вторник, 5 апреля 2016 г.

Сенсорные коробки: ЗА и ПРОТИВ


  Вот всё никак не соберусь сделать задуманные сенсорные коробки. И вот вроде делаю не в первый раз, по времени не так затратно, а никак. :))) Сказывается, что после болезни нам всем хочется немного отдохнуть, просто НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. Однако мысль кипит, создаётся внутренний план, а там и во внешний мир обязательно  выйдет.
      И что же это за зверь такой - сенсорная коробка?  Почему есть противники? Может, в них не так и много пользы?... Безусловно, здесь я преувеличенно недооцениваю, так как в сенсорной коробке столько тактильного материала порой, что польза становится очевидной. Однако есть и минусы. Давайте немного упорядочим наши представления...

    
     Сенсорная коробка - это ёмкость с любым наполнителем. И создаём мы их с целью расширить сенсорный опыт ребёнка. Несмотря на очевидную осознаваемую нами пользу,  нередко можно встретить мнение, что они не нужны и без них можно обойтись... Самые распространённые мнения:

 

Из личного архива
     Конечно, можно. Если Вы не делали и не делаете сенсорные коробочки для своего малыша, то никакого глобального ущерба для развития, безусловно, не наносите. Скорее тут другое... Вы не даёте дополнительного стимула, дополнительного развивающего пространства, дополнительного повода к проявлению интереса. Сенсорные коробки сами по себе - это уникальная игровая среда, создающая платформу для развития любознательности и мотивации к самостоятельному поиску и добыче знаний. Жаль, что только на пороге школьной жизни многие начинают понимать, как это важно - мотивация... 
    
Из личного архива
     Если Вы проводите большое количество времени на прогулках, изучая окружающий мир, то, пожалуй, окружающее пространство уже выполняет функции сенсорных коробок. Если на кухне Вы позволяете и пощупать крупу, и вместе тесто месите, и тазиками - половниками гремите, то сама кухня - это огромная сенсорная коробка. И так во всём. Однако я знаю немало мам, которые и в прогулки не могут внести необходимое для детского развития разнообразие (и это не означает, что не хотят), и дома не всегда могут позволить исследовать пространство (и не мама порой виной тому, а сложный внутренний уклад семьи). Да, или вот моменты с плохой погодой...
     Совершенно очевидно, что так оно и есть. Маленькие дети исследуют мир довольно долгое время посредством рта. И игнорировать это -  значит подвергать малыша серьёзной опасности. Тем не менее сразу хочется сказать, что проблема в данном случае, если проанализировать, состоит всё равно не в сенсорной коробке.
Из личного архива
     Какой - то период нам приходится быть внимательными постоянно, везде и всюду. В этом отношении сенсорный ящик совсем не отличается. Конечно, это не игра, которую можно дать ребёнку и отойти. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!!! Лучше оставить эти игры для таких моментов, когда у Вас есть возможность побыть с малышом рядом. Это как раз вариант, когда Вы очень хотите побыть  вместе и поиграть во что - нибудь интересное, а в голову ничего не идёт. Самый простой вариант: высыпать в коробку крупу и порисовать на ней пальчиком, спрятать и поискать предметы, а как нравится малышам просто пересыпать материал из ёмкости в ёмкость - знают многие, а искать ручки, пальчики друг друга, поиграть в следы - ходилки...  Казалось бы, простые движения, а детям нравится. Однако, как ни крути, следить придётся, но так, повторюсь, мы делаем везде и всюду с малышами.
Из личного архива


    И так, конечно, будет осознаваться, если Вы не позволяете своему крохе, в принципе, в игровом процессе увлекаться. Увлекаться - это значит немного забыться и раскидать игрушки.  У нас бывают, редко, но бывают, ситуации, когда ребёнок увлечённо играет, а взрослые вдруг просто так начинают требовать порядка... Всегда заступаюсь, так как это грубое вмешательство в самостоятельную игровую деятельность ребёнка. А это ценное умение - многие сетуют, что современные дети не умеют играть. В большинстве случаев были просто убиты первые любознательные самостоятельные шаги в этом направлении.
Из личного архива

Из личного архива

    Да, и стоит отметить, что отношение к беспорядку у взрослых и детей - это не всегда равнозначные понятия. Если уж у взрослых оно отличается, так как есть приверженцы минимализма, ничего лишнего... Однако на время родительства с малышом рекомендую в себе развивать умение различать просто раскиданные игрушки от творческого беспорядка. И то,  и другое требует уборки, однако, причины отличны. А для детского развития это важно. У меня дома постоянно спонтанные игровые миры возникают почти одномоментно во многих комнатах (я сейчас, в целом, об игровом пространстве). Как правило, в то время, когда я работаю. Дети играют увлечённо, я прислушиваюсь, слышу диалоги героев, восхищаюсь сюжетной линией. :)  Да, потом уборка, бывают и недовольные домочадцы. Однако, в сущности, взрослое бурчание и требование порядка смотрится мелочью.  Главное, на этом не концентрироваться и спускать пары. :)) Если день предстоит насыщенным, то таких игр мы не затеваем и сенсорные ящики убраны. Но если есть время, тогда проблема скорее состоит в нашей лени или нежелании.
Из личного архива

