вторник, 28 февраля 2017 г.

Взгляд педагога - психолога со стороны на воспитателя... в одном человеке. Часть третья: "Ребята, улыбнитесь, ведь мы же для мам готовим"

     
   Здравствуйте! 😃 Деятельность воспитателя очень - очень богата разными направлениями творческого самовыражения. Можно приложить и силу, и умение, и терпение, и организаторские способности. При этом надо быть и менеджером, и плотником, и швеёй, и, конечно же, артистом. 😃
       И вот они праздники... Безусловно, это радость, но..., наблюдая вокруг себя и прикладывая эмоциональную составляющую к себе и детям, понимаю, что краски не такие и радужные, а есть масса оттенков. И если для взрослых я считаю это естественным: всё - таки организация связана со многими нюансами, часто многое срывается, надо проявлять порой талант терпения и умения маневрировать между всеми участниками сего действа..., то в отношении детей у меня возникла масса вопросов к организации.  На деле оказывается, что репетиции вводят детей в состояние психоэмоционального напряжения. Является ли это естественным? И где можно говорить уже о педагогическом терроре?
      Ну, что тут скажешь? Устала ощутимо. 😉 Однако не буду противоречить себе - считаю, что это часть работы воспитателя: чуть - чуть более выкладываться, чем обычно . Всё - таки это отчётный концерт для родителей. Стоп. А что это именно: праздник или отчётный концерт? Чтобы дети улыбались и как - то сбавить напряжение, мы говорим обязательно, что это праздник (даже слово "концерт" звучит при этом празднично - убираем слово "отчётный"). Создать необходимый эмоциональный фон на празднике - это, пожалуй, одна из самых важных составляющих подобного рода мероприятий в детском саду. На деле оказалось, что это одна из самых сложных задач ввиду ряда предшествующих событий... 
       Сентябрь начался с того, что мои дети уже выступали для местного телевидения. Не вот прямо одарённости (ну, это я уже чтобы не захвалить 😉) , но способные детки. А лето в играх с концентрацией на форме круга сделали другое своё дело: в целом, для малышей они хорошо ориентировались в пространстве. Очень меня порадовали, хотя я и сердилась, что таких крох уже в показательные выступления пихают (у меня к этому было именно такое отношение).
       К Новому году хотелось подготовить очень много! Как же мне нравится стихотворение Аг Ятковски "Новогодняя ёлка"! Я его переосмыслила и сочинили вместе с коллегой сценку, в которой участвовали все дети. Все дети... Не сложилось, так как репетировать - это только мне, а Кирюшка на ту пору очень сильно разболелся, вплоть до госпитализации. В общем, стало не до чрезмерных нагрузок - надо было много сил для дома. Поэтому декорации так и не были подготовлены, а потому и в репетициях смысл пропал (хотя малыши свои роли выучили). Оставили для следующего Нового года....
      Потом пришёл январь... Начали готовиться к показу методического по конструктивно - модельной деятельности... Детей, конечно, тоже готовили.... И, эх,... Не буду вдаваться в нюансы и не всё было плохо при моём "эх". Я думаю, что у нас получилось сбалансированно, так как дидактику и показ ООД взяла на себя напарница, а я ещё с сентября занялась оснащением предметно - пространственной среды и работой с родителями по развитию конструктивной деятельности у малышей и подготовкой показа мастер - класса. Поэтому отработка ключевых моментов активно сочеталась с играми в разнообразный конструктор и активным конструированием на участке детского сада. Наблюдая за детьми, понимала, что они не напряжены, а, значит, всё хорошо. Спросите, как при наличии своих построек на участке я создала условия для ежедневного конструирования? Очень просто - обязательно оставила площадку снега для детей - копали, лепили в удовольствие. Но это я от темы отклонилась. Хотя это отступление для понимания было необходимо... В общем, пролетело наше методическое хорошо, похвалили.
      
