среда, 5 февраля 2014 г.

Таинство бюрократии педагога - психолога

          
        Здравствуйте. :) Сегодня я решила, что слишком долго оставляла без внимания, точнее без освещения такое таинство, как бюрократическая сторона деятельности педагога - психолога. И в последнее время мне на почту в основном приходят вопросы от тех, кто только - только начинает свою практику в качестве педагога - психолога. Чтобы не писать много - много раз одно и то же, я решила выпустить в свет этот пост. :) Да :), вот решила, что после долгого перерыва в один месяц я затрону вот такой аспект. Собственно, именно ЭТИМ наведением порядка я стремительно занималась целый месяц. С одной стороны, как мне ранее думалось, у меня всё так, как надо. Но пришла аттестация (в прошлом году). Мне даже, помнится, задали вопрос в блоге, как всё прошло?... Ммм, да... Как же всё прошло?... На сегодняшний день я очень благодарна экспертам, но тогда,... хотя всё и получилось (высшая категория), но при всех заготовленных папках, наверно, как мне теперь представляется, у экспертов сложилось впечатление о какой - то какофонии...


              Я, с одной стороны, очень люблю, когда во всех этих бумажечках соблюдается порядок, всё есть и не к чему придраться - как ни странно, но я об этом всегда только мечтала. Вот решила в январе, ну, скажем, совсем определиться, насколько же я грамотный психолог. Что ж... учиться ещё, ох, как необходимо! :) Спросите, что же я делала 10 лет? Практиковалась!!! Но так и не хватило мне времени во всей этой канве определиться с тем, какие должны быть бумаги. Для непосвящённых скажу, что городок у нас маленький, сами психологи, да, и те, кто в администрации над нами, не знают, что у нас должно быть и как вообще курировать нас, педагогов - психологов.  С приходом новой системы аттестации мы немного испугались, но ничего: смело подняли головы и приготовили папки. И вот тут - то выяснилось, что КАЖДЫЙ психолог в нашем городке делает всё по - своему - вроде как все стремятся к общему знаменателю, но с такими качественными расхождениями, что эксперты, приезжающие к нам, диву даются: как же так получается... А вот так, на то она и самобытность. ))) Ладно, на самом деле это, конечно, совсем не смешно. Подбор игр, методов и т.п., безусловно, у каждого специалиста различается. Но есть "база", "основа" - и от этого никуда. После аттестации я дала себе слово, что порядок будет наведён обязательно, а по ходу я определюсь стоит именно такой порядок того, чтобы его именно так вести. :)
           Конечно, при подготовке к аттестации все стараются сразу взяться за технологии, мол, это не очень понятно, а потому надо определиться и делать необходимые 5 папок. Но чаще более строго проверяют именно ведение документации, а по технологиям, конечно, проходятся, но это как отражение чего - то субъективного в педагоге, так же, как и участие в конкурсах, например. Другими словами, вариации исполнения всё - таки предполагают индивидуальное самовыражение. С обязательной документацией по-другому. Что относится к обязательной документации? Давайте перечислю, что я веду и о чём хочу рассказать ниже: рабочий журнал педагога - психолога, циклограмма деятельности, журнал индивидуальных консультаций, рабочие программы (групповые и индивидуальные программы психолого - педагогического сопровождения), годовой план... Так, кажется, всё. :)
             Путь к Рабочему журналу педагога - психолога :)
      Вот, уж, действительно путь. :) Как только я нашла место педагога - психолога в детском саду, а надо отметить, случилось это сразу после учёбы в далёком 2003 году, то отправилась в магазин и закупилась немного литературой. В числе прочего купила и вот такой журнал.
        Читала, разбиралась... Без понимания режима в ДОУ сложно сразу составить впечатление о том, что необходимо (Вот почему говорят о том, что необходимо перед началом работы в обязательном порядке проконсультироваться с заведующей и методистом и выяснить в ходе диалога, какие обязанности, отчётности Вы должны выполнять и предоставлять по их мнению. Помнится, где - то я даже нашла чудесную памятку подобного плана - вещь, хоть и простая по логике, но редкостно ценная, так как об этом упоминается, но в начале практики забывается напрочь - а отсюда, кстати, порой и хаотичное ведение документации, так как мы сами порой не представляем, что же от нас хотят). Вот так и у меня вышло. К тому же как - то сразу выявилась ориентация данного журнала на школу, хотя сами разделы поистине разработаны универсально. 
          На тот момент я выбрала из журнала отдельные страницы, напечатала их в желаемом количестве, что - то модифицировала и "состряпала" (по - другому и не скажешь) свой журнал.
 
