понедельник, 5 января 2015 г.

Игра в математику - если не нравится, но НАДО...

     Вот, уж, эта математика... :)) Сама всегда не очень любила этот предмет (хотя вроде с оценками было "как надо" - хоть и пошатывающееся, но "отлично": всегда была ярко выраженным гуманитарием :) )  - вот и у Маришки наблюдается к этому предмету специфичное отношение... Вроде как считает всё подряд, кукол сажает на занятия и т.п., однако, вижу, что у неё самой энтузиазм не сильно проявляется в наших играх - занятиях по данному направлению. Да, и материал, как выяснилось, запоминается весьма неровно... 

     В математику играем - занимаемся мы сейчас если не каждый день, то через день. В отношении Марины когда - то я приняла осознанное решение, что целенаправленные игры - занятия у нас будут после четырёх, хотя и рисовали, творили, говорили - беседовали... мы и до этого. Есть у нас и до сих пор ощутимые проблемы с речью, так, что некоторые специалисты поспорили бы со мной о решении отложить занятия. .... Но я не жалею... Хорошо, что приняла во внимание её подвижность и тогда, когда ей это было больше всего необходимо, она просто много двигалась и познавала мир. Что оставалось у неё там, в голове, долгое время я лишь догадывалась, наблюдая за её играми - вот это поистине загляденье: работая в детском саду, я редко видела, чтобы дети с таким упоением погружались в игровой мир. У нас есть поломанные игрушки, но их мало, а как радуется родительское сердце, да, и бабушки в восторге от того, что каждая приобретённая игрушка благодарностью отзывается в сердце Маринки и впоследствии довольно часто применяется в её играх... В общем, если с речью мы пыхтели (и пыхтим) почти ежедневно, то предметные знания я не торопилась давать системно. Да, сходу были приобретены карточки Глена Домана, пересмотрены другие развивающие методики, но нет... Большущее внимание было уделено физическому развитию: двигательная активность, массажики, игры с разнообразными материалами - всё то, что влияло на развитие мануального интеллекта... Результатами я была довольна. Представьте себе, насколько быстро она запоминала тот или иной алгоритм выполнения действия: узлы (простые, конечно) она стала завязывать после первого показа... 
        Потом мы пошли в сад... До конца я так, наверно, и не смогу никогда сказать, что и как было... Однако приняла решение, что система детского сада в том виде, в котором она существует на данный момент (режим занятий, особенности подготовки к утренникам... и т.п.), нам не подходит - не считаю Маринку гиперактивной, так как вижу, что она способна весьма эффективно сосредоточиться на выполнении того или иного задания, но очень подвижной - да. В детском саду это стремление не могло быть удовлетворено. Есть у меня стойкое представление, что если Детство можно организовать Дома, то лучше сделать ТАК! Если, уж, без детского сада никак, то, конечно, ведите - разные воспитатели работают (поскольку, к сожалению, не у всех призвание - о себе - то не могу сказать, есть ли оно у меня, хотя свою работу - практику люблю :) ), но часто встречаются те, кто любят и искренне стремятся развивать малышей. Знаете, в детском саду, где я работаю, два вот таких случая, когда воспитатели своих малышей оставляли с бабушками, водили редко. Безусловно, позволяла возможность, но и позиция была, что, если есть возможность, то пусть Детство будет не ОБЯЗАННОСТЬЮ, а РАДОСТЬЮ!!! :) Мне эта позиция очень близка, хотя есть свои подводные камни, но на то мы - женщины и мамы -  и "лоцманы" в домашних условиях.
        Потом нам пока ближе "модульная" система занятий (сделаю оговорку, что когда говорю про "заниматься", то в большей степени подразумеваю своё нахождение и опосредованное внимание рядом с ребёнком, а где это происходит: на полу или за столом, в игре или "в тетрадке" - каждый раз по - разному...). Если в Познании приоритет отдаётся тематическим временным отрезкам и опытно - экспериментальной деятельности, то предметные знания по математике мы получаем "набегами" - сначала игры с безусловной организацией в виде занятий, куда входят, конечно, и работа с тетрадями...и т.п. Длится это в пределах двух недель, а потом я "отпускаю" кроху, но подсовываю разнообразные сюжеты, игры, бытовые поручения и наблюдение из жизни - в общем в этом отношении я сторонник того, чтобы создать условия для устойчивой мотивации: "для чего мне это необходимо"... Так как напомню, что Маринка, я пока за ней это подмечаю (может, в будущем ещё всё изменится... :) ), не очень любит этот предмет - математику... Так, например, готовим: "Марин, надо добавить три стакана муки..." Или: "Марин, давай накрывать на стол, принеси столько вилок, сколько нас... (можно, конечно, и более сложно - не инструкцию, а поручение: "Принеси вилки на всех" и т.п.)" :) Здесь я учу принципу: если надо УЗНАТЬ СКОЛЬКО, то необходимо ПОСЧИТАТЬ. Ну, в общем, Вы это знаете и так же делаете. :)
        Сегодня я хочу поделиться с Вами теми игровыми моментами, которые нам помогают "любить" математику и увлекаться ею. :)) Хотя бывают дни разные... :)))) И ничто не помогает...
       Итак, обо всём, конечно, вот так и не расскажешь сходу. К тому же я сама стараюсь активно отслеживать информацию в поиске изобретательности по мотивации к методами и средствам обучения и развития. 

