четверг, 10 марта 2016 г.

Еда - это ресурс, но для чего?...

Источник изображения
       Сегодня я задумалась над тем, что времена меняются и с переменами здорово меняются наши взгляды на определённые значимые вещи, явления... Вот так постепенно из года в год отношение к еде стало меняться. С одной стороны, этой еды стало больше и она стала разнообразнее, а, с другой стороны, с изысками и роскошью в количестве стали остро возникать вопросы качества и этики. Например, в творчестве...


      Недавно я упомянула о том, что маркетинговые ходы порой удивляют, а где - то вызывают досаду. Так, мы начинаем "радоваться" супам из пакетиков и т.п. Нет, конечно, сама идея такого "варения", между прочим, замечательна. Вы знаете о таком факте, что во времена концентрационных военных лагерей  самыми популярными посылками от Красного Креста были посылки из Великобритании? И именно благодаря вот таким вот наборам в пакетиках. Однако надо понимать, что то, что хорошо, например, для туриста или экстремальных условий, совершенно не годится для мирного времени, если Вы хотите прожить здоровыми долго и счастливо. Да, нужно смотреть на рекламу, анализируя и с пониманием, куда эта реклама закидывает удочку. Производителю важно продать свой товар как можно в большем количестве, а потому не важно, кто и с какой целью это приобретёт. А мне понравилась одна фраза у одной мамы: "Еда должна быть простой и понятной"... 
       Это было небольшое отклонение от волнующего меня, хотя без всех этих мыслей о значимости еды, о том, что для Вас еда, какая пища правильная и полезная, а какая вкусная, но вредная,  - невозможно осознать в полной мере тему.... творчества с едой...
        Дети играют практически со всем, что попадает в их поле зрения. И еда не является исключением. Взрослые, поймав и угадав этот момент, взяли на вооружение и стали придумывать. Придумывать много и... разного. И творчество, выбирая разные направления и дороги, приводит порой к интересным идеям, результатам. Много спорного в этой теме. Но остановлюсь пока на некоторых моментах.

Первый спорный момент - "эксперимент за столом"

      Одни говорят, что если ребёнку захотелось исследовать что - то, то пусть. Другие чётко придерживаются правила, что детям надо изначально прививать уважение к еде, а потому эксперименты совсем не приветствуются. 
      Я сторонник того, что совсем маленькие дети именно должны иметь эту возможность поломать на крошки хлеб, размазать пальчиком кашу по столу....., однако, с постепенным переключением внимания ребёнка на то, что еде лучше будет в животике. По моему глубокому убеждению, придерживаться исключительно первой или второй позиции не совсем верно. А Вы как считаете? 

Второй спорный момент - "безголовые мишки"

       Не знаю, как Вы, а я собираю коллекцию того, как можно красиво преподнести детям еду. :) Особенно то, что, в принципе, дети просто так и по своему желанию есть не захотят, но я - то уже знаю :)), что это полезно, а потому мне просто необходимо, чтобы и крохи это кушали. Ну, скажем, брокколи. :) Или вот тема детских праздников с красивейшими тортами. :) Ох, как я это люблю!

       И, казалось бы, где тут могут скрываться подводные камни? А могут. У нас в семейной хронике сохранился такой факт. Дочка моя очень любила одно время образ медведя. И я заказала на день рождения торт... в виде мишки. Какой же он красивый был! Восторг создателю! И вот настал момент, когда мы зашли в комнату, любуясь на своё счастливое создание, а на тарелочке лежала.... голова этого мишки. Я вдруг осознала, что торт - то был чудесен во всех отношениях, но есть пришлось лапки, голову.... и т.д. Это был эстетический шок... 

Третий спорный момент - "Порисуем... макаронами?"

     Игры с едой, пожалуй, самый спорный вопрос. На любую статью с таким творчеством всегда есть несколько комментариев, сдержанных и не очень, о том, что так делать нельзя...
       И я вроде как согласна в чём - то... Однако тут же вспоминаю осенние выставки из овощей и фруктов, наши домики из хлеба, наши поделки из макарон... 

    Получается, что что - то мы принимаем, а что - то считаем неприемлемым только с ориентацией на своё субъективное (или объективное?) отношение к тому или иному продукту? Мы охотно экспериментируем с бананами - попробуй такое предложить жителю одной из стран Африки, где это основной продукт... Может, именно поэтому игры и творчество с хлебом у нас вызывают заранее предубеждение, так как мы воспитаны на уважении к нему, как источнику... да, жизни, силы, здоровья. Мы ведь так и говорим: "Хлеб - наше богатство!"...

        И вместе с тем, плохо ли, если ребёнок сделал из хлеба какую - нибудь поделку и съел его потом?...
    Возвращаясь к словам "той" мамы, может, иногда творчество неуместно, а еда действительно должна быть простой и понятной?

      ...Мы сегодня купили мармелад белый и разноцветный - чудесный вкусный конструктор!.. :)

Екатерина Белова :)

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

53 комментария:

  1. Интересно, подпишусь-ка на комментарии тут у тебя, Кать )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ален, смотрю вроде ты сейчас читаешь. :) Как видишь, в основном превалирует мнение, что это менталитет такой... Откладывает свой отпечаток память о событиях прошлого... А как у Вас складывается отношение к творчеству с едой?

      Удалить
    2. мне сложно говорить про отношение к еде в Канаде в общем, из того что я вижу, все зависит от уровня образования. Многим откровенно все равно, большинство не задумывается о том, что ты описала в статье... но в Северной Америке в общем намечается тенденция беречь воду, высказываются мнения о том, что в недалеком будущем будут проблемы с этим ресурсом. И если мы хотим подготовить наших детей к будущему, то нужно обратить внимание именно на бережливое отношение к воде. Обеды работники в школах стараются делать из овощей, хлебцов из непросеянной муки, морковки, фруктов, и один раз в неделю у них сырная пицца. Рассказывают про здоровую еду много. Культ хлеба здесь отсутствует - это да, и я этому очень рада. В школах учат делиться едой: школьники приносят консервы для бездомных, вместе собирают в большой ящик. И это все прекрасно, это правильно расставленные акценты, которые помогают детям узнать о проблемах, которые существуют на данный момент.