 
 
         Кстати, на тот момент я прочитала где - то, что составить свои формы можно, потом утвердить (да, и дошкольный отдел при ГОРРАНО попросил тогда  о такой именно помощи). Поскольку я новшеством  (как таковым) не занималась, а лишь адаптировала отдельные страницы, то и расхождения сильного не было. Отнесла всё это дело в ГОРРАНО, но как впоследствии оказалось, утверждать подобные документы педагогов - психологов у них не было права...
        Были у моего журнала существенные минусы - отдельные разделы составлены были таким образом, что писать приходилось много. Взять хотя бы график работы на неделю - вылилось просто в каторгу - писать ненавижу (!). Приезжие эксперты тоже скривили носики. И сказали, что не стоит изобретать велосипед, лучше взять разработанный журнал. Ладно. Снова покупаю, правда, в обновлённом синем варианте. И решила вести его и попробовать все плюсы и минусы до конца. 
         Первое, приятно удивлена - писать совсем немного надо. Он действительно журнал регистрации всех необходимых видов деятельности и даже чуть больше.  
            Второе, снова приятно удивлена - каждый раздел адаптирован под детский сад.
         Третье, немного разочарована и озадачена - циклограмма (в виде графика на неделю) и собственно журнал учёта видом работы размечены только на четыре четверти (кстати, даже при этом, не понимаю, как при учёте всех видов деятельности школьному педагогу - психологу его хватает (опираюсь исключительно на предложенную систему заполнения), впрочем, я думаю теперь, это всё - таки свои особенности практики именно в школе - пунктов написания поменьше). В общем, у меня при записях в 7-10 строк на день  его хватило как раз до декабря. Получилось классически - в конце каждого месяца я идеально подходила к приведённой в журнале статистической справке.

        Покупать второй журнал неудобно, так как других -то разделов как раз хватает. Да и ерунда получается какая - то: например, в разделе с групповой развивающей работой я начала в декабре запись арт - терапевтического тренинга  - имеется в виду посещаемость детей, который закончится в марте, получается, что заполнять информацию по нему придётся вторично... Даже нет, вот только сейчас подумала, что получится полная ерунда, а чтобы не было путаницы заполнить посещаемость сразу в двух журналах (тоже чушь получается...). Да, и у нас во втором полугодии учебного года не четыре, а пять месяцев, значит, его опять не хватит. Я сделала так. Этот единственный необходимый мне раздел я распечатала отдельно, как дополнение к журналу. А вот на следующий учебный год решила продублировать этот журнал (всё - таки оказалось очень удобно), увеличить в необходимом количестве страницы тех разделов, в которых на опыте почувствовалась нехватка, и скрепить (Может, схожу в местную типографию).
         Да, и ещё очень важный момент, который я упустила. Поскольку заполнение данного журнала может быть проверено администрацией, необходимо имена и фамилии заменять инициалами или вообще кодировать - в нашей работе это очень важно. Пункт 1.4. Этического кодекса педагога - психолога Службы практической психологии образования России гласит: если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учётом строгой конфиденциальности. Кстати, я до недавнего времени думала, что профильные вышестоящие инстанции могут проверить... Оказывается, лучше надо знать законодательство.
       Итак, ВЫВОД: Первое, необходим Рабочий журнал педагога - психолога (желательно, правда, немного в модифицированном варианте), в котором предусмотрены и регистрация индивидуальной работы, и групповой, и консультативной... и другие аспекты нашей деятельности. Вся информация оказывается в удобной форме для статистического анализа, а при написании аналитического отчёта за год - журнал - кладезь, чудесная записная книжка - всё в одном месте.
Циклограмма...
         В этом направлении я пробовала  много: на год, на месяц, на неделю. Самое неудобное - на неделю - много писанины - это забор полезного времени, очень непродуктивная оказалась организация. Сетка на год или любой длительный период на самом деле годится только для тех циклов, которые и длятся столько времени, но в таком случае весьма тяжело проследить индивидуальную развивающую работу, да, ... и вообще по ней мало что адекватно можно проследить. Поэтому на месяц оказалось самым продуктивным, потому что, не знаю, как у Вас, а у меня каждый месяц отличается от другого, а вот близлежащие недели могут совпадать. В циклограмме я указываю направление деятельности, но группа и или отдельный ребёнок закодированы. Поэтому я могу поделиться тем, как я это осуществляю в этом учебном году.
   
