пятница, 24 февраля 2017 г.

Взгляд педагога - психолога со стороны на воспитателя.... в одном человеке. Часть первая: Время летит очень стремительно - нет осознания и удовольствия...

   
    Да, да.. 😃 Здравствуйте! 😃 Вот с такой фразы мне и хотелось начать писать давно заблудившийся пост. Извиняться за отсутствие не имеет смысла, так как это было совершенно осознанным шагом. Я просто решила, что какое - то время, а длительность была мне не известна, я просто не буду писать в блог.  Не буду скрывать, здесь причин маленьких много, есть одна веская большая, но, безусловно, всегда есть тысяча возможностей, чтобы начинать осуществлять задуманное. А вот бег, забег, ритм, движение очень утомляли - всегда надо двигаться с комфортной для себя скоростью, в противном случае вестибулярный аппарат сыграет злую шутку... 😅
       Наверно, сейчас всё более или менее устаканилось. И мне хочется поделиться своими выводами по поводу моих 8 - ми месяцев пребывания в роли воспитателя и как на всё это смотрит мой внутренний цензор, получается ли у меня совмещать деятельность педагога - психолога с тем, что группа детей теперь на моём попечении.... Начну с чувств и эмоций. 😏


     
        Пожалуй, будет честнее сказать, что это не столько первое неприятное впечатление, а скорее урок и опыт осознанного отношения к своей повседневной жизни. Жить настоящим, а не прошлым и будущим - это не всегда просто и не каждому сразу даётся такое умение. Вот и я около 4-х месяцев на работе чувствовала себя не очень уютно. Безусловно, это и мысли о том, от чего отказалась в декретном отпуске... Но для меня это ощущалось естественным моментом. Адаптация... И это я прекрасно понимала. Однако остро чувствовала, что очень многое от меня просто ускользает. Что? Да всё. Я к пятнице не очень хорошо помнила, как прошло начало недели. А это плохо. Вот эта бесконечная ежедневная спешка и, да, скорее всего во многом суета в какой -то момент меня и вразумила, ибо спешка в делах привела к хаосу в голове (хотя тут можно поспорить, что из чего проистекает). И ведь пришло это понимание не сразу: были и многочисленные моменты радости, удовольствия, а потом внезапно накатилась усталость, настолько внезапно, что ошарашила. Сознание кричало: "Мне это надо, хочу!!!" Но что - то уже было не так...
     
       Знаете, моё утро начиналось примерно с такой мысли: "Уууу... опять бежать..." Всё приходилось делать именно бегом: собрать ребёнка в детский сад, собрать себя, определиться, чем сегодня бабушка будет лечить малыша (у меня этот период что - то тяжёлым вышел в плане болезней Кирилла), и собрать кое - что для детского сада, что мне может понадобится сегодня, вспомнить и собрать то, что понадобится для вечерних кружков Марины. Конечно, я понимала, что собираться надо заранее, но вечером я стараюсь максимум времени провести с Кириллом, а укладывая его, просто засыпала. 😉  А в саду... Влетаем в детский сад с Маришкой (сейчас я настойчиво себя просто заставляю именно не влетать, а входить в детский сад), она к себе идёт на группу, а я сразу начинаю приём - ранних малышей у меня много. Поскольку для меня всё ново, то я старательно просмотрела методику приёма, включила свой запас знаний педагога - психолога, а потому деятельность наша утром богата: от полива растений и традиционного дежурства с зарядкой до разговоров и психологических игр, и индивидуальной работы.
       Подготовка к занятиям... Как же меня раздражало, что всё это любимое (а я эту подготовку очень люблю смаковать!) приходится настолько минимизировать, что долгое время меня не оставляло ощущение неполноценности: ведь можно провести "вот так", а я смогла  только вот так. Спросите, что же не планировала заранее? Что Вы?!!! Очень даже планировала, но в планах и в голове, а на деле.... А как раздражало то, что планируешь, готовишь, а тут, бац, фотографы, например.... 😟 Но в последний месяц для меня как будто что - то щёлкнуло...
   
