суббота, 5 сентября 2015 г.

Добровольное информированное согласие на психолого - педагогическое сопровождение в образовательном учреждении

 
      Да, тема данного поста более чем серьёзная. :) Но рассмотреть надо. До активной работы мне ещё далеко, однако, время от времени я сажусь перед компьютером и начинаю разбирать, пересматривать, анализировать, составлять... Особенно это касается тех "минусов", о которых я знала, но в активное рабочее время никак не могла уделить внимание (кстати, в большинстве случаев на это подталкивают приходящие на почту письма - спасибо за мотивацию).
       И вот перечитываю внимательно федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 42 п. 3: "Психолого - педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)". А в этом как раз у меня оказался пробел. Для себя, конечно, понимаю причины... В своё время, когда начинала, всё старалась делать с согласия родителей. Интересовалась всегда их мнением (в том числе и в письменной форме). А в последние года как - то и чуткость к этому потеряла, так как вроде как "все меня знают", но и сыграли роль семейные обстоятельства, когда я временно не практиковала как психолог. Поверите или нет, ни в одну из проверок никто не поинтересовался даже наличием этих бумаг (пронесло :)) ), что и радует, так как непорядок там был. Сейчас с пониманием "письменная форма" стало строже, что и послужило поводом к моему пристальному вниманию...
       Я прогулялась по форумам, где - то старым, где - то новым, с целью обозначить для себя спектр вопросов и опасений, которые возникают у родителей не только в моём детском саду - надо было как - то обобщить. Вот фразы - мнения, на которые я опиралась (орфографию и пунктуацию оставила авторские):
  • "Вот сижу я перед этим согласием и думаю..а стоит ли? (...) С другой стороны, боюсь, что неопытный специалист может "заломать" личность ребенка под стандартную схему или таких дров наломать, что на всю жизнь отпечаток останется. Кроме этого, я не знаю, какие методики будут использоваться по отношению к моему ребенку, какие слова будут ему говориться...может ему там вообще будут давать лекарства из серии несильных успокоительных ...я же не смогу присутствовать на всех занятиях (да и это невозможно в принципе, так как мое присутствие не даст психологу возможность работать). Я боюсь, что все сведется к тому, что детям начнут ставить фиг знает какие диагнозы и наделанно их "лечить". В итоге получим зашоренных роботов".
  •  "У меня психологическое сопровождение сразу почему-то ассоциируется с чем-то таким прям "УУУУХХ, щас полечим, повнушаем!".
  • "Если занятия будут групповыми- я вообще не стала бы волноваться, если индивидуальными, то я бы подумала, возможно, попросить ее записывать занятие на диктофон или что-то в этом роде. И еще- если нет сомнений, что с ребенком все в порядке, то я бы точно отказалась от индивидуальных занятий. Мой основной принцип в отношение здоровья, будь то физическое или психическое- не ломалось, не чини...".
  • "Ты узнай, что такое псих. сопровождение у вашего психолога. Я бы попросила, например, поприсутствовать на одном из занятий (как групповом, так и индивидуальном), чтобы посмотреть, что это такое и как проходит..Скорее всего будут давать всякие тестики, анализировать рисунки, поведение и все такое...".
  •  "Сегодня пришла забирать ребенка из сада, а его нет. Его похитил психолог. Правда, от меня, в отличие от Фэнси, никто никаких согласий не спрашивал. Увели и все. И что-то там с ним делали. Ребенок вышел в каком-то ужасе, хотя сказал, что с ним там играли... Простые что ли все? Я спросила у психолога, что они там делали... У них, по ее словам, был какой-то эмоционально-психологический тренинг в виде игры (занятия коллективные). Что это вообще значит? Присутствовать на занятиях я не могу, т.к. мой сын при мне стесняется заниматься... Как узнать, что с детьми там делают и надо ли оно мне".
