среда, 4 февраля 2015 г.

Заметка о сенсорных ящиках

      
    Вот уже наш малыш начал проявлять открытый интерес и любознательность. Когда младенчество становится вот таким активным, для меня это созвучно фразе "малыш проснулся".
       И теперь необходимо как можно больше предоставить ему возможностей. А в чём эти возможности проявляются? Это разнообразный сенсорный опыт. Не надо никаких специальных заданий и упражнений для малыша, а вот богатая интерактивная среда приветствуется. А что подразумевается под богатством? Поскольку в основном деятельность какое - то время будет сконцентрирована вокруг процессов пересыпания и перекладывания, то и материал стоит подготовить такой. 

       Сейчас в ходу только крупное, что в рот не должно попасть, но именно сейчас и стоит позаботиться об организации пространства более сложного уровня. :) Пока есть в распоряжении пара - тройка месяцев.
       Первые опыты - это всегда близость и интерес к деятельности мамы. Как многие начинали с кухни? Пожалуй, все. :))) Только вот позволить крохе потрошить пакеты - это для особенно ценящих порядок и желание всё гармонично успевать весьма хлопотно...
      Сейчас, учитывая возрастной фактор малыша, я больше всех педагогических систем и технологий, размышлений и трактовок о естественном воспитании ценю технологию М. Монтессори. И в самой системе, и в пособиях (средствах реализации) заложена СВОБОДА! Вот что ценно, вот что важно! Сам дотянулся, сам выбрал, сам развязал - расстегнул - открыл, сам исследую свойства и качества предметов...
       В условиях большинства современных детских садов, где малышей в группе больше 20, как у нас. Это практически не достижимо. И воспитатели могут позволить себе лишь максимально безопасные элементы. Поэтому на родительских собраниях я особенное внимание уделяла тому, чтобы побудить родителей обратиться к своим резервам, к своему родительскому потенциалу в качестве домашнего учителя, друга, помощника в освоении красоты и притягательности тактильного мира.
     Итак, самое простое, что можно сделать - это обычные удобные пластиковые ящики, наполненные крупой, камнями, песком. А чтобы пересыпание стало ещё более интересным, добавьте небольших игрушек, более крупных камней, ракушек. Ведь поиск - это всегда интересно! Тем более игра в "прятки" - это одна из самых первых и доступных в понимании по своим "правилам" игра для малышей.
Дома я выставляла среди игрушек и один ящик...

Но гораздо более интересно исследовать на контрасте.


Дети (и дома, и в детском саду наблюдала), помимо исследовательской деятельности, с замиранием часто просто "прислушиваются" к своим ощущениям.
 
    То, что сенсорные ящики запомнятся, я убедилась на собственном опыте. :) Когда дочка подросла, я отнесла их к себе в детский сад. После рабочего дня я часто перед уходом домой брала кроху к себе в кабинет. И ведь по-прежнему наибольшим интересом у неё пользовались именно они.

В зеркале... Хотела поймать моменты увлечённости.





Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

20 комментариев:

  1. Катя, какой масштаб! Поразил объем коробок и их 3! Маринка такая малюсенькая там...Лапочка золотая....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, так хотелось, чтобы она прямо "ныряла" туда. :)) Ей очень нравилось по самый локоть погружаться - впечатления, видимо, богаче. :) Спасибо. :) Как красиво назвала - я её сегодня так и зову. :)

      Удалить
  2. А я подумала что это уже Кирюша (такой же рыжик) во всю играет, потом задумалась после Алениного комментария, а ведь и вправду, повязка красная на голове...
    Катерина, спасибо за статью, очень интересно, любопытно, нужно. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, :), Кирюшка у нас сейчас лысенький - так что мы не знаем, будет ли у нас ещё рыжее Солнышко. Да, и рано ему ещё в коробки. :)) Хотя активнее с каждым днём.
      Спасибо. :) Ценю Ваше мнение - педагога, у которого в закромах много сыпучего материала. Благодаря Вам, я и пробки собрала за два года - прилично получилось, и рис покрасила, а благодаря Алёне, камнями - "драгоценностями" обзавелась (в зоомагазине даже интересовались, зачем мне они в таком количестве :)) ). Будет теперь гораздо разнообразнее. :) Теперь вот голову ломаю об организации и доступности: конечно, как всегда надо придумать "трансформер" - чтобы и выложить - поиграть, а потом удобно спрятать.

      Удалить
  3. А я пока боюсь заводить такие коробки... Мой всё содержимое ест :*)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, а они такие :)))) - глаз да глаз!!! Я, безусловно, опасалась, впрочем, что сейчас изменилось?!!! :)))) Но всё равно считаю, что надо. Если уж сил нет на активный игровой процесс, то мне надо что - то придумать для проявления самостоятельности. Впрочем, малыши и сами её с лихвой себе обеспечивают. :))) Это я так, для услады и желания поучаствовать. :))

      Удалить
  4. Здорово! Я бы сама поиграла во все три коробки)))) Катя, а что за сооружение стоит за Маришой на предпоследнем фото? Присматриваюсь, но не могу понять.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, а я первое время и играла. :))) А сооружение - это дерево. Сначала я создавала его с другими целями (http://dopobrazovanierisovanie.blogspot.ru/2011/11/blog-post_11.html), но потом как - то жалко вот так сразу было от него отказываться и в утиль. :) Поэтому я его использую для антуража в сказкотерапии - открываем "портал" в сказочный мир через обращение к дереву желаний. А также оно создаёт некоторую атмосферу уединения, зону комфорта, когда ребёнку это необходимо.