      По поводу нарушения психики, я все же выскажу свое мнение - когда дети отрывают зубами лапки имбирного человечка, я бы не была столь категоричной, ребенок со здоровой психикой отнесется к этому адекватно, я более чем уверена, если меня передергивает, то ребенка нет, он же не глупый, понимает что он неживой, это же печенько, которое он сам сейчас испек. Здесь нужно находить ту середину, когда мои личные комплексы не передаются ребенку. А красиво оформленная еда на тарелке - когда это может быть плохо вообще? Почему нельзя пустить в игру батон сухого хлема, который будет неизбежно выброшен, и не дать ребенку хорошенько раскрошить его молотком, потом покрасить сухой краской крошки, высыпать в таз и не поиграть в грузовые машинки?! для меня это как раз проявление бережливости, зачем мне этот кинетический песок, если я могу достать из мусорки батон сухого хлеба? Глядя на это, мои дети в магазине игрушек просят ничего не покупать - говорят, мам, мы игрушки сами вместе придумаем. Я большой адвокат здравого смысла в этом плане. Как-то так ))

      Удалить
    3. Алён, действительно интересно. :) Наверно, я в себе изжить любовь к хлебу не смогу - так заложено моими предками. Однако статью написала не просто так, а именно по той причине, что часто отхожу от стереотипов, которые мне "навязывает" - прививает окружение. Многое, из того, что ты написала, близко мне. Я думаю порой, что, может, это откладывает отпечаток именно моя профессия психолога, где меня учили взвешивать развивающий эффект, а не культурные традиции. Однако часто сомневаюсь, так как уважаю боль прошлого... В этом, наверно, именно сейчас я не смогу до конца и что - то с уверенностью сказать. Мне не хочется фанатизма, но не хочется и неуважения... Твои слова о том, что тарелку супа выливают, а хлеб надо доесть, зацепили... И, да, меня вот очень заинтересовал вопрос об имбирных пряниках, так как я - большой поклонник этих имбирных человечков. Мне очень близок твой подход "адвоката здравого смысла". :) Однако я понимаю, что отношение к хлебу, по всей видимости, у меня на всю жизнь останется то, что привили родители. :)

      Удалить
    4. Я тебя очень хорошо понимаю, мне прививали то же самое, но когда я попала в другое окружение, комплекс пропал, а уважение осталось, а это две разные вещи. Я объясню.

      Самое лучшее, что дали мне, городскому ребенку, мои родители - это лето в деревне на протяжении 10 лет, там я научилась доить корову, собирать сено, копать картошку и массу других вещей, в том числе и печь хлеб, то есть все то, из чего состоит сельское хозяйство, откуда собственно берется еда, этот адский труд, до болей в спине, мозолей на руках. Но было здорово, настоящее счастливое детство в деревне. Отсюда пришло уважение к труду в целом, и к еде в частности.
      Если мы хотим привить здоровое отношение у детей к еде, к уважению к труду, мы должны дать им такой же опыт. Отвезти их на ферму, показать животных в хлеву, показать мозолистые руки фермера, отвести их в поле, покатать на тракторе, вместе выкопать морковку, собрать ягоды, грибы. И делать такие визиты регулярно. Отвести детей на завод, в пекарню, испечь с ними хлеб. В этом плане в Торонто на производство делают детские экскурсии, мы даже на пивоваренном заводе были. И конечно самим учиться готовить еду, нарезать салат, приготовить суп, сделать яичницу, даже испечь блины. После таких знакомств дети смотрят на еду совершенно другими глазами. И именно так прививается осознанное уважение к еде, потому что этот дополнительный смысл труда в еде становится понятным детям. И тогда они сами захотят наложить в тарелку так, чтобы не выбрасывать, не бросаться едой за столом, и есть то, что мама приготовила.

      Меня расстраивает, когда говорят, что своим трепетным отношением к хлебу отдают дань прошлым поколениям, страдающим от голода. Это слова, за которыми ничего не стоит. Я не хочу никого обидеть, но это элементарное лицемерие, лень, пустословие. Дань можно и должно отдавать по-другому: посмотреть вокруг, кто голодает сегодня и помочь этим людям, они как раз страдают прямо сейчас, и я не про Африку, а про стариков-пенсионеров, бездомных взрослых, бездомных детей в своем городе. Помочь не дешевым хлебом, а хорошими качественными продуктами питания, деньгами, витаминами. И привлесь к этому детей, которые потом в будущем будут смотреть на оказание помощи людям, как само собой разумеющееся, и таким образом помочь решить проблему голода в принципе. Ведь все начинается с отношения.

