среда, 21 мая 2014 г.

СЕНСОРНОЕ ПАННО - необходимая интерактивная среда в раннем возрасте или Развивающая деятельность с МАЛЫШАМИ. Часть 1



    О чём статья:
   1. Понимание интерактивности развивающей среды вокруг ребёнка.
            2. Современная ситуация с детскими садами как побуждение  к более пристальному вниманию родителей к организации развивающего пространства (если не любите читать длинные монологи, то лучше пропустить :)).
      3. СЕНСОРНОЕ ПАННО - идея и воплощение.  
   

    Понимание интерактивности развивающей среды вокруг ребёнка
     Интерактивная развивающая среда - важное качественное составляющее при организации условий, способствующих гармоничному психическому развитию ребёнка. Давайте немного разберёмся в том, какой смысл вообще заложен в понятии "интерактивность".
  "Интерактивность - специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность. Прилагательное интерактивный означает основывающийся на взаимодействии. Однако если речь идет об интерактивных методах обучения, то взаимодействие является основополагающим элементом любой образовательной деятельности, в большей или меньшей степени присутствует при использовании практически любого из методов обучения. Интерактивность — теоретико-методологическое направление в зарубежной социологии и социальной психологии, получившее наибольшее развитие во 2-й половине XX века. Американский социальный психолог Джордж Мид, основоположник интеракционизма, рассматривал развитие общества и социального индивида (социальное *Я*) в неразрывном единстве. Он считал, что происхождение *Я* целиком социально, а главная его характеристика — способность становиться объектом самонаблюдения, саморефлексии и самоконтроля. Представители более позднего интеракционизма (М.Кун, Т.Шибутани), исследуя природу социальных процессов, видели в их основе выработку и изменение социальных значений, постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками. Следовательно, к интерактивным методам, могут быть отнесены те методы обучения, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое *новое* знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса либо явившееся его результатов". (Источник)
         Сегодня мне бы хотелось затронуть данное понятие в тех рамках, которые нам, взрослым, приходится порой искусственно создавать вокруг ребёнка.
Современная ситуация с детскими садами как побуждение  к более пристальному вниманию родителей к организации развивающего пространства
        Вчера у меня состоялся занятный диалог с некоторыми моими коллегами. Сетовали мы на изменения, и плачевные, которые затронули сферу дошкольного образования. Я не буду писать уже знакомые многим мысли и доводы - мои размышления на этот счёт солидарны с практиками дошкольного образования. Когда погуляла немного по форумам, то было и негодование, и сомнение, и разочарование... Спросите, чем? Отношением многих (!!!!!) родителей малышей к тому, что в садах массово сокращают и без того небогатый кадровый состав... Плачевно то, что в погоне за местом в детском саду стало вдруг не важно, кто будет заниматься собственно дошкольным образованием. Ведь сокращают не только специалистов, но и воспитателей. А между тем в небольшие групповые помещения теперь разрешено набирать больше 30 человек, с воспитателями на группе творится кавардак и т.д. (не буду повторяться с гневными статьями в этом направлении, хотя солидарна с изложенным в этих статьях мнением и сопутствующими эмоциями). Вопросы организации развивающего пространства для детей становятся в данном контексте весьма уместны, но ... трудны в достижении. Молчу уже о мотивации. Остаётся надеяться, что мы всё же сможем адаптироваться, хотя и с большими потерями. 
        Так вот, возвращаясь к разговору, я услышала мнение о том, что раньше и не нужно было никакой специальной развивающей среды - росли на природе, бегали и выросли умными и преуспевающими. Да, да. Согласна!!! Но ведь и я говорю не в противовес, а с вопросом: "А Вы сейчас много гуляете со своими ребёнком?! Богатая ли (в смысле разнообразия) среда для развития у Вашего малыша?! Зачастую из  окружения ребёнка оказывается, что среда эта - дом, двор, детский сад... Без соответствующего подхода - это нельзя назвать даже достаточностью (замечу, чтобы не было недопонимания, что дома, дворы и детские сады бывают разные - я это и хочу акцентировать). Тогда на помощь приходит понимание роли взрослого, социальных контактов, в целом, интерактивности развивающего пространства с её ярко выраженной социальной направленностью. По моему глубокому убеждению, на самом деле папы и мамы достаточно!!! :) Но папа и мама в современных условиях, да, и раньше, вынуждены работать, а, следовательно, ответственность за воспитание необходимо делить. И тут на помощь приходят бабушки. Какое же счастье, когда они есть и становятся активным помощниками. Кстати, раньше именно они чаще всего были учителями подрастающему поколению. 
        Однако современные семьи всё чаще отличаются по своему укладу от того, как было ранее. Всё чаще мы живём отдельно, а потому возникает необходимость в других помощниках. В данном случае речь идёт о детских садах. И если сначала возникает необходимость (сужу по форумам) отдать хоть куда - нибудь, то уже в очень скором времени родители начинают требовать иные ценности. Наблюдается крайняя непоследовательность в ощущении ответственности за воспитание и гармоничное развитие собственных детей... 
      А потому хочется ещё раз сделать сильнейший акцент на том, чтобы родители в современных преобразованиях стали для своих малышей   оплотом и опорой. Конечно, сфера дошкольного образования может (и уже сделала) лишиться специалистов, которые часто и были на местах кураторами вопросов относительно развивающей образовательной среды (кстати, уважаемые родители, если Вы не знаете, чем занимаются психолог, учитель - логопед и др., это не значит, что они не нужны и являются "бесполезным балластом" - скорее, как и в любой профессии встречается, существуют недобросовестные педагогические кадры, но и только), но тогда обязательно задумайтесь над тем, чтобы развивающая среда вокруг Вашего малыша была именно развивающей. Отдавая малышей в детский сад, интересуйтесь всем, что будет окружать крох и чем они будут заниматься!  Помните всегда, что для гармоничного психического развития необходим богатый сенсорный опыт. Если кратко, именно во взаимодействии с Вами можно будет восполнить возникающие пробелы в системе организации среды.      
        И сделать такую среду можно из "ничего", не прибегая к покупке дорогостоящих игрушек - хочется сразу же прервать наболевшие вопросы поборов. Сама я против подобного! Но без помощи не обойтись... В практике детского сада, где я работаю, был организован осенью 2013 года замечательный краткосрочный проект с привлечением к активному участию родителей. И я хочу сказать большое спасибо!!! Из бросового материала рукодельницами - мамами были сделаны чудесные пособия, которые и мне, психологу, очень пригодились в работе. Посмотреть эти замечательные пособия можно ЗДЕСЬ. Конечно, гуляя между прилавков магазинов, у меня, впрочем, как и большинства родителей, глаза разбегаются от изобилия. Столько развивашек! Однако, гуляя по сети, я нахожу их ещё больше (!!!) - было бы только чуточку умения, терпения и, пожалуй, самое главное - желания! :)

