воскресенье, 6 марта 2016 г.

9 творческих идей, чтобы показать ребёнку его яркую индивидуальность

      
Источник изображения
       О чём статья:
 1. Почему именно творчество - арт - терапия?
  2. Какие формы творчества доступны нам и как на это смотрят специалисты.
  3. 9 творческих идей, чтобы показать ребёнку его яркую индивидуальность.

     Полюбила я в последнее время цифры. :) 5, 3, 9... В действительности же, если рассмотреть контекст чисел (так как, несомненно, они охватывают количество чего - то), то лучше поставить знак, обозначающий множество.
     В прошлый раз я плавно перешла от воображения к арт - терапии. :) Воображение - это целительная сила в большинстве случаев. И эта сила очень важна в арт - терапевтическом процессе. 


Почему именно творчество - арт - терапия?

    Если Вы - психолог системы образования, взаимодействующий со всеми участниками образовательного процесса, то  в Вашем арсенале творчество  в качестве инструментария (как основного, так и вспомогательного) займёт своё достойное место. Однако творчество - это, конечно, удел не только специалистов. Было бы так, стали ли бы мы беднее. :) В каждом есть эта искра творения, желание создать свою реальность. И даже дома, не обладая никакими специальными знаниями, мы можем призвать на помощь (например, успокоиться, расслабиться, переключиться, выразить свои чувства и эмоции...) творческий процесс. Ведущие психологи отмечают, что творчество увеличивает, приумножает наши адаптационные возможности в повседневной жизни.
    Здесь не надо быть особенным философом, чтобы определиться с направлением. :) Ориентируемся на своё состояние или на состояние и интерес ребёнка. Тем не менее никто не отменял такой вариант, как предложение, что подразумевает тему, какой - нибудь образец. Что относится к арт - терапии? Какие методы? Иными словами, что подразумевает под собой творчество?

2. Какие формы творчества доступны нам и как на это смотрят специалисты


 
 и т.д...... Творчество - это созидание, создание своей маленькой реальности. Ваше творчество - это форма Вашего самовыражения в разнообразных видах и формах. Я вот, кстати, тоже занялась творчеством :), создав свой маленький "шедевр" :)), излагая теорию - такая творческая игра с текстом помогла мне немного расслабиться и вспомнить, что я не на заседании. :))
     Арт - терапия включает в себя следующие разновидности:
  •  Изотерапия (рисование, лепка, моделирование, коллаж, метод мандала и т.д.);
  • Игровая терапия (песочная терапия и имаготерапия (театр), как разновидности);
  • Музыкотерапия;
  • Танцевальная терапия;
  • Фототерапия (коллаж, как разновидность);
  • Сказкотерапия;
  • Мульт - терапия;
  • Библиотерапия;
  • Куклотерапия.
     Стоит отметить, некоторые виды терапии сильно переплетаются между собой и только по каждому конкретному случаю можно сказать, какой это вид. Так, куклотерапия часто рассматривается в тесном симбиозе с психодрамой; метод коллажа применяется и в изотерапии, и в фототерапии; сказкотерапия находится в тесной взаимосвязи с мульт - терапией, библиотерапией, куклотерапией, имаготерапией; имаготерапия при работе с образами нередко использует такой инструмент, как маска, а это часто связано с изотерапией... 
      Итак, деление есть, но границы порой весьма условны. Конечно, арт - терапевт скорее всего, выслушав Вас и подстроившись, сориентируется и предложит тот вариант, который максимально приблизит Вас к разрешению внутреннего конфликта. Я же сегодня хочу сделать акцент на понятии индивидуальности. Индивидуальности ребёнка. 
      "Я - концпеция" или "образ Я" включает в себя ряд составляющих, так как это и наша самооценка, наши актуальные эмоции и чувства... - это система, осознаваемая система. И как часто в ней происходит дисбаланс. Бессознательное откладывает свой отпечаток. Надо в такие моменты гармонизировать своё состояние, обрести буквально равновесие. И этому поможет творческий процесс. Особенно ребёнку, который нередко даже то, что осознаёт, не может выразить словами.
 Итак...

3. 9 творческих идей, чтобы показать ребёнку его яркую индивидуальность

 №1 

     Примечание: Думаю, всё - таки надо отметить, что когда я вижу идею (зрительный образ), то это не означает, что я беру именно тот контекст, который в неё вложил автор. Порой это вообще относится к какому - нибудь познавательному досугу с детьми. Тем не менее "образ" несёт в себе потенциал, который я интерпретировала, как близкий к арт - терапии. А Вы, конечно, можете идею развить на своё усмотрение.
    "Фотографии" - зарисовки о себе.