      Удалить
    5. Алён, затронула я тему, над которой сегодня весь день думаю... И я, кажется, поняла, о чём ты... Честно говоря, не сразу до меня это дошло. Наверно, по той причине, что я сама тоже каждое лето..., а в студенческое время вообще уехала к бабушке. Так там, да, и за поросятами, и за телятами, и коровы, и козы..., и огороды. Более того летом (одна из бабушек занимала должность главного бухгалтера при совхозе) я ходила на ток. И я не просто читала, а сама видела, что такое встать в 4 утра, что такое зайти в амбар и купаться в зерне... Нет, для нас трепет к хлебу - это не голословно, я видела и немного участвовала в процессе, как это позволялось ребёнку. Именно с этой точки зрения, с пониманием, сколько труда в этот процесс вложено (сама понимаешь, что я сейчас даже не о процессе его выпечки, а то, что я видела, как это лопатой зерно...), я и говорю, что уместно ли творчество. А потому не поняла тебя. Однако уже осознала, что здесь весьма тонкая грань и твой взгляд совсем не противоречит. Ведь можно одно и то же действие делать с разными мыслями. Мы учим детей не памяти о голоде, а уважению к труду, к продуктам чужого труда, как дару - это часто не бездушная машина, а человеческие усилия с бессонными ночами. В детских садах у нас проводятся в обязательном порядке тематические недели, посвящённые хлебу, но через призму того, что это доброта природы при заботливых человеческих руках. И вот тут я с тобой очень согласна и обобщу, что, конечно, вопросы творчества уходят на вторые, третьи и т.д. места - гораздо важнее показать примером, что еда - это всего лишь одна из возможностей помочь тем, кто в это нуждается. И даже если брать религиозный аспект, несмотря на то, что в службах при храмах и церквях хлебу присуща своя символичность, то всё равно сказано, что еда для человека, а не человек для еды. Одна из почитаемых святых ела ежедневно не хлеб, а немного овощей... Дело, конечно, не в хлебе, как таковом (в каждой культуре, в каждой стране есть свои пищевые запреты и ценности), а в подходе к воспитанию уважения. Потому и творчество может носить разный характер. Понимаешь, я только не могу принять того, чтобы хлеб, например, красить красками, когда мы собираем его и отдаём бабушкам, которые используют его в кормлении животных. Вокруг меня все стараются то из хлеба сухарики сделать, то собрать для голубей и ворон и т.д. и т.п. Мы, конечно, делаем что - то творческое на столе, чтобы привлечь детей, но вот именно красить хлеб... И опять отмечу, что мы в пищу используем телятину, спокойно выбрасываем остатки риса..., а в некоторых культурах это неприемлемо. Всё - таки это не голод (кстати, почему - то о России нередко это слышу и считаю, что это предвзято и искажает наше мировоззрение перед миром), а менталитет, а потому некоторые вопросы, пожалуй, всегда будут иметь несколько ответов и не обязательно, что они будут противоречить друг другу. Алёна, твои размышления, выводы, позиция очень ценны, и я рада, что они здесь нашли место, так как твой проект "спонтанной" доброты наделяет подход к еде здоровым, осознанным стремлением, а не стереотипной позицией. И это важно. :)

      Удалить
    6. Хочу добавить еще один нюанс по поводу хлеба. Ведь хлеб вовсе не дешевый продукт! Если бы он стоил столько, сколько входит в его реальную стоимость, то он тянул бы на деликатес. Ведь на хлеб идут большие государственные дотации во всем мире. Потому что это продукт стратегического значения. На него цена искусственная.

      Удалить
    7. Оль, а что ты имеешь ввиду под государственными дотациями? Не хлеб, а зерно является стратегическим продуктом питания, вместе с молоком, подсолнечным маслом, не помню, что там еще... Зерно, из которого делают не только хлеб, как ты понимаешь. А насчет искусственной цены, мне известны только факты искусственного повышения цен на хлеб, из-за искусственого дефицита продукта. Ценообразование на хлеб зависит непосредственно от рынка как и все остальное, различные приемы антимонопольной политики и государственный резерв зерна - только помогают стабилизировать цены вне зависимости от ежегодного урожая, но производители не работают бесплатно. Не уверена, что хлеб можно назвать деликатесом на сегодняшний день...

      Удалить
    8. Катя, услышала интересную историю, прониклась до слез, мне кажется, здесь нужно ее рассказать. У моего друга дед был героем войны, рассказывает, что вернулся он с войны с медалями к своей жене, которая потеряла от голода их ребенка. До конца войны бабушка так и не смогла избавиться от привычки есть крошки со стола. Были потом еще дети, и счастливая семья, но вот на годовщину 9 мая, привезли деду в подарок кучу хлеба в подарок. 50 буханок, что-то в это вроде, этого прекрасного деликатесного продукта. Поздравили героя войны... Что только они с этим хлебом не делали, раздавали тому, кто брал, бабка собственноручно учила детей из мякиша колобки лепить... А медали дед выбросил после... Вот так прекрасные русские традиции превращаются в издевательство над людьми. Полное отсутствие здравого смысла и уважения к людям.

      Удалить
    9. Алён :), на нашей земле немало людей, покалеченных голодом войны (точнее их уже мало осталось, а вот дети и внуки несут эту память), и вместе с тем не все люди умные и адекватные, как и в каждой стране такие найдутся, только это не означает, в целом, что традиции превращаются закономерно в издевательство. История, описанная тобой, действительно показательна, однако, исключение (какой - нибудь чиновник, организовывая подобное, за бумагами не увидел человека - во всём мире это не редкость). Моя прабабушка ушла из жизни прошлой осенью в 92 года. В последние 15 лет, что я сознательно вспоминаю (я имею в виду наши разговоры), она всегда говорила, что "ей бы вот сейчас и жить, так как у неё есть всё". И помогало ей государство тем, что крышу, окна в доме отремонтировали, машину подарили, на которой сын ездил, когда приезжал к ней и т.п.... Она, наоборот, всегда отмечала, что относились к ней с уважением и почтением. И таких историй немало, однако, есть и другие, где действительно до слёз. Это не "голый" патриотизм, однако, перекладывать на целую страну нельзя негатив. И вот вопрос можно? Он уехал из страны? Недовольные и разочарованные есть и были во все времена и в каждой стране (я тут нашла целый блог о том, что из России бежать надо (вот не люблю я политические темы, но всё же...)). Это перелётные птицы с отдельными судьбами... Потому Вы и слышите такие истории. Наши дедушки и бабушки здесь приходят в детские сады и школы, чтобы рассказать о своих подвигах, показывая медали.

      Удалить
    10. А про хлеб, знаешь, я вот тут всё размышляла именно о том, как у нас в семье, а то всё время пытаюсь как - то глобально охватить... Моя мама каждую неделю печёт, в том числе и хлеб. Ещё мы очень любим покупать хлебные изделия, что пекут при монастыре. Это дорогое и очень вкусное удовольствие. :) .... Я рада, что ты рассказала о другом видении, ... но это, правда, жаль, что воспринимается именно так. У тебя мне очень понравилось вот это отсутствие культа еды, но оно и нами так воспринимается (в большинстве своём, конечно, - история с 50 -ю буханками, на самом деле, выглядит, как глумление). Вот Наталья внизу верно написала, что мы скорее идём за духовной пищей, ценностями.

