воскресенье, 13 июля 2014 г.

"Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба... Наблюдаем, изучаем мир насекомых... и не только... :)

      Удивительно, но именно хищника мы с любовью и без боязни изучаем. ))) Я уже упоминала (и, пожалуй, ещё не раз возникнет необходимость в этом) о том, что Маринка вдруг стала испытывать боязнь, неприязнь к насекомым, в том числе, и к красавицам  - бабочкам. По моим наблюдениям, очень ей не нравятся именно "большие" насекомые, а вот маленькие не вызывают страха. Особенную неприязнь вызывает количество лапок, главным образом, когда это количество ... двигается. Но для себя я также отметила и то, что даже простое наблюдение помогает значительно снизить эту повышенную тревожность. Ведь чем ближе мы знакомимся с неожиданным, неизвестным или подзабытым, а, значит, вызывающим тревогу, тем спокойнее мы становимся. Конечно, речь не идёт о глубокой любви (я, например, знаю, что колорадский жук не кусается, а в руки всё равно беру с чувством ... -ну, Вы всё поняли). ))) И, уж, тем более безрассудстве (кто ж полезет к пчеле или осе...)  Вот поэтому мы уделяем на данный момент на прогулках повышенное внимание наблюдению за насекомыми. Важно успокоиться и понять этот миниатюрный мир со своими правилами и законами. :)
       Образ божьей коровки, хоть и с лапками, Маринку не пугает. :) Проговаривая известный стишок, отсылающий божью коровку куда - то в небо,  она ищет этих чудесных насекомых в траве.
       По утрам и иногда уже перед заходом домой мы берём на прогулку нашу черепашку - надо, чтобы и она лапки поразмяла. Ещё я, конечно, сейчас стремлюсь, чтобы Маринка прониклась особым чувством ответственности через заботу, привязанность... 


     Черепаха - это не собака, даже не кошка... ))), потому терпения пока пристально следить за ней  не хватает. Но и я понимаю, что наша Тартилочка ведёт себя не всегда активно (особенно в жаркую погоду - греется, замирая практически неподвижно), а это для маленького ребёнка скучно. Вот тут - то и начинается "самостоятельная беготня"... Чтобы всё - таки поведение пришло в норму ))), я часто предлагаю что - либо рассмотреть. Надо отметить, что эту уловку я использую так часто, что иногда замечаю, что и Маринка в общении с нами и даже другими детьми применяет этот приём отвлечения или привлечения внимания. :)  И случилось найти мне... божью коровку. :)

 Я даже удивилась тому, как Маринка позволяла ей ползать по себе... А потом уже были найдены очень похожие в своей миловидности жучки. )))

        Скажу, что в тот день мы много наблюдали, рассматривали картинки... Однако именно в детстве особенно хорошо, когда познание подкрепляется продуктивной художественной деятельностью. Несколько дней спустя мы сделали две полянки с божьими коровками. Надо отметить, что первая полянка создана в большинстве своём моими руками - вот не было у Маришки азарта, хотя крутилась всё время рядом, а время от времени подсаживалась и даже кое - что делала (в эти - то моменты я и "ловила" её на фотоаппарат). К тому же к раскрашиванию у неё какой - то волнообразный интерес: то накатывает, а то никакие уговоры и даже  собственный пример не помогают. Кстати, о собственном примере... Я, если задумала сделать с Маринкой что - то, но пониманию, что для неё это будет не таким, уж, привлекательным, приступаю к деятельности САМА. В 99% таких ситуаций Маринка впоследствии присоединяется. Очень мне понравилась недавно прочитанная английская пословица (источник: "Фитнес для мозга"): "Не воспитывай детей, всё равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя!" Очень глубокий смысл... :) Вот потому и учусь, и делаю всё вместе с Маринкой. )))
Наше творчество
      В творческом процессе я не стала изобретать ничего принципиально нового: сделали бумажные божьи коровки (раскрашивали, работали ножницами при изготовлении травки, немного клея...), из камней (работали красками), украсили ложки деревянные образом божьей коровки... Шаблоны для бумажных божьих коровок довольно быстро нашла в сети. Что ещё добавить... :) Конечно, в процессе наблюдения и творчества мы "познавательно" болтали. Это важно: помогает качественно улучшить обратную связь от ребёнка, которую мы, взрослые,  с таким трепетом ждём!










         К божьей коровке мы будем периодически возвращаться всё лето - только так полученные представления будут закрепляться и обогащаться. :)
Конец
     Примечание: в статье использованы изображения с сайта Lenagold  (http://www.lenagold.ru).

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

11 комментариев:

  1. В раннем дошкольном возрасте очень важна познавательно-исследовательская деятельность малышей, которая в основном состоит из экспериментирования, поисковой активности ребёнка, слушания и запоминания, которую направляет взрослый. Как же это у Вас удачно получается, Екатерина Андреевна, и какая же у Вас Маришка умничка, Позвольте процитировать слова В. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Вы точно этому следуете.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна. :) Разрешите с Вашей подачи возьму эти замечательные слова в эпиграф к блогу. :)
      А Маринка очень всегда старается, хотя на самом деле не всё у нас и получается, но... ведь это дело времени... :)

