четверг, 8 января 2015 г.

Через творчество находим общий язык... или Другие дети с Другой планеты

   
     Сегодня я хочу написать о сложном, но просто... Сравнительно недавно я написала заметку о своих переменах в жизни. :) Они колоссальны!!! Одним из желаемых, но вместе с тем трудных шагов, далось мне понимание, действительно понимание того, чем живёт и дышит моя семья... Порой это осознание даётся не сразу и не так легко, хотя всё перед глазами... Многоточием я пытаюсь выразить свою и растерянность, и многозначность сказанного. Руслан, о котором я писала,  - это мой племянник со сложным заболеванием, которое не излечивается, но приводит к своим особенностям развития, с которыми приходится считаться. Но сейчас не совсем о том или о том, но не так... Оставим это родителям, нам, кто рядом, и тем, к кому мы обращаемся за профессиональной помощью...
     Уф..., пишу - пишу начало, а никак не получается. :) Давайте ещё раз, но первые строки уничтожать не буду, дабы показать, насколько сложным для меня является разговор об этом, точнее сформулировать этот "старт". Ведь не о сочувствии речь (его мы получаем много :) ), а ... что ли...  о "Другой" планете, на которой живут, общаются и радуются "Другие" дети. :)  Сразу оговорюсь, что родители малыша согласны, так как понимают, что когда - то сами оказались в незнании, куда двигаться и чем подпитываться. Итак, с улыбкой (а как же без неё?!) я хочу поговорить о том, на что способно творчество с особенным ребёнком... И не научно, а просто: как и что у нас. :)

    "Родила царица в  ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не  лягушку,
А неведому зверюшку"
А.С. Пушкин
    Эти стихотворные строки Д, отец мальчика, любит повторять с улыбкой, вкладывая в них свой смысл. Повторил он их и перед самым первым приходом на наши занятия, наверно, заранее пытаясь предупредить, что будет не то, с чем я привыкла сталкиваться. :) 
    ...Сажаю первый раз - как же тяжело уловить его малейшее внимание.
    Сажаю второй раз - всё так же... (читаем - день второй)
    Сажаю четвёртый раз.......
    Сажаю пятый раз.....
   Шестой раз... заходит, широко улыбается, ведёт сам... Сердце с замиранием стучит - НЕУЖЕЛИ что - то отложилось, да не просто, а с желанием повторить!
      Седьмой раз... Мысль: "Надо записывать на камеру - никто не поверит".
      Восьмой... делаю видеосъемку.
      Таков Руслан. :) 
    Вы спросите, почему вдруг психолог в таком замешательстве?  Да, я детский психолог, вдруг растерявшийся перед очень сложной задачей. И, к слову говоря, не каждый психолог возьмётся (знаем, искали). О, как я посетовала, что не продолжила образование в качестве дефектолога (кстати, обсудила это уже со своей семьёй).  Да, и не приходила эта мысль в голову в самом начале. Думалось, что есть на то свои специалисты, но... то ли живём не там, то ли помощь не та... То ли мы слишком критичны. Сколько будет этих "то ли", если продолжать?.. И вот пришло решение: просто Любить, просто Творить, просто Развивать. Цель определилась, осталось наполнить отдельные компоненты содержанием. :)
      Я приняла решение, обсудив это с родителями Руслана, что лучшим вариантом моей помощи будет вовлекать его в содержательную деятельность, наряду с Маринкой. Знаете, снова углубилась в технологии и педагогические системы Глена Домана и Марии Монтессори - так как эти выдающиеся личности прежде всего пытались помочь именно таким деткам. Копаюсь, изучаю всё глубже и глубже... Понимаю: определённо мне необходима супервизия - общение, которое подразумевает наставничество... Задаюсь целью, но это моё -личное. А что сейчас? Снова копаюсь... уже в себе... Что я могу предложить? Может, поможет то, что так часто считаю спасительным элементом любой терапии - творчество?.. Да, наверно.... Попробую.
        Попробовала и ... ДА, результат есть! Но важно понимать, что то, что хорошо для одних, не будет панацеей для других. Действовать необходимо осторожно, чтобы не задеть и не ранить. Напоминаю себе об этом постоянно. И в контексте данной мысли на меня большое впечатление произвела вот эта СТАТЬЯ.
     Руслану семь лет, но он совсем не говорит и едва понимает обращённую к нему речь. Заболевание сложное и сопровождается рядом других: аутизм, глухота (уточню: диагноз врачей - тугоухость),  нарушение развития опорно - двигательного аппарата, нарушение когнитивных функций (у Руслана умственная отсталость)... Дети - аутисты удивительны, если сделать попытку войти в их мир... Сделать это сложно, так как язык их особенный... Они, если не заняты своим миром, что редко, внимательно вглядываются в твоё лицо, движения: мимику и пантомимику... Главное, уловить постоянно ускользающее внимание. И, как я поняла, путь сотворчества - это один из путей их социализации, но поскольку всё очень индивидуально, то и подход должен быть, что очевидно, индивидуальным. Это важно понимать при воспитании любого ребёнка, а ребёнка - аутиста тем более.
      В декабре Руслан ко мне приходил часто, и мы Творили. Возможно, от него ускользала суть происходящего, но сам Процесс, что важно, был понятен, нравился и помогал концентрации внимания. Мы вместе делали поделку  - подставку "Снеговик", открытки, новогоднюю цепочку... Рассматривали книги, делали цепочку из синельной проволоки, строили, раскрашивались аквагримом... Всё это отзывалось в нём принятием и радостью от общения...
Делали цепочку из синельной проволоки.
     
Делали новогоднюю открытку.
И ещё одну...
    Руслан с осторожностью относится к окружению. И сильную привязанность (объятия) показывает в основном только самым близким (папе и маме, дедушке, бабушке). Он и нас (тёть и дядь :) ), конечно, любит, стремится к общению. :) Для меня стало приятным осознанием тот факт, что Руслан и ко мне стал подходить, чтобы обнять - это дорогого стоит, расценила как то, что ему нравится проводить с нами время.
      Особым интересом и желанием сопровождается стремление к общению с Маринкой. Дети есть дети... :) И именно поэтому всё, что мы делаем, то делаем вместе. Порой бывает так, что мне необходимо что-то сделать отдельно с Русланом, так Маринка даже обижается, что действо происходит без неё.  А ещё при всех "не хочу", желаниях претендовать на ту или иную игрушку Маринка стала перенимать мою манеру опеки и "учительства" в отношении Руслана. :) Приходится порой её притормаживать.
Под бдительным контролем. :)
       Вот лепили они как - то... Так, Маринка смотрела - смотрела и не выдержала: быстро слепила всё за него и поставила: "Красота!"

     Моторика Руслана требует к себе того же повышенного внимания, что и развитие когнитивных функций. Пальчики не слушаются. Психолог, которого Руслан периодически посещает, применила доску и мел, чтобы сформировать движения руки. С мамой дома Руслан учился делать из пластилина колбаску и шар. Все эти движения он знает, но применить самостоятельно не может. Поэтому часто мы лепим, клеим, рисуем по принципу "рука в руке". Это постепенно создаёт предпосылки к более точному воспроизведению каждого конкретного движения, а то, что это даёт результат, я вижу наглядно.
       Во время занятий у Руслана внимание часто сконцентрировано на том, чтобы "всё сложить в коробку", будь то пластилин или поставленные на место кисти. Поэтому неустанно привлекаю его внимание к самому процессу. Вот и с лепкой в тот раз вышло, что пластилин он постоянно пытался сложить. Есть ещё и ярко выраженное стремление отдать материал для творчества, игрушки тому, кто рядом, и попросить (всё через мимику и пантомимику) произвести с предметом показанные ему манипуляции.
Вот как раз Руслан отдаёт фигуру Маринке при выполнении упражнения.
      Так, действуя по принципу "рука в руке", можно вдруг обнаружить, что его руки расслаблены, и он не прилагает никаких усилий. А впоследствии, если предложить сходное упражнение, то он подойдёт с предметом и вложит свои руки в руки взрослого или того, кто рядом. Видимо, именно поэтому иногда специалисты, с ним занимающиеся, говорят, что он у нас ленивый. :) Хотя общение с ним свидетельствует, что здесь присутствует и другое: желание что - то делать вместе. Впрочем, и про лень где - то я согласна. :)
       Раз за разом концентрация именно на творческом процессе усиливается, потому можно сделать вывод о необходимости систематически и рисовать, и лепить, и клеить. Тем более, что ему это нравится.
Делаем подставку - карандашницу "Снеговик".