Из личного архива

    И потом... разве мы - не креативные хозяйки?! Какую бы систему уборки и поддержания порядка Вы не выбрали для себя, как бы не относились к скоплению вещей в доме, однако, многие понимают, что часто это именно вопросы организации пространства и сортировки. В игрушках детей это особенно важно. Вопрос о том, сколько их иметь тоже неоднозначен, так как это и отношение взрослых, и функционал игрушек... Тем не менее, работая в детском саду, посещая развивающие центры с ребёнком, я опытным путём знаю, что ребёнку интересно многое, если не всё. Лучше осознать, что играть с одной и той же игрушкой или группой игрушек он не будет каждый день и изо дня в день. Вы только представьте и поставьте себя на его место. А вот увлекаться то одним, то другим - это в природе ребёнка. Потому - то так полезна сортировка. Это позволяет что - то убрать на время подальше, что - то держать в поле зрения для ваших развивающих игр, а что - то, несомненно, вызовет сильную ежедневную привязанность.
      Всё описанное выше в полной мере касается и сенсорных ящиков - коробок. Однажды я посетила магазин с разнообразными контейнерами и мысль сразу заработала. Каждый мир, или отдельный материал, если он имеет претензию на длительное существование, сохраняется в отдельной ёмкости с крышкой.  И ящики ставятся один на другой. Примерно так...


      Как - нибудь обязательно поделюсь нашей организацией, но я стараюсь придерживаться продемонстрированного выше способа.
     Если уж разговор зашёл о какой - то классификации, то я бы отметила, что сенсорный материал можно условно разделить, а тем самым это влияет и на организацию пространства, на
  • ёмкости с материалом;
  • ёмкости с тематической подборкой сенсорного материала (по цвету, например, или по теме весны, лета и т.п.);
  • сюжетные миры.
    Наши сюжетные миры мы строим чаще всего на окне - это своеобразная "сенсорная коробка". Или на полу, застеленному клеёнкой. А вот тематические ящики используем в качестве дополнения.
Из личного архива


Из личного архива
      НИЧЕГО ПОДОБНОГО!!! :) Сначала игры в сенсорных ящиках действительно можно начать с простого наполнения разнообразным материалом. И даже в этом случае уже придумано столько интересных вариаций, что они могут стать чудесным пособием по изучению величины, цвета, формы. А потом будут возникать разнообразные миры. :) Тем - то для познания много: лес, город, Африка, индейцы, феи, деревня с огородом, космические темы, сказочные сюжеты, динозавры... Всего море! А это развитие и творческого воображения, и конструктивного мышления...
    
Из личного архива
   Разнообразие материала уже даёт для детского сознания новую пищу, так как ребёнок  значительно усложняет операции со знакомыми ему материалами. Он уже использует осознанно свойства и качества материалов, в то время как будучи малышом просто исследовал. И даже если Вы приготовите сами сюжетную коробку, то это будет стимулом к игре! (здесь, правда, есть подвох, но об этом ниже) Конечно, не стоит тешить себя мыслью, что в коробочке всё останется так же, как Вы там красиво расположили. Для меня конечный итог, понимание, что всё, можно убирать, является момент, когда в созданном мире уже катастрофа глобального масштаба, а ребёнок больше не уделяет ему внимание. Тогда со спокойной совестью я убираю и на старом месте создаю нечто новое.
      Для вдохновения хочу поделиться подборкой сенсорных коробок. :)



    Вы можете выбрать и образец для подражания, и создать нечто своё. Креативная мысль в этом направлении давно вышла за пределы многих границ. Например, я недавно поднимала тему еды и границ игрового пространства. Так, некоторые варианты всё равно для меня очень привлекательны. Например, со спагетти.  :)

    В заключении надо отметить, что спонтанность, если Вы цените порядок, уместна только для ребёнка, а Вы должны постараться продумать, как организовать это пространство. Клеёнки, интересные конструкции ковриков с краями и шнуровкой, чтобы была возможность собрать  быстро (Алёна (блог "Ромашки для Ромашки"), я тебя часто с благодарностью вспоминаю :) ). Некоторые активные родители - изобретатели надувают для таких игр миниатюрные бассейны. Всё это поможет локализовать творческий беспорядок. :)

Послесловие

    Когда я читала полученные комментарии, то, как часто бывает, обнаружила :), что некоторые мысли и опыт комментаторов  хорошо дополняют пост. И именно таким образом я восполню выпавшее из зоны моего внимания  - одно упущенное из действительно распространённых мнений...


