пятница, 9 января 2015 г.

Маришкины СТРАШИЛКИ... или "Мама, съешь змею"

    О детских страхах не пишет разве что ленивый психолог. :) Как оказалось, я, видимо, как раз что - то в этом роде... А, пожалуй, это одно из самых частых ко мне было обращений... Был момент, когда решила, что: "Всё, напишу", - но бывает и так, что при вроде бы знакомой теме никак слова не складываются в предложения, предложения в абзацы, а абзацы напоминают либо научный скучный трактат, либо просто несуразицу...
       Изменилось ли что сейчас? Скажем так,  в практике было много достойных для повествования случаев (не пеняйте - пишу сторонним взглядом специалиста), однако, как раз приватность происходящего в кабинете постоянно ставит внутренние барьеры. Безусловно, речь не шла бы об именах, фамилиях, точных датах и т. д.... Но, может, именно поэтому и не получалось связать слова воедино. Получалось слишком абстрактно: в таком контексте уже увидела свет ни одна замечательная статья (например, загляните и сюда) или книга , кои я с благодарностью читаю и перечитываю, чтобы освежить свои знания и представления.
       Важно то, что у меня появился собственный интересный опыт. Когда осмысливаю то, о чём хочу написать, то меня это даже немного завораживает. :) Сила детского саморазвития, самосознания велика. Иногда малыш плутает, но неизменно сам или с различной (по необходимости) помощью взрослого становится победителем своих страхов.  Мне довелось стать свидетелем почти самостоятельного сражения. :) Сражение ли это было?.. Кто знает, как точно это воспринималось внутренним миром Марины... Но выход она находила самостоятельно, а я лишь ловила и ловлю результаты её победоносного шествия. Ведь все дети, несомненно, маленькие герои, так как мир они только - только познают (у взрослого так или иначе есть опыт), а для первого шага нужна смелость. :)
     Итак,....

Эпизод 1. "Страх насекомых"

      Когда мы с Маринкой летом, как и всегда, начали тематическую неделю про насекомых, я и предположить не могла, что в знакомых образах, которые она бесстрашно хватала (бррр...) ещё год назад, затаится страх... Отметив это, я задумалась, что предпринять. Но Марина меня опередила. :) Поразила быстрота ею найденного выхода. Вы, конечно, понимаете, что вряд ли словами взрослого можно выразить её восприятие "найденного выхода". Интуиция... Нет.. Её естественное состояние, времяпрепровождение - игра. Играет она постоянно. Даже смотря мультфильм, она не сидит перед экраном, а играет в мультфильм. Кстати, подметив эту её особенность, по полюбившимся мультфильмам всегда приобретаю персонажей или делаю их из бумаги.  И вот я увидела очень странную, даже страшную (для моего взрослого осознания) игру...
 А на следующий день...
     Суть была в нападении, а верные друзья - игрушки приходили на помощь,  и безумная стая жуков и пауков буквально запихивались в машины с кузовами и клетками (только сейчас поняла, что кадр упустила...). Как мне думается, это было совмещение имеющихся у неё представлений о зоопарке, в котором она сравнительно недавно побывала. Согласитесь, чудесный сюжет для варианта проигрывания, который я взяла на заметку как психолог, так как при появлении и возможной схожести случая детского страха это может послужить одной из сюжетных линий, если ребёнок будет иметь трудности с "выходом". Конечно, в каждом случае свои тонкости и осторожности, но, повторюсь, на заметку взяла. И кто кого учит?! :)))        
         

Эпизод 2. "Страх темноты и одиночества"