СЕНСОРНОЕ ПАННО - идея и воплощение
     Как же мне когда - то захотелось создать нечто такое, чтобы было для малышей и интересным, и полезным. Окунаясь, скажем так, в "азы" по сенсорному воспитанию, поняла, что в группах раннего возраста просто не хватает чего - то такого, что было бы крохам доступно для постоянного щупания. Это сейчас можно найти варианты таких панно. А тогда у меня и интернета - то не было. Но во многих группах я, выполняя частично роль художника - оформителя, стремилась создать или помочь в создании "картин", эстетично вписывающихся в интерьер групповых комнат. Чтобы не быть голословной покажу несколько работ.


        Как видите, люблю комбинировать разнообразный материал (жаль, масштабности не видно, но не в этом была сейчас цель показа). :) Поэтому, когда с этими же  задачами оформителя я пришла в группу раннего возраста, то механизм "конструктора", образа творческого потока и его воплощения были определены - рука - то одна. :) Но... задача была несколько сложнее. Тогда групп раннего возраста было две, а потому и объекты для сенсорного панно были созданы в направлении двух тем: "Лес" и "Город". Вариант с городом так и не успела сфотографировать - группа была переформирована под детсадовскую, но объекты сохранились и теперь их можно попеременно использовать в деятельности с детьми.

      К сожалению, как потом показало время, воспитатели практически не использовали их в работе. Значит, до конца поставленная цель так и не была достигнута. Вроде как прибавило эстетики, но интерактивности - общей арены для интересного взаимодействия - так и не получилось... Поняв эту оплошность, много думала и искала...  Варианты были найдены, и я сама попробовала применить это в работе. Но даже на этом этапе осталось ощущение какого - то одиночества в творческом порыве. Тем не менее не будем унывать. :) Может, со временем энтузиастов будет больше. К тому же, когда к творчеству подключаются ещё и родители малышей, то процесс становится активнее, что и показал осенний проект.
      Я довольно долго присматривалась к тому, что мастерицы делают с фетром и с "похожими" тканями. Шить не люблю, но бывает, что желание создать что - то увлекает. Попробовав, ещё и убедилась в том, что работа с фетром очень напоминает мне рисование. Поэтому сенсорное панно,"расписанное" ТАКИМИ красками, без сомнения,  будет и эстетичным, и привлекательным в игровом плане для малышей. 
    Например, у дома практически все детали присоединяются либо на липучках, либо на пуговицах (отмечу, что сделано не мной, а другим талантливым педагогом). Мишку тоже можно собрать по частям (это уже я сообразилась :)). Птичек можно пересадить с дерева на крышу дома или отправить "в полёт". То есть малыши могут таким образом решать познавательные задачи, одновременно развивая мануальный интеллект. Ещё одно качественное подспорье деятельности с различными сыпучими материалами, например, с песком или разноцветным рисом и т.п.
         Птички  были изготовлены недавно, к проведению тематической недельки "Лес".
      Несомненно, теперь необходимо добавить то, как использовала данное панно я сама. Но эта статья и так получилась объёмной, а потому напишу следующую. :)
Ещё о развивающей деятельности с малышами на фоне СЕНСОРНОГО ПАННО можно почитать здесь:

1. Сенсорное панно - необходимая интерактивная среда в раннем возрасте или Развивающая деятельность с малышами. Часть 2 /Игровой эпизод о величине
2. Сенсорное панно - необходимая интерактивная среда в раннем возрасте или Развивающая деятельность с малышами. Часть 3/ Учим стихотворение "Ква - ква - ква!" - поют лягушки" через движение и тактильные ощущения
3. Сенсорное панно - необходимая интерактивная среда в раннем возрасте или Развивающая деятельность с малышами. Часть 3 /Использование сенсорного панно в игровом комплексе


     

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!