        Нет, я не проходила никаких тренингов и не читала умных и полезных книг... Я бы так же могла сказать, что и не слушала никого. Но, сдаётся мне, что было что - то: то, что я не осознала, даже не запомнила, но что осело в голове. И произошло это за неделю проведения методического мероприятия. Я даже немного испугалась, так как отсутствие хотя бы лёгкого волнения меня действительно пугало своей нестандартностью. Впоследствии я об этом задумалась. И мне кажется, что я поняла. Для меня, человека холерического склада, свойственно бежать, держать всё в голове, и, если деятельность не привлекла, бросить на полпути - я не довожу дела до конца ради заключительного результата. Это и минусы, и плюсы. Конечно, моё чувство ответственности не всегда позволяет мне бросить дело 😊, но для меня это только означает, что делать  я буду с очень острым чувством раздражения...😫 Плохо. И я научилась планировать ещё больший объём задач, нежели мне доводилось пробовать ранее при тех условиях, в которых я живу здесь и сейчас, - на бумаге и не держать всё в голове - это мой первый урок.
           Мой второй урок - не давать сразу согласия, а хотя бы подумать над предложением один час, и если затраты ресурсов будут превышать мои силы и желание, то лучше отказаться. Так в детском саду я научилась чётко отказывать, если действительно "не могу и не буду", и в многообразии дел выбрать для себя приоритетные направления, что сразу сбавило нагрузку (а навалить её желающих много). Согласитесь, есть то, что нутром понимаешь: трудно, но надо. А есть такие моменты в деятельности, когда думаешь: "Я понимаю, что Вам хочется, но оно того не стоит, как бы Вам не хотелось". У меня теперь таким примером стала голова Бабы - Яги. 😉 Какая? Готовился детский сад к показу летней территории... У нас есть избушка и я, когда была посвободнее, всегда делала в окошке Бабу - Ягу, точнее её голову. Безусловно, со временем многое портится от непогоды. И пришло время замены этой головы... 
 - Сделай! 
- Когда???? 
- Пожалуйста!!!
- Хорошо, но почему именно сейчас?
- Так комиссия придёт!..
  😄 Точно, моя сделанная голова, которую ещё надо обнаружить, наклонившись, значительно повлияет на впечатление от созданного на территории. Нет, не подумайте, я не очень вредная 😉, но делать в ночное время в сложный для меня период то, что отнимет у меня необходимые мне силы, а сама цель ... что есть - что её нет... К следующему летнему сезону я обязательно её сделаю - ибо дети ищут в окне Бабу - Ягу, но делать я буду не в спешке и с удовольствием.
       А добавляя к "моему первому уроку"...Каким бы жадным холериком до деятельности не была, вести планирование дел на бумаге. Часть дел и задач, которые я могла поставить для себя на сегодня, не всегда требуют моментального решения и реализации, а, значит, расстановка приоритетных направлений значительно поможет пошаговой и обязательной реализации, нежели раздражение от массива не сделанных одномоментно дел и отказ от них.  
         
       Мой третий урок - подготовку к занятиям обязательно смаковать (!!!!!) и найти (!!!!) на это время. 😉 Совершенно верно, если не думать о причинах, а поразмышлять над возможностями, то всё обязательно получится! Зачем отказываться от того, что ты так любишь и это даёт тебе ещё один дополнительный стимул для работы с детьми?!!!!  Конечно, нашла я и минус - это определённого рода любование маленькими результатами довольно длительное время, забывая, что это только один маленький шаг к реализации поставленной большой цели (вот это меня как раз немного и испугало перед методическим). Мой мозг меня просто постоянно обманывает в свете этого любования: я получаю дозу эндорфинов "здесь и сейчас" и ... просто расслабляюсь. Потом вспоминаю..., бегу, раздражаюсь... и цель упущена или достигнута таким образом, что никакого удовлетворения и чувство опустошённости: а зачем мне всё это вообще надо. Хотите на маленьком примере из обычной повседневности? Пожалуйста.😊
        Рисование... Я, в недавнем прошлом педагог дополнительного образования именно в этом направлении, в один прекрасный момент просто возненавидела эту организованную образовательную деятельность. Приготовлю фон для работ, какие - нибудь детали - любуюсь.... Но хоть где - нибудь бы мне в этот момент щёлкнуло, что надо бы и воду заранее налить, подготовить инструменты для деток, подумать, что надевание фартуков займёт не меньше 10 - 15 мин. И вот я, скрывая и накапливая раздражение, бегом готовлю столы..., одеваю фартуки малышам, для которых это настоящий ритуал радости и предвкушения, а я сгораю от неудовлетворённости, что то, что должно и мне доставлять удовольствие, проходит в спешке... И таких моментов в моей практике воспитателя в первые месяцы было множество! Неорганизованность...
        Мой четвёртый урок - понимание, что не время летит стремительно, а деятельность в детском саду богата, интересна и захватывает! 👍 Захватывает так, что проникаясь трудностями, спотыкаясь на неорганизованности, переживая моменты позиционирования себя и среди детей, и среди коллег,  и среди родителей, и в то же время бесконечно играя, строя, создавая и перестраивая, забываешь останавливаться и рефлексировать происходящее! 😲 Мой внутренний цензор, педагог - психолог, который до этого взирал со стороны на других воспитателей, не понимал, почему  вдруг некоторые из них отказываются от выполнения элементарного, вдруг осознал, что так они нашли безопасную гавань для себя, но выиграли ли от этого дети? 👬
     Примечание