  •  "У автора темы у детей нет проблем,однако ее зачем то попросили подписать бумагу о психокоррекции? Спрашивается,зачем? И ответ сам собой назревает,что психокоррекция происходит со всеми поголовно! И опять вопрос ЗАЧЕМ? и НА КАКОМ ОСНОВАНИИ?".
  • "В саду заставляют подписать бумагу на проведение психолого-медико-педагогического обследования. Мы не хотим соглашаться. Нас заставляют дали подписать соглашение на дом. В том году информация о результатах проведения подобного обследования была разглашена об одном из детей. Слухи о его психологическом состоянии поползли по саду и не только. Это очень неприятно. Мы не хотели бы давать соглашение. Чем нам грозит отказ? На следующий год идем в школу".
  •  "На данный момент требуют согласие родителей на психологическое сопровождение, а это включает все виды работы психолога. По крайней мере в детском саду. Возможно, в школе по другому. Нужно смотреть что в заявлении написано".
  • "Я Вас умоляю, какое-такое "индивидуальное" в рамках школы? Хорошо если хоть психолог попадется квалифицированный (а то сейчас психологов, как "собак не резанных" и почему-то самые "одаренные" прутся в сады и школы), а то рисуночный тест и тот умудряются как контрольную по алгебре проверять. А уж о том как результаты всех этих "индивидуальных" диагностик становятся достоянием учителей, учеников а так же их родителей уже писалось ни раз и ни два. Я когда в сад шли узнавала есть у нас психолог (дабы сразу писать отказы от всех "диагностик и коррекций"), но слава Богу у нас психолога в саду пока не имеется"
  • "Я против общения моего ребенка именно с психологом, которая в нашей школе. Очень неприятный осадок от нее после трех родительских собраний. В детском саду у нас была психолог и я наоборот просила ее об индивидуальном общении с ребенком и осталась очень довольна. Так что это не предубеждение против профессии.
    Забавно, что заявление, которое ребенок принес из школы, не предполагает отказа. Но я написала отдельно"
    .
  • "В нашей школе тоже есть психолог, но всё решается на добровольной основе без принудительного подписания подобных бумаг. Кстати документ этот составлен как то скомкано, в нём отсутствуют некоторые пункты которые стоило бы внести".
       Итак, видно, что для многих родителей наша деятельность не является прозрачной, то есть они порой в корне не понимают и не представляют, а, как следствие, боятся и защищаются. Некоторые высказывания и совсем обидно звучат. Однако в построении профессиональных взаимоотношений между родителями и психологом важно самому специалисту абстрагироваться от эмоций обиды и с пониманием отнестись к решению.
      Другой вопрос, это заглянуть поглубже в то, что вызывает у родителей опасение. К сожалению, могу констатировать тот факт, что нам, психологам, как - то никто и не объяснил, каким же образом составить эту самую бумагу, чтобы было всё ясно и понятно. 
       Набирая в поисковике фразы для поиска желаемого, просматривая найденные примеры, я только в двух случаях обнаружила более менее адекватный вариант подобного рода соглашения. В остальных только и возникает вереница вопросов к психологу...
       Например (самое распространённое):
"Согласие родителей на психологическое сопровождение ребенка"
... кот. включает в себя групповую или индивидуальную психологическую диагностику консультирование родителей.
Психолог обязуется:
- предоставлять информацию о результатах психологического обследования при обращении родителей
- не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком

