме. 
        О роли пальчиковых игр я уже писала неоднократно и даже совсем недавно. С рождением Маришки я обратила особое внимание на пальчиковую гимнастику, физминутки автора Екатерины Железновой. Потом появились и другие авторы. Они хороши тем, что сопровождаются, конечно, музыкой, а во вторых они позволяют не сильно утомлять маму ежедневным запоминанием, учитывая количество дел. В коллекции музыкальных пальчиковых игр есть и про гусеницу. Но ... в тот раз я, эх, признаюсь упустила - так хотелось повторить цвета. Хотя это стоит делать почти всегда в обязательном порядке. Уж слишком велика роль пальчиковой гимнастики.
4. Игровые задания "Какого цвета гусеница?" и "Найди такую же".
    Принцип выполнения виден на фото. Мы с Маринкой старались повторять цвета (прилагательные), сочетая в речевом плане с существительным гусеница (женский род). Написала мы? О, нет - я одна проговаривала, а Маришка опять же оперировала движением  :(   ... Но даже тогда, когда кроха играет в разведчика на дознании, оставлять попытки не стоит, так как в первую очередь мы работаем над его пассивным запасом слов. Во втором задании важно показать азы умения сравнивать, а также развивать умение понимать значение и смысл выражения "такой же, как".


5. Лепка.
     Для меня стало огромной радостью, насколько Маришка быстро научилась делать колбаску. Сначала я показала, затем, взяв её ладошки в свои, сделала вместе с ней необходимые движения. Уже следующие гусеницы Маринка делала самостоятельно. Единственно, силы в ручках было маловато, поэтому пластилин предварительно пришлось разогревать и разминать очень хорошо.


6. Блоки Дьенеша.
      Данное задание мы уже выполняли чуть позже. Так мы с Маришкой изучали и развивали представление о такой геометрической фигуре, как круг. А ещё это задание прекрасно помогает сформировать важное умение работать с опорой на образец. И, конечно, прекрасно способствует усвоению знаний об основных цветах.



      Примечание: Кстати, благодаря Блокам Дьенеша, получается образ, который можно воплотить вот в такой замечательной поделке:
       И при каждом удобном случае можно говорить "длинная", сравнивать по длине с заготовленными полосочками и т.д.
             Рассказывала долго, а на самом деле всё пронеслось на одном дыхании :)... А дальше:
Листья, зелень, травку ли –
Съела всё внизу
И, цепляясь лапками,
Вверх теперь ползу.
Стану всем на зависть я
Куколкой… И вдруг
Бабочкой-красавицей            
Вылечу на луг.  (А. Бруштунова)

           ...А дальше гусеница превратилась в бабочку :)... И это уже совсем другая история :)...


Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Катерина!
    До чего же Вы все делаете профессионально! Вот казалось бы, элементарное рассматривание гусеницы ( а по мне так короед!) превратили в консультацию психолога для читателей из личной практики.
    Когда моя дочь была совсем крошкой - я тоже с ней занималась самозабвенно, всЁ хотела в неё вложить - тоже брала какой-то объект и по полной программе - наблюдение, художественное слово (это вообще в приоритете!), рисование, лепка и так далее по списку...
    Зато теперь я вижу результат, до такой степени положительный!!! Закончив 1 курс института востоковедения (корейский язык + английский + японский), получая повышенную стипендию, она решила получить второе образование и поступила на заочное отделение юридического (сразу взяли на второй курс, причем вольным слушателем!). Вот это результат!
    Мы, родители, с раннего возраста вкладываем в своих детей все лучшее и подаем им пример!
    Со вторым ребенком - намного все проще, даже по той причине, что он мальчик, требования другие, но я тоже стараюсь и делаю: научила его читать, привила любовь к чтению, занимаемся исследовательской деятельностью... Так вот он мой вопрос: "КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?"
    Согласна с Вами на все 100%!!! Спасибо за Ваш труд и высокий уровень компетентности!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна! Успехам Вашей дочери можно с улыбкой позавидовать - есть нам на что равняться и к чему стремиться! :) А Андрей у Вас такой любознательный, что, я думаю, именно это и объясняет лёгкость его обучения. Это же счастье, когда даёшь ребёнку материал, а он самостоятельно его изучает! А всё откуда? Чувствуется, очень чувствуется мамина творческая натура! :) И кто знает, может, там и папа с кучей талантов? :)

      Удалить
    2. И спасибо за наводку, Жанна, - да, это короед. :)

      Удалить
    3. Спасибо, Катерина! Да наверное, у папы тоже не занимать талантов - читать он правда не читает, что меня искренне удивляет, но обожает музыку! Поля с ним постоянно что-то обсуждает (она закончила музыкальную школу на отлично и прекрасно играет на фортепиано), но беседуют они на тему рока и прочей тяжелой музыки... На гитаре там что-то играют ... В свое время шил куртки клубные, шапки, а потом продавал... Рисует немного... А когда нужно что-то сделать для конкурса - это вообще смешно! Спрашивает: "Что нужно?" Ну допустим, что-то на тему космоса. Достает шуруповерт и робот из пластиковых банок-бутылочек готов! Андрей приносит грамоту за первое место. Вот так и живем!
      А короед это или нет, точно не знаю. Но очень похож, особенно передней частью, только у нас они белые, в елях живут, мы их на рыбалку собираем.

      Удалить
    4. ))) Вот насчёт папы, Жанна, я оказалась права! :)
      А короеды в сети мне встретились и белые, и вот такие какие - то коричнево - бардовые...

      Удалить
  2. Катя, здорово! Какое техническое воплощение! Все предусмотрено - профессионал! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Катерина, вы большая умничка! Прочитала с удовольствием! мне очень нравятся посты с большим количеством фото - так текст гораздо лучше усваивается (у меня). Спасибо за ваш опыт!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И ещё раз спасибо! :) Я тоже очень люблю посты, где можно и почитать, и посмотреть. :) Жалко потрогать нельзя )))

      Удалить
  4. Катя, спасибо Вам за интереснейший опыт! Пользовалась Вашими материалами в своей работе. Как здорово, что есть возможность учиться у профессионалов!

    ОтветитьУдалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!