      Удалить
    11. Кать, ну так конечно, история моего друга - это крайность, и он большой патриот России, хоккея и водки в частности ))) и вообще никто из моих знакомых родину не ругает, и я себе никогда не позволяю, у меня только теплые воспоминания, хотя ситаю

      Удалить
    12. Читаю блоги экспатриатов, ужас пишут... Это да... Людей хороших по всему миру, и в России тоже, гораздо больше. И хорошего больше. Во всех традициях только нужно сохранять рациональность.

      Удалить
    13. И ещё вот добавлю свои мысли... Я всё - таки склоняюсь теперь к мнению, что творчество с едой, вообще допущение этой возможности стало тогда, когда еды стало с избытком (хотя творчество присуще человеку во всём и, если покопаться в истории, практически всегда). Конечно, когда встаёт вопрос выбросить, то сразу (вот тут я очень согласна со Светланой) возникает мысль, что это мы не смогли правильно, рационально подойти к этому. Я вот даже хочу отметить, как мой папа всегда говорит маме, что не надо столько готовить - это не к чему (она у меня любит каждому угодить, сварив по кастрюльке супа по желанию :) ). А, возвращаясь к твоей мысли, то в таком случае, на самом деле, продукту можно придумать другую судьбу, а не гниение на свалке... Творчество в этом случае - это пример того, что трансформация, изменение может быть полезным, а не загрязнять мир вокруг.

      Удалить
    14. А вот с рациональностью я очень с тобой согласна - нередко хорошие побуждения здорово искажаются нелепыми поступками... Увы.. Остаётся только улыбаться и вперёд к лучшему. :))

      Удалить
    15. Да, именно. Такова моя позиция, в еде, в вещах, во всем, всегда была и будет ))) я очень рада )))

      Удалить
  2. Очень интересная статья, Екатерина! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, тема спорная, но интересная, без сомнения. :)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Екатерина!
    Я косервативна, поэтому сторонник того, что с едой играть нельзя. К тому же, еда - это дар Божий. Именно так я к ней и отношусь. Вообще моя мама приучила меня быть непривередливой, однако моя сестра в этом смысле в папу, тщательно выбирает. Мне повезло с мужем и сыном: едят то, что я приготовлю. Приучаю сына к порядку, хотя сейчас он только учится есть самостоятельно, естественно, после еды я несу его в ванную и отмываю лицо, волосы, шею, руки по локоть))) Пока ему это простительно, так что пусть учится.
    По поводу тортиков - да, есть такое. Ведь ребенок и заплакать может - как это мишке оторвали голову и едят? Поэтому, наверное, делать такие фигурки в форме машинки, например. Ну чтоб как-то безобидно было для детской психики. Смешно, но мне иногда тоже бывает жалко таких вот мишек. Я в детстве делала операции куклам, но перед этим обязательно ставила им "наркоз")))
    С хлебом играть - для меня однозначно нет. Дело в том, что хлеб - это ассоциация с Телом Христовым у православных, поэтому к нему было такое трепетное отношение. Ну еще, конечно, потому, что он доставался с таким трудом. А для меня тоже хлеб священен, ведь столько людей умерло от голода. Мой дедушка (Царствие ему небесное!) всегда переживал, если в доме не было хлеба, собирался и шел в магазин. Люди, которые пережили ужасы войны, не могут играть с хлебом. А мне настолько больно смотреть, как сейчас относятся к еде... Да, я не голодала (и не дай Бог!), но я мысленно прожила с теми, о ком читала, голод и ужас, связанный с ним. Ну не могу я по-другому. В блокадном Ленинграде собирали крошки после еды, узнав об этом, я тоже собирала в детстве, так меня это потрясло. И сейчас, если вдруг хлеб испортился, очень переживаю, что приходится выбрасывать. Ведь здесь проявляется неумение ценить то, что имеешь. Можно всё потерять, как и обрести, в одну минуту. Когда и как это случится, кто знает? Если Бог дает мне лично дар, как я могу с ним играть? Я же не играю с теми вещами, которые мне были подарены родными и близкими людьми, а тут - тем более.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, с интересом прочитала ваше мнение. У многих людей в России трепетное отношение к хлебу действительно связано именно с пережитым голодом прошлых поколений. Это последствие пережитого горя, вырожденное в настоящий комплекс, который яростные родители могут передать и ребенку. Своими глазами наблюдала, да еще и в детском саду в своем детстве помню, что суп можно было выливать, а вот кусочком хлеба нужно давиться, но съесть до конца. Такое отношение к 'священному' хлебу никак не поможет создать правильные полезные пищевые привычки у детей, в конце концов, хлеб - это не единственная еда, и далеко не самая полезная. Оглядываясь на прошлое, мы не обращаем внимания на то, чем действительно нужно дорожить на данный момент, и прививать привычки, которые будут актуальны в будущем: бережливость с едой в общем и водой, что такое здоровая еда, относиться к еде, как к ритуалу, делиться едой... Фанатизм в любом деле не приведет ни к чему хорошому, а отношение к хлебу как к Дару Божьему, при всем уважении к религии, это именно фанатизм. Уж простите меня за прямолинейность...

      Удалить
    2. Здравствуйте, Алена!
      Ну, некоторые считают, что ходить в церковь каждое воскресенье - это фанатизм. Поэтому неудивительно, что Вы называете то, что я написала, фанатизмом. Ведь никто не собирается класть хлеб на стол и заставлять ему кланяться. А вот с уважением относиться к тому, что мы имеем сейчас, - этому нужно учить. Ведь всем кажется, что внешние блага - навсегда, а это далеко не так. До войны многие радовались и не думали, но война пришла и настал голод.

      Удалить
    3. Светлана, рада, что участвуете в разговоре. :) Я считаю, читая ваш с Алёной диалог, что вы всё же говорите об одном и том же... только на разных "языках". Беречь и уважать, ценить... Слова одни и те же, а за ними человеческое отношение. Мы по той причине нередко упоминаем войну и голод, что было это в истории совсем недавно. Ещё живы деды и бабушки - живые люди, наши родные, прошедшие через ужасы войны на НАШЕЙ земле - именно по этой причине мы не можем не говорить и об этой стороне жизни (жизни ли?). Сегодня вот в парке с таким дедушкой разговорились о том времени. Комплекс ли это? ... Хлеб ценился в нашей культуре и до войны. Однако Алёна, что близко мне, пишет, что надо избегать культа. Впрочем, строже или мягче, но разговор идёт о понимании человеческого труда и дара природы и Бога. Фанатизма в этом нет. Это всё - таки иное поведение, иные поступки...

