суббота, 20 февраля 2016 г.

5 мощных мотиваторов для развития образного воображения

       
Источник: "ПОЗИТИВНЫЕ МОТИВАТОРЫ"
     О том, что для каждой деятельности необходимо воображение, пожалуй, знает  каждый. И если для одних оно необходимо для решения творческих задач, то другим оно помогает реализовать свои желания, снять стресс и даже найти резервы, ресурсы для движения вперёд, обретения эмоционального равновесия (так работают многие терапевтические практики, такие, как метафорические карты, арт - терапия...). Уже не для кого не является секретом, что люди с точным, техническим образованием, рациональным складом ума, ещё те придумщики и выдумщики.
       Без воображения двигаться вперёд невозможно. И оно так часто тесно вплетено в другие психические процессы, что становится очевидным, что убери из мозаики этот важный элемент и уже точно можно говорить о наличии явных проблем в психике.  В этом контексте уже достаточно проследить такую связь, как наглядно - образное мышление и воображение...

      "Технически", опираясь на терминологию понятий, психологи их разделяют, считая, что данный вид мышления опирается на реальные процессы, действие с реальными предметами, а воображение "работает" с образами, представлениями, взятыми из памяти. Тем не менее есть настолько тесная связь, что в ряде случаев они неразличимы. Или, например, есть понятие целостности восприятия, когда мы видим лишь обрывки линий, например, окружности, но именно воображение помогает нам дополнить образ плавной, непрерывной линией. А теперь обратимся к развитию ребёнка и вспомним нечто очень важное: именно развитие наглядно - образного мышления идёт сначала, а потом уже на этой платформе словесно - логическое. [Чуть более подробно о связи наглядно - образного мышления с воображением с практическими упражнениями можно почитать ЗДЕСЬ, а про восприятие ЗДЕСЬ.]
       И вот, смотрите, включая речь и понятие словесно - логического мышления, мы уже будем говорить и о разных видах воображения: в психологии это невербальное (образы) и вербальное (речь). Другими словами, какой бы психический процесс мы не взяли, воображение присутствует в нём как важный элемент мозаики. Если есть желание углубиться в тему, то вот подборка тем для погружения. :) [Для тех, кто с Pinterest не очень знаком: под картинками располагаются ссылки - переходы на интересные статьи]
      Сегодня я расскажу Вам о 5 -ти очень мощных мотиваторах для развития образного воображения...

Первый мотиватор - ОБЛАКА...


     Наверно, не найдётся ни одного человека, который бы не любовался этими небесными объектами. Заполняют ли они часто и всё небо или появляются редко, но они будоражат наше воображение, изображая порой удивительным образом объекты, к небу не имеющие никакого отношения.
     Как воспользоваться подаренным природой (и фотографами :) ) материалом? Я не случайно разместила в сообщении именно собрание картинок. Выбрав зрительный ряд, распечатаем его. Мелкие карточки будут не очень удобны. Самое оптимальное - это формат А4 (знакомый нам более всего в обиходе) или в половину этого размера. Заламинируем или поместим в файл и порисуем. :) Лучше всего взять фломастер на водной основе, чтобы его потом легко можно было бы удалить тряпочкой, смоченной в воде. Рисунки от фломастеров на других основах тоже можно удалить, однако, потребуются уже другие вещества, что не очень удобно.
ИСТОЧНИК
     Рисуя с детьми, надо помнить важное правило, связанное с восприятием.  Вам, наверняка, знаком такой момент, когда Вы, разглядывая или слушая что - то неразборчивое,  едва уловимо для себя начинаете угадывать, но это что - то ускользает... И вот кто - то рядом с Вами раньше Вас обозначил в образе что - то своё, навеянное ему работой его воображения. И вот тут загорается кнопка "стоп". :))  Вы уже не можете увидеть или услышать что - то другое. Поэтому позвольте ребёнку действовать самостоятельно - чем разнообразнее ряд предложенных картинок, тем больше простор для воображения. А чтобы игра воображения была интереснее, порисуйте вместе, но не показывая друг другу до определённого момента рисунки. :) Для такой игры надо заготовить два одинаковых набора картинок.
ИСТОЧНИК: "ВИД ОБЛАКА :-)"
    Интересный факт: "Дуэт художников из Южной Кореи Shinseungback Kimyonghun постоянно организует необычные выставки, на пересечении живописи, фотоискусства и компьютерных технологий. Например, последняя их выставка называется «Облачное лицо» (Cloud Face). Здесь выставлены фотографии облаков, на которых ошибочно сработала программа OpenCV.Люди иногда смотрят на облака — и видят там лица, животных и прочие образы. Оказывается, компьютеры тоже ошибаются..." (Источник "PCNEWS - ВСЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ НОВОСТИ" и продолжение ЗДЕСЬ)

Второй мотиватор - ЗЕМНОЙ ЛАНДШАФТ...