      Удалить
  2. То, что Вы, Катерина, очень внимательная и любящая мама, я давно знаю, и то, что Вы классно, необычно и интересно оформляете свои посты тоже давно заметила... Но сегодня хочу обратить внимание на то, что меня всегда волновало... и беспокоило...детям педагогов живётся легко или просто? Мне всегда казалось, что требования у нас к ним слишком высокие, зная все методики и приёмы, мы хотим их применить, прежде всего, на своих детях... Почему-то всегда ощущала, что наша правильность мешает им легко жить... Глядя на людей более низких притязаний, наблюдаешь их беспечность и лёгкость... Но! Смотрю теперь на свою старшую дочь и горжусь - ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ! Целеустремлённа, жаждет знаний, но при этом не ботаник - очень креативна, уверена, что и Андрей в скором времени всё это оценит, ещё удивит нас своими знаниями и умениями...
    Ваше мнение?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, здравствуйте. :) Спасибо за отзыв, добрые слова. :) Сложный Вы задали вопрос. Мне в жизни встречались разные мнения по этому поводу. Среди них было и такое, что можно выразить фразой "сапожник без сапог"... Сейчас есть возможности познакомиться с опытом многих мам и пап (Интернет)... Нет, я думаю, это скорее и в большей степени относится к индивидуальным особенностям личности взрослого. Халатность или чрезмерная "педагогичность" (что относится к потенциально возможным деформациям личности, которые встречаются в нашей профессии) встречаются и среди родителей, и среди педагогов.
      В отношении себя точно могу сказать, что порой слишком "напираю"...что есть, то есть... Но здесь всё заключается не в знании и желании апробировать методики (всегда и родителей своих воспитанников предупреждаю о том, чтобы всё внимательно изучили, "взвесили"... ),... у нас есть свои особенности развития, проблемы, которые необходимо преодолеть. Была надежда на детский сад, но мне не повезло с воспитателем - не занимался и не уделял необходимого внимания. С другой стороны, я и сама придерживаюсь того подхода, что родитель - основной, а детский сад - лишь помощник.... В общем, с помощником мне не повезло. В детском саду создались условия, которые не способствовали бы коррекции и развитию того, что нам необходимо. Поэтому было принято решение, что заниматься и развиваться мы будем дома, а значит, на мне основная ответственность. Сейчас главное придерживаться баланса и необходимости общения и познания в социальном мире. :) Но это то, что касается каких - то вопросов развития когнитивной сферы и эмоциональной, а вот в воспитании нравственности, морали... мне больше импонирует мысль, что воспитание - это не доминирование, а направление. Очень стараюсь этому следовать. И надеюсь минимизировать количество ошибок в воспитании.
      Жанна, а сомнения в правильности необходимы - они как своеобразная мера того, что мы и себя перепроверяем и, несомненно, развиваемся через это. Каким же учителем стала для меня Маринка!.. Трудно представить последствия, когда вдруг сомнения подобного рода исчезнут...
      Это чудесно, что у Вас такие умницы - дети растут-выросли. :) Надеюсь, и я смогу через n - количество лет вот так, с гордостью, отзываться о своих пока ещё малышах. :) Спасибо, что дали возможность поразмышлять... Рада, что заглянули!!

      Удалить
  3. Понравились ваши прогулки с дочкой, детям нравятся жучки,особенно божьи коровки, к ним , мне кажется никто не равнодушен)) Очень красиво расписаны ложки, как хорошо,когда мама такая мастерица)) Мариша ваша просто чудо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, тут не просто интерес, а возникла необходимость - чего - то она стала их бояться... Вот и познаём: учимся воспринимать разнообразные образы матушки - природы без неприязни. :))) Хотя именно этот пост действительно, пожалуй, о "самом любимом жучке". :)
      В последнее время часто покупаю разнообразные деревянные силуэты и т.п., а потом интересно "одевать" знакомое в нестандартный образ. Например, как - нибудь в следующий раз мы раскрасим матрёшку в образ божьей коровки. Думаю, получится интересно. :))

      Удалить
  4. Здравствуйте, Екатерина! Какие чудесные ложки-божьи коровки получились! Как замечательно, что Вы столько времени уделяете своему ребенку! Поздравляю со сменой дизайна блога,очень здорово получилось, хотя и Ваш предыдущий казался мне идеальным!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталья! :) Рада, что Вы ко мне заглянули! Стараемся, стараемся... :)) И берём идеи в том числе и у Вас, за что большое спасибо!
      И спасибо за отзыв о блоге. Смотрю, во многих блогах перемены,... и самой захотелось. :))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Екатерина! Какая интересная прогулка получилась, плавно перетекающая в продуктивную деятельность! А какой результат! Такие разнообразные поделки! Пусть даже мамиными руками сделана большая часть, но ведь и Маришке было интересно принять в этом посильное участие, об этом "говорят" удачные фотоснимки, где Маришка так увлеченно творит! В этом возрасте, наверное, и не так важен сам процесс творения чего-либо, а важно то, что ребенок просто общается с мамой.
    P.S. Очень понравился новый наряд блога, особенно шапочка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я думаю, что так у многих: именно мамин пример и есть тот самый необходимый толчок ребёнка к тому, чтобы начать что - то творить и создавать. :) А вообще, конечно, это Вы верно подметили и выражение удачно подобрали :) :"ребёнок просто общается с мамой"...
      Здравствуйте Елена. :) Спасибо за комплимент. :)

      Удалить
  6. Катя, как мне понравилось...
    Очень хороши бумажные объемные божьи коровки! Обязательно воспользуюсь этой идеей на адаптации детей по программе Роньжиной.
    С Ваней у меня часто так получается: я начинаю делать, а он потом подхватывает, но все наши работы в "деле" - змея на цветочке ползает, божьи коровки в цветочке сидят и он ими хвастается...
    Без взрослого - никуда...

    ОтветитьУдалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!