воскресенье, 15 февраля 2015 г.

"Семейный очаг" - психологический занимательный АРТ - ТРЕНИНГ

        В "кухне" педагога - психолога, как и в реальности у шеф - поваров, всегда идёт процесс над созданием нового "блюда". :) Под "блюдом" я имею в виду создание рабочих программ, разработку психологических тренингов или адаптацию под каждую конкретную группу имеющихся собственных или изданных в профессиональной литературе.
   В детском саду мы ориентируемся на возраст, особенности взаимоотношений между детьми и другие нюансы.
    Однако функция психолога гораздо шире. Она не только заключается в сопровождении проблемных ситуаций, но гораздо чаще и в большей степени это функция соучастия в образовательном процессе.
       Ещё в 2010 году я начала работать над темой проекта с кратким названием "Дом с улыбкой". Эта тема рассматривается мною и моими коллегами - соучастниками с разных сторон: и философской, и психологической, и педагогической, и экологической, и с точки зрения "системы", и в "домашнем" восприятии и понимании, что, без сомнения, субъективно, но важно.  Мы много сделали, а ещё больше "наразрабатывали" :))) (задел на будущее воплощение - ведь часто вдохновение теряется, когда идеи заканчиваются, а в данном случае, как "из рога изобилия" :))).
     Сегодня я хочу поделиться с Вами идеей и воплощением в рамках проекта психологическим занимательным арт - тренингом "Семейный очаг". 
    В 2012 году мы даже отсылали его на конкурс, что был организован на сайте "Педагогическая планета", и заняли почётное второе призовое. :) Конспект и презентацию к нему можно посмотреть ЗДЕСЬ.
        Применив его в действии, я была довольна, но с одним заданием - про дом с разных точек зрения - мне пришлось основательно отойти от первоначально задуманного. И не столько пришлось, сколько я его "увидела" иначе.

Ход игрового упражнения: Рисование «Домика из кубиков» (вариант О.Н. Саранской "Психологический тренинг для дошкольников "Давайте дружить!". - М., 2008)

       Дети строят домик из разноцветных кубиков и садятся вокруг него. Психолог раздаёт им бумагу для рисования и фломастеры и предлагает каждому ребёнку нарисовать ту часть дома, которая видна ему лучше всего.

       Звучит аудиозапись спокойной музыки.

       Дети выполняют задание.

      По окончании рисования проводится обсуждение работ, в ходе которого психолог обращает внимание на их сходство и различия.

      Затем психолог говорит:

    - Как же так получилось, что все мы рисовали один и тот же домик, а рисунки у всех разные?...

     - Если смотреть на один и тот же предмет с разных сторон или, как говорят, с разных точек зрения, то и видно будет по – разному. Попробуйте посмотреть на домик с точки зрения другого человека.

      Психолог делит детей на пары, предлагает напарникам поменяться местами и нарисовать домик с позиции своего партнёра.

    Во время выполнения задания дети могут переговариваться друг с другом, задавать вопросы:

- А как ты это видишь?

- А как ты считаешь? И т.д.

       По окончании сравниваются работы детей, которые рисовали домик с одной позиции.

        
     Я данное упражнение поменяла полностью. Объясню. Оно чудесно - это раз, я его обязательно воплощу в жизнь, так как оно БОЛЕЕ, чем вписывается в формат проекта "Дом с улыбкой, - это два. Но на тот момент мне захотелось чего - то менее трудоёмкого для детей. Я захотела отойти от рисования с правилами, которое могло поспособствовать возникновению напряжения, а моя задача была - это психологический занимательный арт - тренинг. Уже поняли при прочтении первого варианта, что расслабиться не получится. :)
      Так возникла идея вот такой конструкции, которую мне помогли воплотить в жизнь наш мастер на все руки Николай Васильевич и всегда поддерживающая меня методист Светлана Евгеньевна (просто не могу не выразиться слова благодарности :)).
    Это дом (что очевидно) с планками - полочками внутри. На каждую "полочку" мы расположили по три блока, изготовленные из толстого пенопласта (образ блоков - кирпичиков). На каждый блок наклеен плотный лист для рисования. На последующих фото будет возможность лучше разглядеть.
       Эту конструкцию я и в дальнейшем использовала в работе (надеюсь, что за время моего отсутствия она никуда не пропадёт - ведь всякое бывает... :) ).
      А идея задания такова. "У каждого из нас дом - это что - то своё: яркие воспоминания, которыми мы делились с близкими, наша семья, наши мечты, это что-то своё... Дом - это целый мир, наш мир. Каждый кирпичик в нём - это важная составляющая. Давайте попробуем сделать "свой" дом. Каждый из Вас изобразит своё представление о доме на отдельном "кирпичике", а, соединив, мы приблизимся к пониманию, что в разнообразии мнений, взглядов мы всё равно близки. Так и в семье. Это то, чем мы делимся возле "семейного очага", даря поддержку друг другу. Так дом становится целым миром".
       Фото, расположенные ниже,  - это показ аттестационного занятия. Поэтому они такие праздно - парадные. :) Зато хорошо отображают сам арт - терапевтический процесс (его вариант).


















