воскресенье, 30 марта 2014 г.

Готовимся в школу с активным стремлением


   Содержание статьи:
1. Немного личной истории.
2. Немного теории.
3. Создание игры  - лэпбука "Моя школа".
      
 Немного истории
      Психологическая готовность к школьному обучению - это не что - то эфемерное, значимое и понимаемое только психологами (Кстати, для психологов сразу добавлю, что психологическая подготовка к школе относится, наряду с адаптацией, к здоровьесберегающим технологиям). Это, пожалуй, намного важнее технических умений счёта и чтения. С этой точкой зрения многие родители часто "соглашаются" с трудом, хотя внешне вроде оперируют понятиями и выражаются фразами согласия... Но часто говорят о том, что учительница, к которой они ходят на подготовительные курсы, требует счёт и чтение... И, конечно, я понимаю, что, оказываясь  в таком положении, стараются подготовить своего ребёнка, тратя все усилия на обучение чтению и счёту. Собственно, я и сама бы так поступила. Ведь если в выбор включено социальное благополучие своего крохи (чтобы не быть самыми слабенькими в классе, а далее всё, что за этим следует), то, уж, конечно, родители поступают правильно... Но, например, наша Любовь Ивановна, учительница, которая приходит к нам в детский сад и обучает детей грамоте, не совсем согласна с таким  мнением. И мне это очень импонирует. 
        Она считает, что  технические навыки необходимы. НО совсем недавно я была свидетелем такой сцены. Одна из родительниц подошла к ней и спросила об успехах своего ребёнка. Любовь Ивановна сказала о плюсах и минусах, а затем на целенаправленный вопрос о чтении дала рекомендации с примерами по развитию самоконтроля, внимания, в целом, интеллектуальной готовности. Среди примеров были игры и игровые упражнения. Вот что удивило, так это то, что даже на это родительница сказала, что они стараются больше заниматься чтением, но Любовь Ивановна снова сделала акцент на формировании необходимых предпосылок, чтобы выработать необходимые технические навыки... Чудесный ответ прекрасного педагога! Когда об этом говорит не только психолог, но и воспитатели, и педагоги, то, думаю, родители выберут самый правильный курс при подготовке. Всему своё время. И это не значит, что на школу должно свалиться всё - всё, но и искажать реалии тоже не стоит.

 Например, с Антошкой мы выполняем целый ряд заданий, играем, чтобы развить память, внимание, мелкую моторику руки, воображение, мышление и речь. Это и есть те самые необходимые предпосылки для технических навыков и умений.
Игра на развитие воображения, мышления "Ассоциации".
Нанизывание способствует развитию мелкой моторики руки, самоконтроля, внимания.




 Запомнить картинки - задача не из лёгких, особенно, когда для запоминания необходимо найти закономерность. Развиваем произвольные виды и внимания, и памяти, а также образно - логическое мышление.
 Рисование одновременно двумя руками способствует формированию межполушарного взаимодействия, что, в целом, необходимо для успешного психического и физического развития.

   Итак, сначала мы должны определить для себя приоритет психологической готовности к школьному обучению. Что же это? Знают все, но я каждый раз перечитываю и уточняю для себя. Видимо, скоро выучу наизусть. ))) Текстовых вариаций много, но все они едины по сути.
Немного теории
             "Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя:

  • личностную и социально–психологическую готовность
  • интеллектуальную готовность
  • эмоционально-волевую готовность
          Личностная и социально«психологическая готовность ребёнка к школе заключается 
в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника. Это выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, в самооценке.  

    Личностная и социально–психологическая неготовность ребёнка проявляется в непосредственности проявления чувств, намерений, поведения; в том, что он
не поднимает руку, чтобы высказать свое мнение; в том, что он работает только
при непосредственном к нему обращении; в нарушении дисциплины;
в обидах на учителя; в преобладании игровых мотивов.

