среда, 14 октября 2015 г.

ИГРЫ С ФОТОАППАРАТОМ на внимание и развитие речи и памяти посредством образов воспоминаний


      Игры бывают разными. И играть можно везде и всюду. Честно говоря, порой усталость так берёт верх, что играть больше нет сил. :) Однако особенно в минуты сильной усталости даётся понимание, что только в игре и исчезает концентрация на серьёзном, а остаётся только удовольствие от процесса. Конечно, так много раз употребив слова с корнем игра, я хочу многократно увеличить на нём фокус... А сегодня это будет фокус фотоаппарата. :)

      Для развития памяти, внимания, речи моего дошкольника мне сейчас очень помогает фотоаппарат. На прогулке времени  занимает немного среди других игр и наблюдений, а польза большая. Итак, польза:
  • Развитие внимания, наблюдательности.
  • Развитие памяти, ориентировки в пространстве.
  • Развитие речи и словаря.
  • Развитие мелкой моторики.
  • И, конечно, приобретение навыков и умений в фотографировании.
     Речь пойдёт не столько об умении делать красивое фото - это как сопутствующее. А в том, как игры с фотоаппаратом могут разнообразить прогулку и принести пользу в коррекции и развитии внимания, памяти, речи.
      Для многих игра в "находилки" является  знакомой. Мы тоже её очень любим. :) Есть в  поисковых коллажах много универсальных образов, таких, например, как собака или цветы. Мы ориентируемся на то, что присуще тому пространству, объектам, что нас окружают. И цветы с собаками, конечно, там присутствуют. :)

      Что понадобится для подготовки к прогулке:
  • Интернет - без него спасёт, пожалуй, только умение рисовать быстро и понятно. Впрочем, если есть запас журналов, то тоже подойдёт.
  • Принтер.
  • Составленный коллаж - таблица с теми объектами, что надо найти.
  • Планшет - больше для удобства.
  • Фотоаппарат (а лучше два: для ребёнка и для себя, чтобы фотографировать ребёнка :) и делать фото для сравнения).
  • Карандаш или ручка, или фломастер - главное, чтобы было чем оставить след на бумаге.
  • Хорошая погода (дождь и сильный ветер создадут массу трудностей).
  • Для взрослого необходимо продумать маршрут прогулки (слишком большой охват территории спровоцирует усталость у ребёнка - при необходимости лучше поделить на несколько выходов). 
  • Хорошее настроение.
       И в путь...
      Как только объект найден, ставим галочку в нужном квадратике на листе и делаем фото.  Основное, чему, пожалуй, на прогулке стоит  уделить внимание при фотографировании, так это потренироваться делать снимки чёткие, понятные, чтобы найденный объект был не размазан, не засвечен. Думаете легко? :)) Совсем нет. Чтобы получить чёткий кадр автобуса, за ним пришлось действительно поохотиться! Он то "уезжал" из кадра, то только  "въезжал" в него, то прохожие загораживали, то во время движения автобуса кадр получался просто размазанным. И с солнцем пришлось справляться. :) Да и стоящие прочно на фундаменте объекты не всегда точно попадали в кадр. :))
Некоторые объекты носили двусмысленный характер. Так, корабль можно было обнаружить, если внимательно присмотреться к детской площадке. И, как у нас часто бывало, сделана не одна попытка...
В погоне за автобусом...

Рассматривает, что получилось... :))
    
Попытки сфотографировать знак.

А этот кадр ценен тем, что найден самостоятельно. Просто задание Марина восприняла не как найти берёзу, а поиск именно просто дерева - не важно какого. Я всё же уточнила... :)
    
Найдены Вечный огонь, фонтан (один из них)...
      
Добыли фото куполов храма и охотились за голубями
      
Подъёмный кран...
      Про ориентировку момент особый. Поскольку город нами изучен не полностью, то это и необходимость вспомнить, где и что видели, но и знакомство с новым, что уже зависит от взрослого. А есть и другая категория объектов, которые мобильны. Например, собаки. В первые дни, когда мы гуляли, Марина в основном ориентировалась на то, что я ей подсказывала, направляла внимание. Однако уже в конце первого дня прогулки, под её заход, она сама вспомнила (так как листок с изображениями лежал в сумке), увидев девочку на самокате, берёзу, что их необходимо сфотографировать. Уже результат - вспомнить условие задания самостоятельно.
Найденная берёза...
Девочка на самокате едва поймана в кадр. Марина решила, что этого достаточно, хоть самоката -то и не видно. :))