      Удалить
    4. В том-то и дело, Екатерина, что мы с Аленой говорим о совершенно разных вещах. Алена - уже человек с западным мировоззрением. Мне жаль, что в садике ее заставляли доедать хлеб, ведь до сих пор у человека остался неприятный осадок. Однако на Западе многое считается нормальным - то, что для русского человека неприемлемо. В частности, как они кидаются друг в друга едой, устраивают их церквей ночные клубы и считают это нормальным. Алена считает наше отношение к еде фанатизмом, потому что она давно приняла западный взгляд на мир. А я лучше останусь "фанаткой", чем позволю себе кидаться хлебом и заигрывать со святыней.

      Удалить
    5. Светлана, конечно, мне в чужие мысли не залезть, а интерпретирую я по написанному. :) Только и Алёна не столь категорична, как Вы это пишите. Да, она использовала слова "фанатизм", "комплекс", что и я принять не могу. И совершенно верно, что менталитет у нас разный (мы же понимаем, что это не ум, а именно ценности). Однако я всё - таки, думаю (и Алёна подтвердила), что я её поняла правильно: не надо культа еды и творчество - это порой и часто необходимое изменение. Очень многое выбрасывается (я не о Вас, а о том, что даже, увы, увидела сегодня) - чем создавать свалки, лучше придумать, как из этого извлечь пользу. Кстати, вот этой тонкости у Запада стоит поучиться. Алёна не стоит среди тех, кто в церквях устраивает ночные клубы... Мы можем писать чёткими словами, оперировать категориями, но смысл, вложенный в слова, гораздо шире и глубже. Потому я и пишу, что говорим мы об одном и том же. Да, у нас разные ценности, имея в виду менталитет (и это естественно), но она пишет о рациональном подходе к еде - это один из смыслов ценности еды, Вы пишете о символизме, духовном - это, несомненно, почтение к тому, что на столе. И это понимание ценности. Вы не позволяете себе пустые игры с хлебом и правы в этом. Но и она не об этом вела речь. Разве это в корне противоречит понимаю, что еда требует уважения? Другое дело, в этом я с Вами согласна, что не все придерживаются на Западе взглядов Алёны, нет у них этого, а потому и понятие терпимости у многих извращено. И отражается это на очень многом, не только на еде.

      Удалить
  4. Оля, привет. :) У меня какой - то основательный сбой с блогом: что - то много мелких функций работает некорректно, да, и с ящиком я запуталась - не могу найти схожу папку СПАМ - в общем, беда. :)) И это я к тому, что твой комментарий так и не хочет публиковаться в блоге. Размещаю от своего профиля :) :
    Спасибо, Катя!
    Еда - это очень сложный ресурс для понимания.
    Потому как она занимает в жизни человека очень важное место.
    Для поколений, которые помнят голод, игры с едой - явление кощунственное.
    А меня передергивает от эпизодов, где люди бросаются едой, тортом в лицо. Почему это кажется страшно веселым? В то же время, есть немало людей на планете, в странах третьего мира, которые никогда не пробовали торта с кремом.

    Отозвалась и твоя история с головой мишки. Я давно перестала печь печенье в виде фигурок людей (пряничный человечек), мишек, заек, котиков, ёжиков, именно по этой причине. Перешла на ёлочки, звездочки, цветочки...

    Потому что еда - это философия. На основе потребляемой еды создаются почти религиозные течения. Сыроедение, голодание, вегетарианство, посты.
    Очень важно, чтобы в семейной паре взгляды на еду совпадали.
    Еда - это компенсаторный механизм. Часто, еда приравнивается к любви. Еда - это способ утешится. С заеданием стресса связаны внутренние проблемы личности.

    Еда - это то из чего мы строим свое тело, это самый главный параметр в поддержании здоровья. Ребенка нужно приучать к здоровой пище. И если цена за здоровые привычки в еде - это составление паровозиков, то сия цена - небольшая.

    Но все же в отношении к еде должна быть осознанность. Это позволит в будущем избежать многих проблем в будущем связанных с лишним весом, и заболеваниями ЖКТ. Поэтому и в подходе в играх с едой должна быть осознанность. Важно, чтобы еда в итоге оставалась едой и употреблялась.

    Невареные сухие макароны могут стать ресурсом для творчества, как элемент конструктора, потому что в таком формате они не воспринимаются как еда. То же самое можно сказать и в отношении сыпучей крупы. Их нельзя есть, это пока не еда. Это можно сравнить с химическими элементами, которые сами по себе не живые, но группируясь и вступая между собой в реакцию становятся живыми. А вот сваренная каша - это уже символ еды, она живая.

    Навскидку так, но есть, конечно,еще мысли.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо! :) Спасибо за тезисы, что еда - это философия, что еда - это главный параметр здоровья, что отношение к еде должно быть ОСОЗНАННЫМ, что "первая ступень" - это химические элементы, за "сваренную кашу - символ еды, ...живой", и "если цена за здоровые привычки в еде - это составление паровозиков, то сия цена - небольшая"... Конечно, надо осознавать, ценить, но совершенно точно еда - сложный ресурс для понимания. Я, так, всё равно к пряникам питаю слабость и не вкладываю в них такую серьёзную философию и, пожалуй, к тортам не столь категорична, так как считаю это, в принципе, не едой... Вот она субъективность во всей красе...

      Удалить
    2. Хотя вот про торты добавлю, что "мишек" теперь у нас нет.

