четверг, 22 октября 2015 г.

"Инклюзивное" вИдение - особый взгляд на улице... или "Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?"

    
      Интересные мысли меня сегодня посетили на прогулке... Вернее это был целый рой мыслей. И всё они были в одном направлении. Какое же всё - таки отношение у нас к вопросам инклюзивного образования?... Встают образы из жизни детского сада, обрывки разговоров с братом, столкнувшимся непосредственно с этим, беседы с людьми на улице, которые оказались вовлечёнными так или иначе жизнью в эти её аспекты.
       Я не раз и не два, а ежедневно себя спрашиваю, а насколько у каждого человека хватит сил переживать, сочувствовать. Я спрашиваю себя по той причине, что живём мы  изо дня в день с этими мыслями.
       Из отрывка беседы с братом...
         - Д., он стал очень мало проявлять интереса к деятельности. Дома что делаете вместе?
      - Стараемся, но всё чаще это практически невозможно - он нас не воспринимает. А потом..., понимаешь, когда я изо дня в день с ним, то даже порой и не знаю, что делать - руки опускаются...
        - Знаешь, я тут подумала, что Вам надо больше отдыхать. Давай попробуем так, что через какое - то время я буду брать его с ночёвкой. Ну, так, чтобы два дня были ощутимы. Ощутимы для свободы, возможности...
       А возможности чего? Просто вздохнуть, без напряжения, к которому привык, без постоянного одёргивания себя, что надо держаться... Сама я при этом предложении на самом деле несколько недель думала и готовилась. Готовилась через поток мыслей, а смогу ли я?... Да, у меня - то, оказывается, выбор есть...

  В детском саду...

     Руслан у нас несколько раз в году уезжает на недельное пребывание на срок около 1, 5 месяцев в специализированное учреждение. Благо, такое у нас есть. Это, безусловно, даёт возможность отдохнуть. Они (родители) забирают его из детского сада на выходные, а с понедельника по пятницу он там. В учреждении только два режима: вот такой - по неделям  и закрытые группы, когда дети месяц находятся без родителей. 
      Не решились отдавать на месяц - очень он привязан к дому, да и родители к нему: переживают и не хотят. В саду... В саду всё хорошо, занимаются специалисты... Польза есть. Он становится более контактным, общительным. А вот с навыками беда... То, что прививается в детском саду - умение самостоятельно есть, дома поддержать не удаётся, и, наоборот, одеваться - раздеваться дома получается, а вот в детском саду навык теряется. Оно, кстати, и понятно. Кушает он самостоятельно, смотря на других - в саду для этого очень благоприятная среда. Потому и у нас, глядя на Маринку, в скором времени стал понемногу проявлять самостоятельность (поначалу, когда Руслан к нам приходил, мы обходили моменты трапезы - обедал он уже дома - теперь у нас). А вот, похоже, ждать, когда он оденется, а на это необходима постоянная корректировка самого процесса, времени в детском саду нет: малышей - то с особенностями много... Вот и варьируем одни и те же навыки: от приобретения до потери - замкнутый круг...
     И вот я задумалась... Детские - то сады для подобных малышей создали, а вот с организацией в отношении индивидуального подхода всё ещё надо дорабатывать и дорабатывать. Следить за экономической составляющей, безусловно, необходимо. Но соотношение персонала и количества детей - это, честное слово, вызов человеческому ресурсу.
       Или вот... С родителями персонал старается очень тесно общаться, даёт рекомендации. И, отмечу, действительно молодцы. Однако условия, в целом, не гармонично сбалансированы. 
     - Каковы Ваши ожидания от пребывания Руслана здесь?
     - Научить его самостоятельно себя обслуживать. Хотя бы...
      Но круг упорно замыкается. Не дорабатываем мы и не во всём получается в системе... 
      Вспоминаю сложных малышей в детском саду у себя... Пока всё это напоминает пробу, а получится ли... Если честно, то результатом я не довольна. Всё бы хорошо (ведь сама мысль об инклюзивном образовании очень хороша, она человечна!), но что мы получаем на деле? 
    Я верю, что в этом направлении произойдут качественные изменения в лучшую сторону. Так, как это разработано. И все образовательные учреждения не только обяжут, но и снабдят всем необходимым. Да, и кажется совсем неправильным, что при необходимости увеличить персонал (!!!) в связи с обострённым "надо" по оказанию индивидуального подхода, так как такие малыши идут в детские сады, происходят многочисленные сокращения, оставляются 3 воспитателя на две группы, в которых от 25 (и это ещё чудесно) до 35 малышей. Моя знакомая, занятая в этой сфере, когда принимала малышей в этом году (вторая младшая), после нескольких первых недель сильно утомлённая, поделилась, что на 30 человек группы 5 детей с  особенностями развития...  Ну, о каком индивидуальном подходе может идти речь? 
      Разрешили - и это здорово! Однако родители должны осознанно подойти к пониманию, что пока такие детки маленькие, надо приложить максимальное количество усилий, чтобы как можно более адаптировать детей к социальной жизни, научить и предоставить условия для проявления как можно большей самостоятельности. Ведь это путь и к их (родительской) свободе! К сожалению, сегодняшняя организация в дошкольных образовательных учреждениях, особенно связанная с понятием инклюзивного образования, оставляет желать лучшего... Пока это напоминает высвобождение времени у родителей для похода в магазин... А дальше мысли, как вообще организовать жизнь, чтобы жить, а не существовать...