Рабочие программы
      Весьма долгое время я не могла определиться, что же такое Рабочая программа.... Всё, теперь методом кропотливых изысканий могу. ))) А чтобы долго не объяснять, приведу и примеры. Структура Рабочей программы у меня такая: 1) пояснительная записка, где обязательно отражена причина создания (аналитический вывод по результатам обследования того или иного параметра)  и организация обследования первичного и  вторичного (более расширенного); 2) тематическое планирование с отражением задач и дидактического оборудования каждого занятия (организованной образовательной деятельности).
       В индивидуальных программах сопровождения   в причинах создания я привожу психолого - педагогическую характеристику. И, как обещала, немного примеров:
      Недавно мне задали вопрос, а сколько должно быть  рабочих программ? Сложите количество Ваших групповых циклов (подгрупповых) и количество детей, находящихся на индивидуальном сопровождении, - получите необходимое Вам  количество Рабочих программ. Например, приведённая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения 007 - одна из 20 в этом году. С программой подготовки к школе детей 6-7 лет немного проще, хотя я и веду документацию по подгруппам. В данном случае я составила только одну Рабочую программу. А вот, например, с развитием коммуникативных умений всё сложнее... Сколько подгрупп, столько  Рабочих программ, так как в причинах создания я привожу конкретные аналитические выводы по результатам первичного обследования.   

Журнал индивидуальных консультаций
           С этим журналом тоже не всё так просто: от тетрадок, до попытки введения бланков.  Сейчас я делаю так: заполняю бланк, вношу запись в Рабочий журнал педагога - психолога, в конце года бланки пронумеровываются и прошнуровываются: прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью на ____ листах. Педагог - психолог Белова Е.А.
       Так, вот, кажется, всё. О годовом плане писать не буду  - примеров в интернете много. И в них, что надо отдать должное, единство оформления присутствует. :) Надеюсь, это поможет Вам!

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

39 комментариев:

  1. Катя, спасибо тебе за такой труд! Поздравляю с успешным прохождением аттестации!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, спасибо, хотелось хоть немного помочь начинающим. :) А аттестацию я в прошлом году проходила, но всё равно спасибо!

      Удалить
  2. Как все подробно описано, действительно для начинающих большое подспорье! Спасибо что поделились!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, очень хотелось бы, чтобы материал пригодился! :)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Екатерина Андреевна!
    Очень Вы эмоционально всё описали... Что поделать - огромный вал бумаг просто захлёстывает образование со всех сторон... Но порядок нужен всегда!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Да, порядок нужен всегда. :) Но при этом так хочется рационально использовать временные ресурсы. Эффективная практика возможна как раз при условии минимализации письма, а для этого стоит постоянно думать о качественных разработках вот таких журналов, бланков.... Поделилась сейчас этим, так как только в этом году почувствовала, что существенно разгрузила себя,... а помогла кропотливая "дума" :) о том, как же эффективно организовать рабочее пространство. Кстати, а, может, и помог диалог с коллегами в блоге. Когда тебя спрашивают и не один раз, как и что, то обращаешь внимание на имеющиеся минусы всё больше и больше и делаешь целенаправленные попытки оптимизировать ситуацию. :)

      Удалить
  4. Екатерина Белова спасибо! Вроде все также, но я утвердилась , что у меня все правильно, недавно аттестовалась и все равно нет четкие обязательные в составлении документации. Я из Курганской обл.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, прежде всего поздравляю с прохождением аттестации. :)
      Да, согласна, что вот совсем - совсем единых требований и нет - это, я думаю, от того, что мы все даём разные интерпретации, трактовки - такова человеческая природа. Но всё - таки основное соблюдается. :) Мы с Вами живём в разных географических точках, а ведь сошлись же в ведении. :) Небольшие расхождения, конечно, будут - главное, придерживаться сути основных моментов.