Поэтому сегодня уделю внимание немного конкретике того, как мы учим знаковую систему математики: учимся соотносить понимание, например, количества и его обозначение, а также понимание "порядкового номера" и его обозначение.

       1. Для счёта даже в специально организованном пространстве стоит подбирать разнообразный материал: палочки Кюизенера, цифры (здорово, если они как - нибудь оригинально сделаны, чтобы привлечь внимание. Например, у нас в игровом материале их можно ставить вертикально), фигуры, изображения - картинки и т.д.. Особый плюс - если это то, что ребёнок часто использует (будь это еда или игровой материал).
Для решения примеров у нас есть оригинальные счёты - вероятно, они Вам уже встречались. :)
 2. Лепка, изготовление цифр с помощью синельной проволоки, выкладывание, например, с помощью фасоли... Все эти способы помогут лучше запомнить необходимый образ.
Работа с синельной проволокой - особое удовольствие... Она разнообразна по фактуре, цвету... Своеобразный конструктор. :)
3. А вот игра, которая поможет закрепить умение соотносить количество с цифрой. Всё просто: кидаем кубик и ищем цифру. Думаю, здесь важен антураж. :) Можно заглянуть на http://lenagold.ru/fon/clipart/n/namb.html и скачать разнообразные красивые цифры, а потом в игровом процессе находить необходимую цифру в нескольких вариантах. Кубик я нашла у http://nataliigromaster.blogspot.com/2014/08/30.html
4. Поищем цифры в песке? :))
5. Порядковый счёт и его обозначение можно изучать посредством знакомых уже игр - упражнений на внимание и память. В таких упражнениях главное - это заданный вопрос взрослого. Например, "Скажи, фрукт или овощ лежит пятым в ряду?" (этот вариант, конечно, для детей, которые уже владеют классификацией в рамках этих категорий) Можно и попроще. :) Просто попросить сказать, что лежит пятым в ряду и т.п.
Собирая пирамидку, уточните, какая деталь будет первой, какая второй, какая третьей. :)

6. Очень мне понравился по своему развивающему потенциалу "живой песок". Удовольствие недешёвое, согласна, но зимой в домашних условиях в играх - занятиях отличный материал! Можете приготовить самостоятельно нечто похожее (загляните СЮДА). Важно то, что есть возможность на ковре "печь куличики". :)) Ну, а мы делали снеговика и обозначали алгоритм выполнения порядковым номером.
7. Безусловно, не забываем почитать интересные книги с картинками и занимательными стихами.


8. Ну, и на подмогу тематические игры. У нас, например, есть замечательная игра - домино - пазл "Весёлый огород". Что особенно понравилось, так это то, что детали к игре крупные и красочные. :)

Надеюсь, что наш экскурс поможет и Вам плодотворно поиграть в математику! :))
Детская галерея
МИР ДЕТСКИХ ИГР



Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

8 комментариев:

  1. Спасибо за Екатерина за такой подробный рассказ. Обязательно порекомендую всем знакомым родителям, имеющим детей-дошколят, ведь не все детишки имеют возможность посещать ДОУ, важно, чтобы родители желали заниматься с ребятишками, а средств для этого сейчас - море

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте. :) Вы правы, на прилавках магазинов сейчас всего очень много. Проблема порой заключается в том, чтобы подобрать такой вид деятельности, такое пособие, чтобы заинтересовать и увлечь при отсутствии очевидной мотивации. Порой всю "голову сломаешь" в этом поиске... :)

      Удалить
  2. Екатерина, спасибо за Ваш опыт и огромное - за ссылки! Пойду прогуляюсь:) заинтересовали Вы меня палочками Кюизенера очень.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, палочки Кюизенера - удивительное универсальное пособие! К нему издаётся масса сопутствующих изданий. Приобретайте обязательно! Так как разнообразие обучающего материала только расширит потенциальные возможности образовательного процесса. :)

      Удалить
  3. Катя, как я с тобой солидарна по поводу садика! если есть возможность быть дома и развивать ребенка всесторонне в т.ч. в плане общения со сверстниками- это то, что надо!
    спасибо за твои игры!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, да, мы с тобой в этом солидарны! :) Главное, это продумать и обеспечить условия. Рада, что тебе понравилась наша подборка. :)

      Удалить
  4. Екатерина, отличная подборка!!!
    Я тоже присоединяюсь к вашему мнению о посещении детского сада!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, мне приятно. :) А про садик. Да, конечно, разнообразные жизненные необходимости диктуют нам свои условия, но я всё - таки за то, чтобы малыши были рядом с родителями, а все остальные образовательные "институты" - это как помощники в отдельных моментах. Я рада, что у меня есть такая возможность. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!