среда, 4 марта 2015 г.

Мой первый год психологом - мои откровения :)

   
   Сегодня будет очень много текста - истории обо мне. :))
   На прошлой неделе я получила необычную для себя просьбу. :) Мне написала Дарья. На почту часто приходят письма с просьбой помочь в организации того или иного в психолого - педагогической практике. Не всегда, конечно, особенно сейчас, получается оперативно отвечать. Это требует не только времени сесть и ответить (на это ещё получается его выделить), а вот выслать материалы практической деятельности, когда необходимо, например, сделать фото документов, которые пишутся от руки,  - это сложность. Или, например, добыть примеры конспектов, которые остались на работе... Так как, что очевидно, дома я их не храню, а до работы ещё надо не то, что дойти, а вырваться :))) - всё - таки младенец в доме диктует своё. :) 
       Однако я всё равно буду стремиться в силу своих возможностей. :) Только время, конечно, в данном случае - это не тот аспект, на который Вы можете положиться. С этим надо считаться, если есть всё - таки желание ждать.
      Но вернусь к Дарье. Первый раз меня попросили вот так прямо написать о том, как у меня прошёл первый год в детском саду. В диалоге комментариев, через конкретное описание отдельных моментов практики, многие, я думаю, уже могли иметь представление о том, что и как было. Но здесь, я думаю, если, Дарья, я правильно поняла, хотелось узнать именно о том, а получалось ли всё, какие были эмоции, что чувствовалось, как переживалось... :)