      Удалить
  5. Екатерина, здравствуйте! Спасибо за ваш опыт. Я работаю уже 7 лет, но все равно имеются проблемы с организацией документации, к тому же, действительно, писанины очень много - напрягает и отнимает кучу времени. А по большому счету, большая часть этой писанины нужна для проверяющих - так они судят о качестве работы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена. :) Точно, бОльшая часть необходима исключительно для того, чтобы документально фиксировать деятельность для проверяющих. Видимо, без этого никак. :)
      Елена, у Вас пока есть отличная возможность отойти от всего этого - быть просто мамой... :)

      Удалить
  6. Здравствуйте, Екатерина!! Я работаю психологом второй год, огромное спасибо вам за ваши рабочие программы и циклограмму. Рабочие программы ,особенно индивидуальная просто поразила своей подробностью и объемом, это же так много времени, веди на индивидуальном ребят 20. Как же вы все успеваете???))) Сколько тратите времени на составление одну индивидуальную программу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Очень рада, что материал понравился и пригодился. :) Открою Вам секрет своей психологической кухни. ))) Когда я смотрю на сделанный объём, то сама себе удивляюсь. ))) Но, вспоминая алгоритм разработки, я теперь особенно понимаю выражение "глаза страшат, а руки делают". На разработку одной индивидуальной программы (вот такой объёмной) уходит всего 4 дня (обеда). К тому же я применяю несколько основных правил: пишу психолого - педагогическую характеристику с рекомендациями, подбираю методики, составляю сетку и затем тематическое планирование с описанием в табличном варианте основных моментов каждого занятия, встречи (как правило, все эти моменты довольно подробно описаны в выбранных методиках). Получается довольно быстро. :) (замечу, что я довольно быстро работаю на клавиатуре - с компьютером - на дружеское "ты", а это значительно облегчает деятельность). И ещё ведь есть методики, игры, которые я использую не только с одним ребёнком, а, значит, есть и совпадения. В результате накопилась отличная база. :)

      Удалить
  7. Здравствуйте Екатерина! По-прежнему не утаю удивляться вашей трудоспособности!!! Большое спасибо за помощь ,я даже папку назвала НАСТАВНИК куда переношу нужные мне ваши заметки. У меня вопрос ,что вы слышали о том ,что теперь психолог может работать с теми детьми на которые есть решение мед.пед. комиссии, что ребенок действительно нуждается в коррекции. О крайней мере оплачивать будут за конкретных детей, как у логопедов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира, за "наставника" спасибо! ))) Хотя это, уж, очень громко. :)
      По поводу этих реформ... Знаю, что во многих городах педагогов - психологов вообще увольняют. Но там, где чиновники ещё понимают ценность дошкольного образования, всё - таки стремятся изыскивать действительно оптимальные пути для решения вопросов "оптимизации". В нашем городе, например, только с сентября сокращают педагогов дополнительного образования. Говорят, что при принятии решения долго совещались, пробовали альтернативные варианты с другими вспомогательными специалистами, в частности, психологами и логопедами. На сегодняшний день пока решено, что психологи и логопеды останутся в детских садах. Как - то регламентировать нашу деятельность опять же на данном этапе не будут. Думаю, правда, что станут более частыми проверки, в целом, по организации психолого - педагогической практики... Поэтому, Эльвира, нас эти метаморфозы коснулись едва, а что будет - покажет будущее... Тем не менее я уже в этом году пересмотрела вместе с нашим методистом оформление протоколов по ПМПк. И, если раньше решение комиссии касалось только детей логопедической группы по коррекции заикания, то в этом учебном году я внесла на рассмотрение всех своих 20 человечков, которым требуется индивидуальное сопровождение. Вот отсюда, кстати, и необходимость в составлении стольких рабочих программ. Как показала реальность, мы чисто интуитивно двигались в верном направлении. Поэтому при проверке у меня будут документационные доказательства реальной психолого - педагогической практики.

