четверг, 6 августа 2015 г.

Случай из практики: Способны ли мы меняться ради детей?

    Семейные истории бывают счастливыми, а бывают не очень...
     Что такое семейное счастье? Где находится тот самый заветный опорный механизм, который должен работать всегда? Сломается он и постепенно разваливается всё... 
     И ведь сложность состоит в том, что ответ всегда только в нас - на чужих историях мы только видим, как это может быть. 
     Почему? Потому что... мы по - разному расставляем для себя приоритеты, мы по - разному реагируем на ситуации, мы... разные...
    Но вот что удивительно... да - да... именно удивительно... несмотря на все различия в "несчастливых" моментах, их восприятии, "опорные механизмы" счастья для всех похожи. И, пожалуй, самый важный - это уверенность -... это психология... Это Вера. И это понятие невозможно отнести только к какой - то одной человеческой области исследования. Вера лишена логики, но она, бесспорно, с чего - то начинается, где - то и в чём - то зарождается. Что - то ключевое, важное, нужное и необходимое. Как Вы думаете с чего? ... С начала. А где это начало? Для ребёнка, для человека - этот старт уверенности, веры (или её отсутствия) в детстве... А оно у всех разное. 
     Совсем недавно я соприкоснулась с размышлениями молодого человека, который воспитывался в приёмной семье, ... не доволен, считает, что многое в жизни плохого проистекает из кажущейся ущербности, что не так должно быть с построением семьи, с выводом, что никогда не женится... И вдруг... готовится к свадьбе. В нас заложено стремление, почти интуитивное, что жизнь только тогда полна и хороша, если мы не одни, а нас хотя бы двое... И вот тут - то и начинается виток наших ошибок, больших и маленьких, влияющих и не очень на то, что мы сможем построить и передать своим детям. 
      Есть браки, семьи, в которых, несмотря ни на что, отношения сохраняются, семья остаётся целой. Но где эта цельность? И для кого она? Для сторонних зрителей, да. Но как глубокого порой несчастье пускает корни... Впрочем, осознаём ли мы это?
    
    Начнём с сегодняшнего момента... Младшая дочка, умница и красавица, трудна в воспитании. Типичный подросток с буйством эмоций. Старшая, уже закончившая получать профессиональное образование, - рассудительная и, без сомнения, с чувством заботы о семье. Средняя - активная, целеустремленная, с сильным желанием не только отделиться от семьи, что часто свойственно юношескому авантюризму: попробовать "мир на вкус", но и отдалиться, так как родители только по факту узнают о её действиях, решениях... Младший сын предшкольного возраста - немного застенчив, послушен, с жаждой в глазах. 

      Конечно, это лаконичное описание тех черт, что сразу бросаются в глаза. И многое является знакомым, не выходящим за грань. Однако... Семь лет назад, теперь я это вижу, стала зарождаться ситуация, приведшая к тому, что именно средняя дочь выбрала путь отделения от семьи.
     Несмотря на проделанную работу понять суть проблемы, родителям так и не удалось преодолеть главное: необходимость изменить свой образ жизни.  Мы раскрыли суть, оставалось сделать только усилие. Они именно пара, они действительно похоже, что созданы друг для друга. Они понимают ценности семейной жизни и постоянно двигаются в направлении друг друга и вместе в одном направлении. Однако во всём этом есть брешь, нарушена гармония. Представьте себе качели:
Изображение взято с блога "Может быть"
    А теперь представьте, что это движение "туда - сюда", которое гармонично толкает к развитию и росту и родителей, и детей (ведь мы учимся друг у друга), нарушено. С точки зрения инженерной мысли вот этот пример будет более понятным: 
Изображение взято с "Чем развлечь гостей"
    Когда смещена точка опоры, одни оказываются постоянно наверху, а другие внизу...
   