     И становится заметно, что при колоссально низкой концентрации внимания он уже стремится сделать какой - то алгоритм, соблюсти последовательность действий самостоятельно. Я это особенно заметила в процессе аппликации.
Маринка строила дом для динозавров и машин. Руслан наблюдал, а потом и сам стал делать целенаправленные попытки строительства.

А здесь он пыхтит, подражая мне. :)
     С особой осторожностью мы попробовали аквагрим. Сначала он внимательно наблюдал за Маринкой, а потом... спокойно подставил своё лицо. :)

      Таким образом, там, где нет речи, там, где кажется, что разговор невозможен, оказывается, МОЖНО ОБЩАТЬСЯ!

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

89 комментариев:

  1. Катя, спасибо!
    Творчество - это спасение. Моя практика многократно это подтверждает! Это работает и с особенными детьми и с нормой. Приведу некоторые примеры-рассуждения из моей практики.
    Девочка. 6 лет - норма (высокий уровень), запрос мамы - зажатость, тревожность, никогда не подходит к детям для знакомства, вообще не проявляет инициативы.
    Начались занятия (ходила ровно год раз в неделю). Сперва у меня всегда песок - было 5-6 встреч в песке и уже после первой-второй (не помню) - мама рассказала, что Полина в бассейне сама подошла и познакомилась с другой девочкой - впервые за 6 лет.
    Затем на протяжении многих месяцев мы ....делали поделки как говорила Полина. Сделать что-то конкретное у меня почти никогда нет в планах. Мое правило: идти за ребенком - это сложно и просто. Приходится много читать, копить запас того, что можно предложить, но это мой стиль работы и он у меня работает. Иногда мы играли в пальчиковый футбол все 45 минут встречи и это было часто...
    Вернусь к творчеству... Когда Полина предлагала сделать поделку, то меня всегда волновал вопрос: все ли правильно я делаю - ведь родители оплачивают занятия и то, что мы творим не всегда понятно им - кажется, что это можно сделать и дома. Но моя практика показывает: ДОМА НЕЛЬЗЯ. Когда я предлагала "сделай это с мамой" - начинались отговорки: дома нет гуаши, клея, пластилина, ткани и ...вообще я не хочу это дома...Вот так я терзалась в своих мыслях... Полина менялась на глазах и уже через 4 месяца работы я уже не понимала зачем ей ходить ко мне, но мама сказала, что будут - хозяин барин...
    Оказалось, что в семье назревал развод и вот опять мы творим и много говорим.....
    И вот спустя полгода после окончания наших встреч мама пишет отзыв на сайт центра в котором я работаю с благодарностью - у них все в порядке: Полина активна и уверенна, у нее много друзей и меня вспоминает с теплотой и благодарностью. Больше половины наших встреч мы творили - то, что хотела девочка.

    Второй пример (ребенок 4 года. заболевание непонятно: алалия (или системное нарушение речи - каждый специалист ставит свой), умственная отсталость и сопутствующие проявления: недостаток внимания, негативизм (Сказать не могу - кричу) и т.д.). И тут мне на помощь приходит творчество! Мы много рисуем на воде и так мальчик учится концентрировать внимание и получать удовольствие от процесса) . Вот ему именно рисование на воде очень нравится.
    Мальчику нравится работать с пластилином. В начале работы ребенок лепил все как говорится " в кучу" - не было цели на результат. Все кусочки пластилина друг на друга - такая аппликация получалась, но вот сейчас - совсем другое дело! И еще ему нравится аппликация из кружочков. Он от них без ума. Недавно меня поразил: елочку украсил кружочками! Вот это уже результат! И маме бежит хвастается. На ПМПК не верят, что ребенок может 30 минут (даже час - сперва 30 минут у логопеда, потом 30 у меня) концентрировать внимание, но это так. И вот только спустя год мой парень стал проявлять интерес к песку - он его просто руками разводит - круги рисует одной и другой рукой по очереди. И он начал говорить! ПОка мало: мама, папа, деда, да, но это победа....
    Катя, прости, что так много написала, но мне очень близки твои переживания. И я мало разбираюсь в дефектологии - действую интуитивно и иду за ребенком.

    Удачи тебе в этом непростом пути!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, признаться очень ждала твоего мнения! :) Тебе ведь по роду деятельности и занятости приходится вникать в сложные вопросы... Я очень благодарна тебе за примеры. Нахожу в них отголосок и своих каких - то моментов, когда мы с Русланом. Песок мы тоже в ход пустили, и этому я обязательно постараюсь уделить внимание в блоге. Кстати, родители Руслана приобрели, так называемый, живой песок, а у меня дома речной. Интересно работаем на контрасте. Воду хочу, но пока не определилась с подбором видов упражнений. Кстати, буду благодарна тебе, если более подробно поделишься тем, что сама делаешь. Что - то ты уже в блоге публиковала, но, может, есть что - то ещё (может, пост напишешь?)?
      Кстати, ты права про подбор материалов. Мне думается даже, что родители малыша во многом захотели вот такой помощи именно в силу того, что у нас дома много чего припасено для творчества. Ну, и, конечно, возможность делать вместе с Маринкой. Но надо отдать должное (и весомое!): они стараются покупать довольно недешёвые пособия и отдают их нам в пользование - лишь бы увлёкся и занимался. Дома, говорят, невозможно усадить, не воспринимает - кстати, этому впоследствии уделю особенное внимание, так как наша цель даже не адаптировать его к социуму (мы понимаем, что это не наш случай), но к домашней жизни, быту, чтобы мог себя занять, а то всё время под бдительным присмотром. Я понимаю, как это выматывает, порой мне кажется, что они эмоционально выгорают...
      Ну, и Алён, не проси прощения за свой щедрый дар - поддержку друга! :) Я всегда рада твоим развёрнутым ответам, размышлениям, советам. :) А про воду не забудь. :) Я буду ждать твоих рекомендаций.

      Удалить
    2. вот и я часто боюсь того же, что родители "за деньги" не поймут, почему я с ребенком просто рисую... или просто леплю... в их понимании ЗАНЯТИЯ - это когда ты там что - то заучиваешь или пишешь в тетрадях домашние задания... а я люблю именно рисовать и лепить... и на этапе диагностики 90% того, что я делаю - это рисуночные тесты... еще ни разу меня не подводили.. как одна мама сказала.. это удивительно.. я столько раз ходила к разным врачам и психологам.. а тут нарисовала всего 2 рисунка и вы по ним мне всю мою жизнь рассказали.. вы не экстрасенс? -))))))

      Удалить
    3. Оксана, замечательно, что присоединилась. :) Я захожу к тебе посмотреть рукоделочки и забыла, что ты ещё и практикующий психолог. :) Наверно, вот что - то подобное испытывает в своей практике каждый психолог. Я тоже переживаю вот за такие моменты. Ко мне в детский сад обращаются, говоря простым языком, с улицы. Просят заниматься, бралась в своё время. А потом... никак не могла свыкнуться с мыслью, что как - то всё не так. А потому впоследствии (перед декретом) проводила только несколько первых консультаций, помогала определиться с направлением. Но у меня и случаев особенной сложности не было никогда... Я имею в виду вот эту близость с дефектологией. У Алёны как раз такая сложная практика, где необходимо ещё подумать, что и как. А родители малышей действительно часто не понимают и не принимают спасительную силу творчества. А зря...