2

"Аура моего настроения"

3

А эта форма самопрезентации просто покорила...

4

Так мы с детьми уже создавали свой образ. Необычная форма подачи - творчество на полу большого формата - очень увлекает.

5

Метод коллажа очень хорош тем, что границы творчества очень широки, если вообще обозримы...

6

А такие метаморфозы помогут пофантазировать о своих силах и возможностях.


7

Как и при работе с мандалами, поможет снять накопившееся напряжение. :)

8


Сейчас в сети можно всё чаще встретить идею вот такого оформления стены. И это может носить долгосрочный характер. :)

9

Творческие альбомы о себе.

     Представленные идеи - проекты помогут ребёнку почувствовать, познать свою индивидуальность. Особенно, если творить рядом с близкими и любимыми, оказывающими поддержку... 

Екатерина Белова

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

34 комментария:

  1. Катя, спасибо!
    Замечательная подборка приемов для осознания индивидуальности.
    Это важно для адекватной самооценки ребенка.
    Забавная разрезная книжечка.
    Если вклеить лицо ребенка с различными эмоциями, то еще и с эмоциями работа будет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, привет! :) Да, для ребёнка вопросы развития самосознания очень важны (для человека они вообще играют огромную роль всю жизнь - "образ Я" имеет базисную основу из детства, но трансформируется всю жизнь). А корни благополучия, конечно, в детстве. Не надо эти возможности упускать. :)
      Спасибо за дополнение: с эмоциями будет более функционально и интереснее. :)

      Удалить
  2. Катя, какая подборка! Очень зацепили портреты(идея №5) и разрезная книжка (согласна с Ольгой, что с эмоциями будет еще интересней и не только выражение лица, но и другие части тела тоже выражают эмоциональное состояние. Можно даже генератор эмоций сделать). Да и остальные идеи достойны внимания. Пожалуй, надо некоторые переработать для подростков. Спасибо, Катя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, очень рада, что идеи понравились. :) На самом деле, некоторые из них выполнены, как я поняла, младшими школьниками, так что адаптировать - варьировать можно в обоих направлениях. :) Например, идея с самопрезентацией (я уже написала, но повторюсь: она мне очень понравилась - на листе ведь можно изобразить столько всего, то, что трудно выразить словами, а для психолога это служить дополнительным инструментом, так как это тоже вид проекции). А идея с книгой хороша - добавить функционала и получится на выходе очень интересно. :)

      Удалить
  3. Катя, здравствуйте! Очень интересные идеи! Даже не скажу, что именно мне больше всего понравилось - хочу ещё раз вникнуть не спеша.
    Катя, у меня сейчас есть такая идея для своего блога - периодически давать ссылки на понравившиеся мне посты в других блогах. И вот ваша подборка, мне кажется, будет очень интересна родителям. Вот только, боюсь, не каждая мама доберётся до конкретных советов и картинок. Сейчас такая молодёжь пошла - им лень читать, им надо сразу фото и видео(говорю с такой уверенностью, потому что моя дочь 21 года - молодая мама, общаюсь с её подругами, и вообще "мониторю" ситуацию. ) Для меня основное назначение моего блога - просвещение родителей.Поэтому стараюсь теорию и практику разделять - чтобы те, кто хочет "побыстрее", хоть что - то "зацепили". Вообще учусь делить длинные статьи на две коротких (но не всегда получается). Вот и эту вашу поделила бы на две - первая - для интересующихся, а вторая - "для молодых мам". Катя, надеюсь, я вас не обидела, хочу как лучше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за интерес! :) Нет, что Вы, я не обиделась - уважаю конструктивную критику. И есть такое правило для блоговедения, что пишутся две статьи большие, одна короткая... Только себе изменять не буду. :)) Я всегда размышляю, мои статьи часто информационно насыщены - в блоге я коуч. Наверно, если уж быть до конца честной, то я иначе и не смогу, увы. :) Давать голую теорию одним постом - скучно для меня, без зрительного ряда просто не могу. :) И уже аудитория своя сложилась... вот очень рада, что Вы заглядываете. :) Есть и мамы. Да, и, кстати, "быстрая" информация всё же ближе социальным сетям, блог - это уже более серьёзное чтиво. И... я бы рада просвещать родителей, однако, блог изначально - это площадка для общения с коллегами. Были периоды, когда я активно писала о том, как у нас проходит домашнее воспитание (время от времени такие посты будут и дальше), однако, отметила, что большинство молодых родителей, в принципе, не любят буквы - в этом Вы абсолютно правы. :)) Потому, думаю, Инстраграм и приобрёл такую популярность. И здесь важен ещё тот факт, что в блоге я пишу не для того, что это надо (и даже не с целью просвещения), а по темам, которые мне интересны (он именно авторский)- так я нахожу платформу для выражения любви к своей профессии. :) Если находятся попутчики, то я рада, а на "нет" и суда нет. :)) Следующий пост будет именно коротким. А в некоторых случаях, как этот, это поток мыслей, который мне не хочется прерывать. Возможно, если я подумаю о раскрутке (хотя вряд ли), то уже буду учитывать эти моменты, а пока путь по наитию (хотя Ваши рекомендации буду держать в голове). :) И последнее, если есть желание дать информацию из этого поста, то, конечно, сделайте это. В конце концов, я сделала только обзор - Вы можете сделать свой. Вот, кстати, я и не могла обойтись без теории выше, так как объяснила причинно - следственные связи, почему так надо бы делать дома и как, хотя бы примерно, на это смотрят психологи. Не могу я без подробных объяснений, что и доказала этим комментарием. :))) Спасибо Вам! :)