     Интеллектуальная готовность ребёнка к школьному обучению заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Для успешного участия в школьном процессе ребёнку нужно иметь желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития. У детей должны быть развиты любознательность, а также образные представления, память, речь, мышление, воображение, то есть все психические процессы.
     Интеллектуальная неготовность ребёнка проявляется в неуспешности выполнения действий; в том, что ребенок не понимает и не выполняет требований учителя; в том, что отсутствуют навыки практической деятельности.

        Эмоциональная готовность ребёнка к школе предполагает: радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно развитые высшие чувства, сформированные эмоциональные свойства личности.

        Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

       Эмоционально–волевая неготовность проявляется в отсутствии мотива к обучению в школе; в нарушении общения с одноклассниками; к нежеланию выполнять требования учителя и соблюдать школьный режим; в невозможности оценивать адекватно свою деятельность; к неумению принимать помощь взрослых при выполнении задания.

     Психологическая готовность к школе — целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет отставание или искажение в развитии других".(Источник)

      Создание игры - лэпбука "Моя школа"
    Я (да, и весь педагогический коллектив ДОУ) стараюсь своим будущим первоклассникам оказать посильную помощь в рамках психологической готовности к школьному обучению. Мы занимаемся один - два раза в неделю по программе Т.А. Руденко (посмотреть можно ЗДЕСЬ). Предусмотрена не только непосредственная образовательная деятельность, но и несколько творческих заданий - проектов:
1. Создание игры - лэпбука "Моя школа".
2. Создание коллективного коллажа "Из детского сада в школу".
3. Сюжетно - ролевые игры по теме (с самостоятельным изготовлением детьми атрибутов к игре).
4. Творческая образовательная деятельность "Морская азбука".
5. Конечно, выпускной вечер. Но перед этим небольшая игровая церемония с вручением академических шапочек и памятных атрибутов.
       Воспитатели ещё составляют портфолио каждого дошкольника.
      Практически каждый мини - проект (буду их так называть) уже в разработке (в середине или в конце). 
       Сегодня покажу нашу деятельность по созданию игры - лэпбука  "Моя школа". Её вариант в магазине я не могла обойти вниманием, да, и задумка при взгляде на неё как - то сразу приобрела очертания.
     Много задач позволяет решить данная творческая деятельность относительно всех аспектов психологической готовности. Ведь для нас важно не только внешнее оформление, но и содержание. Однако самое главное, к чему я стремилась - это формирование осознанного желания идти в школу. На первый взгляд порой кажется, что все дети хотят идти в школу, однако, бывает, что не могут это сделать осознанно, образ школы для них  - что-то неопределённое, а порой, если капнуть глубже, пугающее. Уже на первых порах создания лэпбука это выяснилось - одни "с головой" ушли в творческий процесс, а для других это стало в некотором роде проблемой. 
      Я заготовила картинки по теме для вырезания, которые дети по своему усмотрению могли выбрать и украсить свою игру. И вот этот - то свободный выбор и вызвал трудности - нет ещё чёткого образа, желания, мотивации у некоторых детей. Сейчас я продолжаю подбор картинок, чтобы увеличить спектр выбора.

Очень надеюсь, что данная деятельность поможет детям "принять" образ школы и ждать, когда же, наконец, прозвенит их первый школьный звонок. :)

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

14 комментариев:

  1. Катя, спасибо за этот пост (и за прошлый - про малышей)! ОЧень откликнулось: рисование двумя руками и лэпбук. Лэпбук - чудо! Я так поняла, что ты купила образец и на его основе свое что-то сделала? Или я опять что-то не внимательно посмотрела...ОЧень интересно..а что там внутри? Расскажешь?

    В моей практике встречаются родители, считающие, что вырезать ножницами и срисовывать с образца будут учить в школе и мои доводы о развитии зрительно-моторной координации на них не действуют (не смога я найти подход...). Начальная школа - это каллиграфия за которую снижают оценки, а для ее развития нужна и сформированная мелкая моторика, и зрительно-моторная координация и т.д.