 Ответ в комментариях ниже. :)

Екатерина Белова
   

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

54 комментария:

  1. Я не делала сенсорных коробок по одной причине: у меня правило, время затрачиваемое на изготовление материала для занятий не должно превышать время игры. Мне кажется, что просто в муке поиграть можно и во время готовки, а делать что-то крутое - очень долго)) Поэтому мы просто играем, сегодня с пеной для бриться, завтра с песком, после завтра - еще с чем-нибудь)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, на самом деле сделать сенсорную коробку - дело 5 минут. Проблема только если нет сортировки материалов и игрушек. А вообще, многие игры только кажутся долгими в подготовке, в реальности это занимает не так много времени. Скажу больше, праздники для своих детей я организовываю чаще всего за один вечер, включая фотозоны, если они предусмотрены. Главное - идея и наличие материала. Ну, и отключение перфекционизма иногда))). Еще, как пример, мои последние географические путешествия с детьми, ни одно из них я не готовила дольше 30 минут, а игр может быть и не на один полный день. Хотя тут есть момент сбора информации, мне не достает знаний, чтобы много и полно рассказать детям, но ведь учиться тоже нужно, полезно лично для себя))). Вообще, многие игры можно готовить вместе с детьми, между делом, главное знать, где что лежит))).

      Удалить
    2. Юлия, я бы хотела добавить один важный момент - возраст ребенка определяет время, которое он может провести над одним занятием. Совсем малыши не могут провести над одним занятием больше 5 минут. Это не значит, что это плохая идея или плохое занятие для малыша. Я для маленьких обычно оставляю коробку на целый день, и они подходят к ней несколько раз в день и проводят ожидаемое по возрасту время.

      Удалить
    3. Юлия :), я тоже согласна с тем, что с маленькими детьми, если темп жизни насыщенный, то надо так себя организовать, чтобы подготовка к занятию была адекватна игровому процессу. Я поняла о чём ты. :) Это, в целом, универсальный приём для мамы. И, кстати, во многом именно на этом базируется импровизация и следование за интересом ребёнка. Скажем, ребёнок вдруг заинтересовался какой - то темой, сказкой (а за день таких поворотов интереса может быть несколько), а мама и в ущерб каким - то своим делам и вниманию к ребёнку сядет и будет кропотливо и долго сочинять... Обиднее всего будет то, что интерес у ребёнка пропадёт и, как следствие, вложенные усилия себя совсем не оправдают (разве что учесть, что созданные игровые миры можно убрать на время и представить вниманию ребёнка чуть позже - часто срабатывает)... Или, как вариант, мама создаёт какую - нибудь красоту, а ребёнок едва обращает на это внимание (мне - то порой просто нравится творить - тут без напряжения, только с вдохновением)... Всё так и от такого никто не застрахован. :)) Только вот сенсорные ящики, как отметила Анна, действительно тем и хороши, что по времени занимают очень мало. Позволяют быстро подстроиться под ребёнка. Очень согласна я и с Алёной: маленькие дети, как правило, делают по несколько подходов в день, но по времени мало - особенности возраста. Ещё важный момент заключается в том, что часто взрослые делают так: поставили - играйте... Часто такого не случается. Дети загораются нередко интересом через взрослых и посредством погружения в игру вместе со взрослым или друзьями - очень важно для детей, как оказалось, наличие напарника в игре. И на определённом этапе и в силу обстоятельств этим напарником становятся папа и/или мама.
      Или, как верно отметила ниже Алёна, есть дети, которым больше нравится именно самостоятельное создание миров, тогда им стоит давать ёмкость и материалы. Всё это нюансы игровой деятельности, которые не учитываются, а родители неудачный опыт нередко принимают за ошибочные утверждения, что так оно и есть. А, на самом деле, получается, что что - то упустили и не учли особенностей детской психики.
      Впрочем, Юлия, я вижу и теперь знаю, СКОЛЬКО получает Лися! :)) Тебе достаточно совсем немного времени, чтобы организовать для твоей принцессы игровое пространство. Монолог выше - это в защиту сенсорных ящиков. :)) А у вас дома, я так поняла, пространство замечательно трансформируется под актуальный интерес ребёнка - ...такая же сенсорная коробка. :)

      Удалить
  2. Интересная и познавательная статья! Вот только у меня возник вопрос не про коробки, а про творческий беспорядок :). Младший ребенок (3,5года) больше всех раскидывает игрушки, но я бы не назвала это творчеством. Он берет например, пазл и не собрав его до конца хватает машинки, через пару минут он уже играет во что-то другое. Это творческий беспорядок или "шило в попе" :) ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бывают дети усидчивые и с чётким пониманием, что такое порядок, но... чаще встречается другое. :)))) Анна, то, что он переключается с одной деятельности на другую - это нормально. Однако уже возраст позволяет развивать у него чувство порядка. Вот тут как раз и кроется подвох с маленькими детьми. Если слишком концентрировать внимание на порядке, то у ребёнка можно отбить всё желание играть, так как он будет уже тяготиться мыслью, что игрушка ему надоест и её придётся убрать. Накладывается восприятие чувства времени - он уже чувствует, как часто придётся уделять этому процессу время. Следовательно, игровую деятельность даже с переключением с одного вида деятельности на другой стоит пускать на самотёк. Однако следить. Так, если уже оставлены без внимания 4-5 игрушек, то надо обратить внимание ребёнка на это и организовать уборку. Не стоит взращивать в ребёнке привычку находиться, играть в условиях хаоса разбросанных игрушек. :)

      Удалить
    2. Забыла добавить, что как только чувствуется, что ребёнку самостоятельно удаётся "справиться" с уборкой 4-5 игрушек, то постепенно это количество сокращается. Но это достижение уже старшего дошкольника. И, конечно, надо учитывать масштабы игрового процесса, так как есть именно игры, в которых задействовано гораздо большее количество игрушек. Пожалуй, именно это и стоит классифицировать в качестве творческого беспорядка. :)

      Удалить
    3. Спасибо за подробный ответ, нам есть над чем работать :)!

