пятница, 13 февраля 2015 г.

Питательная тарелочка - арт - терапевтический приём, чтобы хорошо кушать :)

      
      Наконец, я добралась до того, чтобы поделиться и рассказать об одном из арт - терапевтических приёмов, который интересен будет для тех, у кого дети не любят кушать. :) Почему "наконец"? Давно надо было, но из - за многочисленных хранителей информации я просто потеряла фото. Теперь после разбора объёмного архива я их обрела снова. :)
         Но начну немного со стороны, но не издалека, а близко. Подходит ко мне моя коллега - воспитательница М...К... и говорит: "У нас проблема..." Речь шла о девочке, которая вроде и кушала хорошо, но избирательно. Скажете, в чём же проблема, если у каждого из нас свои предпочтения? Да, но сложность была в другом - маме это было не "по духу". Малышка, будучи совсем крохой, кушала всё, а потом вдруг то кашу не стала есть, то одно, то другое...
     Попросили психолога посмотреть... К слову говоря, уже при первых объяснениях и рассмотрении ситуации со стороны, стало ясно, что проблемы и нет. Что меня очень порадовало, так это грамотное поведение воспитателей. Уже с самого первого обращения мамы они выстроили очень конструктивное общение, впоследствии успокоив родителя.
       "Не ищите проблемы там, где её нет",  - так нам цитировала известную мудрость наши преподаватели психологии. Но запрос есть запрос и откликнуться мы обязаны и, в том числе, для того, чтобы убедиться и убедить, что всё хорошо и волноваться не о чем.
        Девочка "говорунья", очень общительная. :)
    Я наметила ряд встреч - от 4 до 5, если всё - таки возникнут у меня вопросы и неопределённость. Все они были связаны с созидательным творчеством на фоне беседы и с проективным рисунком. 
    Я не всегда применяю эту методику целиком, а чаще именно элементом, выбирая конкретное изображение или их цепочку. Вот и в этот раз понадобилось только одно.
В домашних условиях не используйте - лучше к профессионалу. :)
   В рамках беседы, примерные вопросы которой Вы можете найти по ссылке, ничего страшного не обнаружилось, никаких "проблемных узлов". Кстати, дома можно посмотреть и рассмотреть сказки с акцентом на еде, например, "Горшочек каши" Братьев Гримм, рассмотреть и побеседовать по иллюстрациям в книгах - это поможет понять внутренний мир малыша и с пониманием отнестись к его предпочтениям в еде. Конечно, оговорюсь, что это касается тех случаев, которые близки по описанию к тому, что я сейчас привожу в пример. Но как часто происходит именно так!
    ...Спрашиваю, любит ли она играть в повара, а, получая, утвердительный ответ, предлагаю перейти к песочнице - будем "готовить". Спрашиваю, нужна ли моя помощь, получаю улыбчивый отрицательный ответ. Сажусь позади (с блокнотиком... и есть возможность немного заснять процесс и даже сделать видеосъёмку ответов для архива и показа родителю при необходимости) - девочка начинает увлечённо "готовить", всё больше погружаясь в процесс. Пытаюсь выяснить отношение к еде, её предпочтения... Всё хорошо: покушать любит, любит и маме помогать (при этом очень словоохотлива), но вот только не очень любит кашу, молоко, а мама готовит, заставляет и переживает, что не ест... 

