воскресенье, 24 мая 2015 г.

Мир букашек для малышей

    Ах, букашки - букашки - букашки... У кого есть крошки - малышки, да и детки постарше,  - это благодатная почва для изучения окружающего мира...
    "Мам, смотри, - говорит мне Маринка на одной из последних вечерних прогулок, - шмУль летит", - приняв майского жука  из - за его размеров за полосатого пузана. :))) А сегодня уселась перед поляной одуванчиков и стала считать пчёл, страшась и не желая отрываться от этого занятия. :)
     Сачок мы теперь таскаем везде и всюду. Лупа в рюкзачке. Бинокль... 
      Уже с осознанным длительным интересом изучает для нас бессмысленную суетливую деятельность муравьёв, носится за бабочками (хотя они и вызывают у неё какой - то страх...). "Мама, мама, - восклицает, вертясь всем телом, - убери её!!!" (...) "Это БАБОЧКА!!!" :) В общем, дико интересно, но и страшно... Оказались пророческими слова папы, когда он выдвинул теорию согласия о том, что хорошо, что мы знакомимся с насекомыми, "а то будет, как Николь Кидман..." Вот тебе и Николь Кидман. :)...
       Ежегодно мы с Маринкой возвращаемся к этой теме. Даже когда она крошкой была. Но это и не удивительно, так как малыши всегда очень активно изучают, а что же там под ногами...

      Эпизод нашего интереса... Пауки

      Пауки, наряду с бабочками, вызывают у Марины неприязнь. Уверена, что страх к бабочкам возник тогда, когда Марина увидела её сидящей, со сложенными крыльями. Лапки её настолько выразительно напоминали паучьи, что судьба этих отношений была предрешена... :) С улыбкой пишу, так как в этом году Марина продолжает с погружением  изучать мир этих маленьких букашек, и они теперь в большей степени именно интересны, а не страшны. Уже то, что, увидев бабочку, она несётся на неё посмотреть, для меня о многом говорит. 
       Когда я оглядываюсь назад, то понимаю, что отношение к миру насекомых у Марины складывается волнообразно. Год без страха, год в любви, год со страхом, а теперь настало время пробуждающегося "юного натуралиста". 
 

        И вот в "год любви"... :)))
      ....Все наши миниатюрные занятия были построены по одному плану: наблюдение (перед),...



 ....пазл по теме (развитие целостности восприятия, зрительного синтеза), развитие мелкой моторики через творческую продуктивную деятельность. Этого вполне хватало и не устать, и развиваться (что скрывать, эта "назойливая муха" преследует меня), и поддерживать желаемый познавательный интерес, любознательность.
А вот, что я придумала по ходу для нашего творчества и для развития математических представлений "один - много".
 

     И ещё мне очень нравится приобретать интересные игрушки, связанные с образами насекомых. Когда мы увидели паучка, который фломастерами при заводе рисовал вокруг себя паутину, то не устояли. :) Хвала изобретателю! :)

    В прошлом году я показала эти наши фотографии бабушке Марины. Екатерина Вячеславовна, моя свекровь, работает воспитателем в детском саду. Идея ей понравилась, и был проведён краткосрочный проект с направленностью на взаимодействие с родителями малышей: с целью показать им, как просто в домашних условиях можно подготовить и провести познавательный досуг по знакомству с миром насекомых на примере паучка (конечно, паук - это не насекомое, однако, в дошкольном возрасте это упущение позволительно - более чёткая дифференциация будет возможна в более старшем возрасте). Сложностей - то никаких нет, затраты по времени минимальны.





Эпизод нашего интереса... Божья коровка

      Первая фраза, которая так и готова вырваться: "Ну, кто же не любит божьих коровок?!!!" :) Однако после истории с бабочками я буду осторожна. :))
    Тем не менее божьи коровки у нас по симпатиям в приоритете. :) Всё доставляет удовольствие: от поиска до робких попыток творить. О том, как мы уделили внимание этому пятнистому насекомому в прошлом году, можно посмотреть ЗДЕСЬ. А когда Марине было 2 года, мы включили немного математики ("один  - много"), несложный пазл,  лепку.