    Спасибо, Катя, что находишь время делиться с нами своим опытом работы. Это бесценный подарок...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, спасибо!!! :) Да, да, знаю, как ты часто акцентируешь внимание на том, что необходимо развивать зрительно - моторную координацию. И ты права, далеко не все родители понимают важность этого на этапе дошкольного детства. У некоторых детей даже в старшем дошкольном возрасте нет свободного доступа к карандашам.... А, уж, про ножницы мои умницы - воспитатели неустанно твердят родителям. А в ответ: "сидеть нет времени" - всё перекладывают на детский сад и будущую школу, не понимая какие трудности создают для детей своим нежеланием найти время...
      Что касается срисовывания с образца - это вообще универсальное умение. Уже в младшем дошкольном возрасте я на индивидуальных консультациях особенное внимание уделяю тому, чтобы отразить важность умения ребёнка работать, опираться на образец. Кстати, вот недавно был пост про Соню - так там именно над этим и работаем. А в результате у ребёнка сразу повысилась и мотивация к организованной образовательной деятельности, да, и, в целом, самостоятельность во время выполнения различных заданий. Это крайне важно донести до понимания родителей. Знаешь, я теперь делаю так во время консультаций: рассматриваю отдельные характеристики ребёнка и строю альтернативные варианты развития вплоть до периода начальной школы - на порядок эффективнее реагируют. :) Пугать не стоит ни в коем случае, но и пускать на самотёк нельзя. Однако на первых этапах работы мы всего лишь консультанты в таких вопросах - решать и действовать родителям...
      Про лэпбук. :) Да, увидела в магазине и сразу купила, хотя и показалось мне дороговато. Останется Маришке. ))) А с детьми хороший образец - ориентир получился. У них глаза, аж, светились, особенно у девчонок. ))) Сейчас я специально выложила только внешнее, а содержание обязательно покажу, когда мы всё дооформим. У меня в детском саду совсем мало времени осталось - что - то около месяца, надеюсь, успеем среди разнообразных забот. :)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Екатерина Андреевна!
    Спасибо Вам за Ваш неугасаемый интерес и постоянную работу! Ведь во многом именно от первых дней в школе зависит. понравится ли ребёнку учиться или нет... А если ждать этого события, готовиться к нему, то обязательно понравится! Думаю, первому учителю с такими ребятами будет и проще и интереснее!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Верно, как много порой решает именно первое впечатление. Поэтому мы очень стараемся, чтобы дети хотели, желали, стремились... Многие уже посетили вместе с родителями те школы, в которых будут обучаться в дальнейшем. Вместе с воспитателями ходили на экскурсию в близлежащую к детскому саду школу. Стараемся много беседовать и, конечно, заниматься творчеством, позволяющим снимать возможные зажимы, психоэмоциональное напряжение. Новое всегда немного пугает своей неизвестностью, а потому хочется, чтобы уже сейчас дети воспринимали новую ступень, как знакомое и ожидаемое только с самыми лучшими чувствами.

      Удалить
  3. Здравствуйте Екатерина! Очень важная тема подготовки к школе. Как ни странно, но многие родители относятся к этой проблеме (мы же выучились и с нами никто не занимался, ни кто не готовил нас к школе). Но сегодняшнее время и темпы образования показывают, что только подготовленный, с крепким здоровьем ребенок в школе будет успешным (будет хорошо учиться). Поэтому огромное вам спасибо. Если на будущий год у меня будут подготовишки, обязательно воспользуюсь вашим постом, с вашего разрешения, очень мне понравилась ваша статья.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо! Тема действительно важная - от её рассмотрения никуда не деться. :) А в Вашем комментарии очень правильные слова, касающиеся современных реалий. Но, думаю, родители кривят душой, когда говорят о том, что их никто не готовил. ))) Моей бабушке уже около 80 лет, проработала всю жизнь воспитательницей. А я от неё почерпнула очень много!!! На самом деле ничего нового нет в самой сути подготовки: те же сюжетно - ролевые игры, те же творческие коллажи, рисование... Видимо, к сожалению, либо в некоторых детских садах это упускалось из виду, либо ушло из воспоминаний... Но как мы заранее готовим детей к походу к доктору с той целью, чтобы максимально снизить психоэмоциональное напряжение, так и в случае со школой - готовим, чтобы ребёнок оптимально адаптировался к новым условиям. Очень важно донести до понимания родителей, что в современных стрессовых условиях жизни необходимо у своих крох развивать адаптивные способности. :) Спасибо, что заглянули!