    Параллельно мы, безусловно, умудрялись под минусовки песенки попеть, начали стихотворения учить.... К середине февраля музыкальный руководитель наша стала проявлять нами недовольство: "стихотворения не знаете до конца (это в середине - то февраля), в танце путаетесь, поёте тихо и не все". Как - то задело... Ладно бы не готовились, но ежедневно... Да, не до муштры, но ежедневно пели песни, танцевали, даже движения отрабатывали... У детей, как и у взрослых были разные дни: в понедельник они, как правило, были не очень собраны. Но это после выходных. По четвергам намного лучше. И детки у меня разные: есть несколько человек с речевыми проблемами... В общем, стало мне обидно за своих ребят. А потом, понимаете, вот смотрела я и видела - то совсем не то, что говорила музыкальный руководитель: да, громкость пения стоит отредактировать, но в остальном для этого возраста всё очень даже хорошо. Как же можно с них сейчас требовать вот эту отшлифованность, которую выдают выпускники (да и то не все)? Для мам мы очень - очень хорошо подготовились!!! Но музыкальный руководитель не довольна... И носочек не все тянут, и ...
      И вот тут во мне проснулся специалист, который всегда был не доволен подходом глобализации в репетициях. Смотрю на соседнюю группу... Учат бесконечно... Совсем не считаю это правильным и нормальным! Во время декрета я даже не хотела водить Маринку как раз по одной из причин, что подготовка к праздникам напоминает бесконечную дрессировку - не хотелось такого для своего ребёнка. И ведь понимаете, наблюдая, я не видела у детей никаких заметных улучшений: как они показали за три недели танец, так они покажут его и на самом празднике. Да, начинать готовиться надо задолго, особенно, когда задумка масштабна. Но это во многом по той причине необходимо, чтобы рационально распределить нагрузку на детей, а то, что это труд - несомненно. И потом, переставляя то и дело детей, что потом на них сердится, что они путаются и не улыбаются (это не старшие дошкольники)... Снова возвращаюсь к мысли, что сначала педагогу стоит убрать хаос в голове, от его организаторских способностей зависит слишком много - психическое здоровье детей и базовое отношение к праздникам и выступлениям. Здесь мне хочется очень отметить одного музыкального руководителя, который у нас проработал совсем недолго - ушла в развивающий центр. Она всегда работала на несколько детских учреждений. Однако делала она это виртуозно. Такая сила и умение организовать, что великолепные праздники у неё получались всего за две недели! Родители всегда это отмечали.
        
     Понимаю, что есть у музыкальных руководителей методические, аттестация... - вот и надо выбирать предрасположенных, сильных, музыкальных детей. А вот с показом для родителей необходимо перестроиться. У нас постоянно замкнутый круг - родители ЖАЛУЮТСЯ, что выступают одни и те же дети!  Конечно, среди родителей почему - то находятся такие, которые садик посещают плохо, а вот  требуют, чтобы ребёнок участвовал в танцах, сценках. Тут случай другой и подводят в данном случае своего ребёнка именно родители - диалог в другом направлении (хотя бы за три недели до праздника надо брать себя в руки и системно посещать репетиции с ребёнком). А вот о способностях, о влиянии на самооценку, об ошибках, которые мы делаем...


       Получается, что мы делаем огромные психологические промахи в погоне за отличным праздником. Уже убедилась, что то, что хорошо для музыкального руководителя, чаще всего совсем не понятно родителям и не надо им этого. В описанных выше случаях характерно было то, что несколько лет подряд музыкальный руководитель во всём опирался на этих детей, а потом, как нередко бывает, и другие детки подтянулись. Только, казалось бы, естественное положение вещей оборачивается психологической травмой для ребёнка. Не объяснили правильно, отодвинули молча... А в детском коллективе эта перемена "лидера" сразу почувствовалась, что сразу же привело к перестройке взаимоотношений. Мама, папа, дедушка, бабушка.... - все они приходят полюбоваться на своего кроху. И когда видят, что он всё время просиживает на стульчике или на последних ролях...  - обида и горечь за своего дорогого человечка.
       
