среда, 2 марта 2016 г.

Прозрачный мольберт или Интересный инструмент арт - терапии

Источник изображения: интернет - магазин "ИМАТОН"

     Когда речь идёт о воображении, то постепенно, углубляясь в тему, мы находим всё больше и больше ресурсов для его развития.  Однако наша психика устроена так сложно, что многие процессы и состояния находятся в тесной взаимосвязи. Более того, Вы, вероятно, знаете или уж точно слышали о таком понятии, как "компенсаторные функции".
      В медицине это понятие имеет большое  значение, так как позволяет при повреждении организма одним органам брать на себя функции других. Именно благодаря этим возможностям организма для врачей стали реальны операции по удалению некоторых органов при острой необходимости без тяжёлых (летальных) последствий для пациентов.
     В психологии  компенсаторные функции также очень важны. Как Вы это понимаете? :)

Источник: First  Graid  Sweeties
    В данном случае очень важно осознание того, что все мы - индивидуальности. :) Очень сложные по своей организации существа. И вот информация для тех, кто считает, нет... кого мы, психологи, награждаем психологическим диагнозом "заниженная самооценка". :) У каждого из нас есть СИЛЬНЫЕ и слабые стороны. И я сейчас не о чертах характера, а о развитии психических процессов. Кто - то имеет особенно хорошие показатели памяти, кто - то умеет здорово сосредоточиться на задаче, кому - то легко даются языки... И так далее...
      Работая с детьми, психолог обследует, чтобы выявить не только слабые, проблемные точки, но и обязательно обнаружить сильные. Это важно по той причине, что дальше можно будет опираться на этот психический процесс при подборке упражнений, составлении индивидуального пути сопровождения. Он, этот процесс (состояние, явление), будет как трос, вытягивающий застрявшую в кювете машину. И это касается как когнитивной сферы (ум), так и эмоциональной (а сейчас я и о чертах характера :) ).
Источник изображения
      Вот сегодня я и хочу немного зацепить тему компенсаторных функций воображения. :) А возможности его в качестве троса велики. Только - только начиная разговор о нём, я отметила, что для одних воображение  - это необходимое условие решения творческих задач, но оно также помогает нам и стресс снять, и значительно расширить границы самосознания, именно оно помогает нам найти ресурсные состояния - состояния "зоны комфорта".  И этими возможностями воображения пользуется арт - терапия - одно из центральных психотерапевтических направлений.
     Самовыражение необходимо всем - в этом кроется ключ наших и хороших, и плохих поступков. :) Однако вокруг нас немало людей, которым это самовыражение даётся с трудом, для них это проблема (кстати, и в этом кроется ключ плохих поступков). Арт - терапия (в совокупности всех своих методов и подходов), творчество, искусство  часто выступают спасением. И особенно это важно в работе с детьми. Они ещё очень ранимы, словами многое не могут выразить в силу отсутствия опыта. Творчество им очень помогает (а уж как оно помогает нам, взрослым, в их понимании)!
Источник изображения
     Едва получается уклониться от искушения покопаться в некоторых азах арт - терапии, но.... всё же сделаю  это несколько позже, как - нибудь потом. Сейчас мы просто сосредоточимся на понимании, что воображение - это лекарь и целитель. Его, конечно, и в этой роли стоит одёргивать порой, однако, и я пока веду речь о здоровых границах здорового процесса. :)