      Удалить
  2. Даже не знаю, что написать, комок к горлу подступил, сколько же делается Вами, Екатерина! Терпения, творчества и креатива в общение с этими особенными детками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо Вам за участие!!! :) Что ж поделать? :) В жизни вот и такое бывает... Но период уныния пройден. :) Очень хочется помочь, да так, чтоб и результат принёс радость и облегчение. А провожу я времени с Русланом на самом деле не так много, как надо бы и хотелось (да, и родители (что восхищает!) - отправляешь их восвояси дела свои какие - то сделать, может, отдохнуть, если надо, часа на 3 - так нет :))) - не выдерживают!!! Вот, что значит Любовь...). Привыкаю и я к нагрузке, со временем постараюсь увеличить наше совместное времяпрепровождение. Теперь бы верно: вдохновения, сил и умения! :)

      Удалить
  3. была у меня одна девочка, ей было 9 лет... скромная, тихая, зажатая, закомплексованная... как рассказала мама... но это была не проблема.. проблема, что она стала всего бояться... ходить одна домой из школы, спать без света, оставаться одна дома.. и я сначала начала со "стандартной" беседы.. упражнений на расслабление.. но вижу.. не идет девочка на контакт... мама еще пожелала присутствовать, чтобы "знать что надо делать и как надо лечить свою девочку" ... потом занятия через 3 я вижу, что результата ноль... я маму так аккуратно выпроваживаю и говорю, что сегодня мы заниматься не будем... мы будем рисовать... и дала девочке формат А3... так вот ее рисунок был мааааленький.. ровно посередине... но ей очень понравилось... и после этого я поняла. что ключ к ее страхам - это рисунки, но не обычная методика "нарисуй свой страх", а абстрактно-отвлеченное. она с каждым разом рисовала все больше и больше... примерно через 2 занятия мы уже рисовали на целый лист.. через 3 месяца они перестали ко мне ходить... я не отменяю беседы, упражнения и другие приемы... но по моему опыту самый быстрый и правильный подход можно найти именно через творчество...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И у меня было что - то похожее... Вот с присутствием... Как же у нас всё-таки неправильно оборудованы кабинеты! Ведь, по сути, должно быть специальное зеркало... В противном случае последствия могут быть действительно нулевыми или даже хуже, так как с первого раза предугадать поведение и реакцию ребёнка на знакомство и опосредованный контакт, да ещё и в присутствии родителя сложно. Я вот, например, такой человек, что с детства не люблю, чтобы ко мне приходили на отчётные концерты по музыке и т.п. Так, ведь я не одна такая. И детки такие встречаются. Я всегда (за редким исключением) прошу присутствовать при открытой двери, но за ней. Налаживание контакта - процесс всегда трудный, необходимы такт и осторожность, а потому посторонние переменные лучше убрать. Но мы часто зависим от обстоятельств. :)
      А у меня девочка пару раз приходила. Мама обратилась с просьбой помочь убрать внезапно появившееся подергивание лица, которое проявлялось при волнении у ребёнка. И ведь всего две творческие встречи! Да, творчество - это сила!!! Оксана, заходи почаще. :)

      Удалить
  4. Катя, про воду. Особых техник нет. Беру большой таз и теплую воду. Мальчику сперва было трудно тихо окунать кисточку с краской - сразу смешивать спешил - крутить рукой, но постепенно научился наблюдать за тем, как вода окрашивается - такие узоры на воде. НАБЛЮДАТЬ! я всегда в работе с неговорящими детьми много говорю - стараюсь простыми словами, простыми предложениями, но всегда говорю: "посмотри, как красиво! Ты молодец, умничка! ух ты!" , "вот это да!".
    Еще один прием: красим саму емкость и наблюдаем как вода постепенно стекает в таз - это успокаивает ребенка. Помню когда он пришел в первый раз - просто бегал по кабинету и я за ним.... Сейчас такого нет. Он уже смотрит мне в глаза и улыбается, принимает помощь, мы уже работаем вместе, а не рядом.

    И еще: делаем пену в тазу и вулканы из пластилина соды и уксуса. Он это любит....Пену сдуваем с рук.
    Еще использую такую команду для произвольности: "на старт, внимание, марш!" и мальчик уже ждет слова "марш!" и что-то делает (машину отпускает, бросает мяч и т.д.). Эти упражнения многократно повторяются, но уже все чаще и чаще ребенок принимает новые приемы. Конечно, родители много ему дают: дорогие аппаратные масажи органов артикуляции т.д. Если что-то вспомню - напишу. В блоге не могу писать многое чего...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, спасибо. :) Приём с красками и водой мне еще в прошлый раз у тебя в блоге при прочтении понравился. Да, возьмём таз побольше, оденемся соответствующе...Наверно, надо будет пол клеёнкой застелить... :) Руслан воду любит очень! Это даже улыбку вызывает. :) Хорошо, что описала этот момент у вас с переходом от действия к наблюдению. Я думаю, что Руслана как раз захватывает именно взаимодействие с водой, а вот действительно хотелось бы научить сосредотачиваться - научить наблюдать, да, именно так. Хорошо, что напомнила про вулканы, пену... Пена мне помогает часто Маринку успокаивать перед сном. :) И так ей это дело полюбилось, что теперь только шампуни и гели прятать приходится. :))) Приём - игра действительно несёт в себе удивительный и игровой, и релаксационный потенциал!
      С акцентами на речь пока не то, что сложно, а я почти в растерянности. Понимаешь, с одной стороны, глухота, но не 100% - надо учить специальный язык, с другой стороны умственная отсталость, но тоже видно, что, казалось бы, результата можно достичь... НО очень плохо развита мелкая моторика рук, то есть не на что опираться при обучении этому специальному языку. Да, и с подражанием проблемы, так как концентрация внимания низкая... В общем, зацепка пока состоит в том, чтобы начать развивать концентрацию внимания, мотивировать на подражание, а там что - нибудь и определится. :) Алён, спасибо.:)

      Удалить
  5. Екатерина, спасибо за Ваш опыт! В моей практике опыта работы с такими детьми не было. С удовольствием прочитала комментарии. Творчество это огромная сила, которая даёт возможность! Возможность разную: от первого слова до принятия невыносимого. И творчество у каждого разное: для кого-то башня из кубиков, а для кого-то картина маслом. Вот как-то так сумбурно...очень тема всколыхнула...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, да, тема сложная и неоднозначная... :) Сначала и не знаешь, что и как, но поиск и рвение дают свои плоды. Очень правильная, импонирующая мне мысль прозвучала у Вас о том, что "творчество у каждого разное" и открывает для каждого СВОИ "двери"... Его возможности и сила велики! Но это и как "туманный Альбион": манит своими неизведанными красотами в гуще морского тумана...

      Удалить
  6. Я не вправе в этой ситуации умничать, я не психолог... Но, девочки, какие же Вы умницы и талантища!!!! Спасибо, что Вы есть. И счастье тому, кому Вы оказываете помощь от всего сердца! :-* Низкий Вам поклон!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо!!! :) Нам, психологам, деятельность которых часто не очень понятна (тем и сложна), это хочется слышать часто :)), так как, без сомнения, окрыляет и дарит вдохновение!!!

      Удалить
  7. Екатерина, спасибо большое за пост, прочитала его и комментарии несколько раз. Сейчас пытаюсь книги читать для института по психологии, но они сухие и очень научные, а хочется вот таких примеров, рассуждений живых! Спасибо!!! Ваша статья и комментарии девочек дали мне больше, чем многое из того, что прочитала.