     В общем на этом мы и становились. Следующие встречи потеряли свою необходимость (я бы провела, конечно, но на тот момент была слишком загружена завершением дел за год и подготовкой к сдаче всего перед длительным отпуском). Среди запланированного были два арт - терапевтических приёма: коллаж (или альбом - на выбор ребёнка) из вырезок "Моё самое вкусное и самое любимое". Часть изображений готовится заранее, а другая предлагается в виде старых журналов (кому важно, оговаривайтесь, что с красивыми книгами такого делать нельзя - вырезать), где ребёнок ищет образы любимых блюд и то, что "ему могло бы понравиться, если"... (тема - мотив для беседы с ребёнком).
    Если это в рамках возможностей родителя, то можно, безусловно, (я очень за такие моменты!) совместно устроить, например, "Праздник бутерброда", а при встрече с психологом (или дома потом :) ) обсудить это с просмотром фотографий - хороший совместный настрой на еду, в целом, через образы так же важен, как и настрой - аппетит непосредственно перед приёмом пищи. :)
      Что - то подобное мы организовывали с родителями малышей, когда подняли вопрос о том, в каком виде надо подавать еду, чтобы даже непривлекательные для детей продукты вызвали интерес и желание попробовать.
      Кстати, есть интересный другой вариант, особенно если не полениться и подготовить разнообразные вариации для аппликации (или готовые вырезки, или то, что поможет создать творчески образ) на тарелке. На одной из встреч с родителями мы делали аппликацию с яблоками - это как пример.
     Когда я готовилась в прошлом году к встрече по данной теме, то искала интересные идеи, о которых делилась уже. Одна из них впоследствии перешла в разряд дидактической игры с детьми раннего возраста и арт - терапевтического приёма с детками постарше (это как раз второй из запланированных арт - терапевтических приёмов). Это "Питательная тарелочка" (название выбрано произвольно, чтобы просто отразить суть).
Вот мотиватор идеи. Надеюсь, что мне удастся её приобрести. :)
     В раннем возрасте - это игра на развитие мелкой моторики - перекладывание. Но не просто акцент на действии, а уже с творческой направленностью.
     Как видите, создание просто. Не замысловатое, но забавное личико. Я его нарисовала гуашью, отсканировала, а потом разместив на странице в Word (сколько поместится), распечатала необходимое количество (можно, соответственно, и в других программах всё это сделать). Приклеила на обычные пластиковые одноразовые тарелочки.
    Вариант творческой игры был опробован на родительской встрече. Конечно, можно заготовить горох, макароны, рис... и т.д. Воспитатель предварительно с детьми сделали из пластилина оливки, горох (а для бОльшего количества воспитатель налепила ещё сама :)) ). Мы в тот раз побоялись слишком большого разнообразия из - за ограниченности места на столе. Да, и цель была: показать сам приём игры.








     Вот такая игра: интересно и полезно. :)

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

19 комментариев:

  1. Как интересно и полезно! Катя. спасибо за эти приемы!

    ОтветитьУдалить
  2. Катюша, спасибо за такой интересно-познавательный рассказ, замечательные фотографии. Чудо, настоящая сказка. Расскажу о Ваших рекомендациях знакомым, в семьях которых есть проблемы с питанием малышей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо. :) Расхвалили. :)) А приёмы действенные - проверено! :) Поэтому их надо держать "на вооружении".

      Удалить
  3. Тарелочка просто поразила- обязательно воспользуюсь, предложу родителям чьи дети плохо кушают. Всегда нахожу что-то интересное и полезное у вас в блоге!!! СПАСИБО Екатерина!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кристина, очень рада, что заглянули. :) Когда увидела фото "идеи", то сразу стали зреть мысли о дидактике и т.п. Ведь потенциал какой! :)

      Удалить
  4. Вот бы мне всё это знать, когда растила собственного малоежку) А тарелочку с личиком или грузовичком и пр. легко нарисовать на прозрачной тарелочке для безопасности акриловыми красками или специальными маркерами снизу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Дмитриевна, у меня как раз такая малоежка растёт, а второй малыш, похоже, такой же. :) Уже изобретаю новые идеи - всё - таки это "материнское" накормить никак не искоренить. :)) Про акриловые краски очень верное и полезное дополнение! Но у меня тогда дома их оказалось крайне мало, да, и на такое количество детей... Но дома, без сомнения, более долговечный результат. :)

      Удалить
  5. Ух, ты! Не успеваю я сделать новые игры, как вижу новые, которое прямо руки чешутся сотворить). Спасибо! Замечательная игра, думаю, что мы ее воплотим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, у меня схожее ощущение. :)) Я постоянно что-то беру в закладки, скачиваю. Вчера просмотрела и ахнула - СКОЛЬКО! :)))) Но это просто здорово!
      Я рада, что идея приглянулась -игра действительно незамысловатая и дети, как правило, с охотой "украшают" личико. :)
      У меня даже возникла мысль сделать такое с реальным нашим фото в мастерской. Думаю, идея крохам понравится - себя украшать. :))

      Удалить
    2. Точно! Себя украшать вдвойне интереснее!