      Удалить
    2. Посидела я тут, подумала и решила, что, возможно, немного оптимизировать впечатление о большом количестве информации поможет содержание - так каждый сможет определиться, нырять или погружаться медленно. :) Сделаю так. :)

      Удалить
    3. Катя, спасибо! Особенно про ваш рассказ о том, чем является для вас ваш блог! Честно говоря, взявшись уже второй раз за два блога,я всё ещё не до конца уверена, чем именно они для меня являются. Чувствую, буду продолжать размышлять об этом всю их жизнь!
      Про ваш блог. Сегодня зашла по ссылке на новую статью. И никак не могла попасть на эту страницу - хотела прочитать ответ на свой комментарий. Искала "предыдущее сообщение" или что-то в этом духе - не нашла. Поэтому вернулась к себе в ленту новостей,нашла ссылку на эту статью, и так попала.
      Катя, а я всё - таки ставлю перед блогами своими задачу "просвещать". Наверное оттого,что в своей работе очень много общаюсь с родителями,и вижу, как мало они знают о детях. Очень жалко детей.Очень хочется им помочь.
      И ещё общаюсь в интернете со многими мамами "ищущими", мамами неравнодушными. Наверное, мой блог - в первую очередь для них.
      Когда вела свои первые блоги, ориентировалась на коллег. С одной стороны, это, безусловно была поддержка. Взаимная. Но иногда и их, и мои комментарии на их сообщения становились "дежурными" - да, интересно,да полезно, да здорово. И как-то со временем это стало утомлять. Я не принимаю фальши ни в какой мере, а это стало напоминать "кукушка хвалит петуха за то,что хвалит он кукушку".
      Поэтому я сейчас никогда не комментирую "из вежливости" (и, наверняка,кто-то на меня за это обижается), но и на моих блогах комментарии - "редкие птицы".
      В вашем блоге нахожу много интересного именно для мам(разумеется, для "любознательных" мам).И этим хочется поделиться.

      Удалить
    4. Катюша, и ещё вопрос. Про "правило блоговедения" - две статьи длинные, одна короткая. Где об этом можно прочитать? Перед тем, как завести блоги, перечитала тонны статей обо всём. Но с такой информацией столкнулась впервые. Недавно, наоборот, прочитала такой взгляд на статьи - "камни, песок и гальки". В смысле, очень серьёзные статьи, полегче, ещё легче. Для себя я ещё ничего не решила. Точнее, понимаю - серьёзные статьи надо предлагать серьёзным издателям. А в моих блогах мне хочется "быть разной".
      Катя, это не критика нисколько. Общение с коллегой, делюсь размышлениями. С праздником!