   Я несколько дней просто пыталась вспомнить. Это был период, когда я мало фотографировала, когда много хотела и делала много, что не касается конкретно деятельности психолога... Потому у меня было замешательство... Попробуй разделить и выделить, когда всё воспринималось единым целым, а сознание своей профессиональной деятельности, позиции, роли, значимости было во многом иным, нежели это воспринимается мною сегодняшней.
      Я закончила свой университет в июле, получив совершенно неожиданно красный диплом. Неожиданно, так как никогда не была примерной ученицей :), я нередко задерживала сдачу работ, могла пропустить экзамен... Но простите и спишите на молодость. :) Училась я, тем не менее, увлечённо, по вдохновению, а потому могу действительно похвастаться тем, что мне удавалось сдавать экзамены с лёгкостью, удивляя преподавателей. Училась я экстерном среди тех, кто получал второе высшее образование. Мне пророчили трудности, так как я сразу после школы, а под конец сказали, что всё легко далось только потому, что я сразу после школы. :))) В общем, на всё делались заключения. 
       После обучения я не стала оставаться в крупном городе, а вернулась домой. Не все поняли этот шаг, но я в этом плане боязлива. При обучении нас делили на выбор по нескольким направлениям - основные: юридическая психология и психология развития с пометкой "Психолог. Преподаватель психологии". Я с интересом следила за дипломными проектами тех, кто определился с юридическим направлением, но уже точно тогда понимала, что суды, общение с заключёнными и  т.п. - это даже близко не моё. И пошла я по знакомому сценарию - в семье много педагогов. Это знакомо, но ведущим и определяющим стало желание работать именно с детьми. Тем более что за годы учёбы я работала в детском саду. Несмотря на то, что я уже тогда насмотрелась на все минусы (я имела о них чёткое, определённое, без прикрас представление), я решила, что буду работать именно в детском саду.
       Мне приятно, когда мне говорят, что с таким азартом надо двигаться дальше (и я имею в виду не столько рангово - должностное повышение, сколько вариации на тему больших городов, организаций, где можно развернуться трудоголизму :))) ). Не знаю, как у Вас, а когда мои одноклассники узнают, что я работаю в детском саду, то я слышу протяжное "А...". :))) Вот при таких встречах я и поняла, что не амбициозна. :))) Когда я рисую картинку своей будущей жизни, то многие виды деятельности, которые туда вкрапляются - это всегда нечто сопутствующее, как хобби. Иногда я думаю, вот, наконец, я стала богатой (ну, так, умеренно :)) ), то всё равно в своих представлениях остаюсь волонтёром того мира, который выбрала для себя когда - то. :))) Да, и, как оказалось, свой мир вокруг себя можно активно менять.
       Всё описанное выше  - это раскрытие моего отношения к выбору, работе, моих иллюзиях и антииллюзиях к должности педагог - психолог в детском саду. Ведь многие приходят  с представлениями в голове о красивой сказке. А на месте Вы приходите, Вам выделяют уголок (до кабинета может и не дойти) и ни на что не дают денег. А полной ставки нет, значит, заработная плата будет очень скромная, а на неё Вы будете пытаться приобрести хоть что - то, чтобы делать. Но парадокс - то в том заключается, что уже с самого начала от Вас, как от психолога, будут ждать много. Представление многих, что психолог - это тот, кто беседует и всё, другого ничего не надо. :))) Я знала о минусах материального характера, но вот к такому представлению, честно, готова не была.
       В июле я закончила обучение, а 31 октября устроилась на работу в детский сад. Мне выделили маленькое помещение (почти кабинет), которое пустовало только по той причине, что учитель - логопед, занимавшая его, ушла в декрет. Там дурно пахло из - за трубы и, по моей просьбе, мой папа постоянно приходил и что - то помогал мне с кабинетом. Через несколько месяцев мне выделили одну из комнат медицинского блока, когда требования к нему не были так строги, как сейчас. Свой сегодняшний кабинет я получила только спустя два года. Это бывшая туалетная при групповой. Когда я только устроилась на работу, то первый вид сада был просто убийственным - старое здание просто разваливалось по частям, что видно было и во внешнем виде, и в помещении. Администрация города выделила через два года большие деньги и сад возродился. Мне на эти средства достались только  обои. :) Я сама отбивала плитку, мой папа (бесконечно ему благодарна) ровнял стены. Как - то утром прихожу, а мои девочки - воспитатели с кувалдами - молотками, довольные, сделали мне подарок - снесли кирпичную перегородку (вот она зародившаяся дружба). :)) А потом моя новая заведующая к тому моменту Маргарита Сергеевна наняла рабочих, которые всё до конца выровняли, оштукатурили и поклеили.
      Мой муж, с которым мы на тот момент только познакомились, спроектировал и собственноручно смастерил мне стеллаж (а на доски выделила деньги моя Маргарита Сергеевна).  Потом, спустя ещё год, появилась возможность у Маргариты Сергеевны приобрести мне стол, доску. Стеллажи под документы мне выделили из нового оснащения ясельной группы - закуплены они были под горшки... :) А зеркало мне спроектировал и привёз мой брат. :) А старые стульчики я приноровилась красить под дерево (во многих группах такое сделала и с другой мебелью, когда о новой только мечтали). Как видите, без поддержки администрации, без моей СЕМЬИ у меня вряд ли что было...
      Поскольку в самом начале у меня было всего, исходя из 10 групп, только 0,75 ст., то предложили встречать в 7 часов утра ежедневно первоклассников, которые учились в адаптированной среде детского сада, до момента прихода учителя в 9.00, выделив на это ещё 0,5 ст. Конечно, я согласилась. :) Таким образом, мой рабочий день был с 7.00 до 18.00. Да, длинно, а теперь при наличии семьи кажется бесконечно длинно, так как я себе такой рабочий день теперь позволить не могу. :) Но тогда для меня это не было проблемой. Я радовалась, что могу без торопливости планировать свои тренинги, занятия и другое. 
      Попыталась я с самого начала быть дружелюбной к коллективу. И вроде как мне все улыбались, но своей я стала, по своему ощущению, только спустя 1,5 года... Вот так сложно. Я человек безотказный, а потому сразу и на утренниках играла, куда - то кого - то всё время сопровождала... Что - то нравилось, что - то любимым осталось. Например, с театральной деятельностью (в последние годы я отказывалась от глобальной загрузки только в силу того, что придя домой, я нужна ещё и своему ребёнку). Но были и моменты, которые мне отзывались в душе негативно. Например, каждую среду я должна была не планировать ничего существенного на утро, так как сопровождала детей в бассейн. У нас отличный инструктор по физкультуре Маргарита Алексеевна, спустя года она стала Ритой для меня, отличным другом и помощником, но тогда мне казалось, что эта организация совсем не правильная. Сейчас у нас воспитатели, дети из групп которых посещают бассейн, по очереди сопровождают. Последней такой осмысленной каплей стало то, когда меня послали покупать занавески. То есть это доверили не тому человеку, кто по должности у нас шьёт, а мне...  Я терпела молча, но чётко тогда задалась целью, что буду мягко, но неуклонно от всего этого отходить - просто это такой период "новобранца". :)