       Арт - терапия подразумевает наиболее комфортную для человека форму самовыражения, другими словами, вы можете поэкспериментировать, но никто Вам ничего навязывать не будет - только то творчество, что позволяет нам раскрепоститься и раскрыться, максимально для нас будет полезно. Подступ к проблеме в данном случае, словно поступь кошки, плавный и направлен на безболезненное погружение. Вот так и предлагаем детям - только на волне интереса и желания.
       Одними из самых "комфортных" для детей арт - терапевтических методов являются  песок (песочная терапия) и коллаж. И связано это с большой свободой как в выборе цвета, так и в применении разнообразного материала. Границы условны и минимальны, есть большой простор для трансформации.
      Возможность изменить хотя бы в заданном пространстве реальность, разрешив тем самым внутреннее напряжение, - это одна из основных целей арт - терапевтического процесса.
     И я предлагаю Вам поразмыслить, какое пространство для трансформации и  изменения будет дарить нам наибольшую свободу?...
      Напомню, что понимание границ - понятие условное.
    Когда я попыталась сама ответить на этот вопрос, то мне вместо помещения всё равно представился уютный газон - лужайка. :)  Видимо, это я уже размечталась о лете. :)))) Но вот по осени как - то я обнаружила в интернет - магазине "ИМАТОН" необычный мольберт - рисовать надо на прозрачной поверхности (оргстекло). Конечно, удовольствие не из дешёвых, так что отправилась со своим запросом к домашним. Думаю, пусть не такой, но близкий по идее у нас по крайней мере дома скоро появится (а там, может, и для работы сделают :) ).
     Можно к нарисованному с другой стороны мольберта (ведь оргстекло) накладывать какие - нибудь природные фоны настроения, применяя фототерапию. Можно рисовать вместе с обеих сторон - две реальности  - фантазии накладываются одна на другую, получается новый, особенный мир. А я ещё представила, как можно рисовать именно на зелёной лужайке. Мольберт в этом случае будет в качестве фокуса - рамки, где изображённый кусочек внутреннего мира будет накладываться на внешнюю реальность... (впрочем, если Вы достаточно свободны в наведении именно своих порядков дома, то окна - это уже прозрачный мольберт)... Можно направить в затемнённой комнате луч света на изображение и поиграть - поразмышлять над тенями на стене... 
      Кстати, тени именно в такой подаче будут носить иной характер, точнее, наполняться более глубоким смыслом. Нашла я всё - таки "Философскую рассказку: Тень" Ольги Астраханцевой. :)  А вот к месту подмеченное Ольгой наблюдение из мира литературы: "Но что касается теней, то у меня сразу всплывают слова Воланда "Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?" В итоге, цель каждого человека в своем самопознании - познакомиться со своей тенью и принять ее, ибо она есть именно потому, что человек живой, и он существует" (это её комментарий к прошлому посту). Оля, спасибо тебе за ценные и всегда цепляющие наблюдения и размышления. :) Если тема тени и её глубинного смысла интересна, то можно обратиться к юнгианскому мировоззрению...
      И в заключении надо отметить, что есть и варианты замены. В продаже есть специальные плёнки для творчества - а я благодарю Алёну (блог "Ромашки для Ромашки") за этот подарок. :) А поиграть можно примерно так:
 
Источник изображения: "Indietutes"
       Кстати, эта игра в блоге "Indietutes"  представлена весьма оригинально - лица родных, если я правильно поняла, нарисованы фломастером (поможет игра в обводилки по фото большого формата (распечатать на принтере), если уж так основательно подготовиться) на прозрачной упаковке - коробке. Ребёнок крутит коробку, примеривая на себя новый образ (что -то из области масок...). У нас такой коробки не оказалось, зато есть в наличии плёнки для творчества, чем мы и воспользовались. 
         Другой вариант - это воспользоваться зеркалом: украшать своё отражение очень весело. :))  Такие игры помогают снять внутренние зажимы, расслабиться, а целительная сила воображения поможет познанию себя, расширит границы самосознания. 

Екатерина Белова 

Но что касается теней, то у меня сразу всплывают слова Воланда "Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?" В итоге, цель каждого человека в своем самопознании - познакомиться со своей тенью и принять ее, ибо она есть именно потому, что человек живой, и он существует.Источник: http://psychologistsgarden.blogspot.ru/2016/03/blog-post.html#comment-form Авторское право принадлежит psychologistsgarden.blogspot.ru
Но что касается теней, то у меня сразу всплывают слова Воланда "Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?" В итоге, цель каждого человека в своем самопознании - познакомиться со своей тенью и принять ее, ибо она есть именно потому, что человек живой, и он существует.Источник: http://psychologistsgarden.blogspot.ru/2016/03/blog-post.html#comment-form Авторское право принадлежит psychologistsgarden.blogspot.ru
Но что касается теней, то у меня сразу всплывают слова Воланда "Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?" В итоге, цель каждого человека в своем самопознании - познакомиться со своей тенью и принять ее, ибо она есть именно потому, что человек живой, и он существует.Источник: http://psychologistsgarden.blogspot.ru/2016/03/blog-post.html#comment-form Авторское право принадлежит psychologistsgarden.blogspot.ru
    

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

46 комментариев:

