суббота, 25 апреля 2015 г.

Ешё раз о документации.... И более подробно о ЖУРНАЛЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

       
       Честно говоря, я довольно долго собирала в единое целое то, что представляет собой совокупность понимания ведения документации. И если бы не конкретная просьба, то я, по всей видимости, ещё долгое время не обращалась бы к этой теме.
      Во многом это по той причине, что позиционирование педагога - психолога в современных условиях реформирования весьма проблематично. Вот только вчера, наконец, попала в свой бывший кабинет и, добывая необходимый материал, перемещая на полке книги и папки, всё время размышляла о том, как же удаётся замещающему меня психологу распределять своё рабочее время?... Узнала от администрации, что она попросила соединить свои рабочие часы так, чтобы непосредственно присутствовать 3 дня в неделю... 
     Однако не это вынужденное малое пребывание педагога - психолога меня смущает. Теперь детские сады сократили существенно свои часы. Совмещённый полдник - ужин около 16.00, а дальше разбирают по домам. Утром с занятий брать не рекомендуется, разве что во время обследования, с прогулки очень нежелательно и что остаётся?... В общем, сама организация вводит в какое - то смущение и непонимание происходящих перемен... Для меня это прежде всего думы о том, когда же в таких условиях проводить психологические тренинги?... Видимо, придётся мне как - то впоследствии адаптироваться.:)
   На фоне этого я уже довольно серьёзно задумалась над повышением своего профессионального уровня до деффектолога. Мысль была всегда, что я когда - нибудь обязательно это сделаю, а здесь прямо серьёзная необходимость с восклицательным знаком. :) Реформы затрагивают нашу жизнь на всех уровнях...
       Итак, что же с основными бумагами...
       Как - то я уже писала довольно объёмные посты о том, что и как делаю. И, честно говоря, повторяться нет сил и времени. :)
       Если изучить эти мои статьи, то становится понятно, какую я вела документацию. Это не просто разработанные мною, выдуманные формы, а рекомендованные и обстоятельно "объяснённые" теми психологами, которые меня когда - то аттестовывали. У нас в городе, на самом деле, вариации ведения у каждого отдельно взятого психолога довольно сильно порой отличаются. Особенно ярко это выражено в понимании Рабочих программ, Циклограммы деятельности, Аналитических справок по результатам обследования, Журнала индивидуальных консультаций.    Однако, несмотря на заметную разницу в каких - то видимых колонках, параграфах, всё - таки единство общих критериев присутствует. 
       Конечно, может показаться, что это огромнейший перечень, но если вдуматься.... Если вдуматься, то одно проистекает из другого. Например, в Рабочей программе можно выделить два основных раздела: пояснительную записку и собственно тот спектр средств, методов, тематическое планирование коррекционно - развивающего влияния. Но саму пояснительную записку и думать не надо, что и как писать, если у вас есть аналитические справки по результатам обследования - собственно, это и есть пояснительная записка - причина, почему применяется именно данные средства и методы, представленные во втором разделе Рабочей программы (просто их - данные - можно прописать не так подробно, как в аналитической справке, ссылаясь на неё (правда, с компьютерами - не в ручную же - это подробное копирование не составит никакого труда - несколько кликов мышкой...) ).
       В Циклограмме деятельности основное правило - это то, чтобы были отражены все часы и виды деятельности педагога - психолога именно в данном конкретном учреждении. Поэтому в какой форме это будет - принципиальной строгости нет, как я поняла. Пример своей я привела ЗДЕСЬ. В ней я использовала кодировку, что требуется. А в Примечании всегда отмечала начало цикла "занятий" и конец, или, например, отмечала, что "необходимо перестроить цикл с учётом динамики посещения ДОУ". Это помогало не теряться и в тот момент, когда подходило время окончания одного цикла, я понимала, когда надо внести изменения в связи с началом "занятий" с другим ребёнком или подгруппой. Я уже отмечала, что часто недели могут совпадать, а вот каждый месяц отличается один от другого. И это естественно, так как одни циклы заканчиваются, а другие начинаются. Конечно, есть программы, которые нацелены на весь учебный год, но не все. Как правило, цикл - это 10 - 15 занятий в среднем.
    Надо отметить, что некоторые путают и совмещают понимание сетки занятий, графика работы и циклограммы деятельности. Это не одно и то же. Сетка занятий - это более узкое понимание. Например, сетка групповых психологических тренингов. Её составлять не обязательно, если есть циклограмма деятельности, включающая весь спектр занятости психолога (тем более посещаемость и другие организационные моменты уже входят и прописываются в специально разработанном Рабочем журнале педагога - психолога - мне настоятельно рекомендовали именно его использовать, так как он специально разработан и одобрен как обязательный документ на федеральном уровне). Однако вот такие дополнительные составляющие документации помогают самому более точно организовывать своё рабочее время - больше наглядности. Это как при классификации: Вы можете классифицировать по разным признакам - от более общих до частных, так и в тайм - менеджменте, группируя деятельность по формам, видам или, если надо, по приоритетности поставленных задач. Я, например, по - прежнему для себя вела вот такую разработанную для себя таблицу:

