понедельник, 2 ноября 2015 г.

Пальчиковый театр "Семья для котёнка Бояки"

        Продолжу тему детских страхов...
    Как известно психологам, есть много методов, способов, подходов при коррекции детских страхов. Это и рисование, и такие арт - терапевтические техники, как песочная терапия, и техника работы с ассоциациями по фотографиям, и мульттерапия, и психодрама,  и театр, и сказкотерапия... - ряд достаточно богат, чтобы найти индивидуальный подход к ребёнку. Довольно часто это именно тесный симбиоз сразу нескольких подходов. Так, сказкотерапия практически всегда является ключевым звеном  и в театральной деятельности, и в игровых тренингах, мульттерапии, в песочной терапии...
       Вот сегодня я хочу ещё раз рассказать о книге, которая очень полюбилась моей дочке (о ней я уже упоминала: "Маришкины СТРАШИЛКИ или "Мама, съешь змею"). А для психологов она представляет интерес по той причине, что направлена на проработку определённых видов страха (одиночество, темнота, неверие в собственные силы) и одновременно поиск компенсаторных механизмов - в книге этот акцент сделан на необходимой поддержке близкого окружения. И именно поэтому она - книга - является и стимулом к осознанию важности эмпатии и соучастия в жизни ребёнка (и не только) для взрослых. Как когда - то писал Ч. Диккенс: "В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека". А мы можем дополнить это высказывание пониманием, что забота необходима и братьям нашим меньшим. В книге как раз через знакомую ситуацию, которую видит практически каждый ребёнок в своём дворе, раскрывается это. 

       "Дом для котёнка Бояки" Тома Персиваля. Он и автор, и иллюстратор. Моей девочке очень полюбились яркие иллюстрации, особый стиль художника. Книга атмосферно передаёт и одиночество маленького котёнка, его многочисленные страхи, и обретение не только друга, но целой семьи. Она её часто берёт с полки и самостоятельно, смотря на иллюстрации, додумывает историю. Когда прочтёте отзывы, то обнаружите, что они разные: кто - то не может оценить художественного стиля, кому - то мало текста... Мне же показалось, что читатели не поняли тонкого замысла автора: книга совсем не для лёгкого чтения, хоть и очень доступна для понимания - она носит глубокий психологический характер, а не "заезженный сюжет". Концепция книги очень удобна для работы психолога: книга большая, иллюстрации не дополняют текст, а текст дополняет иллюстрации. Они заполняют все страницы. И они как - то сразу настраивают на серьёзность темы. Повторюсь, они очень атмосферны.

      Когда появляется такая сильная симпатия, то хочется её дополнить чем - то игровым, чтобы у ребёнка появился простор для самовыражения. Так зародилась идея создать по книге несколько игровых пособий. Оценив преимущества созданного, я поняла, что копия и книги, и созданного пальчикового театра мне очень пригодится в практике, а потому хочу поделиться и с Вами. Может, кому - то данный инструмент покажется интересным и полезным.
     Я постаралась сфотографировать этапы работы, а чуть позже размещу выкройки для удобства создания.
     У меня получилось несколько игровых вариаций, которые можно использовать при проигрывании как всего сюжета, так и его отдельных линий. 

      И сегодня я представлю одну такую "линию" - "Семья для котёнка Бояки". 
Далее я представлю фрагменты, которые помогут сориентироваться в моей концепции пошива. И если сможете самостоятельно сообразить с выкройкой (оформить я её всё же постараюсь), то всё получится довольно быстро.

Голову, шею и плечи я сделала немного объёмными (это придало устойчивости фигурам) - наполнила холлофайбером.
     Вот как - то так. Марина играет с ними и по книге, и в своих других играх. А ещё она очень любит вот эту ПЕСЕНКУ. Это песенка "Семья пальчиков", и она имеет множество сюжетных вариаций, как Вы можете убедиться. Сначала она пела на русском, а потом самостоятельно запомнила английский вариант.
Продемонстрирую Вам небольшой фрагмент, как мы занимаемся. Кроха немного стесняется, и это фрагмент, когда мы занимаемся отработкой звукопроизношения, поэтому песенка получилась в замедленном темпе - дома она поёт раскованнее, но проглатывая звуки. Однако именно это показывает, как может проходить работа по синхронизации речи и движения.


А это она поёт на английском.


     Эта песенка отлично вписывается в контекст сюжета книги, вместе с тем наполняя её дополнительным развивающим потенциалом, какой может дать пальчиковый театр.