      Удалить
  3. "Вы не даёте дополнительного стимула, дополнительного развивающего пространства, дополнительного повода к проявлению интереса. Сенсорные коробки сами по себе - это уникальная игровая среда, создающая платформу для развития любознательности и мотивации к самостоятельному поиску и добыче знаний. Жаль, что только на пороге школьной жизни многие начинают понимать, как это важно - мотивация..." - Очень важный момент!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо за поддержку мысли. :) О мотивации надо, конечно, думать с раннего возраста, а не только перед школой.

      Удалить
  4. Катя!!! Пост-статья - супер!Сенсорные коробки - это прежде всего обогащение детского опыта. У нас вся комната в центре - сплошная сенсорная коробка: там прищепки на верёвочке, там коробка-песочница с манкой, там песочница-стол с желудями, каштенами, ракушками, корзины с шишками, разные конструкторы в доступной форме и даже кинетический песок. Мне только стеллажа с такими ящичками не достаёт, как на картинке)) периодически мы то соль, то крупы (горох, гречку, рис) приносим. Мне очень понравилась идея со спагетти мы ещё такое не пробовали))) манку красили, лёд наблюдали, в воде взбивалками играли... всё, что можно, всё приносим (мало тго, сами родители уже всё несут и везут: шишки, ракушки...). Так, что кто сомневается в полезности сенсорных коробок - тот просто трус)) или ему лень присматривать за ребёнком и искать множество вариантов игр с ним.о

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мариночка, спасибо тебе за отклик! :) Как здорово, что в вашем центре столько внимания уделяется сенсорике, а когда родители помощники, то это такой плюс и вдохновение! Ты категорична :)), но, без сомнения, права - сенсорные коробки ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ! Бывает, что родители не сразу могут заинтересовать, дети не проявляют интереса. Тогда стоит поразмышлять над подачей. Если возникает вопрос зачем? К этому есть простое и уже доступное знание: любые абстрактные знания, особенно базирующиеся на принятых сенсорных эталонах (цвет, форма, величина...) и знаковых системах (цифры, буквы и т.д.), особенно для маленьких детей только тогда будут иметь оптимальную платформу для усвоения, если задействован мануальный интеллект (действие, сложное движение, алгоритм сложной операции)...интеллект на кончиках пальцев. :)

      Удалить
  5. Отличная статья, спасибо, Катя, все мое и родное))). Прямо то, что я думаю. Все причины - мифы - от незнания, от лени, от неправильного подхода. Когда-то я тоже примерно так и думала, но прошло время и мой взгляд на все переменился. Впрочем, в годы дошкольного детства Эллинки о сенсорных коробках никто и не говорил, а она до сих пор (почти в 12 лет) с удовольствием возиться с подобными материалами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня. :) Да, да, :) у тебя всё это очень активно задействовано. А вставляя пункт про уборку, вспоминала твой пост про организацию пространства. :)
      Конечно, мы где - то что - то упускаем - это нормально даже для взрослого человека. Мы люди. :) Однако всегда надо настраивать себя на поиск путей выхода, принятия решений, ресурсов для активности. Так как детство - очень короткий период, а сколько всего происходит в развитии человека! Жаль упускать эти возможности...

      Удалить
  6. Могу только присоединиться к мнению тех, кто считает, что сенсорные коробки это полезные, развивающие и мотивирующие к дальнейшей деятельности и развитию, очень важные вещи!
    Вспоминаю свои свои "закрома" когда росла дочка. Сколько всего было в этих контейнерах. Даже в то время, когда площадь была маленькой, мы находили место для игры и создания новых миров :) во всех уголках квартиры. Иногда наводили ревизию, и дочка сама решала, что некоторые вещи уже не нужны, она их достаточно исследовала. Но любимые пуговицы ;) остались и по сей день.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, я рада, что коллега так думает (наверно, было бы даже странно, если бы психолог вдруг высказался против сенсорных коробок :)) ).
      Вот и у нас сейчас жизненные обстоятельства таковы, что пространство мало, но мы находим выход в постоянной сортировке. Развитие и для детей, и для мамы. :))) А пуговицы я только - только собираю... Не сразу поняла, где их можно за дёшево приобрести.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Екатерина Андреевна! Вспоминаю своё детство, как мне нравилось "лазить по нышпаркам", как говорила моя бабушка. Всегда в гостях у бабушки я исследовала самые потаенные места в доме, даже разыскивала такие вещи, которые давным-давно считались утерянными. И вот теперь поняла, что бабушкин дом был для меня большой сенсорной коробкой :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, как здорово, что Вы вспомнили вот этот момент - исследовать дом. :) Я не говорю о квартире даже, а именно о доме. В моих воспоминаниях тоже есть сладкие минуты познания бабушкиного чердака. :)))
      Если есть такие возможности (!!!), то это, несомненно, нечто родственное сенсорной коробке.