      Удалить
  5. Есть над чем поразмыслить))) моя дочь, не могла есть "зверушек", ей было жалко, да и не очень-то любила она играть с едой. Так что еда-едой, а игры сами по себе. Да и с точки зрения яркости продуктов питания и их цветовой окраски, можно долго спорить о вредности или безвредности того или иного пищевого красителя и добавок.
    Игра с хлебом для меня вообще не приемлема.
    Но я не стану навязывать свое мнение другим, каждая мама знает, как правильно ей поступить, как лучше оформить блюдо, как сделать так, чтобы увлечь ребенка процессом еды, не нарушив при этом детскую психику.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, вот и я стараюсь обходить критику, жёсткую критику и сама не критикую. По сути, разговор об играх с едой действительно опирается по большей части именно на множество субъективных мнений. И скорее всего, читая чьё - либо мнение, мы столкнёмся именно с личной историей. Так что каждой маме, безусловно, решать самой. Важно в таком случае, как написала Оля, чтобы это было осознанно.

      Удалить
  6. Хороший пост) Давно об этом размышляю. На всём постсоветском пространстве игры с хлебом неприемлемы и это вопрос воспитания, философии, традиции- и это уважение к хлебу красиво, а самое главное- полезно. Именно с рассказов старших о голоде, церковных традиций, с детских утренников и тематических неделек в детском саду, вроде "Хлеб-всему голова"( нет этого у американцев, например, намечаются ценностные категории у маленьких человечков и есть надежда, что уважение к труду других людей, к истории и традициям обратится в уважение к себе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, перечитывая комментарии, отметила, что каким - то невообразимым образом каждый расставил акценты так, что получилось, в целом, очень интересно и даже объективно. :) Очень понравилось и отозвалось, что уважение к хлебу воспринимается нами как нечто, сродни красоте. Да, у меня именно такое отношение. Так что творчество возможно - ведь есть же тестопластика, возможность красиво и интересно оформить хлебные изделия на обед для крохи... :)

      Удалить
  7. Да, вот тутвопрос действительно спорный... Не думаю, что нянечка в детском саду будет в восторге, если Мартын смастерит какой-нибудь домик из еды за обедом, а потом скажет, что мы с мамой всегда так делаем...))))
    С другой стороны, эти смешные мордочки из завтрака такие чудесные! 0:-)
    Наверное, важно выделять особое время для "игры с едой") Чтобы это были отдельные условия, при которых чудить всё же "МОЖНО" ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женечка, нянечки в детском саду - это порой разговор отдельный. :) Я видела разный персонал: одни превосходили воспитанием, культурой, подходом к детям воспитателей, а другие превращали обед в "поедание"... Однако и за эстетику и воспитание всё равно отвечает воспитатель (замечательно, если в группе между взрослыми согласие). Вот так и получается, что волей - неволей затрагивается такой момент, как время на это творчество для крохи. :) А завтраки такие мне тоже очень нравятся. :)

      Удалить
  8. Ой, Катя, сложная тема...
    Для меня есть определенные моменты, которые я не могу представить продукты с которыми можно играть - это хлеб (наверное старая закалка).
    А вот изготовление разнообразных фигурок, композиций для привлечения интереса ребенка к некотором видам продуктов - почему бы и нет :) Главное! Чтобы потом можно было съесть, а не выбрасывать при ребенке.
    А вот голова на тарелке... бр... страшно, особенно из-за того, что детскому сознанию свойственно одушевление предметов и образов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, да, с головой получилось именно "бр"... Очень верно ты отметила такой момент, что при ребёнке не надо выбрасывать (даже если такая необходимость возникла) - согласна, пример, а не нотация - в этом доброта, уважение к еде. И очень хорошо Ольга написала про осознанность.

      Удалить
  9. У меня ребёнок раньше не ел мишку Барни именно из-за этого. Зато потом подрос и начал с кровожадным удовольствием откусывать руки-ноги медведю ))) это меня, наоборот, успокоило, т.к. сын очень осторожный и пугливый, пусть хоть на Барни оторвётся))) а сейчас уже не обращает внимание на такие мелочи.
    Очень понравилась практика в Канаде - экскурсии на различные пищевые предприятия. В одном из блогов тоже был рассказ, как у нас в России ребят водили в столовую, и они там делали настоящие вареники. Вот это прекрасно! Таким образом детей очень легко и наглядно учат уважать чужой труд и пищу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, а у нас, как и в Канаде, такие экскурсии - далеко не редкость. :) Получилось, что я хотела просто и конкретно узнать, можно ли рисовать на хлебе, этично или не этично играть с едой, но, как отметила Ольга (очень люблю её мысли читать :) ), еда - сложный ресурс для понимания - приходится говорить и именно осознанно подходить, в том числе и к творчеству. Вот для Вас вопрос "с Барни" стал вехой в приобретении уверенности. А ведь многие такую подачу раскритикуют, однако, они ведь не знают всех тонкостей именно Вашей истории. Тем не менее за всеми этими, пусть немногочисленными, но разнообразными мнениями, мне стало понятнее моё отношение.

      Удалить
  10. А вот у корейцев с рисом тоже самое, что у нас с хлебом... ни в коем случае выбрасывать нельзя, а уж живность скармливать тем более...
    Но не об этом...
    Катерина, чудесный пост (и комментарии такие разные), позволяющий каждому поразмыслить, сделать выводы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, здравствуйте. :) Да, мнения действительно разные. Позволяют поразмышлять, ещё раз взглянуть на своё отношение. Мне стало яснее, определилась. Однако всё же понимая, что в глобальном (ценность, уважение, воспитание через пример, помощь нуждающимся) многие сходятся, а отдельные мнения, подход к "утреннему завтраку" нередко близки к противостоянию...