       Постоянно все эти года я что - то кому - то печатала, но и сейчас препятствие - это только не всегда имеющееся время. Но, в целом, сама помощь подобного рода мне всегда нравилась.
    С детьми я работала увлечённо. Очень полюбила своих первоклашек. Утром я их встречала,  "кормила" завтраком, а когда у них были уроки, проводила диагностику и индивидуальную работу, потом бежала ко второму воспитателю первоклашек Светлане Петровне (сказочный человек - это счастье, что я познакомилась когда - то с ней!) и мы шли на прогулку, которые постепенно всё дальше "уходили" от стен детского сада. Я с нежностью и одновременным восторгом вспоминаю, как мы уходили в лес, на карьеры, и катались с горки... :)
      Со Светланой Петровной мы ставили замечательные праздники. Вернее ставила она, а я всюду ей стремилась помочь, в том числе и в том, когда она брала детей по подгруппам, а я оставалась с оставшимися...
       Меня часто просили замещать воспитателей...
       Как видите, первый год был трудным, прежде всего, по той причине, что я выискивала время на работу психологом. :) Но это окружающим было и не важно. :) Всех устраивало то, какую роль я играла тогда.
        Летом, в июне, я встала на вторую младшую, которая переходила в среднюю. И ощутила себя в кошмаре. :))) Я считала не часы, а минуты до конца смены. Меня дети едва слушались, а я была сильно измотана. НО в сентябре я согласилась на полгода быть вторым воспитателем на этой группе. :))) И это было здорово!!! Мне было очень приятно, когда родители после моего ухода даже к заведующей приходили, чтобы выяснить причину моего ухода. :) Прикипели: и я к детям, и родители ко мне. :)))
       В конце мая, т.е. всего через 7 месяцев работы, мне сказали, что дают методическое объединение по теме. Я была в шоке от страха и неуверенности - ну, что я могла показать. Помню, даже звонили "наверх", чтобы уточнить, может, они ошиблись... Но нет... Я решила, что буду показывать сказкотерапию в работе с заикающимися детьми - так мы близко познакомились со Светланой Геннадьевной, нашим учителем - логопедом, которая меня многому научила. Показала я с блеском! :) С момента начала работы прошло к тому времени год и 2 месяца. На меня посмотрели, назвали зарождавшейся звёздочкой и через несколько месяцев в добровольно - принудительном порядке :))) назначили руководителем методического объединения.
         Что касается бумаг... Ну, что сказать. Ни одной путёвой бумажки у меня не было, хотя я постоянно что - то планировала и организовывала. Я боялась проверок. Перед самым началом работы, помню, в Туле я зашла в магазин и приобрела Шарохину, психогимнастику Алябьевой, Рабочий журнал педагога - психолога, в котором организация страниц мне была при первом знакомстве совсем не понятна. На этом и базировала свой первый опыт. А, ещё была брошюра по застенчивости. С диагностикой я намучилась, так как вот тут я как раз кропотливо составляла, но катастрофически ничего не успевала. Со студенческий времён у меня было по обследованию немало наработок + я очень любила проективные методики, расшифровка которых мне удавалась. Но это всё не то. Так как это только годится для более глубокого обследования, а вот для экспресс никак. Это сейчас в арсенале и Стребелева, и Павлова и Руденко..., а тогда мне никак не удалось составить что - то, чтобы кратко, но ёмко. А наставников не было - всё со своими мыслями.
       При катастрофической нехватке в моём арсенале методик по коррекционной работе я нашла спасение в арт - терапевтических. Основное - это краски и лист ватмана, потом кубы появились. Но здесь я развернулась. Активно изучала и пробовала, набираясь опыта. Я старалась много играть с детьми, когда работала над вниманием, памятью. Я думаю, всё это поспособствовало тому, что мою деятельность стали воспринимать, если не как необходимую, но как интересную и небесполезную. А я стала восприниматься в качестве азартного молодого педагога. Мне часто говорили, что через несколько лет всё пройдёт и устаканится, а теперь говорят, шутя,  что у меня это "запущенное"... :)))))
       Но бумаги... Протоколы... кое - какие отдельные образцы по методикам были... Однако психолого - педагогические заключения все в недописанном варианте, рабочий журнал учёта видов деятельности как таковой вообще отсутствовал - я просто не понимала, как это всё надо организованно написать. А о журнале индивидуальных консультаций я вообще имела весьма туманное представление. Всё, что у меня было - это сетка занятий (не циклограмма!) и "самодельный" годовой план. А консультации, которых я поначалу побаивалась, я в произвольной форме заносила, как сейчас пишу пост, в компьютер. В большей степени для того, чтобы показать, что Я ДЕЛАЮ, только не знаю, как правильно.
       Вот, Дарья, как прошёл мой первый год. :)
      Добавлю, что уже в мае мне предложили вести кружковую работу по рисованию. У меня внутри всё тогда загорелось от желания. Но я сильно сомневалась, так как кроме энтузиазма у меня ничего не было. Но потом согласилась. И правильно сделала, так как рисование, как показало время, это моя отдушина. Видимо, уже изначально к этому шло, так как мне всегда нравилась работа с проективными рисунками и арт - методиками. :)
       Я постоянно учусь и не отступаю. Так, спустя года выработана, наконец, соответствующая документация. Окончательное своё определение, свой вид она приобрела только после моей аттестации, которая была три года назад. А при аттестации, надо сказать, я получила много замечаний, и многое пришлось дорабатывать. 
   Важно действительно при возможности изучать и как оптимально организовать обследование, и  методики и технологии по каждому направлению психического развития. Без хаоса мыслей, а сесть и поискать, например, что надо, чтобы работать по обследованию и коррекции внимания. И, конечно, не набегом, а кропотливо именно для себя определиться с бумагами, что нужно. На аттестации, например, оказалось, что я делала кучу того, что не надо, не правильно, но и отнимало немало у меня сил и времени.
      Чувствую, что назревает необходимость ещё в одном посте о том, как писать бумаги... :)
      Дарья, надеюсь, хоть и сумбурно, но я ответила, как у меня прошёл первый год... :)