    


Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

19 комментариев:

  1. Катя, я так рада, что у тебя есть возможность так плотно заниматься блогом! Спасибо тебе за идеи и твое мастерство! Твой вариант задания мне ближе. ПУсть великолепная конструкция сохранится! Ты красавица!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алёна. :) Это не столько возможность, сколько бессонные ночи. :)) Думается мне, что когда всё немного устаканится, придёт аппетит на сон и я буду реже писать. А сейчас перебираю архив и навожу порядок в папках и документах - года этого не делала! Вспоминается, как и что. Безусловно, думается, что стоило бы писать по "сырому", но вот когда на блог совсем не было ни времени, ни сил (на руках галыш - малыш, семья, дом, работа...) Эх, я сейчас смотрю, как некоторые девочки выпадают из канвы блоггерской активности и очень это понимаю. :)

      Удалить
    2. Кстати, про "красавицу". :) Спасибо. :) Вспоминаю те дни и радуюсь, что изобрели косметику. Несколько бессонных ночей, волнение, да, ещё Маринка прямо в ночь перед аттестацией сильно заболела с высокой температурой. Помню перед этим беспокойством страх перед аттестацией совершенно пропал. :)))

      Удалить
  2. Катя, какая чудесная техника в строительстве общего дома! Очень часто педагогу, психологу приходится модифицировать методику так, что от нее в итоге остается только точка отталкивания))) Здорово вышло и наглядно.
    Хотя и за методику домике о точках зрения тоже спасибо! Я веду курс обучения исследовательской деятельности, пытаясь выстроить работу в ключе игрового тренинга. У меня методика Саранской сложилась в ассоциациях с притчей о мудрецах и слоне. Выведу детей, поставлю вокруг школы и пусть со своей точки опишут-зарисуют за несколько минут все, что увидели. А потом в обсуждении и выйдем на значение точки зрения в науке)))
    В общем, СПАСИБО, Катя, что натолкнула меня на свеженькую мысль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, мне это упражнение и понравилось своим тонким и важным смыслом "разных точек зрения" - я потому и обратила на него внимание. Рада, что и тебе приглянулся "механизм". :))
      А про отправную точку ты верно подметила - мне, так, всегда что - то хочется переиначить. :))

      Удалить
  3. Вот это да!!! Класс!))))
    Чудесный тренинг! Знаете, думаю он полезен и взрослым... Недавно пришла в голову мысль сделать мини арт-тренинг со своими домашними... Свёкор удивился, чего это мы с малышом рисуем, ведь это в столь раннем возрасте"ума не прибавляет"))))) я чуть сознание не потеряла! Но тут же вспомнила, сам то дедушка наш был многого лишен в свое время))) нужно наверстать!)))) теперь знаю как;-) СПАСИБО!))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, вот не стала я дописывать в конце поста о том, что и дома такое можно запросто - очень интересно для всей семьи (с некоторой адаптацией - модификацией, конечно). :) А Вы меня опередили, попав почти в "точку" моему потоку мыслей. :)
      А разные поколения и отдельные жизненные истории наших домочадцев часто идут в разрез нашему восприятию в вопросах развития и воспитания. Сама через такое прохожу. :)) Но не мешают же. :))
      P.S.: Евгения, у меня с трудом получается на "Вы" (и вовсе не из неуважения), может, на "ты"? А то я действительно боюсь, что время от времени буду переходить на него, "забалтываясь". В этом я, словно ребёнок, который "тыкает" взрослому, потому что он ему очень нравится. :)