      Удалить
  4. Спасибо огромное за пост, очень много полезной информации! Раньше я всегда уделяла больше внимания именно обучению ребенка (нам 5 лет). А сейчас я вижу, что у нас есть большая проблема в его неприятии помощи со стороны взрослых и неадекватное восприятие своих действий. Осталось только понять как решить эти проблемы :(.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, чудесно, что заглянули. :) Анна, а Ваш малыш в сад или какие - нибудь секции - кружки ходит? У меня в саду тоже такие детки встречаются. Помогают именно групповые формы работы, когда коллективно необходимо решить какую - нибудь задачу. При многозадачности и ограниченности времени одного занятия, например, или недели (если речь идёт о проекте) ребёнок волей - неволей включается во взаимодействие. Как правило, полезны коммуникативные игры, тренинги. Есть и более подробные рекомендации (если хотите, то напишите через форму обратной связи :)). Но в целом, пробуйте разнообразие совместных игр и творческих заданий. В отношении самооценки детям свойственно расценивать свои действия через призму "я - хороший". Ближе к 7 годам (кризис 7 лет), когда ребёнок, как правило, как раз собирается в школу, появляется больше той адекватности в оценке себя, которая свойственна уже нам, взрослым. Взаимодействие в коллективе опять же способствует формированию адекватной самооценки. Другое дело, когда наблюдается заниженная, тогда стоит уже действовать в другом ключе. Очень хорошо, что Вы сейчас обратили внимание. Ваши чуткость, забота и внимание обязательно помогут малышу справиться с этими трудностями. :)