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

22 комментария:

  1. Катя, спасибо! Благодаря тебе я получила ещё один подарок:) В субботу на сессии по куклотерапии у нас как раз была тема терапевтических театров. Очень жду выкройки. Книги такой не видела, попробую поискать скан в интернете, т.к. она мне очень нужна, то надеюсь, что мне повезёт:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо! :) Если поиск не увенчается успехом, книга вроде не толстая..., попробую тебе помочь. Тогда дай знать. :) А выкройки никогда ещё не делала на компьютере - всё от руки - вот осваиваю... :)

      Удалить
    2. Катя, я даю тебе знать:)))) очень мне пригодится эта книга для одного мальчика Андрюши ( моего племянника).

      Удалить
    3. Лена, через форму обратной связи напиши мне свой почтовый адрес. :)

      Удалить
  2. Ой, Катя! Куклы точно сошли со страниц книги! Как же они мне понравились! А книгу мы читали - хорошая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо! Очень добивалась сходства. :)) Сейчас доделываю - переделываю некоторые ляпы, вот мальчик у меня "бородатым" воспринимается... :)))))

      Удалить
  3. Катя, спасибо! И за книгу, и за куклы и за твой голос! Видео очень интересны! Маришке привет и передай, что она умница и красавица!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, спасибо тебе. :) А голос... :))) Вышло на самом деле немного стеснительно. :)))) Ну да ладно: надо ведь было показать принцип действия. А ты уже и сама так время от времени делаешь: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И информацию мы все по - разному воспринимаем. :)

      Удалить
  4. Катя, спасибо! У тебя необыкновенный дар оживлять иллюстрации! Я еще помню твою сногсшибательную Красную шапочку! Спасибо, за игры!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо! С "необыкновенностью", правда, ты меня перехваливаешь - всё - таки не сама придумывала. Но суть предлагаемого для коллег - психологов театра заключается в обыгрывании сюжета книги, а сходство в данном случае многое, если не всё...
      Театр про Красную Шапочку я доделала - надо будет как - нибудь все свои "мастерилки" показать - а часто ленюсь..., да и время...

      Удалить
  5. Катя, у меня есть серия кукол "семья" для проигрывания ситуаций и буду рада, если дополню твоими куклами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, в сочетании с книгой это будет очень полезным инструментом при коррекции некоторых видов страха. Вот сейчас осваиваю, как теперь свои "мастер - классы" преподносить так, чтобы можно было не только идею взять, но воспользоваться, так сказать, в полном масштабе. :) Спасибо тебе за интерес. :)

      Удалить
  6. Какая же Вы, Екатерина Андреевна мастерица - рукодельница! Куклы очень похожи на книжные, а доченька умничка, Вы так чудесно поете! Спасибо за представление книг!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, спасибо за очень тёплый отзыв! :) Спели мы в этот раз скованно. :))) При обычном раскладе у нас лучше получается, но всё равно спасибо - приятно! :)

      Удалить
  7. Какие замечательные куклы, и какая кропотливая работа!
    Взгляд невольно зацепился за четкие контуры мельчайших деталей) Это у меня профессиональное, для моих деток именно такие игрушки и пособия и нужны...


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия, спасибо! :) Мельчайшие детали и кропотливость - это часто мои сильные стороны. :))) Надеюсь, что представленное пособие будет и Вам интересно и полезно в работе. :)

      Удалить
  8. Как здорово, Екатерина Андреевна! Вспомнила, как в детстве вырезала кукол и героев сказок из бумаги, наряжала и разыгрывала балы... Такой сам себе психолог получается:-D

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, спасибо. :) Да, да, всё так и есть! :))))

      Удалить
  9. Катя, неожиданное изменение название блога :)
    Я вижу ты тоже в поиске :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))))) Да, нет, Вика. :) Вернее, да, но для меня это совершенно нормальное состояние, если кто меня знает давно. :)))) Пришлось менять облик блога, когда начиталась по поводу прогрузки страниц и того, что на это дело влияет. Оказалось, в блоге много такого, что 10 с загрузки - это ооочень много - теперь временно минимализм... Это раз. А потом я всё никак не могла определиться, на какую аудиторию я всё - таки хочу писать... Безусловно, писать буду по - прежнему о том, о чём хочется поделиться, но решила всё - таки вернуться к тому, с чего начинала с самого начала, а именно не популярному, а профессиональному направлению. Но, зная себя, точно могу сказать, что через полгода всё может кардинально измениться. :))))

      Удалить
  10. Катя,какая ювелирная работа! Куклы очень понравились. Спасибо за Ваш опыт!

    ОтветитьУдалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!