      Я сразу выделяла цветом ячейки, отражающие весь цикл. В каждую отдельную ячейку я вписывала даты посещения. Зачем это мне? Дело в том, что так мне наглядно было видно, как посещает занятия ребёнок, имеет ли смысл продолжать такой график посещения, особенно если ребёнок посещал детский сад очень не регулярно, или выпал из "канвы" из - за болезни (в таких ситуациях приходилось начинать всё сначала...). Конечно, в самом Рабочем журнале есть что - то сильно похожее, но моя таблица давала мне больше наглядности (я лучше воспринимаю информацию визуально, с разнообразными формами выделения). :)
      Вот ещё пример (извиняюсь за малый размер - отсутствие резкости):
     Такую табличку я заводила в самом начале обследования, вписывая имена детей по выявленным проблемам, с ориентацией на актуальную на тот момент Образовательную программу ДОУ...
    А вот График работы (по часам, с выделением времени на консультирование педагогического коллектива и родителей воспитанников) надо иметь обязательно - его вывешивают на видное место.
      Таким образом мы подходим к пониманию того, что хорошо и удобно именно для нас,  и того, что требуется в обязательном порядке.
      В обязательном порядке должны быть Перспективный план (более общий: цели и направления работы педагога - психолога) и Годовой план (частный: с отражением задач, средств и методов, ориентированный на Годовой план ДОУ). Сразу оговорюсь, что кто - то делит, а кто - то совмещает. Вообще проведение этой чёткой грани приносит только головную боль. :)))  Я сразу писала довольно объёмный "общий". Отмечу, что я всегда просила методиста предоставить мне Годовой план (мне его присылали на почту), и на фоне его писала и свой - таким образом удавалось довольно чётко придерживаться правила: мои какие - то направления работы были отражены в Годовом плане ДОУ (в электронном варианте я красным шрифтом вписывала свои дополнения), а я в свою очередь могла подстроиться под него. Как становится понятно из внутренней организации проведения педсоветов, когда в самом конце августа часто утверждается планирование специалистов (которое корректируется и вносится в Годовой),  - мы можем предоставить только Перспективное планирование. А когда утверждается Годовой план ДОУ с внесёнными нашими запланированными видами деятельности, то мы можем составить более конкретный наш Годовой план работы педагога - психолога, уже с ориентацией на Годовой план ДОУ. Понятно, что этот бюрократический поток при взаимопонимании в коллективе можно существенно сократить, если не переносить туда - сюда своё планирование, а решить все вопросы специалистам и методисту на производственном совещании. Мы старались так и делать. Не всегда, конечно, получалось, да и кому - то время от времени удобно было именно в "одиночестве"... :) Но так действительно быстрее и без лишних хождений.
          Ещё из обязательного, что могут потребовать, это Аналитические справки по результатам обследования (с кодированием) (не протоколы!!!) - пример ЗДЕСЬ, Рабочий журнал педагога - психолога (с кодированием)Циклограмма деятельности (с кодированием), Журнал индивидуальных консультаций (с кодированием), График работы по часам.  Есть и своя документация по ПМПк, но какого рода заполнение документов требуется от Вас, лучше поинтересоваться у администрации ДОУ.
       Несмотря на простоту понимания кодирования, к этому не сразу привыкаешь. Так и хочется написать так, как слышишь при знакомстве. :) Это действительно дело привычки. :) Так что под это стоит сразу завести отдельную тетрадь.
       У многих может возникнуть вопрос, а как же психолого - педагогическая характеристика на воспитанника? Я знаю, что в некоторых учреждениях методисты требуют с педагога - психолога её на всех воспитанников (ОДНАКО ещё под большим вопросом, имеют ли они на это право именно при такой форме подачи, так как доступ к этой информации ограничен Этическим кодексом (НАПОМНЮ: Пункт 1.4. Этического кодекса педагога - психолога Службы практической психологии образования России гласит: если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учётом строгой конфиденциальности. ) - как и во врачебной тайне, это всё - таки уголовная ответственность). Это не целесообразно делать именно на каждого воспитанника. На выпускников в конце учебного года - да (в большей степени для родителей воспитанника). По специальному запросу (в том числе, после индивидуальной консультации с родителем воспитанника) - да. И на тех детей, кто находится на индивидуальном сопровождении, - да. Так, Рабочая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения (пример ЗДЕСЬ) так же подразумевает Пояснительную записку. Она и есть психолого - педагогическая характеристика на воспитанника - причина - пояснение, почему необходимо именно индивидуальное сопровождение и почему применяются те или иные конкретные средства и методы коррекционно - развиваюшего влияния.
      И сегодня более подробно напишу о Журнале индивидуальных консультаций, о котором я ещё конкретных подробных примеров не приводила.