Лепили мы, применяя для малышей понятный приём: размазывание пластилина по готовой форме. У нас остались детали от погремушки. Полусфера очень пригодилась, так как жучок получился "что надо". :)



       

Эпизод нашего интереса... Кузнечик

      Этот прыгун, как и бабочки, - одна из причин беготни по полю с сачком. :))) И сколько бы мы его не ловили, он всё время от нас ускользает. :)) Сценарий тот же.


Это задание тоже из разряда пазлов, но несколько иное - "Дополни изображение". Развивает зрительный синтез, а при включении аппликации (приклеить детали на соответствующие места) это ещё и развитие мелкой моторики.
     Помню, что мне захотелось раскрасить кузнечика, но каким - нибудь необычным для нас способом... Поскольку кузнечика мы изучали следом за пчелой (посмотреть можно ЗДЕСЬ), а там я воспользовалась приёмом наматывания нити, то я решила, что зелёный цвет кузнечику мы сделаем, обмотав его зелёной нитью. Задание сложное. :)) Конечно, и помощь моя потребовалась, но, в целом, интересное, а уж о пользе и говорить не надо. :)



Может, сходство и отдалённое, но всё же есть - импровизировали. :))

Эпизод нашего интереса...Бабочки

      Бабочки...  Для нас это летающие паучки.:) Тем не менее бабочки настолько красивые создания, что так и просятся быть вдохновительницами и музами. :)

Эту красоту мы обнаружили на участке детского сада...
    Первое, что приходит сразу в голову, - это творчество с кляксами. Особенно в технике "монотипия" мне нравится, да и сколько раз пробовала с детьми - всегда на "ура". :)
Это Маришка ещё совсем малышка. :)
А вот мы уже постарше...





      Все описанные эпизоды - это наша тематическая неделька про насекомых, которую я провела для Маришки, когда ей было 2 годика. Помимо бабочек, паучков, кузнечиков, божьих коровок, мы ещё изучили муравья, пчелу, гусеницу и улитку - 8 маленьких, но увлекательных приключений в мир букашек. :)
        Кстати, немного о бабочках. Осенью мы всей семьёй ходили в наш музей, где временно функционировала выставка бабочек. Когда мы туда только собирались, то я, не вникая в детали, и не подумала, что мы сможем полюбоваться красавицами в живую...



Уже достижение. :)

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

28 комментариев:

  1. Катя, какой большой материал, такая чудесная творческо-познавательная деятельность! Пошла об улитках почитать, как раз планируем по ним занятие, так как детям они стали очень интересны, ведь парочка даже живет у нас дома). Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо. :) До улиток я не осмелилась в этом году (взяла на заметку до следующего года). :)

      Удалить
  2. Екатерина, очень интересно у Вас все описано! Столько замечательных идей! Мой сынок пока опасается только пчел, а к остальным насекомым страха не испытывает, может быть из-за того, что мальчик? Как-то вылетело у меня из головы, что пауков дети многие боятся.
    А статья такая интересная, я добавлю ее в свой обзор про насекомых http://www.withsmile.ru/2015/05/bug-crafts.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия, спасибо. :) Я хоть и вставил пару наших работ, однако, рада ещё поучаствовать. :)
      Да, у нас вот всё завязалось на пауках... Однако был период, когда страха не было, даже волновалась, что схватит кого - нибудь. :) Впрочем, может и, правда, мальчишки более рискованные :) - здесь многое зависит от установок и страха самих родителей, что часто отражается на том опыте и представлениях, что получает ребёнок. По всей видимости, у Вас растёт бесстрашный малыш. :)

      Удалить
  3. Катя, как здорово и интересно! Кузнечик меня заинтересовал - нужно Ване предложить....
    Маришка так с Кириллом похожи - солнышки такие...

    Катя, я не поняла - на видео девушка с Маринкой - это ты?