      Удалить
  8. Катя, отличная статья, как всегда... Я слышала часто от знакомых мам про неудачный опыт с сенсорными коробками, неудачный в том плане, что дети не проявляют к ним желаемого интереса. Я давно для себя поняла, что необходимо любые идеи адаптировать под конкретного ребенка и учиться на ошибках. Через эти сенсорные коробки я смогла понять индивидуальность своего старшего сына, которые не проявлял никакого интереса к коробкам, которые я ему сама намешала, но вот если я дам ему пустой таз и все остальные материалы в маленьких контейнерах, то он сам с удовольствием создает свой какой-то мир, суп, кашу, разложит последовательности в пустом тазу. Помнится, наваяла красивый мини-мир для него, он к нему даже не прикоснулся - сказал, что не хочет трогать, чтобы не испортить. Все эти пробы и ошибки привели меня к некоторым выводам: 1. Нужно определить функциональность коробки: что она даст для ребенка? к каким действиям и манипуляциям приглашает коробка? пересыпать, налить, пощупать, найти, отсортировать, построить, собрать, разобрать. 2. Эстетическая красота занимает второе место - если очень красиво, в деталях сделано ночью мамой, а утром дети ограничатся минутным созерцанием или быстро все разломают, у мамы остается только разочарование и опускаются руки. У меня большие сомнения по поводу полезности создания сенсорных коробок для красивой фотографии. Постоянно напоминаю себе, что красивее не значит лучше. Недавно принесла детям кусок серой глины, и разрешила детям с ним поиграть в мокрой ванне. Это был самый лучший сюрприз для них за всю их жизнь, как они мне сказали. 3. Темперамент детей определяет то, как они могут играть с сенсорной коробкой, иногда нужно подсказать, как играть, иногда стоит посмотреть как игруют другие. в этом плане сенсорная коробка хороша для группы детей. Помнится, полный таз цветного гидрогеля увлек моего ребенка на 5 минут, но вот когда пришли его друзья, группа из 3 мальчишек проиграла с ним целый час, 60 минут без преувеличения. В общем, все идеи хороши, если они имеют смысл для ребенка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, с твоего комментария можно писать отдельный пост. :) Внесла в основное повествование дополнения, благодаря тебе.
      Совершенно верно, что порой кажется, что сенсорные коробки интересны не всем детям. Однако мотивация к исследованию и экспериментированию с материалами в таких случаях может носить другую подачу. Да, именно предложить создать нечто самому. Кстати, дочка моя действительно таким играм даже больше радуется, так как там больше свободы, импровизации - многие дети это очень ценят. Я вижу, как она увлекается и созданными мною мирами, и сама увлечённо создаёт своё. А есть такие дети, как у тебя, которым мил только тот мир, который создан своими руками.
      Красивое - не значит лучшее. Полностью согласна. Я люблю красивую картинку, но ставить её во главе детского интереса не стоит - не в этом цель и функционал сенсорной коробки.
      И мои наблюдения за детской игрой в детской группе подтверждают, что дети заряжаются интересом и энергией друг от друга. :)
      Спасибо за твой опыт и родительскую мудрость. :)

      Удалить
  9. Это гениально! Екатерина, спасибо! Я ярый последователь и "продвигатель" идеи пальчиковой гимнастики и вообще всяческой работы с пальчиками. На приведенном Вами сайте так и хотелось запустить руку в коробки и... Вот бы не додумалась сама. Еще раз спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, Вам уже, как практикующему логопеду, особенно ясно и чётко представляется ОГРОМНАЯ ПОЛЬЗА сенсорных коробок. :) Там, где пальчики активно работают, а если добавить к этому, например, стихотворные рифмы, то становится очевидным, как много мы можем сделать для речевого развития ребёнка. И ведь как верно: всё гениальное просто!

      Удалить
  10. Замечательная статья, Екатерина!!! Спасибо большое!!!!! Используем сенсорные игры с детьми, в группе много различного материала в отдельных контейнерах - простор для самостоятельной творческой фантазии детей... Они (дети) мыслят совсем по другому в отличии от нас (взрослых) и создают порой такие интересные (шедевральные) вариации, которые нам и в голову не пришли бы!... Все это имеет для детей очень большое значение (их мир, их видение, их правила).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, я искренне рада, что у Вас такой подход к организации предметно - развивающей среды. :) Я знаю, что даже с новыми стандартами не все педагоги понимают необходимость такой деятельности... Приводятся доводы и по организации пространства, и по безопасности. Но мы - то понимаем, что, как и в любой деятельности, необходим продуманный подход. :)

      Удалить
  11. Катя, спасибо, за структурированную статью.
    Сенсорные коробки нужны.
    И их даже не обязательно изготавливать.
    Я давала своему сыну пустую коробку из-под обуви в качестве эксперимента. И он превращал ее в сенсорную. Наполняя различными предметами. Потому что это приемлемый способ познания для детей, через операцию с материалами и предметами. Сначала хаотично, а затем пространство стало заполняться осознанно, со строительством миров. Конечно, осознанность приходила через совместный процесс создания.