Журнал индивидуальных консультаций

      Бланков разных вариаций я видела много, но везде всё довольно похоже. Можно,  конечно, писать в тетради, но это не всегда удобно из - за возможных ошибок разного рода. Потому с бланками, безусловно, работать лучше. В конце года все бланки нумеруются и сшиваются с печатью заведующего. Здесь, правда, у меня есть некоторые сомнения в правильности именно нумерации и прошивки после, так как, например, при запросе суда действителен только тот документ, который именно так оформлен... С другой стороны, я проконсультировалась с заведующей по поводу того, как ведётся учёт приказов ДОУ: вносится короткая запись в тетрадь (у нас это тоже есть - отдельное отведённое место в Рабочем журнале педагога - психолога), затем она печатает его (приказ) на компьютере, а прошиваются они уже в соответствии с отчётными сроками... Я стала придерживаться такого же принципа.
Я доработала просто эстетически вот такой бланк.
       Плюс этого бланка состоит в том, что ряд моментов консультирования можно обозначать только галочкой в квадрате, что значительно сокращает время заполнения. Это "типология проблемы", мотивация обращения, "рекомендации".   Более подробно прописываются такие "разделы", как "причина обращения/ первичный запрос" (словами обратившегося), "ключевые вопросы консультации, переформулировка первичного запроса", "психолого - педагогическое заключение по результатам консультации".   
      Всё остальное вносится уже в психолого - педагогическую характеристику.
      Написанное от руки напечатаю для лучшего понимания.
      причина обращения/ первичный запрос
     Девочка проявляет замкнутость, нежелание общаться с ровесниками. В поведении в группе детского сада наблюдается стремление к уединению, при этом в ситуациях необходимости (организатор - взрослый) на контакт идёт хорошо, но инициативы не проявляет. Девочка очень часто болеет, мама видит в этом причину. Следует отметить, что и за территорией детского сада: на детских площадках - ребёнок не хочет общаться со взрослыми и детьми (точнее: не проявляет инициативы). В детские кружки и секции ходит непродолжительное время по той же причине.
ключевые вопросы консультации, переформулировка первичного запроса
      Застенчивость, замкнутость, безынициативность, нежелание (возможно, неумение) конструктивно построить коммуникативные связи. Частая заболеваемость, ослабленный иммунитет. Стоит отметить, что дети в группе относятся доброжелательно, охотно контактируют и принимают в игровой процесс.
психолого - педагогическое заключение по результатам консультации
       Повышенная застенчивость и замкнутость являются следствием частой заболеваемости, сильно выраженного симбиоза с матерью. Данная ситуация не является благоприятной, так как является потенциальным препятствием гармоничной социальной адаптации, социализации.
       А этот бланк я немного доработала "под себя". Всё то же, но чуть более подробно.