     Вот именно в этом случае чудесно, что есть возможность путешествия по сети: земная поверхность богата на интереснейшие объекты: это и горы, и пойманный миг в жизни волны..., а порой вид сверху на отдельный участок земной поверхности... Несомненно, воображению найдётся пища.


    И, приготовив карточки, можно так же порисовать, дополняя образы природы  линией фломастера.

Третий мотиватор - ДЕРЕВЬЯ...

      Вот ещё отличный объект природы, где можно попробовать свои силы. Чаще всего на себя обращают внимание формы стволов и рисунок на них, образующийся посредством каких - нибудь деформаций, чечевичекЗадача несколько более сложная, но всё же доступная,  - это найти образы в сплетении ветвей. Если честно, то поиск именно этого зрительного ряда вызвал у меня наибольшие трудности, но и самый активный интерес. :)


      И, надо отметить,  здесь я увлеклась, работая от обратного.  Ведь можно не только добавлять, но и, хотя бы в формате листа, подобно природе изобразить свои шедевры.  Я нашла очень интересное задание, которое послужило толчком.
ГОЛОВОЛОМКИ

     Так у меня получились карточки с рисунками, которые подойдут для развития не только воображения, но и внимания (кстати, это служит ещё одним доказательством того, как тесно вплетено воображение в другие психические процессы). Сейчас я ещё в процессе создания - увлечения - игры. Как только остановлюсь, опубликую для широкой аудитории.
      И точно так же, в творческом ключе, мы поиграли с Мариной... [Очень мне хотелось вставить фотографии из домашнего архива, но их нет..., так как появились сложности с фотоаппаратом - без него, как без рук...  - тем больше повода в дальнейшем уделить этой интереснейшей теме ещё внимание. :)]

Четвёртый мотиватор - ЧЕРНИЛЬНЫЕ ПЯТНА...

      Хотя я и сетую, что порой родители не держат в доме красок, но рада, что это явление редкое. А потому, вооружившись кисточками, фломастерами, пипетками..., можно творчески поиграть. Можно с жидкой гуашью, можно с акварельными красками. Капайте на листок, полюбуйтесь, как краска смешивается, образуя причудливые узоры - кляксы. Можно не дожидаться, пока краска высохнет, и тонкой кисточкой или зубочисткой, или щёточкой нарисовать что - то из пятна... что - то, что подскажет сама клякса.
 Посмотрите, сколько вдохновения находят в красочном пятне художники...
ИСТОЧНИК
ИСТОЧНИК
ИСТОЧНИК
        Можно дождаться момента, когда краска высохнет и фломастером дополнить образ. Или воспользоваться заранее заготовленными карточками.
     Примечание: этот метод - рассматривание подобного творчества - и само детское творчество из кляксы и пятна - один из арт - терапевтических приёмов, который помогает снять психоэмоциональное напряжение. В моей практике было несколько случаев, когда дети боялись провести линию, были уверены, что "не могут", что, в целом, трансформировалось в страх перед необходимостью что - либо делать руками. Это отражалось на формировании самооценки, Я - концепции.  Демонстрация того, что красота заключается часто не только в точности движения, само творчество с помощью релаксационной роли воды и плавного движения руки - всё это помогает детям найти ресурсы для уверенности, формирования положительной самооценки.


     Не забудьте ПОЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ (красочный эксперимент: вода+масло+пищевые красители). Конечно, можно воспользоваться практически любой жидкой краской, предназначенной для детского творчества.  Узоры причудливы, часто напоминают медуз. :)
ИСТОЧНИК

Пятый мотиватор - ЛАДОШКИ И ПЯТОЧКИ...

     Вот уж про что можно сказать, что "под рукой". :)) Даже самым маленьким вместе с мамой это доставит огромное удовольствие. Малыши, конечно, разные и есть настоящие чистюли. :) Но попробовать однозначно стоит, ведь очень многие дети, доказано моей практикой :), оценивают данное творчество крайне положительно. А деятельность эта, несомненно, очень хороша для развития воображения.


