воскресенье, 15 сентября 2013 г.

Легко ли МНЕ было быть воспитателем?

       
        Уже середина сентября и основные шаги сделаны: составлены многочисленные планы и проекты. Но втянуться в ритм всё ещё тяжело... Пожалуй, один самых переломных моментов, с которым тяжело смириться, - это перестройка в системе образования, которая, наконец, затронула и нас. И касается это не программ, а реорганизации внутри сада штатного расписания. Теперь нет посменных воспитателей, вернее тех, двух - самых - самых любимых... Теперь это три воспитателя, а с учётом необходимости ходить в отпуска - это и четыре, и пять... 



       Прямо в начале года сложились некоторые дни, когда на группу вообще выходить было некому, кроме как специалистам в отрыве от своей основной деятельности. Система такой работы, по - моему, не очень удачна, так как, если воспитатель (хотя бы один) уходит на больничный, то заменить его становится действительно сложной задачей. Раньше необходимо было найти желающего "подработать" педагога и он какой - то период был замещающим воспитателем. При современной обстановке как - то многие забыли, насколько для детей маленьких важно, чтобы с ними находились относительно постоянно один - два взрослых ... Зачем говорить об адаптации, когда система подвергает постоянному стрессу не только детей, но и взрослых...
       Много возникло сложностей: кто будет писать план, кто, в конце концов, ведёт группу ребятишек... Сейчас мы только учимся, и я очень - очень надеюсь, что атмосфера в скором времени стабилизируется.
        Воспитатель - профессия на сколько интересная, но и на столько же сложная. Целый месяц я именно вспоминала, каково это, так как уже три года не выполняла замещающих функций. Ни минуты покоя... Адаптация... А привыкание затрагивает всех: и детишек, и "новых" воспитателей (в данном случае меня), и родителей. Давно знаю, что именно родители часто интуитивно понимают, что замены неблагоприятно порой сказываются на общем состоянии ребёнка. Неделю пришлось выдерживать несколько критичные взгляды, каждый раз проговаривая для себя, что это относится не ко мне, а к ситуации... Потом наладилось - видимо, прошёл первый мандраж и у меня. Но на второй неделе навалилась усталость от режимных моментов. Не их сложность, а необходимость чёткого регламента в канве событий ДОУ... А я и забыла, что это именно сложно на уровне восприятия. С одной стороны, он, этот режим, просто необходим, так как помогает лучше адаптироваться, с другой стороны, приносит напряжение и раздражение, как и любая обыденность без перемен... А если к этому добавить, что все мы разные: и взрослые, и уж, тем более малыши - то возникает понимание того, что для некоторых участников образовательного процесса, особенно детей, это может быть ежедневное повторение нелюбимых моментов... Вот почему педагогам - психологам необходимо уделять пристальное внимание именно этим вопросам - проблемам, проводить занимательные игровые тренинги. А в игровом процессе сразу очень многое скрадывается.  
         Честно признаюсь, что, как мне кажется, моим оружием оказалась именно ИГРА. Мне не хватало времени, чтобы успеть всё - так увлекал процесс нас. Игра помогла "выжить" и мне, и деткам в нашем знакомстве, в обязательной необходимости находиться ежедневно рядом друг с другом по семь часов... 



       Именно поэтому считаю, что на базе ДОУ важно проводить не единичные, а постоянно действующие семинары - практикумы по игровой деятельности. Есть у современной концепции мощный плюс - поставлен яркий акцент именно на ИГРЕ. Когда я проводила работу по собственному самообразованию в рамках игровой деятельности дошкольников, то обнаружила на чувственном уровне, что без неё НИКАК. Но все ли воспитатели понимают это?.. Нет, не все - сужу по своим многочисленным наблюдениям...
         А вот художественную продуктивную деятельность в период адаптации стоит проводить осторожно. К концу первой недели я провела небольшое развлекательное рисование. И хоть и проведено он было своеобразно: по желанию, по подгруппам..., но так необходимо - ведь малыши... :), но деткам вроде понравилось. Но на следующий день появились двое крох, у которых я почувствовала напряжение к творчеству. Необходимость манипулирования с инструментами, с которыми  у малышей либо нет привычки (дома этим никогда не занимались), либо нежелание "играть - рисовать", потому что в целом не понравилось, создало предпосылку настороженного ко мне отношения. Исправили неполадку быстро - опять игра. 



       Кстати, и здесь свои нюансы: не все дети любят подвижные игры, а некоторым подавай только их. И встаёт перед нами другая необходимость - ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА, работы по подгруппам. 