    И вопрос не в тему, может посоветуете что-то интересно почитать по детской психологии, я сейчас Выгодского дочитываю, хочется еще книг накачать почитать, но чего-то хорошего! А в институте нам только его советовали

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, а мне эта тяга к "живому" опыту очень понятна... Когда я писала свою дипломную про детские страхи и эмоциональное развитие сирот, то я решила, что не буду строить свои представления психолога на книгах... Хотя мне и говорили, что это не обязательно, тяжело, можно с практикой решить иначе вопрос. Очень запомнилось теперь уже на всю жизнь, как бежит маленькая Катя из Дома Ребёнка вдоль железного забора и спрашивает, приду ли я ещё. Мне кажется, что эта ситуация дала мне больше понимания, чем месяц, проведенный там... Опыт всегда награждает не только знаниями, но и чувствами, очень обостряет восприятие... И именно после таких моментов, случаев, ситуаций думается, что хорошо бы вот так изучать, что такое человеческая Радость... :)
      А девочки действительно молодцы :), столько приходится решать задач. Я рада, что есть, с кем посоветоваться. :)
      Про книги... Помню, что читала много, появились и фавориты, которыми я, как настольными, пользуюсь. Да, безусловно, Выгодский. Потом я в восторге от изложения: то, как преподносится и спектр рассматриваемых вопросов, касающихся детского развития - от Р. Кайла "Тайны психики ребёнка" (Мария, поверь, её читаешь, как художественное чтиво). Посоветовала бы тебе С.Л. Рубинштейна (я его тоже довольно дотошно изучила), но, судя по когда - то удивлённым взглядам моих преподавателей, которые даже переспросили, сколько мне лет (считали, что в нём так разбираться невозможно начинающим), то я советую, но предупреждаю... :) Обязательно прочитай А.И. Захарова про детские страхи, у А.В. Запорожца мне очень понравилось про воображение (пишу о личных впечатлениях). Далее... считаю просто необходимым быть знакомой с трудами М.И. Лисиной (генез общения ребёнка с взрослым). Д.Б. Эльконина (теория игры)... Мария, это в большей степени мои личные предпочтения, которые, как стержень, засели во мне. Помимо этого я была увлечена детским психоанализом - мне часто даже кажется, что если бы я не жила в России, то стала бы именно психоаналитиком (ибо в проекции сила!... :)) ) А, чтобы разбираться в характерах и темпераментах, я просто "провалилась" в К. Леонгарда - да, так, что сейчас только его предложенными категориями и "выражаюсь". Много и с увлечением собираю и читаю по сказкотерапии, однако, конечно, считаю, что мне необходима супервизия. Другими словами, элементы - да, но для полномасштабного использования мне бы хотелось именно обучения. С песком тоже. Литературы данного направления довольно много, поэтому, я думаю, тут, что понравится. А, ну, ещё из теоретических титанов, которые надо бы изучить, я думаю, это В.С. Мухина (очень кропотливо описывает, в частности, кризисы)... Вот это, Мария, что из воспоминаний пришло первое, моё основополагающее. Есть и другие предпочтения, но уже более узкопрофильно что ли... :) Если будут ещё вопросы, уточнения, обращайтесь - с удовольствием! :)

      Удалить
    2. Екатерина, спасибо огромное!!!! Часть книг нашла и уже закачала в читалку, буду читать и читать в свободное время . Некоторые пока не нашла ни в лабиринте ни скачать. но поищу еще в библиотеке институтской. СПАСИБО!!!!

      Удалить
    3. Надеюсь, что найти получится всё. Особенно Р. Кайла... Кажется, что я его как раз советовала кому - то в "Слёте" через комментарии, а найти мы его так и не смогли (сама пробовала)... Жаль, книга действительно очень хороша! В общем, обязательно УДАЧИ!!! :)

      Удалить
  8. Здравствуйте,Катя! Это снова я)) Сегодня на утреннике средней группы наблюдала мальчика.4 года 2 месяца.На утреннике практически "отсутствовал",по кругу с детьми ходил,песни не пел,стихи не рассказывал.В танцах из движений- хлопки в ладоши и все. Со слов воспитателя- ребенок вообще не разговаривает(какие-то звуки издает),с детьми практически не играет,играет один с машинкой,может лежать ,облизывать ее. При бабушке(в раздевалке) вел себя довольно расторможено-одежду из шкафа выбросил на пол,падал с лавочки(специально),неадекватно как-то смеялся,весь извивался,крутился. Бабушка "ловила",пытаясь одеть. Анамнез биологический -всё в норме,физически ребенок здоров. Семья неблагополучная.Это все пока из того,что мне известно о нем. Внешне он даже чем-то похож на вашего Руслана.Скорее всего с моторикой и у этого большие проблемы. В прошлом году и психолог и невролог(в больнице его смотрел) сказали,что он ещё маленький для какой-либо диагностики,обследования. Воспитатель,понятное дело,обратилась ко мне.Подскажите,пожалуйста,чем сможете,понимаю,что Вам сложно,не видя его и не общаясь,но может хотя бы направьте-как и какую именно диагностику проводить с такими детьми?? и как правильно построить дальнейшую работу с ним? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, для начала, безусловно, надо пообщаться с родителями или бабушкой - теми, кто непосредственно рядом с малышом. Педагог, как я поняла, испытывает трудности, но без родителей ничего делать нельзя. Когда проходят занятия, а педагог не может включить его в деятельность, тогда Вы можете оказать индивидуальное сопровождение. Можете сориентироваться на тот педагогический процесс, что проходит в группе, другими словами, если это ФЭМП, то заниматься по этому направлению, помогая педагогу (безусловно, это потребует от Вас соответствующей подготовки - надо будет отслеживать темы), после обследования (я бы в данном случае после консультации с родителем порекомендовала Стребелеву) уже бы наметила те направления работы, что лежат в сфере компетентности психолога. Плохая речь... На пятом году жизни на это уже стоит обратить пристальное внимание. И хотя это в большей степени арена деятельности для учителя - логопеда, однако, и психолог может сделать много. Необходимо подобрать такой комплекс развивающих игр и занятий, которые мотивировали бы ребёнка на желание говорить. Поищите и познакомьтесь с информацией по речевому развитию, которую относят к теме сенсомоторная алалия. Вникнув, Вы поймёте какие шаги надо сделать и как лучше строить коррекционное занятие. Из авторов обратите внимание на Волкову Г.А., Коноваленко С. (при желании и не только на них) Они, безусловно, относятся к логопедии, но в них есть масса упражнений и игр, которые может использовать психолог. Когда определитесь с выбором, то проконсультируйтесь у Вашего учителя - логопеда. И, безусловно, как я и написала в посте, творческая продуктивная деятельность, экспериментирование и наблюдение. :) Хорошим подспорьем будет, если решитесь на оснащение своего кабинета развивающими пособиями, сделанными своими руками по М. Монтессори. Рекомендую Вам заглянуть сюда: http://stimulatinglearning.co.uk/2015/10/autumn2/ Такие игры с детьми, которым необходима особая поддержка, очень хороши. :)
      В сети так же можно скачать пособие О.И. Крупенчук "Тренируем пальчики - развиваем речь!" Стоит познакомиться, а уже во второй половине года, как пойдёт, включить в работу.
      Надеюсь, что немного помогла сориентироваться. :)

      Удалить
  9. Катя,конечно очень помогли! Спасибо огромное!!

    ОтветитьУдалить
  10. Катя,здравствуйте! Снова я)) У меня вопрос-кто ставит ребенку диагноз аутизм?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насколько мне известно из практики, это в сфере компетентности детского психиатра...

