среда, 13 мая 2015 г.

15 игровых и творческих заданий для изучения ГЛАСНЫХ (Часть 1)

 

 Содержание:

 I. Немного о мотивации к обучению чтению и изучению букв, в частности.

II. Изучение 10 гласных: немного о системе, которая привлекла.

III. 15 игровых и творческих заданий для изучения ГЛАСНЫХ.

    

I. Немного о мотивации к обучению чтению и изучению букв, в частности

      Когда у меня появилось ощущение, что уже пришло время начинать обучение чтению Маринки, то возникла масса вопросов. У каждого ребёнка интерес проявляется по - своему: кто - то целенаправленно тычет пальчиком в текст книги и находит знакомые буквы, а уже при слабой подсказке взрослого быстренько складывает в слоги, а потом в слова; кто - то подражает читающему, с умным видом держа в руках книжку и пересказывает текст сказки, что является отражением зародившейся мотивации к этому процессу...
     Наверно, всё - таки уместно сказать, что мотивация к чтению возникнет тогда, когда есть желание "общаться" именно с книгой. В общем, делаем выводы о мотивации: книга должна присутствовать в ежедневном рационе познания. :)
     Если интереса, вот такого ярко выраженного, нет,  но возраст крохи уже достиг отметки пяти лет, то обучение чтению мы всё равно часто рассматриваем в качестве обязательного компонента развития. Безусловно, индивидуальные сроки могут варьироваться, но, в целом, так. Обучение чтению лучше начинать тогда, когда ребёнок может усидчиво заниматься в течение 15 - 20 мин (4 - 5 лет - средняя - старшая группы детского сада). Во многом по этой причине всё чаще и чаще появляются противники изучения букв в раннем возрасте, когда занятия (= читаем: организованные игры) способны удержать внимание малыша в среднем на 5-10 мин - лучше уделить внимание другим играм, в которых ребёнок сможет интеллектуально, физически и нравственно развиваться (это и будет необходимый компонент развития психических процессов (внимания, памяти, воссоздающего воображения, мышления), необходимых для обучению чтению).
     И что же делать, когда читать вроде и надо начинать, однако у ребёнка желания и не наблюдается. Немаловажно узнать при изучении корней этого нежелания то, что ребёнок думает об этом процессе.  Другими словами, если в понимании будет восприятие скучности, то, безусловно, садиться за стол с книгой не стоит - результата Вы практически не достигните, а если и будет, то с большим вложением Ваших нервов. Каков же вывод?
       Играем в "умные" игры с буквами. :)
    
      Совершенно точно могу сказать, что в нашем случае как раз так. :) И не то, чтобы желания нет, скорее равнодушие, да, и подвижность, характерная для неё, является довольно серьёзным препятствием. Итак, задача первая: пробудить интерес.

    Однако с чего начать? Первая, на мой взгляд, очень - очень полезная статья была обнаружена на сайте "Адалин" - "Ребёнок не хочет учить буквы" (там внизу есть активные ссылки для перехода на другие статьи этой темы, так же крайне полезные для изучения). Я постаралась учесть все аспекты, которые касались индивидуально Марины. Она подвижна, необходима (и сейчас получает) логопедическая помощь - всё это, безусловно, накладывает отпечаток на сам процесс изучения букв, выражающийся в подборке игр, последовательность их изучения. Многие игровые задания я приготовила и продолжаю готовить по рекомендациям, представленным на сайте "Адалин" - "Игры с буквами".
   

