суббота, 24 мая 2014 г.

СЕНСОРНОЕ ПАННО - необходимая интерактивная среда в раннем возрасте или Развивающая деятельность с малышами. Часть 4

  
     Продолжаю повествование о сенсорном панно.

 О чём статья:
     Бывает так, что некоторые наши встречи с малышами представляли собой игровой комплекс, где мы изучали качества предметов: легкий, колючий, сыпучий, прыгучий и т.д. Мы пробовали, играя, делать попытки давать описательные характеристики предметного мира. Предлагаю вам познакомиться со следующим эпизодом, куда так же вошла деятельность с сенсорным панно.



Использование сенсорного панно в игровом комплексе
       1. Организационный момент. Собираем крошек - малышек в кружок. Мне в этом помогает "старинная" игра "Раздувайся пузырь". Встречала простые и более сложные её варианты. С малышами применяю упрощённый вариант.
Со словами:
 Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой...
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!.....
малыши  ищут ручки друг друга, берутся за руки, делая шаги назад, растягивают пузырь. Я в это время в кругу вместе с детьми.
     Затем, разняв руки, хлопаю в ладоши со словами: "Лопнул пузырь!", и малыши хлопают вместе со мной. Бегу к центру, и малыши, разняв руки, бегут к центру. Получаются у нас "обнимашки" :) Пример более сложного варианта приведу в конце.
        2. Играем с мячиком. Да, не простым, а очень похожим на мыльный пузырь. Называем того, кому кидаем, ласково по имени. В детском саду это очень важно, так как довольно часто встречается, что уже такие маленькие детки переходят на фамилии.  А хорошее, располагающее общение, как известно, часто начинается с умения обратиться к партнёру по играм. :) Как правило, своё имя малыши, благодаря родителями, любят, а вот уважение к чужому имени часто необходимо воспитывать.
    В конце первых двух игр я уточняю, что мяч "лёгкий", "прыгучий", "круглый". А дети "ловкие", потому что мячик хорошо ловили.
    3. Игра с парашютом и шариками.  В центр парашюта мы поместили лёгкие пластмассовые шарики. Поднимая парашют, мы потом пытались им же поймать шарики. А они, такие "лёгкие", "прыгучие" и "круглые", всё время норовили сбежать. :) А я отмечаю, что малыши показали себя очень ловкими!
       4. Играем с мыльными пузырями. Чтобы закрепить словарь, применяю чудесный игровой момент, имеющий и отличную расслабляющую функцию, - предлагаю половить мыльные пузыри.


     Эмоций всегда много!!! Конечно, мыльные пузыри прыгучими не назовёшь, но "лёгкими" и "круглыми" - вполне. :) А отмечаю, какие малыши "ловкие".
      5. Игра с ракушками.  Сенсорные ящики с сыпучими материалами есть в арсенале, пожалуй, всех, кто занимается с детьми раннего возраста. Помимо цветного риса, песка, мелких камней, круп у меня в арсенале есть смесь из "всякой - всячины". Малыши выбрали себе ракушки, потом закапывали их, искали свои ракушки, даже слушали их. :) А в словаре закрепляли такие качества предметов, как "колючий" и "гладкий" (такие у нас были ракушки).
      Важный момент, который я использую в данной деятельности, - это необходимость соприкосновения детских ручек при "копошении" в сыпучей смеси. Мы так же закапывали ручки и искали пальчики друг у друга. Подобным образом я обращаю внимание малышей на другой важный момент человеческого общения - руки. Какие они "ласковые".

     6. Сюрпризный момент с птицами - деятельность на фоне сенсорного панно. Показываю детям птиц. Спрашиваю, что за гости к нам прилетели? Малыши говорят, что птицы, а некоторые даже выделили ворон и воробьёв. :) Спрашиваю, как малыши думают, почему птицы летают? Ответ пришёл сразу. ))) Потому что они лёгкие. Безусловно, это лишь очень условное отражение действительности, но более сложное понимание у них будет формироваться позднее.
         Предлагаю детям "нарисовать" на нашем панно, как птички полетали - полетали, да, и присели отдохнуть.
Маленькая птичка
Прилетела к нам.
Маленькой птичке
Зернышек я дам.
Маленькая птичка
Зернышки клюет.
Маленькая птичка
Песенки поет!
  

     Р.S.: Были в данном цикле работы с сенсорным панно (как интерактивной развивающей среды) и две отдельные серии по темам "Лес"и "Жучки, червячки, паучки".  Однако я решила их немного сдвинуть  во времени. Как и во многих детских садах происходит, в первых числах июня малыши попадают в новую для себя обстановку, к новым воспитателям. Группа же раннего возраста будет временно пустовать. Но у нас и на этот период оказались планы по использованию помещения. Проведение этих тем было рекомендовано взять на себя новым воспитателям  в качестве условия оптимизации периода адаптации . 
      P.P.S.: Как отметила выше, привожу более сложный вариант игры  "Раздувайся пузырь".

