суббота, 14 декабря 2013 г.

Конференция для психологов "Детская психология в эпоху навых стандартов" - моё вИдение. Часть 1

       
      Так или иначе, но каждому педагогу - психологу время от времени необходимо посещать курсы по повышению своей квалификации. Это может носить разные формы: курсы, мастер - классы, семинары, семинары - практикумы, конференции. Я очень давно не посещала что - либо по профилю. Да, курсы были, но всё, что я проходила, было связано в общих чертах с дошкольным образованием. Конечно, за 10 лет практики произошло много событий и не всегда я отдавала себе отчёт в том, что любому психологу, чтобы эффективно организовывать свою практику, необходима супервизия. Связь с наставником, коллегами, обмен опытом, в общем, необходимость находиться во взаимосвязи "с себе подобными". Не стоит скрывать тот факт, что, когда мне предложили поехать на конференцию в Москву, я немного сморщилась. Метро, давка... Я не видела Москву 5 лет. Стала очень домашней и покрылась, словно старое дерево в нашем лесу, мхом. Но... 27 ноября я всё же решила поехать. Что ж, Москва стала ещё более "агрессивной": метро без привычки вгоняет в стрессовое состояние. ))) А ещё я всегда немного паникую, так как даже с картой всегда плохо ориентируюсь на местности, часто блужу вокруг необходимого мне объекта... Тем не менее все трудности пути были преодолены и мы вместе с моей коллегой Юлией Константиновной, тоже педагогом - психологом детского сада,  были на месте.
      
      Очень понравилось место проведения. Большой, но уютный зал, очень удобные кресла...))) О, это очень важно, когда предстоит долго слушать. :)


      Но сначала мы отправились в организованную издательством "Генезис" книжную мини - лавку, где приобрели (собственно, что успели) некоторые ОЧЕНЬ желанные материалы для работы. Это замечательно, что организаторы позаботились об этом, так как нам, провинциальным психологам, часто приходится или заказывать через интернет, или специально ехать в Москву с целью приобретения. За это им огромное СПАСИБО!!! После началась сама конференция. Сразу скажу, что всё не успели, а потому перенесли вторую часть на 10 декабря. 
     Сначала выступила Вероника Станиславовна Запалацкая - Первый заместитель министра образования Московской области. Многое в речи было уделено значимости дошкольного образования, необходимости преобразования и нашей, педагогов - психологов, деятельности.

      Второе выступление  было посвящено образовательным программам для дошкольников в контексте новых стандартов дошкольного образования. Интересно было узнать "мысли и дела" по новым ФГОСам из уст одного из разработчиков - Владимира Константиновича Загвоздкина. Было видно, какое желание и осмысленность он вкладывает в эту новую программу, передавая нам поэтапность того, как создавался мысленный прообраз грядущих перемен. 
   Например, был сделан чёткий сравнительный анализ того, что является минусом большинства российских образовательных программ.
      Суть сводится к тому, что не ребёнок, а ребёнка направляют, приучают... Активен не ребёнок, а взрослый, постоянно стимулирующий, вызывающий, привлекающий внимание... Так называемая, концепция "беспомощный, пассивный ребёнок", ребёнок, который сам не может сделать ничего самостоятельно, а воспитатель должен всё необходимое формировать путём обучающих, стимулирующих воздействий.
         В новой же концепции акцент делается на том, что в самом ребёнке заложен огромный потенциал и именно ему самому необходимо дать возможность и создать условия для самостоятельной самореализации. А это, безусловно, требует переосмысления и преобразования самой сути подхода к своей деятельности воспитателя и других специалистов дошкольного образования.

      К слову говоря, Владимир Константинович в этой необходимости саморазвития ребёнка базировался на своём опыте знакомства и восприятия той системы образования, что имеет место быть в Баварии.  Это именно тот зарубежный опыт дошкольного образования, по его мнению, на который действительно стоит обратить внимание, конечно, не теряя и собственных традиций, которые, что скрывать, ценятся во многих странах. 
      Меня этот "рассказ" не оставил равнодушной, так как я являюсь сторонником как раз того, что в ребёнке заложено очень много, и индивидуальный подход я воспринимаю именно с этой точки зрения. Не стоит в индивидуальном режиме "отрабатывать", стоит в самом ребёнке открыть те ресурсы, которыми он может воспользоваться. Пожалуй, самым "наглядным" примером  является переосмысление фразы: "играть надо учить" на " играть по подражанию". Большое внимание отводится окружающей ребёнка среде и особенно разнообразным "укромным" уголкам (Замечу, что вот этот момент как раз у "традиционных" воспитателей вызывает критичное отношение, так как им "необходимо, чтобы дети всегда были на виду", при этом они вкладывают в это именно буквальный смысл, не понимания необходимый истинный смысл данного понятия). И в связи с этим очень понравилось высказывание Альберта Эйнштейна, приведённое на конференции: "Самое прекрасное и глубокое, что может пережить человек, это чувство таинственного".
      Алла Александровна Белевич познакомила нас с компьютерной программой "Джин 5+" - это современная методика диагностики социальных компетенций дошкольников.