   Именно поэтому считаю и ВСПОМНИЛА, что это сложная профессия. Если придерживаться всех этих нюансов, то свободного времени у воспитателя просто не оказывается (это я к тому, что есть ещё необходимость заполнения бумаг, какие - то организационные моменты, творчество - рукоделие по обогащению предметно - развивающей среды...). Никогда нельзя злоупотреблять возможностью свободной деятельности детей, а воспитатель не должен себя настраивать на необходимость ежесекундно занимать своим активным вниманием всех - всех ребятишек. Но понять, что среди группы детей во время их свободной деятельности всегда найдутся двое - трое, которым просто необходимо внимание и предложение какого - нибудь досуга ВАЖНО! У меня так появилось целых пять крох, которые ТРЕБОВАЛИ порисовать, полепить... 




         А порой и просто понаблюдать и выразить своё, хоть и "маленькое", но мнение.


         Восемь из всего состава ждали с нетерпением подвижных игр...
        Одна малютка была очень "удобной" - сидела сама себе тихо в сторонке, мало двигалась... Когда я несколько дней понаблюдала за ней, то обнаружила, что она минут 20 могла не сходить с одного маленького пяточка пространства... Но когда я ей предлагала во что - нибудь поиграть, порисовать..., с удовольствием соглашалась... Поэтому важно понять, что проявить внимание - это и ставить в нужную минуту в покое, но и предложить поиграть, что - нибудь сконструировать.  Правильно ли оставлять кроху наедине с собой постоянно?
         Особым моментом  хочу обозначить и просто беседу, диалог с малышами, просто обнять. Дети моментально признаются в любви, а на следующий день вместо "здравствуйте" подлетают к тебе и обнимают... - это дорогого стоит!
         Месяц пролетел быстро, сложности первых недель сгладились двумя последующими... БЫТЬ, а не казаться, воспитателем крайне сложно - за 7 часов выкладываться приходится на все 100%. Потом привыкаешь, входишь в процесс. Но осталось ещё и тягостное чувство от того, что так и не осилила писать планирование в рабочее время, а брать домой - это не выход. А ведь наши умнички всё когда - то успевают!  А ещё ведь есть и другие дни, когда необходимо всё успеть по режиму, но ещё и включить в это, например, приезжий театр или телевидение..., а в этом августе гостями была проверка от Министерства образования... Это, конечно, где - то здорово, но где - то приходится от напряжения балансировать на грани.
         Сейчас началось обследование... и когда они всё успевают, да, ещё, и в новых стрессовых условиях?... 
          Возможно, написала сумбурно, но и не хотелось какой - то строгой логичности, хотелось именно передать эмоции... А вывод прост: да,  НЕ ВСЕМ и НЕ КАЖДОМУ дано быть ВОСПИТАТЕЛЕМ уже только по той причине, что жизнь эта на ПОСТОЯННЫХ СИЛЬНЫХ ЭМОЦИЯХ! И даже придя домой, жизнь детского сада продолжается в голове: среди размышлений, планов (мысленных и рукописных), проектов...

        P.S.: Начало мох размышлений в рамках темы "Психолог на ЗАМЕНЕ" можно посмотреть здесь.

"Воспитательницы сада.
Терпеливы с ребетней,
Развлекаете их игрой.
"
Педагог - психолог 
Екатерина Белова

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

29 комментариев:

  1. Катя, поздравляю тебя с завершением этого месяца!
    Я была "на группе" три раза: один раз весь день 8.00- 18.00 (без няни - няня на 4 группы у нас одна - 70-летняя), два раза по полдня (без няни).
    Больше не хочу. Я не знаю когда писать планы воспитателям, когда проводить образовательный процесс.
    Трудная это работа -ВОСПИТАТЕЛЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ!
    Хочется написать больше, но вот Ваня придерживается другого мнения и его очень привлек этот мальчик на курсоре. Поэтому в следующий раз напишу побольше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, хорошо, что заглянула! :) Да, в современных условиях хорошим воспитателем быть крайне сложно. Теперь могу писать это, исходя не только из размышлений, но и из практики целого месяца. Я всегда искренне удивляюсь тем из них, у кого и планы написаны, и на экскурсии сходили, и поделки какие- то стоят, и с родителями договориться о каких то совместных планах умудряются... - и всё это за неделю!!! Что и говорить, - УМНИЦЫ! Жаль, что не всем это видно...