Конфиденциальность может быть нарушена если:
1. ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам
2. сообщит о жестоком обращении с ними или другими
3. если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами.

О таких ситуациях Вы будете обязательно информированы

Родители имеют право:
- обратиться к психологу школы по интересующему вопросу
- отказаться от психологического сопровождения ребенка, предоставив заявление об отказе на имя директора"

    ..... Что ж, как родитель, я скорее всего именно отказалась бы. Почему? Потому что сама форма соглашения составлена так, что форма отказа как - то и не предусматривается. Это во - первых. Во - вторых, по ней выходит, что с ребёнком психолог работает по всем видам деятельности психологической направленности, а психокоррекция - это всё - таки влияние на ребёнка, это ответственность, а, значит, она должна быть более точно регламентирована... Я сама отношу себя к родителям, которые "в штыки" воспринимают навязчивое давление любых социальных служб...
       В связи с вышеописанным я обратила своё внимание на то, как составляется соглашение на вакцинацию.  Оно, кстати, носит название "добровольного информированного". Да, да, именно информированного! Потому я стала работать над такой формой, чтобы информации было достаточно, чтобы родитель понимал, что и как. И, опять же, если последует отказ - это добровольное дело родителя, так как совершенно верно: не надо вмешиваться туда, где наша профессиональная помощь не требуется. Сколько возмущений бывает, когда родители против, - зачем нам это? Себя надо оберегать от таких эмоциональных переживаний. К тому же, тех, кому наша помощь необходима, всегда предостаточно. 
       И ещё я стремилась составить документ таким образом, чтобы в нём сразу фигурировало и согласие, и отказ - меня, если честно, бумага на отказ вводит в замешательство. Хотя, безусловно, можно и так - в данном случае это моё личное мнение.
      Составляла я дня три, всё подправляла, старалась убрать двоякие интерпретации, вводила уточнения, прописывала персональную ответственность. Получилось длинно, но сокращать в информированном согласии не имеет смысла, на то оно и информированное. Обойтись без дополнительных заявлений совсем не получится. По ряду причин. Например, для углубленного психологического обследования по данному согласию необходимо дополнительное заявление, над которым в данный момент работаю. А потом есть ситуации, когда в целях эффективности психолого - педагогического влияния необходимо разрешение на разглашение определённых данных воспитателю или администрации ДОУ - на это будет составлено отдельное согласие/ заявление.
    И вот мой вариант.

    А вот ссылка на скачивание и на обработку для создания своего варианта: https://drive.google.com/file/d/0BwVgLRjzS3JfVU9kZDZrNHE2TGs/view?usp=sharing
        Источники, на которые я опиралась:
1.  http://www.menobr.ru/materials/370/5645/
2.  http://www.novoperedelkino.ru/forum/topic/23495-psihologicheskoe-soprovozhdenie-detei/
3.http://cstaip.jimdo.com/бланки-согласия-отказа-родителей-законных-представителей-на-психолого-педагогическое-сопровождение-ребенка
4. http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t1746196.html
5.http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/09/25/blank-zayavleniya-roditeley-na-psikhologo-pedagogicheskoe
6.http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/24/soglasie-roditeley-na-psikhologicheskoe-soprovozhdenie-v-dou
7. http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
8. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
9. http://zagadkiliceum88.blogspot.ru/2012/04/blog-post_03.html
10.  http://izvestia.ru/news/540570 
11.  http://www.maam.ru/detskijsad/-psihologicheskoe-soprovozhdenie-obrazovatelnogo-procesa-dou-v-uslovijah-vedenija-fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html
12.  http://родительскиекомитеты.рф/arhiv/2013-10-03/roditeli-dumayte-prezhde-chem-na-chto-to-soglashaetes