II. Изучение 10 гласных: немного о системе, которая привлекла

     Ну хорошо, определились, что будем играть. И всё - таки хочется точнее определиться в какой последовательности. У меня сложность была в том, что многие согласные буквы на какое - то время пришлось отложить, так как сначала надо поставить звуки, чем и занимается учитель - логопед. И, созвучно с моими мыслями, во многих источниках мне стала попадаться информация о том, что сначала надо учить именно гласные. Я уже делала заметку ТУТ о том, что в блоге Светланы Горячевой "Развитие речи. Двуязычие" я нашла метод, который мне показался интересным, да, и рекомендация Светланы дала мне уверенность. Это изучать сразу все десять гласных.
     Мы попробовали. И он работает! Однако уже на третий день игр я заметила, что Маринка играет с карточками, но уже без особого интереса. Значит, надо включать другие игры.  К тому же (уже через неделю) я поняла, что она продолжает путаться. Тогда я стала искать дальше...
     И нашла МЕТОД, на основе которого Марина буквально за неделю (за те предложенные несколько уроков - занятий) хорошо стала ориентироваться в гласных. Итак, это Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков. Этот метод действительно отлично помогает запомнить гласные.
      Резюмируя то, что выше изложила, я пришла вот к какой системе:
  •    Применяем Игровую методику изучения десяти гласных за пять уроков.
  • Играем со всеми десятью гласными в разнообразные игры.
  • Выделяем для каждой буквы "творческое время".
  • Дидактические задания и игры с каждой конкретной буквой.
    Конечно, в нескольких абзацах текста тему изучения букв, азов обучения чтению полностью не раскрыть - стоит обратить внимание  и рассмотреть другие системы (хотя бы в целях ознакомления). Но что мне понравилось в найденном, так как это:
  • малая затратность денежных средств;
  • результативность;
  • интерес и довольно устойчивая мотивация у ребёнка.
    А теперь расскажу об играх и творчестве, которые помогли нам поддерживать интерес и лучше запомнить ГЛАСНЫЕ.

III. 15 игровых и творческих заданий для изучения ГЛАСНЫХ

1. Выкладывание палочками

      Безусловно, вариантов выкладывания букв существует огромное множество! И чего только не используют для этой цели: пуговицы, бусинки, фасоль, горох, камни, палочки...и т.д. и .т.п. В общем, всё более или менее подходящее для выкладывания. У нас, как и у многих, материала в доме много и он активно используется: синельная проволока, пожалуй, при каждом удобном случае, бусинки в таблицах на внимание, камни в сенсорных ящиках... А надо было что - то такое, чего ещё не делали, чтобы стало интересно - интересно. :) Поэтому набрали немного палочек (на пробу), раскрасили и стали выкладывать. Игра понравилась Маринке. Заметны стали и некоторые проблемы, когда, например, буква У далась только с третьей попытки - никак не получалась наклонная.
    Вот именно по этой причине рекомендуют варианты с разнообразными прописями использовать чуть позже. Другими словами, сначала выкладывание, а уже потом работаем с карандашом, ручкой. Это как с рисованием: лучше сначала обследовать предмет руками, слепить, а потом только изобразить на листе...


        Сама идея далеко не нова, и её активно реализовывают многие. Я же когда - то запомнила один из комментариев Маши Костюченко, а потому хочу поблагодарить - засело у меня в памяти. :) 

2. Распознавание букв по рельефной системе

     Этот приём тоже довольно распространённый. Сам рельеф можно сделать тоже из различных материалов. У меня засела идея в самом конце знакомства с алфавитом сделать какую - нибудь вот такую сенсорную азбуку, применив разнообразный материал. В этот раз я просто сделала выпуклые буквы из потолочной плитки, покрасила гуашью и закрепила художественным лаком.
        Задание не такое и лёгкое. :))) Его лучше использовать тогда, когда зрительные образы букв прочно обосновались в памяти. И это упражнение отлично развивает воссоздающее воображение, наглядно - образное мышление.

       Рекомендую перед угадыванием вслепую провести по буквам пальцем с зрительным контролем, запоминая формообразующее движение.