      Удалить
  8. Екатерина я как грамотно преподнести развитие произвольности в коррекцию чего нибудь.Ведь через комиссию можно только коррекцию провести или есть еще что то ? У нас пока только тоже разговоры вот поэтому мы и решили с заведующей подстраховаться и оформить через комиссию,вот у меня только знаний не хватает как можно обозвать например где нарушен эмоциональный фон.Надеюсь вы разберете мой каламбур?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира, я достоверно о правильности не знаю, к сожалению. Когда у нас были до этого комиссии, то к бумагам по ПМПк они сильно не придирались. В своих рекомендациях я придерживалась термина именно "развитие", но с акцентом на необходимости индивидуального сопровождения. К тому же в самих программах индивидуального сопровождения использую методики коррекционно - развивающей направленности, следовательно можно заменить с "развития" на, например, "рекомендуются коррекционно - развивающие занятия по развитию произвольности". Если быть до конца честной, то я всегда стараюсь психологические диагнозы ставить весьма осторожно. Зачем лишние ярлыки? Пока проверки не потребуют от меня замены терминологии, я буду и дальше придерживаться аккуратности в формулировках, у нас такой тактики придерживается даже детский психиатр. Могу выслать пример 2-х протоколов за сентябрь. Только ещё раз через форму обратной связи вышлите мне свой электронный ящик.

      Удалить
  9. Екатерина Андреевна, добрый день! ОГРОМНОЕ СПАСИБО за Ваш материал. Сегодня я искала стимульный материал к экспресс- диагностики Павловой, Руденко и случайно попала на Вашу страницу. Сколько НУЖНОГО и ПОЛЕЗНОГО я для себя исчерпала. Я работаю психологом в ДС около года, опыта работы как такого нету, а через две недели у нас аттестация детского сада. Знаю, что у психолога очень много различной документации, а как правильно все это оформлять, какие должны быть бланки, как правильно должны заполняться различные журналы, я не знаю. Такой циклограммы и программ, как у Вас, я еще не встречала, подробно все так описано. Вы просто для нас, начинающих психологов, палочка-выручалочка! Еще раз ОГРОМНОЕ Вам СПАСИБО за Ваш труд и помощь в оформлении необходимой документации!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. :) Извините, что пропустила когда - то этот комментарий. В блог тогда совсем не заглядывала - были заняты переменами, связанными с рождением малыша.
      Спасибо Вам за такой тёплый отзыв! :)

      Удалить
  10. Фух, вот это отчет! Здорово, все очень подробно описано, жаль 3 года назад, когда начинала работать, не наткнулась на Ваш блог, искала не там.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, а три года назад его и не было. :)))
      Да, я старалась как можно более подробно описать эту сторону практики, ориентируясь на те вопросы, которые мне часто задают на электронную почту. Конечно, вариации ведения могут иметь отличия, но всё равно, я надеюсь на это, статья поможет сориентироваться и выбрать нужное направление. :)

      Удалить
  11. Екатерина! Мне очень Мне очень больно видеть, что происходит сейчас в сфере образования в России. http://www.ivan4.ru/news/obrazovanie/amerikanskiy_proekt_rossiyskoy_shkoly/ В этой статье масса ссылок на другие материалы…
    Мы в системе “МИР ребенка” хотим противостоять этому. У меня – две дочки, я мечтаю заниматься с ними домашним обучением, опираясь на опыт этой системы. Возможно, это будет близко и Вам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, я согласна с Вами в том, что уже мало кто разбирается в том, что творится в образовании. Мне очень не нравится, что минусы решили устранят путём внедрения западных, чужеродных образцов... Наша система образования была сильна, необходимо, конечно, было где - то что - то менять, совершенствовать, и я не против обмена опытом (это и раньше было), однако, такой передел, безусловно, выходит за рамки адекватности...
      Большое спасибо за ссылки и за знакомство с системой. Заинтересовало. Буду знакомиться глубже. :)