    Обратились родители ребенка (на прием пришли и отец, и мать) с просьбой выяснить, что происходит с девочкой: она временами уходит в себя (в это время она играет в комнате со своей сестрой, и они по неделе могут не выходить на улицу, не считая дороги в школу); вместе с этим у девочки отмечается заниженная самооценка. Выражается это вербально, что она «глупая», «ничего не получается».
    Доверительный контакт с родителями был настроен сразу же, их ожидание от встречи с психологом заключалось в надежде, что у ребенка повысится самооценка, она станет более уверенной, пропадет проявляющаяся временами замкнутость.
     При первоначальном исследовании проблемы использовался биографический метод (сбор и анализ данных о жизненном пути личности) и генограмма (для изучения хода семейной истории, моделей поведения, передающихся из поколения в поколение и др.) – цель: выявление особенностей формирования жизненного стиля ребенка.
    Жилищные условия семьи: 2-комнатная квартира, где девочка разделяет место в одной из комнат со старшей сестрой (Таней) (девочки являются  погодками).
     Экономический статус: средний доход работающих членов семьи.
    Состав семьи (тип семьи, кто непосредственно проживает вместе с ребенком (степень родства, возраст братьев и сестер ребенка): семья смешанная (в результате повторного брака), состоящая из родителей и трех детей. Отец 30 лет не является биологическим родителем, имеет среднее профессиональное образование, занятость в сфере строительства. Мать 32 лет имеет среднее профессиональное образование, занятость в сфере торговли. Биологический отец, посещающий детей редко, нерегулярно, 35 лет имеет высшее образование по специальности «Экономика и управление на предприятии», занимается коммерческой деятельностью. Сестры Таня (11 лет) и Мила 4,5 лет. Две старших сестры ходят в четвертый класс средней школы. Обе учатся успешно. Света посещает помимо учебы лыжную секцию. Обе девочки много рисуют. Однако Света в проявлении данной способности значительно отстает от Тани. Младшая посещает среднюю группу детского сада.
      На первой же встрече психолога и родителей был предложен опрос – анкетирование с целью уточнения стиля воспитания в семье.
     Характер отношений в семье, тип воспитания: это второй брак матери. Первый брак относится к категории распавшейся семьи и характеризуется совершившимся уходом из семьи одного из родителей (в данном случае отца), однако продолжающим поддерживать взаимоотношения и выполнять некоторые функции её члена (в основном материальная забота о детях, но нерегулярно). Тип воспитания в первом браке, продлившемся 9 лет и распавшемся 2 года назад, - авторитарный с переходом в тоталитарный со стороны отца (часто применялись жестокие физические наказания и по отношению к детям (чаще всего именно Свете (со слов матери) и к их матери). Во втором браке, заключенном год назад, преобладает демократичный стиль воспитания. Однако стоит отметить, что со стороны Светы имеют место реакции протеста на требования отчима. Чаще молчаливое упорство. С согласия всех членов семьи нет договорённости называть отчима папой, можно по имени. Данная семья характеризуется, таким образом, сменой образцов воспитания в связи с изменением динамики семейной жизни.
      Со стороны суррогатных родителей (бабушка со стороны биологического отца), которых дети навещают по выходным дням, наблюдается вмешательство в динамику семейного воспитания, а именно различное отношение к детям и к своим обязанностям по их развитию. Разные образцы воспитания со стороны бабушки (от первого мужа): по отношению к старшей Тане – потворствующий тип (по классификации Д.Н. Исаева) – ребенок является предметом постоянного любования, восхищения; по отношению к двум младшим сестрам – скрытая гипопротекция (по той же классификации), что выражается лишь в видимости какого-то интереса к воспитанию, но в отсутствии получения детьми необходимого душевного тепла. Хотя в отношении младшей это выглядит более сглажено. Надо обязательно отметить, что именно эту бабушку девочки навещают чаще всего. Со стороны бабушки по линии матери также наблюдается предпочтение: оно относится к Свете. Однако эту бабушку девочки навещают значительно реже (в среднем 1 раз в три месяца).
       Далее проводилось исследование проблемы: диагностика, анализ и обработка результатов. Исходя из терапевтической и коррекционной нагрузки, которую несут на себе уже собранные данные, исследовать эмоциональное благополучие следует не только непосредственно у Светы («выделенный» член семьи), но и у её старшей сестры, с которой она проводит много времени.
Определение эмоционального благополучия ребенка по рисунку «Моя семья».

Рисунок Светы
      Рисунок Светы: первая особенность рисунка – это изображение семьи на театральной сцене, что акцентирует обостренное чувство восприятия семейной обстановки. С одной стороны, это может свидетельствовать об ощущении определенной театральности, искусственности в семейной атмосфере. С другой стороны, пристальное внимание со стороны психолога так же могло найти своё отражение в рисунке. Среди всех нарисованных фигур сразу же обращает на себя внимание фигура матери. Девочка пытается несколько раз нарисовать ей руку, которая протягивается в сторону девочек, но так и не сделав это, «ставит» её на пояс. Возможно, ощущение дистанции, удаленности от матери. Порядок рисования фигур: Мила, Таня, Света («выделенный» член семьи), мама, Денис (второй муж). В связи с этим можно отметить особое чувство сплоченности между сестрами.