      Удалить
  11. Катя,здравствуйте! Абсолютно правы-детский психиатр. Хочу уточнить по Стребелевой. Психолог проводит только психолого-пед.диагностику? Или и слуха и речевого развития ребенка в том числе? И ещё,подскажите,пожалуйста,где можно найти "инструментарий" к методике? После обследования ребенка,кому я должна сообщить о результатах? Только родителям?нужно ли направлять ребенка к невропатологу?психиатру?Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте. :) В целом, конечно, педагог - психолог проводит именно психолого - педагогическое обследование, однако, нередко и фонематический слух, и развитие речи попадают в спектр нашего внимания. Например, кстати, и при обследование школьной готовности, педагог - психолог обследует данные аспекты психического развития ребёнка. Здесь важно понимать, что разработанные методики обследования для педагогов - психологов и учителей - логопедов имеют свой фокус внимания. Так, психолог смотрит, как ребёнок слышит взрослого именно с той позиции, что это важное условие успешности в учебной деятельности (это если кратко, не расписывая). Учитель - логопед тоже видит в этом необходимую составляющую будущего первоклассника, но сконцентрирован на правильности произношения, фонематическом анализе слова. Здесь, безусловно, одно проистекает из другого. Однако по методикам видно, что учитель - логопед обследует более глубоко, согласно своей специализированной направленности (мы же не сможем подправить звукопроизношение - это их сфера компетентности). Мы обследуем данные критерии более поверхностно, отмечая, в целом, наличие или отсутствие у ребёнка проблем по данным параметрам. И рекомендуем родителю в случае необходимости обратиться за помощью к учителю - логопеду или к дефектологу, если, например, речь идёт о сенсомоторной алалии.
      Ох, по поводу инструментария :) ... Несколько лет назад я достаточно быстро нашла его в сети, а сейчас, конечно, уже и не помню ссылку... Однако я очень часто то, что мне надо, нахожу здесь: http://www.twirpx.com Если совсем с поиском будет трудно, тогда можно поделиться через "пересылку". Конечно, через электронную почту это несколько проблемно из - за объёма, но можно через диск Google.
      О результатах сообщается только родителю - это самое основное. Направлять так уж категорично не стоит - это ответственность родителей. А вот порекомендовать необходимо в обязательном порядке. Конечно, не пугая, а обозначая, по какой причине это важно сделать. :)

      Удалить
  12. Катя,огромное Вам спасибо!! Я что-то немного паниковать начала) Все равно не пойму нюансы работы.Вот к примеру,сейчас провожу инд.диагностику тревожности,страхов.По результатам обследования я должна сообщать воспитателям,у кого из детей высокий уровень тревожности или нет? Какую информацию нужно и можно сообщать воспитателям? ))Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, без паники. :) Некоторый хаос в голове в начале деятельности - это нормально. :)
      Ирина, приглашаю Вас ещё раз и внимательно прочитать разработанное мною информированное соглашение: http://psychologistsgarden.blogspot.ru/2015/09/blog-post.html Дело в том, что я там прописала то, какую ответственность перед родителями несёт педагог - психолог - Вам, я уверена, станет понятнее. :)
      Вот как раз про уровень тревожности... В данном случае при каждом обследовании, словно при написании диплома, следует задаваться целью: "для чего" . Вы, Ирина, обследовав детей, получите групповые и индивидуальные показатели. Так, групповые показатели будут Вами учтены при составлении программы работы с группой. И именно групповые показатели Вы можете обсудить с воспитателем. Индивидуальные показатели сначала можно демонстрировать только родителям. А потом уже, при необходимости (если это имеет смысл) и с согласия родителей, обсудить это с воспитателем. Это имеет смысл не каждый раз, так как причины повышенной тревожности могут быть различными. Если это касается, например, непосредственно аспектов пребывания ребёнка в детском саду, то с согласия родителей воспитателя желательно информировать.
      В целом, все индивидуальные результаты обследования - это конфиденциальная информация. Даже когда с проблемой обращается к Вам педагог, то сначала должна быть встреча с родителем, а потом уже углубленное обследование. Небольшим исключением могут быть результаты возрастных скринингов, когда Вы можете составить списки мини - групп именно для воспитателей (как я продемонстрировала в аналитической справке) с рекомендацией - подборкой игр и упражнений по разным направлениям. Ведь далеко не всегда необходимо именно и только вмешательство психолога. Как правило, низких показателей в обычном детском саду немного, а небольшие отклонения или даже возрастные нормы (например, показатели внимания в младшем дошкольном возрасте) воспитатель и сам может развивать в игровом процессе и через дидактические игры.
      Помощь психолога - это помощь в понимании индивидуальных особенностей в таких случаях. Психолог помогает определить, кому из детей на данный момент полезнее сконцентрироваться на играх, помогающих речевому развитию, кому - на развитие памяти... и т. д. Это не всегда именно инструмент психолога (специально разработанные для этого упражнения), а игры (дидактические, малоподвижные, средней подвижности, подвижные), знакомые воспитателю и, что не редкость, детям. Повторюсь, психолог помогает организовать воспитателю досуг с детьми, ориентируясь на их индивидуальные особенности. Если брать бюрократическую сторону, то в ежедневном планировании воспитателей прописывается индивидуальная работа с детьми. Вот её планирование не во всём, но во многом осуществляется с помощью психолога (в том числе, и сопровождение тематических недель).
      Таким образом, воспитателю сообщается только то, что непосредственно поможет в воспитательно - образовательном процессе. И каждый раз необходимо понимать, что это только необходимый и достаточный минимум. Не надо сообщать никаких сравнительных балловых показателей отдельно по детям. Просто даётся групповой анализ, сколько высоких показателей, сколько средних, сколько низких. Составляется список детей, которым рекомендованы, например, игры "Лото", "Мемори" и т.п. на развитие памяти и внимания. Вот как - то так. :)

      Удалить
  13. Катя,благодарю Вас,Вы так мне помогаете! Ещё раз огромное спасибо и успехов в Вашей работе!!

    ОтветитьУдалить
  14. Катя,здравствуйте! Снова нужна консультация)) Работа с карточками нервно-психического развития (Печоры). Их ведет психолог?или воспитатели?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, поначалу этим занималась я. И, в целом, это, конечно, больше в сфере компетентности психолога. Однако было множество моментов, особенно когда это касалось непосредственно того, что воспитатели наблюдают (психолог же не может постоянно сопровождать только одну группу), когда я вносила записи с рядом сидящим воспитателем. Поэтому впоследствии графы мы распределили между собой. Конечно, если у Вас есть время, то можно набраться сил и ради опыта провести эту активную работу по наблюдению, сбору информации и заполнению - даром точно не пройдёт. Однако, в будущем, я думаю, Вы тоже придёте к согласию, что заполнение отдельных параметров стоит разделить между собой. И в этом, маленький совет - рекомендация, будьте настойчивы, так как во многом (и это совершенно оправданно) это и в сфере обязанностей воспитателя, а бумаги не все любят заполнять, что может грозить Вам завалом. Или, как вариант (а без этого и не получится), садиться вместе с воспитателями в маленький консилиум.
      Кстати, вот тут про бумаги добавлю то, с чем я столкнулась. Это же будет касаться и характеристик на ребёнка. Педагоги часто хитрят, когда требуется характеристика и сразу отправляют к психологу. Но большой процент характеристик должны писать именно воспитатели. Поясню. Если её, например, требует детский психиатр и т.п., то, безусловно, её пишет психолог, а вот в соцзащиту, что бывает намного чаще, пишет именно воспитатель. Они - характеристики - даже формы разные имеют. Вот здесь я писала об этом чуть более подробно: https://docs.google.com/file/d/0BwVgLRjzS3Jfd3hEVnctOTRGcVE/edit

      Удалить
  15. Катя,благодарю Вас! А рекомендации в карточке пишет психолог для воспитателя,я правильно понимаю?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, Вы имеет в виду тот аспект конфиденциальности, о котором мы говорили? Другими словами, кому эта информация адресована и кто имеет право с ней знакомиться? В любом случае именно при заполнении данных карт, когда обсуждение идёт и с воспитателем, то рекомендации пишутся в общем, для всех: и для родителей, и для персонала. Соответственно, если есть моменты, которые Вам покажутся спорными или требуют более углубленного изучения, что связанно с конфиденциальностью (как правило, это касается видимых или предполагаемых задержек развития), то их лучше не прописывать в том документе, к которому будет такой широкий доступ.