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

28 комментариев:

  1. Катя, СПАСИБО, за этот пост. И спасибо, Дарье, что она попросила его написать. Чем больше я узнаю о тебе, тем больше восхищаюсь.
    Читаю пост и в половине случаев узнаю себя)))) Я нахожусь в постоянном состоянии изобретения велосипеда))) И осваиваю какие-то смежные специальности.
    Как хорошо, что я с тобой познакомилась. Ощущаю душевное обогащение при общении с тобой. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, ты меня прямо реанимировала своим таким душевным отзывом. :))) Ты знаешь, у меня к тебе всё то же самое, если не больше. :))

      Удалить
  2. Екатериана, спасибо! Мне очень-очень полезно и значимо то, что Вы написали! Сразу вспомнился свой первый год:) Очень жду пост про документацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Написала имя с опечаткой, прошу прощения. Наверное это не просто так, давно хочу предложить перейти на Лена-Катя:))))но стесняюсь.

      Удалить
    2. Лена, как ты красиво меня назвала! :) На "ты" надо уже давно )))), но я, как и ты, часто стесняюсь и топчусь. )))
      Лена, а я ведь уверена, что только единицы через такое не проходят, а часто - это именно школа "новобранца" - тебя испытывают "по всем фронтам". :))

      Удалить
  3. Так знакомо!) Интересно, что вспоминая свой первый год в детском саду, я могу отметить, что сразу научилась говорить "нет". Но занавески тоже покупала я)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Дмитриевна :), а я вот долго, очень долго не могла говорить "нет", когда это шло вразрез с моими возможностями. Потому, видимо, когда вдруг начала, то люди порой именно обижались. А я переживала... Но без этого никак - здесь важно внушить, что это не личное отношение, а просто "нет" по разным причинам... Но даже сейчас для меня это сложно... Про занавески - это "классическая" песня.)))) Сколько общаюсь, мне кажется, у многих этот эпизод присутствовал. :)))