    Мы дома взяли лист ватмана, наставили на нём разноцветных отпечатков, а на следующий день, вооружившись фломастерами, рисовали детали. :)
 

Научная и духовная лирика как заключение...

     Нашу человеческую способность видеть в окружающем нас пространстве знакомые образы назвали специальным термином - парейдолия. Наш мозг так устроен. :) Есть более широкое понятие - апофения - "немотивированное наполнение смыслом хаоса, способность видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных, придание неадекватной важности вещам и явлениям" (источник). Кстати, вот именно благодаря этому механизму дети с богатой фантазией порой находят источники страха...  Мне показалась очень интересной информация о том, что для тех, кто практикует йогу, это явление -  "суть две из пяти базовых форм вритти, активных программ сознания, которые приходится преодолевать для обретения освобождения от власти ума" (источник). Интересно... те, кто преодолел эти программы сознания, подвержены страхам?...

Екатерина Белова

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

32 комментария:

  1. Екатерина, прекрасный материал! Увлеклась! И детям и взрослым будет интересно. А отдельное спасибо за прекрасную подборку фото!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, я рада, что понравилось, что увлекло. :) Тема действительно очень интересная. Как только начинаешь углубляться, то сразу находятся другие ответвления, который так или иначе имеют отношение к воображению. :) На то оно и воображение. :)))

      Удалить
  2. Катя, спасибо! Особенно за рецепт воды-масла-красителей - так еще не работала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, пожалуйста. :) Очень многие темы интересно рассматривать - изучать, если включать в процесс немного эксперимента - игры. Но ты это знаешь и без меня... :)

      Удалить
  3. Задумалась, когда и как преодолела детскую свою апофению) Не вижу призрака, например, в висящем на постоянном месте халате, но наверняка, теперь, во взрослой жизни, наполняю смыслом какую- нибудь другую ерунду)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))), Оксана, Вы, конечно же, правы: то, что отнесли к себе, можно сказать о человечестве, в целом. :) Мы, пожалуй, и не сможем иначе. В этом и благодать, и источник наших страхов... :)

      Удалить
  4. Огромное спасибо, Екатерина,, прекрасный материал, очень полезные рекомендации. Я очень люблю дорисовывать, домысливать, фантазировать. Облака и природный ландшафт -это моя стихия.
    А как все это интересно и полезно деткам!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Вы столько совершаете поездок по красивейшим местам! А природа в тесном тандеме с нашим восприятием способна на шедевры. :)) Играя с детьми, нам стоит всегда об этом помнить. :) Рада, что тема зацепила. :)

      Удалить
  5. Екатерина, спасибо большое. Очень интересно, раньше с ребятами рассматривали разные картины, кляксы и проговаривали на что похоже, и дорисовывали разные фигуры, но чтобы дорисовывать на таких красивых фото, как то не додумалась. Стоит попробовать собрать подборку и сделать картотеку, думаю ребятам понравится. Мне точно понравилось. Спасибо!
    А можно вопрос? Катя, как ты из Пинтерест вставляешь такие окна в пост. очень хочется оптимизировать свой блог, поэтому интересуюсь всякими такими виджетами. Если не сложно будет ответить, то заранее благодарю!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, я и не сомневалась, что у коллеги многое из представленного в ходу, как говорится. :) Я просто хотела для тех, у кого именно опыт уже есть, показать, что можно сделать замечательное пособие в кабинет по развитию воображения. Ты, конечно, собери такую картотеку - собираюсь к выходу на работу таким пособием обязательно дополнить свою базу.
      А с Пинтерест всё очень просто. Как только создаёшь свою доску, то там появляется небольшое меню справа. Оно совсем небольшое - запутаться невозможно. Нажмёшь на три точки и там будет что - то наподобие "создать виджет". Останется только вставить полученный код на страницу в своём сообщении... Уверена, ты быстро разберёшься. :)

      Удалить
    2. Екатерина, спасибо огромное за помощь. Буду разбираться)))

      Удалить
    3. Повторюсь: уверена, что сделаешь это быстро. :)

      Удалить
  6. Катя, ты проделала огромную работу (как всегда) - структурировала и подобрала богатейший материал. С такой подборкой работать будет одно удовольствие :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, спасибо! :)) Особенно за "как и всегда". :)))) Буду рада, если материал пригодится. :)