      Удалить
  16. Теперь я совсем запуталась)) Психолог,который работал до меня,в карточках в заключении указывал группу развития ребенка и степень,а в рекомендациях просто проставлял возраст ребенка.(с какой целью?не понимаю) Катя, разберите со мной конкретный случай,пожалуйста) Сейчас в группе ребенок,которому 28 окт. исполнилось 2г. Понимание речи-2 г,Акт.речь -1г3мес,,Сенс.разв.-1г3мес(это с натяжкой),Игры и д-я с предметами-1г6мес,ИЗО,Констр-е-1г3мес, Движения-2г,Навыки-1г6мес.Поведение-малоактивное,спокойное.Выходит 3 группа,3 степень? если не 4-я группа. Каковы должны быть рекомендации и вообще мои действия в данном случае? Катя,спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина :))), перед глазами нет и я боюсь не то ответить. Сейчас поищу в сети вариант бланка, тогда напишу (всё - таки я уже около 2 лет в декрете :) ). Но чего Вы так растерялись? :) В рекомендациях так и пишите, как и при любых других рекомендациях, просто фразы должны быть более ёмкими: "рекомендуются игры и упражнения на сенсомоторное , речевое развитие; развивать навыки самообслуживания (можно и более подробно расписать, и сократить).

      Удалить
  17. Катя,спасибо))) Я просто подумала,может и тут нужны какие-нибудь коды)))) шифры))

    ОтветитьУдалить
  18. Катя,здравствуйте! Очень красивое оформление сайта!Душевное) Я снова к Вам на консультацию) Сегодня проводила ППД( Стребелевой) с ребенком,о котором уже Вам писала. 4г.3мес.Он не разговаривает. В итоге получилось 23 балла. (Показатели обследования этой группы детей говорят о значи-
    тельном недоразвитии общих интеллектуальных умений. Эти дети
    также нуждаются в комплексном изучении с использованием кли-
    нических методов...) Коробка форм,матрешка,домик с животными-практически идеально.В игре особой инициативы не проявляет,по моей просьбе,и куклу накормил,и подстриг,и причесал. А вот в остальном-бесполезно что-то показывать,рассказывать...Что пишется в протоколе в диагнозе? пед.прогнозе? Пожалуйста,подскажите,мои дальнейшие действия. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, Вы попали на меня в период, когда я осуществляла метаморфозы с блогом. :))) Надо было что - то такое сделать, чтобы он прогружался быстрее, так что в этот раз у меня получился минимализм. :))) Уж не знаю, душевно или нет, но вроде так "мягко"... :))) Спасибо, что отметили. :)
      Ну, и о серьёзном. Вы запустили тяжёлую артиллерию. :)) Вот мы и подошли к самым, пожалуй, трудным моментам практики.
      Из того материала, что Вы мне предоставили, я вижу, что, впрочем, как и следовало ожидать при первоначальном знакомстве с ребёнком, с заданиями он во многом не справился из - за существенных проблем с речью. В протоколе пишите фразами, опираясь на фразы, которые употребляются в самой методике (цель конкретного задания с дополнениями, что, например, наблюдается недоразвитие в том - то и в том - то). Это тактика вначале, потом будете видеть нюансы, особенно опираясь на "индивидуальный стиль" выполнения ребёнком заданий. Сейчас важно сесть и вдумчиво по каждому выполненному заданию написать. Попробуйте отдельно на листе, а не сразу в протоколе. Потом следует сделать заключение. Как я уже отметила выше, стоит указать, что ряд заданий ребёнок не смог выполнить из -за речевой задержки. Здесь, правда, я сама не присутствовала, а потому мне трудно определить точно, с чем это может конкретно связано: с самим невыполнением задания или с непониманием инструкции к нему? Это важно, так как либо это нарушение понимания обращённой речи (в любом случае даже педагог, обратившийся к Вам, видимо, отмечает, что он не понимает именно инструкции, побуждение к действию), либо недоразвитие тех процессов, на исследование которых было направлено задание, либо отсутствии необходимого познавательного интереса и мотивации. Вам, Ирина, в данном случае виднее, а потому в заключении и пишите, в чём конкретно Вами видится причина. А далее составляет путь индивидуального сопровождения. Безусловно, он включает встречу с родителями, рекомендации показаться неврологу и детскому психиатру. Стоит объяснить родителям, по какой причине Вы считаете это важным. Выслушайте их позицию, понимание и выводы (как я поняла, они уже у них были - в таком случае расспросите, какого рода рекомендации дали специалисты). Уже перед первой консультацией составьте список того, по каким параметрам развития именно Вы можете оказать коррекционную поддержку. Конечно, это должны быть игры и упражнения, активизирующие речевую деятельность. Поддержка скорее всего будет носить комплексный характер, включающая влияние на развитие всех психических процессов, но акцентом будет стоять именно развитие пассивной и активной речи. Вот, кстати, я Вам и фразы здесь немного "накидала". Занятие не обязательно делать сборной солянкой. Например, Вы будете брать ребёнка 2-4 раза в неделю. Каждый день можно выделить в индивидуальной сетке под одно какое - нибудь направление: вторник - программа на развитие внимания (рекомендую использовать в небольшой "донорской" мини - группе (дети с нормой) Сиротюк:http://www.twirpx.com/file/275556/ ), среда - игры, направленные на активизацию речи, четверг - игры и упражнения на развитие сенсомоторики (развитие мануального интеллекта в данном случае важное составляющее) пятница - тренинг в мини - группе на развитие коммуникативных умений. Используйте в играх на развитие речи и сказкотерапию, и работу с песком, чтобы развивать познавательную активность и снимать эмоциональные зажимы. Ирина, пока вот так видится. Вы уточните тогда, если надо более подробно или дополнить. :)

      Удалить
  19. Катя,большое спасибо!! После Ваших консультаций у меня всё как-то выстраивается))) а до этого-в голове какое-то зависание! Надеюсь,что с опытом зависание уступит место выстраиванию))) Ещё раз большое человеческое спасибо!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо. :) Я вот ещё хочу уточнить и дополнить по вниманию. По поводу программы Сиротюк - её лучше применить уже ближе к концу года, так как она рассчитана на старший дошкольный возраст. [На внимание есть и другие системы (например, авторов Ахутиной и Пылаевой), но они в большей степени тоже ориентированы на старший дошкольный возраст.] Тем не менее игр на развитие внимания, доступных для младшего и среднего дошкольного возраста, очень много - можно делать подборки. Например, очень интересно поискать объекты в песке. Вообще тема археологических раскопок может отлично дополнить любое занятие...

      Удалить
    2. Писала - писала комментарий, но так и не дописала - вот, что значит бегать от компьютера... :)) Хотела добавить, что посмотреть примеры вот такого "песочного поиска" можно в блоге Алёны Решетовой.

      Удалить
  20. Катя,спасибо!! Ахутину не так давно скачала,распечатала.Но там да,для старшего. Решетову поищу сейчас. Я хочу уточнить по поводу диагноза.В протоколе Стребелевой стоит заключение и диагноз. Может я что-то упустила,разве психологи ставят диагноз??

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, имеется в виду психологический диагноз. Стребелева разработана, конечно, таким образом, что помогает разобраться с трудными случаями, которые рассматривают и детские психиатры. Потому, если этим инструментом пользуются они, то и формулировку они используют соответственно своей квалификации. У нас полномочий таких нет, но есть понятие психологического диагноза. Психологический диагноз - это более краткая, ёмкая форма психологического заключения.