      Удалить
    5. Уже ночь наступила, однако, мне очень хочется поздравить Вас с праздником весны! :) Пусть побольше в жизни будет счастливых мгновений!
      Честно говоря, мне нравится, что время от времени всплывают темы по поводу мотивации ведения блога. И если для бизнеса всё вполне определённо, даже если это касается образовательных услуг, то когда речь идёт о педагогах, то вопросов и сомнений возникает множество. Не обошли они и меня. Я сейчас очень сильно перестраиваю это пространство. Вы, конечно, правы, что в идеале полезный образовательный ресурс должен быть направлен на всех участников образования... Однако... Вот, казалось бы, как отметили Вы, у родителей действительно есть спрос на эти знания... Но ищут ли они? Конечно, я не про всех и не про каждого. Это раз. А, во вторых, я думаю, что надо быть реалистом. Сейчас такое время, когда очень много уже раскрученных ресурсов, где представлена разнообразная информация, а, значит, скорее всего блог педагога просто затеряется в сетевом пространстве, ... что я и наблюдаю сплошь и рядом. Строить планы по целенаправленному просвещению не буду, так как блог уже не новичок, а активность читателей, как и у большинства педагогов, очень низкая. Это тупиковое направление и забор времени. Между прочим, энтузиазм и желание поделиться только и сохраняется благодаря вот такой поддержке. Обратите внимание, что даже у тех блогов педагогов, у которых более или менее внушительное количество постоянных читателей, а кто комментирует? Всё равно активны только педагоги. Согласна :)))), что порой это именно дуэт "петуха и кукушки". И здесь я придерживаюсь Вашей позиции. Если материал меня не зацепил, то и не комментирую. Это не означает пренебрежение, совсем нет. Скажем так, оставляю эту платформу для общения другим в этот определённый раз. :) И именно с этой точки зрения не критична по поводу комментирования своего блога. Пройден период желаний и стремлений в этом отношении. Зашли - только рада! А нет... К тому же, я в этом похожа на Вас, не переношу фальшь. Всегда с улыбкой смотрю на то, как к популярным блогам присоединяются новички, популярный блог даёт им анонс, аудитория отзывчивых педагогов стремиться поддержать, а они..., ну, в общем, наверно, думают, что пишут очень интересные вещи и уже интересны только по факту своего существования. :) Сами при этом они малоактивны. Я взяла себе за привычку просматривать список читаемых блогов и отсеивать таких. Вот, кстати, на днях этим и занималась. Оказалось немало, увы... И вот проходит года за годом и блог - это уже определённый круг единомышленников. В сети это частое явление. Всё, как в реальном общении - либо Вам нравится с кем - то общаться, либо нет.
      Я рада, что у меня есть платформа для общения с коллегами. Они как раз помогают мне посмотреть на тему с разных позиций. Да, хвалят. :))) Но и конструктивно много дают! Мне это дорого и помогает развиваться, смотреть более объективно.
      Чтобы развивать ресурс так, как это видите Вы, надо колоссальное количество времени, продуманный план по контенту, продвигать через страницы социальных сетей... И он уже нацелен на обширную аудиторию, а в ресурсе становятся не приемлемы темы личного характера. Я именно в отношении этого блога не хочу такой судьбы..., раньше были планы. Если у Вас такие задумки, то я искренне желаю Вам удачи! :) Про себя точно могу сказать, что не получилось. :) Пробовала, но... А бросать не хочется - надо "выговариваться" :)) и вот, да, профессию свою очень люблю... Потому блог - это моё авторское видение - не для аттестации, не для работы, а для себя на волне вдохновения. :) И, кстати, время от времени вдохновение это оставляет. Поэтому я не исключаю варианта, что в какой - то момент этот блог исчерпает себя...

      Удалить
    6. По поводу вот этого правила "2 - 1"... Это я читала давно, на заре ведения блога. В "камнях и гальке", безусловно, есть мудрость аналитиков. Всё так. :) Наверно, стоит к этой закономерности присмотреться, так как постоянно длинные и особенно серьёзные статьи, согласна, утомляют. Сужу даже по своему восприятию при прочтении других блогов. Если знаешь, что автор каждый раз пишет много, то уже не стремишься сразу же к нему забежать, а выделяешь время "на неделе"... :))
      Спасибо Вам за повод поразмышлять. :) Может, и взгляды мои изменятся, и восприятие реальности (даже хотелось бы), но пока вот так. :)
      И чуть не забыла про ссылку. А Вы откуда ко мне заходили? Просто не совсем поняла... И у меня в блоге внизу есть страницы, а лента сообщений, другими словами, главная страница (переход)расположена на самом видном месте при открытии. :)

      Удалить
    7. Уже не буду удалять - исправлять комментарий - трудно тогда будет в порядке следования мысли разобраться... В общем, ошибки я там сделала: "неприемлемы" надо слитно написать... :)

      Удалить
    8. Катя, спасибо! Много для себя всего важного прочитала. Дело в том,что один раз блоги начала и бросила. Хотя, вроде бы, сложилась аудитория, была поддержка. Но на них уходило слишком много сил и времени. Поэтому идея монетизации постоянно крутилась в голове. И много было комментаторов - искренних, доброжелательных, и мне казалось, что я тоже должна их поддерживать, и я старалась это делать. Но это стало и одной из причин того, что блоги я бросила - то, что было в этих "дружественных блогах", было серенько и неинтересно. Но люди, их авторы, мне были очень симпатичны. И вот я оказалась в тупике...
      Поэтому сейчас я как бы на новом витке спирали. И хочется, очень хочется "не бросить".
      Катюша, удачи всем нам с блогами - вдохновения и удовольствия от их ведения! Заходите "в гости"!

