воскресенье, 15 мая 2016 г.

Картонная девочка или Заметка о детской индивидуальности и театре

   
       Сравнительно недавно я сделала обзор - подборку о творчестве в контексте раскрытия индивидуальности ребёнка - "9 творческих идей, чтобы показать ребёнку его яркую индивидуальность".  Действительно стоящие и интересные для воплощения идеи.  Самостоятельный детский замысел уже хорош  тем, что помогает развитию уверенности. А проба своих сил, возможностей, способностей помогает лучше понять себя.  Даже для взрослого с опытом именно свой внутренний мир часто представляет собой территорию тайн и загадок. Для детей же это путешествие, словно познание космоса или океанических глубин, только с обязательной поправкой на то, что это довольно тревожно и даже страшно, так как способы, инструменты и т.п.  так же требуют освоения и своего знания (да и для взрослого это нередко имеет место быть). 
     Конечно, страшно, но такие путешествия необходимы, чтобы в будущем не упустить ту самую заветную "синюю птицу". Развитие способностей, исследование своих возможностей, познание себя как индивидуальности и индивидуальности яркой,  - всё это необходимые условия для развития успешности. Да, да! Сколь велика роль удачи - ровно столько же важен внутренний стержень качеств личности в достижении поставленных целей, для осуществления мечты. :) Поэтому, я в этом абсолютно уверена, детям надо предоставлять эти возможности.
     А рассказать хочу сегодня о спонтанных 15 минутах, которые запали мне и не только мне в память. И связаны они вот, да, как раз с яркой индивидуальностью. :)
    В один из довольно шумных вечеров мои дети, по всей видимости, перепутали дом и улицу. :)) Они бегали, повизгивая и хихикая, переходя на хлопанье дверей и сметая всё, что попадалось на их пути. Поскольку мы на первом этаже, то я закономерно всегда какое - то время позволяю и не вмешиваюсь (а порой и сама в этом участвую - разрядка :) ), НО всякому терпению рано или поздно приходит конец. :)) И за некоторое время до сна, когда уже точно надо было бы переходить на более ровное дыхание и спокойное сердцебиение, я предложила им сделать картонную девочку.

    Ну, то, что это будет именно девочка, было решено, конечно, уже в процессе, до этого  просто человек.

     Когда "красавица" была почти готова, до прихода бабушки с работы оставались считанные минуты. И мне пришла в голову мысль подшутить над ней. Говорю Маринке: "Давай, когда бабушка войдёт, ты скажешь, показывая на нашу картонную леди,  что - то наподобие: "Бабушка - это ты"....  - или что - то в этом роде". "Ладно",  - сказала она и пропрыгала мимо меня в комнату. 
     Пока я убирала мусор после творческого процесса, в двери заскрипел ключ и уже в следующие мгновения щёлкнул выключатель, заполнив коридор ярким светом галогеновых лампочек. За следующие несколько минут произошло сразу несколько мелких событий и, как у нас часто бывает, шумных. :) Потом у картонной девочки "выросли" руки (а я - то переживала, что не успели :) ), и Маринка вдруг рассказала от первого лица "куклы" маленькую историю, чем приятно шокировала всех нас. Только заслышав первые несколько предложений, я побежала за фотоаппаратом - уж очень хотелось заснять её.
Так она увлеклась эмоциями, что забыла о том, что её не видно. :))
      И вот когда я смотрела на эту импровизацию, я вдруг подумала - осознала, как же всё - таки изумительно  работает детская фантазия при свободе. :) Да... простор для детского замысла важен. Ведь я - то задумала первоначально сделать что - то, что будет некоторое время служить нам манекеном, а тут такая мысль!  И в какой форме! История от первого лица, образ, созданный по эскизу собственной фантазии (я помогала совсем чуть - чуть),  импровизированная театрализация перед всеми членами семьи - всё это спонтанно и очень смело. Такие пробы детской самореализации очень ценны. Очень радуюсь таким моментам. :)
Екатерина Белова

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

24 комментария:

  1. Здравствуйте, Екатерина Андреевна! Несомненно - первый этаж - это выигрышная ситуация для семей с маленькими детьми (мы тоже живём на 1-м), можно бегать=-веселиться сколько угодно, и никому "по голове" не скачем.
    Замечательная получилась девочка. А Маришка какая умница! И как подросла-то!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте. :) Первый этаж в отношении бегающих детей сродни собственному дому - не надо постоянно думать о том, как там чувствуют себя соседи, на какой стадии развития их головная боль. :))) Спасибо, что отметили. :) Маришка у нас рослая. :) И, да, безусловно, умница. :))

      Удалить
  2. Замечательные у вас девочки) и картонная тоже)) Бабушка не испугалась внезапного появления нового члена семьи?)))) И дом, Катерина, у Вас очень красивый!
    Верно замечено про свободу и простор детской фантазии. Нам многому можно поучиться у малышей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, бабушка сначала опешила (да, да, именно так :)) ) от такой красоты. :))), а потом умилялась творчеству Маринки. :)
      Рада, что мнения совпадают (тут, конечно, иначе никак), и большое спасибо за похвалу дому - очень приятно. :)

      Удалить
  3. Большое спасибо, Екатерина за идею! Ведь это же настоящая находка! Сколько у нас тревожных детей, не умеющих более-менее связно выразить свои мысли, тем более на публику. А спрятаться за картонной куклой - это вариант.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, рада, что заглянули. :) Ой, это не мне спасибо, а дочке. :)) И я очень согласна, что такая форма презентации может иметь пользу при работе с тревожными детками. Спасибо, что сделали акцент на этой мысли! :)