      После прогулки всё не заканчивается. Полученные фотографии (её и мои с её участием) мы пускаем в ход на сотворение игры.
      Цель: развитие памяти (вспомнить всё, что касается полученного кадра: когда и где были, какие моменты и особенности больше всего запомнились, какая была погода и более мелкие детали - положительную роль в запоминании играет систематическое повторение), развитие речи (рассказать несколькими предложениями, составляя таким образом небольшой рассказ - исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей), словаря (вводим в речь названия достопримечательностей и других объектов, которые встречались по ходу прогулки). К потере воспоминаний приводит неспособность найти их в памяти или прочесть. Поэтому попробуем найти способ, чтобы воспоминания оседали прочно на "выделенной для этого в голове полочке".  Память развивается  за счёт осмысленной переработки запоминаемой информации. Для раннего детства характерно непосредственное запоминание. Однако в дальнейшем решающую роль в жизни человека играет опосредованная память, развивающаяся за счёт употребления опосредствующих элементов. И, конечно, это можно организовать в специально созданных для этого условиях. А выглядеть это может следующим образом.
     Для игры нам понадобятся фотокубики.  Это же игра. :) Удивительно: идея пришла мне в голову, но, как оказалось, интернет пестрит фотокубиками :) . Однако ценность задумки от этого не уменьшилась.


   Его (куб) сделать совсем не представляет сложностей. В сети вы быстро найдёте подходящий эскиз. Мне больше всего понравился вариант, который используется при изготовлении кубиков для чтения Николая Зайцева, так как эскиз разработан таким образом, что стенки кубика получаются уплотнёнными. Я распечатала их на акварельной плотной бумаге, а уплотнённые дважды они получились  стойкими к многократному использованию.


    Варианты игр

  • По очереди кидаем куб и на выпавшее фото составляем небольшой рассказ об этом эпизоде прогулки.
  • Играем в игру "Да - нет". На выпавшее фото задаём вопросы ребёнку, а он, вспоминая, отвечает "да" или "нет". Например:

               - Мариш, на фото синица?
               - На фото дятел?
               - Мы гуляли одни, без папы?
               - Кирюшка бегал вокруг нас?
               - Я была в жёлтой кофте?
               - ...
      Другим вариантом может быть разрешение  на развёрнутые ответы - предложения. Например: "Нет, кажется серая", "Нет, Кирюша ещё маленьким был".... Интересно, что при таких ответах получается тот же рассказ, только по наводящим вопросам. А потому можно после игры "вопрос - ответ" сразу же предложить повторить рассказ про данный эпизод прогулки, который был составлен с опорой на наводящие вопросы.
  • Можно взять сразу несколько кубиков и подбросить по очереди. Таким образом, получится несколько фото. Задание: вспомнить и расположить их в хронологической последовательности. Для ребёнка: "разложи кубики по порядку: что сначала было, а что произошло потом". Замечательно, если ребёнок уточнит получившуюся последовательность рассказом - уточнением. 
  • Можно с помощью кубиков с фото закреплять в словаре понятия "позавчера", "вчера", "сегодня" (всё зависит от того, как оперативно Вы подойдёте к созданию очередного фотокубика). Подкидываем кубик и на выпавшее фото даём определение: "когда это было?".
       Вообще хочу отметить, что то, что я описываю, опираясь на термины и серьёзность, в целом, в домашней обстановке проходит довольно весело, так как рассказать о впечатлениях, которые касаются "тебя" лично, хочется. Прибавьте к этому, что Вы не просто рассматриваете фотографии, а играете. :)
       Отмечу, что, с одной стороны, процесс поиска удачного кадра и дальнейшие игры как-то больше подразумевают именно домашнюю атмосферу. Однако у педагога - психолога, если продумать этапы, может получиться эффективное взаимодействие с родителем ребёнка, в целом, с семьёй. Я описала то, как можно влиять на развитие умственных способностей, когнитивной сферы. При этом фототерапия, как ветвь арт - терапии, является одним из эффективных приёмов при работе с эмоциональными проблемами.
       Есть ещё один вариант игры, который недавно пришёл мне в голову, что - то среднее между лото и фантами. Надо только конструктивнее подойти к задумке.... :)
МИР ДЕТСКИХ ИГР


Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

33 комментария:

  1. Катя, столько нового для меня..... спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, наверно, не столько нового, сколько, возможно, под другим "углом зрения" :) Спасибо за отзыв. :)

      Удалить
  2. Игры с фотоаппаратом, это так необычно)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В наше -то время?... :))) Спасибо, Анна Борисовна. :)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Екатерина, думаю, такие игры не только детям будут интересны!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, рада Вам. :) Любителям фото, безусловно, понравится. :) Важно то, что через такие игры дети получат больше возможности для интересных наблюдений, познания, а в речи это путь к становлению себя в качестве интересного собеседника. :)

      Удалить
  4. Екатерина, так интересно! Очень много новой для меня информации. Такие игры уж точно будут интересны и детям и взрослым, а положительные эмоции закрепят результат. Похоже на поиск сокровищ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна. :) Да, есть в этом что - то от квеста, а эта "нотка" завораживает как детей, так и взрослых. :)

      Удалить
  5. Отличная идея! забавные кадры) Представляю, как вам с дочкой было интересно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо. :) Точно: погоня за кадрами порой вызывает бурю эмоций. :))) А дома, играя, вспоминаем много забавного из прогулки. :)

      Удалить
  6. Ответы
    1. Наталья, рада, что заглянули. :) Стараемся разнообразить досуг. :))

