четверг, 15 января 2015 г.

От купания в ванной до плавания

    Любит ли Ваш малыш купаться?  Мне с этим повезло. :) Почему повезло? Я думала раньше, а теперь уверена на собственном опыте, что потенциал развивающий воды очень велик!!! В воде Маришка впервые целенаправленно начала смотреть на предметы, хватать руками, из - за облегчённого веса она активнее двигалась, первые шаги сделала именно в ванной (!), ну, а что говорить о великой силе творчества :), экспериментальной деятельности и наблюдений в воде и на воде. Впрочем, сегодня так далеко я заходить не собираюсь. :) Да, и разве возможно охватить вот так всё сразу?! Хочу поделиться нашим опытом взаимодействия с водной стихией, когда Маринка была совсем маленькой и до сейчас с точки зрения того, как это, в целом, отразилось на её развитии. Хотя вот об этом - то как раз я выше уже написала... :))
       Недавно моя знакомая, у которой малыш, спросила меня, зачем я так рано "приучаю" детей нырять. Почему, отчасти я написала выше. А именно "ныряние" создаёт предпосылки к большей свободе движения,  убирает страх перед водой, да не просто, а "учит" тело включать защитные механизмы: задерживать дыхание, координировать движения тела в пространстве. Хотя если Вы начнёте с первых дней, то ребёнок ещё не утратит донатальный рефлекс задержки дыхания при контакте с водой. А ещё меня это всегда "спасало", когда необходимо чистить носик - всё происходило естественным путём. До Марины я об этом только читала, а после могу говорить уже об опыте. Как это отразилось на развитии когнитивных функций (ум), интеллекта? Тут всё просто: одно без другого (особенно у детей раннего возраста) страдает (я в этом сторонник Глена Домана по физическому развитию). Тело даёт возможность отвлечься уже от сосредоточенности на движении как таковом и сконцентрироваться на манипулировании с предметной средой и далее. Считается, что это благотворно влияет в плане профилактики лёгочных заболеваний. К слову говоря, до 1,5 лет Маринка совсем не болела. Жаль, что не практиковала закаливание - удалось бы избежать простудных заболеваний и далее: с началом посещения детского сада и поедания снега :)) у нас они зачастили, увы.
      Важный момент, что начинать, если уж решили, необходимо, как говорится, с первых дней, потом... - не рекомендуют. И уж коли решила заострить внимание на некоторых моментах, то сразу скажу, что "подводные" камни (эта статья написана позже того, как мы начали с Маринкой, но читали похожие) есть и они существенные (хотя мнения полярно расходятся). Поэтому к купанию подобного плана необходимо подходить осознанно и со знанием. Например, необходимо "ловить" настроение малыша, учитывать его здоровье, избегать больших водных пространств (что имеет место быть в поликлиниках и присутствует как факт в методиках обучения - опять же мнения расходятся...), всегда быть опорой (когда тело ребёнка соприкасается с Вашим, которое служит ему опорой) и т.д. И, безусловно, хорошо, когда Вас проинструктирует специалист. Здесь мы всё взвесили и постарались учесть. Так, никакого бассейна, в ванной воды немного, и я должна находиться там вместе с малышом, особенно в самом начале. А начало это "пройденный" обязательный этап 2 - 2,5 недельного купания в маленькой тесной ванночке. Впрочем, не все камни удалось пройти удачно. Об этом я расскажу в самом конце. Конечно, наш опыт  - это не столько обучение плаванию, сколько именно купание.

     Как и с Маринкой, с Кирюшкой нырять мы начали с 2,5 недель. Конечно, только после того, как убедилась, что вода нам ОЧЕНЬ нравится!!! Без этого необходимого составляющего никак! Сначала осторожно из кувшина водой поливали личико, давая этот новый опыт ощущений от соприкосновения кожи лица с потоком воды. Инстинктивно закрывались глазёнки и т.п. В ход шли потешки, улыбки... - весь арсенал, на что мама способна. :) В общем, убедившись, что всё это нравится, переходили к плаванию в большой ванне с мамой.

Освоение водного пространства Маришкой. Я в ванне за кадром.
      А вот и ныряние. Когда Маришка поменьше была (здесь на фото ей уже 3,5), то мы всегда погружали лицом, перед этим показывая ей надутые щёки - демонстрировали вдох. :))) Что уж она там понимала, но, похоже, срабатывало. :) А после освоения уже ныряли и на спинке.
    Что важно: движение должно быть головой вперёд, чтобы не создавать дополнительных условий для попадания воды в нос.
      Спросите, плакала ли она? Маринка нет, только отплёвывалась. А Кириллу важно, чтобы после ныряния в воде, его крепко обняли - так он чувствует себя в безопасности. После нескольких первых раз он плакал (недолго, но видно было, что это развлечение ему не нравится, хотя, казалось, сразу в тёплое полотенце...), однако, мне стало сразу понятно, что он другой, нежели Маринка, а потому в последующие разы стала оказывать ему более сильную поддержку: в общем, он практически всегда лежит на мне или крепко прижат в моём объятии. :) Слёзы сразу же прекратились, а после выныривания ещё и улыбкой одаривает. :)  Для меня это приобретённое спокойствие является подспорьем при неожиданных ситуациях. Например, на днях он так расплескался, что рука моя не удержала, и моё чадо с головой погрузилось в водную пучину... Быстро, но без рывка подхватила, а в ответ улыбка - стал смелее. :)
Маришка с папиной поддержкой. Но и Кирюшка сейчас себя ведёт так же.
     Даже после обретения относительной уверенности на воде Маришка крепко цеплялась за нашу руку, а другой балансировала для равновесия, что так выражено у малышей. Однако уже ближе к пяти месяцам, полностью доверяя рукам родителей, она использовала свои ручки для того, чтобы "плавать".
А через несколько недель, когда Маришка ближе к шести месяцам поползла, мы в ванную стали наливать меньше воды, но предоставлять значительно больше самостоятельности.
Как только была приобретена эта самостоятельность, у Марины появились другие интересы и иной интерес к воде, чем мы и воспользовались в наших играх. :) Ещё раз повторюсь, в этот период я купалась с Маринкой вместе, что сейчас практикую и с Кирюшкой - это ещё одна арена для наших игр и общения.
Большую любовь Маринка питает и до сих пор к пене... :)