     И не всегда это ошибка музыкального руководителя. У меня есть несколько малышей, которым пока трудно даются выступления: будь то танцы или чтение стихотворений. Понимаю, что родителям очень хочется. Однако веду диалог, что "мы обязательно выучим стихотворение, но настаивать пока на выступлении давайте не будем, для него уже достижение - участие в групповых танцах. Пусть он расскажет лично Вам, преподнеся это как подарок, для нас в группе прочитает... Со временем страх уйдёт, но на некоторые моменты в развитии ребёнка необходимо внимание и терпение".  А без такого диалога растёт стена непонимания и разочарования в детском саде.
       
   .... Начало февраля. Беру в руки сценарий. Начинаю подбирать для детей стихотворения. Нашла для всех: кто - то будет читать, кто - то готовит личный подарок для мамы... И снова слышу недовольство - слишком много стихов.... Говорю о том, что можно немного перестроить сам праздник, распределив таким образом чтение стихотворений не в одном месте, а по всему празднику. Надо ведь, чтобы каждый ребёнок стал участником праздника по своим силам. Вздох... Вижу непонимание. А я ... А я ежевечерне сейчас вижу лица родителей, которые склоняются к своим малышам. Родители бывают разными, но за свою группу радуюсь: родители очень внимательно относятся к ним, радуются за их достижения. Как же мне не хочется обманывать их ожидания!...

  Примечание:
  • В следующий раз поделюсь тем, что мне приносит радость: Обустройство группы! .... И, конечно, расскажу о трудностях.
  • О том, какие впечатления вызывает у меня работа воспитателем, можно почитать в разделе Психолог на замене.

Екатерина Белова 😘

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

17 комментариев:

  1. Здравствуйте, Екатерина Андреевна!
    Как же это интересно для родителей, побывать на празднике в детском саду. Конечно для тех, кто любит своих детей.
    Правда, есть такие, которые НУ УЖ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ своих детей. Даже не понимаю.
    Что касается видеосъёмки. Сейчас это просто бум какой-то. Дети потому и стесняются, что родители вместо того, чтобы слушать и смотреть, постоянно держат телефоны, камеры, стараются привлечь ребенка "посмотри на меня", мащут руками. В общем, ведут себя совершенно безобразно.
    Да и толку от такого видео мало.
    Как-то попросила одну маму запись с утренника (та хвасталась, что сняла полностью), я в это время была "за кулисами", переодевала детишек между номерами, следила за тем, чтобы они вовремя выходили на сцену, настраивала и подбадривала. Праздник получился просто великолепный!
    И вот, в предвкушении, вставляю кассету в видик и... на протяжении 40 минут смотрю крупным планом на лицо и затылок девочки, а когда она уходила "за кулисы" переодеваться, мама снимала вход, опасаясь пропустить "очень важный момент" появления доченьки снова на сцене.
    И её совершенно не волновало, что в это время шли концертные номера, другие дети пели, танцевали, разыгрывали сценки. В течение 10 минут только дверь, за которой скрылась обожаемая дочурка.
    Потом, когда девочка танцевала (отлично танцевала), мама снова снимала только крупным планом её лицо. А когда та поклонилась и вместе с ребятами села на стульчики (оказалась спиной к камере мамы), минут 10 снимался только затылок.
    Ни одного ребенка, даже партнера по танцам, мама не посчитала нужным снять на видео. "А зачем мне нужны чужие дети"?
    Прошло уже 10 лет. Интересно, какая память осталась об этом празднике?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте. :) Затронули Вы один из самых спорных моментов. Именно с видеосъёмкой у нас перед праздниками с родителями много разговоров и договориться всегда едва удаётся. Мой родительский коллектив ещё молодой и по этой причине сплочённости в этом вопросе ещё нет. До праздника Нового года я решила, что не буду вмешиваться и посмотрю. Посмотрела. Идёт праздник, я ведущая, вся в детях... Детки поют, танцуют..., а я всё думаю (но пока не смотрю на родителей - сама волнуюсь, взгляд на аудиторию и в то же время в никуда), почему же так мало хлопают? "Поднимаю" глаза. Какой там! :) Все снимают. :) Перед предстоящим праздником предупреждаю: "Снимать - снимайте, но выкручивайтесь как хотите, что бы дети услышали ваши аплодисменты!!!" :) Буду смотреть уже.
      По поводу вот таких съёмок с вами согласна. Я тоже говорю, что снимать надо праздник, чтобы у ребёнка осталась память о друзьях, о сказке на празднике и т.п.

