суббота, 10 мая 2014 г.

Палочки Кюизенера - пособие, которое принесёт ОГРОМНУЮ ПОЛЬЗУ и педагогам, и родителям


           
      Конечно, пользу данное пособие принесёт не столько нам, сколько нашим малышам. :) Но в названии скрыт большой смысл. В пособии, словно в волшебной палочке из сказки, заложена большая... нет, ОГРОМНАЯ сила! А потому мы - все, кто заботится о разностороннем развитии наших крох, заботится о том, чтобы оно проходило само собой, но с интересом и большой познавательной активностью,  - просто должны обратить на него внимание!
      Говоря в блоге о блоках Дьёнеша, мне совсем не хочется упускать из виду такое дидактическое пособие, как палочки Кюизенера. К тому же у Натальи Чистоклетовой в проекте "ИГРАнаУРА" подошло время "для игр с палочками", а я ранее так и не осилила поучаствовать... :) Если быть до конца откровенной, то  надо отметить то, что я часто применяю блоки Дьенеша и палочки Кюизенера одновременно, дополняя и придавая разнообразность заданиям и их решениям, что рекомендую всем.

       Многие педагоги знакомы с данным пособием, имеющим универсальный дидактический характер для развития у детей математических способностей, но не все родители знают о нём... А между тем в аннотации к одному из сопутствующих пособий есть такие строки: "В данном пособии представлены игровые занятия с палочками Кюизенера. Это современная образовательная технология, которая реализуется в дошкольных учреждениях с участием родителей". А в введении: "Игры и занятия с палочками доставят детям и взрослым интеллектуальное удовольствие в часы семейного досуга, привнося элементы соревновательного азарта в коллективные игры типа "Домино", "Кто скорее составит число" и т.д. "
     Благодарить за это изобретение  стоит известного бельгийского математика, учителя начальной школы Джорджа Кюизенера (1891 - 1976).
        Первый и, несомненно, важный плюс игр с палочками Кюизенера - это понимание того, что игры эти - игры - исследования! Математические представления могут формироваться методом открытий. 
      Почитать более подробно о палочках Кюизенера можно в сети, просто набрав в поисковике название. А можно перейти по ссылке прямо сейчас и познакомиться. :) Здесь и здесь, и здесь.  
       А я хочу показать наше небольшое занятие - игру с Сонечкой (4,5 г.) по сказке с использованием палочек.  Это простой, но весьма действенный комплекс заданий, объединённый одной темой, помогающий мне совмещать задачи развития мышления и речи (отмечу, в данном случае приоритетные задачи, но развивающий потенциал имеет весьма широкие границы).
По сказке "Красная шапочка"
       1. Сначала мы с Соней  отгадали загадку, так как надо было определить тему занятия - игры.
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
     2. Отгадав загадку, мы стали играть. Помогла нам в создании необходимого настроя настольная игра "Сказка за сказка". Эта игра из серии ассоциаций. Игры данного потока хороши тем, что ребёнок имеет возможность пошагово с опорой на наглядность, визуальный ряд вспомнить содержание сказки. Очень хорошее упражнение и для развития речи, и для словесно - логического мышления (отмечу, что у Сонечки заметные проблемы в речевом развитии), и для воссоздающего воображения, и для памяти.

       Задача осложняется тем, что необходимо выбирать изображения только этой сказки, а, следовательно, исключить другие сюжетные сказочные коллизии. К тому же это действительно порой оперирование именно с ассоциациями, а не с изображениями готовых сюжетных "кадров".
          3. Логическая задачка из игры "Исправь ошибку художника". 

       4. Игровое задание с палочками Кюизенера (ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ). Сонечка с удовольствием выкладывала их, и мы снова вспоминали, проговаривали содержание сказки. Это упражнение способствует развитию наглядно - образного  и творческого мышления и, безусловно, речи.