      Удалить
  12. Екатерина, добрый день! С интересом прочитала статью - я тоже начиная работать психологом купила желтый вариант журнала, теперь использую формы бланков из него. Кое-что взяла у Вас на заметку - а именно вариант ведения учета индивидуальной работы.
    Скажите, а психологические карты детей вы ведете? У нас в Москве они являются обязательными.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия, здравствуйте ещё раз. :) Да, да, вот и я приобрела в самом начале этот жёлтый журнал. Конечно, разобралась не сразу, однако, когда вникла, то поняла, что он не во всём подходит дошкольным педагогам - психологам. А потому так же, как и Вы, стала использовать отдельные страницы. Однако при аттестации получила "втык" за творчество. Снова вернулась к журналу, но по-прежнему столкнулась с трудностями заполнения: не хватало страниц (основная проблема), да и постоянно хотелось "дошкольных" терминов. :) Поэтому я увидела выход в том, что взяла за основу предложенный журнал и доработала его. Читайте в последнем посте. :)
      Нет, карты я не веду в том виде, как, по всей видимости, требуется у Вас. Однако я пишу психолого - педагогическую характеристику на выпускников и на тех детей, кто находится на индивидуальном психолого - педагогическом сопровождении. В отношении других воспитанников я заполняю протоколы в соответствии с разработанными методиками обследования по Павловой и Руденко и по Стребелевой. Набрала в поисковике и поняла, что по основополагающим аспектам, критериям эти протоколы вполне могут выполнять функцию карт. Возрастные скрининги проходят ежегодно, и все протоколы по одному ребёнку я собираю в отдельное "дело". А у Вас эти карты проверяются, особенно при аттестации? Хотелось бы узнать всё - таки обоснованность обязательного ведения, если есть по функциям разработанные комплексные методики обследования с соответствующей документацией (например, по Стребелевой), где учитываются все критерии, что требуется описать в карте.
      Если честно, то по поводу карт мне бы хотелось более подробно узнать. Наталия, если не трудно, Вы не могли бы мне скинуть на почту для знакомства ту форму, которую требуют с Вас? Заранее спасибо. :) Моя почта: psichologds12zoloto@gmail.com

      Удалить
    2. Екатерина, у нас карта ребенка это по сути отражение всех коррекционной работы. При аттестации их у меня не смотрели, но в основном из-за того, что оба раза я ее проходила заочно. Первый раз на уровне округа - выступила на нескольких мероприятиях и сдала аналитический отчет за три года.Второй - все документы подавала в электронном виде. Протоколы обследования ребенка - это всего лишь малая часть наших карт.
      Еще их могла затребовать ЦПМПК, при проведении мониторинга образовательной среды для детей с ОВЗ, но у них и без этого хватало дел. Подробнее обязательно Вам напишу, постараюсь сегодня вечером.

      Удалить
    3. Наталия, спасибо, что откликнулись по поводу карт. :) Я понимаю, что протоколы - это не карты. Просто, если судить о конфиденциальности и законе РФ "Об образовании", мы по собственному желанию изучать и делать выводы, например, о внутрисемейных отношениях не имеем права. Поэтому выводы по обследованию групп - это аналитические справки в моём случае. И всё - таки я снова пришла к выводу, что мы говорим об одном и том же. У нас как таковых именно "карт" не требуют, но должна быть документация по проведению обследования и формах психолого - педагогической поддержки. И я их собираю в "дело". Почему - то всё больше появляется уверенности, что это и есть карта. Кстати, когда я пишу "психолого - педагогическая характеристика", то её в моём исполнении ещё надо увидеть. :)))) Особенно в последнее время это весьма объёмный документ. В общем, с нетерпением жду Ваш вариант, чтобы покопаться, разобраться и внести ясность для себя и окружающих. :)

      Удалить
  13. Здравствуйте,Катя! Сегодня методист составила график моей(психолога)работы по группам, расписание групповых занятий с детьми. Детей я ещё плохо знаю.Диагностику не проводила(работаю только вторую неделю).Спросить у нее как-то неудобно..,Подскажите,пожалуйста,я могу пока просто проводить игры на развитие ,например,сенсорики или психич.процессов, на этих групповых занятиях, или занятия проводятся исключительно после диагностики детей? И ещё,подскажите,пожалуйста,группа детей разбивается на подгруппы для меньшей численности или по уровню развития детей? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте. :) Какой у Вас всё - таки замечательный старт, основанный на сильном желании. :) Это очень хорошо! Однако из Вашего комментария сразу вижу и возможные трудности. Во - первых, сейчас это понятно, но в будущем помните о своей независимости от методиста. Помощь в организации - это одно, навязывание регламента проведения определённых занятий - это другое. Надеюсь, что в данный момент это именно помощь в выделении пространства и времени для Вас. Методист так же, как Вы, подчиняется только заведующей. Выполняя административную функцию в качестве заместителя заведующей по ВМР, безусловно, он с Вами должен работать в тесном контакте, однако, Вы - специалист, имеющий свои особенности по организации. Дело в том, что из Вашего комментария стало понятно, где могут быть подводные камни. Если совсем быть честной, то я отказалась вот от такой практики обязательных групповых занятий - по сути, на это, скоро Вы поймёте это, не будет оставаться времени. Но это будет потом, а сейчас, конечно, давайте оттолкнёмся от того, что у Вас в данный момент. :)
      Первое, что надо сделать, это разобраться с документацией (прочитала Ваш первый комментарий - работа идёт :) ). Журнал скачали? Сразу учитесь заполнять, не откладывая далеко. :)
      Второе, конечно, надо бы начать с диагностики. По сути, она сейчас должна занимать всё Ваше время, не отвлекаясь на другое. Какой блог методик собираетесь применять?
      Третье, профилактические групповые занятия никто не отменял и полезны они, безусловно, для всех детишек. Не всегда на это есть время. После обследования особенно становится это понятно, так как будет ясно, что именно в этой группе, например, Вы в выделенное для Вас окно посвятите подгруппе детей, которым особенно показаны занятия по развитию, например, коммуникативных умений. Отвечая на Ваш вопрос: да и ещё раз да - Вы можете проводить развивающие занятия со всеми детьми. Другое дело, что после обследования у Вас появится необходимость расставить приоритеты в пользу подгрупп, с которыми Вы будете заниматься по тем направлениям, которые требуют коррекции и развития. Если будете успевать и то, и другое - это потрясающе! :)) Отвечая на Ваш второй вопрос, хочется обратить внимание, что обследования пока не проводилось, а потому говорить об уровне развития не стоит, даже если воспитатели дали заочную оценку. К воспитателям стоит обязательно прислушиваться, но мнение специалиста должно основываться на фактах - на нас и ответственность соответствующая.

