вторник, 10 февраля 2015 г.

Вальдорфская кукла

      
Изображение взято с "Вальдорфские куклы и игрушки" 






      Знаете, что меня просто унесло на волне вдохновения за последний (хоть и поздний) час? :) Это пост Елены Ладан, там есть в самом конце радость от того, что она может принять участие в совместном проекте "Кукла в вальдорфском стиле". Однажды я "услышала" мнение Даны Бар о том, что либо ты живёшь "по - вальдорфски", либо нет - совместить не получится (привожу произвольно, но то, что сама вынесла). Да, погружаясь в этот мир, действительно понимаешь, что система не приемлет компромиссов в виде "иноверцев". И я понимаю, что живу в той реальности, что вокруг меня, а, значит, и пластмассовые игрушки, масса техники... И тем не менее я давно влюблена в этот мир, за которым наблюдаю лишь со стороны. Всегда "точила" изнутри мечта обогатить свой кабинет психолога именно такими куклами - игрушками, сделанными своими руками.
        И вот, я думаю, пришло время, наконец, перенять всё - таки особенно ценные для меня "изюминки". Вы только вдумайтесь: лоскутные одеяла, глиняные мисочки, бесконечная игра, театр, свободное погружение в "домашний быт" с приготовлением пищи, вязанием..., удивительные игрушки, созданные своими руками... Ну, "рай" для мамы и не только. :) Конечно, повторюсь, я понимаю, что это лишь маленькие элементы, но они так приближают детей к "естественному", что, наряду с впитыванием идей М. Монтессори при создании развивающей среды своего маленького сына, я решила понемногу перенять и лучшие, доступные нам в потоке суеты и современности, моменты вальдорфской школы... Сейчас, я думаю, это особенно оценит дочка. В конце концов, я уверена, что путь по "течению" развития ребёнка - это самый благоприятный  выбор, который могут сделать родители. А это проявляется не в доминировании, а в направлении и соучастии, чему в большей степени способствует организация предметно - развивающей среды.
       Что такое вальдорфская школа? И что в ней такого привлекательного?
    "Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании." ("Школа Семи Гномов"
       Кое - что уже в этом направлении у нас дома делается: так, всё больше и чаще я стала приобретать деревянные игрушки. Когда Маринке уже исполнилось 4 года, я вдруг осознала, что у нас практически нет игрушек на батарейках со звучанием, а в раннем возрасте и не было вообще - это не специально, а скорее где - то на интуитивном уровне. Не скажу, что мне хочется совсем отказаться от этого сейчас, но приоритет есть. :)
Кстати, это наша коллекция матрёшек - сказок, о которой я недавно упоминала.
Добавила чуть позже... Это наши деревянные игрушки - дергунчики.

А какие праздники проводятся!...
   "Праздники в вальдорфском саду занимают особое место. Ведь эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Они проводятся в духе народных традиций. Детей не «муштруют» по заготовленному сценарию. Это настоящие праздники детской души, где дети, родители и воспитатели являются и гостями и хозяевами одновременно. Поэтому и делают они все вместе – украшают детский сад, прямо в группе пекут пироги, накрывают на стол, разучивают стихи, поют песни, танцуют.

      В вальдорфском детском саду, кроме календарных праздников (Нового года, Женского дня), существуют и другие праздники. Например, День Урожая, на котором делается костер из листьев, печется картошка, а каждый малыш получает в подарок корзину с осенними дарами. А в ноябре - праздник Фонариков – дети и взрослые, «вооружившись» самодельными фонарями отправляются на поиски клада, который припрятали гномы. На Рождество – спектакль о Чуде, свечи, яблоки и тихая музыка. После Нового года – Колядки, Масленица  - с трещотками, санями, хороводами, прыжками через костер, ну и конечно сжиганием чучела. На Иван – Купалу– гулянья на лужайке между украшенными березками, хороводы, костры.
Ну и конечно же, самый главный праздник для каждого ребенка – его День Рождения. Малыш может прийти в этот день в группу с родителями, которые расскажут о его появлении на свет и о самых интересных событиях из его жизни. Затем поздравления с Днем Рождения, подарки, хороводы, домашние угощения". ("Школа Семи Гномов") 
       Очень нравится концепция в отношении развития детей: "всему своё время". Что в моём случае не совсем нам подходит, так как цифрами и буквами мы (и не только мы - таков "уклад" наших современных детей) стали интересоваться уже сейчас. :))) Ведь "идём" за ребёнком и в той атмосфере адаптируемся, что вокруг нас. :) Но сама вот эта "звучащая" мысль об индивидуальности мне очень импонирует: никаких статусов, никаких оценок, наиболее полное раскрытие своих способностей - цель: избежать ощущения неполноценности. Для дошкольников это очень важно, когда "Я - концепция" только формируется, очень хрупка. 
      Минусы есть, но они только для тех детей, кто непосредственно посещает вольдорфский сад, я думаю. А вот использовать потенциал хотя бы отдельных элементов вполне допустимо и только в плюс гармоничному развитию. :)
       Таким образом, я решила научиться шить! :)) "Да..", - подумала я сначала с некоторой завистью и сожалением, - "Какие замечательные игрушки, КУКЛЫ". Я не очень люблю иголку с ниткой, но ведь увлекло шитьё пальчиковых игрушек... Может, и в этом случае я получу возможность обогатить и домашнюю игру, и в детском саду предметно - развивающую среду вальдорфской куклой (особенной педагогической куклой, созданной по мотивам народных и призванной гармонично влиять на развитие). Очень уж понравилось, что создаётся она из всего натурального. :)
"Жили - были куклы"