      Удалить
  5. Да уж, кабинет что надо! Очень просторный и красивый, сколько там всего интересного! Сенсорные коробочки с разными наполнителями - это на все времена. Сегодня крупу в кастрюлю насыпала для каши "Дружба", так сын мой ,залез в нее и стал шебуршать в кастрюле руками " Вот это здорово!"- говорит. А малышам, им хоть целиком в коробочки залезай :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, а всё равно так мало! :)) Но жаловаться не буду, так как видела, какие уголки выделяют психологам...
      Про кашу "Дружба" и рассмешило, и отозвалось при воспоминании, что впоследствии стало с этим "первоначальным набором": пока такой большой поток детей за длительное время опускали ручки то в одно, то в другое - получилась как раз такая каша. :)) Не стала от неё избавляться, так как это даже поспособствовало "новому веянию". Копались в ней как - то двое детей и спрашивают друг у друга, а что это, а это... В общем, прятки и исследование на новый лад. :))

      Удалить
  6. Екатерина, зачиталась, засмотрелась, размечталась. Представила свою Милашку.
    Ваша развивающая среда просто поражает своим размахом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Милана оценит такие "игрушки" по достоинству. :)) Несколько дней назад отправилась я в магазин с целью просмотреть, что надо приобрести для Кирилла. Каждый раз, если что - то понравится, спрашиваю себя, что развивает и т.п. Без сомнения, есть очень даже стОящие для приобретения. Особенно среди деревянных. Но также поймала себя на мысли, что целый ряд можно изготовить самостоятельно, если посмотреть на их функционал. И вышла с мыслью, что надо то - то и то - то купить в продовольственном, ....в хозяйственном, ... зоомагазине, .... строительном. :))))

      Удалить
  7. Полезная статья! Забрала себе на стену.

    ОтветитьУдалить
  8. Я все никак не решусь сделать сенсорные ящики для своего младшенького. Наверное уже пора! Как-то переживаю о рассыпанных крупах и песке((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, а я вот погрузилась в Ваше экспериментирование - у меня старшая подросла для активного изучения мира. :))
      Про беспокойство пониманию, но без него, по - моему, нигде не обходится. :) Я постоянно сидела рядом, в сторонке - вроде занимается самостоятельно, но под моим бдительным контролем. Всё у нас и просыпалось: и песок, и крупа..., но не глобально - лучше, чем когда она мне рис растащила по кухне. :))) Пылесос в помощники. :)

      Удалить
  9. Вот только вчера словила себя на мысли, просматривая ленту в ИГ, что я, мама троих детей, и я не делала своим детям эти сенсорные ящики и коробочки... Дома наш папа все время блюдет за чистотой)))) Мелких деталей тоже опасаюсь - мелкий наш все время снимает колпачки с фломастеров и наложит полный рот..И как только в него столько помещается?!
    Но мне так понравились идеи, увиденные у других мам, что я решила все же сделать, ну хотя бы начать..В доме у меня так много всяких ящиков и коробочек, но все они заняты, все они при деле))) Я смотрю, у вас глубокие ящики... Мне почему-то кажется, что удобнее по высоте меньшие будут.. Исходя из вашего опыта, Екатерина, что скажете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня с чистотой в этом плане проще - по - моему, только я и заморачиваюсь. :) Все остальные, наоборот, как дети, доставляют с этим массу проблем. :))
      А вот опасение за мелкие детали - это реально и существенно. Я всё - таки в этом деле за осознанный контроль. Другими словами, это не та деятельность малышей, когда можно уделить время каким - нибудь своим делам... Это постоянный бдительный контроль. Для этого лучше найти малышу другое развлечение. И при всём этом необходимо и материал хорошо промыть, так как из пакетов... - столько " пыли"! Кирилл уже и сейчас в свои 4, 5 месяца с радостью, но ведь постоянно кулачки во рту...
      По поводу глубины. Вот Маринка до сих пор с удовольствием играет в песочные миры, кои я ей организовала. Но для такой игры, безусловно, необходимо, чтобы бортики были поменьше - иначе очень неудобно. Я в зоомагазине купила ёмкость для содержания ящериц (как - нибудь в блоге покажу) - она идеально подошла (и, к слову, именно в зоомагазине сети "Четыре лапы" я увидела богатый спектр, а ещё время от времени в магазине с фиксированной ценой можно обнаружить ценные экземпляры).
      Но вот именно с сыпучими, когда малыши, я всё - таки пришла к выводу, что лучше борта повыше (конечно, всё соразмерно ребёнку). Когда она копалась, то любила ручки погружать по локоть, постоянно что - то пересыпала и т.п. Но, мне кажется, это (и во многом) зависит от понимания, сколько потом убирать. :) Если это не проблема, то, да, конечно... :)

      Удалить
    2. Емкость для ящериц) - это интересно)
      Стоит посетить зоомагазин.
      До нас уже тоже понемногу доходят магазины с фиксированными ценами, -один я уже заприметила, но ассортимент не мой был)

      Удалить
    3. Татьяна, загляните. :)) В этих магазинах для детей, как ни странно, можно много чего интересного приобрести. :) А в магазинах с фиксированной ценой, словно на ярмарке, каждый раз ассортимент меняется, так что через каких - нибудь несколько недель можно закупиться целой корзиной, а порой действительно ничего не подходит. Я ещё всегда логику стараюсь включать, а не одни глаза. :))) Потому что порой за эту фиксированную цену можно приобрести то, что даже где - нибудь рядом можно купить в разы дешевле. :) Да, это и понятно - на этом принципе и построена их прибыль. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!