      Удалить
    2. Катюша, конечно!!! Я только "за"))))) :-D

      Удалить
  4. Здравствуйте, Катюша. Я, наверное, самый немногословный комментатор, но читая всегда с удовольствием Ваши "размышления" и "мысли вслух", принимая Вашу точку зрения, понимая, что мне сложна психология именно дошкольного и младшего школьного возраста, всегда ропщу: "Где есть такие КАДРЫ? Где найти в школе настоящего психолога, чтобы тАААк работал!"
    Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, что Вы, Анна Борисовна. :) Я Вас уже жду. :)) Я думаю, что азарта профессионального у многих психологов можно найти. Тут дело в другом. Когда четыре года вела методическое объединение педагогов - психологов, то столкнулась с видимыми примерами большого разочарования и эмоционального выгорания - к сожалению, при всей интересности профессии многие себе рисуют "ажурные картинки", а реальность - это дефицит материалов, огромное количество бумаг, трудности с кабинетом, позиционирование педагога - психолога в коллективе трудно даётся, взаимодействие с родителями, почти обязательная помощь в решении конфликтов, а ещё обязательно требуют, чтобы принимали "с улицы" (я однажды после такой консультации с работы ушла в девятом часу...). Все те же трудности, что встречаются, думаю, и у Вас. :) Но у многих, что скрывать, такую "концепцию" рабочего времени домочадцы не принимают. У меня точно (поверьте, при сильном профессиональном интересе - особенно про случай, приведённый в пример) сердце не на месте было: мужу я ещё что - то доказывала, но в такие периоды действительно страдал мой ребёнок.
      Недавно прочитала очень интересную статью о школе мечты (http://boysmom.ru/shkola-kotoraya-mne-snitsya/) и при всём том, что у меня многое отозвалось пониманием и желанием, какое - то внутреннее противоречие возникло о доступности в любое время... Вам, очевидно, это очень хорошо знакомо. :) В общем, не все с этим справляются, а многие делают выбор в пользу семьи.

      Удалить
  5. Как замечательно удалось обыграть вот этот личный взгляд на одно и то же. Ваш дом получился просто восхитительным! Очень интересная задумка и воплощение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, спасибо за похвалу нашей изобретённой конструкции. :) А приём действительно хорош. Вариант Саранской интересен даже просто по той причине, что его можно применить и для азов показа рисования объекта с разных позиций. Сначала это сложно - подметить детали, перспективу - особенно ребёнку. А вот с цветными кубиками, где разница будет только в расположении, - довольно показательно и доступно.

      Удалить
  6. Катя, чудесная техника поиска смысла "разных точек зрения". Спасибо за подсказку: появилась идея провести тренинг с педагогами (ведь очень часто психологи и учителя по-разному видят неуспевающего ученика, что называется с разных сторон - для учителя он "двоешник и хулиган", для психолога "ребенок с особенностями и своими достоинствами".
    P.S. Катя, сама я блоггер еще очень "зеленый", неопытный...Заходя к Вам в "гости", вижу к чему можно стремиться :-))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, рада новому знакомству. :) Ирина, я не смогла через гаджет ПЧ найти Ваш блог (нет ссылки). Может, оставите адрес? :)
      Я просматриваю комментарии и радует тот факт, что каждый увидел "свою" точку приложения. Да, у упражнения богатый потенциал: можно применить в разной аудитории и с другими составляющими, оставляя главный смысл. Ваш вариант полезен будет и дошкольникам, так как, по опыту (в этом Вы очень правы), педагоги и психологи видят детей по - разному (не всегда, но часто). Наша задача состоит в том, чтобы увидеть, раскрыть и "обнародовать" лучшее, чтобы внести уверенность и взаимопонимание, способствовать конструктивному общению. :)

      Удалить
  7. Спасибо, Катя за идею, за мастерство. Хорошая, добрая игра-проект.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина. :) Да, хотелось, чтобы именно "доброе" представление закрепилось. :)

      Удалить
  8. Катя, здравствуй!
    Продумываю мероприятия для "недели психологии". И очень привлек твой проект дома :)
    Загорелась, хочу повторить у себя в саду. Спасибо, что делишься идеями!

    ОтветитьУдалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!