      Интересно и актуально, но сейчас программа ещё находится на заключительной апробации. Возможно, уже в скором времени у педагогов - психологов появится возможность применить её на практике (замечу, при наличии компьютера). На мой взгляд, самым существенным плюсом данной методики обследования ребёнка является тот факт, что она даёт возможность системно обследовать ребёнка через призму одновременного мнения, оценки со стороны педагог - психолога, воспитателя и родителя ребёнка. Это одна из немногих методик (а мне такая встретилась впервые), которая позволяет родителю быть соучастником обследования, что позволяет создать условия для лучшего понимания своего ребёнка.
     Суть методики заключается в оценке ряда социальных компетенций ребёнка.




      Вот, как это будет выглядеть на диаграмме (разным цветом обозначены оценки педагога - психолога, воспитателя, родителя).
      После этого выделяются успешные и дефицитарные навыки.

      Безусловно,  будет возможность делать и групповой анализ. В общем, очень полезная методика в практике педагога - психолога дошкольного образования.
     Далее выступила главный редактор издательства "Генезис" Ольга Владимировна Сафуанова с презентацией  "Методическое обеспечение работы психолога с дошкольниками и младшими школьниками". После уже сделанных покупок я с особым интересом всматривалась в новинки на слайдах и строила планы. И, приехав домой, уже на следующий день сделала "забег" по интернет - магазину данного издательства. ))) Заказала и буду заказывать ещё. Обязательно рекомендую тем молодым педагогам - психологам (и не только), которые не знают, где добыть программы. В общем, Вам СЮДА. Кстати, там же можно записаться на семинары, которые ведут сами разработчики программ. Я собираюсь посетить  в январе семинар - практикум по работе с арт - альбомами в консультировании авторов Елены Асенсио Мартинес и Анны Барыбиной. Особенно меня привлекли проективные метафорические карты. Заказала один из наборов, буду изучать и, конечно, захотелось пройти и практикум.
      После перерыва с организованным кофе и сладостями мы прослушали несколько очень интересных выступлений.
      Очень харизматично, на мой взгляд, выступила Светлана Васильевна Кривцова (кстати, она была и ведущей конференции) на тему "Экзистенциально - феноменологическая психология детства: условия хорошей дошкольной жизни". Она удивительно доступно рассказала об основном принципе данного подхода - принципе "хорошей жизни", перекладывая эту основу на организацию жизни маленького ребёнка. Пожалуй, это одно из выступлений, которое глубоко запало мне, помогло переосмыслить и своё отношение и к жизни, и к воспитанию. Главное: что есть цель, если отношение в результате к ней негативное? Другими словами, конечное - не цель, а отношение к ней. Жизнь только тогда приносит удовлетворение, когда, добившись желаемого, вы действительно этому рады, это действительно впоследствии приносит удовлетворение. Так и в жизни маленького человека: каждый раз необходимо понимать, что его развитие с его "маленькими" успехами должно приносить ребёнку радость, ощущение счастливого детства.

    Так же очень ярким было выступление Элины Николаевны Яковлевой на тему "Раннее воспитание и образование детей: опыт Баварии". Когда человек рассказывает не столько о теории, сколько о впечатлениях, рассказ становится многограннее и значительно выразительнее. Вот так и мы заслушались эмоциями и окунулись в анализ и дискуссию сравнения.