       
      Вот так стараюсь кратко, но ёмко "обрисовать" ситуацию.

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

26 комментариев:

  1. Катя, спасибо за такую колоссальную работу. Подход к ведению документации у всех разный, требования тоже разные. Просто восхищаюсь твоей пунктуальности. Буду учиться. Хотя в современных условиях не уверена. что долго продерусь в системе. Зарплата совсем стала никакая.

    Когда брать детей на занятия - вот это проблема....Я тоже стараюсь с других занятий не брать, а на прогулку в теплое время сама выхожу к детям и что-то там стараюсь придумывать, но это не дело.... Про дефектолога - интересно.

    Спасибо еще раз!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, я, напротив, крайне не пунктуальна. :))) Однако именно в бумагах, да, постоянно стремилась навести порядок.
      Знаешь, вот это - то и странно, что вроде требования - то везде должны быть одинаковыми или приближены к этому понятию (про разные подходы - это и понятно, так как сколько людей, столько и трактовок...)... Вот хотя бы с Рабочим журналом педагога - психолога. Я, конечно, тоже в своё время что - то изобретала, но теперь как - то осознанно понимаю "старших" психологов, которые просто не понимают, зачем надо брать что - то другое, если есть установленные образцы и, в случае с Рабочим журналом, вообще стандартизированная форма... И, кстати, в Туле, где я познакомилась с несколькими психологами так же придерживаются установленных образцов... Вообще я заметила, что порядок есть там, где психологи относятся к Психологической службе, в которой методисты занимаются наведением бюрократического порядка. А единства нет, когда сам себе хозяин. :)))) Я и не знаю, хорошо это или плохо. Однако, на мой взгляд, это и породило ситуацию, когда молодые психологи могут проконсультироваться в 3-х садах и выйти совершенно растерянными, так и не получив понимание того, а что же на самом деле надо...

      Удалить
    2. Смотрю и волосы на голове шевелятся, это сколько же бумаг и чернил!!!
      Прямо ставка не психолога, а ПИСАРЯ!!!

      Удалить
    3. :) Нет, вовсе нет. Надо просто немного адаптироваться к формам записи, определиться с тем, что необходимо. У меня раньше тоже было ощущение, что писанины много, но с навыком работы на компьютере всё стало в разы легче. А волосы дыбом чаще встают от неопределённости. :)

      Удалить
  2. Катя, здравствуй!
    Спасибо за пост. Очень все подробно расписала и структурировала. Я веду журналы немного другого формата, но цель их такая же.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обстоятельность требовалась по просьбе Дарьи, приславшей письмо... :) Сама я уже несколько устала от этого "копания": что и как должно быть. :)))) Вика, да, "формат" ведения у многих свой...

      Удалить
  3. Катя, бумажный поток в наших профессиях неиссякаем.
    А ведь чем больше бумаг, тем меньше общения с ребенком....
    Я искренне желаю тебе освоить специальность дефектологии. Думаю, что у тебя получится удивительный сплав эффективности в работе с детьми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, бюрократия заполнила собой всё... И вроде как и порядок необходим, но как - то уж очень много времени всё это занимает.
      А про дефектологию думала, наверно, аж с самых первых дней практики. Сейчас очень много приходится именно в этом направлении самостоятельно изучать и осознала (а где - то с особенным сожалением), что не хватало раньше этого знания, а ведь в отдельных ситуациях могла бы очень помочь... Очень надеюсь, что сподвигну себя на этот шаг. Только я никак не решаюсь на организованное обучение с дипломом. :)

      Удалить
  4. Спасибо огромное, за Вашу статью и все ссылки. Мне очень интересно и полезно. Честно,то я не очень довольна работой своего психолога, буду учить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Анна Борисовна :), я даже не знаю, подходит ли это для школы, так как у Вас своя специфика. Но вот, кстати, Рабочий журнал педагога - психолога, который я привожу здесь, в большей степени разработан именно для школы... В общем, я всё равно рада, что материал оказался полезным. :)