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, Екатерина Андреевна! Вы, как впрочем и всегда, очень внимательно относитесь к любым мелочам в своей работе. Это очень импонирует :-bd
    Мне понравились примеры родительских ответов, некоторые выхвали бурю эмоций:
    "...попросить ее записывать занятие на диктофон..." - это как? Получается полнейшее нарушение прав человека, а вернее сказать, сплетничанье, тем более что на психологических тренингах мало задаётся "прямых" вопросов и даётся таких же "прямых" советов. А основном работа психолога - это найти среди массы "уклончиво-не откровенных" ответов и рассказов человека то единственно верное звено (а зачастую это даже не слова, а невольные эмоции, поведенческие реакции), которое и определяет истинную сущность человека.
    Согласитесь, все мы хотим казаться лучше, чем на самом деле, приспосабливаться к определенной ситуации, стараемся "влиться" в окружающую обстановку, чтобы не выглядеть белой вороной.
    Или, наоборот, стараемся противопоставить себя действительности, чтобы донести до окружающих мысль "я не такой как все! Я - личность!"
    Но это не всегда правда. И даже сам себе человек не может признаться в том, кто он на самом деле такой?
    Вот и есть люди с замечательной профессией - психолог. Они смогут разобраться. :) Смогут, не сомневайтесь, Вы даже и сами не заметите, как начнёте понимать СЕБЯ :))
    - "...Очень неприятный осадок от нее после трех родительских собраний..." - мне знакомы родители подобного типа. Я бы порекомендовала таким тоже пройти курс психотренинга именно у того психолога, который будет заниматься с ребенком. Я думаю. нормальный психолог не откажется от подобного опыта в работе. (Семейный психолог - это идеальный вариант. Правда же?)
    А согласие сейчас требуется на всё. Это скорее всего попытка обезопасить прежде всего себя (или организацию) от возможно наступивших негативных последствий. Чтобы в случае чего отмахнуться рукой "Вы же сами дали согласие..."
    К сожалению, иногда бывают случаи, когда надо доказывать, что "ты не верблюд" :(
    Спасибо, Екатерина Андреевна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте. :) Спасибо. :) Из мелочей складывается цельность - без внимания к ним порой никак. :)
      Читала Ваш комментарий и ловила себя на мысли, что Вы очень чутко, тонко, точно понимаете суть деятельности психолога, что и позволяет Вам со спокойствием и уверенностью рассуждать над сложными категориями. Это я про то, как верно Вы поймали "ситуацию" с диктофоном. Потому - то важно познакомиться с психологом, при недоверии к методам поприсутствовать. На практике я с открытым негативом никогда не сталкивалась. Хотя нет... в самом начале. Тоже было дело с соглашением. На общем родительском собрании была буря эмоций у одной из родительниц... Однако показательно то, что через несколько лет, выпуская ребёнка в школу, она была так благодарна... :) Сейчас уже несколько лет присутствует в обществе какая - то истерия беспочвенных страхов. А причина как раз в том, что обозначили необходимость письменного согласия. Хотели как лучше, а получилось... А получилось, что психологи не смогли в большинстве случаев составить грамотную бумагу. Мы, конечно, на многое не имеем права без ведома родителей, но и есть ряд моментов в образовании, когда участие психолога необходимо. Ведь, например, по моим наблюдениям, воспитателям не всегда удаётся правильно построить взаимоотношения в группе детей, что - то упускается из виду. Потом очень важно понимать, что сами родители именно СЕТУЮТ и ПЕРЕЖИВАЮТ, что при большом количестве детей воспитатель просто не может осуществить индивидуальный подход. А на психолога возложена именно ЭТА МИССИЯ! И тут же сами себе противоречат: "зачем осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса моего ребёнка?" И ведь подчас как обидны слова, которые я читала на форумах... Точно, приходится доказывать, что "ты не верблюд"... Подобное соглашение должно стать гарантом безопасности обеих сторон: и психолога, и родителей (законных представителей). Или вот возмущаются, что правоохранительные органы будут иметь доступ. Но ведь если всё в порядке, то правоохранительные органы и не обратят внимание, во - первых. А во - вторых, в рядовом порядке психолог и НЕ ИМЕЕТ ПРАВА демонстрировать конфиденциальную информацию даже правоохранительным органам. Как правило, на подобное знакомство у них должно быть особое письменное предписание, как правило, в судебном порядке, но ведь под пристальное внимание судопроизводства НАДО УМУДРИТЬСЯ ПОПАСТЬ. Другими словами, это не касается всех семей без разбора. Вот пишу и понимаю, что надо бы и в этот пункт внести данное уточнение. В общем, виноваты мы сами, хоть и не хотели того: подобными моментами (разработка форм соглашений), как мне видится и понимается, должны заниматься юристы (а ведь при органах образования они есть), но всё свалилось на наши, юридически "не подкованные" плечи...
      Как всё будет в будущем, покажет время... Я очень надеюсь, что скоро всё встанет на свои места. Спасибо Вам. :) Мнение именно родителя здесь прозвучало как нельзя кстати. :)