      Удалить
  4. Пока, читала ваш пост, Екатерина, окунулась в свое начало карьеры психолога :)
    Все чаще и чаще убеждаюсь, что ничего не бывает зря в нашей жизни. И наше знакомство в жизни блогеров :) На самом деле... как мы похожи, а может это мне так хочется, чтобы мы были похожи :)
    Очень четко помню свои ощущения первого года работы, это и дезорганизующее чувство беспомощности, и вхождение в сложившийся педколлектив, который сравнивал с предыдущим психологом, это налаживание взаимоотношений с детьми, родителями. А так же проблема кабинета (вернее его ремонта)!!! А может это все такие педагоги-психологи ДОО, мастера на все руки и обои переклеят, и с укладкой ламината справятся :)
    И еще.... самое болезненное.... полное погружение в работу в ущерб личному времени.
    Спасибо, за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Похожи, Виктория. :)) Это чувствуется. :)
      Недавно беседовала я со своим В., и мы сошлись на мнении, что то, что требуется в умении от педагога ДОУ - совсем не адекватно. Ну, разве стоит оставаться в садике человеку со столькими талантами! :))) А, может, именно поэтому и СТОИТ! :)) Да, сколько общего в становлении... :)

      Удалить
  5. Екатерина, как все это знакомо! Думаю, что большинство психологов ДОУ шли именно такой дорогой. И ведь не ушли... Остались... Значит это кому-нибудь нужно! Девочки, а я для себя поняла, что если занимаешься интересным, любимым делом, то бытовая составляющая, организационные проблемы как-то отходит на второй план. Для меня важно чувствовать внутри увлеченность, энтузиазм, открытость в работе. Надеюсь, что с годами это состояние не уйдет, а так же перерастет в разряд "запущенного".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, как хорошо, что Вы присоединились и добавили это самое назревающее заключение, что мы все (или почти все) проходим через одно то же. :) И верно: остались. :))) Да, надо себя настраивать не на переживание бытовых нужд, а именно на деятельность. Ведь даже с минимальным набором инструментария на первых порах работать можно с увлечением. И вот мы вспоминаем свой первый год, а ведь с любовью... :) И я очень хотела бы, чтобы приоритеты чувств были расставлены таким образом, чтобы не стать равнодушным, с одной стороны, но и не выгореть эмоционально, с другой.

      Удалить
  6. МОй первый год работы психолог был 12 лет назад. На последнем курсе института в 30 лет я пошла работать в садик, который находился в часе езды от моего дома в один конец и зарплаты хватало только на дорогу - 600 рублей - 0,5 ставки. Но я была счастлива! До сих пор помню своих первых детей, которые бросали мне в почтовый ящик, который я повесила рядом с кабинетиком для родителей, конфетки, признания в любви. Именно те дети (уже школу окончили...) вселили в меня уверенность в том, что я выбрала свой путь. Тогда у меня все было так здорово и с родителями, и с администрацией. Летом стала делать ремонт в своем кабинете -сама, но когда я все обои отодрала, то мне сказали, что кабинет сносят - пожарники так сказали. Была еще одна самая веская причина по которой я ушла из работы на долгие 9 лет. Я писала все эти 9 лет дипломы по психологии, логопедии, педагогике и другие работы студентом - была в курсе происходящего.. Прошла много обучающих семинаров и курсов, получила сертификат по песочной терапии и др

    И вот спустя 9 лет вернулась в профессию в живую практику. Огромная радость - сад в 5 минутах от дома. Это счастье! Сперва было 0,5 ставки и вновь зарплаты хватало только на покупку материалов для работы. Через год я участвовала в конкурсе "Психолог года" и получила победу в номинации "За активность и энтузиазм"... все про меня....

    Спустя год появилась целая ставка! Сейчас я продолжаю осваивать бумажную бюрократию и у меня постоянный поиск оптимального в этом.

    Важно найти свой садик, свою администрацию - это очень важно. Мне повезло. Я не стою на группе как многие. Да, я замещаю воспитателей, но скорее по своему желанию - вижу необходимость этого.

    Хочу ли я еще работать в садике? Скорее да. Хороший отпуск - большой плюс. Хочется найти оптимальное соотношение в бумагах - что нужно, а что нет. НАша профессия - она замечательная! Постоянный поиск, сомнения который позволяют личностно расти. Меня вот только немого огорчает отношение родителей. Я давно поняла: ценим то, за что платим деньги, а что бесплатно - это может быть не очень важным.