    И еще для меня открытие - бабушка Маришки воспитатель... День открытий! Спасибо, Катя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, спасибо. :) Похожи очень! Все постоянно стараются найти отличия. :))) У Маришки больше смешанных черт, а вот Кирилл очень похож именно на папу.
      Нет, на видео не я. :) Ты же меня знаешь. :) У меня часто совершенно другая роль - я тот, кому постоянно надо заснять - фото и видео со мной очень редки... Не люблю, а делаю только для того, чтобы обо мне хоть какая - то память поколениям осталась. :)))
      А воспитателей у нас много! Мои бабушки, свекровь, жена брата (познакомились через меня). :) Так ещё и учителей много. :) Завязаны мы на педагогике. :)))

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
    3. Алёна, прости: твой комментарий продублировался, я решила один удалить, а пропало почему - то всё.... Вот он: "Кать, да вот я и глазам своим не поверила...Спасибо, что подтвердила мои сомнения и то, что я еще не ку-ку...".
      - :)))) Всё - таки сказывается нехватка моих фотографий. :)

      Удалить
  4. Какие замечательные интересности вы проводите со своим ребеночком!!! Супер. С вашего разрешения возьму для себя в копилочку, пригодится для занятий с ранним возрастом! Спасибо Катя!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо! :) Буду только рада, если что - то вдохновит! :)

      Удалить
  5. Как много информации! Разнообразно, красочно! Очень понравились паутинки на рамках. Спасибо, беру на заметку. Какие красивые бабочки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, бабочками мы залюбовались - такие большие и потрясающие! За такой красотой постепенно и страх улетучился. :))) Приятно, что понравилось. :)

      Удалить
  6. Добрый день, Екатерина! Вот так исследователи, какие же вы молодцы!)) Игрушка - рисующий паук просто супер, хочу такого найти. Очень про "назойливую муху" понравилось, меня она тоже преследует)) Замечательно, что бабочки в музее были живые, а не засушенные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, да, игрушка нас покорила! Мы, словно дети, наблюдали, дивясь образующимся узорам. :) Казалось бы, идея проста, но всё гениальное просто. :) Вот здесь нашла видео, как он рисует: http://www.youtube.com/watch?v=q8VJnrZ37Z0 ... Вот - вот, :)))), эти мушки... :)))
      Я очень удивилась, когда увидела живых бабочек. :) Однако всё - таки жаль, что это именно передвижная выставка. Условия не те, что надо, а потому умирали они намного быстрее, чем это свойственно их жизненному циклу... У меня к восторгу до сих пор примешиваются весьма неоднозначные мысли и чувства... Однако организаторы старались обеспечить им максимальный комфорт даже при наличии нас, зрителей. :) За подаренное наслаждение красотой им спасибо. :)

      Удалить
  7. Спасибо, Катя!!! Очень интересный материал, будет полезен многим, спасибо, что поделилась!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Здорово!!! Детям действительно интересно изучать насекомых, а когда это изучение ещё и в виде игры-то вообще одно удовольствие)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо. :) Вот этот первый интерес к насекомым меня покоряет! И не меня одну. Думаю, именно по этой причине исчерпать тему невозможно. :) Каждый раз нахожу много нового, вдохновляющего... :)

      Удалить
  9. Катя, спасибо! Замечательный обзор темы. Какая же Мариша счастливая с такой мамой как ты! Я теперь хочу такого же паучка для рисования паутины)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо. :) Уж даже не знаю про "счастливую с такой мамой" :)))), но искренне надеюсь. :) Паучок и правда прелесть... :)

      Удалить
  10. Браво, Екатерина! Из всех "милых" существ положительно отношусь только к бабочкам, но деятельность в ребенком по формированию познавательных, исследовательских и проектных компетенций выше всех похвал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, как Вы "их" любя: "милые"... :)))) Однако некоторые представители очаровательны - не поспоришь. :)) Спасибо. :)

      Удалить
  11. Спасибо, Екатерина! Так интересно и познавательно, обязательно воспользуюсь таким богатым материалом с сыном и с детками на работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, рада что заглянули. :) Спасибо, приятно. :)

      Удалить
  12. Занимательные у вас игры и занятия по теме насекомых! Спасибо, Екатерина за подборку - уже взяла себе на заметку паутинку с паучками) Послностью согласна, что интерес у детей к окружающему особый, а мир насекомых для них так увлекателен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А нам, взрослым, только и надо - то воспользоваться этой заинтересованностью. :)) Марина, я рада, что некоторые идеи приглянулись. :)

      Удалить
  13. Ах, букашки! Этим летом они всех привлекли :) такие маленькие и такие интересные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))) Это точно. :)) У нас сейчас по окну гусеница ползает. :))

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!