  1. Катя, какая полезная штука! Меня зацепил и мольберт, и плёнка и зеркало! А отрывок про тень - это то, что мне нужно было услышать сегодня!
    Спасибо, друг!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена :), тебе, как активному практику арт - терапии, это должно было понравиться. :) А Ольга очень умело, красиво и понятно умеет описывать явления, будь то биология, философия, психология. Её мысли, понимание и описание тени очень и мне импонируют. Начинаешь уходить от самобичевания и впускать сложное порой осознание принятия себя. :) Очень рада, что ты заглянула! :)

      Удалить
  2. Катя, здравствуй!
    Я давно присматриваюсь к такому мольберту. Цена кусается. Когда заказывали новое игровое оборудование, то решила отложить покупку :)) выбрала бюджетную семью. Но вот после конкурса "воспитатель года 2016"
    желание приобрести очень велико! Ведь с помощью него можно решать очень много задач :) может сбудется мечта :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, и ведь в этом уже многое заключено! :))
      Вика :), а я вот точно покупать не буду, так как это за пределами возможностей. Я уверена, что у детского сада таких средств не будет - всё приходится пока изобретать с опорой на приглянувшуюся идею... Впрочем, пока не жалуюсь. :))) Творчество - наше всё! :)))
      А такой мольберт, ты права, хорош будет при решении многих задач. И не обязательно арт - терапевтического характера. :) Помечтаем вместе. :))) Скоро у меня появится в домашнем обиходе (очень надеюсь на брата - он у меня технолог - конструктор на мебельном производстве - обещал помочь как частному заказчику). И при хорошем стечении обстоятельств при выходе на работу... :))

      Удалить
  3. Читала и радовалась, получала удовольствие от изящества изложения мыслей:) Интересная тема, спасибо, Екатерина! Также приятно было почитать цитату из блога Ольги Астраханцевой - философские рассуждения).
    По поводу свободы отношения к дому - тоже дело личное, но из личного-же опыта знаю- в этом что-то есть: позволить себе расписать обои, или рисовать на оконных стеклах. Может быть, небольшой шаг в сторону от вечных условностей и границ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ах, Ольга Анатольевна, :))), спасибо!
      А по поводу границ в доме... так мудро... И я рада, что эта мысль уже прозвучала именно здесь, в этой теме, так как в следующей я немного углублюсь в методы арт - терапии и границ,... и рисованию на обоях будет немного уделено внимание. ... Да! Я вспомнила, у Вас действительно есть очень интересный момент в интерьере (про запись высказываний - мудрых мыслей - пожеланий, да?). Весьма, кстати, в духе арт - терапии. :)

      Удалить
  4. Катя, я прочитала на одном дыхании, впитывая каждое слово! Сама последние дни прокручиваю в голове тему "адаптации" (один из инструментов - компенсация), хочу пару статей на тему здоровья опубликовать (наконец-то).
    Так четко подмечено, "живем, чтобы познать свою тень"... :-)
    Ещё пару твоих статей, и я соберу за круглым столом всех своих домашних! Будем использовать твои методы арт-терапии - это то, что нам всем нужно!))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женечка, спасибо за "твои", но я лишь проводник истинных творцов. :)) А за стол собирай - семья у Вас очень творческая и открыта новому. :)) Вы способны из снежного комка лавины вдохновения в мир пустить! :))
      Про тень... очень ёмко Оля выразила то, что я писала бы на несколько страниц - талант. :) Но самое важное, какой чудесный смысл в них...
      А статьи про адаптацию буду ждать! :) У вас и опыт очень свежий. :)

      Удалить
    2. Спасибо за такие теплые слова!))))
      Опыт очень свежий.. Постараюсь в ближайшее время! :-)

      Удалить
  5. Я в 2014 году была на трёх-дневных курсах по арт-терапии у Лебедевой Людмилы Дмитриевны. Это было очень наполненные дни. И там нам удалось поработать в технике двойного рисования на стекле. Стекло должно быть 30 на 30 см и по краю либо проклеено скотчем, либо обточено стеклорезом до безопасной кромки. Причем совсем не обязательно подставку для него - рисовать и придерживать руками это вносит определенный терапевтический элемент в процесс (особенно, если рисование в парах - сразу прослеживаются техники взаимодействия). Но в принципе допустимо рисовать даже на обычном стекле от фото рамочки. Просто для восприятия 30 на 30 более удобный формат. Рисовали мы гуашью. Очень хорошая техника в детско-родительских отношениях, а также в супружеских. И вообще - очень необычные ощущения от такого процесса - начиная от скольжения кисти по стеклу и заканчивая тем, что с другой стороны кто-то постоянно меняет твой замысел :) В общем, интересно. Мы потом с маленьким сыном рисовали на новый год картину на выставку - я рисовала ёлку, а он с обратной стороны её украшал.
    Так же можно работать со страхами на стекле - затем человек сам смывает свой страх под проточной водой.