      Удалить
    2. Сейчас Вам надо определиться, какого рода развивающие занятия Вы будете проводить. Я бы Вам рекомендовала подготовку к школе с подготовишками. У меня даже в блоге приведены примеры Рабочих программ, которыми Вы можете воспользоваться.
      1. Так, например, это может быть программа Руденко Т.А. "Год до школы...": https://drive.google.com/file/d/0BwVgLRjzS3JfX2gzWmQ0YXdyS3c/edit Мне понравилось по ней работать. Подходит для работы именно с группами.
      2. Есть другой вариант. Тоже очень хороший, но требующий существенной подготовки материалов. А это всё вложения... Локалова Н.П., Локалова Д.П. "Готовимся к школе: 60 занятий.... ".
      3. Со старшей группой я бы порекомендовала Тренинг Саранской "Давайте дружить!" - я очень довольна этими занятиями. Как развивающие - они великолепны. :)
      4. Или, например, Алиева Э. Ф. и Радионова О.Р. Педагогическая технология воспитания старших дошкольников и младших школьников в духе толерантного общения "Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими? (она особенно подходит для групп, где разнообразный национальный состав).
      5. Или Хухлаева ОВ, Хухлаев О.Е., Первушина И.М. "Тропинка к своему Я. Дошкольники" - она вообще рассчитана на три возрастные группы: 3-4 года, 4-5 лет, 5 - 6 лет - вот Вам и программы работы со второй младшей группой и средней.
      Есть, безусловно, и другие интересные циклы занятий, программы. Однако то, что есть у меня уже больше подходит, когда детей знаешь и понимаешь, что именно им подойдет лучше для развития. Некоторые психологи работают в направлении сопровождения тематических недель. И это очень хорошо, но требует грамотного методического подхода и разработки самостоятельно соответствующей Рабочей программы. Я знаю, что некоторые работают в "вольном режиме", но именно у нас это не приветствуется, как если бы воспитатель не занимался системно, а делал только то, что "в голову сегодня придёт".
      Добавлю, что особенно на первых порах хорошо работать по уже готовым программам, так как это и опыт, и хорошая организация рабочего времени. Открываешь сетку, разработанные уже конспекты, материал готовишь, проводишь и видно, что необходимо к следующей встрече.
      Ирина, это я описала сейчас именно то, что больше подходит к групповым профилактическим развивающим занятиям. То, что Вам сейчас и надо. После обследования появятся другие вопросы, тогда мы с Вами их и рассмотрим. :)