    Катя, спасибо за пост! Он окунул меня на 12 лет назад!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, спасибо, что так развёрнуто поделилась. :) Я и не сомневалась, что у тебя столько активности. :) А вот то, что ты работала в этой области, но потом временно ушла - не знала. У нас, как оказалось, много общего было в занятости. Я тоже писала дипломные и курсовые, помогала готовить аттестационные проекты педагогам (чтобы всё "по полочкам", с грамотным обоснованием), но с рождением Марины стала отходить от всего этого. Последние работы были написаны в сентябре - октябре прошлого года.
      Это чудесно, что у тебя целая ставка - у многих это мечта. :) А на группы, я думаю, перестают "приказно" ставить уже довольно быстро - это только на первых порах. Да и потом свою деятельность надо позиционировать правильно, показывать и доказывать её важность. Например, у нас в одном детском саду один психолог до сих пор занимается в основном только тем, что попросит администрация - этакий вольный рабочий. Но её репутация психолога очень от этого страдает... Жаль, что сама администрация этого не понимает. Хорошая поддержка и понимание очень важны! Мне, как и тебе, очень повезло. :)
      Хорошие слова ты написала о том, что у нас замечательная профессия! И что сомнения -это не стадия разочарования о своей ненужности, а необходимый этап становления. Это действительно путь к личностному росту: сомневаешься, значит, будешь искать лучшие, оптимальные условия организации своей деятельности.
      Отношение родителей действительно порой огорчает, но и здесь надо быть активным, дружелюбным, готовым идти на контакт. Никогда, я в этом уверена, без казусов не обходится. Однако, ориентируясь на свой опыт, могу с точностью сказать, что достигнуть желаемого отношения можно и в этом направлении. Просто налаживание контакта именно с этой аудиторией участников образовательного процесса, соглашусь, по времени дольше - репутацию надо заработать, а на это надо, чтобы были отзывы, а отзывы, в свою очередь, появляются часто после нескольких лет практики, когда проходит один из потоков (вторая младшая - подготовительная).

      Удалить
    2. Катя, могу точно сказать, что свой авторитет в глазах родителей я заработала, но бывают такие - о каких я писала. Ведь что удивительно: ко мне в центр приходят родители со всего города - в том числе и из нашего района и я знаю, что психолог в том саду - замечательный, но....они идут и платят деньги! И деньги такие, что одно занятие мое стоит как половина стоимости питания в садике за месяц. Почему? Не верят психологу, который может бесплатно работать? Возможно, не хотят "выносить сор из избы".

      Удалить
    3. Алён, у меня не раз были на консультации родители детей, которые посещают другие садики. С девочками - психологами мы хорошо общаемся, а потому я знаю (пусть субъективно, но всё же), кто на что способен. И некоторые такие обращения меня удивляли, так как психолог в саду замечательный! В конце консультации я всё - таки спрашивала, почему вдруг возникло препятствие обратиться именно к нему. И в большинстве случае говорили, чтобы хотели как можно больше анонимности. Ведь, что таить, есть мнение, что мы активно контактируем с педагогами, а, значит, можем до них донести то, что родители хотели бы от воспитателей скрыть... Потом, безусловно, есть категория родителей, которые искренне считают, что за бесплатно и помощь соответствующая... - обидно... Когда ко мне приходят, я теперь всё делаю (до декрета делала) бесплатно - так порой это просто "битва" с родителями, так как они, как мне кажется, уверены, что финансовая составляющая подстегнёт меня к большей ответственности. :)
      А, с другой стороны, ещё Фрейд доказал, что люди так устроены. Когда он проводил свои сеансы бесплатно, то обнаружил, что эффект от помощи был значительно ниже, нежели когда люди платили деньги (и чем больше, тем лучше). Понимаешь, почему консультация у психоаналитиков так дорога?.. :))) Другими словами, это уже доказанная психология - с этим ничего не поделаешь, остаётся только считаться. :))