     Это особенная категория страхов. Когда при написании дипломной работы, я проходила практику в Доме Ребёнка (дошкольники), то столкнулась с очень сложными судьбами (я и представить себе не могла, что так можно обращаться с такими малышами)... Когда провела исследование, то оказалось, что, несмотря на страшный, но различный опыт, у деток "красной нитью" присутствовал страх темноты. Заметьте, что спали малыши в одной комнате. А углубившись в работы титанов психологии, в том числе и А.И. Захарова, выяснила, что страх темноты проистекает из страха одиночества, потери...
     У нас с этим всё в порядке... на первый взгляд. Маринка спокойно шлёпает босыми ножками при необходимости в полной темноте по квартире туда, куда ей надо. Но заметила, что при этом она, если не видит меня или не находит рядом спросонья, негромко зовёт: "Мам". Услышав: "А..", - продолжает уверенно осуществлять задуманное. Она должна знать, что я поблизости.  И вот перед сном я как - то занималась своими подготовительными ко сну делами, а она в это время в кровати играла с игрушкой - фонариком "Вазовски"...
    Прежде чем сфотографировать это действо (для лучшего понимания, лучше фото увеличить), я прислушалась. "Я боюсь. (другим голосом) Не бойся, не страшно, я с тобой. Я не страшный, давай дружить". Вижу зрительный ряд: игрушки выстроились (спрятались) за игрушкой фонариком, а одна перед ним. Кстати, именно мультфильм с этим персонажем вызвал у неё стойкое представление, что у монстриков такая работа, а, в целом, они очень даже весёлые существа. :)) Итак, снова помогло проигрывание возможно незначительного, но страха темноты и одиночества.
        И ещё Маринке полюбились игры с фонариками, свечами. Потому мы уже третий год подряд вырезаем тыкву и вставляем туда свечу (сразу предупреждаю гневные высказывания о чужеродных обычаях :) - считаю, что знакомство с другими культурами в нашей семье должно иметь место; но, безусловно, это для каждого своё решение). В этом году даже Руслан заворожённо смотрел, а потом неоднократно, как умеет, показывал, что нужно выключить свет и посмотреть на импровизированный фонарь.  В этот раз я не стала выбрасывать "отходы" от творческого процесса, и "зубки из тыквы" некоторое время  строили нам рожицы.
     Понимая всю важность и сложность этого вида страха, я, однажды увидев, приобрела книгу, которую мы периодически смотрим и читаем. Она с ярко выраженным психологическим уклоном. Подозреваю даже, что это целая серия, так как видела схожий формат, оформление, в целом, концепцию, но по другой теме. Красочная очень, но рисунки на любителя, хотя и не лишены своего особенного очарования. Как по мне, то в соответствии с содержанием оформление очень гармонично сочетается. Рассказывается в ней о котёнке по имени Бояка, который всего боялся, а потом у него появился друг - мальчик,... но так случилось, что мальчик уехал - котёнок Бояка потерял друга, был растерян и долго искал,... а в конце мальчик вернулся, забрал котёнка с собой - так у него появился дом и дружная семья, а страхи остались в прошлом. Маленькая история очень трогательная.


   

Эпизод 3. "Страх хищников"

      Здесь у нас всё весьма запутанно. :) Марина очень любит собак, кошек, тигров (тут ещё и лошадей бы написала, но это уже "из другой оперы" :) ). Любовь к собакам раза три приводила к ситуациям, когда у меня "сердце в пятки убегало". Нет, Слава Богу, без укусов, но с потенциальной угрозой. Вот, конечно, удивительно, что ненадолго хватает её чувства безопасности,  и время от времени она приближается к собакам на опасное расстояние; не всегда, конечно, но чаще, чем хотелось бы. :) А вот с тиграми получилось у нас ещё в раннем возрасте неожиданно неприятно. Показывала я Маринке картинки - озвучки по Глену Доману. И рык этих мощных представителей животного мира вызвал у Маринки ужас (вот уж не знаешь, где попадёшь. Впрочем, виновата, конечно, сама, так как у маленьких деток есть страх громких звуков... Ведь не учла и тот факт, что Маринка долгое время пряталась и от пылесоса, и от шума кухонного миксера...). После этого довольно часто в её играх появлялись и появляются сюжеты, словно триллер смотришь. То крокодилы нападают, то тигры в кустах прячутся... После просмотра мультфильма "Спирит душа прерий" Марина запечатлела в своём сознании "принудительное связывание" (надеюсь,  за абстрактностью написанного Вы уловили то, что я хочу выразить). И часто можно увидеть после игры их (тигров, крокодилов...) привязанными то тут, то там... А ещё очень нравится "хищный" аквагрим, когда потом можно и порычать - ролевое перевоплощение.

Эпизод 4. "Родительская бестолковость" или "Знай, что смотришь впервые с ребёнком"