      Удалить
  2. Здравствуйте, Екатерина Андреевна!
    Признаюсь, ждала репортажа о том, как Вы работали воспитателем. Многие мысли, озвученные Вами, сходны и применительно к школе.
    "Неделю пришлось выдерживать несколько критичные взгляды, каждый раз проговаривая для себя, что это относится не ко мне, а к ситуации..." - и у нас так, когда учитель работает на замещении, особенно, если замещает учитель другого предмета.
    "...если воспитатель (хотя бы один) уходит на больничный, то заменить его становится действительно сложной задачей..." - и это так - всегда трудно найти педагога на замену...
    Но читая Ваш репортаж, смотря фото, поняла, что Вы отлично справились! Думаю, что ребятам всё очень понравилось! Да, Вам было иногда трудно, но ведь как интересно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, добрый вечер! И я признаюсь, что когда писала о замещающих функциях, думала о том, что замену в школе, пожалуй, осуществить ещё сложнее: наверно, на эти размышления натолкнул один из последних постов Галины Станиславовны. Я вообще с трудом представляю, хотя из школьных времён помню такие редкие моменты (у нас всё - таки чаще учитель русского языка замещал учителя русского языка и т.п.), как это возможно. Но ведь и не выйдешь за рамки штатного расписания... Когда думаю обо всём этом, то, признаюсь, меня это сильно удручает. Скажу даже больше: бывали раньше периоды, когда совсем не понимаешь, кто ты: воспитатель на подмене или всё - таки специалист. Очевидно, что это один из весомых минусов практики в образовании. Впрочем, как Вы и отметили, стараюсь на эти жизненные моменты смотреть позитивно: замена - что ж, значит, попрактикуемся в своих же рекомендациях на таком - то возрасте и т.п.... ))) Так и в этот раз. Иногда было трудно, но не настолько, чтобы "сбежать"... Скорее играла роль усталость от не совсем привычного образа рабочего времени, но и только. Я за два месяца определила для себя, что мне это необходимо, поэтому многие ситуации прокрутила в голове, уже был составлен свой план и по адаптации малышей, и по конкретным практическим моментам. К тому же моя основная деятельность в августовский период находится в привычной "зимней спячке". Так что, конечно, совсем сложно не было. И, да, Лилия Павловна, безусловно, было интересно! :)

      Удалить
    2. Екатерина Андреевна, и ведь получается, что проработав пусть даже небольшое время в другой (смежной, похожей, даже не знаю, как точно выразиться) должности, начинаешь немного по-новому смотреть и на свою собственную. Сразу же хочется что-то подкорректировать, иногда даже совсем изменить... (вспоминаю себя, бывшую ровно неделю в няньках-гувернантках у племянницы-пятиклассницы)

      Удалить
    3. А вот с этим согласна на все 100%! Во всяком случае в голове сразу зароились планы, проекты того, как оптимизировать те или иные моменты практики воспитателя, что, конечно, отразится и конкретно на моей деятельности. Всё так: это действительно опыт, а порой бесценный, хоть и осознаётся это потом когда - нибудь.