Рисунок Тани
    Рисунок Тани: Как видно из рисунка, у девочки явно отмечается тенденция к демонстративному поведению (прорисовка глаз, общее выражение изображенных лиц), что вполне согласуется с тем стилем воспитания, что выбран по отношению к ней бабушкой – потворствующий. Отметим «яркое» солнце в верхнем правом углу – это символ авторитарной фигуры, которая, возможно, оказывает достаточно сильное влияние на общую семейную атмосферу. Порядок рисования фигур: №1 – сестра Света, №2 – Мила, №3 – сама девочка, №4 – мама, №5 – Денис (второй муж). Все фигуры расположены близко, рядом, что свидетельствует об ощущении сплоченности. Особенно это заметно при изображении сестер – они очень дружны между собой в жизни, что и нашло свое отражение в рисунке. Тем не менее о некотором дискомфорте свидетельствует изображение ног у детей на рисунке – им как будто не хватило места – возможно, это некоторая дезориентированность в рефлексии существующей на данный момент семейной обстановки, определенное отсутствие чувства опоры.
      При сравнительной оценке рисунков, мы видим, что Таня более расположена воспринимать семейную атмосферу как благополучную, нежели это можно отметить у Светы.
   Для уточнения полученных данных, касающихся восприятия девочками семейной атмосферы, был проведен проективный графический тест «Звезды и Волны» У. Аве – Лаллемант. Цель: определение скрытых экзистенциальных установок, раскрывающих глубинные пласты психики.

Рисунок Тани
    Рисунок Тани: исходя из пространственного членения рисунка, изображение выглядит гармоничным. Хотя как небо, так и вода по своему акцентированы. Волны, отображающие чувственное начало, выполнены одиночным жирным штрихом – свидетельство о склонности к импульсивному, естественно – спонтанному поведению человека. Это еще более акцентируется наличием двух больших волн – признак аффективной реакции. Звезды на небе выполнены одиночным жирным, местами тонированным штрихом. Учитывая, что это сфера контроля сознания, можно говорить об стремлении усилить этот контроль, в целом это признак повышенной тревожности. Также наличие двух волн, как символика рисунка, может быть отображением тесной эмоциональной связи с сестрой.
Рисунок Светы
      Рисунок Светы: хотя рисунок пространственно выглядит гармоничным, тем не менее все же изображение выдает отсутствие душевного равновесия у девочки. Как волны, так и звезды выполнены в неуверенной манере. При рисовании она пользуется много стёркой, при этом изменению подвергаются и волны, и звезды. Интересно, что волны делят рисунок на две части, разделяя правую и левую части тестового изображения, это же характерно и при изображении звезд: в правой части они более выделены жирным штрихом. В целом акцент сделан на правой части тестового изображения, отвечающей за будущее. И это определенно для ребенка является источником повышенной тревожности. Далее одной из ярких особенностей рисунка является то, что две звезды наиболее выражены штрихом - обозначение значимых лиц. А одна звезда выделена заметной попыткой неудачной прорисовки. Это может свидетельствовать об обостренном восприятии собственной самооценки. 
      Также для уточнения данных был проведен проективный графический тест «Дом – дерево – человек» (обработка по Дику Баку). 

Рисунок Светы

Рисунок Тани
Результаты интерпретации  приведены в таблице..