Игра «Раздувайся, пузырь»

       Цель: знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем.
       Возраст: дошкольный.
      В этой игре дети приобретают новый для них двигательный опыт. С одной стороны, это типичное для хоровода построение в круг, с другой – выполнение ритмизированных движений, подчиненных образному слову. Все игровые действия производятся вместе и всеми детьми по подражанию воспитателю и друг другу. Игра сохраняет характер забавы и приносит удовольствие.
      Описание игры: Игра начинается с того, что воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть», берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя, затем предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего. Так по очереди приглашаются все дети. При этом лучше сначала подходить к тем, кто выражает желание скорее включиться в игру, а скованных, заторможенных детей приглашать последними – наблюдая, как охотно все соглашаются играть, они постепенно заражаются желанием включиться в игру. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит на этом настаивать. 
       После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель даёт руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и «раздувают пузырь»: наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку. Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой...
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!

    К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т.е. опять раздувать пузырь.
     Закончить игру можно и так. Когда пузырь лопнул, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели...». Дети разбегаются в разные стороны.

Правила игры


  1. Когда пузырь раздувается, двигаться назад, а к концу текста взяться за руки.
  2. На слово «Хлоп!» руки разнимаются, и все бегут к центру.
  3. Давать руку любому, кто оказался рядом.
     При проведении этой игры очень важно следить за движениями детей, придерживаясь неторопливого и оптимального для них темпа. Следует помнить, что, произнося звук «ф-ф» при раздувании пузыря, дети овладевают правильной артикуляцией. Это хорошее упражнение для развития звукопроизношения. В этой игре воспитатели часто сталкиваются с конфликтными отношениями между детьми: некоторые из них не хотят дать руку соседу, перебегают с одного места на другое и т.д. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что всем хочется стоять рядом с воспитателем. Напоминая детям третье правило, которое необходимо для дружной игры, не следует задерживаться на этих конфликтах. Лучше быстро и тактично разрешать споры. (Источник)
     
      Ещё о развивающей деятельности с малышами на фоне СЕНСОРНОГО ПАННО можно почитать здесь:
      а). Понимание интерактивности развивающей среды вокруг ребёнка.
   б). Современная ситуация с детскими садами как побуждение к более пристальному вниманию родителей к организации развивающего пространства.
      в). СЕНСОРНОЕ ПАННО - идея и воплощение.


Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

8 комментариев:

  1. Катя, нашла в твоем посте интересный момент в использовании этой любимой всеми детьми игре.

    А я еще так говорю: ...он летел, летел, летел и за веточку задел и пшшшшш лопнул!".
    Спасибо за такое подробное описание!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, спасибо тебе с подсказкой художественного слова! Звучит намного интереснее, а для малышей игровая рифма много значит!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Катерина! Прочитала все четыре сообщения об использовании сенсорного панно. Вот такой интересной и должна быть жизнь детишек в детском саду... Всё очень грамотно!
    А Вам покой лишь только снится (в хорошем смысле)?
    К нам психолог вообще не заходит, не говоря уже о том, чтобы поиграть с малышами, всем занимаемся мы, воспитатели.
    Благодарю за профессионализм!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, мне очень приятны Ваши слова - слова профессионального воспитателя!
      Про покой можно говорить по - разному. :) С одной стороны, мне рекомендовали поменьше сидеть за компьютером, а побольше ходить (связано со здоровьем). С другой стороны, столько надо доделать, что без него никак пока. С третьей, времени стало чуть больше, потому что на работу не хожу, а потому, коль села за компьютер, хочется и для души... Но мы сейчас с Мариной очень активно гуляем, купаемся - устаю..., но и удовлетворение мощное! ))) Где бы на всё найти время?!
      А с психологами в детских садах ситуация не всегда однозначная... Очень, нет, ОЧЕНЬ часто не дают работать заведующие, нагружая совершенно не тем, что психологу необходимо по роду практики... Честно, это беда. А если психолог молодой и позиционировать себя не может, то репутация у него "пиши пропало". Сужу об этом из того, что вижу у себя в городе. Может, и у Вас что - то похожее...

      Удалить
  3. Катерина, спасибо за представленное разнообразие игр! Всё, действительно, очень интересно и занимательно, а ещё с такими атрибутами! Детишки-то какие счастливые!
    Очень интересный вариант игры "Пузырь", спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо! :) Было бы ещё здорово, если бы вот такие атрибуты были заготовлены, например, по тематическим неделям, дням побольше. То, что сделано - лишь крупица в задуманном. :)

      Удалить
  4. Благодарю за интересную статью...
    И за интересный сайт много полезного нашла для моего малыша )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за проявленный интерес. ))) Мне всегда очень приятно, когда опубликованный материал нравится и приносит пользу. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!