Взгляды на прогулке...

     Из беседы с братом...
    - Д., почему Вы гуляете не на площадках? Ведь ему это будет только в пользу. (читаем: "Разнообразие усиливает все стороны жизни человека")
    - Надоело, что все смотрят...
   Они молодцы, не сидят дома, много ездят по разным достопримечательностям, но вот обычной жизни с прогулками на детской площадке у них нет...
   В последнее время задалась целью: именно гулять и изучать окружающую действительность. Сначала было тяжело: всё - таки их трое. :)
      На одной из прогулок на детской площадке у меня завязалось интересное общение. Двое из присутствующих, как оказалось, в жизни тесно связаны вот с такими детьми, взрослыми... Мы делились, конечно, и посочувствовали друг другу. И, знаете, на обратном пути я вдруг осознала, что мне было не очень приятно, в целом, что все на меня смотрели сочувственно: мама троих детей, а один такой сложный... Одна мама так и сказала: "А я прямо поразилась, как Вы решились на третьего"... Сочувствие важно и нужно. На детских площадках, где я гуляю, мамы и папы всегда ОЧЕНЬ внимательны, ОЧЕНЬ доброжелательны - действительно поразилась! Оказывается, в мире много доброты. :) Но взгляды меня просто преследуют, меня изучают. И, словно кинозвезда, я уже устала. Сегодня на прогулке я даже не стала больше что - то рассказывать: меня называли мамой (и я молча соглашалась), улыбалась и продолжала с ними возиться. И вдруг, отключившись, наконец - то, расслабилась... Я поняла брата... Но и осознала, что запереться - не выход. Взгляды будут, будут и отрицательные мнения, однако, лучше поработать над собой и научиться абстрагироваться. Что значит смириться? Это значит научиться жить в мире с собой и окружающим.:)

"Истории  карапушек: как жить в мире с собой и другими?"

   А теперь немного профессионального. :) Все эти мысли и рассуждения заставили меня обратить более пристальное внимание на педагогическую технологию, которую я приобрела во время поездки на конференцию, проходившую в Москве. Приобрела и, поскольку собралась в декрет, отложила на будущее. Однако теперь, основываясь и на опыте коллеги, которая активно применяет её в специализированном центре, положила её перед собой и изучаю. А потому хочу обратить внимание и коллег, особенно молодых психологов, которые, сталкиваясь в детском саду с такими сложными случаями, не знают, как подступиться. 
Источник
    Вы знакомы с такими авторами, как Эвелина  Факировна  Алиева и Ольга Радиславовна  Радионова? Нет? Тогда Вам обязательно надо познакомиться с их опытом работы, представленном кратко вот ЗДЕСЬ.
    Что особенно важно, работая в системе и оказываясь перед необходимостью наличия грамотного методического интрумента:
    Педагогическая технология полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и направлена на обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по всем образовательным областям: социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому, познавательному и физическому развитию.
     Вы только вдумайтесь, а об этом не все специалисты знают, что ЕСТЬ ПРОГРАММА работы по развитию толерантности, включению детей с особенностями развития в детский коллектив. И она очень глубокая, так как затрагивает и включение как педагогов (с переосмыслением), так и родителей (которым необходимо не только сочувствие, но и квалифицированная помощь).
   Конечно, у каждого будут свои нюансы, адаптация, возможно, модификация под конкретную обстановку, однако, опора есть. Очень много объясняется, есть схемы и таблицы для удобства, множество примеров. Она действительно достойна изучения и, несомненно, поможет в практике. Это моё личное мнение, а у Вас есть возможность составить своё.