      Удалить
  5. Добрый день, Екатерина! Статья просто очень полезная, беру в закладки. У нас в учреждении начинающий педагог-психолог, пригодиться. А насчет того, когда брать детей - это больной вопрос у всех. Моя дочь работает психологом в президентском кадетском корпусе в Краснодаре, тоже постоянно сетует по этому поводу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, рада, что статья привлекла и приятно, что показалась полезной. :) Конечно, и расхождения имеют место быть... Но мне хотелось не только ответить на просьбу, не только поделиться тем, как у меня, но и просто написать так, чтобы был виден алгоритм "процесса" - уверена, что это подтолкнёт других к размышлениям, внесёт больше ясности. :)
      А по поводу времени - это да... В каждой организации необходимо подстраиваться под внутренний регламент. Мне у себя это удавалось. Но реальность меняется, а потому возникает чувство неуверенности, сомнения... Может, это всё от пугающей неизвестности и отсутствия стабильности?... Но это сопутствует всегда реформированию. Пока же остаётся только придерживаться мудрости, заключённой в словах "поживём - увидим". :)

      Удалить
  6. Катя, вот прямо буду к этому посту возвращаться. Очень много ценной информации для меня. спасибо огромное, что делишься и рассказываешь!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, рада, что моё "копание" приносит пользу. :))

      Удалить
  7. Екатерина, спасибо за очень полезный пост. Теперь думаю многое пересмотреть в ведении документации, впереди отпуск попробую оптимизировать свою документацию. Журнал я тоже веду, но вот кодировкой не пользуюсь. Теперь все сделаю как надо, давно собиралась...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, я уверена, что у Вас так, как надо. :) Механизмы, алгоритмы всё равно в понимании совпадают - расходятся лишь "воплощения". А вот с кодированием, да, нужна привычка. Сначала то и дело приходится себя одёргивать и немного всё это тормозит быстроту заполнения бумаг. Однако потом адаптируешься, привыкаешь. :)

      Удалить
  8. Здравствуйте! Спасибо Вам за вашу работу! Мне очень помогают ваши статьи) А можно ли ссылку на ваш бланк по индивидуальным консультациям? По фото я так и не смогла его "воссоздать"...)) Спасибо еще раз!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо за тёплый отзыв. :) Образец я вставила в сообщение. Он немного поменялся, но суть его осталась прежней. :)

      Удалить
    2. И забыла: вот ссылка для скачивания: https://drive.google.com/file/d/0BwVgLRjzS3JfSmwwbUNqSzNacms/view?usp=sharing

      Удалить
  9. Большое спасибо Вам за этот блог!Я первую неделю как работаю.Столько вопросов! В голове такое творится!!! А документация-это отдельная тема)) Если сможете,дайте ,пожалуйста,рекомендации как разумнее начать))) начинающему психологу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. :) Рада, что информация в блоге востребована, хотя я и веду его сейчас больше для себя. :) Поздравляю с началом практики! Пусть всё получается из задуманного! А про разумное начало лучше поконкретнее. Я уже так много, как мне кажется :))), об этом написала, что сейчас у самой некоторый хаос, что именно порекомендовать, так как не знаю, в каких именно условиях Вам приходится начинать. Посмотрите статьи блога, "окно диалога" в "Авторских находках из психолого - педагогической практики" - уверена, Вы определитесь с направлением. :)

      Удалить
  10. Катя,спасибо!! Я у Вас тут в блоге живу))))) Уже составила годовой план, расписание на вторую неделю работы,так как первую провела в знакомствах и беседах с коллективом, с составлением списков детей,побывала на утреннике.Так что в понед-ка включаюсь в работу.Не пойму,как входить сюда под именем.Я -Ирина.)) Ещё раз большое Вам спасибо!

    ОтветитьУдалить
  11. Ирина, ещё раз поздравляю с началом! :) Первое впечатление, что всё делаете правильно: знакомитесь, составляете для себя списки детей (очень потом поможет при введении кодировки), даже на утреннике были. :) Скоро Вам станет понятен весь уклад жизни в данном детском саду. :)
    Кстати, под именем своим вошли. :)) Осваивайтесь. При сложностях спрашивайте. :)

    ОтветитьУдалить
  12. Катя,огромное спасибо за то, что вы осуществили мечту многих психологов и поделились!Удачи в работе!:-)

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо Вам большое за предоставленную информацию!!!

    ОтветитьУдалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!