      Удалить
    4. Лилия Павловна, а ведь я тоже в своей практике уделила, аж, две недели работе в роли гувернёра. Долго не выдержала, так как приходилось дома быть только 4 - 6 часов часов: уходила (от) после 22.00, а приходить приходилось в 4-5 утра (на место гувернёра) - таков был сложный график у родителей детишек. И хотя и детки, и родители мне очень нравились, но пришлось отказаться и предложить себе замену. Но, однозначно, это позволило на многие вещи практики посмотреть по иному. :) Вы абсолютно правы!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Катерина! Не могу пройти мимо Вашего поста, тема для меня актуальна. Все, что Вы написали, совершеннейшая правда, лишь поработав на группе воспитателем, можно это понять. Можно небольшой пример? Сейчас идет в группу набор детей, я работаю одна с 7.30 до 19.00 (напарница в отпуске). Обычно малышей дают через определенный промежуток времени, а в этот раз заведующая сказала: "Нечего, пусть все приходят прямо с утра, они все к няням ходили, адаптированные! Пусть обедают, спят! И так у Вас детей мало!". Да было бы сказано... Ходите, хоть все сразу, да на целый день!
    Я думаю, Катерина, Вы представляете, что творилось в группе - почти непрекращающийся ОР!!! Я не волшебник и по взмаху волшебной палочки они не перестанут плакать, будь я семи пядей во лбу: они видят меня первый раз в жизни, их оторвали от мамы!
    И вот я заболела - сильнейший ларингит, голоса нет вообще к вечеру. Подхожу к методисту, мол, я завтра не выйду. Она с такими глазами: "А кто работать будет? Ну ты маску надень, молчи, не разговаривай..."
    И поставили на группу работать по сменам наших молоденьких психолога и логопеда. Они взвыли: "Так работать нельзя! Это ужасно- невыносимо трудно!"
    А значит, мне можно... Воспитателя нагружают и нагружают и никому нет до этого дела, одни только требования и чтобы все было в печатном виде. "Работайте, Вы теперь много зарабатываете!"- слова нашей заведующей.
    К чему это я все? К тому, что перестройка в дошкольном образовании обязательно нужна, но постепенная, "с гибким режимом"... Я вот тут узнала, что теперь детей в сады будут брать с 3 лет, но ясли не закроют. Интересно, как будет дальше...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, как всё верно пишите!!! Я Вами искренне восхищаюсь: работать ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ НА АДАПТАЦИИ!! Перед тем, как уйти в декрет, я в своей практике два раза по месяцу замещала воспитателей на адаптации (правда, в день была одна смена на группе). И пришла к выводу, что на "малышковые" группы буду вставать, продумывая такой момент: а осилю ли я морально ЭТО именно в данный период?(Замечу, у Вас - то выбора нет.) Очень - очень тяжёлая, нервная работа! Когда малыши плачут, столько эмоций и мыслей о том, как помочь, что, может, он плачет по той причине, что я никак не могу к нему подобрать "ключик"... В этот раз заметила и старалась не концентрироваться на том наблюдении, что некоторые родители говорили примерно такие фразы при виде меня в первые один - два дня, когда малыш утром плакал: "Странно, у него это впервые, до этого он в садик ходил без слёз...", забывая о том, что мама в этот момент отдаёт малыша человеку, которого ребёнок ещё не знает... Взрослый бы при таких ситуациях испытывал мандраж, а что говорить о малыше 2-3 лет?!! В первые минуты чувствовала себя не уже опытным педагогом, да, ещё и психологом, а пристыженной глупышкой... Помогала внутренняя саморегуляция и понимание того, что уже через неделю, а чаще и раньше, ситуация изменится в лучшую сторону - "ключик - то" я обязательно подберу. )) Но переживания первых недель очень врезались в память. Теперь, уже по прошествии n - количества лет, я специально готовлю себя мысленно к такому поведению. Но несмотря на выявленную закономерность, всё равно тягостные ощущения охватывают.
      А по поводу планирования я уже написала: когда Вы всё это успеваете?!!! За месяц я не нашла ни одной возможности сесть и писать. Даже в обед необходимо было что - то вырезать и т.п., чтобы провести интересные игровые досуги...
      И конечно, меня возмущает то, что к такому труду встречаешь вот такое непонимающее отношение... И эта какая - то непонятная реформа в штатном расписании. Понятно, что надо экономить, но таким изуверским способом... Где действительно "гибкий режим"? Уже три года живём в постоянном страхе, напряжении от возможного сокращения. Зарплаты большие? Нет, они ДОСТОЙНЫЕ становятся и это не означает, что мы - педагоги должны костьми ложиться на работе. По - моему, рабство - это пережиток прошлого, но, похоже чиновникам хочется другого положения дел...

      Удалить
  4. Так приятно стало на душе от Вашего ответа! СПАСИБО за понимание!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, очень хочется, чтобы ЭТО ПОНИМАНИЕ было не единичными случаями!!! Уж, свои - то коллеги должны это усвоить... Вспоминается наш Николай Васильевич (рабочий по комплексному обслуживанию здания). Он часто любит говорить, поддерживая нас: "Вот каждому бы попробовать хотя бы по недельке, осознали бы, что критиковать легко, а вот сделать и пережить БОЛЬШОГО труда стоит". :)

      Удалить
  5. После этого Вашего поста ясно одно: Вы отличный воспитатель, мечта многих родителей. Не смотря на все трудности, Вы продолжаете работать и не просто отсиживаете рабочее время, а что-то придумываете, творите. Конечно,в таком режиме не каждый выдержит! Я восхищаюсь Вами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, очень рада, что Вы (постоянно мысленно перехожу на "ты"- очень импонирует общение! :)) у меня в гостях! :) Нет, я не воспитатель. Это таким, как Жанна, надо говорить ОГРОМНЕЙШЕЕ СПАСИБО! Я всего лишь эпизодически занимаюсь такой работой воспитателя. Когда я педагог - психолог или учу детишек рисовать, то у меня есть свободные 5-ти минутки, когда между тренингами, например, я могу передохнуть, побыть немного в одиночестве. На самом деле очень важно это чередование. А у воспитателя постоянное напряжение. А когда они работают, как сейчас Жанна, в две смены, то усталость от постоянной бдительности колоссальная! Замечательно, что при такой нагрузке есть воспитатели, которые работают творчески, душевно, с любовью! :)

      Удалить
  6. Добрый вечер, Екатерина Андреевна! Совершенно правильные слова, к сожалению их не слышат или не хотят услышать чиновники от образования:-) Работа педагога - воспитателя, учителя, психолога.... зачастую проходит в режиме стресса. Да, многие отрывая время от семьи, успевают и вырезать, и написать планы, и подготовиться к занятиям, и проверить 68 тетрадок ежедневно... А хочется так спланировать свою работу, чтобы можно было не только качественно ее выполнять, но и в рабочее время:-) А оплата нашего труда не так велика, как об этом говорят:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, здравствуйте! Я вот только сейчас осознала реалию школьной жизни - ТЕТРАДКИ! А ведь Вам действительно приходится проверять их зачастую дома... И хорошо, что Вы акцент поставили на "рабочем времени". Уже не раз слышу, что педагогам говорят, что они теперь больше зарабатывают, а, значит, на "рабочем месте" должны делать больше. Кто - нибудь при этом принял в расчёт эту постоянную "домашнюю" занятость?! Увы, по всей видимости, нет... Анна Анатольевна, рада была узнать Ваше мнение. :)