Различные игры и наблюдение за водой, будь то "булькание" или дождик, фонтан, стали неотъемлемой частью времяпрепровождения в ванной.

Неизменный интерес вызывали и вызывают :))) разные двигающиеся в воде игрушки. Конечно, за любопытством малышей наблюдать одно удовольствие. :)
Маринка с корабликом и с львёнком на плоту - изучает устройство. :)

Месяц от месяца мы добавляли разнообразия в игры: катание на надувном кругу и водяной пистолет.
И как же без мыльных пузырей! :)
С взрослением в ванной разыгрываются целые сюжеты и проводятся наблюдения. :)
Конечно, было и купание на природе: сначала в адаптированной среде, а потом и на воле. :)
На Белом озере летом 2013.
А в этом году мы уже приобрели соответствующее снаряжение. Конечно, всё опробовали дома, даже черепаху, которая едва влезла в ванную кабину. :)))

Купаться с Маринкой было некому, кроме меня с пузиком. И, посоветовавшись с врачом, я плавала... :) Для меня, ходящей довольно тяжело на тот момент, это было истинным наслаждением (!!!) - лёгкость тела...
     Маринка плавала с удовольствием, без страха, но... без чувства самосохранения. Мне постоянно приходилось её "догонять" и возвращать обратно.
      Однажды  мы пошли гулять в парк, вовсе не намереваясь купаться, но пришли и моё сокровище невозможно было отвести от воды - купаться и всё! Я решила на мелководье ей это позволить. Сама завернула брюки и встала в воде в трёх шагах. В воде, хоть и мелко у берега, а есть постоянный плавный спуск в глубь... Маринка, как я уже упомянула выше, потеряла это чувство самосохранения.Она бесстрашно вошла в воду, поплескалась, потом подпрыгнула раз...и опустилась на уровень своего носа, потом подпрыгнула во второй раз и опустилась с головой... Безусловно, я её тут же подхватила (в одежде, но что поделать). Но, видимо, в тот момент в ней возникло понимание и ...страх. Неделю после этого Маринка подходила к воде, но купаться отказывалась. И бабушка с дедушкой её взяли на озеро, а она только поплескалась в воде по колено... 
        Через неделю вечером мы отправились после очень жаркого дня купаться на уютный маленький пруд. Маринка пошла в воду, но только со мной, а всё время в основном провела, сидя на черепахе. Говорят, мама знает своего ребёнка, как никто другой. И я думаю, что в плохом настроении она была из - за вывихнутой (как потом мы выяснили) буквально за минуты перед поездкой ножки. Не  сильно, но прихрамывала несколько дней. А с другой стороны, кто знает, не было ли это проявлением чувства страха... 

        Я думаю на первое, так как уже через несколько дней, когда мы снова проходили мимо пруда по дороге в лес (я, хоть и тяжело, но взяла на всякий случай наше купальное снаряжение), Маринка сначала несмело, но потом беззаботно плавала, а я её снова "догоняла"..., НО она и сама вовремя разворачивалась к берегу. Урок я для себя, конечно, вынесла. Видимо, упустила я момент разъяснительной беседы правил поведения на воде, какую это может представлять опасность. В общем, везде надо быть внимательным и осторожным, вовремя понять, где и что объяснять... :)
Детская галерея

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

6 комментариев:

  1. Как здорово, Екатерина! Наш малыш тоже любит воду, но я боюсь ныряниями заниматься))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, а я почему - то решила ещё во время беременности, если малышке вода полюбится, то мы попробуем (читала, просматривала обучающие видеоролики, общались с инструктором...). :)) Плюсов много!!! Но и осторожничать, как оказалось, необходимо... :)

      Удалить
  2. Катерина, как все интересно Вы написали и поучительно...
    Ура! ПЧ прибавляются!!! Благодарим за участие в Детской галерее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, :)), да, спасибо Вашей галерее. :) Хоть и немного, но новые знакомства. :)

      Удалить
  3. Катерина, вода это целебная и развивающая среда! Спасибо за Ваш опыт!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, вода - да - да, это целый мир с уникальными возможностями! :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!