среда, 18 ноября 2015 г.

Тренажёр для пальчиков "Поймай бабочку" и о боязни собак

    Сначала я хочу сказать большое, огромное спасибо Алёне, автору блога "Ромашки для Ромашки", за подарок, который она нам сделала. :) Пока пришла только одна его часть, с нетерпением ждём вторую! :) Мои малыши оценили по достоинству! :)) Спасибо,  Алёна! :)
      А я сегодня продолжаю знакомить Вас с  играми для пальчиков по мотивам книги Тома Персиваля "Дом для котёнка Бояки".
      Если Вы следили за последними постами, то уже знаете, что, несмотря на своеобразную авторскую подачу, книга представляет определённый интерес для психолога по работе со страхами. И не с одним, а с несколькими. Одна небольшая сюжетная линия, а вмещает в себя много для анализа, обдумывания, обыгрывания. 
     Когда проходит работа по коррекции страха, особенно с детьми, то при проигрывании необходимо ориентироваться на ребёнка, а потому "под рукой" должны быть разные "инструменты". Я задалась целью разработать серию игрушек для пальчикового театра. А пока занималась этим, возникали идеи того, как эти игрушки можно использовать отдельно в качестве пальчиковых тренажёров. И хочу Вас познакомить с пальчиковыми тренажёрами "Поймай бабочку" и "Убеги от злой собаки". 
      Страх перед собаками - это необходимая предосторожность, но порой она может перерасти в фобию под названием "кинофобия"...
      
     В книге  есть несколько, на мой взгляд, замечательных страниц, на которых яркими красками изображено, как здорово можно проводить время со своим другом.  Это особенное понимание теплоты дружбы, того, как много она может дать, чтобы избавиться от тягостного чувства одиночества. Для детей, у которых наблюдаются проблемы в общении, имеющие природу импульсивных, агрессивных действий в отношении партнёра, этот момент книги так же может представлять терапевтическую ценность. При анализе сюжета, в беседе важно и расслабиться. Пальчиковый тренажёр "Поймай бабочку" в игровой форме как раз и преследует эту цель.

      Пальчиковый тренажёр "Поймай бабочку"

      Для создания его мне понадобилось изготовить дерево, найти бабочки - грузы. 
     Бабочки следует использовать не лёгкие, а именно по качеству материала утяжелённые, в противном случае они не будут порхающими, а будут прилипать и цепляться. В магазине творчества можно найти маленькие деревянные. Они и не слишком тяжёлые,  и вместе с тем оттягивают нить, придавая необходимое движение всему механизму конструкции.
     Конструкцию дерева я также немного модернизировала, вставив каркас в виде пластиковой пластины (этот элемент часто присутствует в упаковках) в крону, и проволоку в ствол - синельная подошла в самый раз.
     Как только дерево готово, крепим бабочки на нить. Я сплела маленькие косички для придания прочности нити, но можно подобрать и толщину нити - под рукой у меня не оказалось. Бабочки я приобрела четырёх цветов, однако, розовая бабочка мне не подходила, и я её с помощью фломастера перекрасила в красный.
Места крепления декорируются.
А теперь продемонстрирую, как можно потренировать пальчики в сложной координации.



О боязни собак

    Одна из маленьких сюжетных линий посвящена тому, как котёнок Бояка очень боялся страшного пса. Мы даже уже уделили этому моменту внимание, когда рассматривали страх высоты (пальчиковый тренажёр "Заберись на дерево" - видео для демонстрации теперь есть).  В этом сюжете есть потенциал поработать и над таким страхом, как боязнь собак.
      Из личного опыта, знаю, что когда нет этого страха, то это тоже не очень хорошо. Дети должны понимать и принимать природу собак. Да, они и верные товарищи, и помощники в играх. Но у них бывает и плохое настроение, а проявлять они могут его именно по - звериному. И если для мира животных маленький укус (или даже прикус), как демонстрация силы, естественное явление и часто не носит прямой угрозы для жизни, то для человека последствия  могут носить весьма плачевные последствия. Прививать уважение и понимание к сущности, образу собаки необходимо даже дома, не говоря уже о том, как это важно на улице.
      В прошлом году моя дочка столкнулась с тем, что собака захотела только поиграть, но размерами превосходила и повалила. До этого момента я никак не могла найти доводов для неё, что не надо приближаться слишком близко, что не надо пальчиками прикасаться к морде. А тут в игре она вдруг осознала, что это может быть и опасным. Страха не возникло, собаки по - прежнему обожаемы, но пришло, наконец, понимание. И был период, когда она целенаправленно старалась закрыться - спрятаться от незнакомых собак.
       И стоит перед глазам другой пример. Девочка 9 лет, дочка моей подруги, именно боится собак. Боится парализующим страхом.  Если нам во время прогулки, попадалась собака даже на поводке с хозяином, то она неизменно обращает на эту ситуацию внимание и прячется за взрослых. Возможно, к этому есть причины, скрывающиеся в пережитом опыте - тактично не спрашивала, но то, что страх уже начинает мешать, видно. Чтобы не встречаться с собакой (на поводке с хозяином) она готова свернуть с пути, перейти на другую сторону улицы.
    