      Удалить
  7. А у нас нет нянь...(одна на садик). Работают по одной 7.00-19.00. Какие планы могут быть? Нет компьютера на рабочем месте (свои приносят). Я вот думаю, а если бы я на заводе работала, то что станок самой покупать чтобы было на чем работать? Зарплата выше стала? Да, но не настолько чтобы компьютеры покупать для работы, бумагу, карандаши краски, книги, и ......

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, мы, когда беседуем с воспитателями, то часто отмечаем, что лучше работать в две смены, чем одну, но без няни. Из всех минусов, присутствующих реально в детском саду, этот, пожалуй, самый - самый существенный! Бедный воспитатель при таком режиме просто ВЫГОРАЕТ!
      А про компьютеры... Всю свою практику я уже привыкла (А должна ?) к тому, что магнитофоном, компьютером и принтером я обеспечиваю себя сама. Мой муж уже даже ничего не говорит, так как выхода другого пока нет. В прошлом году мой старый ноутбук и принтер сломались, что ж... пошла и купила новые. Только в прошлом году мой методист, занявшая эту должность не так давно, обратила внимание, сколько я трачу из собственного бюджета на бумагу. А ведь я и игры покупаю сама... Очень хорошо, что тебе так хорошо помогли родители. А у меня какой - то прямо страх, что - то просить. Помню, как в первый год своей практики попросила собрать тетрадки с родителей для занятий - нашлись те, кого и это возмутило. Сейчас так много говорят о поборах, что, честно, руки опускаются... На данном этапе я стала немного мудрее: сначала "красочно" :) выступаю на родительских собраниях, стараюсь наладить диалог, тогда родители, конечно, более понимающими становятся, отзывчивыми, но я всё равно больше прошу на расходный материал, например, бумагу. А дальше своя краска, свой принтер, обязательные существенные денежные вложения и ТВОРЧЕСТВО :)... Спасает очень то, что для меня в большинстве дней в году это не работа, а хобби. :) Поэтому и оснащаю с охотой. :) Но ты права про "завод"!

      Удалить
    2. Катя, первый год работы в детском саду был для меня таким затратным: все на свои деньги (было полставки и зарплата - 3 , 300 руб). Пришла в кабинет - пусто: шнуровки, две матрешки, еще кое-что. Как до меня работали: не знаю. Пришлось все на свои деньги обустраивать: папки новые (бумаг -то сколько), бумага, а про печать документов я вообще молчу (до сих пор дома печатаю, но это пора прекращать). Потом я задумалась: да, мне это все нравится, но если я буду тратить деньги, которые могла бы потратить на своих двух пацанов, то насколько хватит моего энтузиазма? И тут я обратилась к педагогам с просьбой мне помочь как-то обустроить мой кабинет (но при этом я хорошо работаю и мою работу видно - как в прочем и твою - уверена в этом). Спасибо педагогам, которые собирают для меня некую сумму - один раз в год.
      Сдают не все, но хоть что-то...Все равно еще своих много трачу (а обучение - все за свой счет).
      Но, несмотря ни на что, я не хочу другой профессии.

      Удалить
    3. Очень знакомо, Алён, про "первый" год. Я долгое время тратила много денег на работу, да, и сейчас, конечно... Но тогда я была не замужем - сама себе хозяйка. Зарплаты у нас в Егорьевске жаловаться не позволяют, да, и подобно тебе, я писала на заказ курсовые и дипломы... Ощущение "шика" не было, но всегда была при деньгах и поэтому в работу, как говорили мои родители, я "играла".))) С появлением в жизни семьи подход к деятельности изменился. Я её по-прежнему люблю, но так много хочется для Маринки! :) Кстати, мои воспитатели тоже возмущаются таким положением дел и предлагают сами активизировать как - то отношение к этому родителей, но есть масса нюансов, впрочем, как и у всех, я думаю...

      Удалить
    4. Алёна Валерьевна, Екатерина Андреевна, здравствуйте! Понимаю, что лезу не в своё дело, но почему вы предлагаете родителям детей помочь деньгами? Мы, учителя, тоже много тратим на расходные материалы, тоже за свой счёт. А если просить на собраниях не деньгами, а, например, бумагой, карандашами и т.д. Ну хотя бы часть! А воспитатели смогут помочь-напомнить родителям. Может, если "натуральным продуктом", который однозначно идёт на детей, будет проще? Да и меньше нареканий от недовольных (ведь не деньгами же!).