      Удалить
    2. Здравствуй, Катя!
      Поддерживаю каждое твоё слово.
      Родители смотрят на своих детей через объектив. В зале тишина, хлопают только работники сада, родителям не до этого. Всегда перед утренником проводила мини-беседу с родителями о важности не съёмки, а поддержки ребёнка, ведь он так старается.
      Дрессура перед утренниками для меня больная тема. Она идёт ещё из детства моего ребёнка, так как у неё воспоминание о саде - негатив, сплошные репетиции перед выпускным. Для чего???? Это нужно? Для меня для мамы??? Мне нужны были счастливые глаза ребёнка, игры, смех и прощание с детским садом. Это было 10 лет назад. Сейчас ФГОС и где он?

      Удалить
    3. Вика, здравствуй! :) Вчера прошёл праздник для мам и бабушек, и я так довольна! Довольна всем: детьми, родителями, тем, что настояла на своём: каждый малыш ведь выступил, что доставило родителям радость и восторг - благодарили, хвалили... :) Значит, несмотря на все трудности, я всё - таки выбрала правильное направление... а вот размышления всё равно не оставляют в покое - перестраиваться ещё нужно многим...

      Удалить
  2. наконец-то кто-то сказал это вслух! Катя, это просто бомба! Так много важных моментов раскрыто! твои слова: мы делаем огромные психологические промахи в погоне за отличным праздником, - хочу послать их в местную русскую школу, с которой пришлось сбежать... В местной канадской, в которую ходит мой старший, там другой подход, праздники делают для детей, родители даже не всегда присутствуют - пожалуй только на новогодний праздник. я могла бы описать этот процесс и описать сценарий для примера, там такие счастливые дети на фотографиях, тебе не передать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, вот видишь..., жаль, что у наших русских педагогов даже у вас в Канаде такой подход. Так, конечно, не везде. Но то, что вижу я, преобладает. На моей практике только два педагога таких повстречалось, которые создавали для детей именно праздники...
      А про ваши праздники расскажи - у меня к этому теперь особенный интерес. Буду ждать! :)

      Удалить
  3. Читаю и меня немного передергивает.
    То, что ужасно меня раздражало в педагогической деятельность - это показуха. Праздник - это показуха, который всегда для кого-то, только не для детей. И это действительно напоминает дрессировку.
    Вся педагогика, насквозь сплошная показуха - конкурсы, семинары, открытые занятия, концерты и мероприятия. А потом еще написание кучи отчетов по проведению всего в 6 инстанций (без преувеличения, школу курировало 6 вышестоящих организаций от городского уровня до республиканского).
    Я постоянно задавала неудобный для всех вопрос - А ДЕТИ? ГДЕ ЗДЕСЬ МЕСТО ДЛЯ ДЕТЕЙ?

    Единственной отдушиной были уроки при закрытых дверях, когда НИКОГО постороннего, только ты и дети, и творческий процесс. А потом начались разговоры минообраза о постановках камер в классы. Что серьезно? Последний островок для детей превратить в показуху?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прошу прощения за опечатки)))

      Удалить
    2. Привет. :) Твои "опечатки" нашла только после третьего прочтения и по той причине, что ты написала, что они есть. :)))
      И это, видимо, по той причине, что твоё негодование мне очень близко: читала быстро и соглашаясь... Отчёты... Нет, чтобы готовиться к чему - то интересному с детьми дальше, а время на отчёты необходимо... Раздражает... Возможно, для кого - это пустяк, а я действительно на этом всегда торможу...
      Серьёзно 6 инстанций? ... Да... И я это слово часто употребляю - "показуха", ибо сильно против подобного. Хочется поделиться, но нередко показываем на деле не то, что важно и нужно окружению, а идеальную картинку, за которой стоит... Но ведь не всё потеряно? :)

      Удалить
    3. Шесть организаций от городского до республиканского уровня. Школа была республиканской площадкой. В казахстанском менталитете очень раздуты инстанции проверок. Был прецедент, когда пришла комиссия, а над ней еще одна комиссия, которая проверяла как работает эта комиссия. Чиновничий сверхпаразитизм.