    ОтветитьУдалить
  6. Кстати, вспомнилось. В магазинах одно время продавался набор для рисования, забыла как назывался...там тоже подобный мольберт, но он позволял рисовать как-то по отражению. с одной стороны кладётся рисунок, а с другой чистый лист, и каким-то образом ребёнок переводит изображение. Волшебный телевизор что ли? Или какое -то умное название , типа осцилограф. Вылетело слово из головы. Но помню, что стоил он совсем не дорого. Может кто-то поймет о чем я и подскажет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, вот ещё один мощный комментарий про границы. :) Мне очень хотелось услышать такие мнения, где бы можно было понять, что в зависимости от поставленных задач и границы могут трансформироваться, и не обязательно за счёт расширения.
      Я знаю именно такой вариант работы со стеклом. Именно такая форма взаимодействия во время процесса несёт на себе дополнительную функцию. И, конечно, здорово, если это будет в нашем арсенале. Только, как мне кажется, этот вариант хорош именно в тандеме взрослый - ребёнок или взрослый - взрослый. Так, в первом варианте взаимодействия ребёнок полагается на взрослого уже либо чисто интуитивно, либо по привычке. Когда же у нас будет взаимодействие ребёнок - ребёнок, то возникает ряд нюансов, в том числе по безопасности. Потому подставка, я думаю, это необходимость. Кстати, в размерах 30 на 30 тот же смысл - в саму предоставленную арт - терапевтом методику входило, что зеркало не должно крепиться, а именно придерживаться руками - оттого и размеры такие - будет больше - это уже не арт - терапевтический процесс, а проверка - эксперимент, разобьётся ли стекло. :)) Но, это так, мои дополнения - размышления над адекватностью инструментария поставленным задачам. Я очень рада, Алёна, что Вы об этой методике рассказали. Я вот упустила...
      Да - да, точно, на прилавках я видела. :) Только вот название и я не помню этому планшету. Тем не менее вот только сегодня днём мне нечто похожее попалось - просто не акцентировала внимание. И Вы правы, да, в зависимости от творческой мысли, поставленных целей эти наборы также могут быть применены. И цена действительно не кусается. :)

      Удалить
  7. Катя, как всегда, так интересно! Знаешь, интересное задание для детей еще взять их фотографии чернобелые, сверху пленка, и рисовать новый фон поферх фотографии

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, привет! :) Как хорошо, что могу сказать ещё раз спасибо, если можно так выразиться, непосредственно. :) Спасибо тебе за вариант, так как я только осваиваю возможности этих плёночек - честно, раньше вообще их использовала только в качестве каких - то дополнительных элементов в конструкциях. Сначала у меня всё время какие - то однотипные мысли приходили в голову: то, что витражи - понятно... А потом, когда ты прислала, я вот потихоньку стала готовить к летним прогулкам самодельные цветные блоки... А потом вот окунулась в арт - терапию, параллельно зацепив портрет, тему семьи... Рада, что меня окружает столько умных голов! Спасибо тебе! :)

      Удалить
    2. не за что! )))) Кать, на всякий случай спрошу, ты же получила записку в конверте, что эту пленку можно в духовке готовить?