      Удалить
  5. Здравствуйте, Екатерина! Меня зовут Елена, я совсем еще зеленый педагог-психолог, работаю в детском саду только 3-й месяц.
    Спасибо Вам за ваш блог, он во многом помогает!
    Но вот пишу Вам, чтобы попросить совета..
    У меня сейчас такая проблема: мне сложно организовать занятия с детьми.. То есть в теоретическом плане всё хорошо (пока до конца года использую готовые программы, а со следующего буду свои составлять), а вот в практическом большие проблемы. Дети меня плохо слушают или не слушают совсем)
    До этого в детском саду психолога не было вообще. Поэтому мои занятия воспринимаются детьми, как нечто новое и захватывающее (поэтому еще и возбуждающее). Да еще и я как человек довольно мягкая. Мне все советуют быть строже, сначала напугать и "показать, кто хозяин". Хотя это вроде и не психологические методы) Я уже вроде и стараюсь быть строже, насколько могу, и мотивирую призами в конце занятия - мало что помогает.. Особенно тяжело с гиперактивными детьми (я конечно с энтузиазмом взялась решать эту проблему и набрала группу из 6 детей), занимаюсь с ними по программе Арцишевской. С ними мне тяжелее всего справиться.
    Может, Вы мне посоветуете, как мне можно поменять свое поведение или отношение к ним, или может сами занятия?
    Извините, что написала под этим постом, не знала, куда приткнуть)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте :) Извините за длительную задержку с ответом. Спасибо за тёплый отзыв. :)
      Менять рекомендую не столько поведение, сколько Вашу установку. :) Это замечательно, что в Вас столько энтузиазма в работе присутствует! Однако понимание того, что психолог только мягко, "не по-хозяйски" ведёт себя, - не совсем верно. Вдумайтесь в выражение : "Он был тонким психологом: умел подстроиться и понять почти каждого"... И это важно и в отношении ситуаций. Безусловно, необходимо в детской аудитории в зависимости от поставленных задач быть, где это необходимо, ведущим, а не ведомым детской аудиторией. Быть требовательной необходимо. Думаю, Вы немного перепутали, а потому посчитали это не "психологическим", строгость с жёсткостью. Но от мобильности Вашего состояния зависит и успешность, если хотите, эффективность Вашей деятельности. Не стоит сейчас превращать каждую организованную образовательную встречу с детьми в праздник с подарками. Скажите, а Вам на празднике хотелось подчиняться правилам? ))) Думаю, особенно во взрослой "среде" это особенно наглядно видно.
      Елена, но не стоит себя и корить. Я тоже прошла через подобное. :) Держать дисциплину, пожалуй, самое сложное из педагогических умений. Я имею в виду, конечно, не суровый авторитарный стиль. Вам поможет знание (именно знание и их применение) разнообразных упражнений на переключение внимания детей (особенно помогают такие игровые задание, когда включается интонирование голоса: когда можно корректировать шёпот и громкий разговор). Кстати, профессиональные педагоги очень часто в минуты , когда детская аудитория начинает выходить из - под контроля, начинают не повышать голос, а понижать иногда до шёпотной речи.
      Потом... в начале каждой встречи введите ритуал "правил". Попробуйте эти правила составить вместе с детьми. Бывает так, что старшие дошкольники уже с пониманием того, что делают, начинают подрывать дисциплину и на замечания стараются не реагировать. Не стесняйтесь ввести в ритуал правил такое, когда такие дети за плохое поведение "отдыхают" от игры - упражнения в отдельном месте (поставьте там стул), не забудьте, что время "отдыха" не должно превышать 5 минут, а потом обязательно добиться объяснения ребёнком понимания причин того, что он некоторое время не участвовал в совместной деятельности с другими.
      Елена, но это всё как раз вопросы именно работы с детьми. Работа с гиперактивными детьми очень сложна. У меня, например, сейчас на встречи приходит мальчик, с которым мне удаётся найти решение по дисциплине и как психологу и в качестве учителя рисования, но для большинства педагогов он - настоящая проблема. Мои рекомендации при этом выполняются лишь частично. А ведь очень важно, наметив коррекционный путь, придерживаться его... Я Вам очень рекомендую культивировать в себе чувство уверенности, понимания того, что это трудности временные (к тому же, ещё раз отмечу, в Вас столько желания!), но и более конкретно продумать систему запретов, поощрений, ещё раз просмотреть методы работы по коррекции поведения. Обратите внимание на систему работы таких авторов, например, как И.С. Погудкина, где упор делает на развитие групповой сплочённости.

      Удалить
    2. Екатерина, спасибо большое за ответ!) Если честно, то он и вправду был долгожданным!)) Уже успела пересмотреть свою работу, пособирать еще советы..) В итоге, как Вы и сказали, устанавливаю правила и стараюсь быть строже. Уже даже заметно лучше получается, да и дети уже потихоньку попривыкли ко мне)
      Спасибо Вам, что подбадриваете!) И работы Погудкиной обязательно прочитаю.

      Удалить
    3. Елена, очень рада за Вас! :)) Удачи Вам!

      Удалить
  6. Екатерина, как систематически и творчески проводите Вы подготовку к школе! Мне очень понравилась идея с лэпбуком -поближе и получше бы его рассмотреть:)

    ОтветитьУдалить
  7. Елена, сами знаете, что без творчества и системности никак! ))) Лэпбук, как я уже отмечала, - чудесный приём систематизации по определённой теме! В данном случае он ещё хорош и тем оказался, что дети, а не взрослые, занимались его созданием. Да, конечно, чувствуется наше руководство, но процессу свободного творчества было уделено особое внимание! :) Поближе творения ребят уже не удастся рассмотреть, так как я их раздала детям - на память. Может, конечно, что - то и осталось нам на память, но я не знаю: сейчас в детский сад не хожу. :)

    ОтветитьУдалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!