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

22 комментария:

  1. Катя, огромное тебе человеческое спасибо!!! Прочитала материал по ссылке, если бы видела в Киеве, купила бы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, здравствуй! :) Если материал заинтересовал, то можно нам с тобой чуть позже через электронную почту... Я сейчас занята сильно, но как - только стану посвободнее, то обязательно дам знать. :)

      Удалить
  2. Екатерина, прочитала на одном дыхании! Спасибо и за информацию, и за рассуждения. Посмотрю, может в лабиринте есть. У нас в саду 2 таких деток, не так уж и много, но тенденция такова, что (думаю) будет больше. Просто родители не хотят оформляться в обычный садик, а специализированные - в городе. Так и сидят дома, да по больницам разъезжают. Каждый день - день сурка. Конечно надо иметь у себя подобные программы. Цикл таких занятий всегда можно включить в повседневную работу. Ещё раз спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Ответы
    1. Анна, спасибо, за отклик. :) Да, таких деток всё больше. Может, и не больше, а как и всегда - родители решили воспользоваться возможностью инклюзивного образования и мы узнали эту реальность ближе... И я их очень понимаю. Однако надо осознавать реальное положение дел, то, как это обстоит на данный момент в образовательной среде. Возможность - то предоставили, а вот реальную помощь такие семьи так и не получают... Сейчас, на самом деле можно бесконечно рассуждать, как должно бы быть - время покажет. Но как же не хочется и не правильно, что пускается на самотёк. В образовательных организациях должны быть соответствующие условия, а на это необходима помощь и поддержка.
      С программой при возможности познакомьтесь - я считаю, что при остром дефиците методической литературы, ориентированной на практику, она - это палочка - выручалочка.

      Удалить
  4. Катя, спасибо за размышления! В нашем саду есть особый ребенок и очень непросто не имея опыта работать с ним.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, спасибо тебе за отзыв. :) Да, работать сложно, когда не знаешь, как подступиться...

      Удалить
  5. Катерина, такую больную тему затронули. Сейчас у меня в группе 14 деток с различными особенностями развития: 1 слепой на один глаз, 6 детей с РДА в различной степени проявления, 1 алалик (соверршенно безречевой) и другие. Идея с инклюзией конечно хороша для некоторых категорий детей (ДЦП, ослабленное зрение и т.д), но есть такие заболевания при которых инклюзия будет мягко сказать вредна обеим сторонам.
    В действительности же (из опыта жизненного детей с ОВЗ и родителей) нет системы в образовании детей с ОВЗ, нет педагогов готовых принять и сопровождать этих детей (по крайней мере большие проблемы в школе, мы передаем более менее подготовленных и адаптированных детей в первый класс, а там все ломается ,и детей сажают на домашнее или дистанционное обучение. И ситуация в ближайшее время не улучшится. С трибун много говорят и обещают, но это колоссальные средства, которыми государство делиться не собирается. Как бы ни звучало красиво, что человек это ценность, в реальности, даже здоровые люди государству нужны постольку поскольку.
    У меня взрывается мозг - от того что нужно таким детям и что творится на самом деле, от бессилия и несправедливости. Придумали дорожные карты, укрупнения, уплотнения групп и никто не заботится о психологическом комфорте и здоровье таких детей, хотя программы пишут, много чего рекомендуют, а как это реализовывать в сложившихся условиях жесткой экономии?

    ОтветитьУдалить
  6. А еще на педагога коррекционной направленности навалено столько макулатуры (документации), что педагог ее пишет дома, ночью или совсем не работает с детьми и пишет ее на работе. Давно бы пора пересмотреть некоторые аспекты - ненужной документации. А то мы привыкли доказывать свою работу, наличием той или иной бумажки, а какая работа проведена непосредственно с детьми это уже ни кого не волнует. Есть бумажка, молодец! Нет бумажки - зато ребенок в динамике - попробуй докажи, что ты не еж, не работала. Вот и вертись. Хотя хирурги свою работу на дом не таскают, а вот мы педагоги, круглые сутки на работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, Ваш развёрнутый комментарий дал мне ещё больше уверенности в моих выводах. Ранее я относилась ко всему этому, как "да, надо, да, это хорошо". Но когда столкнулись с этим со стороны "родителей", то всё уже не видится в столь радужных красках. В целом, читая Вас, я много кивала и соглашалась. Про бюрократию, как у нас это сейчас уже принято, мы возмущаемся, а "воз и ныне там". Её бы и не было так много, если бы сверху на всякие надо ещё и методическую поддержку оказывали соответствующую. Я вот даже сравнила своё ведение документации ранее и сейчас - на данный момент и сложностей нет, и большого объёма не чувствуется. Но это от того, что многое поняла, отработала ряд моментов до автоматизма. Много и подспорья в работе появилось. А вот программ работы с особенными детками нет. А потому педагоги вынуждены постоянно варьироваться не в приятном (как должно бы быть для вдохновения и повышения квалификации), а в напряжённом, утомляющем поиске. Добыча мала, а потому весь груз разработок ложится на плечи педагога, которому, как Вы верно отметили, надо практикой заниматься...