Анализ показателей по тесту «Дом – дерево – человек»
Дети
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
Света
2
2
2
1
0
4
0
2
13
Таня
2
4
1
0
0
0
0
0
7
 №1 - незащищённость.
№2 - тревожность.
№3 - недоверие к себе.
№4 - чувство неполноценности.
№5 - враждебность.
№6 - фрустрация.
№7 - трудности общения.
№8 - депрессивность.
№9 - индивидуальный показатель.
      Проанализировав графические показатели тестовых изображений, мы видим, что уровни незащищенности и тревожности у девочек практически одинаковы, у Тани он имеет даже более высокий показатель, нежели у Светы. А вот далее картина меняется. Так, у Светы в наличии есть высокие показатели фрустрации и депрессивности. Исходя из качественной оценки, это относится к понятию дома. Хотя повышенная тревожность, сконцентрированная вокруг символики дома, присутствует и у Тани. Но если у Тани просматривается тревожность, относящаяся скорее к общей семейной атмосфере, то у Светы символика рисунка (маленькое изображение человека, деревья и их расположение: одно как будто препятствует «вхождению» фигуры человека в дом, а другое словно стоит на горе) свидетельствует о проблемах в сфере самосознания и самооценки.
      На данном этапе диагностика была завершена, т. к. проблема стала вполне очевидна. Недавний стиль воспитания со стороны биологического отца оставил определенный негативный след. У обеих девочек повышенная тревожность, обе чуткие, чувствительные натуры. Однако Таня, старшая из сестер, меньше подвергалась наказаниям, к тому же она достаточно часто видится с бабушкой, которая явно выделяет её среди остальных членов семьи,  а вот у Светы менее выгодное положение. Также можно отметить, что у обеих девочек имеет место быть неприятие семейной обстановки. Это может быть и, в целом, кризис восприятия появления нового члена семьи (из беседы с детьми: надежда, что всё будет по - другому, не так, как раньше), и образ жизни активных, общительных родителей, который часто уводил их от создания атмосферы традиционности, сплочённого уклада жизни (осознаётся  ими не до конца), отсутствие стабильности, в том числе и финансового порядка (осознание и понимание данной причины).
       Родители в этой ситуации стремятся предоставить девочкам свободу в выборе решений на семейном совете, они вольны выбирать, чем заниматься в свободное время и многое другое. Однако на фоне подобного равноправия, Света часто сама себя лишает возможности проявить свое Я и часто только соглашается с мнением своих сестер.
      По поводу временной замкнутости, когда девочки уходили в свой игровой мир, нет никаких оснований для беспокойства. Они друг для друга лучшие подруги; затеянная игра подолгу могла их заинтересовывать, что и вызывало отказ от улицы. Впрочем, у девочек есть также общие друзья, и проблем в общении с ровесниками у них не наблюдалось, как с детьми по двору, так и в классе (что выяснилось из беседы с классным руководителем).
     А вот проблема с самооценкой у Светы налицо. Вполне очевидно, что причина заключается в поведении бабушки (со стороны бывшего мужа), которую девочки навещают наиболее часто; в поведении отца (бывшего мужа), когда наказания в основном были направлены в её сторону. Тесный симбиоз между сестрами дает основания говорить, что обе очень чувствительны по отношению к состоянию друг друга, поэтому повышенная тревожность наблюдается и со стороны Тани.
      Рекомендации, направленные на оптимизацию семейной атмосферы.
    Консультации с семьей: отдельно с родителями (3 встречи) и три встречи с детьми – позволили выработать систему действий, направленных на улучшение взаимоотношений в семье. Среди ключевых моментов, выделенных родителями по итогам консультаций были: «уход девочек в игровой мир» - нормальный процесс, которым не надо стремится управлять, а лишь выражать свои чувства по поводу происходящего; самооценка Светы – в данном случае следует учесть, что развивать девочек по одному сценарию не следует, каждой из них необходимо предложить выразить себя в чем-то определенном и отличном друг от друга, где необходимые шаги уже были сделаны (лыжная секция у Светы и рисование у Тани). Необходимо также провести беседу и выработать ряд поведенческих тактик для бабушки, чтобы её предпочтение не выглядело бы столь явно и не приводило бы к ощущению «изгоя» у Светы. Другой стороной, является необходимость добиваться, чтобы девочка чаще выражала свое собственное мнение, концентрируясь не только на ожидания окружающих, но и на собственных желаниях и предпочтениях. Необходимо пересмотреть ежедневный уклад, пересмотреть свои ценности, установки на психологически комфортный семейный быт.

     Послесловие...


      Так было тогда... Казалось, суть ясна, есть понимание, куда двигаться. Есть понимание, что обстановка сложна и необходим такт в позиционировании перед детьми... Потом у семьи был сложный период: рождение сына, развод...., воссоединение...  Запомнился момент, когда девочки сплотились вокруг матери, когда она переживала разрыв. После воссоединения... девочки отдалились, каждая на ту дистанцию, которая для них наиболее комфортна... Света уехала в другой город, поставив родителей перед фактом уже произошедшего...
      