      Удалить
  7. Екатерина, понравилось и зацепило. Я себя вспомнила в первый год работы в школе. Была, как слепой котенок. Не знала, что и как правильно делать! Был путь проб и ошибок... Зарплата минимум - работы максимум... На то, на что сейчас уходит 30-40 минут, уходило 3-4 часа... Но я благодарна этим первым годам. Не будь их, не было бы и меня такой, какая я есть сейчас...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, спасибо. :) Спасибо за то, что провели эту необходимую параллель, показав, что это касается любой деятельности. Мы учимся не только и не столько в образовательных институтах, но в большей степени в свои первые года практики. Как сказал нам один наш мудрый преподаватель, всё, что мы изучаем здесь и сейчас, в начале реальной практики придётся постоянно фильтровать, и останется от всего этого только 10% изученного, которые нам реально пригодятся - потому, пожалуй, обучение только начинается с устройством на работу. :) Вот тут, правда, жаль, что система наставничества часто оставляет желать лучшего - мы действительно напоминаем самим себе слепых котят. Однако, Вы, Анна, здорово написали: "Не будь их, не было бы и меня такой, какая я есть сейчас". Трудности только способствуют формированию стального стержня, а ничто так не остаётся в памяти, как самостоятельно добытые знания и опыт. Это как в притче про бабочку, когда человек решил ей помочь выбраться из кокона. Но при такой помощи он не учёл, что когда бабочка выбирается из кокона, она интенсивно работает крылышками, что способствует их укреплению, способствует, чтобы они наливались "жизненным соками". А с помощью человека бабочка так и не взлетела, так как крылья так и остались "бледными", без сил. Природа мудра. Эту притчу можно приложить ко многим аспектам нашей жизни. Не даром говорят, что лучше, когда дети развиваются в соответствии со своими индивидуальными сроками, с приложением собственных усилий, беря то, что необходимо. Но и в отношении становления профессионального это не менее важно, объясняя многое... :)

      Удалить
    2. Как точно Вы сказали, Екатерина, в притче про бабочку! Ведь самостоятельный путь, конечно, труднее, но он и в сто крат полезней!

      Удалить
  8. Да, вот и я вспоминала свой первый год работы в школе. Семья мне много помогла, спасибо и родителям моих первых учеников... Жаль, что сейчас, приходя в школу, педагог хочет всего и сразу, еще даже не успев проявить себя
    Огромное спасибо за рассказ о себе, за опыт, которым делитесь с читателями

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте. :) Да, часто поддержкой на первых этапах служит именно семья. Не менее важно, конечно, когда и администрация понимает и помогает. А уж когда родители "на подхвате" - это чудесно! :) Вам, как директору, это знакомо с обеих сторон. :)

      Удалить
  9. Ого! Пока читала, отключилась от происходящего вокруг, так эмоционально и искренне написано .Сколько трудностей пришлось Вам, Анна, пережить, и какой колоссальный опыт Вы получили за стол малый срок.Вам, похоже, трудности пошли на пользу, а сколько юных педагогов сломались, столкнувшись с ними и ушли из профессии, несмотря на первоначальное желание работать с детьми. Вас я могу только поздравить с успехом и пожелать и дальше быть такой стойкой и увлечённой своим Делом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Анатольевна, здравствуйте. :) Поздравляю Вас с праздником! Пусть весеннее вдохновение, любовь, море улыбок будут Вас всегда сопровождать! :)
      Да, когда вот так осмысливаешь, то понимаешь, сколько всего произошло в короткие сроки - каждый месяц приносил новый урок. Однако, когда в комментариях пообщалась, то ещё раз осознала, что это не у меня одной так было - это, как бы поточнее выразиться, почти у всех так. Это та же учёба, только сами уроки и экзамены в другой форме. :))) Ведь и сейчас помощь носит разносторонний характер (когда в коллективе возникает дружба - почти ничего не меняется в материальном смысле, а вот осознание, несомненно, иное). Да, когда только входишь в коллектив, то сталкиваешь со многими трудностями восприятия ситуаций - есть, кто уходит... Конечно, всех равнять под одно нельзя: у кого - то семья (я на начало практики была свободна от этой ответственности :) ), у кого - то иные заботы... Однако всё - таки, если есть желание работать именно в той области, которую выбрал для себя, то стремиться стоит, несомненно. Не уходить, а делать шаг за шагом к достижению желаемого - да, трудности только закаляют. :) Спасибо. :)