      Удалить
    5. Лилия Павловна, здравствуйте! :) Я очень хорошо понимаю, о чём Вы. Для взрослого родителя гораздо более приемлемо понимание вот такой, как я называю, "библейской" помощи: "получать не то, что надо, а чем фортуна улыбнулась". Сейчас поясню. С одной стороны, я веду с детьми рисование, и полностью, здесь спорить бессмысленно (хотя изредка находятся и такие), родители покупают своему ребёнку всё, что необходимо для таких занятий: карандаши, фломастеры и т.д. В старшем дошкольном возрасте ещё и пастель, сангину и т.д. Сама собирала свою Маринку в этом году в детский сад - обошлось в пределах 1000 руб. Но, можно было и подешевле всё покупать - выбор большой. Однако возникают вот такие моменты: необходим клей ПВА, бумага для оригами, клеёночки - салфетки... В прошлые года как - то был такой опыт: клей ПВА бедный воспитатель выдавливала из миниатюрных ёмкостей, бумагу я 10 лет покупаю сама, а клеёнки (сами родители не раз отмечали) лучше одинаковыми купить, потому и ПРОСИШЬ эти по 50 руб., так как приобрести необходимо конкретные вещи. Вы только подумайте, Лилия Павловна, о том, что из 30 человек одной группы все должны купить что - то один в один.))) Пробовали, но убедились, что из 30 родителей 10 человек покупают то, что попалось в магазине под руку - и не задумываются при этом, что, например, купленный ими клей - карандаш засохнет уже через месяц. А их малышу этой сухой палочкой как - то надо работать ЦЕЛЫЙ ГОД. Понимая, что всё это очень щекотливые моменты, мы стараемся, чтобы всё было очень прозрачно. Ещё когда только - только начинала свою деятельность поняла, что без показа деятельности ничего не получиться, а потому ежегодно это делаю. Запомнились слова одного папы после вот такого показа: " А я - то всё думал, зачем так много всего надо, а теперь ещё бы принёс". :) Но это что касается расходного материала для детей. Всю демонстрационную часть я делаю сама и трачу на это свои ресурсы - картинный материал сейчас на прилавках в изобилии, но, считаю, и моя администрация с этим согласна: на родителей это вешать нельзя... Но мы как раз и говорим, что это сильно отражается на семейном бюджете самого специалиста. И пока в воздухе висит ответ на эту проблему... А если брать деятельность педагога - психолога... Во мне сейчас заговорили две роли: родителя и педагога - психолога. Как родитель считаю, что даже вопросы с бумагой перекладывать на мои плечи не стоит. Ручки, подставки, какое - то пастельное бельё, вставили окно в прихожей... Но всегда очень сильно останавливало понимание того, что именно моя малышка будет ежедневно переодеваться в раздевалке, которая продувается всеми ветрами, что такой момент, как укладывание спать в детском саду (а именно в этим минуты, по признанию многих детских психологов, у детей обостряются эмоции грусти), должно приносить ей радость, а, значит, заходя в спальную комнату, ей должно быть максимально комфортно... А близко соприкасаясь с проблемами админстративного уровня в ДОУ, я точно знаю, что финансирования на это нет... Вот уже 10 лет не видела ничего подобного. Что и говорить, часто в оснащение групп выделяются материалы именно с БРАКОМ, а ведь малышам на такой мебели сидеть, спать... (Продолжу в следующем комментарии: получилось, как и всегда, объёмно)