     Среди заключительных выступлений было "Ребёнок в тисках: давление общества, импульсы самореализации и потребность в раскрытии собственной личности". Данную тему должна была представить психотерапевт Мария Георгиевна Ященко. Но на конференции она не смогла присутствовать и раскрывала нам тему её "заместитель". К своему стыду, так и не записала её имя. Хотя стоило бы. Была дана отличная иллюстрация к восприятию того, насколько давлеющим может быть воспитание и чего бы стоило избегать.
       Поскольку мы совсем не уложились в регламент конференции, то практическую часть пришлось перенести. Но нам рассказали об интересной программе работы с родителями "Когда деревья были большими...". Расскажу я о неё в следующем сообщении, так как лучше совместить теорию и практику, а не представлять всё по отдельности.
          Маленький эпилог с размышлениями
        Стоит ли тратить время на конференции даже тогда, когда Вы не получаете сертификата, что были там? Да, СТОИТ. Это КОЛОССАЛЬНЫЙ стимул движения вперёд! Это та супервизия, которая необходима психологам. Я, кстати, приобрела там и новые знакомства, расширяя географию своих профессиональных знакомств. Может, я изголодалась по такому общению? ))) Возможно. Но плюсы более, чем очевидны. :)

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

8 комментариев:

  1. Катя, прочитала все на одном дыхании. Учиться у профессионалов - это здорово! Методика "Джин ..." очень заинтересовала. Особенно критерий "умение принимать комплименты" - чаще всего мы это относим ко взрослым, а дети остаются как -то в стороне.
    Захотелось что-то подобного, но пока в наш Челябинск кто-то приедет из Москвы....новый ФГОС выйдет. Я как-то замещала методиста на семинаре по программе "Детство" где выступали авторы программы - вот это класс! Все понятно, просто, интересно.

    Очень благодарна за ссылки - пошла изучать. Книги для работы - это моя страсть.
    Спасибо тебе огромное! Супервизия нам необходима. Всегда говорю своим коллегам в городе - давайте встречаться, делиться опытом, анализировать, но дальше слов дело не идет. Спасибо блогу - могу сама делиться своим опытом и слушать мнение коллег. Хотелось бы и критику слышать, но пока только похвала, а это минус.
    Спасибо еще раз! Читать твои посты - очень увлекательно, и приятно, и полезно, и...жду новых!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, спасибо за такую яркую обратную связь! :) Точно подметила: "учиться у профессионалов - это здорово!" Вот, казалось бы, вводят ФГОС - масса негативных эмоций. Но когда слушаешь одного из разработчиков, то становятся понятными и тенденции, и необходимость данного шага... На конференции ловила каждую сказанную мысль. Знаешь, немного было ощущение, что очнулась от сна, от какой - то закостенелости, которую приобрела за несколько лет. :) Муж на описание моих эмоций и впечатлений сказал, что я просто окунулась непосредственно в свою профессиональную стихию.)))
      По поводу книжных покупок я с тобой солидарна. ))) А здесь у меня действительно вышел какой - то коллапс сознания. Ведь непосредственно в Москве, в издательстве когда - то закупалась, а почему -то всё это время мне не приходила мысль набрать в поисковике их интернет - магазин... Я сначала набрала много в "корзину", но потом решила разбить на два захода. )))
      А вот мне даже странно, что у Вас в Челябинске нет такой активности. Понятно, у нас маленький подмосковный городок, но у Вас - то он всё - таки немаленький... Хотя мы вот на конференции тоже обсуждали о возможности приглашения, но... не очень хотят ехать: занятость. Впрочем, это, конечно же, понятно. Поэтому и хорошо, что хотя бы от Москвы недалеко: при желании можно всё посетить. :)
      А про твой блог хочется только хвалебно писать! Ты же умница! Пишешь отлично и материал публикуешь актуальный. :) Как ты зацепила мысль в комментарии: "умей принимать комплименты". :)

      Удалить
    2. Стараюсь. Спасибо. Зашла в магазин - нашла артальбомы. Вот думаю - как заказать. В озоне еще есть, а в лабиринте нет. Вот такой у меня новогодний подарок.

      Удалить
    3. :) Знакомо. У меня мой заказ вышел подарком на день рождения. :)

      Удалить
  2. Спасибо! Очень познавательно! Пошла смотреть литературу, буду искать ее у себя в Киеве.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, да, согласна, поездка моя оказалась познавательной. :) Желаю удачи в поиске и обретения желаемого!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Екатерина! Как забавно - во время написания своей статьи в блоге, в процессе поиска материала случайно наткнулась на Вашу. С удовольствием прочитала! Ведь и мне посчастливилось присутствовать на конференции с Кривцовой Светланой Васильевной, а с Аллой Александровной Белевич удалось поработать лично целых три дня! О моём опыте - в блоге, заглядывайте :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, рада, что заглядывайте. :) Честно, искренне рада, что впечатления от этих людей, профессионалов у нас с Вами похожи.:) И особенно здорово то, что удалось поработать вместе с А.А. Белевич - я - то её как раз наблюдала только на трибуне. Спасибо за приглашение :) - иду знакомиться с опытом. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!