     5. Разбирали по картинке, какие нам понадобились палочки. К слову говоря, на данном занятии перед Соней были поставлены задачи закрепления понятий "длинный - короткий" и их сравнительных степеней: "ещё короче - ещё длиннее". 
- Какие нам понадобились палочки: длинные или короткие -  для рубашки волка?
- .....для юбки у Красной шапочки?
-   Скажи, палочки, которые мы использовали для шапочки, длиннее или короче палочек, которыми мы выложили юбку?
А палочки, которые мы использовали для рукавов у волка, длиннее или короче палочек, которыми мы выложили шапочку? (Если ребёнок повторяет речевое высказывание (что правильно), то даём ещё один речевой вариант: "ещё короче")
           Закрепили мы эти понятия ещё и с участием матрёшек.

        
Поучаствуем с палочками Кюизенера в проекте Натальи Чистоклетовой "ИГРАнаУРА".
МИР ДЕТСКИХ ИГР



Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, Екатерина Андреевна!
    Каждый раз открываю Ваш блог и узнаю столько много нового... Ведь к нам в 5 класс детки уже приходят "готовые" - умеют читать, писать, считать, всё различать, разговаривать. И как-то кажется, что они всему этому сами научились, или что это уже заложено в ребёнке. Но Ваши посты позволяют совершенно по-новому взглянуть на детей, спасибо!
    Скажите, пожалуйста, я немного не поняла, а эта книжка, на которую Вы с Сонечкой раскладывали палочки, на её страничках уже отведено место для палочек, прорисовано? А где ещё можно использовать эти палочки?Или я настолько дремуча - каждый компонент используется только в для него предназначенном комплекте?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Лилия Павловна! Извините, что отвечаю с таким опозданием - сразу после написания поста уезжали в Рязань, писать не было возможности.
      Спасибо за доброжелательный отклик. :) Нам, дошкольникам, тоже порой кажется, что многие малыши приходят уже с необходимыми знаниями и умениями и кажется, что это появилось как -то само собой. :) Однако чаще всего это либо мамина забота, либо воспитатели групп раннего возраста. Да, одни малыши, как говорится, схватывают всё "на лету", а другим требуется время и порой длительное, но чаще всего это, как указал когда -то один из великих отечественных психологов Лев Семёнович Выготский, социальная ситуация развития "пра - мы" - единство взрослого и ребёнка. :)
      А книжка, да, готовая - всё отведено и прорисовано. Заниматься - одно удовольствие! У палочек Кюизенера очень мощный развивающий потенциал! С помощью палочек Кюизенера можно детей знакомить с величиной, геометрическими фигурами, упражняться в ориентировке в пространстве и времени, развивать творческое мышление. Палочки Кюзенера - это собственно коробочка с палочками и масса сопутствующих развивающих пособий. Потому палочки, как бы вернее выразиться, весьма функциональны. :)

      Удалить
    2. Спасибо, Екатерина Андреевна! Заинтересовала подругу этими палочками. Теперь постараюсь найти их в продаже и подарить для крестницы! Благодарю за рекомендацию!

      Удалить
    3. Приобретайте, Лилия Павловна! Как мне думается, довольны будут и мама, и крестница. :)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Екатерина! Как здорово Вы обыграли палочки в комплексе с другими играми! А сколько за одно занятие решили задач... Просто молодцы!
    Сейчас в продаже очень много ярких и привлекательных для детей альбомов и демонстрационного материала для игр с палочками и блоков Дьенеша. Я так поняла, что Вы используете как раз один из таких альбомов, а нам раньше приходилось самим рисовать и клеить карточки, схемы и т.д., а сейчас заниматься - просто одно удовольствие!
    Спасибо за интересный вариант занятия! Мне очень понравилось, беру на заметку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо! Рада, что заглянули!
      Под темой "сказки" можно объединить очень много! ))) Да, видимо, было весьма трудоёмко... Однако мне эта разработка понравилась тем, что есть возможность замены, а, значит, появляется экономичная возможность применения с бОльшим количеством детей. И, Елена, Вы правы: заниматься одно удовольствие!

