суббота, 31 января 2015 г.

Ребёнок - АМБИДЕКСТР - случай из практики

    
     Часто ли психологу в практике попадаются сложные случаи? Уверена, что каждый такие вспомнит. Где - то сложности обследования, в большинстве случаев уже сам процесс помощи, а бывает, что находишься в некоторой растерянности при принятии решения, в каком направлении действовать.
  В моём случае трудности (моя нерешительность и сомнения) часто возникают во вспомогательной помощи при решении речевых проблем - всегда тщательно консультируюсь с логопедом, иду согласно его видению решения проблемы.
     Но и, казалось бы, там, где многое изведал, попадаются "белые" пятна, словно на географической карте вдруг попадается объект, который требует тщательного исследования и изучения. Таковыми явлениями стали для меня амбидекстрия и, что оказалось важным,   амбисинистрия.
     ...Несколько лет наблюдала и работала я с этим мальчиком. Когда наблюдала его работу в группе детей, то понимала, что трудностей у малыша очень много. Да, и обратили внимание на него в виду его обособленности практически во всём: внимание уплывает, стесняется проявлять себя, но тем больше и обращает к себе внимание, молчалив (напоминал волчонка из -за взгляда из подлобья ) медлителен, в деятельности пассивен... В общем, как - то сразу стало понятно, что это ко мне - надо малышу помочь. Да, и воспитатели озадачились - ведь складывалось впечатление, что он постоянно в своём мире - как достучаться?
       Что сразу поразило, так это поведение в индивидуальном общении: более разговорчив (а сказать - то как много чего есть!), при обследовании на ориентировку в окружающей действительности показал один из лучших групповых результатов. Мы начали работать над развитием концентрации внимания, искать истоки и опору для развития познавательной мотивации. Задания - игры были разнообразны. Реакция - нравится, с удовольствием "пыхтит" (совсем не похоже на работу в группе). Учили стихотворения, узнавали что - то новое - обратила внимание, что усвоение материала идёт скачками - кратковременная память и долговременная "ведут себя необычно": может после третьего раза (попытки) не вспомнить ни строчки, а на следующей встрече выдать всё... Интересно, не стандартно. 
     Я написала, что у В. (так назовём мальчика) была ярко выражена слабая моторика, неуклюжесть? Нет? Конечно, я обратила внимание, что творческие работы малыша слабые (я имею в виду не что - то сюжетное, а предметное): линии крайне слабые, соединения даются с трудом и т.п., манипулирование с предметным миром так же оставляло желать лучшего. Но изначально это было трудно выделить в качестве чего - то основного, так как он, в целом, не проявлял желание что - то делать. Доискиваясь причин уже в ходе наших встреч, где я уклон делала и на продуктивную деятельность, я отметила интерес (опять же в группе он отсутствовал) и рвение. Итак, налицо развитое самоосознание своих неудач, нежелание показать окружающим, что он что - то делает плохо...- вот она причина пассивности, а вовсе не в отсутствии мотивации.
       Было несколько встреч с мамой   - улыбчивая, понимающая, любящая... Спрашивает, что делать: никак не поймёт, какая рука ведущая? И вот незадача: из - за пассивности ребёнка воспитатели, да, и я при рисовании (да и в другой деятельности) как - то автоматом вкладывали всё в правую... Проводим целенаправленное обследование. Что - то как - то обе руки слабо себя проявляют. Проходит год... Работы становятся посильнее, иногда даже очень хороши. Но снова вопрос: какая рука (???) - за год всё больше стало заметно, что и левая рука, и правая то ложку "берут, не задумываясь", а то снова одинаково не слаженно действуют...
        Уже перед самым декретом я снова, по просьбе мамы, провела обследование (понимая, что смогу теперь только порекомендовать направление, да, передать информацию психологу, который будет меня замещать). Чтобы не повторяться при описании методики, загляните СЮДА, в обзорную статью "Левша или правша? Нужно ли переучивать?", в которой я подробно описала задания и дан пример протокола.

Фотоотчёт (фрагменты) по обследованию

Коробки открывал с приоритетом правой.

Однако и левая была активна, так что предпочтение не ясно выражено.

На этом фото он ровняет левой рукой.

На двух последующих правой.

 
Несколько попыток - всё время руки ловят одновременно.



Бусинки берёт правой.




... Но вставляет леску левой.

При открытии баночек крутит то крышку, то саму баночку, т.е. участвуют обе руки.



При развязывании узелков работали активно обе руки.


Сначала поправляет правой.

Берёт правой.

И тут же инициативу берёт левая...