      Удалить
  11. Екатерина, тема интересная, но не стоит забывать про генетическую память народностей (рода)- передающаяся из поколения в поколение не одно тысячелетие , а она у собеседников данного блога ой какая разная. У нас - это особая Богатейшая история и культура семейных ценностей в широком смысле слова. Мы (как род) в трудных ситуациях - всегда обращаемся к духовным ценностям, духовной пище, никогда не побежим выстраиваться за материальными благами в супермаркет. А ребенок по своей сути голодным никогда не останется, поэтому и съест любую даже не привлекательную полезную еду, даже то же брокколи, если хорошо подвигается, да еще на свежем воздухе и тортики ему не к чему, пусть они будут морковными :), тогда и проблем со здоровьем избежим. Конечно, можно и повеселиться, раньше как было, даже царские дети рады были печатному, расписному, медовому прянику и никаких излишеств. А овсяная каша с изюмом и медом на завтрак - наши знакомые попробовав уже не отказывают себе в таком удовольствии. Еда - это культура, источник жизни и силы, для чего в это играть? Разве мало других игрушек и развивашек, я думаю (и это мое мнение, никому не хочу навязать) что не все нужно превращать в игру - т.е. всему свое место и время. Со многими соглашусь, не соглашусь со словами фанатизм, советская закалка, послевоенное и военное время, - это уважение к пище было в нашем народе ВСЕГДА!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, красивый, сильный комментарий. :) Русский человек всегда судит широко, опираясь на память поколений, традиций. :) Конечно, всё так. Только вот и выставки осенние у нас, и детки не все такие охотники после прогулки :))) (у меня, похоже, это будут вечные сказки - беседы даже с такой замечательной овсянкой - тоже удивляюсь, почему такая прелесть не полюбилась - может, приелось?), или вот момент, что и не игра это, а вопрос подачи "с головами, да ручками"... Много нюансов, в которых захотелось разобраться. :)

      Удалить
  12. Доброе утро, Екатерина Андреевна! С интересом прочитала Ваше сообщение и комментарии к нему! Мнений много и они основываются на тех устоях, которые заложены в их семьях, основаны на их воспитании и отношении ко многим вещам, не только к еде. Почему бы и нет, мы все разные, какие - то вещи выносим из семьи, какие - то приобретаем сами и воспитываем своих детей на собственном опыте. Я родилась, росла и воспитывалась в деревне, знаю что такое сельский труд и вопрос о том надо ли что - то съесть или нет, нравится нам детям еда или нет - что на стол мама поставила, то и ешь. В наше время не задумывались о привлечении ребенка к еде, ели все подряд. А сейчас многие дети очень плохо кушают в саду, конечно это не мамина еда, но они в принципе не знают что такое каша, что такое салат из свежих овощей, тем более капуста тушеная или свежая, им просто мама не готовит эти блюда, в большинстве своем из -за собственной лени, а не потому, что дитя плохо это ест, так она и не старалась, проще же взять готовую сосиску и бросить в микроволновку, а приготовить полезную и вкусную пищу - это не для нас!!! Очень печально, что детки плохо кушают и их приходится вовлекать в игру с продуктами, ну уж пусть хоть так, только бы голодным не остался))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна. :) Конечно, с выбором и поведение меняется - это вполне естественно и закономерно. Моя прабабушка всегда готовила утренний завтрак на всю семью и всё было просто: какао и два яйца. :)) И никто не препирался, но то и время другое и условия. Я не могу сказать про себя, что уж очень лояльна, но при возможности выбора у ребёнка, конечно, поинтересуюсь, чего ему больше хочется. Тем не менее каждое утро каша - "не хочу!", первое блюдо на обед - "не буду!", зелень, салаты, фрукты и овощи - очень избирательно и мало, напитки - та же история... Капусту... и мы не готовим - не наше (разве что вот квашеную ест и голубцы - рис спасает), а вот в детском саду, да, её готовят часто... А ещё рыбу, ленивые вареники - всё то, что мы дома готовим, а вот мой старший ребёнок есть отказывается. Не всё так однозначно. :) Да, конечно, нередко встречается, что мамы переходят на вот такую быструю, "магазинную" еду. Как я написала выше, что хорошо для похода, плохо для дома. Об этом надо помнить и понимать, что для здоровья это не есть хорошо. Жаль, что не все над этим задумываются. А вот с малоежками, как у меня, приходится изобретать. Был период, когда я попробовала совсем отстать на несколько дней. Подумала, еда есть - поди голодной ходить не будет... Ну да... Клевала совсем чуть - чуть. Не понравился мне результат... Так что играем и творим - важно "палку не перегнуть". :) Рада, что заглянули. :)

      Удалить
  13. Какая статья интересная, и дискуссия получилась тоже весьма занятной. Поделюсь своим мнением, только сначала поблагодарю Алену за идею с сухим хлебом. Я батон частично использую в котлеты, но сухого получается все равно много, а еще и хлеб есть, просто выкинуть - тяжело, а дать детям для игры - прекрасное решение!
    Теперь по порядку. Эксперименты за столом я не приемлю. То есть, раз мы сели кушать, то именно для этого и сели))). Все остальное баловство, которое можно организовать отдельно. Для крошек, которые только учатся сами есть, делаю исключение. в 1-1,5 года размазывать кашу - нормально. Но при этом я совсем не против, если дите обкусает котлету или батон так, что у него получится фигурка, которой он похвастается). В остальном же продукты, и даже готовые блюда я готова полностью отдать под эксперимент. Так мы специально рисовали кашей, делаем поделки из круп и макарон, лепим из соленого теста, используем в играх крахмал, рисуем на муке, красим рис и прочее. Но ведь не так много продуктов мы используем для этого. А некоторые после игр вполне могут использоваться в пищу. Те же крупы, в которых покопался ребенок, в результате прекрасно моются и варятся. Я уж не говорю про то, с чем можно поиграть во время приготовления еды. Вырезать фигурки из овощей, а потом их нарезать и скушать, слепить колобков из теста, а потом испечь, порисовать на блинах, на бананах, сложить мармеладный (яблочный, зефирный) конструктор и прочее.... Даже на том же хлебе можно порисовать натуральными красителями или жидким вареньем, а потом скушать все творчество. Кстати, те же пасхальные яйца издревле используются для игр, и никого это не смущает. Если кто-то где-то голодает, то мы не сможем помочь ему просто тем, что не слепим из соленого теста фигурку. А сколько испорченных продуктов выбрасывается? Не лучше ли, если с некоторой частью из них поиграют дети? Вопрос, конечно, весьма не однозначный, тут каждый для себя будет решать, но вот такой культ еды, наверное, все же перебор. Ну, и, наконец, безголовые мишки))). Меня этот вопрос в принципе не заботит, если ребенка не напрягает, а моих нет, то пусть будут и мышки, и зайцы и прочие существа. В конце концов, с чего тут вообще переживать, ведь это не настоящее существо в принципе. Многих совсем не заботит, что закололи живую свинку, отрезали голову настоящей рыбке, расчленили специально выращенную для этого курочку. К чему тогда говорить о фантазийных существах?