      Удалить
  14. Катя,большое Вам спасибо!!! Методист мне просто расписала время и дни,в которые я провожу групповые занятия (по группам). Я уже начала индивид.диагностику тревожности и страхов,после чего по результатам планировала и проф.и коррекц.занятия для детей. Затем хочу провести экспресс-диагностику (Павловой и Руденко).Детей ведь совсем не знаю. И Вы абсолютно правы-так и планировала-сначала провожу диагностику,потом подбиваю итоги и коррекц. занятия результатам психодиагн. Но вчера меня этими групповыми занятиями сбили с намеченного плана))) Теперь ,действительно,ничего не успеваю. И начинаю паниковать!!)) Ну раз я начала с тревожности и страхов,значит пока профилактику(гр.занятия) направлю в это русло.Журнал скачала)) Спасибо! Осваиваю)) Спасибо за идеи по занятиям-обязательно воспользуюсь,только сначала доведу до конца намеченную диагностику. Катя,спасибо Вам !!С коллегами перезваниваюсь,задаю вопросы,вроде и отвечают,не отказывают,но моя душа ближе к Вашему блогу и Вашим рекомендациям))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, паниковать не стоит. :)) А вот призадуматься, да. :)) Практика всё расставит на свои места. Перед проведением коррекционных занятий, помните, что необходимо обязательно провести консультации с родителями. И, если будут против (и такое бывает), то ребёночка включать не стоит.
      Хорошо, что есть, с кем поделиться и проконсультироваться (в этом плане, кстати, на мне замыкаться не стоит :) ) - это хорошее подспорье при организации деятельности.
      И плодотворной практики! :)

      Удалить
  15. Катя,спасибо!! Практикую)))) насколько плодотворно-покажет время))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, рада, что оказалась полезной. :) Конечно, в будущем у тебя возникнут свои усовершенствования! Но ведь надо было от чего - то отталкиваться. :))

      Удалить
  16. Катя, здравствуй!
    Я как-то пропустила этот пост :(
    Вот это глобальная работа!!! Мы таких подробных индивидуальных работ не пишем. Если это все писать на каждого (индивидуального), то когда с ребёнком работать :((
    Спасибо, что предоставила возможность сохранить материал. Сохранила у себя на диске, может пригодится ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, здравствуй. :) Ты права в том, что на самых первых порах, когда таких индивидуальных программ нет, а составить надо, то работа действительно кажется глобальной, ... как, впрочем, всё, что ново, что надо осваивать. :) Теперь отношение другое, так как наработок много. И мы тоже таких программ не составляли, да я уверена даже в том, что и сейчас многие этого не делают. Понимаешь, они, конечно, как отражение профессионализма в бумагах, необходимы (головой - то понимается всё это :) ). Тем не менее часто разница заключается в осведомлённости по поводу объёма бюрократии. И разница эта возникает у нас из - за того, какие именно психологи к нам приезжают с проверками. Если из дошкольного звена, то всё несколько проще, даже на "отсебятину" (прости за слово :))) ) закрывают глаза (они - то понимают систему изнутри, понимают процентное соотношение практики и работы с бумагами...), а ко мне приехали из Центра. Я не знаю, как у Вас организована система психологической помощи. У нас в Егорьевске контролирующего органа именно для педагогов - психологов нет. Проверяющие из Коломны, Москвы, Ступино... Так вот ко мне приехали из Ступино... Из Коломны проверяют менее строго (и, как правило, практикующие сами в детских садах), а вот из Ступино очень вникали в документы. Приехали специалисты, не практикующие в детском саду, но занимающиеся, например, бракоразводными процессами (в том числе, и подготовкой документов в суды), рецензирующие программы (в том числе, и вот по индивидуальным направлениям) - думаю, это и наложило отпечаток, что они так сосредоточились именно на документационной базе. Мне даже объяснили, что должно обязательно прошиваться, так как в противном случае документ не имеет силы... Мне было интересно узнать эту сторону, так как очень многие варятся в "собственном соку". Ну, и, соответственно, я постаралась (и до сих пор стараюсь) довести бумаги до того уровня, пример которого показывает бюрократическая машина работы судов. :)) Заключая, радуйтесь, что у Вас пока всё в этом плане спокойнее - бумаг и так много.:) А вести или не вести - это на опыт, требования, страх и риск самих специалистов. :)

      Удалить
  17. Здравствуйте! Почему у вас на сетке занятий по индивидуальной программе два занятия одновременно, в четверг, или это как групповое?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте. Я не совсем поняла, куда мне посмотреть, так как в индивидуальной программе не четверг, а среда и пятница... В любом случае, это означает, что дни могут совпадать, а время и форма проведения различаться.

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!