    Увы у нас не было лотка с песком, ибо для нашего папы это был неприемлемый элемент, но у нас были камни, палочки, и пуговицы. Я боялась по началу, что это все будет тянуться в рот, нос. Поэтому начинала сенсорные коробки с крупных камешков, которые были помыты))), скомканных комков бумаги. А потом были крупные макароны, а потом и то, что помельче пошло в ход.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, ваш с сыном опыт ещё раз подтверждает, что для детей важно не просто созерцать и изучать, но и активно экспериментировать. :)
      Вот про лоток с песком... :) У нас как раз с ним особых проблем не возникло (и это несмотря на то, что временами он был частично за пределами домашней песочницы). У нас как раз камнем преткновения стали палочки. Все всё время боятся, что дети поранятся. Стою на своём. :) Ну, как без палочек?!! :))

      Удалить
  12. Екатерина Андреевна, здравствуйте! С таким увлечением прочла Ваш пост и комментарии к нему!!! Такое поле деятельности для ребенка, мне кажется если захочется "выключить" ребенка - дай ему эти коробочки, в ближайший час вы его на услышите)))))) А если придумать сказку и воплотить в жизнь, так чадо и само начнет фантазировать и придумывать истории)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, это точно обширное поле деятельности! И то, что это отличный мотиватор - тоже факт! Только вот с "выключением" не стоит экспериментировать, если это подразумевает то, что ребёнок останется один - безопасность важна! :)

      Удалить
  13. Интересно, но как только мои мальчишки подросли, они стали сами создавать свои сенсорные коробки. Я им выделила по обувной коробке, у каждого своя, и они складывают туда всякие секретики, а в общем мелочевку, чего там только нет: засохший хлеб, крышечки, игрушки из киндеров, бусинки, монетки...
    У нас долго был запрет на мелкие предметы, ведь я не могла за всеми уследить, а фобия, что ребенок задохнется у меня есть. Я до сих пор стараюсь не давать мальчишкам леденцы, и даже злюсь на улице, когда их дают "добрые" тети.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олеся, секретики детские - отдельная и очень интересная тема. :) Повеселил "засохший хлеб". :)) Так оно и есть, когда свобода в приоритете.
      То, что волнуют так вопросы безопасности - без этого никак. И я точно так же пристально слежу. Всё - таки истории с мелочёвкой нередки... Запреты не делаю, у меня просто не получается, так как дети различаются по возрасту: дочка то и дело что - нибудь мелкое в игровом процессе использует, поэтому повышенное внимание за малышом. Когда очень устаю, то эти игры заменяются на другие, и порой по моей просьбе. Тем не менее всё это отдельные нюансы. :)
      А леденцы, кстати, я до сих пор не даю - вот тут у меня действительно страх...

      Удалить
  14. Для меня когда росла, сенсорной коробкой был диван любимого Дедушки, саквояж с рабочими инструментами Папы и швейный сундучок Мамы ). Когда росли мои дочки для них сенсорной коробкой была кухня и мой учительский домашний стол ), а вот с внуками сейчас мастерим разные сенсорные коробищи, коробки и коробулечки...О времена, о нравы )...Спасибо за Вашу сенсорную подборку, Екатерина, будем с внуками применять ).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, рада, что Вы заглянули. :) Вот я и написала, что окружающая среда сама по себе может носить в себе все функции сенсорных коробок. Раньше ведь и не знали словосочетания такого, а тем не менее ещё моя прабабушка всё давала шкатулочки и ящички со всякой всячиной, а сколько удовольствия мы получали от чердака и огромного таинственного амбара. :)))

      Удалить
    2. Дааа, вот напомнили, я тоже очень любила выбвижные ящики моей двоюродной старшей сестры в ее письменном шкафу и древнюю этажерку с разными бутылочками на ее полочках...Как же замечательно было в детстве и очень хочется обратно в свое детство. но вход в него закрыт, и в детсво дочек вход закрыт, но открыт новый вход в детство внуков и это очень радует и позволяет опять вернуться в детство, пусть не в свое, но в детство - доброе, светлое, любимое, родное )!

      Удалить
    3. :), да, дети всегда дают новый виток вдохновения. :)

      Удалить
  15. Привет) Я рада, что ты поняла основную мою мысль)))
    Но у меня так вот с сенсорными коробками не выходит, мне надо чтоб было красиво. Как в инстаграме) И не обязательно я это снимать буду, но по-другому не люблю играть). Думала тут сделать сенсорную космическую коробочку... А потом поняла, что песка и космонавтов, шариков будет мало... "Вот бы звезд добавить, ракету... камушки метеориты тоже надо найти" - такие мысли пронеслись в голове... Поэтому я просто выложила ребенку песок. просто дала космонавтов. Поиграли, полепили инопланетян (ссылка есть в блоге, как играли) и все убрали. По сути примерно одно и тоже, только в другом виде. Плюс я не готова оставлять все в свободном доступе у ребенка. Просто не удивлюсь, если бы в коробке с песком нашла яблоко, вылитый кефир, ее украшения и т.п. (мне тут как-то раз в дорогущий новый крем для глаз кефира намешали, а все лаки - лоадке на копытца измазали, поэтому я знаю предполагаю, что может быть). Я не то, что бы против, но испортить за раз столько всего - я против. Мне же потом все заново покупать))) Поэтому мы все убираем, а уж если захочется таких экспериментов - она спросит, я, конечно, разрешу взять, но в меньшем количестве и все))) В крайнем случае предложу альтернативу.
    У Ли действительно немало игр-аналогов, поэтому я не переживаю)
    А про день рождения, так это вообще))) Я с темой праздника обычно уже в октябре определяюсь, к нг решаю, каким будет оформление, фотозоны, все детали. И после нг праздников начинаю все делать. И всегда уходит много времени и сил))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, нет, всё у тебя выходит так, как надо. Видимо, перфекционист в тебе каждый раз требует всё большего совершенства. :)))
      Описываешь - то всё верно! :)