      Удалить
  21. Катя,спасибо! "Побывала" у Алены Решетовой)) Какие же вы,девочки,молодцы!! Не могу оторваться))) Столько всего интересного!Полезного! Сколько души вложено в каждое творение! В Вашем блоге,Катя, ещё не всё прочитала,а тут ещё один)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, вот и Вы окунулись в мир Алёны. :))) Она - большая умничка и труженица. Всё время делится моментами из практики. Я в блоге своём больше рассуждальщик и теоретик. :)))

      Удалить
  22. Здравствуйте,рассуждальщик-теоретик)) Вы прекрасно ведете свой блог,всего хватает.Только с оформлением что-то сегодня,не пойму)) Заключение написала.Спасибо огромное ещё раз за помощь!! В принципе, села,собралась с мыслями- сложно было вначале) потом кааак разошлась) даже увлеклась)) Катя,напишите ,пожалуйста, ещё про анализ занятий. По чьей инициативе занятие посещается психологом? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо на добром слове. :))) Вот! :)))) Главное, начать. :)))
      Ирина, и по запросу администрации, и по Вашей инициативе, если Вы сопровождаете ребёнка. Вы имеете в виду то, что есть ли у Вас полномочия? Вы воспитателю просто говорите, что хотели бы понаблюдать ребёнка во время организованной образовательной деятельности. Это снизит и естественно возникающее при этом напряжение воспитателя, нежели это происходит при запросе администрации.
      И, Ирина, можете мне описать, что там с оформлением. Может, окружающие видят его не так, как я.... Что - то исчезает, не прогружается? У меня сегодня что - то проблемы возникли в связи с заменой шаблона...

      Удалить
  23. Доброе утро)) Спасибо! Катя,сейчас нормально всё с оформлением,фон такой песочный,а вверху название.А вчера вплыла какая-то разноцветная (радужная) широкая движущаяся полоса,закрывала названия рубрик блога. Я не пью)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))))))))), Ирина, повеселили с утра. :))) Рада, что всё в порядке. Ирина, если не против, то можно на "ты". :)

      Удалить
  24. Можно,конечно)) http://www.chaskor.ru/article/zadacha_akusherki_-_priglushit_svoyu_silu_18096 Тронула статья..Неужели где-то так бывает?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даже слёзы навернулись от эмоций... У меня первый опыт общения с акушеркой вообще очень негативный - врач просто её отодвинул от меня... А во второй раз я очень была благодарна, НО сплошная строгость во всём и отчитывают, словно девчонку, только взращивая неуверенность и беспомощность... И вроде подбадривали, однако, то и дело переходили на другие фразы... Хотя, повторюсь, во второй раз было очень близко к идеальному сопровождению. У нас очень хороший роддом, но об уюте говорить ещё очень рано. И, да, как верно подмечено вот это состояние холода и его эмоциональная окраска... Нужно больше дарить тепла и понимания окружению. :) Пойду съем кусочек шоколадки. :)))

      Удалить
  25. У меня опыта с акушерками не было.. пока только слушаю рассказы приятельниц, среди которых очень мало позитивных...что очень печалит..А эта статья просто очаровала! Теперь "по Борщеву"))) Катя,поделись,пожалуйста, опытом ведения карточек психолого-пед.сопровождения ребенка. Ты на каждого ребенка заводишь? или выборочно? Мерси))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уже не раз отмечалось, что чем ближе к естественности, тем лучше... :)
      Вот про карточки, Ирин, почитай комментарии к Рабочему журналу. Там мы как раз с Наталией из Москвы это обсуждали...

      Удалить
    2. Не туда тебя направила. :) Сейчас просмотрела, это в комментариях к посту "Таинство бюрократии педагога - психолога": http://psychologistsgarden.blogspot.ru/2014/02/blog-post.html

      Удалить
  26. Катя,не получается переходить по ссылке.Пишут,что страница,на которую я собираюсь переходить-не существует..Уже не первый раз так почему-то. Но я в диалогах нашла про карточки.Поняла,что заводишь не на всех.Я там много чего интересного нашла))) спасибо!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да нет :)))) Когда Наталия мне их прислала, то оказалась, что мы говорили об одном и том же (я именно об этом писала) - дело в том, что мне это виделось более структурированно что ли.... Я бы сказала, что присланный вариант просто имеет ряд отличительных граф - впрочем, эти же различия в вариантах всегда имеют место быть - я по картам не видела вот такого единого мнения (как и по всему остальному :)) ).... [ В поликлиниках нашего города в картах, кстати, тоже различия имеются :) ] Теперь я их ведение в осмысленную форму привожу.

      Удалить
    2. А по поводу ссылок... В блог есть, так называемые, битые ссылки, но эта рабочая - проверяла :)... Иногда надо ещё раз нажать - по какой- то причине, да, отображается порой, словно нет страницы, но при повторе всё в порядке. С этим я сталкивалась не только у себя. И в привычку уже вошло до автоматизма: пробовать несколько раз. :)

      Удалить
  27. Катя,запутала!!! Так вести или не вести??))) Осмысленная форма есть в блоге? Сейчас попробую ещё раз ссылку ввести))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :), Ирин, вести, конечно. :) Это же информация по сопровождению педагогом - психологом каждого отдельно взятого ребёнка. И нет, в блоге ещё ни разу такую информацию не выкладывала. Хочешь пост? :) Или сама пока покопаешься... :)

      Удалить
    2. Ладно. :) Поработаю над этим направлением. :)

      Удалить
  28. Вот читаю твои статьи,работу твою,и понимаю-как же много мне нужно ещё изучить...проделать. Такая ты умничка! Такие комментарии серьезные,лаконичные и по сути. Катя,реально вообще подняться до твоего уровня????)))) Рекомендации можно?)) Я понимаю,что и тебе наверняка есть к чему стремиться)) Это не лесть,пож-та,не подумай.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, как ты мой профессионализм... :))) Ирин, спасибо! :) На самом деле, ещё учиться и учиться - абсолютно честно! Потому охотно принимаю конструктивную критику и постоянно у коллег набираюсь. :)) А бабушка моё речевое искусство генами называет.... :))) Ещё раз спасибо тебе!!! Вдохновила на подвиги! :)))

      Удалить
  29. С генами повезло однозначно!))) Да пожалуйста! Катя,ну так а рекомендации??))) что читать?как расти?)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, засмущала, Ирина. :) Я ведь совсем ещё маленькая. :) Ты ведь за профессионализм мне слишком высокую оценку дала, так как я ведь делюсь тем, что пришло с опытом работы в детском саду... А это, поверь, очень мало... Кто-то очень любит детей, для кого - то это действительно призвание, но ведь в нашей стране, и это далеко не секрет, это должность сопровождается именно не просто низкими показателями, а никакими в плане оснащения работы... Я вот, благодаря тебе :), ещё раз прогулялась по сайтам профессиональных психологов и поняла, что мой мир психолога с постоянными, очень существенными ограничениями, не идёт ни в какое сравнение с представленными у них профессиональными умениями. Это я к тому, что в "Окне диалога" я уже перечисляла примерный список того, с чем можно познакомиться, применить на практике. А всё остальное, чем я владею, это обязательная активность, обязательная работа со всем коллективом и самостоятельный поиск, поиск, поиск... :) Так что ты меня не перехваливай :))) - меня это больше в депрессию вгоняет :), так как я хорошо понимаю обстановку вокруг этой профессии... Так много хочется сделать, есть и умение, но финансовая сторона часто не просто тормозит, а заставляет топтаться на месте... Мы когда с молодыми коллегами - психологами у нас беседуем, то я всегда спрашиваю, что их удерживает в этой сфере? И блог я задумала, хоть и пытаюсь время от времени немного изменить круг интересов, но неуклонно возвращаюсь к тому, с чего начинала - помочь хотя бы немного в деятельности. Так много перед моими глазами тех, кто ушёл. Если деятельность тебе нравится, ты готова много делать на энтузиазме, то уже через год будешь чувствовать себя очень уверенной. Добавлю к этому ещё и то, что, например, на Западе, чтобы считаться профессионалом, должно пройти десятилетие с активной практикой. А у нас, посмотри сеть, очень много тренингов проводят специалисты, которые прошли курсы год - два назад... Потому рекомендация - быть разборчивее.
      Извини, что несколько пессимистично, но это скорее реализм. :) Так что ты меня лучше спрашивай не про то, как расти, а конкретно по практике. :)

      Удалить
  30. )))))))) Да,ты абсолютно права,Катя,к сожалению..но это так-оснащения-никакого. Чувствую себя попрошайкой иногда)) Хорошо! Значит буду нарабатывать опыт))параллельно подчитывая и перечитывая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и договорились. :) Так у нас с тобой больше шансов стать звёздами. :)))))))

      Удалить
  31. Катюш,привет! Помоги с Тулузом) Где ключ взять?? Начиталась,что нужна только фирменная комплектация,сертификация...Как быть?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, извини, компьютер был не в зоне доступа - завтра отвечу. :)

      Удалить
    2. Да, конечно, лучше, если комплект приобретён сертифицированный. Впрочем, как и всегда. :))) Но мы - то знаем, "что этот остров необитаем". :))) Где взять такие деньги? Поэтому я когда - то поискала в сети. Нашлись те, кто выложил. Скачивала здесь: http://www.twirpx.com/file/178568/ Однако я в полном объёме методикой не пользовалась - только математически обрабатывала и смотрела динамику выполнения задания.

