четверг, 17 июля 2014 г.

Песочные игры: лёгкое строительство или песочный замок в два шага

  Песочные игры очень любимы большинством детей.  Однако когда наблюдала за развитием данного вида игровой деятельности в детском саду, то обнаружила, что детям старшего дошкольного возраста довольно быстро они надоедают при условии, если сюжет не найден... Малыши, кстати, с удовольствием сидят в песочнице и, казалось бы, довольно монотонные операции перекладывания песка им доставляют большое удовольствие. :) Но и здесь не все маленькие детки находят удобную для себя арену для самовыражения. 
     А дома я столкнулась с ещё более сложным случаем... ))) Маринке такие игры совсем не по вкусу.  Да, да... 

      Как - то в детском саду у нас завязался разговор по душам, но не столько с коллегами, а общались мы друг с другом как мамы. И с интересом слушали наши истории. ))) Конечно, была озвучена и тема, а почему тот - то или тот - то так рано вышел из декретного отпуска. К слову говоря, я это сделала, когда Маринке было всего 3 месяца (всего на 3 часа, да на 3 дня в неделю). За всеми рассказами сейчас хочу привести одну из озвученных причин: "Да, надоело сидеть в песочнице. Захотелось подвигаться". :) Я внутреннее и позавидовала немного, и рассмеялась... ))) Ну, надо же... А у меня этого совсем не было. Когда Маринке исполнилось чуть больше одного месяца, спокойна она была (без слёз) только тогда, когда мы что - то исследовали, будь то окно или  дверь, но главное, чтобы взрослый двигался. :) Так продолжается и по сию пору. Прогулка - поиск - активность - вот основное, что прослеживается в нашем поведении. Был период даже, когда я целенаправленно ждала, когда же всё немного поспокойнее будет, но теперь смирилась. )))
    Так вот песочные игры Маринкой не полюбились, я думаю, именно в силу своего "спокойствия". НО...  То, что я когда - то обнаружила в детском саду,  оказалось действенным и дома. Конечно, со временем, с приходом определённого понимания (и моего, и ребёнка), но ДЕЙСТВЕННЫМ.  

      Для взрослого не является секретом, однако, иногда забывается или упускается из виду, что не во все игры дети играют самостоятельно: в некоторых необходимо предварительно показать и рассказать правила, а в ряд игр (иногда кажется, что большинство, так как дети обожают, когда взрослый РЯДОМ и ВМЕСТЕ) просто необходимо играть вместе! И песочные игры во многом как раз такие.  :)

     Детям просто часто не хватает навыка и умения использовать песок как инструмент. Поэтому перед взрослым встаёт задача показа, будь то конструирование - проектирование или моделирование игрового сюжета с постройкой.   Добавлю, правда, что некоторые малыши очень творчески подходят к процессу, а потому взрослый в данном случае - это просто мотиватор (просто потому что рядом). :) 


      Мне, например, в детстве ничего из описанных выше помощников не нужно было - в песочнице мы с моими друзьями детства создавали целые миры и играли часами... Думаю, взрослые были счастливы. )))))
      Наша площадка находится прямо возле дома. Согласитесь, чудесная всё - таки современная тенденция. Ведь сравнительно недавно дворы стояли в ужасном состоянии: то, что раннее было, разрушено, а нового никто (почти никто) ничего не делал... Сейчас всё по - другому. И для меня это просто здорово: я могу взять довольно объёмный арсенал игрушек и для строительства, и для обыгрывания... даже миниатюрные домики для "дополнительного игрового эффекта". 
      На площадку мы также берём погулять и нашу Тартилочку. Она, если погода жаркая, любит греться на солнышке. 

        Кстати, во всём этом есть ещё и моя дополнительная цель. Я не скрываю того факта, что речевое развитие Маринки требует к себе целенаправленного внимания и постоянной коррекционно - развивающей работы (почему так произошло (?) - меня спрашивают почти все (ведь психолог и, казалось бы, уж, у меня - то всё должно быть приближено к идеалу), но, понимая суть и причины, я всем говорю, что у нас, психологов, тоже есть и проблемы, и трудности - мы тоже люди. :) ). Из - за речевых проблем у Марины не всегда получается плодотворно построить общение, к которому, надо сказать, она очень сильно стремится. А вот все эти игрушки и черепаха помогают ей. :) Вижу, что это получилась отличная арена для взаимопонимания между детьми и активного интереса.