      Удалить
    3. Да, получила. :) Только пока не пробовала - всё больше поделки в голове. :))) Я ведь их пересчитала, зашла в ближайший магазин, спросила и узнала, что у них подобное в продаже редко, а потому просчитала, на что у меня эти плёнки пойдут, а о готовке и не вспомнила. :) Но ты права: надо попробовать - вот наметили тут с Маришей бисквитные печенки - будет повод. :)

      Удалить
  8. катя, спасибо за материал! Сегодня же попробую на занятии с одной девочкой порисовать на фоторамке на стекле - не хочет она вообще рисовать - рисует пока только на воде. Арт-терапия мне близка -Вчера выступала на городском семинаре по теме и МК показывала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, про семинар интересно. :) Когда рассказываешь - выступаешь, то и сам заново наполняешься и новыми знаниями, и свежим взглядом на уже знакомые подходы. Мне совсем недавно поступило очень заманчивое предложение - выступить на канале Тутты Ларсон как раз по теме арт - терапии с детьми. Действительно очень жаль, что время у меня сейчас такое, что не могла я приехать на съёмки в Москву, а сюда ко мне тоже неудобно... Может, в будущем ещё такие возможности представятся... Эх.. Арт - терапия меня очень привлекала всегда - основным инструментом с самого начала был лист ватмана и краски. :)

      Удалить
    2. Кать, и мне такое предложение приходило, но я - то вообще ...на Урале...

      Удалить
    3. Да, им тогда очень был нужен именно практикующий психолог (так и написали, что в поиске), хотя странно, что они предположили, что ты с Урала поедешь в Москву...

      Удалить
    4. Надо же, как интересно! Большая честь получить такое предложение! Даже в Москве не нашли практикующих арт терапевтов :)

      Удалить
    5. Алёна, :))), я тоже задумалась, почему в Москве не искали. А потом подумала, что во всём виноват интернет. :)) А упускать такие возможности профессионального роста (всё - таки самопрезентация подобного рода много даёт) всегда жаль... :) Но будем надеяться на будущее. :))

      Удалить
  9. Спасибо, Екатерина! Очень интересно!!! У нас есть несколько игровизоров, но мы использовали их лишь для подготовки руки к письму... Теперь будем в качестве мольберта!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, точно. :) Игровизор тоже можно адаптировать. :) Творческий педагог всегда найдёт выход. ;)

      Удалить
  10. Катя, так неожиданно приятно оказаться причастной к твоим рассуждениям о тенях)))) Спасибо! Творчество - это необходимость для любого человека. Жаль, что к этому пониманию приходят не сразу. А ведь в творчестве скрыты механизмы любви по отношению к себе и к миру в целом. Я помню как меня поразила книга Альтшуллера "Как стать гением" своей неоднозначностью. Но там была великолепная мысль, которая захватила мое осознание "Человек, занятый творчеством, не может быть плохим человеком. Ему не интересно быть плохим человеком - это только отнимает время". Тогда я поняла, что если человек занят творчеством, ему не до агрессии, не до склок в коридорах, не до злых интриг и гнусных сплетен. Он самоутверждается как Бог в лице творца, а не за счет других, не в ущерб им. Смотрю на мольберт из орг-стекла и понимаю, что хочу. А потом бросила взгляд на лоджию и вижу дверь от балкона, что в грузовик не влезла при отправке на дачу, когда мы меняли окна, а руки, на помойку вынести дверь, не поднялись))) Понимаю, что у меня не просто мольберт, а просто полотнище для творчества. Вот когда фраза "открыть дверь в искусство" - материализовалась буквально))) Конечно, размер в данном случае имеет значение. И балконная дверь -это громоздкая и небезопасная для ребенка вещь, но как вариант, можно использовать форточку))) С фоторамкой - хорошая идея. Лица людей можно прямо в ней обводить. Спасибо, Катя, натолкнула ты меня свой статьей на некоторые мысли, ушла думать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, без тебя никак не могу :)) - засели твоё словотворчество, подсказки в голове.
      По поводу мысли - абсолютно с тобой согласна! Творчество помогает снять напряжение, раздражение и т.д. и т.п... Не даром о картинах и других формах творчества говорят, что они несут свою энергетику. Жаль только, что это не универсально, когда появляются какие - то отклонения, то порой и творчество бессильно (вспомнился сразу Гитлер...).
      И обожаю мозговые штурмы с твоим участием! Ну, супер - балконная дверь! :))) Про окна вспомнила, а это место в доме обошла вниманием. А у нас он так устроен, что действительно может служить таким мольбертом. :) "Открыть дверь в искусство"... :))) - да - да. :) Спасибо! :)

      Удалить
    2. А вот, и про Гитлера, у меня есть своя версия)))
      У Адольфа были перекосы психики, связанные не только с ситуацией в семье, где отец избивает мать, а мать живет в страхе перед мужем и в непрожитой трагедии единовременной потери трех своих детей. Она не столько любила сына, сколько боялась, что он умрет, как и все остальные ее дети. Адольф - ребенок, рожденный при кровосмешении, от брака близких родственников, поэтому - это еще и генетически обусловленные отклонения психики.