      Удалить
  2. Попробовала посмотреть на ваш вариант глазами родителя- внушает доверие и не пугает- всё по закону.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, очень на это надеюсь. :) Хотя вот сейчас уже ряд моментов требует доработки. Буду корректировать. :)

      Удалить
  3. Катя, ты - герой! Спасибо за пост! Все в точку! Родители такие разные... В целом, согласие / несогласие должно быть в договоре, который подписывают родители при поступлении ДОО. Вот форма этого договора - сложный вопрос... Спасибо тебе еще раз!

    Теперь вот смотрю на блог - это ведь отличная возможность сделать деятельность психолога прозрачной для родителей, но парадокс - в него заходят из них единицы.... Зависать на форумах и жаловаться - это всегда пожалуйста....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, герой, да. :))) Сидеть составлять такое соглашение без юридической подготовки сложно, но деваться некуда, к сожалению.... Мы с заведующей уже тоже говорили на эту тему. И она как раз отметила этот момент, что данное соглашение важно принять к рассмотрению родителю (законному представителю) при поступлении в ДОО. Однако тогда важно пересмотреть процедуру приёма родителей при подписании договорной основы. В связи с этим я осознала, как важно познакомиться с родителями перед поступлением в детский сад. Может, выход в организации вот таких встреч с родителями, когда проводится консультирование по вопросам предстоящей адаптации? Во многих садах этот момент упускается, да и у меня оставляет желать лучшего...
      А про блог и форумы с тобой согласна. Да, простят меня родители, но и не обо всех речь идёт. Тем не менее большинство даже с вездесущим интернетом не проявляет здорового интереса, а деструктивная критика при этом в изобилии... Надо нам быть более информативными что ли...

      Удалить
  4. Екатерина, добрый день! Очень компактный получился документ, спасибо за Ваш труд - скачала как основу.
    P|S Ваш проект "Дом с улыбкой" включила в Годовой план учреждения - изучение передового педагогического опыта).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, спасибо за рецензию. :) Да, конечно, у каждой образовательной организации свои нюансы, но ведь хорошо, когда есть основа. :)
      Вот :)))) теперь Вы меня действительно подстегнули, так как само планирование по проекту так и зависло на компьютере. Теперь буду приводить всё в необходимую форму. Спасибо за Ваше внимание и интерес. :) Мне очень приятно. :)

      Удалить
  5. Катя, спасибо за такую важную и нужную работу. Ты нашла время для анализа и составления документа. Ты права, в реальном режиме, с большой нагрузкой...... вечно не хватает время, на обдумывание и составление НУЖНЫХ бумаг.
    С твоего позволения, буду использовать в работе.
    До этого я использовала составленное шаблонное заявление для родителей, в котором прописано разрешение на работу "общеразвивающую" с педагогом-психологом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, я была уверена, что тот, кто утопает в бумагах, меня точно поймёт. :)) Конечно, на то и расчёт. :)