      То, что сейчас происходит в казахстанском образовании - театр чудовищного абсурда. Резкое внедрение полиязычия - просто шедевр идиотизма. Сейчас дети в первом классе должны быть трилингвами. НИКАКИХ методик нет. НИ ОДНОГО специалиста не подготовлено. В результате у них сливаются английский и казахский в один комок. Они путают языки. Для старшей школы стоит дата внедрения - 2019. Когда биология должна идти только на английском. Вопрос - кто ее будет вести? Учителю биологии будет помогать переводить его уроки учитель английского? Собственно, казахский мы так и учили, после 8 уроков придешь в кабинет к казаховедам, голова уже отключается, и естественно, эффект был равен нулю.
      А как внедряли предмет самопознания? Это помесь этики с патриотизмом, и процентов на 10, это психология. 1 сентября я узнала, что буду преподавать эту дисциплину, поскольку часов у меня до ставки не хватало. У меня была только программа (одинаковая на все классы, был взят принцип - "повторение - мать учения") и пространная методичка. Специалистов не подготовили, учебники не поступили (они пришли только на следующий год), но дисциплину внедряли. Курсы прошли в только апреле. Я работала вслепую, но правда в очень творческом ключе. А оказалось, что ведущим методом в этом предмете является чтение текста из учебника по цепочке! Я отказалась от ведения дисциплины на следующий год.
      Я перестала верить, в то, что не все потеряно. Наверное, это одна из причин, почему я ушла из школы. Не хотелось быть причастной к купированию и уничтожению мышления детей.
      У российского образования, несмотря на все потрясения, больше шансов в десятки раз.

      Удалить
    4. Да, плачевно звучит... Но я и правда думаю, что у нашего образования шансов больше. Хотя ситуация с ФГТ была очень похожа... Только именно с ФГОСами создалось ощущение об отработанности, но ведь тоже не ждали - внедрять начали, когда ещё методически никак к этому не были готовы.
      Теперь у нас другая "беда". Утвердили стандарты по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а кадры не готовы. Вот для меня, как психолога, на которого, собственно, падает основная ответственность, это сейчас истинная проблема. Сама теперь ищу курсы по повышению квалификации в этом направлении, а вот сверху никаких предложений не поступает. Дали лист по результатам обследования, который я должна заполнить. Такие термины... А ведь, повторюсь, по дефектологии нас никто не готовит. Как будем выкручиваться?... И я сейчас действую в основном именно вслепую. Одно радует: при всех проволочках всё - таки авторская активность у нас поддерживается - разрабатываю свои индивидуальные образовательные маршруты.

      Удалить
    5. Да. телега впереди лошади - основной принцип работы системы образования. Лошадь пытается эту телегу толкать, и сама себя запрячь, причем, сделать упряжь самостоятельно! А дети где-то позади, за поворотом, пешком босяком за ней идут по острым камням, пытаясь в пыли рассмотреть следы от колес и не потеряться... Вместо того, чтобы в повозке ехать и с интересом обозревать окрестности,с довольной лошадкой во главе.
      Невдомек чинушам, что лошадь не приспособлена упряжь делать! У нее копыта, а не руки!

      Дефектология - это целая наука, с утвержденной в реестре профессий специальностью логопеда дефектолога. Этому люди 5 лет учатся.