      Недолюбленный мамой мальчик (ибо страх потерять - не есть любовь), который пытался найти себя в творчестве через рисование. Возможно мировая история была бы другой, если бы он поступил бы в художественную академию, как и собирался. Если бы ему не внушили, что у него бездарные работы, с такой харизмой как у него, мог бы выйти гениальный художник 20 века. Весь его деспотизм поглощался бы полотном.
      Но он повернулся к творчеству спиной, и пошел в политику. Он жаждал признания и любви, всего того, чего он так и не получил в детстве. Хотя, украдкой продолжал рисовать, он сошел со стези творческого созидания, он искал любовь там, где ее нет - во власти и статусе.

      Но вот о чем в последнее время думаю. Думаю, что все эти генетические отклонения психики, могли бы и не проявиться, если бы у ребенка было в достатке три ресурса - любовь, принятие и творчество.

      Удалить
    3. И даже с этой точки зрения :) (хотя я полностью согласна, что истоки идут из детства), получается, что творчество не помогло, не выступило в роли спасательного круга, не переключило его внимание и не удовлетворило жажду самовыражения... Я с тобой согласна, что детство его совсем нельзя назвать благополучным. И даже больше: уверена, что ряд отклонений, возможно, и не проступили бы так остро.
      Вообще очень трудно абстрагироваться от того, что он натворил, и рассматривать его личность со стороны. Ведь ужасает, буквально, каждый шаг. Пришли к нему с прошением об эвтаназии смертельно больного ребёнка, а он решает, что таким способом можно избавиться от всех людей с "генетическими нарушениями"... Почему он, рисуя, не находил выход этим мыслям - желании - мании? Ведь есть же картины с очень плохой энергетикой (прости, что ухожу от научного), когда читала историю их создания, то выходило, что автор писал либо во время депрессии, либо во время периода переживания какой - то утраты и т. д. Другими словами, я хочу сказать, что люди искали выход, бессознательное вырывалось наружу, но не принося такое разрушение. Вероятно, сублимация, завязанная на власти, только творчеством не приводит к балансу бессознательного и сознательного. Конечно, поступи он в Академию, может, и по - другому всё бы было. Однако, во - первых, в истории нет такого понятия, как "если". :) А, во - вторых, никто не отменял Первую мировую войну, а Гитлер отличался яркими патриотическими, национальными настроениями - всё это предвестники того, что он всё равно бы оказался не в Академии... В том - то и дело, что многие люди самостоятельно пришли и нашли в творчестве спасение, а он повернулся к нему спиной.
      В общем, всё так: всё из детства - дарите детям любовь и в мире будет намного меньше социопатов.

      Удалить
    4. "В общем, всё так: всё из детства - дарите детям любовь и в мире будет намного меньше социопатов."

      Да, любовь и принятие - ключ ко всему.
      И наши дети - это экзамен на нашу способность любить и принимать.

      Удалить
    5. С удовольствием прочитала ваши рассуждения. Очень интересно!
      А про дверь балконную - вспомнилось, что такую технику нам тоже описывали - рисование в парах на стекле в полный рост. Конечно, стекло закреплено. Работа с принятием своего тела также будет отлично в этой технике. В общем - масса вариантов :)

      Удалить
    6. Алёна, спасибо за дополнение. :) Теперь дело за инструментом. :)

      Удалить
  11. Замечательная идея! Мне понравилась работа в парах родитель-ребенок, попробую использовать...
    А для дома..., ведь не зря же мы раньше разукрашивали окна к Новому году (я до сих пор так делаю дома), а теперь и весенние цветы нарисую, мне тоже арт-терапия не помешает! Спасибо, Екатерина Андреевна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, здравствуйте. :) Алёна действительно очень помогла, напомнив об этой методике. И это может послужить интересным ходом при организации встреч с родителями. :)
      Да - да, ведь раскрашиваем, и это нередко встречается - чем не арт - терапия?! :) И верно: почему обязательно только в зимний период? Весенне - летне - осенние темы надо бы тоже реализовывать. :)