      Удалить
  6. Да вообще очень странно конечно, у меня тоже назрел вопрос зачем, если к примеру нужна какая-то психокоррекция, обсудите это с родителями для начала....с разрешения корректируйте, может я бы и не хотела бы чтоб школьный психолог корректировал, может я сама б выбрала высококвалифицированного психолога с огромным опытом..., если это действительно требуется.....Мне кажется выбор должен быть за родителем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лина, здравствуйте. :) В вопросе психокоррекции Вы, безусловно, правы. :) Одно дело общеразвивающие игры, помощь воспитателю в осуществлении индивидуального подхода к детям, в создании комфортной для детей обстановки (и это, как и деятельность воспитателя, как я совершенно искренне считаю, не должно сопровождаться обязательной бумажкой), другое дело - психокоррекционное влияние. И в законе именно об этим и идёт речь. Однако всё усложнилось в связи с тем, что понимание психологического сопровождения, как оказалось, у всех разное. Для меня, честно, было удивительно, что ряд родителей не понимает самого простого, что значит поиграть в игры на развитие внимание, что вообще такое профилактические игры на развитие общения, понимание человеческих эмоций, психических процессов - ведь в интернете я вижу столько блогов мам, которые не только информированы хорошо, подкованы, но и меня саму ещё и научат. А есть другие, у которых нет желания со спокойствием изучать, исследовать и т.п., а вот зло критиковать время и желание есть. Потому и встала необходимость прописывать всё - всё. Для психолога - это защита от неадекватных родителей (а такие встречаются), а для родителей - это гарант того, что никакого психологического влияния на ребёнка без его ведома не будет, а что немного поиграют и помогут построить воспитателю при таком количестве детей грамотно коммуникацию и отношения в группе и т.п. (при этом родитель со всем методическим материалом может ознакомиться и сам присутствовать). А выбор... он всегда за родителем даже при всех этих объяснениях... :)

      Удалить
  7. Екатерина, добрый день! Вы проделали огрмную работу, я преклоняюсь перед людьми, способными долго и кропотливо сидеть и составлять документы. Я этого качества начисто лишена, как по натуре я больше практик)
    "Порадовали" комментарии родителей... Вы правы родители, бывают разные, особенно сейчас. Меня на одном собрании спросили об образовании и дипломе...
    Для себя я сделала краткую форму на группу.
    По поводу Вашей формы согласия возникла одна мысль: "а не слишком ли оно длинное"?
    Есть такие люди, которые длинные бумаги читают по диагонали. Спрашиваю, потому что я сама такая. Ведь родитель может подписать, особо не читая, а потом начнутся претензии. Я когда сажусь писать документ для родителей, стараюсь его делать кратким но емким.
    P.S. C удовольствием подписываюсь на Ваш блог.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия, здравствуйте. :) Спасибо за проявленный интерес. :) Конечно, это длинно! Я это признаю. :)) Однако и цель была составить информированное согласие. На это меня натолкнул именно анализ форумов, где родители делятся своими опасениями. На будущее я взяла себе на заметку составить свои выступления - знакомства с родительскими коллективами таким образом, чтобы через презентацию, речевое объяснение рассказать, что и как. Я уверена, что любителей почитать договор практически и не найдётся. :) Но у меня есть на то важный аргумент: когда составляется, например, договор на аренду, его ведь не сокращают для удобства чтения, а стараются прописать все спорные моменты. Это не развлекательное чтиво. Уберечь себя от всех претензий - вот цель. :) А "подписать, особо не читая" можно любой документ - на то она и ответственность, чтобы вдумчиво подходить к вопросам воспитания и образования своего ребёнка.
      И, как и написала в статье, на данный момент я занимаюсь разработкой дополнительных заявлений - соглашений на более углубленное психолого - педагогическое сопровождение. Оно будет как раз более ёмким. Посмотрю его возможности применения в качестве более короткой формы согласия. :) Спасибо ещё раз. :) Рада интересу коллеги. :)

      Удалить
  8. Здравствуйте, Екатерина Андреевна! Сегодня замечательный день - праздник наших воспитателей и дошкольных работников! Поздравляю Вас от всего сердца! Пусть все те ребята, которые обращаются к вам за помощью нашли своё место в жизни.
    Спасибо Вам за такую важную работу.
    [im#]http://www.lastochka141.ru/images/cms/data/37a95fcc3bc2.jpg[/im]

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!! :) Я вот сижу в декретном отпуске и совсем не слежу за датами... Вот и проморгала... :) Спасибо большое за добрые пожелания, за тёплые слова! Ложусь спать с превосходным настроением! У меня этот праздник сегодня благодаря Вам. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!