      Удалить
  3. Екатерина, здравствуйте! Как я обожаю эти методики и блоки и палочки:). Как замечательны они в работе с детьми с ОВЗ: и цвет и размер и форма и состав числа, даже таблицу умножения с помощью палочек можно с ребенком учить и все наглядно! А еще сейчас в продаже огромное количество ярких и занимательных альбомов появилось, что работать становится одно удовольствие, как вы правильно заметили. Только вот родители малышей не всегда приобретают домой такие пособия, не знают что с этим делать, что очень огорчает.
    Спасибо за сказочную идею!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, рада, что мы с Вами так солидарны в этом! И очень согласна с Вами, что особенно из - за своей подачи, когда ребёнок эмпирически может познавать признаки и свойства, операции и алгоритмы и т.д., они особенно хороши в работе с детьми с ограниченными возможностями. Так уже получилось, что когда я только начала свою практику в детском саду, то таких деток у нас почти и не было... А сейчас в каждой группе 1-2 малыша требуют к себе повышенного внимания... И сначала я совсем не знала, как с такими детьми правильно работать. Теперь понимаю, что это и пробел, и необходимость в дополнительном образовании. Однако то, что я самостоятельно исследовала, касалось во многом сенсорного развития, опытного познания действительности, а потому данные пособия, а также пособия, разработанные школой М. Монтессори, в таких случаях очень уместны. А что и говорить о развивающем эффекте для детей с нормой?! :) В общем, полезно на все 100%!!! Кстати, сейчас пособия выпускают на столько доступны для понимания, что могут быть освоены и родителями без специального образования. Думаю, родителям просто надо освещать эти пособия - они не знают о них или об их развивающей силе, а потому не обращают внимание в детских магазинах.

      Удалить
  4. Катя, спасибо за статью, занятие! Вот не использовала я эти палочки раньше! почему? Не знаю..Работаю еще не очень долго.
    А вот сегодня попробовала в садике - дети с условной нормой - все прошло здорово! Красную шапочку и взяли. Попробую. еще в центре сегодня же чуть позднее - там в основном особенные дети, очень интересно как воспримут. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, не пожалеешь, что взяла "на вооружение" это пособие. :) Я, кстати, тоже не сразу стала его использовать в практике, пришло как-то потом. :)

      Удалить
  5. Мы тоже с интересом играем в с палочками. Даша очень их любит. Чего она только не делает, особенно нравится ей из них объемные фигуры делать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, а я нисколько не сомневаюсь, что Вы с Дашей уже облюбовали данное пособие. :) И, да - да, объемные постройки с помощью палочек Кюизенера - это ещё один уникальный вид конструктивной деятельности. А какая требуется координация движений пальцев рук! Я вообще заметила, что даже простое выкладывание с помощью палочек Кюизенера даётся детям немного труднее, нежели с блоками Дьенеша при такой же постановке задачи.

      Удалить
  6. Екатерина, спасибо, что присоединились к моему проекту "ИГРАнаУРА".
    Я тоже использую эти палочки вместе с блоками в своей работе. Спасибо за ваш опыт и за возможность "побывать" у вас на занятии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, собиралась присоединиться уже не один раз, но мне всё мешали какие - то заботы. ))) Спасибо за проект!

      Удалить
  7. Какое у вас замечательное занятие получилось! У меня сынуля тоже очень любит палочки Кюизенера. У нас пока только один альбом для занятий, но в нем любит делать самое сложное, простое там где не много палочек надо выкладывать не любит. Объемные конструкции придумал строить сам) Но они у нас простые совсем. А еще нам нравится строить "город". В подставку под горячее сперва втыкаем кнопки, а на кнопки отлично надеваются палочки Кюизенера, вот и получается разноцветный город, и дома разной высоты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина. :) Какой у Вас сын молодец: не боится трудностей. :) Большое спасибо за идею с городом!

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!