      Удалить
  12. Катя, какую интересную тему Вы осветили! Хотя арт-терапию использую не так часто, как хотелось бы, рисование на стекле заинтересовало. Помню в детстве мы на старом зеркале рисовали, обводили отражающиеся в нем предметы, свое отражение пытались обводить, а это очень непросто. И вот еще вспомнилось: несколько лет назад в газете "Школьный психолог" как раз описывался опыт рисования на стекле. Наверное, у многих на рабочем столе лежит стекло (по крайней мере, у нас с коллегой оно есть), так вот в статье рассказывалось, как на таком стекле дети рисовали... детским кремом! Потом все это стиралось влажными салфетками. Так что совсем необязательно изыскивать средства на дорогущий фирменный мольберт, можно использовать то, что есть под руками. Главное - было бы желание и фантазия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, здравствуйте. :) У нас в детском саду столы с оргстеклом ушли в прошлое... Но Вы абсолютно правы: мы всегда можем что - нибудь придумать. :)
      А с рисованием на зеркале (всё новое - забытое старое :) ), чтобы это не было трудно, надо именно больше играть, а не концентрироваться на правильности. Мы больше смеялись. :)) Да, вот, кстати, волосы мы рисовали не кремом, а пеной для бритья - такие материалы помогают ещё больше расслабиться. А детский крем напомнил мне этап творчества в детском саду, когда мы снег изображали с помощью тюбика зубной пасты - помню, в коридоре возле выставки детских работ запах был свежий - свежий. :)))

      Удалить
  13. Катя, вот как так получается? Я неделю как вынашиваю идеи рисования на зеркале и прочие))), а тут ты с чудесной статьей! А мы Аленины пленочки не догадались так использовать). Мольберт - вообще чудесно, а знаешь, можно ведь вообще стеклом воспользоваться, на даче, вроде, были старые окна.... Спасибо большое, задала направление!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анюта, а это коллективный разум. :))) Вот - вот! Рисование на стекле - в этом, в сущности, основной момент; главное, если с детьми, то максимум безопасности. :)

      Удалить
  14. Екатерина, спасибо за пост. Интересно.

    ОтветитьУдалить
  15. Екатерина, читаю уже во второй раз. Интересна информация и про мольберт, и про рисование на зеркале, пленке. Никогда не пробовала. Больше всего откликнулись комментарии, рассуждения. Поймала себя на мысли: "Как же много творческих, ищущих, живых, что ли, людей! Как же хорошо окунуться в это поле и поплавать там!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, Вы совершенно правы. :)) А психологом особенно важно, чтобы вокруг звучали мнения коллег, чтобы не утонуть в субъективном отношении к той или иной теме. И "плавать", и "нырять" - одно удовольствие. :)

      Удалить
  16. Екатерина, мольберт - это такая классная вещь!!! Как то лет пять назад наш сад активно приобретал для работы с детьми инвалидами всякие пособия и вещицы...(выделялись деньги на детей - инвалидов). Я тогда организовала сенсорную комнату в саду, и попадался мне на глаза такой мольберт на одном сайте, но очень уж дорогой, и мне в его покупке отказали((( Жаль, но мы с ребятами пробовали рисовать на простом стекле без подставки - подобие монотипии, но все же эффект не тот.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, здравствуй. :) Как же это здорово, когда идёт финансирование, а у нас на сегодняшний день его ещё немного урезали. За всё время, что я работаю, практически всё за свой счёт. Мебель в кабинете - это не целенаправленные траты, а урывки с той или иной группы, которые стали возможны. На администрацию не могу пожаловаться, наоборот, благодарна, так как всё - таки при всех сложностях нашли возможность хотя бы в этом. А вот техника, материалы, программы, бумага, канцелярия и т.д. и т.п. - это всё из своих средств. Меня потому внутренне и возмутило при аттестации, что меня спросили о том, а сертифицированный ли у меня диагностический инструментарий. Умом понимаю, что вопрос правильный, но кто же осилит приобрести методику за 9 - 10 тыс. ? Вот потому и с чудо - мольбертом, знаю, надо будет именно самой изобретать. Ну, как самой? Найти людей, головы, руки. :))) Инструмент - то чудесный! :)

      Удалить
  17. Какой мольберт оригинальный! Такого я еще не видела, очень захотелось порисовать попробовать на таком. Катя спасибо за информацию

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отметила? :) Да, очень оригинальный, Маш. Сразу хочется творчества. :))

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!