      Удалить
  7. Катя, как интересно :)
    у нас в саду есть кружок "Фотоляпия" обязательно порекомендую педагогу твои игры :)
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, знаешь, несколько поразила тем, что у вас в детском саду есть такой кружок. :) Я порой задумывалась над подобным проектом, но всегда отступала, так как мне видится всё это весьма затратным. Очень интересно узнать, как у вас. Может, расскажешь немного (можно у себя в блоге)? Ведь у вас столько совместных идей можно реализовать на этом поприще. :) В общем, заинтриговала. :)) И спасибо тебе. :) Очень приятно! :)

      Удалить
  8. Екатерина, как здорово придумано! А ведь подобную игру на развитие внимания можно проводить не только на улице, но и в помещение детского сада... Что-то вроде экскурсии с квестом... Так и хочется самой что-нибудь подобное сотворить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия, какое замечательное дополнение - Ваша идея! :) Потенциал - то какой оказывается... Надо действительно что - нибудь придумать в данном направлении. Спасибо. :)

      Удалить
    2. Екатерина, рада что моя идея пришлась Вам по душе!

      Удалить
  9. Катя, какая прелесть! Сколько интересных идей игр с фотоаппаратом, и кубики из собственных фотографий - это шикарная вещь. Как Марише нравится процесс фотографирования - залюбуешься! Спасибо, что поделилась!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо. :) Да, Маринка фотографированием увлечена. :) Помнишь, я даже пост хотела этому посвятить, но пока писала, получилось уж очень лично, поэтому пока оставила эту идею - может, потом как - нибудь. :) А фотоаппарат действительно оказался занимательным элементом в игровой деятельности. Если не поленюсь, то выложу (опять же как - нибудь :)) ) наши варианты игр. :) И кубики, да, согласна, - шикарная задумка!!! В интернете, когда уже после просматривала, столько интересных оформлений и дизайнерских находок. Ведь даже кубик Рубика "подстроили" под фото!... :)

      Удалить
  10. Екатерина, доброе утро! Идея просто супер-полезная! Когда я читаю подобные материалы в Вашем и других любимых мной блогах, просто сердце замирает...)) Понесу своим педагогам идею!) Спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, рада, что идея понравилась! :) Вы правы: я вот тоже нагуляюсь, а потом думы разные западают. :))

      Удалить
  11. Очень интересные игры с фотоаппаратом, надо предложить родителям провести выходной день с пользой :), а не у телевизора

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, рада, что находите, хоть и редкие, минутки на то, чтобы заглянуть в гости. :) Спасибо. :) Да, это интересный досуг, прогулку точно разнообразит и пользу принесёт, словно специально организованное занятие. :)

      Удалить
  12. Здравствуйте, Екатерина Андреевна! Я не перестаю удивляться Вашему умению из обычной прогулки сделать целую серию игр и находок очень интересных и полезных! Спасибо за идеи, они просты и гениальны одновременно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, здравствуйте! :) Спасибо за внимание к задумке. :) Она, конечно, в своей сути уже очень распространённая. Однако каждый раз можно найти простор для нового - вдохновение... оно такое. :))

      Удалить
  13. Здравствуйте, Екатерина. Какие же у вас всегда удивительные идеи и замечательное изложение. Захожу и знаю, что сейчас что-нибудь новое и интересное прочитаю. Я очень люблю квесты, поэтому ваши игры с фотоаппаратом мне очень понравились - сама была бы не прочь так поиграть) А еще мне сразу подумалось, можно ли эту идею как-то с младшим использовать. Он у меня последнее время перед сном полюбил рассказывать о том, что ему днем запомнилось (красные стулья на почте, спиленное дерево). Вот если эти вещи, которые его поразили фотографировать, хотя-бы на телефон, а потом вместе просматривать. Будет ли у него в памяти всплывать вся ситуация, в которой он увидел эту вещь? Будут ли эти воспоминания сохраняться в памяти надолго? Будет ли развиваться образная память? Мыслей на целый эксперимент) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоня, очень приятно! Спасибо. :) Вы вникли в самую суть: это активизировать и использовать интерес детей к рассказыванию о том, что они видят (видели) вокруг себя. Даже в планировании воспитателей утренних бесед с детьми должен присутствовать этот момент. Работая в детском саду, я не раз сталкивалась с трудностями детей при таких рассказах. Решила внести свою лепту. :) Интересного Вам общения. :)

      Удалить
  14. Катя, замечательные игры, прекрасные прогулки и идеи! Фотокубики очень понравились!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анюта, спасибо. :) Фотокубики -это вещь!!! :))

      Удалить
  15. А мне очень нравится дать Даше фотоаппарат или телефон с камерой и потом смотреть, что именно она фотографировала. Так необычно, вы видите вокруг одинаковые вещи, но только внимание каждого концентрируется на чем-то своем

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, очень рада тебе. :) Маша, а ведь это действительно один из вариантов игры! :) Спасибо тебе за интересную идею. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!