      В моей практике так произошло впервые :) - передо мной сидел маленький амбидекстр, выполняющий задания, выбирая руку только по удобству расположения её рядом с объектом манипулирования. Даже линии были одинакового нажима (не смогла корректно запечатлить в фото, так как линии отличались очень слабым нажимом), хотя я и попыталась скрупулезно выявить эту разность. Встречались мне похожие в своей интересности случаи: так, одна девочка делала всё правой, а вырезала (и хорошо!) исключительно левой. Но здесь был иной случай. И пришлось рассмотреть другое понятие: амбисинистрию (это явление, когда владение обеими руками плохо даётся). 
    Информации, надо сказать, мало, если нет вообще (интервью со школьным психологом - всё больше, конечно, речь идёт именно об амбидекстерах). И чаще это приводят к общему знаменателю - недоразвитие мелкой моторики руки, неуклюжесть мелкой моторики руки. Однако мы работали целый год, получили видимые результаты, хотя ещё работать надо, несомненно. А вот ведущая так и не определилась.

Выводы...

     Какую я дала рекомендацию? Сложно выделять ведущую руку, когда обе руки необходимо развивать - именно этим и стоит заняться. В обиходе В. уже по привычке старается активно работать правой. Решено пока придерживаться "её". Однако продолжать наблюдать, особенно, если это касается сложной координации движений пальцев рук: с ножницами, карандашами - и ориентироваться на ту руку, которая действует более уверенно и способствует достижению более высокого результата.
    Однако и не стоит упускать из внимания то, что я описала выше в отношении памяти, внимания - обязательно систематично тренировать в играх и упражнениях.
      Почему необходимо тренировать внимание? - Для того, чтобы впоследствии при обучении не прыгать со строчки на строчку (ведь это мешает и текст переписать, и просто прочитать, что помешает его адекватному восприятию). Таким образом, развиваем концентрацию внимания через лабиринты, корректурные пробы - таблицы, игры на исключение лишнего по разным признакам и т.п.
     Почему необходимо тренировать память? - Здесь уже важно одно то, что чем лучше развиты виды памяти, тем выше интеллектуальный потенциал. Это важно и в повседневной жизни, и в учёбе.
       И последнее в описанном случае, но не менее важное - это развитие уверенности, что в свою очередь, оказалось в тесной взаимосвязи с успешностью выполнения заданий в группе, а, значит, зависит и от внимания, памяти, мелкой моторики руки... Отметила: чем лучше В. выполнял задания, тем шире была его улыбка. :)
      Примечание: Сама я именно амбидекстр - лавирую именно той рукой, какой удобнее. :) Например, из-за того, что я предпочитаю писать левой - меня считают левшой, но в данный момент я держу одной рукой малыша, а другой - правой - быстро набираю текст (причём меня никогда никто ни к чему не принуждал: я легко подстраивалась: надо правой - хорошо и с лёгкостью, можно левой - ещё лучше :)) ). Меня в жизни очень спасает умение работать качественно обеими руками. Амбидекстрия - это не болезнь, а замечательный подарок, только необходимо ребёнку помочь его освоить. :)
 

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

17 комментариев:

  1. И этот "подарок" важно заметить вовремя, что, к сожалению, некоторые взрослые пропускают. Спасибо, Екатерина за такой подробный расказ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна Борисовна, заметить именно НАДО ВОВРЕМЯ - ибо впоследствии, в учёбе это может принести массу проблем и слёз. Всё так. :)

      Удалить
  2. НУ ДО ЧЕГО ЖЕ ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ!!!!! Мой папа, я и мой сын (как оказалось) тоже амбидекстры!!!! :-D
    И это действительно КРУТО!!!! ;-)
    Случай из практики действительно уникальный... Про амбисинистрию никогда не слышала, и, честно говоря, никогда не думала, что такое возможно. Малышу желаю успехов всяческих!
    Спасибо Ольге Астраханцевой за возможность познакомиться с Вашим блогом))) Теперь я - Ваш верный читатель!!! ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, тоже очень рада знакомству! :)))) А Ольге спасибо за эту возможность ! :)
      Да, да, с руками наследственность играет если не огромную, то большую роль!!! Вы вытянули лотерейный билет. :)) Теперь, главное малышу помогать!
      Про амбисинистрию не слышали многие, ведь часто её классифицируют под другим названием - недоразвитие мелкой моторики рук. А в описанном случае эти два понятия нашли место в одном маленьком человечке - тем и уникален. Очень надеюсь, что у него всё - всё нормализуется!!! При работе с такими малышами душой прикипаешь, переживаешь... :)

      Удалить
    2. Женя, я очень рада, что блог Екатерины, тоже пришелся по вкусу))) Здесь очень интересно.