      Удалить
  16. Настя :), у меня комментарий твой совсем не хочет появляться в блоге :), так что публикую его от своего имени...
    "Добрый вечер, Катя! И всем девчонкам тоже привет! Какая тут оживленная беседа!!
    Мне не подходит!;)) коробка, я имею ввиду. Единственная сенсорная коробка, которая у нас есть, это коробка с игрушками Алисы;), точнее три таких коробки, задвинутые в стеллаж. Периодически она вынимает какую-нибудь, выуживает оттуда игрушки, которые захотелось и играет с ними. Потом мы складываем их обратно и выуживаем другие;)
    Зимой завели большой плоский ящик с крышкой, в котором хрониться кинетический песок, совочки, формочки и ведерки. Ящик такой, что Алиса целиком в него залезает, как в песочницу. Хрониться под кроватью. Периодически достаём его, играем в классические игры с песком, убираем обратно.
    А что-то тематическое я не собираю. Я вообще кошмарно халатно отношусь к развивающим играм и развитию;)))
    Для нас весь мир - это сенсорная коробка, как ты и писала, Катя. Сейчас учим названия звёзд, которые вот уже три вечера подряд, неожиданно хорошо видны на Московском небе. Про Луну, на которой есть моря и горы рассказываю. Про почки, из которых вот-вот распустятся первые листики. Про птичек, которые вернулись. Месим тесто, вырезаем печенье из него. Режим овощи и рассказываем про их цвета и формы. Раскладываем высохшее белье по шкафам к маме, папе и Алисе, штанишки сюда, саечки туда. Катаемся на самокате и с горы. Много-много ходим пешком..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя :), конечно, сенсорная коробка - это адаптированный вариант. :) А если мама так активно демонстрирует окружающий мир, то это, пожалуй, один из самых лучших вариантов!!!

      Удалить
  17. Мы просто обожаем сенсорные коробочки! Ведь это чудесно, когда малюсенькая игрушеча может стать полноценным персонажем, а фантазия-то как развивается!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, вот и мнение абсолютного обожателя! :) И не просто мнение, а лаконичное, но ёмкое раскрытие игрового потенциала тематических сенсорных коробок. :)

      Удалить
  18. Екатерина, я так рада, что благодаря БМ добралась до Вашей статьи! Мне, как маме-любителю минимализма, наверняка придется бороться с нелюбовью к беспорядку. ЗАмечаю за собой, как сейчас теряю равновесие из-за того, что с малышкой на руках часто не успеваю убрать вещи на место, а что же будет дальше, когда она начнёт ходить... ))) Очень хочу перебороть себя и расставить в голове правильные приоритеты на тот период, пока ребёнок таким образом познаем мир вокруг, что мой внутренний минималист захочет с воем убежать ;)

    А еще теперь обязательно порассматриваю на pinterest примеры сенсорных коробок. Спасибо Вам большое за такое подробное освещение этой темы!
    (Алёна Па с bamka.ru)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, я, конечно, из другой категории - у меня в доме всегда найдут место разные симпатичные штучки, и их много. :))) Я далека от минимализма, так как мне в нём совсем неуютно. Раньше я думала, что именно таким, как я, тяжелее всего, так как риск создания хаоса ребёнком в такой обстановке значительно больше. :) Однако, на поверку оказывается, что нам и проще реагировать на этот хаос, так как проще перестроиться и свыкнуться с мыслью о творческом беспорядке. Тем не менее, когда у меня была только моя дочка - лапочка, я года три откровенно сходила с ума по уборке. Ночные дежурства в доме в виде горничной в конечном итоге сводили с ума не только меня. :))) Отпустила и сделала ставку на продуманность в организации пространства. В красивом интерьере, когда есть и система, и ярко выраженная функциональность того или иного решения, то и творческий беспорядок, устроенный ребёнком, восприниматься будет иначе. К тому же увлечение мамы (и особенно требовательного папы) служит самым главным выключателем внутреннего напряжения по этому поводу. Точно: "внутренний минималист захочет с воем убежать" :)))), стучаться, конечно, будет, но бразды правления потеряет.
      И ещё отмечу, что можно представить, что именно Вы будете вспоминать, спустя года. Действительно жаль, если это будут воспоминания о том, как Вы бегали в неустанной уборке, гораздо приятнее память о полезной и весёлой игре. И это только Ваши воспоминания. :) Если же брать ребёнка, то всё выглядит ещё острее. Например, "мне не давали то или это, потому что ценили порядок"... В доме с детьми, где идеальный порядок, всегда есть повод немного насторожиться. Рада, что заглянули. :)