    Возвращаясь непосредственно к песочным играм, надо отметить, что я и теперь должна придумывать быстрые и интересные для Марины воплощения: то, что требует длительного терпения и взаимодействия с песком, ей не нравится. А потому я занялась целенаправленным поиском вспомогательных инструментов.
       Первая и удачная находка - это "мельница". Знаю, что многие на неё обращают внимание, но не все мельницы "удачно" взаимодействуют с песком...   Мы, подбирая, всё - таки подобрали. :) А зрелище сыплющегося песка Марину завораживает... кстати, и меня... :)

       Вторая и моя самая любимая - это набор для постройки замка. Думаю, что где - то на прилавках есть и модификации с домиками. Надеюсь, что мне удастся их найти. Знаете, оказалось очень удобно: раз, два - и готово!!! В детском саду, в старшем дошкольном возрасте я показываю детям более сложное строительство (с применением многочисленных савочков, ведёрок - ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ), но и дети уже сами стремятся вот к такой созидательной деятельности, а с крохами в силу возрастного фактора необходимо действовать оперативно. )))
     Это стало действительно удачным решением наших строительных игр! :)

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

11 комментариев:

  1. Екатерина, спасибо! Такие формы для песочных замков, как у Вас на фото вижу впервые! Пошла на охоту, пока не найду у нас чего-то подобного не успокоюсь:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, мне такие тоже попались только в это лето, хотя в силу возраста своей крохи я регулярно просматриваю прилавки магазинов. А в это лето попались. Обязательно приобретайте - строительство быстрое, лёгкое и очень быстро можно перейти к игре. :))

      Удалить
  2. Всё, что касается песка - мне очень любопытно и интересно!!! В работе с детьми раннего возраста (особенно), считаю, это педагогической находкой.
    Спасибо, Катерина! Согласна с тем, что большую роль здесь играет взрослый. Если нам интересно, то и ребёнок увлечется...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаю, Жанна, - это Ваш приоритет в работе. :) Когда мы строили с Маринкой (а она всё - таки уже "большая"), то я тоже подумала, что и с самыми маленькими можно вот так: вроде делаешь "куличики", а построить можно целый архитектурный ансамбль. :) Просматриваю в Интернете... может, найду и домики, но пока попадаются только плоскостные...
      Жанна, вот сейчас изучаю Ваш лунный песок. Хочу заготовить его на зимний сезон... :)

      Удалить
  3. Какие Вы изумительные пишите статьи, Екатерина Андреевна! От них так и веет позитивом, спокойствием, любовью

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Анна Борисовна, спасибо! :) Но вот только к спокойствию остаётся стремиться и стремиться. :))) Сегодня утром прочитала, что одно из условий спокойствия - это не торопиться, а не торопиться - это значит вставать не позже 6 утра и делать всё размеренно. Но как же быть? Ведь у меня ярко выражена именно "совиная" натура!!! :))) Вчера встала в 5 утра - СТОЛЬКО всего сделала! Зато сегодня такая усталость... Впрочем, может, это всё из - за погоды, так как у нас всё затянуло облаками - всё серо и уныло и как - то давит... Надо что - то сделать действительно позитивное. :)

      Удалить
  4. Катя, соглашусь - ты классно пишешь!
    Я вот недавно гуляла с Ваней и он был занят чем-то своим - любит с ребятами постарше погулять, а я тем временем в песке играла - так здорово было...чудесные ощущения...

    Формочки у вас с Маришкой - супер! А про детей психологов: мне тут недавно сказали: вот это сын психолога, а ведет себя!..Мне хотелось ответить: как настоящий ребенок, но я сдержалась...

    ОтветитьУдалить
  5. Елена, примите от меня награду вашему блогу. http://bib-super-yana.blogspot.com/2014/07/blog-post-nagradili-trizhdi.html

    ОтветитьУдалить
  6. Я вообще впервые вижу такие формочки. У нас такие не купить(

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Екатерина Андреевна!
    Как же красиво у Вас стало.... И было отлично, и стало потрясающе! Вы - Мастер!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо всем за добрые отзывы, похвалу, награду... :) С блогом совсем не получалось работать, но теперь вроде как возвращаюсь в ритм. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!