    ОтветитьУдалить
  14. Анюта, привет. :) Вот всё равно мне не понятно, почему всё время всплывает слово "культ"... :) Мне нравится твой подход ,тем более, что мы видим очень часто, как интересно и с пользой ты организуешь время с детьми. Про "безголовых мишек" не совсем согласна, так как маленькие фигурки, да, внимание на себе не акцентируют, а вот большие (как наш торт) уже обратили его, это внимание, на себя. Однако ты очень права, что в любой подобной ситуации эмоции дети считывают с родителей, а, значит, не надо в этот момент кричать "какое безобразие!" - если уж решили, что так делать не стоит, то в будущем придерживаться этого.
    Очень интересно, что ты упомянула игры с едой в праздники. А ведь это имеет место быть не только на Пасху... Мы вот, рассуждая, упустили этот факт.
    А про заколку... Да, я считаю, что надо осознавать то, что если ешь мясо, то считать себя "пацифистом" уже не можешь. И даже в этом случае надо уметь быть благодарным и рациональным. Я не приемлю охоту ради удовольствия и головы животных на стенах...
    Аня, отдельное тебе спасибо за отличные примеры игровых моментов - и мораль не выходит за границы, и вкусно, и полезно. :)) Впрочем, у тебя так всегда. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, культ, потому что культ))). К еде особое отношение, какое-то преклонение, особенно перед хлебом. И оно было понятно раньше, когда все от начала и до конца делалось руками - тяжелый труд. И, конечно, без еды не выживешь). Но сегодня продукты не такое особенное богатство (я говорю про нашу действительность). Конечно, еда необходима, но у нас нет в ней недостатка, потому и отношение уже слегка иное. Мы спокойно выбрасываем испорченное, не будем собирать просыпавшееся на пол и варить картофельные очистки. Печально, что людям приходилось переживать такое тяжелое время, а где-то и сегодня голодают. Но если мы хотим помочь голодающим, то нужно иначе действовать, чем просто поклоняться еде. А именно как культ выглядит иногда то, что кричат: Что вы! Это же ЕДА! С ней нельзя играть!" Хотя в принципе и труд, и деньги вкладываются в очень многое, и во многом чувствуется дефицит в разных государствах. Думается, что отношение ко всему должно быть по ситуации. С другой стороны, продукты, как игровой материал для детей не только полезен, удобен, но и относительно дешев. И даже в этом случае семье, у которой недостаточно денег, выгоднее купить два кило муки и соли и дать детям это вместо пластилина. Вообще, мне кажется, что все можно легко довести до абсурда, экономия воды, например, приведет к тому, что вода возведется в культ и детям не позволят даже возиться в лужах, ведь это же ВОДА! Так как с сухим хлебом, который вроде как и не нужен, но раз это ХЛЕБ, то детям играть с ним нельзя. Конечно, я все тут утрировано, думаю, ни один адекватный не позволит швыряться котлетами и играть в футбол булками. Я даже не позволю бессмысленно смешивать продукты, но дать какой-то сочетаемый набор, чтобы дети перемешали, а потом даже приготовили, то почему бы и нет?
      Что касаемо торта, то в декабре мы кушали динозавра, очень весело и вкусно всем было))). Катя, все дело в твоем личном отношении. Недавно девочка в обмене рукодельном сделала шоколадку в виде младенца. Тут и у меня был некоторый шок. Но некоторые восприняли нормально. В общем, ищем тараканов в своей голове))). Про заколку ты абсолютно права, но я это к чему в принципе написала, что нет ужаса в том, что фальшивого мишку сожрали, когда до этого скушали свиные отбивные))).
      Что касается игр с продуктами, то они традиционно есть в любой культуре, также продукты "в пустую" расходовались в разных обрядах и традициях. Например, на свадьбу обсыпали молодых зерном. То есть для мифического ритуала зерно переводить можно, а для детской аппликации нет? Традиция лепки из теста не для еды тоже весьма древняя. Еще инки делали фигурки из теста для жертвоприношения. Игрушками из соленого теста украшались рождественские ели. Если покопаться много чего можно найти.

      Удалить
    2. Анют, хорошо написала. :) Вроде и хочется мне кое - где возразить, но ты тут же раскрываешь глубже и уже хочется согласиться. :) Не согласна только с культом - ну никак! :)))

      Удалить
    3. Катя, это просто слово), и каждый, явно, вкладывает в него разный смысл, или же просто глубину. Например, я употребляю это слово, как стандартный штамп, в отношении того, чему отводиться большее по сравнению с остальным значение. Еда явно превозносится над другими благами, так вот в этом смысле слишком большое превознесение (не у всех, но встречается иногда), я и образно называю культом. Как-то так.

      Удалить
    4. Согласна. Даже больше... именно на этом разговоре об еде, её ценности я особенно поняла, как различаются одни и те же слова по смыслу и глубине у разных людей. Однако у меня понимание фразы "культ еды" приблизительно такое же, как и у тебя, Аня, - стандартный штамп. Когда возражаю, то, конечно, я выражаю своё субъективное мнение. Однако ориентируясь на то, что слышу и воспринимаю вокруг себя. К еде у нас воспитывают почтение, тем не менее и творчества много :)), и подход разнообразный (есть единичные случаи с перегибами). И вот именно по этой причине я и говорю, что не могу принять термин "культ", так как стандартными штампами тут и не пахнет. И вот Наталья написала, что мы стараемся ориентироваться на духовные ценности... Я больше пыталась узнать именно о ГРАНИЦАХ ИГРЫ. :)

      Удалить
    5. Ну, да, "культ", как единичные личные явления))). В целом культа еды у нас нет.

      Удалить
  15. Чудесная статья, дала много пищи для размышления, спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна. :) Точно: размышлений по этому поводу много у всех. :))

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!