      Удалить

    6. Игрушками родители сами оснащают своих малышей. В этом году пришла я на группу в начале лета к Маришке и спрашиваю воспитателей, какой игровой инструментарий у них есть на участке. Ответ - никакой. У нас так заведено, что мы никогда не собираем и не просим ничего с подготовишек, так как понимаем, какой тяжёлый год в плане финансов им предстоит. А потому малышам, пришедшим за ними на следующий год, достаются порой... Я взяла деньги и отправилась в магазин, отдали с Маришкой две наши коляски... Я видела радость крох (да, и воспитателей), когда после недели вот такой "постной" прогулки, они получили вот такие сокровища! Однако это я, которая знает, что необходимо им... Хотя и здесь советовалась с воспитателями, и не все мои представления имели опытную базу, а потом не совсем были верны. К тому же, есть такой щекотливый момент, как понятие у дошкольников "моё". Когда каждый приносит своё, то это только повод к раздорам в маленьком детском коллективе. Всё описанное - лишь нюансы, применимые, конечно, не ко всем ситуациям, но к большинству.
      Как педагог - психолог я, таким образом, вообще нахожусь на очень интересном положении. Я знаю затраты родителей, а потому мне просто неловко что - то просить. С бумагой, кстати, всё разрешилось. Но что делать с игровыми пособиями? Знания и подручные средства, конечно, очень спасают. Но покупать игровые пособия тоже надо. А как быть, когда мне необходимо пополнить кабинет по какому - то одному направлению (воображение, память)? Родителям это сложно сделать, так как я часто именно при консультациях ДЕМОНСТРИРУЮ им образцы, во что поиграть... Помню, как лет 7 назад пришла в мой кабинет родительница... А через несколько дней принесла стопку пособий для занятий с её малышом, ориентируясь, как она потом сказала, на мои рекомендации... Согласитесь, Лилия Павловна, ситуация педагогов - психологов не столь уж однозначна в своих решениях. Я сама не один раз отдавала молодым психологам и регистры для комплектации бумаг, полезные материалы, оставляя на себя заполнение возникших вот таким образом пустот в кабинете психолога. Ну, а с техникой... - это вообще отдельный и часто неприятный момент. Потому я и не прошу. А что попросить? В начале каждого года я просматриваю кабинет и анализирую, что необходимо. И уже по сегодняшнему списку понимаю, что легче купить самой, а не просить родителей. К тому же, как это представляется? Например, выступаю на родительском собрании, прошу, находятся отзывчивые, а я при этом должна сказать что - то наподобие: "Альбина Викторовна, вот такая игра продаётся в "Детском мире", которые расположен на площади". Уверена, что у большинства родителей мелькнёт мысль о том, что я и сама могла бы добраться туда, а не искать посыльных...
      Конечно, есть замечательные и очень отзывчивые родители, а потому ни в коем разе не хочется их обижать! Я им очень - очень благодарна!!! Но, к сожалению, это не решает проблему слишком заметных, часто больших финансовых вложений. Я, как и отметила, не жалуюсь, и до этих комментариев никогда в своей деятельности такую проблему не поднимала - я её просто не ощущаю, что, наверно, очень радостно. ))) Но есть другие, условия которых действительно плачевны...

      Удалить
  8. Екатерина, спасибо большое за этот пост. Мне всегда хотелось заглянуть в мысли воспитателя, потому что мне так страшно оставлять дочку с чужим новым человеком. В этом году нас перевели в новую группу к новым деткам и воспитателям. мы проходили 2 дня и Даша заболела, а вот подруга наша ходила и она рассказала, что не хочет идти к одному из новых воспитателей, так как "она злая и кричит все время и обижает нас"
    вот я теперь сижу и думаю, выходить не хочется в садик, и не ходить нельзя, так как Даше нужен этот опыт общения с детьми (мы ходим в сад на 3 часа до обеда). Как поговорить с воспитателем и узнать, почему ребенок так реагирует на нее, чтобы потом ребенку хуже не стало. пусть это и не впечатление моей дочки, но и она мне как родная, мы всегда вместе.

    ОтветитьУдалить
  9. Мария, я очень понимаю Ваши переживания! Сама испытываю по сей день опасения: перешли в новую группу недавно. Но с воспитателями повезло... В Вашем случае доверять словам ребёнка уже стоит на все 100% - возраст такой. И делать с этим, безусловно, что - то надо. Но не буду обманывать: часто требовательная беседа с таким воспитателем не приносит пользы, так как велика вероятность ухудшения отношения воспитателя к ребёнку. Не буду от Вас скрывать, что когда я работала в вышеописанный период на группе, у меня возникло очень похожее чувство неприятия к одному ребёнку, которое я смогла излечить в себе лишь к концу данного периода, всё переосмыслив. Здесь, конечно, была несколько другая ситуация: мама приходила в детский сад с невообразимыми просьбами: чтобы ребёнок не бегал, например, (какие уж тут коллективные игры!) и т.п. Замечу, что сам малыш проявлял физическую агрессию по отношению к детям, а потому приходилось нелегко лавировать между требованиями родителя и необходимостью вести педагогический процесс (извините, уж, за официальный язык). Как следствие, в моей душе, безусловно, без внешних проявлений, к ребёнку росла неприязнь. Но, как и написала выше, я постаралась абстрагироваться от мнения родителя, выстроить необходимый диалог и, наконец, найти свою прелесть и в ребёнке... Я это всё пишу к тому, что в Вашем случае вполне, как следствие, можно ожидать ухудшение отношений. Здесь всё необходимо взвешивать:
    1. Можно подойти и на мягких тональностях сказать, что девочке никак не удаётся адаптироваться к садику, плачем дома. И СПРОСИТЬ саму воспитательницу, что ОНА ПОСОВЕТУЕТ. Понимаю, что это не тот оборот речи, который вырывается наружу из души, но, как правило, это даст воспитателю толчок к тому, что ребёнок отрицательно реагирует именно на неё, так как взрослый человек, педагог, конечно, понимает, что если бы она сделала всё так, как должна в силу своей профессии, то подобного отношения к детскому саду у ребёнка не было. А мы из уст ребёнка точно знаем, что причина как раз в ней.
    (Продолжение в следующем комментарии))