      Удалить
  3. Очень интересно и полезно в профессиональном плане! Тоже никогда не слышала про амбисинистрию и нигде не встречала в литературе. Вот про амбидекстров готовила материал для бабушки. В детском центре, где занимался мальчик, преподаватели все пытались выявить у него ведущую руку. А ребенок пользовался обеими. (мама у него левша, а папа правша).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила. :) И всё - таки для меня в этой теме остаются вопросы. Вот как раз и Вы затронули один из главных: а стоит ли вообще пытаться выявлять ведущую руку? С практической точки зрения, да. Ведь не учить же одновременно писать обеими?... Или ... Потом столько сопутствующих нюансов с вниманием, памятью, развитием речи...
      В моём приведённом случае с мальчиком необходимо было выделить ведущую руку, так как обе руки плохо были развиты, а уже надо было на что - то опираться (хотя бы ложку держать...). Но, в целом, из - за малого практического опыта для меня амбидекстрия - это зона активного изучения. :)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Екатерина Андреевна! С большим интересом прочитала статью. Вот бывает же так! Однозначно, это большой дар - пользоваться обеими руками в равной степени.
    Ка Вы сами? Как Ваши малыши - растут?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! :) Рада Вам! :) А в этой жизни столько всего встречается! :)))
      А у нас всё - всё хорошо! Растут и радуют! Кирюшке уже пятый месяц, активный, любознательный - всё пощупать, да, в рот. :))) А Маринка, наконец, увлеклась девчачьими играми, что не мешает по - мальчишечьи шкодить. :)))

      Удалить
  5. Екатерина, какая интересная статья!
    У меня двоюродная сестра - левша, но пишет и левой и правой рукой. Левой предпочтительно. А правую развивала сама уже сознательно в средней школе. Интересно, свойство амбидекстра можно приобрести? Я вот праворучка, и ежели пишу левой рукой, то получается караул)))) Но печатаю я двумя руками легко.
    И еще вопрос такой происходит ли развитие зон правого полушария, если праворукий человек, что-то делает левой рукой?
    А еще у меня вертится в голове гипотеза о том, что амбидекстр - это чаще производное от леворукости. Леворуким детям легче научиться писать правой рукой, чем праворуким левой, по крайней мере по моим наблюдениям. Может есть какие-то исследования?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, вот правильно я подметила: психолог! :) Ты очень верно отметила, согласно исследованиям, леворукость и амбидекстрию тесно связывают; даже есть мнение, что если левша, значит, амбидекстр автоматом.
      Конечно, амбидекстра в себе можно развить! :) В старшем дошкольном возрасте, не знаю, как у других психологов, но я занимаюсь тем, что применяю ряд упражнений, где как раз две руки работают одновременно. Хотя не применять их (упражнения) невозможно, так как во многие программы они автоматически включены.
      Ольга, ты столько вопросов задала. :))) Давай я тебе дам ссылку на "Адалин" - статьи, которые я вчера читала и перечитывала, чтобы и себе знания и представления подкорректировать: там как раз есть ответы на твои вопросы про полушария и связь амбидекстрии и леворукости: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_04k.shtml (здесь много о речевом развитии), а здесь http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_02q.shtml про амбидекстеров.

      Удалить
  6. Катя, спасибо тебе! Это не статья, а глава твоей книги!

    ОтветитьУдалить
  7. Термин "Амбисинистрия" до недавнего времени многим и мне в том числе не был знаком. Потому, что это действительно раньше был редчайший случай.Но сейчас всё больше и больше таких ребятишек появляются в детских садах.
    Екатерина, вы так тщательно работали с этим малышом и, несмотря на ваш высокий профессионализм, тоже не сразу определились с диагностикой "двурукости", значит это говорит о большой сложности выявления амбисинистрии. Но, ваша статья дала мне предостережение быть более внимательной, у меня сейчас как раз трёхлетки, возраст когда всё так неопределённо. Спасибо. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Анатольевна, да, случай очень не стандартный. Я чаще сталкивалась с вариациями плохо развитой мелкой моторики, но с определённой ведущей рукой. Был у меня сложный мальчик, у которого то же определение ведущей руки оказалось проблемой и стало поводом для активных дискуссий и дома. Однако у него, например, левая рука лучше рисовала, а правая активнее манипулировала с предметами. Тогда было решено опираться в той или иной деятельности на ту руку, которой это лучше удавалось. Конечно, это амбидекстр. Я думаю, что даже сейчас родители и педагоги всё думают и стараются определить всё - таки приоритет. Но вместе с тем было ясно хотя бы, на что опираться...
      Почему не отметила сразу? Так малыш же ещё был (вот и Вы отметили, что у трёхлеток всё ещё неопределённо) - встречались у меня и такие случаи, но через год всё устанавливалось. А в данном случае время шло, а...
      Чтобы выявить амбисинистрию, надо ведь и амбидекстра найти. Вот и столкнулась я с этим явлением в первый раз за 11 - летнию на тот момент практику. :) Рада, что поделились мнением. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!