    Очень хорошим, проверенным методом, является рисование. Бесценный опыт А.И. Захарова и его последователей уже не раз помогал многим психологам. 
     А ещё можно проиграть ситуацию. Игровой процесс помогает ребёнку расслабиться. Вот именно этот момент в книге Тома Персиваля "Дом для котёнка Бояки" и стал поводом к созданию пальчикового тренажёра - игры, которую я назвала "Убеги от злой собаки".




    И немного творческого процесса для понимания технологии создания.
Вот, что у меня получилось. :)
     В заключении приведу слова Ф. Ницше: "Мужественен тот, кто знает страх, но побеждает его тот, кто видит бездну, но с гордостью смотрит в нее".  Поможем нашим крохам только побеждать. :)

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

24 комментария:

  1. Катя, все статьи про котенка бояку хорошие, я прям решила заказать книжку... а у меня Ромка к собакам с настороженностью относится после того как щенок боксера на него запрыгнул - играться хотел...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, очень рада, что ты заглянула. :) Спасибо ещё раз. :)
      Книга своеобразная, именно авторская :), но глубокая для детского анализа. Не спорю, что, возможно, я несколько субъективна, так как ориентировалась во многом на впечатлениях Марины - она и обратила внимание на эту глубину. Психологу бы её иметь на книжной полке я посоветовала, для дома - присмотреться, она своеобразна. :)
      И хорошо, что Ромка проявляет предосторожность - в отношении животного мира это граничит с уважением, пониманием индивидуальной дистанции. С детьми порой сложно, так как не всегда с первого раза получается привить это знание. А приходит оно часто с возможностью потенциального страха. Увы... Рада, что заглянула. :)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Екатерина Андреевна! Очень интересный и подробный рассказ и показ ситуации! Понравился тренажер для развития пальчиков, как трудно каждый пальчик приучить работать, чтобы он слушался тебя. Столько игрушек сшито собственными руками, где только время и терпение берете)))))) Спасибо большое за информацию! Читаю, учусь, откладываю в капилочку!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, доброе утро. :) Верно :), даже я почувствовала, что новые действия требуют новых умений в координировании пальцев - есть куда развиваться мелкой моторике мышц руки. :))
      Спасибо. :) Сейчас пока это время есть. :)

      Удалить
  3. Катя, сказочная атмосфера.... Как хочется пошить.... мои четыре работы пока не позволяют (странно звучит....). Жду новогодних каникул.
    Очень красиво у вас! Хочу в гости!
    У меня был положительный опыт коррекции страха собак. Вот бы еще обобщать опыт, записывать....Спасибо тебе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, практиковать на четыре фронта - очень большая нагрузка!... Я тобой искренне восхищаюсь. :) А знаешь :), мне порой тоже думается, что людям кажется странным, что нет времени на так необходимое творчество при активной практике. Ведь кажется таким естественным, что вот именно мы - то и должны. А на деле, посмотри, рукодельницы часто имеют техническое образование. :))) Видимо, нет в нашей деятельности идеального баланса - слишком много всего... :)
      Спасибо. :) Это так мои родители обустраивают уют. :) Но я тоже надеюсь, что мы когда - нибудь, как краснодарские блогеры, сможем встретиться. :)
      А опыт надо, конечно, записывать. :)) Тем более у тебя всегда много интересного. :)

      Удалить
  4. Екатерина! Такой интересный пост! Спасибо! Впечатляют рукотворные пособия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, мне очень приятно, что Вам понравилось! :)

      Удалить
  5. Катя,спасибо за прекрасные и идеи!