      Удалить
  7. Что-что, а воображение у многих детей (да и взрослых) развито очень слабо. Из предложенных вариантов мы брали лишь работу с кляксами и ладошки с пяточками. Очень понравилась дальнейшая работа с фото облаков. Спасибо за представленную подборку материала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли. :) Я всё - таки стараюсь смотреть на развитие воображения более оптимистично - примеров того, что вокруг масса людей наблюдают - придумывают - выдумывают, масса. :) А уж сколько творчества у старших дошкольников (!!!) - в педагогической среде, кстати, именно педагоги часто препятствуют его проявлению (это я не о Вас, а о том, что нередко наблюдаю в своём кругу - да и не всегда педагоги адекватно понимают, что значит действовать по методике - очень благодарна такому событию в своей жизни, как личное присутствие на живой встрече с Т.С. Комаровой... - очень многое она объяснила). А взрослые, кстати, часто не делятся, но это уже другой вопрос. Тем не менее, развитие воображения - тема актуальная! А потому нет у вопроса его развития границ - развивать и тренировать надо на протяжении всей жизни. Я привела в конце кое - что из концепции того, на чём базируется практика йоги... Я никогда не вдавалась в эту философию, но понимаю, что даже рассмотрение некоторых форм реализации воображения как преград развитию нашего сознания - лишь свидетельство того, что есть другие его формы или роли - функции... Без воображения никуда! :))
      Уверена, что творческий воспитатель обязательно попробует творчество ладошками. :)) А с объектами природы попробуйте - уверена, что детки оценят. Нелли, спасибо. :)

      Удалить
  8. Отличные мотиваторы! Я так увлеклась рассматриванием и чтением - очень полезная информация! Спасибо большое, Екатерина!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, рада Вашему интересу, так как сама сильно увлеклась подборкой. :))

      Удалить
  9. Катя, спасибо за структурированную подборку мотиваторов. Это развитие визуального мышления, которое потом вытравливается и искореняется под воздействием абстрактного и типового за школьной скамьей. Считаю, что визуальное мышление нужно охранять, как исчезающее. Мы проводили исследования, и получалось, что среди учеников среднего звена, оно заменяется в лучшем случае стереотипным восприятием. Тесты здорово форматируют мышление, мы не дооцениваем истинных масштабов проблемы. И использование таких мотиваторов - отличный ответ оккупирующему мозг злу, идущего от тестов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, здравствуй! :) Извини, что с ответом задержалась так. Я всегда очень ценю твои размышления. :) По поводу средней школы я не могу дать оценку, так как совсем в другом звене образования - жаль, что всё обстоит так, как ты пишешь...
      Честно говоря, у меня в родне и нет никого, кто бы сдавал экзамены по новой системе - для меня это тёмный пугающий лес... То, что ввели тесты... С одной стороны, это была необходимость, так как они сделали возможным инклюзивное образование. Впоследствии, после школы, надо снова проводить разделение по возможностям и способностям, а для детей с ЗПР оптимальна только тестовая система (мне помнится, в блоге "С Днём рождения Белка" Юлия возмущалась, что некоторые вопросы и предложенные ответы неадекватные - так вот они и призваны отделять норму от ЗПР)... Если принято, что детки с ЗПР могут на законодательном уровне посещать обычную школу, то и условия должны соответствовать... К сожалению, при понимании необходимости данного метода за бортом адекватности оказываются дети с нормой, не говоря уже о тех детях, которых мы причисляем к одарённым. Хотя проблема, на самом деле, имеет слишком много на сегодняшний день ответвлений, чтобы чем - то одним можно было объяснить нарастающее напряжение в образовании. Я искренне надеюсь, что таких творческих педагогов, как ты, будет больше. Система сейчас находится в сильном движении: ввели всё - таки обратно сочинение и изложение... И если бы у педагогов не было постоянного стресса от ежегодных перемен, они смогли бы адаптироваться. В конце концов, не страшна форма экзаменации, если дети приобрели не только знания, но и умения ими оперировать, прилагать стандартно и нестандартно в процессе познания действительности, в решении поставленных задач. А это во многом зависит от того, как строит преподавание учитель.