      Удалить
  19. Мои дети выросли тоже без сенсорной коробки, хотя идея мне близка и очень нравится, возможно у меня будет еще шанс воплотит эту идею, тогда я не упущу шанса

    ОтветитьУдалить
  20. очень интересная и полезная идея! только мне кажется жалко и кощунственно таким образом переводить продукты (крупы или бобовые), наоборот
    объясняю ребенку, что это еда, с этим нельзя играть.
    Зато когда приходим на пляж - позволяю вволю играть с песком или галькой)

    с уважением, Пелагея (http://yo-klmn.ru)






















    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пелагея, я очень уважаю такую позицию! :) Тем более совсем недавно размышляла на тему того, где границы игры с едой и возможно ли это вообще... Для меня восприятие ближе то, что в комментариях к тому посту отметила Ольга Астраханцева: что есть восприятие некоторых продуктов в качестве химических элементов, а есть понимание живой еды. Однако я не буду спорить, так как, повторюсь, особенно в отношении еды принимаю уважительную позицию. :) И как верно подмечено, сенсорный материал может и не иметь отношение к еде - всегда можно найти компромисс. :)

      Удалить
  21. Здравствуйте, Екатерина! Отличная статья,и замечательно - эстетично выделены ключевые вопросы. Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, рада, что нашли время и заглянули. :) Спасибо Вам. :)

      Удалить
  22. Здравствуйте, Екатерина!
    За статью спасибо. У меня руки не доходят до сенсорных коробок, но игрушки в большом количестве хранятся в прозрачных баночках, и в любой момент на занятиях я их достаю по сюжету. Играя с космическим песком, песочница перевоплощается в ту самую нужную в данный момент коробочку. В детстве я очень любила исследовать чулан дяди, в который он нас закрывал за непослушание. Чулан был тёмный, как сенсорная комната, в нём было маленькое окошечко, через которое проходили солнечные лучи, освещая кожаный диван с большой твёрдой спинкой. А ещё в чулане было много-много книг...Наверное, это была моя первая сенсорная коробочка, а я и не подозревала об этом: много интересных книг я прочитала, лёжа на чёрном старом диване...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, здравствуйте. :) Тёмный чулан - это суровое наказание... Но радуюсь, что Вы, будучи ребёнком, воспользовались его богатствами и в памяти остались и положительные воспоминания.
      По поводу сенсорных коробок на рабочем месте - наверно, именно в таком формате для педагога - психолога это второстепенные моменты практики.:) Мы же часто опираемся не на готовые формы миров, а на то, как дети самостоятельно воплощают свой замысел. Хотя, конечно, при наличии времени, азарта и материала я бы с удовольствием сделала несколько тематических сенсорных коробок. Во всяком случае настраиваюсь на это. :)

      Удалить
  23. Когда в моду вошли такие коробки Даша уже вышла из возраста, на который они были вроде нацелены и я особо не делала ничего такого. потом случайно мы сделали одну коробочку, но не традиционно, а с целым миром внутри и пошло-поехало. Что меня удивило, ей они и в 7 лет нравятся )) главное мир поинтереснее внутри коробки создать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, вот и я именно об этом и вещаю всем вокруг! :)))))

      Удалить
  24. Здравствуйте! Вот и я начиталась/насмотрелась на сенсорные коробки, и решила сотворить нечто подобное, вернее тазик. Сыну 1,4, он с восторгом начал играть и перебирать, естественно тащить в рот. я к этому отношусь более или менее спокойно, но у меня вопрос такой... Как реагировать когда ребенок осознано высыпает содержимое рядом с коробкой? Я пытаюсь объяснить, что так делать не нужно, нужно сыпать в чашечку, но мой совет игнорируется, сын целенаправленно начинает сыпать все на пол... лопаткой.... в большом количестве, собственно кажется, игровое поле смещается с коробки на пол.... Нет, не подумайте, что я блин зануда такая, что не даю ребенку поиграть, я лишь опасаюсь последствий, не будет ли он потом постоянно так делать? все таки нужно же как то приучать любить порядок.... Это кстати если можно, аналогичный вопрос про еду. Сын когда ест ложкой, он обязательно навалит рядом с тарелкой гору и начинает ее размазывать. Я сначала лояльно к этому относилась, познает мир)))). Но уже прошло почти пять месяцев, но ни чего не происходит как бы я не объясняла, что нужно есть не выкладывать рядом, у него как будто уже традиция такая, дали ложку-пора выкладывать на столик содержимое тарелки. Извините за сумбур, но правда очень нужен совет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, понимаю, что Вы, возможно, и не загляните сюда, но, но, но... всё - таки я отвечу - только сейчас добралась до блога.
      Не вижу никаких поводов для беспокойства - совершенно стандартная ситуация, меня бы смутило, наоборот, что в столь раннем возрасте малыш вдруг придерживался бы установленных правил в ущерб собственной любознательности. Тазик - это же границы, а у детей, особенно уверенных в себе, всегда есть стремление выйти за рамки и попробовать что - то другое. Беспорядок уйдёт с возрастом, но не до конца :))) - на это не надейтесь. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!