      Удалить
  6. Екатерина, игры конечно класс), но с моим малоежкой такое не проходит - да, он поиграет, но до нелюбимых продуктов даже во время игры не дотронется. Все вынюхает и уйдет, сказав "я не голодный, не любу это..."
    Сам в игре готовит все и меня этим кормит, но мою еду ест избирательно (без мяса, овощей, даже суп через слезы)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, у меня такие же "выкрутасики". :)) Но доказано, если в такие игры играть систематично (конечно, я имею в виду направление одно, а материалы, игры, разнообразны), то аппетит будет расти вместе с любопытством. Жаль, конечно, что данная игра не панацея. :)) Мне с Мариной действительно тяжело: мы только сейчас как месяца два, наконец, стали мясные котлеты есть (да простят меня вегетарианцы и веганы - взращена на фермерском хозяйстве, в мыслях так и не определилась, требовать ли это от себя и семьи... С развлечениями с животными - да, а вот с едой - пока нет...), а так ни в какую. Но я никогда сильно не переживаю. Голодной не останется, а время придёт. :) Но то, что мясные котлеты она начала есть только после того, как самостоятельно при бабушкином участии приготовила фарш - о многом говорит. :) Тут, видимо, надо плавно, более - менее регулярно, а часто не достаёт именно этого усердия.
      А про "вынюхает" позабавило - вспомнила своего мужа. :))) Он говорит, что запах в еде так же важен, как и вкус - редко даже станет пробовать то, что ему не нравится по запаху. Смеётся, что дети, видимо, в него. И считает это хорошей привычкой! :)))))

      Удалить
  7. Екатерина, спасибо за простые в реализации приемы! У меня дочка тоже малоежка. Почему-то мне в голову не приходило, что игры в приготовление еды стимулируют пищевой интерес. Как обычно все гениальное просто!
    Ваш пост навел меня на мысль о том, что некое улучшение нашего аппетита связано с ролевыми играми в которых мы готовили и кормили. Попробую улучшить результаты ).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, Вы так ёмко облекли в слова то, что я хотела донести. :) Да, приготовление пищи, игры (особенно ролевые) - это мотиваторы. Конечно, не всё и не сразу может подействовать, но ведь и "малоежки" наши каждый со своим миром, желаниями, особенностями. Главное, без напора, а именно играть, интересоваться, исследовать, творить. Вот, например, мы с Маринкой порисовали блинами (http://psychologistsgarden.blogspot.ru/2015/02/blog-post_11.html), так, она впервые всё съела, а до этого лишь надкусывала по чуть - чуть и редко когда доедала. :)

      Удалить
  8. А мой малоежка еще и эстет - если делаю ему на тарелке красоту, особенно очеловеченную - отказывается есть напрочь. Жалко ему, видите ли, человечка или жучка :))))) он из-за этого и пирожное Барни не ел долгое время )))))))
    Но идея с макаронами и совместным родительским занятием отличная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, вот с такими казусными вопросами и родители порой обращаются. :))) И я сама, не подумав, однажды столкнулась с подобным. На день рождения Маринки в три года мы заказали торт в виде мишки. Когда принесли эту красоту, у взрослого "поселения" квартиры в голове засел вопрос: и как это есть? Ведь мишку пришлось просто расчленять... Мне кажется, что в таких случаях надо искать компромисс (это я не про мишку). Вот такая тарелочка как раз он и есть, так как мы не "выедаем" глаза, не съедаем ноги и т.д. и т.п. Здесь всё более "миролюбивое". :)

      Удалить
  9. Это невероятно просто и увлекательно! Сколько мне предстоит еще всего изучить! Но чему я очень рада, так это тому, что мы с Иваном всегда едим по аппетиту и с аппетитом)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анастасия, это счастье, когда с малышом так. :) У меня первая дочка - это изобретатель по причинам, почему она не хочет есть. :)))) Сейчас подрастает второй малыш, а я как - то уже подсознательно была готова к трудностям. Поэтому когда сейчас кроха требует кушать, я в первые секунды очень удивляюсь -так не привыкла к такому поведению. :))) А спасают меня как раз разные ухищрения: блины Марины начала есть, когда стала их сама готовить под моим руководством, лук, когда растили с ней на окне и сама срезала; пробует новое в каких - то игровых - исследовательских моментах. :))

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!