      Удалить
  7. Екатерина, да тема больная... Сколько работу у меня постоянно есть сложные дети... Сейчас попыталась всех вспомнить, насчитала 13 сложных детей. Может их было и больше.
    И все они такие разные, к каждому ищешь свой, особый подход! С одним для установления контакта достаточно просто поиграть, а другой тебя просто не замечает... И даже не смотря на опыт, к каждому ребенку идешь, так как будто это твой первый первый сложный ребенок!
    А нагрузка по работе с такими детьми ложится прежде всего на специалистов - на меня и дефектологов. У нас была практика, что мы таких детей расписывали по взрослым - полчаса один педагог с ним, полчаса другой, и попробуй не приди к ребенку, опоздай или просто не выйди в этот день на работу не найдя себе замену... На тебя сразу начнут сыпаться упреки... Иногда это бывает оправдано, когда у ребенка такое, нарушение, что с ним должен постоянно находиться взрослый, тьютор, как сейчас говорят. Иногда нет, когда ребенку нужна социализация, а его постоянно вырывают из коллектива.
    Сейчас мы от этой практики отошли - с ребенком занимаются только те специалисты, в которых он нуждается, и только по расписанию. И это вполне оправданно. Сейчас я вижу, что в двух группах такие дети - любимчики группы. Их приняли и полюбили дети.
    Да инклюзия полезна, но во всем нужна мера. Некоторым детям необходим тьютор, а такой ставки в садах нет и его роль выполняют специалисты.
    У нас в группах по 16-18 человек, и 1-2 адаптированных "особенных" ребенка при поддержке специалистов не представляют большой проблемы. А вот ситуацию описанная Натальей Валерьевной, я считаю перебором, это уже не инклюзия, а группа "Особый ребенок"
    По моему мнению приводить сложного ребенка в массовую группу, где уже 25-30 человек надо когда он уже бедет полностью адаптирован к условиям детского сада, например в группа кратковременного пребывания. Такая практика есть у нас в саду. И я считаю ее правильной.
    Но что неправильно, так это то что родителям дали право выбирать школу где будет учиться их ребенок. Одно дело детский сад, совсем другое школа.
    У на есть мальчик с синдромом Дауна. Слышала что родители хотят отдать его в обычную школу, пусть даже в класс коррекции. С трудом представляю, как он будет там учиться. Хотя возможно за два года что остались до школы он изменится и сделает шаг вперед. Но мне кажется все-таки не настолько большой, чтобы пойти в обычную школу. Но это мое мнение.
    Екатерина, извините, что так много написала, просто эта тема для меня больная... Так порой хочется поработать с обычными детьми, не ломая голову не пытаясь на каждом занятии найти "ключик" к особому ребенку...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия, очень рада Вашему дополнению. :) И рада, что есть понимание у Вас в детском саду (всё - таки замечательно у Вас всё организовано - взяла себе на заметку), что и как должно быть. Вы пробуете и проверяете эффективность тех или иных мер по организации - это дорогого стоит! В обычных детских садах, таких, например, как у меня, сталкиваешься с этим внезапно, зачастую совершенно неподготовленным... Инклюзия (как верно!) должна быть разумной...

      Удалить
  8. Здравствуй, Катя!
    Трепетная тема. Сколько работаю в дошкольном мире, всегда сталкиваюсь с подобными случаями. Конечно работать нужно не только с детками, но и с родителям, им нужна помощь и поддержка. Сочувственные взгляды они получают достаточно :(
    Имею опыт общения (личный) с таким ребенком. В близкой для меня семье :( растет "особенный" ребенок. Прекрасно понимаю, как тяжело жить в гармонии с окружающими, когда есть такая проблема.
    С программой знакома, ее можно использовать и с родителями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, здравствуй. :) Спасибо тебе за понимание и неравнодушие. :) Хотя как можно оставаться равнодушной, когда в практике психолога такие детки почти постоянно есть?... Да, программа представлена таким образом, чтобы вовлечь всех участников образовательного процесса. Этим - то она и особенно привлекает к себе внимание! В квалифицированной поддержке нуждаются все, кто окружает особенного малыша.