3. "Чудесный мешочек"

       Эта универсальная игра, пожалуй, одна из тех, что уместна при рассматривании любой темы. :) А по сложности (из-за "3D - эффекта") превосходит распознавание букв по рельефной системе. Маринка пока то и дело подглядывает. :))))

4. "Рыбалка"

     Игра "Рыбалка" тоже очень распространённая. Это один из активных методов игровой занимательной деятельности даже с детьми раннего возраста. Поэтому игра нам была знакома, только тема другая. И если у Вас ребёнок фанат воды, то успех обеспечен! :)) Вот именно в этой игре я в который раз особенно убедилась - почувствовала, что  результативность и успех приносит то, что захватывает и сильно увлекает. :) В этой игре уже казалось, что Марина не задумывается, а просто знает и делает. Сачок для аквариума у нас есть, но мы взяли то, что нашли в закромах. Игра совсем лёгкая, ориентирована в основном на запоминание букв. Её большой плюс - это то, что всё происходит в игре с водой, что одновременно и позитивом заряжает, и снимает возможное напряжение, зажимы.

5. "Город букв (игра "Курьер)"

    Это игра уже более сложного уровня. Её цель - развитие фонематического слуха, определение начального звука, соотнесение звука с буквой.
      Поскольку важно именно играть, то мы разыгрывали сюжет, что в одном магазине покупатели заказали много разного товара и его надо доставить до место назначения. Курьером у нас работал принц. :)))) Сначала Марина играла со мной, потом сама. Для меня значимым моментом оказалось то, что когда она играла самостоятельно, то при падении какого - нибудь "дома" (чего  только не происходит в игровом процессе :)...) Марина, как мне думается, даже не осознавая до конца, называла уже правильно, какой именно дом упал, обозначая букву соответствующим звуком. Значит, результат есть. А я для себя в который раз убедилась в тесной связи сюжетной игры и памяти.
 

6. Занимательная кулинария: блинчики :)

      Я всё - таки не оставляю своих стремлений показать Маринке, как же это здорово - стоять возле плиты. :)))) Что интересно, все приготовленные творения она с удовольствием съела (раньше блины, до самостоятельного приготовления, не ела).
      Ей больше нравятся пока простые формы - привлекает сам процесс без ухищрений. Однако все свои круглые блины она назвала буквой "О". :) А потом попробовали и другие буквы: "А", "У", "И".



У моей хозяйки всё по правилам: первый блин комом. :)))



7. Мемори с буквами

      Как обойти вниманием этот приём?! Для этой игры я приготовила карточки, собирая в сети и красивых представителей букв (множество чудесных воплощения на Lenagold), и разнообразные образы - рисунки по мотивам реальности, что напоминают нам о них.

Играть можно и с одной буквой, и задействовать больше...
      В заключении хочу отметить, что в игре проще не только Маринке, но и мне. Когда делаешь целенаправленные попытки вложить какие - то знания через объяснение, показ, даже творчество, то ощущаешь, как вкладываются силы. А в игре всё иначе получилось. Может, поэтому и кажется, что быстро запомнила?... :))
Продолжение следует....

Участвуем в проекте
АЗБУКА С МАМОЙ

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

24 комментария:

  1. Катя, какая замечательная методика!!!
    Очень все доступно, а самое важное - все игровые формы :))
    А блинчики "гласные" наверное уже очень хотят познакомиться с блинчиками "согласные", а потом...... еще и с признаками :)
    Очень все здорово! На мемори интересные картинки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, ты прямо путеводную нить провела на карте нашего интереса. :))) Да, да, методика чудесная! На опыте проверила. :) А игр ведь много не бывает, а когда так разнообразно, то интерес только растёт. :) Спасибо. :)

      Удалить
  2. супер, Катя, мне очень понравилось

    ОтветитьУдалить
  3. Катя, спасибо за чудесный обзор!
    Многие приемы для меня настоящая находка. Очень весело наверное, было Марише вылавливать шарики с буковками. И блины буквенные - чудесные. В игре лучше все усваивается и не только в дошкольном периоде))))
    А город букв на чем стоит? Такая разметка замечательная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, с этим тазом она потом носилась..., что вымокла окончательно. :)))
      Разметка - это моя гордость поиска. :)) Я и так, и эдак... Думала даже сшить, потом купила скотч разноцветный для творчества, а дома ещё и по основным цветам остался... (хотя именно этот вариант игры с творческой разметкой на полу с применением разноцветного скотча всё равно сделаю)... А потом захожу в свой любимый магазин развивашек, а там... В общем, я не устояла. :)))