    ОтветитьУдалить
  10. 2. Если такое поведение ребёнка продолжается, впрочем, можно и сразу, спросить консультацию педагога - психолога. Бытует на просторах интернета мнение, что педагоги - психологи "такие раз эдакие", но, поверьте, я, будучи методистом у психологов, ещё ни разу не встречала подобных некомпетентностей. Просто работа с родителями поставлена не в "открытом" режиме. Пишу я это для того, чтобы дать понять, что именно педагог - психолог может выслушать Вашу корректную просьбу по адаптации ребёнка к детскому. Здесь, безусловно, важно правильно сформулировать запрос. не пожаловаться, а именно запросить адаптировать ребёнка к условиям сада. Таким образом, психологу так или иначе придётся поработать над причинам, а следовательно "нажать" на воспитателя.
    3. С самой девочкой лучше сконцентрировать внимание, хоть это и в данный момент сложно, но на том, что нравится в детском саду: детский коллектив, появившиеся друзья, что нравится делать на занятиях. Главное, переключиться с негатива восприятия воспитателя на позитив общения с детским коллективом.
    4. Как бы не было Вам неприятно, но при самой девочке не обсуждайте воспитателя, а возьмите эту заботу на себя "за кулисами". Слушая Ваши, возможно, негативные реплики, что естественно, она ещё больше сконцентрируется на своём неприятии этого взрослого.
    5. Кстати, можно ещё переключить внимание ребёнка, сказав, что некоторые взрослые таким образом проявляют не злость, а строгость. Понимаю, в душе кипит, но в данном случае, ещё раз повторюсь, это мера необходима.
    6. Девочки уже достаточно большие, поэтому можно дать им стимул для сюжетной игры в детский сад. Поможет сказкотерапия: придумывание сказочных историй про детский сад с хорошим концом. Кстати, на первых порах это и хороший диагностический инструментарий, Мария. Ребёнок вполне "правдиво" опишет Вам воспитателя без "моральных обязательств" либо в роли Бабы - Яги, либо в роли Мэри Поппинс.
    7. Не поверите или поверите ))), но хорошо действует "подкуп". Выражение, конечно, не столь благозвучно, но отражает суть. Безусловно, это не какие - нибудь финансы, а, например, какая - нибудь картина - поделка для группы. Замечу, правда, что все воспитатели благодарны за такие дары, но хороший воспитатель именно благодарен, а для "не у своего места" это знак того, что Вы ЦЕННЫЙ родитель. Мария, ни в коем случае не хочу Вас обидеть, просто описываю все возможные вариации.
    7. Конечно, если ситуация не меняется, то необходимо действовать более решительно. Как правило, на таких воспитателей, если она часто кричит и ругается, жалобы поступают не от одного родителя. Поэтому в случае не меняющегося положения дел стоит обратиться к заведующей.
    8. Последний, как вариант, но это уже крайность, - стоит сменить садик.
    Мария, всё это вариации. Всё необходимо взвесить и в мыслях прокрутить следствия и последствия каждого из этих шагов. Я Вам искренне желаю удачи! :) Сама переживаю такой сложный период с Маришкой, как адаптация к новым условиям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, огромное спасибо за такой подробный и исчерпывающий ответ!!! Мы еще недельку дома сидим, потом выходим в садик, буду внимательно наблюдать за Дашей, а варианты решения ситуации расскажу маме нашей подруги, которая теперь боится идти в сад к злому воспитателю. Спасибо еще раз, я себе все записала и буду пробовать разные подходы уже по дашулькиному общению с воспитателем (до этого у нас вообще такой проблемы не было)

      Удалить
    2. Ещё раз повторю, Мария: искренне надеюсь, что у Вас всё - всё наладится! :)

      Удалить
  11. Эх, побольше бы именно таких воспитателей! Как здорово, что они все таки есть и не все так безнадежно у нас в садах и школах!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксения, здравствуйте и спасибо! :) Педагоги, добрые, отзывчивые, уважительные, любящие детей и, в целом, свою работу, ЕСТЬ! :) И вы правы: на них и держится авторитет образовательной организации. Но, к сожалению, встречаются и другие... Понимаю, что порой выбор работы осуществляется от жизненной безысходности, но мне кажется в такой профессии очень важен именно личностный компонент. А потому некоторым действительно стоит вовремя осознать это и лучше сменить профессию.

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!