      Удалить
  9. Доброе утро, Екатерина! Спасибо за информацию, размышления Ваши, серьезная и актуальная тема. Проблем в дошкольном образовании хватает, а с особыми детьми тем более. С родителями работать необходимо, только порой возникает тупик: был у нас как-то давно в группе раннего возраста ребенок с множеством особенностей - "волчья пасть", сросшиеся пальчики на ногах, а на руках - после операции разделены, ладошки шершавые, конечно, отставал в развитии. При этом малыши очень доброжелательно с ним общались, играли, брали за руки, а некоторые родители вели себя так....просили "оградить" их ребенка от общения с этим малышом, требовали, что его не было на общих фотографиях...Таких перевоспитывать поздновато, разве жизнь сама научит?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна. :) Размышления вылились как - то само собой: возникло желание упорядочить этот поток. Тем более у меня есть возможность судить сразу с обеих сторон. А я родителей, если честно, не виню... Я могу осудить жестокость, чёрствость, но не страх. Толерантность, как терпимость, находится в сфере сознательности. Но что делать, если "ничего не могу с собой поделать..." - мы часто подсознательно боимся искажений. Оградиться, заслониться, закрыть глаза и представить, что эта реальность где - то, но не рядом. Очень изменилось моё восприятие с появлением в нашей семье такого малыша... До сих пор до конца не осознаётся. И именно поэтому (чтобы менялось восприятие не "после", а "до") инклюзивное образование должно иметь место быть, но не голословно и обязательно при всех соответствующих условиях. Дело в том, что стремиться защитить себя мы можем (например, проходить генетический анализ), однако, никто до конца от этого не застрахован... Потому, терпимость, толерантность в себе надо воспитывать.

      Удалить
  10. Вот эта фраза "Толерантность, как терпимость, находится в сфере сознательности. Но что делать, если "ничего не могу с собой поделать..." - мы часто подсознательно боимся искажений" многое объясняет, спасибо, Екатерина. Но при этом - почему маленькие дети (2-3 лет) вели себя так дружелюбно с мальчиком? Или у них пока нет этих взрослых стереотипов? С другой стороны, в более старшем возрасте (5-7 лет) возникают "отторжения" например, по цвету кожи - у нас есть дети афроамериканцы, не ОВЗ, но тоже "другие"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, Ольга Анатольевна, это объясняется появлением и развитием детских страхов. Когда А.И. Захаров исследовал их, то выявил наиболее типичные, характерные для дошкольников. Так, и другими исследователями в том числе, было доказано, что у старших дошкольников на первый план выходит страх несоответствия требованиям и ожиданиям окружения. Дети начинают остро воспринимать внешний вид, поведение, в целом, отношение к другому человеку, образ которого в той или иной мере отличается от нормы - эталона восприятия, приобретённого с опытом. Другими словами, критичность мышления дошкольника позволяет ему видеть "белую ворону". Вместе с тем это возраст, когда активно развивается чувственная сторона, в том числе и чувство эмпатии. И вот здесь очень важно не упустить момент!.. Так что, да, дело и в опыте, стереотипах...

      Удалить
  11. Немного бесит вот это "надоело, что все смотрят".. Не мама бесит, конечно, а сама ситуация.. Люди скрываются миллионами, потому, что они "не такие"... Боже, когда же общество поймёт наконец, что "живых не оплакивают"?.. Я 10 лет назад гостевала во Франции в семье, где девочка со сложным диагнозом, и я видела, что есть иная жизнь! Где есть место просто радоваться жизни. Этому с детства учить нужно, и я не знаю, что должно произойти, чтобы в "наших краях" изменилось отношение к этому вопросу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жень, такое негодование... :) Спасибо тебе за понимание, за сопереживание. И всё - таки я понимаю, что НЕ СМОТРЕТЬ просто не получается... Но ты права, очень права в том, что во многом это происходит от того, что таким людям приходится именно скрываться. На днях, гуляя с ними, вдруг поняла, что подсознательно всё равно свободно себя чувствую только там, где народу почти нет... Всё равно упёрто иду туда, где нам больше нравится гулять, так как Маринка требует общения. Порой приходится мучительно внутренне метаться. Подходим на днях к пустому городскому парку, вроде и полазить есть где, спокойно, а она, моя кроха :), "пойдём на другую площадку, где дети... " Вот так и воспитываю свой дух. :) Понимают, как правило, только люди, которые так или иначе соприкоснулись с этим. И, да, поняли, что даже в такой сложной обстановке есть место и радости. :) Просто (просто ли?) больше заботы и ответственности. Однако, менталитет, с тобой я полностью согласна, надо менять...

      Удалить
  12. Катя, спасибо, за то участие и чувственность, которыми наплнены твои статьи. Читаю, вникаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мариночка :), спасибо тебе за неравнодушие и поддержку. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!