Екатерина Белова 😘

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

15 комментариев:

  1. Катя, добрый день! У каждого есть "голова Бабы Яги", это просто беда какая-то.... Как навалится на тебя груз недоделанного, недодуманного, бессмысленного, и не знаешь с чего начать. Я, к своему благоразумию, бросаю ВСЕ! Планирую только самое интересное для меня и учеников. Помогает войти в русло жизни и получать удовольствие от работы:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! :) А я уверена, что "голова Бабы Яги" действительно применима ко многим. :) И не понятно пока: система ли виновата или всё - таки это постоянный человеческий фактор - впрочем, видимо, всё вместе. :)) И тут здравый смысл просто необходим. Вы с детьми делаете так много и с удовольствием, что, думаю, действительно лишнего и не надо. :)

      Удалить
  2. Катерина, рада приветствовать.
    Прочла на одном дыхании, ооочень внимательно. Да, трудностей много... Но, работая в системе, все наладится и встанет на свои места. У Вас это обязательно так и будет! Просто Вы любите, чтобы все было на высоте, а как Вы правильно заметили, в садике все происходит очень быстро...
    Не грустите и не сердитесь, своей семье Вы нужна милая и добрая. И нам нужны! Вот я уже посмотрела фотографии, и увидела для себя новинки...
    Спасибо, Катерина!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, здравствуйте! Верно, один из моих минусов - это стремление сделать всё лучше, чем надо. А лучшее - враг хорошего. :))) К ритму мне ещё придётся привыкать... "Работая в системе"... Очень согласна! Всего неделю назад к нам из Москвы приезжал проверяющий. Моя няня места себе не находила, а я вот её как раз и "учила", что такого страха не было бы, если бы ряд моментов в деятельности были доведена до автоматизма и выполнялись, как предполагается, ежедневно. Не пришлось бы постоянно пересматривать свой алгоритм и не было бы страха ошибиться и навлечь на себя гнев администрации. :)
      и спасибо огромное за поддержку!

      Удалить
  3. Читаю и вижу себя со стороны)) Спасибо Вам, Катя, я думала что со мною что-то не так, Теперь кое-что встало на свои места. Проведу самоанализ и расставлю приоритеты!
    За голову Бабы Яги - спасибо!
    Сколько интересного у Вас на фото!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Валерьевна, здравствуйте! А я в свою очередь рада, что и со мною всё в порядке, раз есть похожие мысли у коллег. :))
      И несмотря на все мои негативные мысли, да, деятельность очень нравится и хочется пробовать - пробовать - пробовать! :)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Екатерина! Приятно, снова вас читать. Я в д/саду начинала работать няней, потом воспитателем, сейчас психолог, неоднократно замещала заведующих, можно сказать, знаю от а до я. И когда вижу, что можно сделать лучше (особенно со стороны администрации) - больно и печально. Но вдохновляет и поддерживает, что есть у нас люди, талантливые, которые любят свою работу, на них опора. Вашим деткам очень повезло, что у них есть Вы. Это видно по фото. Удачи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, здравствуйте. :) Большое спасибо за поддержку! Да, всегда легче и радостнее, когда есть единомышленники. И, наоборот, руки опускаются и задаёшься вопросами целесообразности, когда стучишься, а за дверью либо тишина, либо просьба не беспокоить... Увы, мы, педагоги, особенно увлечённые педагоги, это остро воспринимаем. Можно бесконечно рассуждать и понимать, что это свойственно любой сфере человеческой деятельности - у нас, в силу эмоционального фактора, всё это как - то особенно сильно переживается. И именно поэтому мы так радуемся даже маленьким успехам. Будем всегда надеяться, что за маленькими успехами будут следовать большие ежедневные радостные мгновения, минуты, часы ... в общении с детьми чаще всего и черпается вдохновение! Дети очень часто выступают целителями взрослой грусти. :)