    ОтветитьУдалить
  6. Катя, здравствуй! У тебя расширяется коллекция тренажеров не только для развития мелкой, но и приемы работы со страхами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, Вика. :) Уже набирается неплохая полифункциональная коллекция. :)

      Удалить
  7. Екатерина, как приятно было посмотреть видео!... Все такое мягкое, душевное, обволакивающее. Спасибо за твой опыт, очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, всегда такой тёплый отзыв! Спасибо, очень приятно. :)

      Удалить
  8. Катерина, здравствуй! Такие классные пособия! А деревянная рука, я просто покорилась! Никогда такой не видела! Поделитесь где раздобыли такое чудо!
    Что касается собачьих страхов, у меня с ними свои счеты. В детстве я их не боялась, но в 20 лет меня укусила за ногу пробегающая мимо бездомная псина и чем я ей не угодила?! Теперь никакими психологическими приемами меня не возьмешь, готова при виде собаки залезть на ближайшее дерево :)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, замечательно, что заглянули. :) Спасибо. :) А руку можно приобрести, я думаю, в магазинах творчества или там, где продают развивающие пособия - игры - у нас именно в этих магазинах они. У меня ещё маленькая, а есть и более крупные шедевры. :)
      Бездомных пёсиков и я сторонюсь - мало ли что..., особенно стаи - тоже глазами ищу деревья. :)) И всё - таки именно в Вашем случае страх рационален (надеюсь, Вы не задыхаетесь просто от упоминания образа собаки...), а потому психологические приёмы, кстати, будут эффективны. :)

      Удалить
  9. Екатерина, с удовольствием всегда читаю Ваши публикации. Сегодня восхитилась в очередной раз такими рукотворными поделками - настоящее чудо, спасибо за идеи

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна. :) Спасибо. :) На это и надеялась, и рассчитывала. :))

      Удалить
  10. Спасибо, Катя, за замечательный пост. Ловля бабочек - не у каждого взрослого получится)))) А кошка и собака с ножками пальчиками- прелестны в своем исполнении. Какая книга ресурсная. Признаться, я на нее внимание бы не обратила, если бы ты не показала возможности в коррекции страхов.
    Злых собак не бывает, есть злые, жестокие и глупые хозяева, что не сумели правильно собаку воспитать. Собаки всегда отражают душу своих хозяев, их внутренние качества.
    Жаль, что рождаются такие фобии у детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо. :) Да нет :))), ловить бабочек, кстати, довольно легко. Просто Маринка всё время стремилась на первых порах именно руку выгнуть, а не согнуть средний палец. :) Как только это стало "оседать" в голове :), мы уже играли.
      А с книгами, впечатлениями часто так - одни ловят одно, другие другое. :) Я вот, благодаря тебе, более внимательно стала изучать книги про природу - оказалось, для психолога и там большая платформа для возможности реализации своих задач.
      Согласна с тобой во многом, что часто "злоба" собаки - это слепок с характера хозяина. Однако всё же отмечу, что при равных условиях одни остаются с добрым нравом, а другие изначально обладают повышенной агрессией - всё, как у людей. :) И не всегда речь идёт именно о домашних питомцах... Я собак очень люблю! Считаю их психическую организацию очень высокой, а потому и наделяю их многим, что присуще человеку. Разве что надо понимать, что человеку дана ответственность разума, а собаке дОлжно оставить инстинктивное, тем и проявляя необходимое уважение и понимание к их природе.
      Спасибо тебе. :) Рада, что заглянула. :)

      Удалить
  11. Какие чудесные тренажеры! И полезные, как ни крути))). Спасибо, Катя за идеи! С бабочками очень интересно получается).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анюта, именно в кручении - то сила! :))))))) Спасибо. :)

      Удалить
  12. Екатерина Андреевна, спасибо за информацию. Записала себе название книги и автора. И изготовить такие куклы не сложно. У нас дочка в прошлом году вдруг стала бояться, причем всех: от мошки до собаки. А кошек очень любит (хотя незнакомых кошек тоже боится). Думаю ей должна понравиться и книжка и занятия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, можно на "ты". Екатерина Андреевна - это уже у педагогов такая привычка. Ничего не поделаешь - это моя стихия. :)) Тем не менее я больше люблю, конечно, уважительное, но менее формальное общение.
      Книга своеобразна, поэтому по ссылкам лучше с ней познакомиться заранее. Однако я, как психолог, постаралась раскрыть её глубокий смысл. С добавлением же игрового театра, как известно, развивающий и терапевтичный аспекты только усиливаются.
      Понимаю, всегда очень расстраивает, когда появляются у детей разного рода страхи. От этого никто не застрахован: малыши познают мир, и что - то притягивает, что - то негативно отзывается, а что - то расценивается как посягательство на личную безопасность. Инстинкт здоровый, главное, поддержка и пристальное наблюдение, чтобы здоровая осторожность не переросла в фобию. Всё у вас наладится. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!