      Удалить
  10. Здравствуйте, Екатерина Андреевна. На всем готовеньком жить не интересно, а вот когда преодолеешь трудности, сумеешь сам решить проблемы, появляется чувство полного удовлетворения и уважения со стороны. Это стереотип россиянина. Вы молодец! Я хоть и давно работаю, но до сих пор своими и силами мужа и сына ремонтируем кабинет. Зато он у меня такой, каким бы я его хотела видеть. Так, уйдем от прозы.
    Катюша! Поздравляю Вас с праздником Весны. Желаю никогда не успокаиваться на достигнутом, праздника в душе и удовлетворения всех Ваших потребностей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Ивановна, и ещё раз поздравляю (это ведь одна из ипостасей счастья - возможность столько раз выразить радость от события)! :))) Обещаю, что даже если изменятся цели, то движение вперёд с ощущением радости постараюсь в себе держать. :))
      Татьяна Ивановна, а ведь Вы сейчас сказали - написали мне почти те слова, которые я услышала в первый год от человека, к которому очень прислушивалась на тот момент (потом жизнь нас развела разными дорогами). :) Они меня, помню, здорово "отрезвили", помогли отойти от концентрации на переживаниях. Вот и я выше (у Аллы Анатольевны) написала, что материальные вопросы и задачи не уходят - меняется только их восприятие. А ко многому начинаешь относиться именно с желанием сделать, помочь. Когда это касается, например, кабинета, так вообще воспринимаешь его как домашнюю территорию, когда только самому хочется сделать так, как тебе надо, а потому и делаешь сам. Пришло это ко мне не сразу, но сейчас данное восприятие не отпускает. :))) Мне кажется, что это свойственно и воспитателям на группах - они всегда так ревностно и с желанием обустраивают их (большинство). :)

      Удалить
  11. Здравствуйте, Екатерина! Я тоже психолог в ДОУ. С удовольствием познакомилась с Вашим блогом. Отличные статьи, продолжу более подробное знакомство непременно ! Заходите и Вы ко мне в гости :) http://psyholokolchik.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, рада знакомству. :) Рада, что всё больше и больше появляется активных коллег - психологов. :) Конечно, будем общаться. :)

      Удалить
  12. Катя, спасибо за пост и Дарье за вопрос. Безумно интересно. я вот сейчас готовлюсь к очередной сессии и понимаю, что ничего не понимаю. вроде вот читаю книги, делаю задания, протоколы исследований и тестов учусь писать, но как представлю, что вот если бы работать сейчас с детьми, я же вообще не представляю как. Я вроде и не собираюсь иди и работать психологом (хотя кто знает) , это больше для себя. Но в то же время в глубине души есть надежда попробовать реальное общение с детьми с профессиональной точки зрения. и ты вот писала, что не амбициозна, а я наоборот (амбиции прут ото всюду :) ) но мне кажется, что так страстно желать и стремиться и расти , как ты несмотря ни на что это очень даже амбиции, просто они в другом выражаются. И дай бог, чтобы таких педагогов, психологов было больше и они также хотели работать с детьми. Ведь по сути дети наше все, а работу в садике или школе другие воспринимают, как "аа". Я вот за что люблю нашу школу искусств. Там у педагогов глаза горят и у молодых ( их очень много) и у педагогов в возрасте. Они с душой к детям, а те к ним. обожаю это место! И возвращаясь к посту, пиши еще, очень интересно читать!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Дарья, как оказалось, многих из нас окунула в "начало". :) Она скромно написала мне на почту благодарность. Очень меня порадовало, что она увидела, что у неё - это не единичный случай: становление часто даётся через переживания, в этом и заключается во многом личностный рост. Я знакома с некоторыми психологами (благо, таких единицы), которые даже не собираются прилагать усилий, а о профессии отзываются, как о временном "перебитии". Но ведь к ним идут родители малышей с трудностями... Я не спорю, каждый из нас строит свои планы на будущее. Я и о себе точно не могу сказать, будет ли это на всю жизнь выбор. Однако необходимо понимать ответственность.
      Про амбициозность я с тобой соглашусь. :)))) Конечно, она мне свойственна. Здесь, наверно, стоило употребить другое выражение - "не карьеристка": когда в деятельности привлекает только внешняя сторона должностного повышения, а не естественное следствие: за достижением следует повышение. :) Когда нет вот этого желания двигаться вперёд, то оказываешься "в болоте" - ну, разве это полноценная жизнь?! :))) И, кстати, только познакомившись вот с таким азартом, начинаешь особенно ценить и иную сторону жизни - отдых, размеренность. Просто во всём должна быть гармония: и в движении, и в покое. :)
      Да, и ты, Маша, права: дети - это наше всё! Я когда искала логопеда для Маринки, то готова была ждать одного очень занятого специалиста, так как знаю её отношение к работе, к детям. К таким специалистам и стремятся попасть, так как только они могут оказать реальную помощь и поддержку. :)
      А про подобные посты писать...даже не знаю... :)))) Если бы не Дарья, я бы, наверно, и не затронула эту тему. :) Однако я рада и очень, что пост нашёл отклик - значит, действительно, интересно. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!