      Сделали мы в эти праздники глупость. Решили поехать в кинотеатр "Люксор" посмотреть мультфильм, но забронировать места не получилось (видимо, на сайте временно отменили эту функцию), а, стоя в очереди, буквально перед нами скупили последние билеты. И огромная разочарованная толпа (толкотня ошеломляющая - 3 января) растаяла... Самое неприятное - стояние в очереди -  досталось нашему папе :), что он мужественно вынес, а мы тем временем гуляли по торгово - развлекательному центру. Когда он донёс до нас неприятное известие, мы на некоторое время замерли в нерешительности, чем заняться. И тут на глаза попалось это завораживающее "5 D".
Стоим и ждём...
       Мы уже были с Маринкой на таком развлечении. Учитывая её страсть к гонкам, беготне и т.п., совершенно не опасались. Выбрали "Снежные гонки"с пометкой детям и взрослым. Девушка за стойкой, надо отдать должное, предупредила: "Там только в одном месте три змеи выползают". Мы улыбнулись, так как разновидностей змей у нас дома много... Поехали (восторг!!!), всё так сказочно,... и даже встреча с рыбой зубастой вызвала не страх, а трепет,... виртуальные санки притормозили перед красивым новогодним домом, там милая девочка (так реально!) то убегала, то догоняла нас с хлопушками... - в общем, прелесть - для детей. До конца остались мгновения... Санки снова останавливаются перед ледяной стеной, которая медленно трескается... И вот тут... Просто жуть... Выпрыгнули три дракона, а не змеи, и пытались с разных сторон цапнуть! Всё произошло так неожиданно, что Маринка вскрикнула в голос, задрав ноги. Нам хватило самообладания в секунды нежно закрыть глаза, засмеяться и в следующие секунды, переглядываясь уже с Маринкой, с восторгом проехать весь виртуальный маршрут до конца... Выходя мы продолжали восторженно, но не слишком, потрёпывая Маринку за плечи, оживлённо обсуждать, как здорово  мы прокатились. Маринка улыбалась во весь рот, соглашалась кивками, а в следующие минуты тащила меня за руку к столикам возле разнообразных миниатюрных фастфудов и кафе... А у меня внутри сумбур, который симптоматически проявился в нервной дрожи тела. А В всё сетовал, дескать, для чего делать такие совмещения образов для детей - ни логики, нм смысла, только погоня за адреналином в худшем проявлении, чем можно было бы это придумать. В общем, мы, исходя уже из сложившейся ситуации, поступили  правильно - просто не заострили внимание и не обсуждали.
Счастливая с шаром домой...
 
        А на следующий день...
       Лежу я на кровати, отдыхаю... И тут подходит моя Маринка с длинной резиновой змеёй и детским ножом ("готовила" она). Ткнув, играя, как бы с угрозой мне её в нос, напугала... А затем, предложив мне нож и растянув змею, произнесла с заботой и приглашением: "Мама, съешь змею"... Что тут скажешь?.. Проучила... Теперь пошёл бы урок впрок.






Детская галерея





Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

10 комментариев:

  1. Даже не знаю, что написать, ну не сильна я в детской психологии, все мне интересно, все вспоминаю себя лет двадцать назад...Как просчитать каждый шаг взрослому, как не наделать ошибок, ведь их тяжелей всего исправлять, ошибки нашего родительского воспитания или невежества?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте. :) Порой (мой пример) и вроде разбираешься, а ошибки невольно получаются. И, как видите, не об неожиданностях речь, коими наша жизнь изобилует, а о таких вещах, как, например, "знаешь, но не учитываешь". Вот я знала, как она реагирует на громкие звуки, но учла только её любовь к тиграм, а то, что рык напугает из уже имеющегося отношения к подобным звукам, не приняла во внимание. Знаю, что прежде чем ребёнку показать, надо самой посмотреть, а всё равно изредка попадаю на ситуации, когда жалею о своей халатной непредусмотрительности... Как вечно держать себя в тонусе?.. Но и правильно поступить в том или ином случае?.. Сколько читала, слышала много разнообразных страшных историй об утюгах. Так, у нас у Маринки долгое время в отношении него отсутствовало чувство самосохранения. Сложность заключалась в том, что во время глажки ей очень нравилось рядом играть на гладильной доске, выставляя игрушки, что, конечно, и мешало процессу, но и сильно опасались за неё... - приходилось откладывать, а это уже влияло на организацию потока домашних дел (ведь стремишься их делать, когда ребёнок занят игрой, творчество и т.п.). И вот однажды я решилась просто позволить ей едва дотронуться... Всё! Игры подобного рода прекратились. Мы поговорили, как это опасно, очень горячо и может быть очень больно. Малышка поняла. Даже играя впоследствии с куклами, гладит, а сама своим "дочкам" пальцем грозит, предупреждает их. :) А в статье мне хотелось через наш опыт донести, во - первых, о тех ресурсах, которые уже заложены в детях, которые они применяют интуитивно, во -вторых, показать спасительную силу ИГРОВОГО процесса. Некоторые виды проигрывания так и хочется порой приостановить, так как кажутся они нам, взрослым, жуткими (это я о своих впечатлениях по поводу кадров с лошадью и куклой), но важно вовремя задуматься и понять, почему ребёнок так играет и позволить это ПРОИГРАТЬ. Ведь Маринка всего два - три дня уделила этому сюжету, но, очевидно, ей это было необходимо. :)