      Удалить
    9. Наталья, конечно, надо поддерживать друг друга :), а в самом начале особенно, так как "разогреть" блок не так уж и легко...
      И да, блоги разные... Очень с Вами согласна в пожеланиях: побольше всем нам вдохновения, чтобы писАлось, интересно читалось и доброжелательных читателей - почитателей прибавлялось! :)

      Удалить
  4. Екатерина, спасибо за удивительно полезную и интересную подборку материала.Столько всего, что можно посоветовать коллегам и родителям. Я погружаюсь медленно)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте. :) Очень рада, что подборка интересна. Ведь в ней идеи и для дома, и для практики психолога будут полезны. :) И... спасибо, что Вы всегда рядом! :)

      Удалить
  5. Катя, шикарный обзор! Меня зацепили некоторые идеи и вдохновила самопрезентация № 4, наверное её включу в неделю психологии. Как раз сейчас подбираю материал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, меня презентация покорила, очень понравилось! Я дома с Маринкой обязательно так поиграю, а когда вернусь к активной практике, то предложу детям - продумываю варианты включения в программу подготовки к школе. :) Удачного поиска и планирования интереснейшего проекта в нашей деятельности - недели психологии! :)

      Удалить
  6. Екатерина, очень интересная подборка! Арт-терапевтические приемы предложены в необычном, нестандартном формате. Очень приглянулась ресурсная техника (по крайней мере мне она видится таковой) №6 и оформление стен. Мой 7-ми летний сын создает на большой магнитной доске целые композиции: использует вырезки из журналов, свои рисунки, что-то дорисовывает маркером. Так живут они некоторое время, после чего полностью преображаются. А еще аура настроения понравилась. Спасибо большое за ценный материал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, а мне приятно, что обзор привлёк Ваше внимание. :) На подобное оформление стен давно заглядываюсь. Но пока мне приходит голову ломать, как это осуществить. Это возможно, но потребует реорганизации пространства...
      Вот - вот: вероятно, именно такое творчество, как у Вашего сына, и послужило причиной уже дизайнерских идей. :)

      Удалить
  7. Екатерина, сколько нового для меня и полезного материала! Я конечно не психолог, а дефектолог, но думаю, что полезно будет что - то новое включить в свою практику. Спасибо огромное за свежий ветерок познания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, рада, что подборка идей вызвала такой интерес. :)

      Удалить
  8. Великолепная подборка, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, поделилась тем, что самой очень понравилось. :))

      Удалить
  9. Хорошая подборка терапевтических игр на самоосознание и самопринятие. Спасибо, Катя. Я в очередной раз обратилась к своим чувствам и пониманию...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо. :) Я уверена, что ряд идей уже в той или иной мере знаком. А особенно, когда коллеги такие ищущие, охотно исследующие. Однако представленные варианты нестандартные, другими словами, я ещё не видела, чтобы именно так. Потому очень хотелось поделиться и рада, что это вызвало интерес. :)

      Удалить
  10. Очень интересные идеи! мне понравились особенно 3,5,8
    Только мне не совсем понятно, как номер 3 поможет ребенку понять свою индивидуальность? Тем, что ни один стаканчик-человечек не будет стопроцентно похож на другой?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, :), я думаю, имелась в виду идея №5 - если про стаканчики. :) В любой из представленных идей подразумевается, что ребёнку предлагается сделать что - то, близкое к автопортрету, поразмышлять и воплотить в творчестве свои какие - то желания, чувства, свой мир - всё, что имеет отношение к понятию "образ Я". Это не обязательно подразумевает работу в группе - я даже вот именно с этой точки зрения и не посмотрела. :)

      Удалить
  11. Катя, огромное спасибо! Очень полезная статья и великолепная подборка. Разрезанная книга больше всего понравилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо. :) Очень приятно, что отметила. :)

      Удалить
  12. Катя, спасибо за пост. меня всегда именно арт-терапия привлекала, очень хочется найти время, чтобы изучить ее получше

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, арт - терапия чудесна! :)) Более того, я уверена, что когда мы с детьми, она постоянно кусочками или целым полотном присутствует. Тебе, как психологу, очень понравиться копнуть глубже в этом направлении. :)

      Удалить
  13. Спасибо! Очень важную тему подняли! Не перестаю удивляться Вашим постам!! очень увлекательно, много нового, нетрадиционного!

    ОтветитьУдалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!