(безусловно, все совпадения случайны)

           

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

12 комментариев:

  1. Катя, спасибо за такой глубокий анализ и за подбор методик! Буду еще перечитывать.... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Алёна, приятно, что ты для себя что - то нашла. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Катя, спасибо, за представленный случай из практики. Для нас всегда важно знать мнение коллеги, всегда есть чему учиться.

    ОтветитьУдалить
  4. Екатерина, спасибо за такое подробное рассмотрение ситуации из опыта работы. Скажите, это вы работая в детском саду проводите такую длительную работу с семьей? Или вы еще где-то консультировали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоня, рада, что Вы заглянули. :) Я работаю не только с семьями детей, посещающих детский сад.

      Удалить
  5. Екатерина, читала и снова возвращалась к этому посту...Способны ли мы меняться ради детей? Из приведенного примера получилось, что не очень( Взрослые люди движимы своими эмоциями, страстями, наверное + к тому экономические трудности - семья многодетная, а нужен далеко не только хлеб насущный...Семья, дети - это ежедневный труд души, желание учиться управлять собой, уважать членов своей семьи, их свободу, соблюдать "границы". Всему этому нужно учиться. И, к сожалению, далеко не у каждого есть возможность обратиться к такому хорошему профессионалу как Вы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, Вы уже в который раз пишете тот комментарий, который я именно жду. :) У меня из этой истории такие же выводы: когда взрослые живут только на "своей волне", то пропасть между детьми и ними становится год от года только заметнее... И просто её заметить - с одной стороны, и много (осознание проблемы вообще очень важный момент), но и мало, если ждать, что решится всё само собой. Не спорю, есть в жизни ситуации, когда именно так и стоит поступать. Однако в данном случае это было не приемлемо. Игра в семью не прощает шагов разочарования - простить - то можно, но память будет диктовать своё. Остаётся только надеяться, что будучи взрослыми, дети смогут хотя бы частично, соприкоснувшись с жизнью, понять родителей. Но как часто родители ждут последующей мудрости от детей, а себе позволяют находиться и дальше в "тумане"...

      Удалить
  6. Наталья, сегодня целый день думаю над вашей статьей. Способны ли родители меняться ради детей? Я очень часто задавалась этим вопросом в процессе работы. И приходила к печальному выводу, что родители не способны меняться или способны только в редких случаях (например, при длительной психотерапии). (Конечно, я сейчас имею в виду ситуации, когда у ребенка серьезное эмоциональное неблагополучие). Ведь родительские установки – это отражение личностных характеристик родителя (а их просто так силой воли не поменяешь). Родители вынесли из своего детства эти паттерны поведения, они вообще чаще всего бессознательные. Поэтому такие исходы, как в вашей статье, (дистанцирование или вообще разрыв) - они иногда являются единственным выходом для подросшего ребенка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Антонина, что поменять установки - это совсем не просто, одним волевым усилием здесь не обойтись, так как это работа в сфере бессознательного. Но тем и важна эта проработка. Если отгораживаться тем, что "мы не виноваты, а это нас когда - то так воспитывали", то круг замыкается, а выход найти становится ещё труднее. Я лишь только отметила, что применялся метод генограммы - для понимания он дал много. Чрезмерная строгость, дистанция, равнодушие... Всё это прослеживалось в воспитании матери. Она по характеру человек мягкий, что только сгладило острые углы, но установки - пример "программы" воспитания - были заложены изначально отрицательные. Усилия, о которых я написала, касались во многом и необходимости проанализировать, что в ней самой происходит из сферы бессознательного. А для этого надо не отрицать, а приготовиться окунуться в мир собственных переживаний...

      Удалить
  7. Ох, печально, что Свете пришлось спасаться бегством. Насколько раньше не задумывались в принципе над тем, как мы воспитываем детей, как сейчас стараются в этом разобраться, но при этом с трудом меняют стереотипы. Думаю, у отношения мамы со своей матерью были подобны тем, которые она выстраивала и в соей семье. Мне очень трудно до сих пор переломить семейный стандарт, который заложен поколениями в нашей семье по материнской линии. Очень надеюсь, что у Светы все сложится хорошо, и она еще сможет наладить теплые отношения с семьей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, я очень надеюсь, что эта пауза в семейных отношениях станет когда - нибудь именно паузой. .... И мне приходится также работать над собой, осознавать, преодолевать ряд стереотипов, которые мне не нравятся и которые, когда смотрю со стороны, негативно влияют...

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!