      За счет педагога решаются очень многие проблемы мин.образа. А педагог на свою нищую мизерную зарплатку готовит реквизит на занятия, учится на курсах, если найдет таковые самостоятельно, разрабатывает за чиновников структуру и внедряет, участвует в бесконечных конкурсах, что тоже получается недешево, и еще делает платные публикации в научных международных сборниках. Пишет кучу отчетов, и заполняет по ночам электронный журнал, потому что днем портал зависает...
      Вот и выходит, что на непосредственную работу с детьми остается в лучшем случае 10% времени. А это то, ради чего педагог существует. Очень бы хотелось, чтобы министерство образования об этом вспомнило. Что методическое обеспечение и разработка - это их функция.И мне очень хотелось послать всех чинушей просто выполнять СВОЮ работу, а не переваливать ее на педагога. Они созданы не для проверок и инспекций.
      Просто крик души у меня. Отдайте педагога детям!

      Удалить
    6. Оля, кратко, но ёмко и в самую точку! Хотелось бы очень, чтобы такое услышали и осознали не только лошадки...

      Удалить
  4. Я когда старшую дочку пробовала водить в садик меня прям раздражала вся эта показушность. И говорила я воспитателю открыто эти слова когда она меня на выставку просила нарисовать рисунок, а подписать, что его Катя рисовала! Ну городская же выставка! Я отказалась это делать и рисовала Катя всё почти самостоятельно, я только помогала там, где она просила. А за это меня я и дочка мы были неудобными в садике! Ой! как хорошо, что я одумалась и пересмотрела своё отношение к тому, что детям нужен садик.
    И со школой тоже самое!
    Читаю комментарии Ольги и понимаю,что вот такие люди, которые наоборот должны быть рядом с детьми, которые могут дать много чего полезного детям вынуждены либо подчиняться системе либо уходить.
    Я не смогла работать в медицине...взгляды изменились, а с моими взглядами я мешаю системе. Так же и она вот вынуждена была уйти со школы... эх! грустно!
    Мы тоже в этом году ушли со школы... нет там места для детей... там изготавливают одинаковые винтики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, здравствуйте. :) А ведь верно: такие родители неудобны... И мнение своё выражаете, и возражаете. :))) Однако всё ж замечательно, что вы есть - есть возможность корректировать движение. А вот глобальный минус заключается в том, что далеко не сразу прислушиваются к подобным мнениям. Всегда должен произойти какой - нибудь коллапс...
      Не знаю, захочу ли я кардинально изменить свой профессиональный вектор. Однако это пишу я сегодняшняя... Праздники прошли, я настояла на своём, довольны и дети, и родители. :) Только закрадывается мысль: насколько хватит бойцовских качеств, и смогу ли я без ущерба для себя постоянно адаптируясь, менять... Очень много зависит от системы, ещё больше от педагога, но если системы бездушна, то педагог - это совсем иное, целая Вселенная, где есть место прекрасным туманностям, но и чёрным дырам... Решение уйти от системы, как внешнего фактора довольно часто бестолкового контроля, я более чем одобряю, но всегда надеюсь, что за системой стоят люди, с чувствами и эмоциями..., поднимающие глаза от бумаг и статистики. Утопия?

      Удалить
  5. Катя, столько важно ты пишешь! Да, праздник для кого? И праздник ли? И нужны ли эти танцы и стихи, которые дети вымучивают, а потом танцуют и рассказывают за ёлкой? Мне ближе спонтанные праздники, не зазубренные концерты. И концертам, конечно, есть место, но в детском саду требования должны быть помягче. Не артисты профессиональные они, просто детки, которые хотят, чтобы мамочка им хлопала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анют, и танцы, и стихи можно учить с удовольствием. :) И, казалось, бы педагоги об этом знают. Только нередко всё делается с точностью до наоборот. Ведь даже предварительно готовясь, дети стараются, чтобы порадовать своих близких - чудесный мотиватор. Но в педагогической среде нередко встречаются перегибы. Вот это и вызывает чувство протеста. Вот за что я люблю в детском саду Масленицу? За спонтанность, за живой детский интерес! И ты права: это самые лучшие праздники. :)

      Удалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!