      Удалить
    2. Да, все образование стоит на личности педагога. Жаль министерство образования это не осознает в полной мере. Но тесты - зло для мышления, это для меня свершившийся факт. Да, для детей с ЗПР - это средство работы с ними. Но все же детей без ЗПР больше. Сейчас я в центре событий. Мой ребенок в 9 классе и надвигается ВОУД (внешняя оценка учебных достижений) Одни тесты... Как показатель ума ребенка и качества педагога. Ужасно зависеть от кучки некомпетентно составленных вопросов. В Казахстане в 9 классе сдают ВОУД, но не все школы, а выборочно. Список становится известен в апреле. Сдают 4 предмета, известен только один из них - казахский язык. Остальные 3 становятся известны только перед тестированием. Дети учат тестовую базу по ВСЕМ! предметам (по физике, химии, географии, биологии, математике (отдельно алгебра и геометрия), истории всемирной, истории Казахстана, литературе, русскому, английскому, литературе. Целый год! А база каждого предмета по 5 тысяч вопросов, и она все время расширяется и обновляется. Когда надо развивать мышление, его отупляют. Убрали все спецкурсы интересные, развивающие, и пустили часы под долбёж тестов. Потому что тесты можно победить только тупо их нарешивая. Потому что от этого зависит престиж учебного заведения. То есть происходит обесценивание ребенка, а ведь он и есть центр образовательного процесса! А с тестами выплеснули и ребенка. И я, как Баба-Яга - ПРОТИВ. Как учитель, как родитель, как гражданин своей страны, как землянин. Потому что урезанное мышление ни к чему хорошему не приводит.

      Удалить
    3. Ооо..., всегда плачевно, когда система приобретает такое главенствующее положение над индивидуальностью... Я действительно не представляла всё так, как ты, Оля, описываешь. Я это воспринимала только как иную форму экзаменации и не видела в этом ничего страшного - готовиться - то надо к любому экзамену. Но вот очень неприятно поразило, что целый год дети вынуждены, подобно роботам, отрабатывать чисто технически работу с тестами, что учителя отказываются от интересных форм работы с детьми, оставляя только тесты. Это, словно "туннельное мышление", характерное для выживания... Даже и не знаю теперь, как относиться ко всему этому... Навела ты меня на мысли... :)

      Удалить
  10. Катюш,спасибо за интересный материал!! Просто на одном дыхании все просмотрела!Как всегда в восхищении!!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иринка, спасибо! :) Тема меня захватила и унесла. :) Рада, что и у тебя похожая реакция. :)))

      Удалить
  11. Екатерина, спасибо за столь интересный материал! Я в своей работе все больше склоняюсь к творческим занятиям со старшими ребятами! Обязательно предложу ребятам пофантазировать подобным образом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия, здравствуйте. :) О, творческий компонент значительно расширяет границы сознания! Не упускайте эту возможность! :)) Рада, что материал понравился и, надеюсь, будет полезен в практике. :)

      Удалить
  12. Катя, спасибо, облака мы любим рассматривать, а вот дорисовывать - невероятная идея, возьму на заметку. Действительно вокруг нас полно объектов для развития воображения. Спасибо за идею с ладошками, вроде бы и не открыла секрета, что ладошки можно дорисовывать, но все равно. Мы вот недавно с мальчиками тоже огромный лист запечатали, благо выбросить не успела, обязательно займемся превращениями!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, мы на самом деле многое делаем почти бессознательно - парейдолия... :)) Поэтому, безусловно, особенно такому творческому человеку, как ты, очень многие приёмы знакомы интуитивно. Я лишь сделала акцент на возможности поработать с карточками, что доступно будет даже в плохую погоду дома. И я рада, что идея тебе пришлась по вкусу. :)

      Удалить
  13. Очень красивые фото и интересная работа с ними. Природа воодушевляет) Спасибо, Катя. Будем создавать новые для нас игры по вашим следам))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Марина, у природы для нас, как оказывается, подготовлено много! :)) Спасибо и рада, что материал - подборка вызвали интерес и желание. :)

      Удалить
  14. Здравствуйте, Екатерина! Как здорово, что Вы поделились такими красивыми подборками фотографий! Я как раз обдумывала, какие бы картинки использовать в самодельном имаджинариуме (или диксит), и Ваши фотографии дали мне множество идей! Идея с дорисовыванием тоже очень понравилась!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вероника, очень приятно, что мои труды по подборке пригодились. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!