      Удалить
  5. Катюша, здравствуй!! Всегда в голове крутится мысль о том. что воспитателям надо ставить памятники при жизни! Столько работы, столько забот и ведь все надо выполнить согласно требований методических и административных. А у администрации всегда свое видение. Прочитала пост на одном дыхании, пытаясь сделать анализ своей деятельности. К мероприятиям широкого формата готовлюсь, что называется на разрыв, иногда даже за 15 минут до начала перечитываю и переделываю)))Что иногда мешает. Однако, все походит замечательно. Что касается занятий с ребятней...занятия всегда нравились детям, однако они перестали нравится мне) Но на помощь приходят блоги коллег. За что я благодарна очень. Как и многие работаю на результат! Сейчас пойду читать второй пост на эту тему)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, привет! :) Вот сейчас читаю комментарии... Задумываюсь, улыбаюсь. :) Много, очень много схожего (вот, кстати, с выступлениями и у меня так: дорабатываю до самого последнего момента. Вот как раз на последнем методическом: уже всё началось, воспитатели ушли смотреть занятие, а я перед мастер - классом всё равно переставляю столы, обсуждаю, брать или не брать людей из аудитории... :))) И, да, порой сама от себя устаю.). И по поводу наплыва какого - разочарования даже в непосредственной работе с детьми... Всё так: фактор эмоционального выгорания - это наша ахиллесова пята. И я, как и ты, в такие моменты ищу активно источники вдохновения и маяки, за которыми хочется следовать.
      Я когда размышляю о том, что мне больше нравится: работа воспитателем или педагогом - психологом, то нахожу плюсы и минусы в обоих случаях, однако, деятельность воспитателя (если именно требовательно к себе относиться) очень энергозатратна. И, конечно, понимаю, что чем дальше, тем меньше получится проявлять именно такую активность... Я сейчас постоянно думаю над тем, что я - то пока, в силу возраста, могу думать об этом, а ведь у нас есть воспитатели, которые до сих пор работают в детском саду с момента его открытия, а ему уже 46 лет... Спрашиваю: "Любовь Макаровна, поделись секретом". А она улыбается, говорит, что надо постоянно двигаться. :) Наверно, так и есть: мы опасаемся, заранее пытаемся подготовиться, а ведь можно просто двигаться. Конечно, вкладывая в это необходимую смысловую нагрузку...

      Удалить
  6. Фото с занятий шикарные - глаза разбежались! Жаль, что не получилось увеличить!
    С удовольствием прочитала пост, пишите ещё!
    Сама терпеть не могу подменять воспитателя и открещиваюсь всеми руками и ногами от этого всегда! Не люблю работать с большой группой детей :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, спасибо! Но жаль, что не получилось увеличить - не понимаю, почему так произошло: кликнула - вроде всё работает. Может, сбой какой? Писать буду стараться, но я уже показала себя ещё тем блогером. :))))
      Алён, а я вот тоже как - то принципиально к таким вопросам отношусь. На подмены поначалу соглашалась, а потом нет - понимала, что в моей практике психолога это очень мешает (понимание через опыт). Критические моменты - конечно, но не постоянно. А потом вдруг вот, находясь в декрете, довольно долго размышляя, поняла, что хочу. Однако не замещать, а именно вести группу. Кстати, у меня совсем небольшая группа: в среднем всегда 18 - 19 детей, а по списку 22. Поэтому работаю я комфортно. :) Для меня это новый и очень интересный опыт, но, как видишь, и разочарования стали появляться...

      Удалить
  7. Катя, очень радостно тебя читать. Тяжелый период, но нужный, очень нужный тебе - и опыт, и уроки... Пусть все складывается!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анюта, привет и спасибо. :) Всегда рада тебе. :) Точно, в начале это был действительно тяжёлый период, потом легче, потом разное осознание... Со всеми трудностями всегда помогала увлечённая деятельность с детьми - это радость. :))

      Удалить
    2. Здравствуйте Екатерина Андреевна!Имела в прошлом году аналогичный опыт работы.Смогла проанализировать его спустя год и поняла,что нужно заниматься любимым делом несмотря ни на что,даже если окружающие нас коллеги совсем иного мнения.Просто по другому мы не можем.Разочарование сопровождает нашу жизнь и ничего с этим не поделаешь.Проработав полгода в частном детском центре поняла,что хочу обратно в Детский сад,где раздается шум любимых детских голосов.Хочу выразить огромную благодарность за полученные знания и опыт.Желаю тебе покорения новых профессиональных высот и спасибо тебе за то,что заряжаешь нас позитивными эмоциями

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!