      Удалить
  4. Катя, какое неожиданное спонтанное открытие вышло. Мариша - молодец!
    Только свобода может воспитать в ребенке уверенного, адекватного, созидающего и творческого и цельного человека.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, и ведь действительно спонтанно! Именно этот факт меня и заворожил. :) Это был один из тех моментов, когда твой собственный ребёнок тебя вдруг чем - то удивил и неожиданно даже научил! :))
      Свобода в творчестве именно для меня - это многое, если не всё! Стоит поставить какие - то ограничения, рамки, и у меня всё прекращается, увы. Я уверена, что для детей этот момент ещё более значим. :)

      Удалить
  5. Театрализованная деятельность помогает снизить тревожность, проявить индивидуальность. Кукла ;) это ширма, за которой ребенок может спрятаться. А если и что-то сделал не так, так это сделала кукла :)
    Катя, у тебя творческие и активные детки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, спасибо. :) И в самую точку про тревожность и театрализацию с куклой - ширмой. :)

      Удалить
  6. Здравствуйте, Екатерина! Отличная заметка - свобода способствует творчеству и помогает детям выразить себя. Картонная девочка с Маришкиными ручками - прелесть:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, спасибо отклик! :) Без свободы я вообще не понимаю, имеет ли место быть именно творчество?! Эти понятия так близки в моём сознании. :)

      Удалить
  7. Класс, да здравствует детская импровизация! )

    А я вот недавно прочитала одну классную книгу Simplicity Parenting - об упрощении жизни детей и с детьми, и в том числе - о предоставлении им большего времени просто для "поскучать", а на самом деле - "пофантазировать". Чем больше свободы - тем больше таких неожиданных выступлений и ярких моментов получается!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, Алёна, :))) - такие мысли только с лозунгами! :))) Да, да, помню эту мысль о "поскучать" в оформленном виде, так сказать, увидела у Даны Бар. Не надо бояться детской скуки! Конечно, не до фанатизма развивать это направление - всегда опасаюсь крайностей, особенно от недопонимания. :) Однако свобода - это верный друг творчества!!! Рада, что заглядываешь. :)

      Удалить
  8. Спасибо за идею!Надо попробовать со своими сорванцами устроить театр.

    ОтветитьУдалить
  9. Кукла получилась чудесной, а импровизация ребенка - великолепная задумка, чудесная детская фантазия, которая так ярко воплотилась!
    А первый этаж - это счастье, которое способны оценить только мамы с маленькими детьми))), чем больше детей, тем ярче осознание. Я очень скучаю по первому этажу).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, всё, я основательно выпала из блогинга, а потому буду появляться редко - редко. По крайней мере летом. Однако я так рада твоему комментированию всегда! Первый этаж в многоэтажном доме с детьми - это очень здорово! Спасённые нервы. :))))
      Я рада, что и ты отметила это проявление детской фантазии. Я, честно, до сих пор мысленно любуюсь этим моментом. :)

      Удалить
  10. Во всей Вашей деятельности, Екатерина Андреевна, прослеживается творческая жилка, за что бы Вы не взялись, которая находит продолжение в играх для деток, Вы просто умничка)))) а детки подхватывают идею и домысливают своими проявлениями, вот как с куклой)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, спасибо, Людмила Владимировна, за добрые слова! Захвалили. :))) Но с куклой действительно получилось: "подхватили и домыслили" - очень мне понравился этот речевой оборот. :)

      Удалить
  11. Замечательная история!) Я рада всегда за своих супер коллег и не менее творческих их воспитанников. Но, честно говоря, слегка и печалюсь, потому что имею опыт работы в школе: и в обыкновенной,и в частной, где, к сожалению, наблюдала, как творческих детей "ломают" уже в первом классе, но в начальной школе непременно. Приходилось, например, учить более меня опытную коллегу, когда она прибегала ко мне с работой ученицы первого класса. Это было сочинение "Ёжик осенью" в виде каллиграммы- графических стихов, т.е. на отдельном листе было написано хорошее, грамотное сочинение в виде ёжика. Я восхитилась, а вот у коллеги было желание выпендру- девочку сделать, "как все". Коллега проработала в нашей школе всего полгода и поменяла место работы- ушла работать дальше и вряд ли научилась чему-то сама, к сожалению. Самое любопытное было то, что она рассказывала о своём опыте работы: у неё был период, когда от безработицы ей- учителю начальных классов, пришлось поработать в детском саду. Так вот её там хвалили, у неё была железная дисциплина, а она плакала вечерами после работы- так ей было трудно и так это всё было "не её", потому что ( внимание!) она умеет "учить", а "это вот всё"- "не её". Я, как старая бабка, готова подобные случаи из жизни припоминать часами- это не единичный случай не преемственности между дошкольным и школьным образованием, но вывод сделала: без вот "этого всего", что мы делаем в детском саду- учимся играя, развиваем индивидуальность и творчество, без опыта дошкольного образования, я бы учителей на работу в свою школу не брала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо. :) И очень хочется отметить вот этот для меня непонятный факт, что хорошим воспитателем считается тот, у которого железная дисциплина. Здесь всё с такими тонкими гранями... Без творчества нельзя, нельзя прибивать индивидуальность, но, к сожалению, не всем педагогам дано это даже понять.

      Удалить
  12. А-хахааахххаа!! Потрясающая картонная девочка!

    ОтветитьУдалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!