      Удалить
    3. Катюша,спасибо! Ты ключ не применяла,если я правильно поняла? И методика ведь только с 6 лет?

      Удалить
    4. Точно, Ирин. :) Ключ нет, не применяла - надо бы, конечно, заморочиться и дырочки продавить, всё подогнать, но я никак с духом не соберусь... :)
      А применяю я её действительно только с 6 лет - старшие дошкольники, как правило, в подготовительной группе - по ней можно сделать, например, неплохой прогноз того, сколько раз дома в первом классе в черновике писать. Другими словами, когда ребёнок может с максимальной скоростью допустить как можно меньше ошибок.

      Удалить
    5. Катюш,мне тоже так не хочется с этими дырочками возиться)))есть чем заняться))) Я к тебе с просьбой о помощи,как обычно)) Мне нужно к февралю подготовить картотеку развивающих мультфильмов и,соответственно,показать ,как я их применяю в своей работе: в формировании познавательных способностей дошкольников ,в работе с родителями и тп.Может у тебя есть какая-то программа по этой теме?ну в общем,направь меня,пожалуйста ))) Я в инт-те посмотрела-таких мультиков полно.Просто добавить их в занятия,например,по развитию сенсорики? Спасибо!!

      Удалить
    6. Ирина :), в этом направлении никогда так не работала... Были лишь эпизоды в рекомендациях и всё... Да, и ещё 2 раза было, вспомнила, на родительских собраниях - как элемент тематического занимательного арт - тренинга. Дело в том, что я не видела в этом практического смысла, так как технически для показа у меня ничего нет в кабинете (кроме своего принесённого). Однако я бы делала так, как ты и предположила, другими словами, вставляла бы как элемент в занятие, тренинг, в рекомендации. Вообще очень интересная задумка, направление работы. :) Я больше ориентирована на библиотерапию, но в мульттерапии свой потенциал... У тебя получится хорошая наработка по арт - терапевтическому направлению. Ты меня заинтересовала. :))) Надо бы и мне подумать над такой картотекой. :)

      Удалить
  32. Катюш,а картотека-это что?? просто серии мультфильмов по каждому направлению??Например,для развития памяти-5 серий и тп. Или как? Не понимаю,если честно..А могу я добавить мультик в занятия по Шарохиной?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина :), всё так - собирается коллекция по темам. Можно, например, оформить в карточках: название, какие проблемы помогает решить - область применения.
      Я думаю, что ты можешь добавить, здесь важно только уже понимать, что само занятие в таком случае уместнее разделить на две части. Когда занимаюсь по Шарохиной, и так приходится делить - занятия весьма объёмные, а детки, которые находятся на сопровождении, не справляются с ними на раз - два... А при добавлении дополнительных элементов время ещё больше увеличится.

      Удалить
    2. Так вот какая она- картотека)))) Катюш,спасибо!

      Удалить
    3. Да, она такая. :))) В целом, ничего особенно сложного, но кропотливо. :)

      Удалить
    4. Катюш,я с расспросами,ну,как обычно)) Сначала по мальчику,о котором я уже писала(не разговаривает который),наблюдаю уже не первый раз его лепку из пластилина-берет кусочек пластилина,мнет его,а потом отрывает от него маленькие кусочки и эти кусочки лепит на досточку(типа приплюскивает)).Пока не закончит весь кусок-не останавливается.В итоге получается -мозаика из пластилина. Ты с таким не сталкивалась?? Как это понять?? И ещё-Сегодня логопед попросила меня заполнить какую-то документацию ее,не помню названия,типа наших карт развития ребенка,вопрос такой-я пишу там-просто уровень развития,например,память-высокий уровень и тп?

      Удалить
    5. Ирина, привет. :) Когда ты перестанешь писать, я, по всей вероятности, скучать по тебе буду. :)) Честно! :)))
      Хочу тебя успокоить, что отщипывать и делать мозаику любят очень многие дети! У меня это явление наблюдалось даже в подготовительной группе. Однако это может быть и отражением слабых умений работать с пластилином (потом, какой пластилин: тугой или мягкий? (с тугим отщипывание встречается чаще - ребёнку с ним трудно справиться)... И какие ты ставила перед ним задачи?...) Это может быть и признаком повышенной тревожности, когда ребёнка успокаивает монотонность определённых действий. Значит, надо поработать и в этом направлении - дать выход этой тревожности. Можно применить арт - терапевтические приёмы, такие, как создание творческой композиции с заранее предугаданным результатом "шедевра". Для этого используются инструменты заведомо помогающие созданию красоты. Это может быть что - то выполненное в технике обрывной аппликации, выкладывание узора из паеток, бисера. Или технические упражнения, позволяющие исследовать возможности того же пластилина. Загляни к Наталье Чистоклетовой (там, кстати, всего полно): http://nataliigromaster.blogspot.com/2013/09/blog-post_25.html
      По поводу карт логопеда... Наш логопед не ведёт карты, в которых должна писать и я. Я видела, конечно, их. Она, как правило,формы на компьютере переоформляет, убирая лишнее. Поэтому я могу тебе только сказать, что да, пиши кратко свои результаты обследования.

      Удалить
    6. Дам ещё ссылочку на Наталью и её работу с мандалами: http://nataliigromaster.blogspot.com/2014/03/blog-post_8.html

      Удалить
    7. Катя,привет! Приятно,что будешь скучать по мне )) если это не намек,что я тебя уже замучила своими допросами))) С пластилином он так работает и на занятиях-лепят ли дети колобка,"колбаску" и тп-у него-мозаика. И да,видимо его успокаивает это занятие,я ещё подумала-интересно,сколько же он так может просидеть,неужели всю пачку пластилина,будет " мозаить?"Спасибо за подсказки и наводки,посмотрю ещё информацию в ссылочках. Кстати,у меня сегодня день рождения)))) Это чтоб ты не скучала))) А твой когда?)

      Удалить
    8. Ирина, здорово! :)) С Днём рождения!!!!! :)) Пусть день будет богат на положительные эмоции!!! :) А подарки исполнят желания маленькие и большие! :)
      Ой, у меня тоже совсем скоро. :) И хотя я, честно, свой день рождения уже довольно давно стараюсь не праздновать (на то свои причины :) ), но дата у него, без сомнения есть :)))) - 11 декабря. :)
      И нет, это не намёк. :))))

      Удалить
    9. Спасибо,Катюша))) День так и проходит))

      Удалить
  33. Иринка, пишу здесь (и надеюсь, что прочитаешь :) ), так как "окно диалога" переполнено и отказывается загружаться полностью... Открою новое на днях, хотя спрашивают сейчас значительно реже, но мало ли...
    Но я отдалилась от повода. :) СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! Мне так приятно, что ты вспомнила! Я приятно удивлена и очень благодарна!!! :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну и замечательно,что приятно! Наверное моя такая миссия на земле-удивлять)))) Тебе спасибо за ту помощь,которую оказываешь!!

      Удалить
    2. :)))), да - да, у тебя замечательно получается. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!