      Удалить
  2. Екатерина, а я в детстве очень сильно боялась темноты и огня. Собственно, до сих пор где-то внутри этот страх еще сидит, несмотря на то, что уже скоро разменяю четвертый десяток! И к слову, когда была ребенком, часто видела во сне огонь или пожар и автокатастрофы почему-то... Сейчас такие сны не снятся... но в темноте, порой, бегут мурашки по коже...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, рада Вас видеть. :) Да, наши страхи в большей степени проистекают из детства, а потому причины остаются за "вуалью" прошлого. Детский психоанализ (да, и взрослый) через проецирование в игру или в творчестве как раз и помогает приоткрыть эту завесу. У Вашего "почему - то", безусловно, есть свои корни. :) А иногда и нередко страхи трансформируются. У нас с Вами похожие страхи, но мои появились чуть позже, при осознании, что я, в целом, ОЧЕНЬ боюсь физической боли (я её тяжело переношу - мы боимся часто того, от чего истинно страдаем), а огонь для меня - это как раз такой фактор, который провоцирует появление острого чувства страха. Кстати, при родах, например, я едва справилась с паникой (и в этом во многом заслуга врача и акушерки, которые, словно психологи (очень благодарна им за профессионализм и человечность!) беседовали со мной, говорили, не умолкая...). К слову говоря, тогда я поняла, что значит панически бояться, - до смешного: всё время умудрялась анализировать себя со стороны во время процесса. Но осознание своего страха для меня послужило панацеей, так как теперь изучаю техники, контролирующие боль и отношение к ней. А с появлением другого жизненного опыта, детей поле, на котором страх сеет свои семена, значительно расширило свои границы... Страх темноты часто проистекает из чувства одиночества и потери, а большинству из нас это приносит страдание, потому и боимся. Важно, знаете, как в книге про Гарри Поттера (автор Джоан Роулинг показала в данном случае удивительное знание психологии и виртуозно метафорично преподнесла это) найти свой "Экспекто патронум" - заклинание, для которого необходимо вспомнить самые счастливые воспоминания. :)

      Удалить
  3. А я вот уже и пятый десяток разменяла, а темноты боюсь....

    Кать, ну Маринка дает! Вот и не знаешь как трансформируется в маленькой голове все увиденное и прочувствованное. Насмешила....

    У Вани зубы меняться начали и он все зубную фею ждет. а потом меня спросил: мам, фее только зубы нужны? а зачем ей столько? у нее их наверно много...что она с ними делает?
    - В подарки превращает - нашлась я.

    Спасибо за интересный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, так и хочется написать: "Не бойся, не страшно, я с тобой!" :))) Да, никогда не знаешь, ЧТО станет первопричиной. Я рассказала о том опыте нашем, когда явно прослеживаются нотки страха, что проистекает из действительно опасных ситуаций. А вот, да, как вовремя понять возможность зарождения страха, как в случае с Ваней?.. Иногда очень незначительное, кажется, даже доброе и сказочное почему - то провоцирует страх. Кстати, я большой любитель "ужастиков" (хотя, не буду скрывать, для меня это сейчас источник изучения человеческих страхов - мне нравится анализировать, откуда и как - словно разгадываешь ребус или вместе с Эркюлем Пуаро, Шерлоком Холмсом или Дживсом и Вустером... ведёшь расследование), так, есть в моей коллекции и несколько фильмов про зубную фею... Так что страхи человеческие не "одиноки". Главное, ты права, вовремя найти правильный, ободряющий ответ, способный повернуть конструирование представления о том или ином явлении в правильное русло. :)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Екатерина Андреевна!
    Кадр с лошадкой, облепленной насекомыми, заворожил... Так и хотелось увидеть, кто пришёл на помощь лошадке и что стало с насекомыми! Маришка молодечик, храбрая!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, на помощь пришла "сборная солянка", а насекомые потом некоторое время сидели по клеткам. :))) Да, уж смелости ей не занимать! :))

      Удалить
  5. Очень бы хотелось, чтобы Ваш личный и бесценный опыт оказался полезным и нужным для читателей!!! Хотелось бы, чтобы присоединились к блогу не только узкие специалисты, учителя и воспитатели, но и обычные мамы... Надеюсь, что Детская галерея, хоть как-то в этом поможет, Катерина. Успехов!!! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Жанна, спасибо, как и всегда, за Вашу поддержку! :) Верно, хотелось бы разнообразных читателей. :) Надеемся, посмотрим, время покажет... :)

    ОтветитьУдалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!