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

13 комментариев:

  1. Катя, очень созвучны твои мысли с моими....
    Удачи тебе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, уверена, что у педагогов - психологов часто так - "живём" и чувствуем схожим. :)

      Удалить
  2. Катя, а я читая Ваш пост, стала ещё счастливее! Мне повезло, я была в вальдорфском детском саду и своими глазами видела все то, о чем Вы писали. Также была на недельнлм семинаре, посвященном вальдорфской игрушке. Больше всего меня поразили люди:воспитатели, родители, дети, а ещё сказки и их инсценизация. Это чудо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, у Вас замечательная мотивация к профессиональному саморазвитию. :) И, как поняла, возможности есть - это здорово! Я перед декретом тоже себе составила план мероприятий, семинаров - тренингов и т.п. - благо, Москва близко с её возможностями. Среди запланированного было и знакомство с вальдорфской системой, но пока :)) пришлось немного всё это отложить. Решила, что в следующем году до выхода на работу я всё - таки более плотно возьмусь за своё образование. Конечно, система у нас сейчас меняется, и я до конца ещё не знаю, останусь ли в сфере дошкольного образования (время покажет! :) ), но изучить и познакомиться с тем, что интересно, хочу. Мне очень нравится, что Вы своими обзорами - зарисовками стимулируете на это. :) Спасибо. :)

      Удалить
  3. Катя, думаю кукла получится с душой!
    Я тоже присматривалась к идее пошива, но похоже сейчас это не ко времени. Удачи в реализации планов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А еще восхитилась коллекции матрешек! Я хочу себе тоже какую-нибудь матрешечную сказку.

      Удалить
    2. Ольга, а вот это "не ко времени" я тоже обдумывала, но в моём случае, хоть и напряжённо бывает, но сейчас очень к месту. :) Я вот сейчас озабочена теневым театром (а твоё творчество ещё больше как - то подстегнуло), так как никак у нас не получается читать сказки на ночь (а Марине это просто необходимо), так как Кирюшка укладывается дольше, капризничает, свет мирному засыпанию никак не способствует. Вот и решила перейти на теневой театр на потолке. :) Потом два дня назад принесла всякой - всячины из магазина "для огородника" - фантазирую развивающий мир огорода на окне (кстати, всё - таки надеюсь на пост в этом направлении от тебя). :) Доделываю пальчиковый театр "Красная шапочка" (а в проекте ещё сказки...). В общем, кипит и бурлит. :)))) Но ещё я просто фанат организации игровых миров и сюжетно - ролевой игры - изобретаю быстрые конструкции, чтобы было интересно, а потому идея с вальдорфской куклой мне очень пришлась по вкусу. Теперь бы стойко держаться поставленных задач, вдохновение сильное, а вот сил и времени хватило бы. :))) Приятно, что тебе понравилась наша коллекция. :) На неё обратила внимание моя мама, она же стала выписывать матрёшек по каталогу - а мне, так, вообще подспорье большое. Очень помогает при рассказывании стимулировать интерес. :)

      Удалить
  4. Екатерина, как здорово! Много идей, которые мне очень импонируют. Думаю, что, когда все-таки появится у меня потомство, перечитаю этот блог "от корки до корки"! Потому что нашла здесь море полезностей!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Катюша, вот уже не первый раз "слышу" про вальдорфский детский сад,школу, вальдорфскую педагогику. И что в ней такого привлекательного, повторяю Ваш вопрос, понимаю, все больше цепляет. Пора изучить по полной...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте. :)) Да, вальдорфская педагогика очень интересна! Очень жаль, что она несёт в себе некоторую изолированность от окружающего. Существенно не хватает преемственности с нашими аспектами образовательной системы. Впрочем, если подойти "с умом", я думаю, всё возможно. :) Однако это больше очевидно для школы. Для дошкольника плюсов очень много! И снова есть минусы, конечно. :) Ведь требования к первому классу такие, какие вальдорфская педагогика практически исключает (я имею в виду интеллектуальное развитие). Не даром говорят, если посещаешь детский сад по М. Монтессори, то и школу стоит выбрать такую же и т.п. Везде оптимальна для гармонии преемственность. Однако ничего не мешает применять отдельные элементы, особенно, когда они ТАК ХОРОШИ! :))

      Удалить
  6. А в печальке :(, я только слышала и читала о вальдорфской педагогике, хочуууууууууууу на обучение, семинар, на курсы, в школу, сад...... хочу саморазвития :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, я бы и сама с удовольствием хотя бы на экскурсию. :) Но решила начать с малого - пошив куклы, думаю, повернёт "колесо желаний" в необходимую сторону. :)
      Кстати, галерея, в которую надо включить пост с необходимыми материалами, будет открыта до завтра включительно, так что ещё есть время. А по ссылке, что я указала в конце (название "Жили - были куклы" кликабельно), можно посмотреть список того, что надо. Может, надумаете присоединиться. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!