      Удалить
    2. Классная развивашка с ней можно и правила дорожного движения потом учить)))

      Удалить
  4. КАТЯ, ТЫ ПРОСТО СУПЕР-МАМА! ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛИСЬ БУКВЫ ИЗ ПЛИТКИ -ТАКИЕ АККУРАТНЫЕ....ДА ВООБЩЕ ВСЕ ПОНРАВИЛОСЬ. СПАСИБО ТЕБЕ ОГРОМНОЕ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, да ну что ты... :)) Засмущала... :)) Мне порой кажется, что я просто сама ещё играю. :)) А буквы такие очень легко получаются с помощью лезвийного ножа - им ещё надо умудриться вырезать неровно. :) Спасибо, мне очень приятна ТАКАЯ похвала! :)

      Удалить
  5. Супер!!! С таким изобилием игр и творческим подходом, все буквы лягут на благодарную почку ребёнка. Спасибо, Катя за увлекательное путешествие в мир букв и игры. Особенно понравился город, рыбалка, блинчики, мемори. Супер!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо! :) Я на опыте убедилась в эффективности этих игр, особенно, когда применять не одну, а разнообразно, несколько, каждый день то одну, то другую... :) Рада, что понравилось. :)

      Удалить
  6. Катя, читая ваши посты, всегда выделяю для себя очень полезную информацию, спасибо. Моей младшей дочке сейчас 5,5 лет, уже пора заняться изучением букв и подготовкой к чтению. Попробую ваши советы:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, увлекательного Вам с дочкой погружения в мир букв! :) Спасибо, мне очень приятно, что материал востребован. :)

      Удалить
  7. Катя, очень понравились ваши занятия, игры в город - это то, что нужно Артуру. А еще уже давно хочу текстурный алфавит, нужно наконец-то собраться и сделать! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, я рада. :) Я очень загорелась несколькими идеями создания алфавита, в числе которых, да, вот этот, как ты назвала, текстурный. Хочу из разнообразных материалов. Но это чуть позже, пока терпит, так как именно изучение самого алфавита (= порядок букв) оставила на самую последнюю очередь, а сейчас только буквы. :)

      Удалить
  8. Очень интересные занятия. И подробное объяснение.)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елизавета, хорошо, что присоединиться к Вам оказалось не поздно. :)

      Удалить
  9. Спасибо, взяла на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо за проявленный интерес! :) Приятно. :)

      Удалить
  10. Очень здорово! Целая система занятий получилась. Игры самодельные замечательные и красивые такие, аккуратные, а город букв - просто нет слов. Неужели все буквы будите делать? Это же титанический труд

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоня, спасибо. :) Скорее не система занятий, а систематические игры с буквами. :) Что, по - видимому, сути не меняет. :) Да, буду делать - "назвался груздем - полезай в кузов". :))) На самом деле не сложно - материал, который я использую, довольно лёгок в обработке. :) Тут скорее самой интерес и вдохновение не потерять. :)

      Удалить
  11. Екатерина, ваши занятия с Маринкой такие классные! Особенно мне с городом понравилось) Вообще, я тоже за игровые формы. Очень на мемори с буквами похожа игра "Зверобуквы" - моим очень нравится. А еще я никогда не пекла блины на противне))) Надо попробовать, правда, у нас на кухне совсем не развернуться - а там же все захотят печь)))
    И добавлю про шапочку блога - отлично вам провести эти каникулы-отпуск! Даешь, спящий режим!))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо! :)) Совсем я в блог сейчас редко заглядываю. :) "Зверобуквы" видела, но пока ещё не приобрела... Печь блины нравится, правда, даже не представляю, как Вы с очередностью будете справляться. :))) А хорошего лета и мне хочется пожелать всем! :)) Действительно отдохнуть, хотя интенсивность выходов из дома только возросла. :)))

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!